Россия не входит в евросоюз и этому есть причины

Сравнение России и ЕС

Российская Федерация Европейский Союз
Население
Территория 17 125 407 км² 9 826 630 км²
Плотность населения 8,4 чел/км²
Столица Москва Брюссель
Крупные города Санкт-Петербург Новосибирск Екатеринбург Севастополь Ростов-на-Дону Сочи Калининград Нижний Новгород Казань Самара и другие Лондон Париж Рим БерлинМадрид Мадрид Вена Амстердам Варшава Будапешт Прага и другие
Руководитель государства Президент Владимир Путин Председатель Европейского совета Дональд Туск
Премьер-министр Премьер-министр Михаил Мишустин Первый заместитель председателя Еврокомиссии Франс Тиммерманс
Спикер парламента Председатель Совета Федерации Федерального Собрания Валентина Матвиенко (верхняя палата)

Председатель Государственной думы Федерального собрания Вячеслав Володин (нижняя палата)

Генеральный секретарь Совета Европейского союза Йеппе Трангольм-Миккельсен (верхняя палата)

Председатель Европейского парламента Мартин Шульц (нижняя палата)

Глава МИД Министр иностранных дел Сергей Лавров Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини
Государственное устройство Федеративное государство Наднациональное государство (де-факто)
Национальная валюта Российский рубль Евро (только в странах Еврозоны)
Официальные языки Русский язык Официальные языки Европейского Союза
Национальная спутниковая система ГЛОНАСС (глобальная) Галилео (в настоящее время дорабатывается)
ВВП (ППС), млрд $ $3745 $17372

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

Наличие единой валюты

Государства-члены Евросоюза помимо общеполитического вектора и безвизового пространства пользуются единой денежной единицей — евро. Банкноты были введены с 2002 года в таких странах как Бельгия, Германия, Греция, Испания, Франция, Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Австрия и Финляндия.

К 2016 году евро на своей территории приняли 19 стран из 28. Другие члены Евросоюза осуществляют подготовку перехода на эту валюту. Исключение составляют Англия и Дания. Эти страны обладают специальным отказом. Швеция также высказала несогласие пользоваться евро, но, возможно, в скором будущем изменит свое решение.

Международные отношения ЕС

Отношения с Белоруссией

После развала СССР Белоруссия некоторое время держала курс на евроинтеграцию. Однако после прихода к власти Александра Лукашенко во внешней политике Беларусь взяла курс на сближение с Россией.

В 2004 году, когда в Белоруссии была отменена поправка в конституции, по которой президент мог избираться лишь на 2 срока, Евросоюз, как и США, отреагировал на это весьма нервно. Итогом стала санкционная война против Белоруссии.

В 2006 году, после переизбрания Лукашенко на 3 президентский срок, ЕС поддержал майдан в Минске (который в последствии был разогнан). Санкции против Белоруссии были ужесточены.

Тоже самое было и во время президентских выборов 2010 года.

Лишь в начале 2016 года санкции с Белоруссии были сняты.

Отношения с Россией

Основная статья: Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Евросоюза имеют большое, прежде всего экономическое значение для обеих сторон, поскольку европейский газовый рынок является одним из важнейших для России мировых газовых рынков. Ввиду географической близости, Россия имеет весомое экономическое влияние в ЕС.

Однако геополитические интересы России и ЕС прямо противоположны, в связи с чем двухсторонние отношения часто бывают в напряжении, что в свою очередь очень выгодно для США, а для них идея экономического уничтожения России является одной из главных целей во внешней политике.

Отношения с Ираном

Иран ранее был мишенью для внешней политики Евросоюза. Ещё в 2005 году ЕС ввёл санкции против Исламской Республики, когда та начала разработку своего ядерного оружия. Лишь в начале 2016 года, благодаря усилиям российской дипломатии, удалось наконец достичь определённых договорённостей по иранской ядерной программе, в результате чего с Ирана были сняты санкции, введённые ЕС, были наконец то сняты. Также идут переговоры о возможных поставках иранской нефти в страны ЕС, но пока что, поскольку Иран не добывается достаточное количество нефти для экспорта, такая перспектива далека от реализации.

Отношения с ЛАГ

Лига Арабских государств (ЛАГ) является одним из партнёров ЕС в деле дестабилизации Ближнего Востока. В своё время ЛАГ посодействовала ЕС и США по уничтожению Ливии, сейчас тоже самое идёт и отношении Сирии.

Отношения с Китаем

С Поднебесной Евросоюз имеет относительно мирные отношения, в отличие от США. Со стороны ЕС имеется интерес к развитию сотрудничества с Китаем, особенно в сфере экономики. Китай же, в свою очередь, имеет геополитические интересы в ЕС, которые не сталкиваются с интересами России в Европе, но зато сталкиваются с американскими.

Отношения с США

Основная статья: Отношения США и Европейского Союза

Отношения США и ЕС больше напоминают вассальные, чем союзнические — ибо США не особо волнуют геополитические и экономические интересы Евросоюза. Тем не менее, отношения с ЕС для США имеют большое значение, так как по сути между Россией и США идёт негласная борьба за геополитическое и экономическое влияние на страны Евросоюза, особенно в сфере поставок газа. В своем фундаментальном труде «Великая Шахматная доска» Збигнев Бжезинский характеризует Евросоюз следующим образом:

Европа является естественным союзником Америки. Она разделяет те же самые ценности; разделяет главным образом те же самые религиозные взгляды; проводит ту же самую демократическую политику и является исторической родиной большинства американцев
…современная Западная Европа производит впечатление попавшей в затруднительное положение, не имеющей цели, хотя и благополучной, но неспокойной в социальном плане группы обществ, не принимающих участия в реализации каких‑либо более крупных идей. Европейское объединение все больше представляет собой процесс, а не цель

Отношения с Турцией

Турция является давним кандидатом на вступление в ЕС (хотя скорей всего, она вряд ли туда когда-либо вступит).

Ранее Турция часто отказывалась от выгодного сотрудничества с Россией, ради сближения с ЕС, но в середине 2010-х гг. Турция предпочла заместо евроинтеграции сближение с Россией.

Принудительные меры США по отношению к ЕС

Основная статья: Арсенал АНБ

См. .

Штрафы

Летом 2014 года США оштрафовали крупный французский банк BNP Paribas за нарушение санкционного режима на 9 миллиардов долларов за отказ следовать политике США. Кроме девяти миллиардов долларов банк ограничили в осуществлении транзакций в долларах. Банк признал свою вину, и таким образом, выплачиваемый им штраф стал крупнейшим в истории санкционной войны.

В октябре 2015 года США оштрафовали Credit Agricole на сумму в 787 млн долларов за нарушение режима санкций, введенных против Судана, Ирана, Мьянмы и Кубы. Департамент юстиции США обвинил Credit Agricole в том, что с 2003 по 2008 годы он осуществлял переводы денег в несмотря на американские санкции .

4 ноября 2015 года власти США оштрафовали немецкий банк Deutsche Bank на 258 миллионов долларов за нарушение антироссийских санкций.

История

Расширение ЕС.

Участие стран в европейских договорах и организациях.

Экономические организации Европы в течение холодной войны (ЕЭС, ЕАСТ, СЭВ).


Членство стран Европы в международных авиационных организациях.  ECAC, Евроконтроль, ECAA, ЕС  ECAC, Евроконтроль, ECAA  ECAC, Евроконтроль  ECAC, ECAA  ECAC

Основная статья: История Европейского союза

См. также: Парижский договор (1951), Римский договор, Единый европейский акт и Хронология истории Европейского союза

Одним из первых, кто задумался о союзе европейских наций, был Рихард Николаус Куденхове-Калерги, который написал манифест «Пан-Европа» в 1923 году. Его идеи повлияли на Аристида Бриана, который произнёс речь в защиту Европейского Союза в Лиге Наций 8 сентября 1929 года, и кто в 1930 году написал меморандум об организации Европейского федерального союза.

В конце Второй мировой войны континентальный политический климат благоприятствовал единству европейских стран, что рассматривалось многими как спасение от экстремальных форм национализма, которые угнетали континент. В знаменитой цюрихской речи 19 сентября 1946 года Уинстон Черчилль призвал к созданию европейской федерации по подобию США, а первым шагом к объединению Европы назвал франко-германское примирение.

… нужно будет отказаться от дальнейших актов возмездия. Всем нам необходимо повернуться спиной к ужасам прошлого. Мы должны смотреть в будущее.На мой взгляд, первым шагом к воссозданию европейской семьи народов должно быть налаживание партнёрства между Францией и Германией.
Уинстон Черчилль

Впоследствии были образованы такие организации как Западноевропейский союз (), НАТО () и Совет Европы ().

9 мая 1950 года декларация Шумана была исполнена подписанием Парижского договора и образованием Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В состав ЕОУС вошли Бельгия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Германия и Франция («европейская шестёрка», которая впоследствии стала движущей силой европейской интеграции). В том же году при посредничестве США был учреждён Европейский платёжный союз.

27 мая 1952 года те же страны подписывают договор об образовании Европейского оборонительного сообщества (ЕОС). 10 сентября того же года параллельно начинается подготовка договора, который утвердит Европейское политическое сообщество.

Но в 1954 году Национальное собрание Франции отвергло договор о ЕОС, после чего прекратилась подготовка и договора о ЕПС.

Таким образом, в начале 1950-х годов странам «европейской шестёрки» не удалось начать интеграцию в оборонной и политической сферах. Но интеграция продолжала развиваться в других сферах, в первую очередь в экономической.

25 марта 1957 года всё те же шесть государств подписывают два бессрочных договора об учреждении Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом). Эти договоры вступили в силу 1 января 1958 года. Целью ЕЭС было создание таможенного союза в рамках стран «шестёрки» и последующий переход к общему рынку, что должно было обеспечить свободу движения товаров, физических лиц, услуг и капиталов.

8 апреля 1965 года подписан Брюссельский договор, учреждающий единый Совет и Комиссию европейских сообществ, что объединило ЕОУС, Евратом и ЕЭС в единую организационную структуру. Этот договор вступил в силу 1 июля 1967 года. Согласно договору началось постепенное снижение таможенных пошлин, а в 1968 году внутренняя торговля в сообществе стала беспошлинной. Ещё через два года торговая политика перешла в компетенцию ЕЭС, что завершило образование таможенного союза в регионе. В общем, в 1950—1960-х годах европейская интеграция набирала силу.

В 1973 году к сообществу присоединились Великобритания, Дания и Ирландия. ВВП ЕС благодаря этому повысился более чем на 30 %. А во второй половине 1970-х начались переговоры о вступлении в европейское сообщество Греции, Португалии и Испании на фоне политических перемен в этих странах. Греция стала десятым членом ЕС в 1981 году, а Испания и Португалия присоединились в 1986 году.

В феврале 1986 года члены ЕС подписывают Единый европейский акт, чьей задачей было создание к 1992 году единого внутреннего рынка. А договор о Европейском Союзе подписали 7 февраля 1993 года. Этот договор расширил полномочия органов ЕС.

Сближение России и ЕС

В случае поражения на Украине США ударят по Европе. Обзор от PolitRussia

Даже не смотря на колоссальное напряжение в двухсторонних отношениях, для ЕС есть очень мощный стимул не только для экономического, но и для политического разворота в сторону России.

В первую очередь, среди некоторых политиков ЕС постепенно появляется осознание того, что в случае необходимости, США во имя своих геополитических и экономических интересов, готовы пожертвовать и Европой (как это уже было сделано в Первой и Второй мировых войнах).

Причины сближения России и ЕС:

  • Экономическая незаменимость. Для Евросоюза Россия, ввиду географической близости, а также ещё по ряду причин является незаменимым экономическим партнёром. Страны Востока конечно могут в некоторой степени заменить Россию, но полностью экономическое сотрудничество ЕС и Востока не заменит экономическое сотрудничество России и ЕС.
  • Расхождение в геополитических интересах ЕС и США. Заокеанскую державу не сильно волнует благополучие объединённой Европы, а потому политическое сближение с Россией имеет большой смысл как для ЕС, так и для России, которая также может сыграть главную роль в разрешении миграционного кризиса Европы (который США используют для давления на ЕС).

Наука и техника ЕС

Космонавтика в ЕС

Космонавтика является одной из наиболее развитых сфер науки в Евросоюзе. Также ЕС в сотрудничает в деле освоения космоса с такими ведущими космическими державами, как Россия, Китай, США, Япония, а также другими странами.

Спутниковая система «Галилео»

Галилео является глобальной навигационной спутниковой системой (GNSS), построенной Европейским космическим агентством (ЕКА). Проект стоимостью 2 миллиардов долларов назван в честь итальянского астронома Галилео Галилея. Одной из целей Галилео является обеспечение высокоточной позиционной системы, на которую способна положиться Европа.

Кроме базовых бесплатных услуг навигации (позволяющих получить горизонтальные и вертикальные измерения с точностью до одного метра), Галилео обеспечивает уникальную глобальную функцию поиска и спасения (SAR). Спутники способны передать сигнал бедствия с передатчика пользователя в Координационный центр обеспечения безопасности, который приступает к поисковым операциям. В это время система передает сигнал пользователю о том, что ситуация под контролем и помощь уже в пути.

Острова сотрудничества России и ЕС

Дискуссия в рамках семинара еще раз продемонстрировала, что камнем преткновения в отношениях России и ЕС остается Украина. Россия и ЕС по-разному оценивают причины кризиса в отношениях России и ЕС, а также причины украинского кризиса и текущие события вокруг него. ЕС считает политику России в отношении Украины главной причиной кризиса отношений российско-европейских отношений

Россия полагает, что причины кризиса назрели задолго до украинских событий, вследствие накопившихся проблем между Россией и Западом, ключевая из которых, с точки зрения России — расширение НАТО на восток и невнимание к интересам безопасности России. Россия расценивает события на Украине 2014 г

как государственный переворот, который несет угрозу русскоязычному населению и этническим русским, проживающим на Украине. ЕС считает выступления 2014 г. народным протестом против режима. И Россия, и ЕС выступают за разрешение украинского кризиса и реализацию Минских соглашений. Но подходы игроков остаются непримиримыми. Россия полагает, что политика Киева блокирует реализацию Минских соглашений. ЕС считает, что политика России не позволяет осуществить реализацию минских соглашений, при этом Россия не считает себя стороной конфликта. Россия выступает за налаживание отношений с ЕС, считая, что дальнейшее ухудшение не отвечает интересам ни одной из сторон. ЕС видит возможность улучшения отношений через изменение политики России.

В условиях глубокого кризиса в отношениях России и ЕС имеются определенные «острова сотрудничества». Прежде всего, гуманитарное сотрудничество остается одной из немногих сфер регулярного взаимодействия России и ЕС. Сюда относится сотрудничество в области науки, культуры, образования, академических обменов. Либерализация визового режима способствовала бы большей мобильности и достижению успеха на данном направлении, но вряд ли достижима в обозримом будущем ввиду текущей политической ситуации.

Когда государства испытывают сложности в отношениях на официальном уровне, для поддержания диалога используются негосударственные каналы, такие как, общественные организации и аналитические центры, контакты на уровне научных институтов и ученых, диалог экспертов. Со временем политическая ситуация может измениться, и уже сейчас имеет смысл прорабатывать план и стратегию сотрудничества, по крайней мере, на экспертном уровне.

Российские эксперты и представители политических кругов поддерживают идею сотрудничества по линии ЕС-ЕАЭС и оценивают его как нишу взаимодействия с участием России и ЕС. Однако у европейских экспертов и официальных лиц ЕС существует недоверие относительно сугубо экономических интересов и целей данной интеграционной группировки. В частности, многие европейские эксперты видят в формировании ЕАЭС попытку восстановить российское влияние на постсоветском пространстве.

На политическом уровне реакция более сдержанная. В Глобальной стратегии ЕС по внешней политике и политике безопасности зафиксировано, что Европейский союз поддерживает региональную интеграцию и готов сотрудничать с региональными объединениями, однако, Евразийский экономический союз среди этих блоков не упоминается. Официальные лица ЕС сетуют на то, что интересы и позиции стран-участников ЕАЭС не согласованы, в связи с этим возникают сложности во взаимодействии с ЕАЭС как с объединением. При этом есть попытки взаимодействия на техническом уровне. Вероятно, в данной ситуации необходима предварительная проработка вопросов взаимодействия на уровне полуторного трека с привлечением представителей из заинтересованных стран ЕС и ЕАЭС.

У России и ЕС имеются общие интересы в отношении Китая. В частности, многие эксперты полагают, что оба игрока могли бы занять проактивную позицию относительно инициативы Китая «Один пояс-один путь» для укрепления связей и «связности» в евразийском регионе. Взаимодействие могло бы выстраиваться в формате ЕС, Россия, ЕАЭС, Китай и государства Центральной Азии.

Конечно, этот набор не тянет на полноценную повестку сотрудничества, но представляет собой ниши для взаимодействия в период кризиса отношений России и Запада. Ограниченное взаимодействие России и ЕС происходит в контексте быстро меняющегося мира, растущей угрозы терроризма и экстремизма, конфликта на Ближнем Востоке, технологической революции в военной сфере, роста угроз в киберпространстве, существенных изменений во внешней политике США при администрации Д. Трампа, когда Америка все чаще становится фактором непредсказуемости и нестабильности в мировой политике. Решение этих и многих других вопросов представляют общий интерес и требуют координации России и ЕС.

Сотрудничество России и Евросоюза

Несмотря на геополитическое противостояние, есть огромный потенциал к развитию экономического сотрудничества.

Торговая отрасль

В 2013 году — впервые после «кризисного» 2009 года — показатели прироста торговли стали приобретать отрицательные значения. Товарооборот составил 326,3 млрд евро, то есть сократился на 3,6 % по сравнению с 2012 годом; российский экспорт — 206,5 млрд евро (минус 4,0 %), российский импорт — 119,8 млрд евро (минус 2,9 %). В 2014 году тенденция сокращения показателей продолжилась. Товарооборот России и ЕС составил 285,5 млрд евро (-12,5 % по сравнению с 2013 годом), в том числе экспорт России в ЕС — 182,0 млрд евро (-12,0 % по сравнению с 2013 годом), а импорт — 103,4 млрд евро (снижение на 13,4 %).

Показатель 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014
Оборот 131,04 170,67 215,09 236,06 285,42 185,27 248,39 309,92 338,52 326,28 285,50
Экспорт в ЕС 84,92 113,98 142,69 146,86 180,45 119,57 162,08 201,33 215,12 206,49 182,03
Импорт из ЕС 46,12 56,69 72,40 89,20 104,97 65,70 86,31 108,59 123,40 119,79 103,48
Сальдо 38,80 57,29 70,29 57,66 75,48 53,87 75,77 92,74 91,72 86,70 78,55

Из ЕС в Россию

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 83, 6 54,6 87,5 78,8 86,2 112,7
Прямые инвестиции 21,8 11, 5 10,8 13,8 14,4 20,9
Портфельные инвестиции 1,1 0,6 0,4 0,6 0,7 0,8
Прочие инвестиции 60, 7 42,4 76,2 64,4 71,1 91,0

Из России в ЕС

Показатель 2008 2009 2010 2011 2012 2013
Инвестиции 47,8 32,4 41,5 71,9 69,3 69,6
Прямые инвестиции 15,8 14,2 8,3 14,3 12,5 18,6
Портфельные инвестиции 0,4 1,8 0,7 10,5 5,7 3,0
Прочие инвестиции 31,7 16,4 32,4 47,1 51,1 48,0

В 2013 году основные страны-получатели российских прямых накопленных инвестиций:

  • Кипр (19,7 млрд. $)
  • Нидерланды (19,1 млрд. $)
  • Австрия (4,6 млрд. $)
  • Люксембург (4,1 млрд. $)
  • Великобритания (2,4 млрд. $)

Россия и Евросоюз

Россия никогда не ставила своей целью вступление в Евросоюз. Основной задачей для нее является установление взаимовыгодных отношений в экономике, в области обеспечения внешней и внутренней безопасности, а также в сфере науки и образования. Согласно соглашению от 2005 года предусматривалось плодотворное сотрудничество России и Евросоюза.

С 2003 года в Россию в большом количестве стали поступать автомобили, техника, товары широкого потребления. Многие страны являются крупнейшими инвесторами в российскую экономику. Россия выступает в роли поставщика энергетических ресурсов. Газпром поставляет около 25% газа в страны Европы, а нефти около 44% от её общего импорта.

Важным событием для России стала бы отмена визового режима. Переговоры по этому вопросу ведутся с 2002 года, тогда ЕС принял заявку к рассмотрению. Некоторые страны были категорически против безвизового режима с Россией. В 2014 году, когда ЕС принял заявление по Украине, переговоры по этому вопросу были приостановлены.

Отношения ЕС и России

Отношение населения России, по поводу присоединения к ЕС, сильно изменилось за последние 15 лет. Если в 2003 году за то чтобы Россия входила в ЕС проголосовало 73% опрошенных, то в 2013 всего лишь 38%. На сегодняшний день число против и за примерно одинаково. По мнению проголосовавших, вступление в ЕС даст России устойчивую экономическую ситуацию, интеграцию в мировое сообщество, улучшение материального состояния, повышение авторитета РФ в мире, снижение уровня преступности и терроризма.

Чешский лидер Милош Земан высказал предположение, что через 20 лет Россия может присоединиться к Евросоюзу. По его мнению экономики этих стран нуждаются друг в друге. России нужные новые технологии, а в Европе нехватка энергоресурсов. При этом Россия полностью отвечает требованиям ЕС, в ней соблюдаются права человека и не наказывается свобода слова.

На данный момент нет никаких предпосылок для улучшения отношений между Евросоюзом и Россией. Страны Евросоюза находятся в постоянном взаимодействии. Перераспределение ресурсов и средств между собой способствует высокому росту экономики. Россия может стать одной из стран в составе ЕС. Но при этом она должна иметь особый статус и некоторую независимость в принятии решений.

Одной из важнейших областей взаимодействия России и Европы является туризм, которая осложняется визовым режимом. Безвизовые отношения между Россией и Евросоюзом, хотя бы в тестовом режиме, могли бы положить начало взаимовыгодным отношениям, положительно влияющим на экономику ЕС и упрощающим въезд на территорию европейских государств.

Газовая сфера

Газопровод «Ямал — Европа»

Транснациональный магистральный экспортный газопровод, введённый в действие в 1999 году и построен предприятием Ленгазспецстрой. Соединяет газовые месторождения севера Западной Сибири с потребителями в Европе. Газопровод стал дополнительным экспортным коридором, повысившим гибкость и надёжность поставок российского газа в Западную Европу (через газотранспортные системы YAGAL-Nord и STEGAL — MIDAL — ПХГ «Реден»).

Проходит по территории России, Белоруссии, Польши и Германии. Конечная западная точка МГ «Ямал-Европа» — компрессорная станция «Мальнов» (в районе г. Франкфурт-на-Одере) вблизи немецко-польской границы

Газопровод «Ямал — Европа 2»

5 апреля 2013 года Председатель Правления ОАО «Газпром» Алексей Миллер и генеральный директор АО «ЕвРоПол ГАЗ» Мирослав Добрут в Санкт-Петербурге подписали Меморандум о взаимопонимании. Документ предусматривает реализацию проекта «Ямал — Европа — 2» через территорию Польши в направлении Словакии и Венгрии мощностью не менее 15 млрд куб. газа в год. Технико-экономическое обоснование проекта должно быть подготовлено в течение шести месяцев.

Газопровод позволит увеличить транзитные мощности для поставок газа в Польшу, Словакию и Венгрию, а также сократить издержки при его транспортировке. Кроме того, проект позволит в перспективе нарастить объёмы экспорта российского газа в страны Центральной Европы.

Газопровод «Северный поток»

Строительство данного газопровода началось 9 декабря 2005 года. Газопровод протяжённостью 1204 км проходит от бухты Портовая близ Выборга (Ленинградская область) до Любмина близ Грайфсвальда (земля Мекленбург-Передняя Померания).

В октябре 2011 года строительство газопровода было завершено. В настоящие время по газопроводу российский раз получают такие страны, как Швеция, Дания, Германия, Франция и Финляндия

Газопровод «Северный поток-2»

4 сентября 2015 года на Восточном экономическом форуме (ВЭФ) во Владивостоке было подписано соглашение о расширении уже имеющегося газопровода «Северный поток». Но в настоящие время строительство газопровода ещё не начато.

Условия вступления и по каким причинам Россия туда не входит

Для вступления в Европейский Союз страна должна соответствовать определенным условиям, продиктованным Европейским парламентом. Страна-участница должна:

  • находиться в Европе;
  • иметь демократическую форму правления;
  • гарантировать и реализовывать основные права человека;
  • принимать законодательную систему Европейского Союза, включающую в себя принципы ведения внешней и внутренней политики;
  • поддерживать долгосрочный политический курс ЕС;
  • иметь развитую рыночную экономику и судебную систему в соответствии с требованиями Евросоюза.

Россия не входит в ЕС по ряду причин различного характера.

Экономические

Они кроются в недостаточном уровне экономического развития страны, коррумпированности государственного сектора. Копенгагенское соглашение требует развитой рыночной экономики, способной выдерживать конкуренцию общеевропейского рынка.

Географическая причина

Она заключается в том, что, несмотря на свою протяженность и близость к Европе, основная часть Российского государства располагается в Азиатской части Евразии, что придает определенную неоднозначность в определении принадлежности России к Европе.

Политические

РФ на политической арене является весомым государством, зачастую ведущим политику вразрез с общепринятыми европейскими стандартами, что также отталкивает Европу сделать Россию своим союзником. Также нарушение прав и свобод человека (Чеченский конфликт), существующие российские военные базы на территориях других стран, вмешательство России в конфликты (Грузия, Украина) противоречат Копенгагенским критериям.

Уважение прав и свобод меньшинств очень развито на Европейском континенте, что на данный момент в России, скорее, обходят стороной.

На основе вышеперечисленных причин становится ясно, почему Россия не входит в Евросоюз. Она стоит на пути приближения к европейским стандартам, а искусственное подогревание этого процесса, скорее всего, приведет к долгосрочному кризису в стране.

Глубинные противоречия

Напомним, 11 декабря стало известно о планах Евросоюза расширить персональные санкции против Турции. Решение было принято на саммите глав стран ЕС в Брюсселе.

Поводом для новых ограничений стали геолого-разведочные работы на кипрском шельфе, которые ведёт Турция вопреки позиции Республики Кипр и Европы.

Главы государств ЕС обвинили Анкару в том, что она «принимает односторонние меры и устраивает провокации», а также «ужесточила свою риторику в отношении ЕС».

Кроме того, Евросовет призвал верховного представителя ЕС и Еврокомиссию предоставить доклад о состоянии политических, экономических и торговых отношений между Евросоюзом и Турцией до заседания глав стран ЕС в марте 2021 года. Он также должен включать информацию о возможных действиях, включая расширение санкций.

  • Турецкое буровое судно Yavuz в сопровождении фрегата ВМС Турции TCG Gemlik
  • Reuters

Напомним, нынешнее противостояние в Восточном Средиземноморье связано с открытием в 2010-х годах крупных газовых месторождений на кипрском шельфе. С точки зрения Евросоюза, единственной страной, имеющей права на эти ресурсы, является признанная на международном уровне Республика Кипр. Однако Турция оспаривает это и считает, что права на разработку недр принадлежат также Турецкой Республике Северного Кипра, которая признана только Анкарой.

Турция развернула в Восточном Средиземноморье бурильные работы. В 2019 году в этот район были направлены буровые корабли Fatih и Yavuz. В 2020 году Турция послала в спорный регион ещё одно исследовательское судно — Oruc Reis.

Также по теме

«Открытие невероятных богатств»: как месторождения газа в Средиземноморье вызывают конфликты на Ближнем Востоке

Обнаружение крупных месторождений природного газа в Восточном Средиземноморье ведёт к обострению тлеющих конфликтов в регионе, считают…

При этом власти республики считают санкции ЕС несправедливыми. Как заявил турецкий лидер Реджеп Тайип Эрдоган, комментируя итоги саммита лидеров ЕС, Анкара требует, чтобы Брюссель выполнил данные ей обещания.

Впоследствии он также подчеркнул, что Турция не позволит нарушать свои права и суверенитет.

«Турция ждёт от ЕС не санкций, а выполнения своих обещаний о полноправном членстве в организации», — сказал Эрдоган.

Как пояснил Александр Тэвдой-Бурмули, ключевая проблема в отношениях сторон состоит в том, что целый ряд стран ЕС, включая Францию и Великобританию, выступают против членства Турции в объединении и блокируют процесс её интеграции по геополитическим причинам.

«С какого-то момента к геополитике прибавились ценностные разногласия. Турция строит авторитарный режим, к тому же Анкара позиционирует себя как защитницу ислама во всём мире. Для ЕС, уставшего от мультикультурализма, это неприемлемо», — пояснил эксперт.

  • Беженка из Сирии на территории турецкой провинции Шанлыурфа
  • Reuters

Спор из-за недр кипрского шельфа не единственная за последние годы причина разногласий между ЕС и Турцией.

С помощью подписанного в 2016 году между Анкарой и Брюсселем соглашения руководство Евросоюза рассчитывало остановить приток переселенцев из стран Ближнего Востока и Центральной Азии. Согласно статистике европейской службы Frontex, за 2015 год по этому маршруту в Евросоюз перебрались порядка 885 тыс. нелегальных мигрантов.

Напомним, Турция тогда согласилась принимать и размещать на своей территории нелегальных мигрантов, высылаемых из ЕС.

В свою очередь, Брюссель обязался забирать с турецкой территории одного легального сирийского беженца в обмен на одного нелегала. Кроме того, Турция должна была получить от ЕС финансирование в размере €6 млрд до 2019 года.

Возобновление переговоров о возможном членстве Турции в ЕС стало ещё одним условием соглашения.

Хотя в целом договорённости выполнялись, в начале 2020 года Турция открыла границу с Европейским союзом для сирийских беженцев. Как заявил тогда Реджеп Тайип Эрдоган, Брюссель ничего не сделал для помощи Анкаре по вопросу беженцев из САР.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий