Большая семёрка

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997—2014)

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»).

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года, тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

На саммитах Российскую Федерацию представляли президенты (Борис Ельцин на саммитах 1997—1999 годов, Владимир Путин на саммитах 2000—2007 годов и на саммите 2013 года, Дмитрий Медведев на саммитах 2008—2011 годов). На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев.

С 1 января 2014 года Россия вновь приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4—5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако в марте 2014 года, в ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации, западные страны заявили о прекращении своей работы в формате G8 и переходе к формату G7 (без участия России), 4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе.

В дальнейшем, представители западных стран связывали вопрос о возобновлении своего участия в G8 (и, соответственно, самого формата этих встреч) с политическим курсом России, в частности позицией по украинскому конфликту («соблюдением Россией минских соглашений и выполнении ею взятых на себя обязательств» и крымским вопросом).

В августе 2019 года незадолго до саммита G7, проходившего 24-26 августа в Биаррице (Франция), президент России Владимир Путин провёл переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который заявил, что «верит в Европу от Лиссабона до Владивостока», и отметил, что России и ЕС нужно создать «новую архитектуру безопасности». Следом за ним президент США Дональд Трамп высказал идею восстановления формата G8. Его идею поддержала Франция, однако канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо выступили против восстановления членства России на текущем этапе. Евросоюз также выступил против восстановления G8 с участием России до устранения причин, которые привели к её исключению из клуба.

По итогам саммита G7 во Франции лидеры «группы семи» признали необходимость укрепления сотрудничества с Россией, но выразили уверенность, что восстанавливать формат G8 рано. При этом Дональд Трамп допустил, что может пригласить президента РФ Владимира Путина в качестве гостя на следующий саммит G7, который пройдёт в 2020 году в США. Путин дал понять, что считает формат G20 более предпочтительным в сравнении с «семёркой», в которой «не представлены другие крупнейшие государства».

История[править | править код]

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание 15—17 ноября 1975 года во дворце Рамбуйе по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов): Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии. На встрече G6 была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 годов поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России. С 2014 года вновь функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7.

В июне 2020 года президент США Дональд Трамп выступил с предложением вернуть Россию в G8. Однако другие страны—участницы группы не поддержали это предложение.

Гости саммитов

  • Европейский союз (с ) — председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии —
    • Рой Дженкинс (1977—1981),
    • Гастон Торн (1981—1985),
    • Жак Делор (1985—1995),
    • Жак Сантер (1995—1999),
    • Романо Проди ( — 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 23 ноября 2004 года — 1 ноября 2014 года).
    • Жан-Клод Юнкер (с 1 ноября 2014 года — настоящее время)
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • I — Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II — Сильвио Берлускони (Италия),
    • I — Берти Ахерн (Ирландия),
    • II — Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • I — Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II — Тони Блэр (Великобритания).
    • Австрия и Финляндия, 2007 — Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао), Индии (Манмохан Сингх), Бразилии (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексики (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Большая двадцатка

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Экономика России

Лидеры «Большой семёрки»

Государство Представитель Должность Полномочия с Фото
 Великобритания Борис Джонсон Премьер-министр Великобритании 24 июля 2019
 Германия Ангела Меркель Федеральный канцлер Германии 22 ноября 2005
 Канада Джастин Трюдо Премьер-министр Канады 4 ноября 2015
 Италия Джузеппе Конте Председатель Совета министров Италии 1 июня 2018
 США Дональд Трамп Президент США 20 января 2017
 Франция Эмманюэль Макрон Президент Французской республики 14 мая 2017
 Япония Ёсихидэ Суга Премьер-министр Японии 16 сентября 2020
 Европейский союз Шарль Мишель Председатель Европейского совета 1 декабря 2019
Урсула фон дер Ляйен Председатель Европейской комиссии 1 ноября 2019

США

При оценке на основе паритета покупательской способности США уступает первую строчку Китайской Народной Республике. Ожидается, что этот разрыв сократится к 2023 году, когда США достигнет показателя $24,53 трлн, а Китай — $21,57 трлн.

Несмотря на относительно небольшой показатель трудоустройства населения (68%), средний годовой доход американкой семьи составляет 38 000$. Соединенные Штаты являются одной из наиболее экономически развитых стран планеты. Более 86% граждан довольны жилищными условиями, уровнем безопасности и экономической стабильностью. Средняя продолжительность составляет 79 лет.

США занимают первое место в 2019 году по уровню ВВП

Самая стабильная экономика в мире принадлежит США, она удерживает свои лидирующие позиции уже более 100 лет. Всесторонне развитая экономическая политика базируется на банковской системе, крупнейшей фондовой бирже, передовых технологиях в области IT и сельском хозяйстве, которое не лишено инновационных решений и прогресса. Америка благодаря значительному охвату сфер деятельности и передовым технологиям в них обладает большим влиянием в мире и пользуется этим.

Франция

Франция участвует в клубе «Большая семерка» для того, чтобы обеспечить свое положение «страны с глобальной ответственностью». В тесном взаимодействии с Европейском союзом и Североатлантическим альянсом она играет активную роль в мировых и европейских делах. Вместе с Германией и Японией Франция выступает за идею централизованного контроля над передвижениями мирового капитала для недопущения спекуляций с валютой. Также французы не поддерживают «дикую глобализацию», утверждая, что она ведет к разрыву между менее развитой частью мира и более развитыми странами. К тому же в государствах, которые страдают от финансового кризиса, усугубляется социальное расслоение общества. Именно поэтому по предложению Франции в 1999 году в Кельне на заседании была включена тема о социальных последствиях глобализации.

Францию также беспокоит отрицательное отношение многих западных стран к развитию ядерной энергетики, поскольку 85% электроэнергии вырабатывается на атомных электростанциях ее территории.

Новая «Большая восьмерка»

«Большая восьмерка» (G-8), название которой утвердилось после саммита 2008 года, имела более неформальный и дискуссионный характер, чем предыдущая группа. Объединение включили в качестве наблюдателя в Европейский Союз, но в то же время в нем не нашлось места двум экономически развитым державам, занимающим второе и седьмое место в мире по национальному богатству — Китаю и Бразилии соответственно. Между тем Италия (которая после кризиса серьезно опустилась в рейтинге) и Канада (которая действует только как эхо Америки) должны бы быть исключены. То есть на практике G-8 превратилась в орудие США для определения экономической политики мира с внутренним диссидентом — Россией. На мировых форумах политиков РФ критиковали не только за развитие неолиберализма, но и за недальновидность во всем, что не имеет прямого отношения к их интересам.Также политические партнеры упрекали Россию за вялую реакцию на вмешательство США в дела таких государств, как Ирак или Афганистан, тогда как после конфликта в Крыму в марте 2014 года тут же поступило предложение временно исключить Россию из группы.С другой стороны, критерии, по которым формировалась G-7, устарели. Общая доля экономики партнеров в мире, которая ранее превышала 60 %, постепенно снижается, поэтому они больше не являются ни восьмеркой наиболее развитых стран, ни восьмеркой наиболее развитых промышленных стран, ни восьмеркой с наиболее высоким доходом на душу населения, ни восьмеркой с наибольшим ВВП.И, возможно, исходя из их критериев, даже не должны быть восьмеркой.Кроме того, потеря доли в мировой экономике мешает группе эффективно осуществлять политические проекты, которые, помимо прочего, не являются публичными, так как протоколы закрыты для наблюдателей. Единственное, что всегда обнародуют, — официальное заявление, которое есть не что иное, как простая декларация общих целей.

Саммиты «Большой семерки»

Страны, входящие в «Большую семерку», ежегодно встречаются на своих саммитах. Встречи поочередно проходят в городах каждого государства из числа членов «Группы». Это негласное правило действует до сегодняшнего дня.

Целый ряд известных городов принимал у себя саммиты «Большой семерки»: Лондон, Токио, Бонн, Санкт-Петербург, Мюнхен, Неаполь и другие. Некоторые из них успели принять ведущих мировых политиков дважды или даже трижды.

Темы встреч и совещаний «Группы семи» различны. В 1970-х годах чаще всего поднимались вопросы инфляции и безработицы, обсуждалась проблема стремительного роста цены на нефть, налаживался диалог между Востоком и Западом. В 1980-х в G7 обеспокоились проблемами СПИДа и быстрого роста численности населения Земли. В начале 1990-х годов мир пережил массу крупных геополитических катаклизмов (распад СССР и Югославии, образование новых государств, объединение Германии и т. д.). Разумеется, все эти процессы стали главной темой для обсуждения на саммитах «Большой семерки».

Новое тысячелетие поставило перед мировым сообществом новые глобальные проблемы: изменения климата, продовольственная безопасность, бедность, локальные военные конфликты и другие.

Экономическое развитие и ВВП

Уровень экономического развития страны часто определяется согласно объему ВВП на душу населения. Однако, этот показатель не описывает в полной мере реальный уровень жизни населения. Само понятие экономического развития так же является более емким. Оно включает в себя:

  1. Совокупный доход.
  2. Качество человеческого капитала.
  3. Национальный продукт.
  4. Экономическую свободу субъектов.
  5. Уровень и справедливость конкуренции.

Существуют различные научные концепции, следование которым позволит достичь определенных результатов в сфере экономического развития. Как правило, они включают в себя перечень методов достижения стабильности национальной хозяйственной системы, которые позволят совершить переход к более высокому уровню функционирования экономики. Сюда относят государственное регулирование через налоговую систему, построение международных отношений, интеграцию в мировое экономическое пространство. Не менее важным является следование последним тенденциям в технологиях и производстве, модернизации хозяйственной деятельности. Государство необходимо обеспечить гибкую правовую базу, позволяющую развивать экономику и при этом соблюдать справедливое ведение отношений.

Движущим фактором экономического развития в современном мире является человеческий капитал. Инвестиции в социально-культурную сферу жизни общества со временем оказывают положительное воздействие на рост экономических показателей, а значит, на объем внутреннего валового продукта. На качество жизни человека так же влияет экологическая обстановка в стране.

Если ранее уровень экономического развития государства определялся только по уровню ВВП, то сейчас больше ориентируются на качество человеческого капитала. Например, ВВП Люксембурга на много превосходит ВВП Америки. При этом невозможно сравнивать между собой экономический потенциал этих двух государств. Фундаментом экономических преобразований становится научно-технический прогресс и знания, а значит, сам человек. Развитые страны давно пошли по пути создания комфортной социальной обстановки для обеспечения стабильного роста экономики. Развивающиеся страны только выходят на этот путь.

Замечание 2

Социальная ориентированность экономики дает положительные плоды. Человек становится заинтересованным в конечном результате, для этого он обучается, повышает квалификацию, накапливает уникальные знания. Инвестиции в науку, по сути, представляют финансовые вложения в знания отдельных людей, с целью их использования для коммерческих целей.

Критика ВВП как главного показателя экономического развития страны

Многие экономисты и ученые подвергают критике показатель ВВП. Они не считают ВПП объективным и главным показателем оценки эффективности экономики и благосостояния страны. На их взгляд показатель ВВП не отражает реальной ситуации в экономике. Основные тезисы критики можно подвести следующим образом:

  • ВВП не учитывает здоровье населения, уровень образования и свободы, экологию в стране и т.д..
  • ВВП не учитывает производство населения для собственного потребления, а также частично упускает работу фрилансеров. То есть не учитывает так называемую теневую экономику.
  • ВВП не учитывает неравенство доходов населения
  • В погоне за увеличением показателя ВПП страны необдуманно эксплуатируют природные ресурсы и вредят земной экологии.
  • ВВП сильно зависит от цен на экспортируемые ресурсы, в частности от нефти.

Критику показателя ВПП я отчасти разделяю, для более объективной оценки уровня жизни в стране и благосостояния есть ряд других показателей. Однако популярность показателя ВВП настолько популярна и настолько глубоко вошла в умы политиков и широких масс, что еще долго он будет оставаться ключевым показателем оценки экономики страны.

Заключение

В заключение рекомендую посмотреть занимательное видео, которое демонстрирует рейтинг топ 15 стран мира по ВВП в динамике. Видео интересно тем, что оно охватывает показатели ВВП начиная с 1970 года по 2017 год.

А на этом сегодня все про ВВП стран мира, надеюсь статья была вам полезна и интересна. До скорых встреч на страницах проекта Тюлягин!

Гости саммитов

  • Европейский союз (с ) — председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии —
    • Рой Дженкинс (1977—1981),
    • Гастон Торн (1981—1985),
    • Жак Делор (1985—1995),
    • Жак Сантер (1995—1999),
    • Романо Проди ( — 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 23 ноября 2004 года — 1 ноября 2014 года).
    • Жан-Клод Юнкер (с 1 ноября 2014 года — настоящее время)
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • I — Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II — Сильвио Берлускони (Италия),
    • I — Берти Ахерн (Ирландия),
    • II — Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • I — Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II — Тони Блэр (Великобритания).
    • Австрия и Финляндия, 2007 — Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао), Индии (Манмохан Сингх), Бразилии (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексики (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Большая двадцатка

Главы стран большой двадцатки: Индия, Китай, ЮАР, Мексика, Бразилия, кроме того в G20 входили Южная Корея, Саудовская Аравия, Турция, Индонезия, Аргентина, Испания, приезжали руководители международных и региональных союзов (ЕС, СНГ).

Экономическая триада

Этим названием обозначен союз трех зон, имеющих влияние не только на мировую экономику, но и на политику. К этим зонам относятся: Северная Америка (США и Канада), Западная Европа (Европейский Союз, Швейцария и Норвегия) и Азиатско-Тихоокеанский регион (Япония и Южная Корея). В этих странах сконцентрировано 80 % мировой торговли, 70 % мирового производства, 90 % финансовых операций и 80 % технических достижений. Также они владеют тремя сильнейшими валютами мира (иена, евро и доллар). Их аббревиатура — ¥€$ — образует слово yes (с англ. «да»).

Термин был придуман японским экономистом Кэнъити Омаэ, который утверждал, что эти государства контролируют 75 % мирового финансового потока. Иначе говоря, 66 % мирового ВВП сосредоточены в руках 20 % населения планеты, в странах, где размещено 74 % из 500 важнейших предприятий в мире. Большая часть из них — многонациональные компании, связанные с нефтедобывающей, автомобильной, химической, фармацевтической, агропищевой, косметической, аэрокосмической отраслями промышленности и финансовыми услугами.

История

Идея проведения встреч руководителей наиболее промышленно развитых стран мира возникла в начале 1970-х годов в связи с экономическим кризисом и обострением отношений между США, Западной Европой и Японией по экономическим и финансовым вопросам.

На первое совещание 15—17 ноября 1975 года во дворце Рамбуйе по инициативе тогдашнего президента Франции Валери Жискар д’Эстена собрались главы государств и правительств шести стран (с начала 70-х годов подобные встречи проводились на уровне министров финансов): Франции, США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии. На встрече G6 была принята Совместная декларация по экономическим проблемам, в которой содержался призыв о неприменении агрессии в торговой области и отказе от установления новых дискриминационных барьеров.

В дальнейшем встречи проводятся ежегодно.

В 1976 году «шестёрка» превратилась в «семёрку», приняв в свой состав Канаду, а в течение 1991—2002 годов поэтапно (по схеме «7+1») была преобразована в «восьмёрку» с участием России. С 2014 года вновь функционирует в формате «семёрки» — после присоединения Крыма к РФ западные страны отказались участвовать в работе G8 и стали проводить встречи в формате G7.

Германия

Среди них знаменитые автомобильные концерны Volkswagen, BMW, Daimler, химические – Bayer, BASF, Henkel Group, конгломерат Siemens, энергетические компании E.ON и RWE или группа Bosch. В таких городах, как Ганновер, Франкфурт и Берлин, проводятся крупнейшие ежегодные международные выставки и конгрессы.

Германия является ведущим производителем ветровых турбин и главным разработчиком солнечных энергетических технологий в мире.

В конце XIX века Великобритания, в попытке защитить свой рынок от второсортного импорта обязала маркировать немецкие товары надписью «Made in Germany».

Именно Германия отличается сильнейшей экономикой среди остальных государств Евросоюза

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997—2014)

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»).

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года, тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

На саммитах Российскую Федерацию представляли президенты (Борис Ельцин на саммитах 1997—1999 годов, Владимир Путин на саммитах 2000—2007 годов и на саммите 2013 года, Дмитрий Медведев на саммитах 2008—2011 годов). На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев.

С 1 января 2014 года Россия вновь приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4—5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако в марте 2014 года, в ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации, западные страны заявили о прекращении своей работы в формате G8 и переходе к формату G7 (без участия России), 4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе.

В дальнейшем, представители западных стран связывали вопрос о возобновлении своего участия в G8 (и, соответственно, самого формата этих встреч) с политическим курсом России, в частности позицией по украинскому конфликту («соблюдением Россией минских соглашений и выполнении ею взятых на себя обязательств» и крымским вопросом).

В августе 2019 года незадолго до саммита G7, проходившего 24-26 августа в Биаррице (Франция), президент России Владимир Путин провёл переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который заявил, что «верит в Европу от Лиссабона до Владивостока», и отметил, что России и ЕС нужно создать «новую архитектуру безопасности». Следом за ним президент США Дональд Трамп высказал идею восстановления формата G8. Его идею поддержала Франция, однако канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо выступили против восстановления членства России на текущем этапе. Евросоюз также выступил против восстановления G8 с участием России до устранения причин, которые привели к её исключению из клуба.

По итогам саммита G7 во Франции лидеры «группы семи» признали необходимость укрепления сотрудничества с Россией, но выразили уверенность, что восстанавливать формат G8 рано. При этом Дональд Трамп допустил, что может пригласить президента РФ Владимира Путина в качестве гостя на следующий саммит G7, который пройдёт в 2020 году в США. Путин дал понять, что считает формат G20 более предпочтительным в сравнении с «семёркой», в которой «не представлены другие крупнейшие государства».

Лидеры стран «Большой семёрки» с момента её создания[править | править код]

Великобритания — премьер-министры
  • Гарольд Вильсон (до 1976)
  • Джеймс Каллаган (1976—1979)
  • Маргарет Тэтчер (1979—1990)
  • Джон Мейджор (1990—1997)
  • Тони Блэр (1997—2007)
  • Гордон Браун (2007—2010)
  • Дэвид Кэмерон (2010—2016)
  • Тереза Мэй (2016—2019)
  • Борис Джонсон (с 2019)
Германия — федеральные канцлеры
  • Гельмут Шмидт (до 1982)
  • Гельмут Коль (1982—1998)
  • Герхард Шрёдер (1998—2005)
  • Ангела Меркель (c 2005)
Италия — председатели Совета Министров
  • Альдо Моро (до 1976)
  • Джулио Андреотти (1976—1979)
  • Франческо Коссига (1979—1980)
  • Арнальдо Форлани (1980—1981)
  • Джованни Спадолини (1981—1982)
  • Аминторе Фанфани (1982—1983)
  • Беттино Кракси (1983—1987)
  • Аминторе Фанфани (1987)
  • Джованни Гориа (1987—1988)
  • Чириако де Мита (1988—1989)
  • Джулио Андреотти (1989—1992)
  • Джулиано Амато (1992—1993)
  • Карло Адзелио Чампи (1993—1994)
  • Сильвио Берлускони (1994—1995)
  • Ламберто Дини (1995—1996)
  • Романо Проди (1996—1998)
  • Массимо Д’Алема (1998—2000)
  • Джулиано Амато (2000—2001)
  • Сильвио Берлускони (2001—2006)
  • Романо Проди (2006—2008)
  • Сильвио Берлускони (2008—2011)
  • Марио Монти (2011—2013)
  • Энрико Летта (2013—2014)
  • Маттео Ренци (2014—2016)
  • Паоло Джентилони (2016—2018)
  • Джузеппе Конте (с 1 июня 2018)
Канада (c 1976) — премьер-министры
  • Пьер Элиотт Трюдо (до 1979)
  • Джо Кларк (1979—1980)
  • Пьер Элиотт Трюдо (1980—1984)
  • Джон Тёрнер (1984)
  • Брайан Малруни (1984—1993)
  • Ким Кэмпбелл (1993)
  • Жан Кретьен (1993—2003)
  • Пол Мартин (2003—2006)
  • Стивен Харпер (2006—2015)
  • Джастин Трюдо (с 2015)
США — президенты
  • Джеральд Форд (до 1977)
  • Джимми Картер (1977—1981)
  • Рональд Рейган (1981—1989)
  • Джордж Буш (1989—1993)
  • Билл Клинтон (1993—2001)
  • Джордж Буш младший (2001—2009)
  • Барак Обама (2009—2017)
  • Дональд Трамп (с 2017)
Франция — президенты
  • Валери Жискар д’Эстен (до 1981)
  • Франсуа Миттеран (1981—1995)
  • Жак Ширак (1995—2007)
  • Николя Саркози (2007—2012)
  • Франсуа Олланд (2012—2017)
  • Эмманюэль Макрон (с 2017)
Япония — премьер-министры
  • Такэо Мики (до 1976)
  • Такэо Фукуда (1976—1978)
  • Масаёси Охира (1978—1980)
  • Дзэнко Судзуки (1980—1982)
  • Ясухиро Накасонэ (1982—1987)
  • Нобору Такэсита (1987—1989)
  • Сосукэ Уно (1989)
  • Тосики Кайфу (1989—1991)
  • Киити Миядзава (1991—1993)
  • Морихиро Хосакава (1993—1994)
  • Цутому Хата (1994)
  • Томиити Мураяма (1994—1996)
  • Рютаро Хасимото (1996—1998)
  • Кэйдзо Обути (1998—2000)
  • Йосиро Мори (2000—2001)
  • Дзюнъитиро Коидзуми (2001—2006)
  • Синдзо Абэ (2006—2007)
  • Ясуо Фукуда (2007—2008)
  • Таро Асо (2008—2009)
  • Юкио Хатояма(2009—2010)
  • Наото Кан (2010—2011)
  • Ёсихико Нода (2011—2012)
  • Синдзо Абэ (2012—2020)
  • Ёсихидэ Суга (с 2020)

Бывшие членыправить | править код

Россия (1997—2014) — президенты

  • Борис Николаевич Ельцин (1997—1999)
  • Владимир Владимирович Путин (2000—2008)
  • Дмитрий Анатольевич Медведев (2008—2012)
  • Владимир Владимирович Путин (2012—2014)

Лидеры «Большой семёрки»[править | править код]

Государство Представитель Должность Полномочия с Фото
 Великобритания Борис Джонсон Премьер-министр Великобритании 24 июля 2019
 Германия Ангела Меркель Федеральный канцлер Германии 22 ноября 2005
 Канада Джастин Трюдо Премьер-министр Канады 4 ноября 2015
 Италия Джузеппе Конте Председатель Совета министров Италии 1 июня 2018
 США Дональд Трамп Президент США 20 января 2017
 Франция Эмманюэль Макрон Президент Французской республики 14 мая 2017
 Япония Ёсихидэ Суга Премьер-министр Японии 16 сентября 2020
 Европейский союз Шарль Мишель Председатель Европейского совета 1 декабря 2019
Урсула фон дер Ляйен Председатель Европейской комиссии 1 ноября 2019

Что такое ВВП

ВВП – Валовый Внутренний Продукт – показатель, который фиксирует общую стоимость всех услуг и товаров, которые предлагают на внутреннем рынке. В момент подсчета задействуются все отрасли экономики – от нефтебизнеса до стоимости путевок.

Впервые ввел понятие «ВВП» в обиход Саймон Кузнец, который получил за свое изобретение Нобелевскую премию. При расчете ВВП в пределах государства, данные указываются в национальной валюте, если данные требуются для анализа на международном уровне – в долларах.

Экономисты всего мира выделяют 3 вида ВВП:

  • Номинальный. При нем не учитывается уровень инфляции и вообще её наличие. Такой тип ВВП рассчитывается за бюджетный год. Рассчитывая показатель, учитываются не только доходы, расходы, но и налоги – все, что может наполнить бюджет. Все просчитывается по определенной схеме и сравнивается за несколько периодов. Этот показатель редко берут для сравнения показателей между странами.
  • Реальный – показатель, который даст лучшую характеристику экономики страны – произошел её спад или подъем. При расчете не учитывается курс колебания иностранных валют (для Китая – и доллара в том числе). Чтобы вычислить его, нужно номинальный ВВП разделить на общий уровень цен. Учитываются только изготовленные товары, услуги при расчете не берутся.
  • ВВП на душу населения. Чтобы получить этот показатель, достаточно общий показатель ВВП разделить на количество населения в стране.

Богатые и бедные

Всем известно, что существует первый мир, в который входят наиболее развитые страны, и третий мир, куда входят отсталые во многих отраслях страны. Но что происходит со вторым и с четвертым? Термин «первый мир» возник после Второй мировой войны и в то время относился к странам-союзникам и их соседям. Под «вторым миром» подразумевался блок, который составляли социалистические страны и государства, где распространялось их влияние, в то время как термин «третий мир» использовался по отношению к тем странам, которые не были явно связаны с каким-либо из вышеуказанных блоков. В настоящее время термин «второй мир» вышел из употребления, а термины «первый мир» и «третий мир» используют со смыслом, который отличается от оригинального, чтобы обозначить самые богатые и самые бедные страны. Совсем недавно появился термин «четвертый мир», который подчеркивает процент нищих, существующих в странах первого мира.

Гости саммитов

  • Европейский союз (с ) — председатель Комиссии европейских сообществ / Европейской комиссии —
    • Рой Дженкинс (1977—1981),
    • Гастон Торн (1981—1985),
    • Жак Делор (1985—1995),
    • Жак Сантер (1995—1999),
    • Романо Проди ( — 21 ноября 2004),
    • Жозе Мануэл Дуран Баррозу (с 23 ноября 2004 года — 1 ноября 2014 года).
    • Жан-Клод Юнкер (с 1 ноября 2014 года — настоящее время)
  • Лидер страны-председателя ЕС:
    • I — Хосе Мария Аснар (Испания),
    • II — Сильвио Берлускони (Италия),
    • I — Берти Ахерн (Ирландия),
    • II — Ян Петер Балкененде (Нидерланды),
    • I — Жан-Клод Юнкер (Люксембург),
    • II — Тони Блэр (Великобритания).
    • Австрия и Финляндия, 2007 — Германия и Португалия, 2008 Австрия
  • Также участвуют представители Китая (Ху Цзиньтао), Индии (Манмохан Сингх), Бразилии (Луис Инасиу Лула да Силва) (2005), Мексики (Висенте Фокс), ЮАР (Табо Мбеки), ООН (Пан Ги Мун), Испании.

Рейтинг по уровню экономической свободы

Показатель индекса экономической свободы (IEF — Index of Economic Freedom) выстраивается на основе расчётов, сделанных группой специалистов центра Heritage Foundation и популярной в США газетой Wall Street Journal. Принцип расчёта индекса экономической свободы построен на таких показателях, как минимальное вмешательство государственных органов управления в дела бизнеса, поддержка свободы производителей и защита потребителей. Общий индексный показатель формируется из 10 отдельных факторов, измеряемых шкалой от 0 (минимальная свобода) до 100 (максимальная свобода).

Факторы экономической свободы:

  1. Развитие бизнеса.
  2. Налоговая политика.
  3. Правительственное влияние.
  4. Торговые отношения.
  5. Денежные операции.
  6. Инвестиции.
  7. Финансовые потоки.
  8. Права собственности.
  9. Отсутствие коррупции.
  10. Трудовые отношения.

Общий индексный показатель экономической свободы рассчитывается как среднее арифметическое от суммы показателей всех 10 факторов. Авторы методики заявляют, что динамика индекса с высокой точностью показывает уровень экономической свободы стран. При расчётах учитывается разделение стран на 5 групп:

  1. Полностью свободные (80–100).
  2. Свободные в целом (70–79,9).
  3. Умеренно свободные (60–69,9).
  4. Минимально свободные (50–59,9).
  5. Ограниченные в свободе (0–49,9).

Таблица: Лучшие страны по уровню экономической свободы за 2018 год

Страна Индекс Степень свободы
1 Гонконг 90.2 Свободные
2 Сингапур 88.8 Свободные
3 Новая Зеландия 84.2 Свободные
4 Швейцария 81.7 Свободные
5 Австралия 80.9 Свободные
6 Ирландия 80.4 Свободные
7 Эстония 78.8 Преимущественно свободные
8 Великобритания 78.0 Преимущественно свободные
9 Канада 77.7 Преимущественно свободные
10 ОАЭ 77.6 Преимущественно свободные
11 Исландия 77.0 Преимущественно свободные
12 Дания 76.6 Преимущественно свободные
13 Тайвань 76.6 Преимущественно свободные
14 Люксембург 76.4 Преимущественно свободные
15 Швеция 76.3 Преимущественно свободные
16 Грузия 76.2 Преимущественно свободные
17 Нидерланды 76.2 Преимущественно свободные
18 США 75.7 Преимущественно свободные
19 Литва 75.3 Преимущественно свободные
20 Чили 75.2 Преимущественно свободные

Таблица: Худшие страны по уровню экономической свободы за 2018 год

Страна Индекс Степень свободы
160 Нигер 49.5 Несвободные
161 Судан 49.4 Несвободные
162 Чад 49.3 Несвободные
163 ЦАР 49.2 Несвободные
164 Ангола 48.6 Несвободные
165 Эквадор 48.5 Несвободные
166 Суринам 48.1 Несвободные
167 Восточный Тимор 48.1 Несвободные
168 Того 47.8 Несвободные
169 Туркменистан 47.1 Несвободные
170 Мозамбик 46.3 Несвободные
171 Джибути 45.1 Несвободные
172 Алжир 44.7 Несвободные
173 Боливия 44.1 Несвободные
174 Зимбабве 44.0 Несвободные
175 Экваториальная Гвинея 42.0 Несвободные
176 Эритрея 41.7 Несвободные
177 Конго 38.9 Несвободные
178 Куба 31.9 Несвободные
179 Венесуэла 25.2 Несвободные
180 Северная Корея 5.8 Несвободные
181 Ирак Нет оценки
182 Ливия Нет оценки
183 Лихтенштейн Нет оценки
184 Сомали Нет оценки
185 Сирия Нет оценки
186 Йемен Нет оценки

Россия и «Большая семёрка». «Большая восьмёрка» (1997—2014) [править | править код]

С 1996 года, после встречи в Москве, Россия начала всё активнее принимать участие в работе объединения, а с 1997 года участвовала в его работе на равных с другими участниками объединения, ставшего после этого группой восьми («Большой восьмёркой»).

Россия являлась страной-председателем «Большой восьмёрки» в течение 2006 года, тогда же в Санкт-Петербурге состоялся единственный на территории РФ саммит этой организации (встреча, которая прошла в Москве в 1996 году, не была признана саммитом).

На саммитах Российскую Федерацию представляли президенты (Борис Ельцин на саммитах 1997—1999 годов, Владимир Путин на саммитах 2000—2007 годов и на саммите 2013 года, Дмитрий Медведев на саммитах 2008—2011 годов). На саммите 2012 года Российскую Федерацию представлял председатель правительства Дмитрий Медведев.

С 1 января 2014 года Россия вновь приняла председательство в «Большой восьмёрке». На 4—5 июня 2014 года планировался саммит лидеров G8 в Сочи. Однако в марте 2014 года, в ответ на присоединение Крыма к Российской Федерации, западные страны заявили о прекращении своей работы в формате G8 и переходе к формату G7 (без участия России), 4 июня 2014 года открылся саммит G7 в Брюсселе.

В дальнейшем, представители западных стран связывали вопрос о возобновлении своего участия в G8 (и, соответственно, самого формата этих встреч) с политическим курсом России, в частности позицией по украинскому конфликту («соблюдением Россией минских соглашений и выполнении ею взятых на себя обязательств» и крымским вопросом).

В августе 2019 года незадолго до саммита G7, проходившего 24-26 августа в Биаррице (Франция), президент России Владимир Путин провёл переговоры с президентом Франции Эммануэлем Макроном, который заявил, что «верит в Европу от Лиссабона до Владивостока», и отметил, что России и ЕС нужно создать «новую архитектуру безопасности». Следом за ним президент США Дональд Трамп высказал идею восстановления формата G8. Его идею поддержала Франция, однако канцлер ФРГ Ангела Меркель, премьер-министр Великобритании Борис Джонсон и премьер-министр Канады Джастин Трюдо выступили против восстановления членства России на текущем этапе. Евросоюз также выступил против восстановления G8 с участием России до устранения причин, которые привели к её исключению из клуба.

По итогам саммита G7 во Франции лидеры «группы семи» признали необходимость укрепления сотрудничества с Россией, но выразили уверенность, что восстанавливать формат G8 рано. При этом Дональд Трамп допустил, что может пригласить президента РФ Владимира Путина в качестве гостя на следующий саммит G7, который пройдёт в 2020 году в США. Путин дал понять, что считает формат G20 более предпочтительным в сравнении с «семёркой», в которой «не представлены другие крупнейшие государства».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий