Образование республик в россии и сколько их

Содержание разделов

Основной – именно первый раздел. В нём описывают все разновидности прав и обязанностей, которыми наделены жители государства.

Принято считать, что именно этот раздел решает следующие задачи:

Обеспечение благополучия Родины любым гражданином, вне зависимости от национальности и происхождения.
Обеспечение суверенности страны.
Конституционный строй в нашей стране сравнительно новый. Несмотря на это, граждане не должны отрываться от государства, сложившегося на конкретной территории.
Сохранение мира

На территории РФ важно обеспечить согласие между всеми членами государства.
Принятие и утверждение прав людей, обеспечение свободы для каждого.

В первых 16 статьях больше всего внимания уделяют основам строя конституции. Даётся определение России и Российской Федерации, дополнительно говорится о равнозначности этих понятий. Говорится, что государство поддерживает многопартийность, существование разных религий и идеологий.

Справка! Документ обладает высшей юридической силой, поэтому ни у кого нет прав отменять его, отказываться от выполнения обозначенных выше положений.

Во второй главе – 48 статей. Здесь основные пункты такие:

  1. Запрет на применение любого насилия по отношению к человеческой жизни.
  2. Запрет на использование смертной казни.
  3. Национальность, религия и происхождение граждан не должны влиять на их равенство перед судом.
  4. Права вместе со свободой гарантированы каждому человеку от рождения, нарушать их не может никто.

Федеративному устройству посвящается третья глава. Здесь перечисляют каждый субъект, входящий в государство.

Говорится о русском языке в качестве государства. При этом каждому субъекту даётся право устанавливать свои правила в этом направлении.

В 4 главе 14 статей. Посвящена основам становления на должность президента. Далее идёт описание Федерального собрания. Дополнительно некоторые разделы посвящаются Совету Федерации и Государственной Думе. Рассказывается, сколько человек и на каких основаниях могут входить в эти объединения.

Правительству страны посвящена и следующая глава. Судебная власть подробно описывается в 12 статьях 7 главы.

Глава 8 тесно связана с местным самоуправлением на территории РФ. Там сказано, что любой гражданин в возрасте от 25 лет может становиться судьёй. Они подчиняются федеральным законам и Конституции, пользуются правом неприкосновенности.

Глава 9 посвящена пересмотру пунктов Конституции. Там сказано, что подобные предложения могут вносить такие лица:

  • Представители местной власти.
  • Члены правительства.
  • Президент.

Из каких частей состоит Конституция нашей страны

Рассматриваемый нами нормативно-правовой акт можно поделить на несколько основных частей.

Таблица 1. Из каких частей состоит Конституция Российской Федерации

Раздел
Преамбула Преамбула – вводная часть конституции, в которой обозначаются основополагающие сведения о Конституции и о том, зачем она была учреждена.
1 раздел В первом разделе указываются основные положения Конституции.
2 раздел Второй раздел обозначает полномочия и сроки работы действующей власти и ее представителей.

Далее рассмотрим каждую из перечисленных частей по-отдельности.

Преамбула Конституции Российской Федерации

Искомая часть Конституции является вступительным сегментом, в котором обозначаются такие важные моменты, как:

  • цели создания искомого нормативно-правового акта;
  • мотивы его применения;
  • условия использования документа.

Этот текст, хоть и считается просто вступительным, несет в себе важное значение, на которое принято ориентироваться в работе органов:

  • исполнительной;
  • судебной;
  • законодательной власти.

Преамбула — вовсе не малозначимое введение, а наоборот, универсальный ключ к разъяснению множества неточностей, допущенных в остальном тексте документа

Если в основном для страны документе будут обнаружены какие-то неточности или пропуски, то именно искомый раздел может восполнить их, прояснив ситуацию.

Первый раздел

Данная часть законодательного акта, изучаемого нами, содержит в себе сведения относительно:

  • основ определяемого конституцией строя;
  • о правах, а также свободах, которыми наделяются жители нашего государства;
  • о гаранте Конституции – нашем Президенте;
  • об устройстве государства;
  • о собрании Федерации;
  • о правительственных структурах страны;
  • о власти судебного характера;
  • о правилах, касающихся внесения поправок в документ.

Второй раздел

Искомый раздел содержит в себе данные относительно полномочий, прав и обязанностей, а также законных периодах работы Президента и остальных представителей власти в стране.

Второй раздел Конституции РФ

Примечания

  1. ↑ В состав Архангельской области входит Ненецкий автономный округ.
  2. Административный центр — город Санкт-Петербург, не входящий в состав Ленинградской области.
  3. >Административный центр — город Москва, не входящая в состав Московской области
  4. ↑ В состав Тюменской области входит Ханты-Мансийский автономный округ и Ямало-Ненецкий автономный округ.
  5. Ичкерия была провозглашена 8 июня 1991 года, а сентябрьский вооруженный переворот, совершенный Джохаром Дудаевым избавил власти республики от противников суверенитета Чечни. Подробно данный процесс описан в книге (раздел «Вооруженный захват власти»)
  6. Де-юре — проведение референдума; Де-факто — вступление итогов референдума в силу

Регионы России

Регионы Центральной России (ЦФО)  Москва • Московская область • Белгородская область • Брянская область • Владимирская область • Воронежская область • Ивановская область • Калужская область • Костромская область • Курская область • Липецкая область • Орловская область • Рязанская область • Смоленская область • Тамбовская область • Тверская область • Тульская область • Ярославская область
Регионы Северо-Запада (СЗФО)  Санкт-Петербург • Ленинградская область • Архангельская область • Вологодская область • Калининградская область • Карелия • Коми • Мурманская область • Ненецкий автономный округ • Псковская область
Регионы Поволжья (ПФО)  Башкортостан • Волгоградская область • Калмыкия • Кировская область • Марий Эл • Мордовия • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Пермский край • Самарская область • Саратовская область • Татарстан • Удмуртия • Ульяновская область • Чувашия
Регионы Южной России (ЮФО)  Севастополь • Республика Крым • Адыгея • Астраханская область • Краснодарский край • Ростовская область
Регионы Северного Кавказа (СКФО)  Дагестан • Ингушетия • Кабардино-Балкария • Карачаево-Черкесия • Северная Осетия • Ставропольский край • Чеченская Республика
Регионы Урала (УФО)  Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский автономный округ — Югра • Челябинская область • Ямало-Ненецкий АО
Регионы Сибири (СФО)  Республика Алтай • Алтайский край • Иркутская область • Кемеровская область • Красноярский край • Новгородская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область • Тыва • Хакасия
Регионы Дальнего Востока (ДВФО)  Амурская область • Бурятия • Еврейская автономная область • Забайкальский край • Камчатский край • Магаданская область • Приморский край • Якутия • Сахалинская область • Хабаровский край • Чукотский автономный округ
См. также  Регионы России • Федеральные округа России • Экономические районы России • Города России

Список субъектов РФ

Субъект федерации Флаг Герб Территория (км²) Население (На 01.01.2019) Административный центр Федеральный округ
1 Республика Адыгея 7 792 454 744 Майкоп
2 Республика Алтай 92 903 218 866 Горно-Алтайск
3 Алтайский край 167 996 2 332 813 Барнаул
4 Амурская область 361 913 793 194 Благовещенск
5 Архангельская область 589 913 1 144 119 Архангельск
6 Астраханская область 49 024 1 014 065 Астрахань
7 Республика Башкортостан 142 947 4 051 005 Уфа
8 Белгородская область 27 134 1 547 418 Белгород
9 Брянская область 34 857 1 200 187 Брянск
10 Республика Бурятия 351 334 983 273 Улан-Удэ
11 Владимирская область 29 084 1 365 805 Владимир
12 Волгоградская область 112 877 2 521 276 Волгоград
13 Вологодская область 144 527 1 167 713 Вологда
14 Воронежская область 52 216 2 327 821 Воронеж
15 Республика Дагестан 50 270 3 086 126 Махачкала
16 Еврейская автономная область 36 266 159 913 Биробиджан
17 Забайкальский край 431 892 1 065 785 Чита
18 Ивановская область 21 437 1 004 180 Иваново
19 Республика Ингушетия 3 628 497 393 Магас
20 Иркутская область 774 846 2 397 763 Иркутск
21 Кабардино-Балкарская Республика 12 470 866 219 Нальчик
22 Калининградская область 15 125 1 002 187 Калининград
23 Республика Калмыкия 74 731 272 647 Элиста
24 Калужская область 29 777 1 009 380 Калуга
25 Камчатский край 464 275 314 723 Петропавловск-Камчатский
26 Карачаево-Черкесская Республика 14 277 465 563 Черкесск
27 Республика Карелия 180 520 618 056 Петрозаводск
28 Кемеровская область 95 725 2 674 256 Кемерово
29 Кировская область 120 374 1 272 109 Киров
30 Республика Коми 416 774 830 235 Сыктывкар
31 Костромская область 60 211 637 267 Кострома
32 Краснодарский край 75 485 5 648 235 Краснодар
33 Красноярский край 2 366 797 2 874 026 Красноярск
34 Республика Крым 26 081 1 911 818 Симферополь
35 Курганская область 71 488 834 701 Курган
36 Курская область 29 997 1 107 041 Курск
37 Ленинградская область 83 908 1 847 867 Санкт-Петербург
38 Липецкая область 24 047 1 144 035 Липецк
39 Магаданская область 462 464 141 234 Магадан
40 Республика Марий Эл 23 375 680 380 Йошкар-Ола
41 Республика Мордовия 26 128 795 504 Саранск
42 Москва 2 511 12 615 279 Москва
43 Московская область 44 379 7 599 647 Москва (офиц.)/Красногорск (факт.)
44 Мурманская область 144 902 748 056 Мурманск
45 Ненецкий автономный округ 176 810 43 829 Нарьян-Мар
46 Нижегородская область 76 624 3 214 623 Нижний Новгород
47 Новгородская область 54 501 600 296 Великий Новгород
48 Новосибирская область 177 756 2 793 384 Новосибирск
49 Омская область 141 140 1 944 195 Омск
50 Оренбургская область 123 702 1 963 007 Оренбург
51 Орловская область 24 652 739 467 Орёл
52 Пензенская область 43 352 1 318 103 Пенза
53 Пермский край 160 236 2 610 800 Пермь
54 Приморский край 164 673 1 902 718 Владивосток
55 Псковская область 55 399 629 651 Псков
56 Ростовская область 100 967 4 202 320 Ростов-на-Дону
57 Рязанская область 39 605 1 114 137 Рязань
58 Самарская область 53 565 3 183 038 Самара
59 Саратовская область 101 240 2 440 815 Саратов
60 Санкт-Петербург 1 439 5 383 890 Санкт-Петербург
61 Республика Саха — Якутия 3 083 523 967 009 Якутск
62 Сахалинская область 87 101 489 638 Южно-Сахалинск
63 Свердловская область 194 307 4 315 699 Екатеринбург
64 Севастополь 1 080 443 212 Севастополь
65 Смоленская область 49 779 942 363 Смоленск
66 Республика Северная Осетия — Алания 7987 699 253 Владикавказ
67 Ставропольский край 66 160 2 795 243 Ставрополь
68 Тамбовская область 34 462 1 015 966 Тамбов
69 Республика Татарстан 67 847 3 898 628 Казань
70 Тверская область 84 201 1 269 636 Тверь
71 Томская область 314 391 1 077 442 Томск
72 Тульская область 25 679 1 478 818 Тула
73 Республика Тыва 168 604 324 423 Кызыл
74 Тюменская область 1 464 173 3 723 969 Тюмень
75 Удмуртская республика 42 061 1 507 390 Ижевск
76 Ульяновская область 37 181 1 238 416 Ульяновск
77 Хабаровский край 787 633 1 321 473 Хабаровск
78 Республика Хакасия 61 569 536 167 Абакан
79 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 534 801 1 663 795 Ханты-Мансийск
80 Челябинская область 88 529 3 475 753 Челябинск
81 Чеченская Республика 15 647 1 456 951 Грозный
82 Чувашская Республика 18 343 1 223 395 Чебоксары
83 Чукотский автономный округ 721 481 49 663 Анадырь
84 Ямало-Ненецкий автономный округ 769 250 541 479 Салехард
85 Ярославская область 36 177 1 259 612 Ярославль

Армия

Как регионы отличаются полномочиями?

Прежде всего, стоит сказать о распределении власти согласно Конституции России. Формально все полномочия четко делятся по уровням власти – есть то, за что отвечает федеральный центр, за что отвечают субъекты, и за что они отвечают совместно.

Например, за оборону и безопасность, федеральный бюджет, внешнюю политику, судоустройство, прокуратуру, границы, выпуск денег, защиту прав человека и многое другое отвечает исключительно Российская Федерация. Это означает, что власти региона в принципе не могут вмешиваться в вопросы обороны или работу прокуратуры (хотя и могут содействовать в этом другими способами). А если какую-то часть работ выполняет регион, он обязательно получает на это субсидии из федерального бюджета.

Отдельный блок полномочий находится в совместном ведении федерального центра и регионов, например, владение землей, вопросы образования, здравоохранения, борьба с катастрофами, налогообложение, сельское хозяйство, и т.д. На практике это означает, что на борьбу со стихийными бедствиями регион будет тратить и свои деньги, и полученные от федерального бюджета.

Все, что не входит в соответствующие статьи Конституции, регулируется на уровне региона – и, соответственно, оплачивается региональным бюджетом (хотя некоторые полномочия не связаны с финансовой стороной).

Больше всего прав у республик – Конституция РФ даже определяет республику как государство. Правда, все юристы подчеркивают – такие республики не являются самостоятельными государствами, иначе РФ имела бы статус конфедерации, а не федерации. Кроме этого, ключевое отличие республики от других субъектов – наличие у нее собственной Конституции. Да, формально это тот же устав региона, но по статусу Конституция все же выше. Республиканская Конституция и законы не могут противоречить федеральным законам (в такой ситуации применяется именно федеральный закон).

Еще одно право республики – устанавливать государственный язык, помимо русского. Эти языки могут использоваться в официальных документах, но требовать их знания от жителей региона (например, чтобы получить избирательное право) власти республики не вправе. Также республика может иметь свой флаг, герб, гимн, она владеет землей, лесами, недрами и другими природными ресурсами на своей территории, и т.д.

Но и это еще не все. Из всех республик есть одна, которая имеет еще больше полномочий – это Татарстан. История тянется еще с 1992 года, когда все субъекты, кроме Татарстана и Чечни, подписали Федеративный договор. Власти Татарстана потребовали подписать отдельный документ – и в 1994-м получили его. Договор о разграничении полномочий действует до сих пор (хоть и в урезанном виде), но все равно – в Татарстане есть свой президент, обязательные 2 языка и право на часть доходов от нефти.

Полномочия других регионов скромнее, и не особо отличаются между собой. Край, область и город федерального значения имеют одинаковый правовой статус, но Москва выполняет функции столицы, и получает за это дополнительные деньги от других регионов.

Отдельно стоят автономные области и округа – они отличаются тем, что создаются по национальному признаку, поэтому отличаются национальным составом и бытом населения. Кроме того, как минимум 2 автономных округа в России – ХМАО и ЯНАО – основные доноры федерального бюджета, они суммарно дают порядка 40% его доходов.

История

Рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации

Сухопутные войска состоят из нескольких родов войск:


Организационно-штатная структура Сухопутных войск

Мотострелковые. Составляют основу сухопутных войск России. Они выполняют такие задачи, как удержание занятых рубежей и позиций, отражение боевых ударов, осуществление прорыва обороны, ведение встречных боев. Мотострелковые войска могут применять как обычные средства ведения огня, так и оружие массового поражения (ОМП).

Танковые. Являются главной ударной силой сухопутных войск. Выполняют следующие задачи: при обороне — осуществляют поддержку мотострелковых войск при отражении наступления противника и наносят контратаки и контрудары; при наступлении — рассекают линию обороны противника и вклиниваются в оборонительные порядки на большую глубину. Для этих войск характерна высокая подвижность и манёвренность, а также они обладают средствами защиты от поражающих факторов ОМП.

  • Ракетные войска и артиллерия. Основное средство ядерного или огневого поражения противника в ходе ведения боевых операций.
  • Войска противовоздушной обороны сухопутных войск. Их назначение: разведка воздушного пространства и защита от нападения противника с воздуха (из космоса).
  • Специальные войска и службы, включающие:
    • разведывательные соединения и воинские части, которые предназначены для получения сведений о противнике и особенностях района боевых действий;
    • инженерные войска  осуществляют инженерную разведку, разминируют местность, проводят минирование и взрывные работы, обеспечивают продвижение сухопутных войск (создают переправы, мосты, сооружения полевого назначения и др.), обеспечивают маскировку войск и объектов;
    • войска радиационной, химической и биологической защиты, которые призваны обнаружить и нейтрализовать поражающие факторы ОМП;
    • войска связи, предназначенные для развертывания систем связи и обеспечения управления объединениями, соединениями и частями Сухопутных войск в мирное и военное время.

Военно-морской флот РФ подразделяются на следующие рода:


Организационно-штатная структура Военно-морского флота

  • надводные силы, которые должны обеспечить защиту морских коммуникаций, выход и развертывание подводных лодок, перевозку и прикрытие десанта, установку противоминных заграждений;
  • подводные силы предназначены для решения таких задач, как ликвидация стратегических объектов противника на суше и море, разведка, высадка специализированных групп.
  • морская авиация занимается розыском и уничтожением вражеских группировок надводных кораблей, прикрытием с воздуха, разведкой и помощью в наведении собственных ударных сил на цель. А также могут привлекаться к минированию и разминированию, радиоэлектронной борьбе, работам по поиску и спасению, перевозкам и десантированию;
  • береговые войска состоят из береговых ракетно-артиллерийских войск и морской пехоты. Их главными задачами являются: прикрытие группировок войск и объектов от надводных кораблей противника, оборона с суши спецобъектов флота от вражеских десантов, участие в десантных операциях.

Воздушно-космические войска состоят из трех родов войск (сил):

  • Военно-воздушные силы обеспечивают защиту войск и стратегических объектов от ударов с воздуха, уничтожают цели на вражеской территории, осуществляют переброску и высадку десанта.
  • Войска противовоздушной и противоракетной обороны готовы отразить атаки авиационных и ракетных средств нападения противника.
  • Космические войска осуществляют запуск и управление космическими аппаратами, наблюдение за космическими объектами, обеспечивают командование разведывательной информацией.

История российского федерализма

Современная Россия унаследовала перечень регионов от РСФСР (за рядом исключений в виде переименований и преобразований). В 1992 году российскими регионами был подписан Федеративный договор о разграничении полномочий, который был включён в текст Конституции РСФСР 1978 года. В 1993 году, когда была принята ныне действующая Конституция, насчитывалось 89 субъектов. С 1 марта 2008 года после объединения регионов осталось 83 субъекта Российской Федерации, а с 18 марта 2014 года после присоединения Крыма к России субъектов Российской Федерации стало .

1990-е годы

  • С распадом СССР прошёл парад суверенитетов, обусловивший конфликт законодательств РСФСР и республик в её составе.
  • Все Советские Социалистические Республики в составе РСФСР (до мая 1991 года — АССР) стали республиками.
  • Автономные области — Адыгейская, Горно-Алтайская, Карачаево-Черкесская и Хакасская преобразованы в республики.
  • Были переименованы области: Горьковская в Нижегородскую, Калининская в Тверскую и Куйбышевская в Самарскую.
  • Поскольку все автономные округа получили возможность выхода из состава областей и краев посредством принятия соответствующего закона, Чукотский автономный округ вышел из состава Магаданской области.
  • Чечено-Ингушская АССР разделилась на 2 республики: Чеченскую Республику и Ингушетию.
  • Города республиканского подчинения РСФСР Москва и Санкт-Петербург (прежде — город Ленинград) были преобразованы в города федерального значения.
  • 31 марта 1992 года регионы Российской Федерации (за исключением Татарстана и Чечено-Ингушетии («Ичкерии») подписали федеративный договор, разграничивший полномочия федерального центра и региональных органов власти, позднее федеративный договор был включён в действовавшую конституцию. Татарстан 15 февраля 1994 года после длительных переговоров подписал двусторонний договор с Российской Федерацией о разграничении предметов ведения между федеральными и республиканскими органами власти.
  • С принятием новой Конституции Российской Федерации 1993 года все республики, края, области, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, а также Еврейская автономная область (вышла из состава Хабаровского края) стали равноправными субъектами Российской Федерации.
  • Сокольский район Ивановской области (2 100 км²) перешёл в состав Нижегородской области.

2000-е годы

  • 7 декабря 2003 года был проведён референдум по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого АО в Пермский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 декабря 2005 года.
  • 17 апреля 2005 года был проведён референдум по присоединению Таймырского и Эвенкийского АО к Красноярскому краю. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2007 года.
  • 23 октября 2005 года был проведён референдум по объединению Камчатской области и Корякского АО в Камчатский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 июля 2007 года.
  • 16 апреля 2006 года был проведён референдум по присоединению Усть-Ордынского Бурятского АО к Иркутской области. Предложение о присоединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 января 2008 года.
  • 11 марта 2007 года был проведён референдум по объединению Читинской области и Агинского Бурятского АО в единый Забайкальский край. Предложение об объединении одобрено подавляющим большинством голосов. Объединение вступило в силу 1 марта 2008 года.

2010-е годы

  • 1 июля 2012 года территория города Москвы увеличена в 2,4 раза за счёт сопредельных районов Московской области.
  • 18 марта 2014 года на Крымском полуострове были образованы Республика Крым и город федерального значения Севастополь.

Классификация территориальных образований

ОКАТО содержит коды и наименования объектов административно-территориального деления субъектов РФ: от районов и городов до внутригородских районов, сельских округов (сельсоветов) и населённых пунктов.

ОКТМО содержит коды и наименования муниципальных образований субъектов РФ: от муниципальных районов и городских округов до сельских и городских поселений, а также входящих в их состав населённых пунктов.

Общероссийский классификатор объектов административно-территориального деления (сокращ. ОКАТО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК). ОКАТО предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации в разрезах административно-территориального деления в таких сферах, как статистика, экономика и другие.

Официальная страница классификатора ОКАТО

ОКАТО с возможностью поиска по названию или части номера в классификаторе

Определить ОКТМО по ОКАТО

Общероссийский классификатор территорий муниципальных образований (сокращ. ОКТМО) — классификатор объектов административно-территориального деления Российской Федерации, входит в состав «Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации Российской Федерации» (ЕСКК).

ОКТМО состоит из двух разделов, включающих муниципальные образования и населённые пункты, входящие в состав муниципальных образований.

Формула структуры кода ОКТМО в первом разделе (8 знаков): XX XXX XXX, где:1, 2 знаки идентифицируют объекты классификации первой ступени классификации;3 — 5 знаки идентифицируют объекты классификации второй ступени классификации;6 — 8 знаки идентифицируют объекты классификации третьей ступени классификации.

Формула структуры кода ОКТМО во втором разделе (11 знаков): XX XXX XXX XXX, где:1 — 8 знаки идентифицируют муниципальные образования, в состав которых входят населённые пункты;9 — 11 знаки идентифицируют населённые пункты.

ОКТМО на сайте Росстата

Сервис для поиска кода муниципального образования или населённого пункта по ОКТМО

Сервис предназначен для  контекстного поиска кода населённого пункта или кода муниципального образования субъекта РФ. Решается и обратная задача: поиск объекта по известному коду или по части кода ОКТМО (ОК 033–2013).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий