Профессия железнодорожник: кто же они такие?

Минусы

  • Высокий уровень ответственности. Специалист обязан обеспечивать высокий уровень технического состояния железнодорожного полотна. Это требует высокой концентрации внимания, дисциплинированности и умения принимать кардинальные решения.
  • Тяжелый физический труд. Несмотря на высокую миссию железнодорожников, работа, которую ежедневно приходится осиливать дежурным обходчикам и механикам, требует высокой выносливости, хорошо развитого слуха и зрения. Но, каким бы крепким не было здоровье, человеческие ресурсы имеют свойство со временем исчерпываться.
  • Частые командировки. Постоянная возможность видеть разные города и страны не всегда приносит удовольствие. Ненормированный график, промозглая погода и редкая возможность побыть дома с семьей, особенно в праздничные дни, часто выбивает из колеи. Это может сказываться на самочувствии работника и понижать его работоспособность.
  • Ночные смены. Для каждого человека важна стабильность во всем, даже в рабочем графике. Не всем удается с легкостью переносить ночные смены, которые обязательно предусмотрены в данной профессии. Для тех, кто привык спать в темное время суток, довольно сложно довести концентрацию внимания до соответствующего уровня.
  • Неблагоприятные погодные условия. Работа на свежем воздухе полезна для организма, особенно если стоят теплые осенние дни или комфортная летняя погода. А проливные дожди, метель или невыносимый зной могут нанести только вред организму при длительном нахождении на улице. Но работа железнодорожника не освобождает от обязанностей в неблагоприятные погодные условия, поэтому приходится мириться с дискомфортом.

Необходимое образование

Большинство существующих профессий железнодорожников не требуют наличия высшего образования. Достаточно окончить обычную школу, колледж или специализированные курсы. Однако если потенциальный сотрудник претендует не на рабочую должность, связанную, например, с ремонтом дорог, а планирует стать управляющим станции, потребуется обучение в специализированном вузе.

Стоит сразу отметить, что длительность обучения сильно зависит от выбранной специальности. Например, будущему проводнику достаточно окончить специализированные курсы, длительность которых составляет всего три месяца.

Если вас привлекает профессия железнодорожника, которая требует обучения в вузе, будьте готовы к тому, что процесс растянется на пять-шесть лет. Однако это позволит обойти других кандидатов на собеседовании.

Описание путевых специальностей

На железной дороге работают также мастера и обходчики. Именно они следят за исправностью оборачиваемого подвижного состава, контролируют его техническое состояние и следят за тем, чтобы сами рельсы и шпалы работали безупречно. Если поезд прибывает точно по расписанию, то в этом есть заслуга не только машинистов, диспетчеров, но и такого путевого персонала. За электроснабжение отвечает электромонтер. Данный специалист следит, чтобы исправно функционировали:

  • главные линии высокого напряжения;
  • механизированные стрелки;
  • системы автостопа;
  • семафоры.

Именно электромонтеры и другие аналогичные сотрудники находятся на наиболее рискованной работе с очень высокой ответственностью. Другие связанные с электричеством специалисты — это электромеханики сигнализации, централизации и блокировки. Их деятельность не настолько опасна, но все же очень ответственна. Есть на ЖД и так называемые вагонники. Это обиходное наименование тех железнодорожников, которые «стучат по колесам». Не только, впрочем, стучат — они в целом оценивают состояние вагонов, а заметив какую-либо неполадку или отклонение от нормы, передают задание ремонтной службе.

Непосредственно связан с движением, конечно же, машинист. Ответственность и скрупулезность в его работе такова, что ожидать вытеснения живых людей роботами и прочей автоматикой придется еще долго. Именно должность машиниста наиболее престижна по сравнению с другими специализациями на железной дороге.

Стоит отметить, что машинист — только мужская профессия; изменение законодательства по этой части может произойти только в 2021 году, а учитывая требования к стажу и подготовке, реальная ситуация поменяется не раньше 2025-го.

Машинистом может стать только тот, кто прежде не менее года обучался профессии и минимум 3 года отработал в должности помощника машиниста. Заместители «водителей поезда» являются их верными помощниками. Стоит также отметить должность начальника поезда. Мнение многих пассажиров, будто он работает исключительно ради урегулирования конфликтов в пассажирском поезде, неверно. Именно начальник управляет всем процессом движения, отдает распоряжения всем железнодорожникам, находящимся в поезде; от него же зависит и приготовление каждого отдельного купе к рейсу, поддержание его в образцовом порядке.

Должность начальника поезда сложна и ответственна; но она почти никогда не пустует. Но чаще всего с поездками по железной дороге ассоциируется должность проводника. Именно она овеяна романтикой. Надо, правда, понимать, что проводник — лицо ответственное, и не только материально. Как раз по его или ее работе многие судят о железнодорожных сообщениях в целом, потому что ни машинистов, ни других сотрудников почти никогда не видят.

Есть еще одна типично путевая профессия — сигналист. Они следят за тем, чтобы движение поездов происходило максимально правильно и четко. При необходимости — сигнализируют машинистам о том, что нужно делать, где затормозить, а где ускорить (отсюда и название). Сигналисты же расставляют все необходимые таблички и другие условные предупреждающие знаки. И еще они следят за тем, чтобы пути находились в хорошем состоянии, при любой неполадке и отклонении от нормы сразу поднимают тревогу.

Распределение обязанностей между конкретными исполнителями — функция нарядчика. Эта должность подразумевает средне-специальное образование. К тому же придется изучить должностные инструкции и основные моменты в работе других железнодорожников, основные требования различных регламентов безопасности. Нарядчики определяют, когда бригадам работать, а когда отдыхать, кого направить на какую позицию. Выполнять такую работу могут лишь ответственные и дисциплинированные люди, которые готовы еще и составлять отчетность установленного образца, нормировать рабочее время других специалистов.

Инженер по эксплуатации:

  • лично осматривает пути, переводы и откосы по графику, отыскивает неисправности в них;
  • при необходимости использует ручные путеизмерительные средства;
  • маркирует шпалы и рельсы, которые следует заменить;
  • составляет отчеты по всем обнаруженным недостаткам;
  • готовит финансовые планы и составляет календарные графики использования путей и применяемого оборудования.

Контролеры-ревизоры не ограничиваются поиском безбилетных ездоков. Они же отслеживают, как используется подвижной состав. Для добросовестного пассажира контролер-ревизор даже полезен. Именно он контролирует исполнение персоналом дороги норм обслуживания пассажиров.

Железнодорожные вузы России

Чтобы было проще разобраться, рассмотрим некоторые железнодорожные вузы страны.

Государственный университет путей сообщения в Петербурге – учебному заведению более 200 лет. Обучение осуществляется по 80 программам подготовки. Не все из них связаны с железной дорогой, но это все-таки кузница кадров для потребностей РЖД и не только. Вуз государственный, а значит, здесь есть бюджетные места и хорошие результаты ЕГЭ здесь непременно будут иметь значение. Цены на контракте высоки, но и диплом выпускника ПГУПС высоко ценится.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ПГУПС?

Стоит попробовать поступить на Электрический транспорт или всегда востребованную работодателем специальность Телекоммуникационные системы и сети железнодорожного транспорта. Есть также десятки других направлений – Вагоны, Локомотивы, Магистральный транспорт, Автомобильный сервис, Электроснабжение железных дорог и другие.

Российский университет транспорта – яркий представитель железнодорожных вузов страны. А еще это столичный вуз, поэтому иметь диплом РУТа еще и почетно. По сравнению с ПГУПС здесь меньше специальностей, но их все-таки немало.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе РУТ?

Если говорить о тех специальностях, что связаны с железной дорогой, можно попробовать поступить на направления Строительство железных дорог, мостов и транспортных тоннелей или интереснейшую специальность Мехатроника и робототехника.

Дальневосточный государственный университет путей сообщения – еще один сильнейший железнодорожный вуз страны, благодаря которому абитуриентам нет необходимости ехать за получением образования в Москву.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ДВГУПС?

Варианты разные. Можно пойти учиться на направление Строительство, поступить на Промышленное и гражданское строительство или САПР, а если говорить о профессиях для РЖД, то обучиться можно по направлению Информационные системы и технологии на ж.д. транспорте, Электропривод и автоматика, Транспортная логистика.

Иркутский университет путей сообщения – отличный вариант для жителей крупнейшего региона нашей страны и не только для них. ИРГУПС – существует с 1994 года и не может похвастаться таким почетным возрастом как ПГУПС, но в рамках региона – это сильнейшее учебное заведение, а выпускники ценятся по всей стране, не уступая по уровню знаний столичным работникам.

Какую специальность выбрать в железнодорожном вузе ИРГУПС?

Конечно же, здесь есть не только железнодорожные профессии и обучиться можно на ряде других направлений. Но если говорить о связанных с РЖД профессиях, поступить можно на направление Подвижной состав железных дорог, Системы обеспечения транспорта или, например, на направление Эксплуатация железных дорог.

Какую профессию в железнодорожном вузе выбирать мне?

Все профессии и нужны и важны, а на железной дороге особенно, поэтому нет четкого ответа, какую из них лучше выбрать. Пожалуй, лучшими станут несколько и поступить можно будет на ту, на которую хватит баллов по результатам ЕГЭ.

С точки зрения вакансий, на которые часто открыт набор, востребованы инженеры, технологи, начальники участка пути, помощники начальника вокзала, инспекторы, электромеханики и диспетчеры. Данные направления интересны и вакантны, но стоит ли на них поступать – решать вам.

Кстати, далеко не все специальности и направления имеют очевидную взаимосвязь с железной дорогой. Такой большой системе, как РЖД требуются не только работники железной дороги, но и юристы, экономисты, бухгалтеры и специалисты ведомств. Поэтому даже не имея железнодорожного образования вам вполне по силам работать именно в РЖД.

А значит, обнаружив в железнодорожном вузе специальность Экономика и управление предприятием, Бухгалтерский учет, Менеджмент или Управление персоналом, не удивляйтесь. Все эти профессии также востребованы у крупнейшего в нашей стране работодателя – РЖД.

Не все профессии осваиваются именно в вузе. Не забывайте о железнодорожных техникумах, где можно получить профессию помощника машиниста или машиниста, обучиться на диспетчера, составителя поездов или монтера пути. Также для мечтающих работать в РЖД есть курсы и программы повышения квалификации, поэтому выбор лишь высшим образованием не ограничивается. Но хорошо то, что выбор остается за вами. 

Льготы работникам РЖД – что это

Коллективное соглашение фиксирует три группы льгот сотрудникам РЖД:

  1. Соцпакет, который полностью обеспечивает наниматель.
  2. Соцпакет с долевым участием, который частично покрывает наниматель, а частично – работающий кадр или субъект, вышедший на пенсию.
  3. Компенсируемый соцпакет, под которым понимается набор определенных соцуслуг, оплачиваемых работающим сотрудником или кадром, вышедшим на пенсию, при условии, что в дальнейшем наниматель компенсирует подчиненному издержки. Он ежегодно пересматривается администрацией РЖД.

Получателями преференций являются трудоустроенные на предприятии лица, а также их отпрыски моложе 18-ти лет. Помимо них, на преференции вправе рассчитывать пенсионеры, которые уже не трудятся.

Если субъект был снят с должности до назначения пенсии, применить льготы, предоставляемые РЖД, он не сможет.

На основании коллективного соглашения сотрудники могут претендовать на сохранение всех преференций, учитывая бесплатный проезд на ж/д транспорте, негосударственные пособия, ДМС и деньги, выделяемые сотрудникам ввиду БиР и материнства.

Также в рассматриваемые положения были внесены некоторые коррективы. В частности, были добавлены новые знаки отличия, например, «Почетный работник» и награда «За безопасность движения». Помимо этого, были увеличены объемы выплат председателям советов ветеранов и их замам.

«Наш труд — огромный вклад в жизнь миллионов людей»

В энергетике не бывает случайных. В эту профессию приходят люди особого склада: надежные, ответственные, добросовестные, потому что работать приходится в особом режиме — соблюдать четкий график, быть готовым хладнокровно мыслить в экстренной ситуации и быстро принимать правильные решения. Именно так характеризует отрасль генеральный директор энергокомпании «ТГК-16» Эдуард Галеев (Казанская ТЭЦ-3 работает в составе АО «ТГК-16», — прим. ред.).

— Уходящий год был не из легких. Хотя у нас каждый год такой: профессия «энергетик» — предельно ответственная и сложная. Наш труд — огромный вклад в жизнь миллионов людей, — подчеркивает Галеев.

Генеральный директор энергокомпании «ТГК-16» Эдуард Галеев:

«День энергетика для нас — повод поздравить потребителей, партнеров, коллег и друзей. Сказать слова признательности всем, с кем связано наше производство, для кого мы работаем. В новом году цель ТГК-16 остается прежней — обеспечивать жителей и производства Татарстана теплом, вырабатывать электроэнергию для экономики региона. Для этого у нас есть все необходимое: производственные мощности, профессиональный большой коллектив, ресурсы и желание трудиться на благо республики и всей страны. Мы не намерены останавливаться на достигнутом. Будем повышать эффективность производства и дальше вкладываться в модернизацию своих мощностей. Сделаем все от нас зависящее, чтобы жилые дома, социальные объекты, предприятия были всегда обеспечены теплом и светом. Удачи всем и оптимизма! Пусть вашей энергии хватит на воплощение всех замыслов!»

Мы рассказали о работе основных цехов станции. На самом деле подразделений на ТЭЦ гораздо больше. Все они — звенья одной цепи, которые изо дня в день, из часа в час, из минуты в минуту работают в унисон. Это единая команда, которая рука об руку, плечом к плечу стоит на страже надежного электро- и теплоснабжения.

Интернет-газета «Реальное время»

ПромышленностьЭнергетика Татарстан

Математика и физика в профессии железнодорожника

Данные науки позволяют развивать железнодорожное сообщение, используя современные технологии. В частности, создаются электрические железные дороги, которые получают энергию от электростанций. Чтобы выстроить данную систему, используется физика в профессии железнодорожника МПМ.

Данная наука позволяет совершенствовать технологии и повышать комфорт пассажирских перевозок.

Математика в профессии железнодорожника также играет не последнюю роль. Особенно актуально ее использование при расчете времени прибытия поездов, а также проведении строительно-ремонтных работ, когда буквально каждый миллиметр может иметь значение.

Специальности, связанные с транспортной отраслью

А теперь поговорим о тех направлениях подготовки, которые предлагает абитуриентам колледж РЖД в Москве после 9 класса. Все имеющиеся специальности можно разделить на несколько групп. Одна из них относится к транспортной отрасли. В эту группу входят специальности, связанные:

  • с технической эксплуатацией транспортного радиоэлектронного оборудования;
  • строительством железных дорог;
  • техобслуживанием и ремонтом автотранспорта;
  • организацией перевозок и управлением на транспорте;
  • автоматикой и телемеханикой на железнодорожном транспорте и т. д.

Каждая из специальностей является актуальной и востребованной. К примеру, направление «Организация перевозок и управление на транспорте» является техническим, но в то же время и творческим. На нем студенты учатся организовывать движение поездов, эффективно и грамотно управлять этим процессом, искать наиболее быстрые и экономичные решения.

Особенности

Рабочие профессии железнодорожников требуют особой выносливости, так как предполагают довольно тяжелые условия труда. Нередко приходится выполнять обязанности на протяжении суток, независимо от времени дня и погодных условий. Даже в дождь или снег работы могут продолжаться. Не менее сложной можно назвать работу под палящим летним солнцем.

Работа железнодорожника требует наличия ответственности. Ведь от действия сотрудников зависит безопасность пассажиров во время передвижения.

Внимательность — важное качество в профессии железнодорожник, которое позволяет не нарушать графики движения, не допускать неисправностей железнодорожного транспорта или путей, по которым происходит его перемещение. Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами

Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать

Некоторые железнодорожные профессии предполагают постоянное общение с потенциальными клиентами. Например, кассиры в билетных кассах. Поэтому для таких кандидатов среди требований к личным качествам работодатели называют общительность, вежливость и стрессоустойчивость. Ведь не исключено возникновение конфликтных ситуаций, которые нужно уметь улаживать.

Где можно пройти обучение по данной специальности

Основных вузов, готовящих специалистов для работы на железных дорогах России, всего девять.

ГУПСы (университеты путей сообщения) распределены по всем округам России и находятся они в городах Москва, Санкт-Петербург, Самара, Ростов, Екатеринбург, Томск, Омск, Иркутск, Хабаровск. Развёрнутая сеть филиалов и институтов, входящих в состав ГУПСов, даёт возможность жителям многих отдалённых областей получить «железнодорожное» образование недалеко от места основного проживания.

Самый крупный железнодорожный вуз «Российский университет транспорта (МИИТ)» расположен в Москве. МИИТ существует с 1896 года и является одним из самых старых учебных заведений данного профиля. Институт в 1993 году получил статус университета, но фирменное сокращение, МИИТ (Московский институт инженеров транспорта), используемое с 1924 года, в названии учебного заведения было сохранено.

МИИТ — основной поставщик квалифицированных кадров для метрополитена Москвы и метрополитенов других городов России.

Обучение в институтах и университетах путей сообщения ведётся на бюджетной (квота, целевые места) и на платной основе. Данные по количеству бюджетных, целевых и платных мест публикуются на официальных сайтах учебных заведений. Самым крупным заказчиком специалистов, оплачивающим целевые места в железнодорожных университетах и институтах, является компания «Российские железные дороги». Ежегодно РЖД отправляет на обучение более 10 тыс. целевиков в Москве, и в других регионах России. В целях стимулирования качественного обучения компания РЖД реализует стипендиальные программы, грантовые проекты для студентов и вузов своего профиля.

Почему РЖД – заманчивый работодатель

РЖД – крупнейший работодатель в России с примерно миллионом сотрудников. Впечатляющая цифра. Чтобы пассажир или груз доехал из пункта «А» в пункт «Б» вовремя и в целостности, и чтобы осуществлять управление Диспетчерским центром, станцией или локомотивом, необходимы высококвалифицированные рабочие. И компания весьма успешна в привлечении новых сотрудников. И вот почему.

Наша страна огромна, общая протяженность эксплуатируемых ж/д путей общего пользования составляет более 87 тыс. километров. Они проходят через города европейской России, Урала, Сибири и Дальнего Востока. Во многих населенных пунктах страны железная дорога – чуть ли не единственный работодатель, а для некоторых – градообразующее предприятие. Обещая хорошую официальную работу с «белой» невысокой, но стабильной зарплатой и понятным графиком, компания привлекает к себе кадры разного пола и возраста. Более того, в ряде регионов РЖД открывает молодёжи дорогу в более светлое будущее, ведь ребята имеют возможность бесплатно обучиться в профильных вузах, техникумах и учебных центрах и стать специалистами. В наше время это особенно актуально, ведь не все могут позволить себе учебу на коммерческой основе.

Помимо мощного социального пакета для работника, у РЖД есть сильный и богатый профсоюз — «РОСПРОФЖЕЛ», который оказывает материальную помощь работникам при различных ситуациях, дарит подарки детям на Новый Год и другие праздники. Компания даёт ежегодный бесплатный проезд железнодорожным транспортом работникам и их детям до 18 лет; постоянный проезд по личным надобностям в поездах дальнего следования; от места жительства до места работы, учебы и обратно; от места жительства до места лечения и обратно и так далее… РЖД обеспечивает форменной и специальной одеждой, средствами индивидуальной защиты…

Действительно, компания выполняет свои обязательства перед своими работниками. Жаль, что только на бумаге.

Самые востребованные специальности

Некоторые абитуриенты поступают в железнодорожный колледж в Москве из-за наличия в нем самых востребованных в современном мире специальностей, позволяющих работать в разных организациях, предприятиях, у индивидуальных предпринимателей.

Одно из направлений подготовки – «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)». В колледже на этой специальности студенты изучают все необходимые дисциплины для будущей практической деятельности. Обучение позволяет подготовиться к ведению бухгалтерского учета, документированию хозяйственных операций, выполнению работ по инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации, составлению отчетности, проведению расчетов с бюджетными и внебюджетными фондами.

Еще одна из специальностей в колледже РЖД – «Операционная деятельность в логистике». Поступая на нее, абитуриенты планируют в будущем стать операционными логистами. Эта профессия позволяет планировать и организовывать логистический процесс в организациях (подразделениях), управлять логистическими процессами в закупках, производстве и распределении, оптимизировать ресурсы организации, связанные с управлением нематериальными и материальными потоками, оценивать эффективность работы логистических систем и контролировать логистические операции.

Недостатки профессии железнодорожника

Но не стоит думать, что высокую зарплату работникам железной дороги платят за «красивые глазки». Если рассмотреть все недостатки профессии железнодорожника, то можно понять, что зарплата не такая уж и высокая. Конечно же, перечислить все недостатки каждой из специальностей железнодорожника в рамках одной статьи невозможно. Поэтому мы перечислим только основные, характерные для большинства из них.

  • Во-первых, ответственность за жизнь и здоровье пассажиров: например, отсутствие даже одной соединительной детали в рельсах может стать причиной катастрофы и огромного количества жертв, а несоответствие вагона санитарным нормам – массового заболевания пассажиров.
  • Во-вторых, сложные условия труда: работники железной дороги работаю при любых погодных и климатических условиях, днем и ночью, в праздники и выходные.
  • В-третьих, поступить в железнодорожные учебные заведения, чтобы стать квалифицированным специалистом, очень сложно. Мало того, что абитуриентам приходится «преодолевать» большой конкурс, так еще и бороться за право поступления им предстоит с потомственными железнодорожниками (что, согласитесь, дает последним явные преимущества).

Важные качества

  • ответственность
  • способность грамотно и эффективно организовать труд своего подразделения
  • умение работать в команде
  • быстрая и точная реакция
  • развитое перспективное мышление
  • аналитические способности
  • пространственное воображение
  • хорошая физическая и психологическая форма
  • умение работать самостоятельно при минимальном контроле
  • способность принимать точные, взвешенные и ответственные решения
  • умение анализировать и систематизировать информацию
  • умение находить нестандартные решения в цейтноте
  • умение четко выполнять полученные инструкции
  • постоянное стремление к повышению квалификации
  • освоение технологических изменений и технических новшеств

Профессии, связанные с железной дорогой, для мужчин

Железнодорожники – это собирательное определение большого количества специальностей, причем, как рабочего профиля, так и служащих, рабочими местами которых являются, как сама железная дорога, так и метро, а также предприятия с внутренней железнодорожной сетью.

По специфике труда ЖД профессии сильно отличаются друг от друга: одни специальности требуют тяжелой физической отдачи, другие – концентрации внимания, а также мгновенной реакции, третьи – требуют глубоких технических, а четвертые – знаний нормативов и требований строительства и эксплуатации, как самих железных дорог, так и их подвижных составов и поездов.

И этот перечень специфики труда можно продолжить вплоть до логистов железнодорожных перевозок и разработчиков ПО для интеллектуальных систем организации ЖД перевозок.

И если мы не замечаем результаты работы железнодорожников, то это означает, что они работают эффективно, а также добросовестно.

Что касается железнодорожников – мужчин, то им отдан на откуп тяжелый труд путейцев, специалистов сферы эксплуатации и ремонта, как вагонного парка, так и подвижного состава.

Это что касается гражданских профессий мужчин на ЖД.

Кроме этого существует и специальный род в вооруженных силах, в виде железнодорожных войск, где преимущественно мужчины в составе тыловых соединений занимаются как строительством, так и восстановлением путей сообщения, поддерживая гарантированную обороноспособность страны.  

Список железнодорожных профессий:

  • Бригадир пути;
  • Водитель дрезины;
  • Дежурный по переезду;
  • Дежурный стрелочного поста;
  • Кондуктор грузовых поездов;
  • Контролер состояния железнодорожного пути;
  • Машинист автомотрисы;
  • Крановщик (машинист) железнодорожного крана;
  • Машинист железнодорожно-строительной машины;
  • Машинист локомотива;
  • Машинист мотовоза;
  • Машинист пескоподающей установки;
  • Машинист тепловоза;
  • Машинист электровоза;
  • Монтер пути;
  • Обслуживающий персонал перевозок опасных грузов железнодорожным транспортом;
  • Обходчик пути и искусственных сооружений;
  • Оператор дефектоскопной тележки;
  • Оператор по обслуживанию и ремонту вагонов и контейнеров;
  • Оператор по путевым измерениям;
  • Оператор поста централизации;
  • Оператор сортировочной горки;
  • Осмотрщик вагонов;
  • Осмотрщик-ремонтник вагонов;
  • Поездной электромеханик;
  • Помощник машиниста тепловоза;
  • Помощник машиниста электровоза;
  • Приемосдатчик груза и багажа;
  • Приемщик поездов;
  • Проводник пассажирского вагона;
  • Проводник по сопровождению груза и спецвагонов;
  • Промывальщик-пропарщик цистерн;
  • Регулировщик скорости движения вагонов;
  • Ремонтник искусственных сооружений;
  • Сигналист;
  • Слесарь по ремонту подвижного состава;
  • Составитель поездов;
  • Электромонтер контактной сети;
  • Электромонтер по ремонту и обслуживанию аппаратуры и устройств связи;
  • Электромонтер СЦБ;
  • Электромонтер тяговой подстанции.

Какие есть специальности в железнодорожном техникуме?

Поскольку жд-техникумов и колледжей по стране хватает, обучают там не только на специалистов для железной дороги. Есть даже такие, которые применимы на железной дороге, но учиться на которые в железнодорожном техникуме после 9 и 11 класса вовсе не обязательно – например, юрист, экономист, бухгалтер.

Для начала разберем самые железнодорожные направления обучения.

  • Сервис на транспорте – самая настоящая профессия после 9 и 11 класса для поступающих в железнодорожный техникум абитуриентов. По результатам обучения, выпускнику присваивается квалификация специалиста по сервису на транспорте.
  • Электроснабжение – за этим названием скрывается не просто специальность, которая есть в железнодорожном техникуме, но и профессия электромонтера, которая нужна не только в РЖД, но во всех отраслях нашей жизни.
  • Техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог – еще одна специальность, которая есть в железнодорожном техникуме почти в любом городе. Суть ее в том, что она сугубо железнодорожная. Отличная новость же в том, что по этой специальности учатся и помощники машиниста электропоезда, и слесари по ремонту подвижного состава и даже проводники вагона.
  • Организация перевозок и управление на транспорте – это, пожалуй, одна из важнейших специальностей. Обучаются ей координаторы движения поездов – диспетчеры, сигналисты, экспедиторы и даже дежурные станции.
  • Техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования – направление обучения в железнодорожном техникуме для тех, кто хотел бы стать оператором связи, электромонтером, слесарем-сборщиком приборов или радиомехаником.
  • Автоматика и телемеханика на транспорте – еще одно направление обучения для тех, кого интересуют специальности в железнодорожном техникуме после 11 и 9 класса. Выпускникам данного направления присваивают профили электромонтера, электромонтажника, специалиста по ремонту и обслуживанию устройств СЦБ
  • Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство – этой специальности учатся исключительно для работы на железной дороге, а полученный профиль позволяет работать по профессиям сигналиста, оператора дефектоскопной тележки и монтера пути.

Железнодорожный техникум – профессии после 9 и 11 класса

В железнодорожных техникумах и колледжах, как правило, нет специальностей, недоступных для выпускников 9 классов, но доступных для 11. Почти любой учебный профиль могут освоить и те и другие. Разница будет лишь в сроках обучения. После 11 класса срок обучения в железнодорожном техникуме будет уменьшен на год, а после 9 составит порядка 3х лет.

Список профессий же разнообразен. Вот самые популярные.

  • Машинист локомотива – мечта, а не профессия, доступная выпускнику железнодорожного колледжа или техникума. Принимают учиться на машиниста локомотива в железнодорожный техникум после 9 и 11, но учиться можно только юношам. После 9 класса учиться потребуется 3 года и 10 месяцев, после 11 – 2 года и 10 месяцев.
  • Электромонтер – доступная как для девушек, так и юношей специальность будет востребована не только в РЖД. На железной дороге выпускники смогут работать по профилю электромонтера устройств сигнализации, централизации и блокировки. Сроки обучения от 3х до 4х лет.
  • Помощник машиниста электропоезда – весьма перспективная специальность в железнодорожном техникуме, доступная юношам после 9 и 11 класса.
  • Диспетчер – сложнейшая профессия, доступная для поступающих в железнодорожные колледжи и техникумы, позволит вам буквально руководить составами и машинистами, координируя работу каждого. Диспетчер всегда за кадром пассажиров, но всегда на связи с теми, кто этих пассажиров везет.
  • Дежурный по станции – это и руководитель и путеводитель и даже составитель в одном лице. Он контролирует каждый поезд, проходящий мимо его станции. Это почетная профессия, которая в железнодорожном техникуме после 9 и 11 класса доступна как юношам, так и девушкам, поэтому поступать или нет – решать вам, ограничений по полу нет. Сроки обучения такие же – от 3 до 4 лет.
  • Составитель поездов – тот, кто может разделить ответственность с дежурным по станции. Профессия доступна и парням и девушкам. Ее можно освоить после 9 или 11 класса, также этой специальности можно обучиться на курсах.
  • Монтер пути – еще одна профессия, освоить которую в железнодорожном техникуме после 9 и 11 класса можно на курсах. Когда нет времени учиться долго, это неплохой вариант.

Информация и связь

  1. Оказание услуг связи, информационных, маркетинговых, сервисных и других услуг.
  2. Информационная, рекламно-издательская и полиграфическая деятельность.
  3. Проведение выставок и презентаций.
  4. Строительство, техническое обслуживание и ремонт средств связи, включая линейные сооружения, системы и средства радиосвязи.
  5. Разработка автоматизированных информационных систем, систем, предназначенных для научных исследований, проектирования и управления, системных и прикладных программных средств.
  6. Техническое обслуживание и ремонт вычислительной и иной техники и используемого совместно с ней периферийного оборудования.
  7. Оказание услуг по воспроизведению аудиовизуальных произведений и фонограмм на любых видах носителей.
  8. Оказание консультационных услуг, в том числе связанных с компьютерными комплексами технических средств, программным, информационным обеспечением и обработкой данных.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий