Республика

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Похожие термины:

  • вассальное от Франции государство, образованное в Северной Италии в январе 1802 г. во время второй оккупации Наполеоном Бонапартом на основе Цизальпинской республики. Первый консул Франции являлся

  • см. «Суперпрезидентская» республика.

  • характеризуется тем, что правительство несет двойную ответственность: перед всенародно избранным Президентом и парламентом, как во Франции. Смешанные республики несут на себе отпечаток специфич

  • государство в Центральной Африке. Входило в состав Французской Экваториальной Африки под названием Убанги-Шари. Независимость провозглашена 13 августа 1960 г. Столица — г. Банги. Административное де

  • государство на юге Африки; до 1961 г. — британский доминион Южно-Африканский Союз. Полная независимость провозглашена 31 мая 1961 г. Одновременно выходит из Британского Содружества. Столица — г. Претория

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в

  • см. Республика смешанного типа.

  • в 1962 г. был принят Закон о коллизиях законов, а в 1991 г. — Закон о международном судебном содействии по гражданским делам.

  • буржуазно-демократическая республика в Германии; установлена в результате ноябрьской революции 1918 г. Юридическим оформлением Веймарской республики явилась Конституция 1919 г., вошедшая в историю

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в

  • Государственное устройство Правовая система Судебная система. Органы контроля Государство в юго-западной части Африки. Территория — 1247 тыс. кв. км. Столица — г.Луанда. Население — 11,1 млн. чел. (1998 г.); р

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Государство на юге Закавк

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в

  • в бывшем СССР форма автономии. Представляла собой «государство», входившее в состав союзной республики (РСФСР, Грузии, Азербайджана, Узбекистана). А. р. имела свою конституцию, законы. Верховный Сове

  • АССР) – советское социалистическое национальное государство рабочих и крестьян, входящее в состав союзной республики на началах политической автономии (см.). Созданные в результате осуществлени

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в

  • республика в составе РФ. Конституция К.-Б.Р. принята парламентом К.-Б.Р. 1 сентября 1997 г. По Конституции К.-Б.Р. — суверенное демократическое правовое государство. Государственными языками К.-Б.Р. являю

  • Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство в

Признаки государства

Чтобы называться государством, необходимы определенные признаки:

1. Территориальная организация. Наличие государственной границы и гражданства.

2. Суверенитет, внутренний и внешний.Внутренний суверенитет — верховенство государственной власти внутри страны. Внешний суверенитет — независимость на международной арене.

3. Наличие государственного аппарата. Государство невозможно без органов власти и государственных учреждений. Важная часть госаппарата — полиция, армия, суды.

4. Публичный характер власти. Государство и общество — не одно и то же, государство представляют специальные органы и люди.

5. Принудительный характер власти. Государство обладает «монополией на законное насилие».

6. Исключительное право на взимание налогов и эмиссию денег. Только государство может собирать налоги, пошлины, печатать национальную валюту.

7. Исключительное право принимать законы. Только государство может издавать правовые акты, обязательные для населения.

8. Государственная символика. Государственный герб, флаг и гимн.

Люди с государственным флагом России. Москва, 2016 год. Фото: Reuters

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?Обещали и делим поровну:Одному – бублик, другому дырка от бублика.Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Теории происхождения государства

Самые старые из известных нам государств — государства Древнего Востока, располагавшиеся в междуречье Тигра и Евфрата, в Египте, Индии и Китае. Мыслители не один век спорят о том, почему возникло государство. Есть различные теории на этот счет, и ни одна из них не считается единственно верной.

Теологическая теория гласит, что государство дано от Бога. Об этом писали, в частности, богословы Фома Аквинский и Августин Блаженный.

Классовая теория учит, что государство — продукт классовой борьбы, орудие угнетения в руках господствующих классов. Об этом писали Карл Маркс, Фридрих Энгельс и Владимир Ильич Ленин.

Патриархальная теория предполагает, что государство выросло из семейных отношений. Сторонники этой теории – древнегреческий философ Аристотель, английский мыслитель Роберт Филмер, русский социолог Николай Михайловский.

Договорная теория считает государство продуктом общественного договора, взаимовыгодного соглашения между людьми. Эту теорию разрабатывали английские философы Томас Гоббс и Джон Локк, французский просветитель Жан-Жак Руссо.

Теория насилия гласит, что государство возникло в результате завоевания, когда победители подчинили себе побежденных. Сторонники этой теории — немецкий мыслитель Карл Дюринг, шотландский философ Дэвид Юм, польский социолог Людвиг Гумплович.

Ирригационная теория связывает появление первых государств с необходимостью обслуживания сети оросительных каналов и строительства плотин на Древнем Востоке. Ирригационную теорию развивал немецкий китаевед Карл Виттфогель.

Золотая погребальная маска египетского фараона Тутанхамона. Фото: Reuters

Выборы

Основная статья: Выборы

В либеральных демократиях президент избирается либо непосредственно народом, либо косвенно, в парламенте или сенате. Как правило, в президентской и парламентско-президентской форме управления президент избирается непосредственно народом или косвенно, как это делается в Соединённых Штатах. В этой стране президент официально избирается коллегией выборщиков, избранной государством посредством прямого голосования избирателей. Косвенные выборы президента через коллегию выборщиков соответствуют концепции республики в качестве одной из систем непрямых выборов. По мнению некоторых политологов, прямые выборы придают бо́льшую легитимность избранному президенту и делают более весомым его участие в политической системе. Тем не менее, это понятие легитимности отличается от декларированного в Конституции Соединённых Штатов, которая определяет легитимность президента США в результате подписания Конституции девяти государств о том, что прямые выборы необходимы для легитимности избираемого президента, а также противоречит духу , суть которого фактически является результатом появления в данном манифесте предложения, обеспечивающего избирателям из небольших штатов (государств) немного большего представительства в президентских выборах, чем у представителей более крупных штатов (государств).

В государствах с парламентской системой, как правило, президент избирается парламентом. Эта система непрямых выборов подчиняет президента парламенту, а также ограничивает легитимность президента и превращает большинство президентских полномочий по сути в резервные возможности, которые могут быть реализованы только в редких, практически исключительных, обстоятельствах. Однако существуют и исключения, когда избранный президент имеет полномочия только в осуществлении официальных церемоний, например, в Ирландии.

Парламентская республика

Главная роль в устройстве государственной власти принадлежит парламенту. Основные признаки:

  1. Правительство формируется парламентом и подчиняется ему.
  2. Первым лицом государства является глава правительства – премьер-министр или канцлер, на него возлагается ответственность за деятельность правительства. Все акты президента вступают в силу только после подписи (контрасигнатуры) главы правительства.
  3. Президент в таких государствах избирается парламентом или специальной коллегией с участием парламентариев. Он не может отправить в отставку главу правительства, но имеет право убрать любого другого члена правительства по согласованию с премьером.

К парламентскому типу относятся ФРГ, Италия, Израиль, Индия и др.

Одна из негативных черт такого политического строя – частые отставки и смены кабинета министров из-за вотума недоверия, выраженного парламентом.

Например, в Италии после Второй мировой войны за 72 года сменилось уже 65 кабинетов министров.

Смена формы правления

До 30 августа 1995 года в РК действовала норма, согласно которой Правительство формировалось по приказу главы государства. Также президент мог наделять полномочиями премьер -министра, а также ряд исполнительных министров. Однако для этого уже требовалось согласие Верховного Совета.

В декабре 1993 года Президенту была предоставлена возможность делегировать дополнительные полномочия главам местных администраций. Подобная мера была принята из-за массового самороспуска членов Верховного Совета. Весной 1994 года был сформирован первый казахстанский Парламент — Верховный Совет 13 созыва. Спустя год он был признан нелегитимным по указу Президента.

Полгода Казахстан не имел законодательного органа власти. Лишь летом 1995 года был разработан текст второй государственной Конституции. Согласно ее положениям, Президент провозглашался равноудаленным от всех ветвей власти. Ему же присваивался статус арбитра. Установилась президентская форма правления в Казахстане.

В настоящее время нормы 1995 года имеют чуть измененный вид. Так, спустя три года после принятия второй Конституции были расширены полномочия Парламента. Несколько изменились права Президента. В 2007 году в Конституцию были внесены поправки. Правительство должно формироваться в соответствии с партийным большинством Мажилиса — нижней палаты казахстанского Парламента. Данная норма утвердила окончательный переход к смешанной республике.

Особенности современной республики

Современной республике присущи следующие признаки:

  • Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.
  • Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.
  • Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.
  • В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.
  • Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, чётком разграничении полномочий (характерно не для всех республик).

В теории большинство республик, за немногими исключениями (Сан-Марино, африканские, отчасти Андорра) являются демократическими, то есть верховная власть принадлежит в них всему народу без предоставления каких-нибудь привилегий тем или иным классам. На практике, однако, народ при выборах является субъектом общественных групп, сосредоточивающих в своих руках богатство, а вместе с ним и власть.

Республика не является синонимом демократии. Во многих государствах-монархиях демократические институты также широко распространены. Однако в республиках больше возможностей для развития демократии.

Республики, равно как и монархии, могут быть либо унитарными (Франция, Италия), либо федеративными (Россия, Швейцария, США, Германия), либо, наконец, они могут входить в состав больших государственных союзов как республиканских (отдельные кантоны, штаты), так и монархических; они могут быть либо независимыми, либо зависимыми.

Главная отличительная черта современных республик, в сравнении с республиками древности — наличие у них конституционных актов, то есть чётко установленного порядка взаимодействия (сосуществования) общества и государства. Вместе с тем современные республики — все государства представительные. Исключение составляют только два швейцарских кантона (Ури, Гларус) и четыре полукантона (два в Аппенцелле, два в Унтервальдене), где все законодательные вопросы решаются на ежегодных всенародных собраниях, избирающих также должностных лиц. Институт референдума сближает отчасти и другие швейцарские кантоны, а также сам Швейцарский союз с типом непосредственных республик. Рабство, после его законодательной повсеместной отмены, исключено из современных республик, как, впрочем, и из монархий.

Определение слова «Республика» по БСЭ:

Республика (лат. respublica, от res — дело и publicus — общественный, всенародный)форма правления, при которой все высшие органы государственной власти либо избираются, либо формируются общенациональными представительными учреждениями (парламентами). Исторически Р. возникла в античную эпоху как антипод монархии (например, рабовладельческая демократия в Афинах). Различают два основных вида буржуазной Р.: президентские и парламентарные. Отличительной чертой президентских Р. является соединение в руках выборного президента полномочий главы государства и главы правительства (США, Аргентина, Бразилия). Жёсткое разграничение компетенции между высшими органами государственной власти и организационное их обособление обусловило и др. характерные черты президентских Р.: внепарламентский порядок избрания президента и формирования правительства, отсутствие института парламентской ответственности правительства и право президента на досрочный роспуск парламента.Парламентарная Р. основывается на формальном принципе верховенства Парламента, перед которым правительство несёт коллективную политическую ответственность за свою деятельность. Это означает, что правительство остаётся у власти до тех пор, пока оно располагает поддержкой парламентского большинства, в случае утраты этой поддержки оно либо уходит в отставку, либо через главу государства распускает парламент и назначает досрочные парламентские выборы. В парламентарной Р. правительство формируется только парламентским путём из числа депутатов, как правило, ведущих деятелей правящей партии или нескольких партий (так называемое коалиционное правительство). В парламентарной Р. премьер-министр, возглавляющий правительство, является обычно лидером правящей партии (см. также Парламентаризм).Р. является единственно возможной формой социалистического государства. независимо от вида социалистической Р. (советская республика, народная республика, народно-демократическая республика, демократическая республика) все они строятся на единых социалистических принципах. См. также Государство.

Смешанная республика

Бывают и государства, где сложно заметить четкое разграничение по виду. В этом случае, скорее всего, имеет место быть смешанный. Давая определение, что такое республика смешанного типа, следует заметить, что тут преобладает президентская власть, которая направлена на осуществление контроля за функционированием и выполнением поставленных задач правительством. В этом случае оно подотчетно одновременно и парламенту, и первому лицу государства. В таких странах нельзя четко разграничить законодательную и исполнительную власть, так как, и у той, и у другой достаточно много полномочий по отношению друг к другу. Можно найти множество сдерживающих факторов и противовесов, которые и создают нужный баланс между созданием закона и его исполнением.

Так как власть президента тут несколько больше, чем в президентском виде республики, смешанный вид часто называют супер-президентским. Основными характеристиками можно выделить следующее:

  • Первое лицо государство часто выполняет функцию арбитра.
  • Президент получает свою власть прямиком от народа, то есть его кандидатура определяется на выборах, путем сбора наибольшего количества голосов.
  • Хотя первое лицо государства, юридически не руководит высшими исполнительными органами, так как эту функцию выполняет премьер-министр, он располагает определенными полномочиями, которые позволяют оказывать достаточное воздействие на политику правительства.
  • Правительство в одно и то же время несет ответственность перед гарантом и парламентом, однако, глава государства неответственный за действия этого ведомства и принятые решения.
  • Президент обладает правом назначить выборы в парламент до срока.

Ярким примером служит некогда существовавшая Французская Республика, современные страны Африканского континента, Польша, Румыния.

У большинства современных стран форма правления в виде республики, особенно это касается молодых стран или находящихся на стадии развития. Так как республика – это самая молодая из всех существующих, форма правления, она постоянно развивается и меняет принципы управления страной, подбирая самые эффективные в современных условиях. Именно форма республики позволяет экспериментировать и тем самым развиваться стране в целом.

Что это такое?

Парламентская республика (примеры стран этой формы правления вы найдете ниже) — это разновидность государственного устройства, в которой вся полнота власти принадлежит специальному законодательному органу — парламенту. В разных странах он называется по-разному: Бундестаг — в Германии, Ландтаг — в Австрии, Сейм — в Польше и т. д.

Форма правления «парламентская республика» отличается в первую очередь тем, что именно парламент формирует правительство, которое полностью ему подотчетно, а также и избирает президента страны (в большинстве случаев). Как всё это происходит на практике? После проведения парламентских народных выборов партии-победители создают коалиционное большинство, на основе которого формируется новое правительство. При этом каждая из партий получает количество «портфелей» в соответствии со своим весом в этой коалиции. Вот так, несколькими предложениями, и можно описать функционирование такого образования, как парламентская республика.

Примеры стран — «чистых» парламентских республик — можно привести следующие: это Германия, Австрия, Ирландия, Индия (это самые классические примеры). С 1976 года к их числу добавилась Португалия, а с 1990 года — африканское государство Кабо-Верде.

Не стоит путать такие понятия, как парламентская монархия и парламентская республика, хотя они во многом схожи. Главное сходство заключается в том, что и там и там главенствующим органом власти выступает парламент, а президент (либо монарх) выполняет лишь представительские функции, то есть является лишь неким символом страны. А вот главное отличие между этими формами правления состоит в том, что в парламентской республике президент каждый раз переизбирается парламентом, а в монархии эта должность передается по наследству.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий