Социально-экономический развитие современной россии

Реформы 2000-2012 годы: основные изменения в политике, экономике и других сферах

После прихода к власти В.В. Путин начал с усиления государственности. В 2000 году были сформированы 7 федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Уральский, Южный, Сибирский и Дальневосточный. Каждым управлял полномочный представитель.

К задачам полпреда относились: составление отчетов главе государства о проделанной работе, организация и контроль над органами исполнительной власти, поддержание национальной безопасности. В результате был сокращен бюрократический аппарат, исполнительная власть взята под контроль.

Изменения в национальной политике

Крупнейшей проблемой на период 2000-2009 гг. был чеченский конфликт (вторая чеченская война). Было принято решение бороться с террористами всеми возможными путями, поддерживать лидеров, которые будут вести эту борьбу. С 2000 до 2009 года в России произошло несколько крупных террористических атак с захватом заложников, массовыми смертями людей, самые известные – захват школы в Беслане и театра на Дубровке, в каждом случае погибшие исчисляются сотнями. 

2003 году принята Конституция Чеченской республики и проведен референдум по вопросу единства РФ и Чечни. 

Изменения в Конституцию

В 2008 году были приняты поправки в основной закон, подписал закон Д.Медведев. Были увеличены сроки президентских полномочий до 6 лет, и Думы – до 5 лет. 

Реформа местного самоуправления

В 2003 году принят Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ряд субъектов федерации были объединены, созданы новые. В 2008 году появились Забайкальский и Пермский края, через год – Северо-Кавказский федеральный округ. 

Реформа МВД

Цель проведения реформы – повышение эффективности работы органов внутренних дел. С 2009 года начались изменения, которые в 2011 году оформились в Закон «О полиции», милиция перестала существовать.

Антикоррупционные действия

Цель – ликвидировать коррупцию, препятствовать использованию полномочий для личных целей, обогащения, защиты собственных интересов. Законы в данной сфере принимались в 2005, 2008 и 2013 годах. С 2013 года чиновники должны были отчитываться о крупных покупках недвижимости за границей, требовалось избавиться от счетов в иностранных банках. 

Изменения в Земельный кодекс

Закрепили право собственности на землю, повысили льготы предприятиям, которые занимаются сельским хозяйством. 

Борьба с монополизацией

Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Главная идея – минимизация монополий в сфере энергетики. Силовые структуры могли только минимально вмешиваться в работу компаний. Относительно предприятий большого бизнеса приняты меры, которые ужесточали ответственность за неуплату налогов.

В 2004 году сформирован стабилизационный фонд для стабилизации экономики страны. 

Образовательная сфера

В 2005 году приняты меры, относительно реализации проектов в сфере образования в республиках. В рамках проекта должны были проводиться конкурсы в сфере образования, вводиться инновации в школы и ВУЗы. 

Политическое развитие российского общества в 90-е годы

Переходный период для формирования новой системы государственной власти был объявлен на внеочередном Съезде народных депутатов СССР, уже после путча, нанесшего мощнейший удар союзному государству и послужившего ускорителем процесса распада Советского Союза.

Обретение Россией независимой государственности и образование СНГ подтолкнули к решающим шагам на пути реформ – шагам, зачастую непоследовательным и противоречивым. Целью их был объявлен переход от неэффективной социалистической системы хозяйствования к капиталистической (либеральной).

Россией был сделан решительный шаг на пути к рынку. Рыночный марафон, о необходимости которого так много говорили демократы, начался для России 15 ноября 1991 г., когда Б.Н. Ельцин подписал пакет из 10 президентских указов и правительственных постановлений о переходе к свободной экономике. В числе намеченных мер были: контроль над всеми финансовыми органами на своей территории, ликвидация союзных министерств и ведомств, либерализация цен и внешней торговли, широкая приватизация и вовлечение в товарный оборот недвижимости, сырья и средств производства. Тем самым Президент России решился использовать хорошо известный набор мер, поднявший экономику во многих странах.

Для включения рыночных рычагов правительство Е. Гайдара пошло осенью 1992 г. на либерализацию цен, «отпустив» их на продукты первой необходимости, квартплату, энергоносители. Одновременно была начата программа приватизации государственных и муниципальных предприятий посредством крайне сомнительной меры – раздачи населению ваучеров. Рыночные механизмы экономики были включены за счет резкого падения жизненного уровня большинства населения, поляризации общества на богатых и бедных. Значительная часть людей оказалась втянутой в мелкую розничную торговлю, повседневным явлением стали резкие колебания курса валюты, инфляция, всевозможные денежные аферы и дутые инвестиционные фонды и компании. В лагере вчерашних победителей произошел раскол на сторонников продолжения радикальных реформ и тех, кто обвинял демократов в «развале великой страны», «действиях по указке Запада», антипатриотизме и т. д. К последним довольно быстро примкнули оправившиеся от шока коммунисты, проделавшие удивительную эволюцию в сторону национально-державных и даже религиозных убеждений. Очень быстро эта поляризация оформилась в противостояние законодательной (Верховный Совет России) и исполнительной (Президент и Совет министров) властей, а фактически – в противостояние старой и новой элиты.

Улучшение человеческого капитала страны

Позиционирование России в мире в качестве сильной, экономически и политически развитой страны заставляет ее руководство принимать новые вызовы социально-экономического развития. На фоне глобализации и усиления межстрановой конкуренции на первый план выходит задача повышения конкурентоспособности отечественной экономики. Быстрыми темпами возрастает роль инноваций, новых технологий, человеческого фактора как главной производительной силы общества. Развитие в экономике инновационной составляющей, человеческого капитала позволит гарантировать успешную конкуренцию и технологический прогресс страны.

Таких показателей невозможно достичь без улучшения человеческого капитала, являющегося важнейшим ресурсом инновационной экономики. В современном мире именно население и условия его жизнедеятельности, образование и благосостояние, демографические характеристики являются основой развития любого государства.

В социально-экономическом развитии России можно выделить главные вызовы и противоречия:

  • Демографическая проблема, которая проявляется в снижении численности населения страны и его старении, низкой рождаемости, высокой смертности. За последние годы демографический потенциал России снижается;
  • Здоровье нации, которое определяется структурой и уровнем заболеваемости населения различными болезнями, приводящими к смерти;
  • Старение население, которое рассматривается как самостоятельная крупная социально-экономическая проблема для современной России. В связи со старением населения растет иждивенческая нагрузка на работающее население, растут расходы на выплаты пенсий, а также социальное обслуживание;
  • Качество жизни, измеряемое достойным уровнем доходов и потребления, доступностью общественных благ для всех слоев населения и т.д.

Факторы экономического роста на современном этапе

Экономическая наука выделяет следующие типы экономического роста:

  • экстенсивный тип, когда объемы производства растут за счет наращивания производственных факторов — сырья, земли, оборудования, трудовых ресурсов и т.п.;
  • интенсивный тип, при котором увеличение производства связано с применением наиболее совершенных технологий и прочих факторов производства благодаря научно-техническому прогрессу.

Интенсивный или экстенсивный экономический рост в чистом виде не характерен ни для одной страны мира. Однако для России интенсивные факторы роста составляют менее 30% общего прироста товаров и услуг. Для западноевропейских стран, Японии и США на долю интенсивных факторов воспроизводства приходится более 50%.

Среди факторов, определяющих тип и качество экономического роста, можно назвать: природные и трудовые ресурсы, совокупность основных фондов (оборудование, транспорт и др.), особенности научно-технического прогресса и уровень совокупного спроса. Все эти факторов по-разному влияют на экономическое развитие, однако все они связаны между собой.

Для современного этапа развития экономики России характерна определяющая роль добычи нефти и газа, тогда как большую часть государственного дохода формирует экспорт энергоносителей. После мировых событий, происходящих с 2014 года, можно проследить тенденцию к стабильному снижению цен на энергоресурсы и сырье. С начала 2015 года это увеличивает дефицит государственного бюджета.

В современных условиях для такой модели экономического роста все более отчетливо проявляются ее слабые стороны. Сложившаяся ситуация обнаружила острую необходимость формирования новой структуры экономики, ориентированной не на сырьевой экспорт, на достижение устойчивого роста экономики.

Замечание 1

Важную роль в создании подобной структуры играет именно государственный сектор, который должен создавать условия для разработки и внедрения инновационных технологий в производственный сектор.

Россия в 1992—1993 гг

Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е.Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения— в 10—15 раз.Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции. В декабре 1992 г.Верховный Совет добился отставки Е. Т. Гайдара, председателем правительства стал В. С. Черномырдин, с которым антиреформаторское большинство в парламенте связывало надежды на отказ от преобразований. Реформы действительно подверглись корректировке. Возросли финансовые вливания в убыточные предприятия, топливно-энергетический комплекс, однако общий курс на создание основ рыночной экономики.

Правление В.В. Путина

Владимиру Путину досталась страна с огромным количеством проблем, но все их он сумел преодолеть. Ключевые проблемы, которые требовали безотлагательного вмешательства:

  • Падение экономики. Достаточно быстро удалось ее остановить и перевести в стадию роста.
  • Недоверие к власти. Население было доведено до отчаяния ужасными условиями жизни.
  • Социальные гарантии и обязательства. Зарплаты, пенсии, пособия – практически со всем были перебои.
  • Война. Новый виток чеченского конфликта вносил существенные проблемы в управление страной.
  • Расширение НАТО на Восток.

По всем основным вопросам Путин сумел реформировать страну, направив ее в созидательное и положительное русло. Наилучшим показателем эффективности является поддержка населения, которая у президента всегда является крайне высокой.

Основные события этого периода:

  • Укрепление власти
  • Решение чеченской проблемы
  • Рост экономического благосостояния страны
  • Увеличение президентского срока
  • Избрание на 4 года президентом России Дмитрия Медведева
  • Конфликт 08 08 08 (8 августа 2008 года).

Основные экономические проблемы современной России

  • Неравномерность развития различных секторов экономики, а также регионов страны.
  • Монополизация ряда секторов экономики, трудность развития среднего и малого бизнеса.
  • Коррупированность чиновников.
  • Инфляционные процессы.
  • Недостаточно высокая производительность труда. Причины: неэффективная организация труда, устаревшие технологии производства, дефицит профессиональной рабочей силы и другие.
  • Недостаточный уровень жизни населения страны.
  • Некоторая зависимость экономики от сырьевого экспорта.
  • Недостаточный уровень внешних и внутренних инвестиций.
  • Сравнительно малая доля обрабатывающих отраслей промышленности.

Данные негативные явления в экономике накапливались предыдущими десятилетиями. В одночасье их решить, конечно, невозможно. Однако государство проводит серьёзные меры по  дальнейшему развитию экономики: антимонопольное законодательство, поддержка конкуренции, борьба с коррупцией, поддержка мелкого и среднего бизнеса и др. Подробно об этом будет вестись речь в лекции по теме  « Роль государства в экономике».

Таким образом, экономическая система России сочетает в себе рыночные механизмы с её более гибкими способами  управления,  с государственным регулированием, планированием, которое, проводимое компетентными людьми, учитывающими все изменения, происходящие в стране, способно значительно развить экономику государства, решать социальные проблемы.

На сегодняшний день российская экономическая система развита довольно высоко. Однако и потенциал в ней имеет просто огромный. Возможностей для дальнейшего совершенствования, модернизации и развития — множество. Это сильное, экономически мощное государство, стоящее в одном ряду с ведущими мировыми странами .

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Историческое развитие России в постсоветский период.

Экономическая
и общеполитическая программа правительства
Ельцина-Гайдара. Форсированный переход
к рыночной экономике. Курс на либерализацию
цен в начале 1992 г. Приватизация, ее цели,
формы проведения и первые результаты.
Инфляция и проблемы фи­нансовой
стабилизации.

Развитие
экономического кризиса в условиях
рыночных реформ. Положение отечественной
промышленности, аграрного сектора,
сфе­ры обслуживания. Проблемы и
трудности конверсии ВПК. Падение
жизненного уровня широких слоев
населения, нарастание социальных
конфликтов, дальнейшая дифференциация
общества. Новая волна забастовочного
движения в Российской Федерации. Первая
отставка Е. Т. Гайдара.

Экономическая
политика правительства Ельцина–Черномырди­на.
Борьба в правительстве между сторонниками
радикальных и уме­ренных реформ,
программы стабилизации экономики в
1994 г. и пер­спективы их выполнения.

Политическая
обстановка в России в условиях радикальной
эко­номической реформы. Дальнейший
демонтаж советской системы власти.
Нарастание противостояния между
исполнительной и пред­ставительной
властью. Политический кризис декабря
1992 г., его раз­витие в 1993 г. Всероссийский
референдум (март, 1993) и его итога. Осенний
кризис 1993 г. Роспуск Верховного Совета
Указом Прези­дента от 21 сентября 1993
г.

Октябрьские события
1993 г. в Москве и их влияние на
внутрипо­литическую и международную
обстановку.

Выборы
12 декабря 1993 г. новых органов представительной
вла­сти. Федеральное собрание. Принятие
новой Конституции России и дальнейшее
становление российской государственности.

Нарастание
социальной напряженности в условиях
политичес­кой и экономической
нестабильности. Рост преступности в
стране и ее влияние на социально-экономические,
духовные процессы в стране. Забастовочное
движение в 1993–1994 гг.

Экономическое
развитие страны во второй половине 90-х
гг. Ускорение политической поляризации
в обществе. Образование но­вых
политических партий, движений. Их участие
в первых много­партийных выборах.
Перегруппировки в демократическом
лагере, консолидация и развитие
коммунистического и националистическо­го
движений. Образование партийных фракций
в Государственной Думе. Выборы в
Государственную Думу (декабрь, 1995; 1999)
и их результаты. Президентские выборы
1996 и 2000 гг. их ход, результа­ты, влияние
на политическую жизнь страны. В. В. Путин.

Сепаратистские
тенденции и межнациональные противоречия
в России. Борьба различных субъектов
Российской Федерации за рав­ные права.
Заключение Федерального и двухстороннего
договоров. Развитие военных конфликтов
в рамках Российской Федерации и попытки
их урегулирования (Северная Осетия,
Ингушетия, Чечен­ская республика).

«Русская идея» и
проблема российской государственности.

Противоречивость
процессов культурной, духовной, научной
жизни России. Крушение традиционных
устоев общества. Формиро­вание нового
стандарта жизни и поведения, распространение
массо­вой культуры. Усиление религиозных,
националистических, мисти­ческих
настроений в обществе. Роль православной
церкви. Поиск новых нравственных
ориентиров российской интеллигенции.
Разви­тие литературы и искусства в
новых условиях.

Развитие
сотрудничества в рамках Содружества
Независимых Государств. Тенденция к
национальной обособленности и стремление
к совместному выходу из экономического
кризиса. Политика России в отношении
стран «ближнего зарубежья». Проблемы
русскоязычно­го населения в странах
СНГ. Беженцы в рамках СНГ и России.
Пози­ция и политическая практика
России по данным вопросам.

Противоречивый
характер внешнеполитического курса
России в 1992–2000 гг. Сближение со странами
Запада, поиск новых приори­тетов и
союзников. Отношение различных
политических сил России к официальному
внешнеполитическому курсу. Проблемы
становле­ния самостоятельной российской
внешней политики (ООН, НАТО, региональные
конфликты и войны, исламский фактор и
т. д.). По­пытки создания многополярного
мира.

Россия
в условиях формирования единого мирового
сообщества. Место России в развитии
современной цивилизации. Проблемы
де­мократического развития. Формирование
рыночной экономики.

Политический кризис 1993 г. Принятие Конституции РФ

Президентская сторона между тем работала над проектом новой Конституции страны, который обсуждался и был одобрен на Конституционном совещании. На одном из заключительных этапов совещания представители Верховного Совета отказались участвовать в его работе и окончательный проект был подготовлен командой Ельцина. Летом противостояние властей усилилось, каждая сторона упрекала другую в попытках установления диктатуры, казнокрадстве. Руководство Верховного Совета (председатель Р. И. Хазбулатов) занимало все более откровенную национал-коммунистическую позицию, выдвигая вопрос о воссоздании СССР, свертывании экономических реформ, замене президентской власти всевластием Советов и др. В их ряды открыто перешел вице-президент А. Руцкой. Ельцин решил разогнать парламент.

Политический кризис разразился 21 сентября 1993 г., когда Президент подписал указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, проведении в декабре выборов в новые органы государственной власти — Совет Федерации и Государственную думу, а также референдума по новой Конституции страны. Против указа выступило руководство Верховного Совета и большинство членов Конституционного суда, признавшего действия Президента неконституционными. Был созван внеочередной Съезд народных депутатов. В отсутствие кворума Съезд постановил отстранить Ельцина от должности и избрал Руцкого исполняющим обязанности Президента. Руцкой начал формировать новое правительство.

Далее события приобретали все более драматический характер. 23 сентября 1993 г. боевики оппозиции предприняли попытку занять штаб Объединенных Вооруженных сил СНГ. 29 сентября Президент предъявил оставшимся в здании Верховного Совета ультиматум -покинуть здание до 4 октября. 2 октября Фронтом национального спасения и движением «Трудовая Москва» были организованы крупные демонстрации, вылившиеся в массовые беспорядки. Были построены первые баррикады. 3 октября Руцкой и Хасбулатов призвали собравшихся у Белого дома идти на штурм мэрии и телецентров, а затем Кремля. На штурм Останкинского телецентра отправились несколько сот человек во главе с генералом А. М. Макашовым и лидером крайне левой организации «Трудовая Россия» В. И.Анпиловым. К вечеру были захвачены здания мэрии и гостиницы «Мир». Вечером между повстанцами и отрядом внутренних войск, обороняющим телецентр, разгорелся бой. Все каналы внезапно прекратили вещание, что оказало сильное впечатление на телезрителей, став как бы знаком беды. Попытка захвата «Останкино» успеха не имела, но пролилась кровь.

В ответ на эти действия Президент объявил в столице чрезвычайное положение и ввел войска. 4 октября начался обстрел Белого дома из танков и бронетранспортеров, в результате часть здания загорелась. Войска заняли Белый дом, а руководители парламента и мятежа Хасбулатов, Руцкой, Макашов и др. были арестованы. Около 150 человек погибло. Так завершилась самая короткая политическая и вооруженная схватка, напоминающая по характеру гражданскую войну. В ней первый выстрел сделала оппозиция, а армия после некоторого колебания выступила на стороне Президента, что решило исход кризиса в его пользу. Результатом провала мятежа было крушение власти Советов. После октябрьских событий установилась относительно стабильная политическая обстановка. 12 декабря 1993 г. состоялись референдум по Конституции и выборы в Государственную думу. Минимальным большинством была одобрена новая Конституция, определившая четкие рамки компетенции ветвей власти, наделившая Президента чрезвычайно широкими полномочиями, в том числе правом формировать и отправлять в отставку правительство. Парламентские прерогативы были ограничены принятием законов, бюджета, объявлением амнистии, ратификацией международных договоров.

Выборы в Государственную думу проходили не только по избирательным округам, но и впервые — по партийным спискам. Они принесли большинство оппозиционным партиям: коммунистической аграрной, либерально-демократической В. Жириновского. В результате «Выбор России» Гайдара уступил партии Жириновского. Важным решением Государственной думы стала объявленная 23 февраля 1994 г. амнистия всем обвиняемым по делам ГКЧП, первомайской демонстрации, событий 21 сентября — 4 октября 1993 г.

Государственно-политическое развитие России на рубеже третьего тысячелетия

Начало второго президентского срока Б.Н. Ельцина – осень 1996 – зима 1997 г. – характеризовалось вынужденной «паузой» в политической жизни страны, вызванной его продолжительной болезнью. Возвращение Президента РФ к полноценной работе в конце февраля 1997 г. внесло существенные коррективы в расстановку сил в структуре политической элиты России и в проводимый ею курс социально-экономических преобразований.

Вмарте 1997 г. по инициативе Б.Н. Ельцина изменился состав Правительства РФ. Первыми заместителями Председателя Правительства почти одновременно были назначены «молодые реформаторы» – А.Б. Чубайс, назначенный главой Администрации Президента, и губернатор Нижегородской области Б.Е. Немцов. В стране была начата кампания по борьбе

скоррупцией в чиновничьей среде. Она послужила поводом к началу «войны компроматов», развернувшейся в средствах массовой информации к лету 1997 г. Неизбежным следствием этих событий был ряд громких отставок и судебных разбирательств, в свою очередь способствовавших дальнейшей дестабилизации политической обстановки в стране. В то же время информационная война обнажила ранее проходящие в тени процессы, связанные с переделом собственности, разделом «сфер влияния» в российской экономике и отражающие борьбу финансовых олигархов за влияние на власть.

Весна 1998 г. ознаменовалась изменением политического курса страны. 23 марта Б.Н. Ельцин неожиданно подписал указ об отставке всего Правительства РФ во главе с В.С. Черномырдиным. Одновременно было объявлено о смещении с должности министра внутренних дел А.С. Куликова и первого вице-премьера А.Б. Чубайса. Вскоре в соответствии

сконституционной процедурой Президент направил Председателю Государственной Думы письмо с предложением утвердить на пост Председателя Правительства РФ исполнявшего до этого обязанности министра топлива и энергетики С.В. Кириенко. Налицо оказалось противостояние двух ветвей власти. В результате третьего голосования в Государственной Думе конфликт разрешился в пользу Президента: Кириенко был назначен на пост Председателя Правительства Российской Федерации.

Вмае 1998 г. был окончательно утвержден состав обновленного кабинета. Правительство «молодых технократов» во главе с Кириенко поставило своей задачей ужесточение фискальных методов пополнения бюджета и получение кредитов от международных финансовых структур. Подготовленный пакет законов, в разработке которого приняли участие ведущие отечественные экономисты, был представлен в конце июня 1998 г. на расширенном заседании Правительства и получил название «антикризисной», или «стабилизационной» (по оценке Б. Ельцина), программы. Однако новый курс встретил сопротивление как левого крыла парламентской оппозиции, так и российских «естественных монополистов» (представлявших топливно-энергетический комплекс) и финансовых олигархов.

17 августа 1998 г. разразился кризис всей валютно-финансовой и социально-полити- ческой системы России.

Курс рубля по отношению к доллару резко упал. За финансовым банкротством последовал и политический кризис. Уже 23 августа 1998 г. Президент РФ подписал указ об отставке Правительства «молодых технократов» во главе с С.В. Кириенко, действовавшего менее полугода. Исполняющим обязанности Председателя Правительства РФ вновь стал недавний экс-премьер В.С. Черномырдин. Его кандидатура вызвала новый конфликт ветвей государственной власти – возникли разногласия по поводу этого назначения между лидерами фракций Госдумы, региональной элитой и Президентом.

События сентября-октября 1993

До октября 1993 года история Российской Федерации демонстрировала двоевластие: президент РСФСР (Ельцин) с одной стороны и Верховный совет с другой стороны. 21 сентября Ельцин издает указ №1400 «О поэтапной конституционной реформе РФ». Это была попытка привести Россию к действующему виду Конституции, но проблема в том, что это напрямую нарушало Конституцию, действующую тогда! Формально Ельцин нарушил закон. Это вылилось в то, что Верховный совет в ночь на 23 сентября 1993 года признает действия Ельцина государственным переворотом и снимает его с должности президента. В ответ вводятся войска в столицу, здание Верховного совета штурмуется 3-4 октября, и Ельцин забирает власть в свои руки.

По всем законам и нормам того времени это был вооруженный переворот, который едва не вылился в гражданскую войну (вернее вылился в нее, но только в одном регионе – на Кавказе).

12 декабря 1993 принимается новая Конституция. По ней Россия становится президентской республикой, тем самым все элементы СССР были упразднены.

Основные события этого времени:

  • Декларация «О государственном суверенитете».
  • Распад СССР и образование СНГ.
  • «Шоковая терапия»
  • Становление авторитарной демократии Ельцина

Прогноз и рекомендации в отношении внешнеполитической ситуации

На сегодняшний день очень сложно точно спрогнозировать внешнеполитическую обстановку в мире, так как некоторые ситуации, происходящие на международной арене, могут кардинально менять действующую обстановку. Поэтому, рассуждая о прогнозах внешнеполитической деятельности Российской Федерации, можно говорить лишь о возможных сценариях развития событий.

Если говорить о краткосрочной перспективе внешнеполитических отношений Российской Федерации с государствами Европейского Союза и Соединенных Штатов Америки, то в качестве детерминирующего фактора развития отношений между странами, будет служить развитие ситуации на востоке Украины. Уже имеющийся опыт мирного решения военных конфликтах во многих странах показал, что видение будущего у участников конфликта значительно различаются, в связи с этим продолжение вооруженного конфликта больше, чем просто вероятно. Возможна реализация таких сценариев как сценарий эскалации и сценарий замороженного конфликта.

Стоит отметить, что второй вариант является наиболее оптимальным для Российской Федерации, так как имеет долгосрочную перспективу, однако на отношения России и стран Европейского союза, США такое развитие в значительной мере не повлияет.

Если говорить о южном направлении внешней политики Российской Федерации, то, к сожалению, ситуация, скорее всего, останется стабильно напряженной. Война с террористическими государства типа ИГИЛ, как и любые военные конфликты на Ближнем Востоке, не характеризуется быстрым окончанием. Существует опасность, что нестабильность Ближнего Востока может выйти за рамки Сирии и распространится на такие регионы, как Северный Кавказ, Закавказье. Таким образом, Российской Федерации стоит озаботиться об укреплении своих границ, обеспечении их безопасности.

В ближайшее время в регионах Центральной Азии значительных изменений не ожидается, однако, возможна смена политических режимов, в таких государствах как Узбекистан, Таджикистан, где лидеры государств находятся на своих постах достаточно длительный период времени (с 90-х годов XX века). В связи описанными выше обстоятельствами Российской Федерации необходимо быть готовой к значительному ухудшению ситуации в Центральной Азии, возникновению новых вспышек геополитической нестабильности, увеличению уровня влияния исламизма. Возможно, что в долгосрочной перспективе будут увеличиваться трения, непосредственно связанные с вопросами ограниченности водных ресурсов, при этом стоит учитывать агрессивную риторику Узбекистана и приостановке членства этого государства в ОДКБ, что в дальнейшем может привести к вооруженному конфликту. В связи с этим Российской Федерации стоит приложить достаточно большие усилия, в очередной раз примерить роль посредника и миротворца, чтобы предотвратить возникновение новых очагов конфликтов.

Резкое ухудшение отношений Российской Федерации с западными странами уже на сегодняшний день приводит к сближению России и Турции. Турция, так и была включена в состав Европейского Союза, и на сегодняшний день активно позиционирует себя как лидер на Ближнем Востоке. В то же время Россия, как один из экономических партнеров, Турции может оказать ей существенную как экономическую, так и политическую поддержку. В качестве примера сближения двух стран может служить реализация таких проектов как «Турецкий поток».

Внешнеполитическая ситуация и экономика страны

С конца 2014 и до 2016 года российская экономика обнаружила очевидный спад: сократился ВВП, упала стоимость национальной валюты. Санкционный режим изолировал Россию на международном рынке, она утратила многие внешнеэкономические связи, что еще более усугубило последствия от падения цен на «черное золото». Существенно обременили экономику затраты на поддержку военного сектора в рамках программы модернизации, действующей до 2020 года.

Довольно серьезные экономические проблемы в долгосрочной перспективе может принести демографический спад. В течение последних 10 лет прирост населения страны является минимальным. А это — существенное сокращение рынка трудовых ресурсов в недалеком будущем. Если до сих пор эту ситуацию можно было компенсировать за счет мигрантов, приезжающих работать в нашу страну, то в дальнейшем эта тенденция рискует существенно снизиться вследствие снижения уровня реальных заработных плат.

Старение российского населения говорит еще и о том, что все большее число людей становятся зависимы от государственных выплат в виде пособий, пенсий и т.д., что еще сильнее нагружает бюджет, и без того страдающий от дефицита средств.

С 2017 года в экономике России наблюдается медленный, но положительный рост. Многие аналитики говорят о том, что Россия смогла адаптироваться к внешнеполитическим условиям. Санкции и экономический спад послужили росту выпуска и экспорта товаров, не относящихся к энергоносителям, например, пшеницы. В связи с чем в сельском хозяйстве был зафиксирован рост в среднем на 3%, и он имеет весьма устойчивую тенденцию.

Рост инвестиций в оборонную промышленность, хотя и создает нагрузку на бюджет, но при этом имеет и положительное влияние на экономику страны. Увеличение расходов на производство кораблей, самолетов, космических аппаратов и тому подобного стало стимулом для роста промышленного производства.

Несмотря на то, что экономика России переживает спад, в прогнозах российских и западных экономистов отсутствует вероятность дефолта или крупномасштабного кризиса, такого, какой произошел, например, в 1998 году. Сегодняшняя ситуация отличается меньшим размером государственного долга, а это значит, что стране будет не настолько сложно преодолеть негативные тенденции в экономике.

Главы Правительства

Имя

Начало полномочий

Завершение полномочий

Президент

Касьянов М.М.

Май 2000

Февраль 2004

Путин В.В.

Христенко В.Б.

Февраль 2004

Март 2004

Фрадков М.Е.

Март 2004

Сентябрь 2007

Зубков В.А.

Сентябрь 2007

Май 2008

Путин В.В.

Май 2008

Май 2012

Медведев Д.А.

Смотрите также:

  • Кризис власти: последствия неудачи политики «перестройки». Августовские события 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР
  • Политический кризис сентября – октября 1993 г.
  • Переход к рыночной экономике: реформы и их последствия
  • Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий