Дрезденская государственная опера

Архитектура Дрезденской оперы

Величественное сооружение выстроено в эклектическом стиле: совмещает в себе элементы Раннего Возрождения с барочными фрагментами. Насчитывает три этажа – на двух нижних выделяются огромные окна, на втором этаже они разделены двойными колоннами.

Фото: Dieter / Pixabay.com

Великолепным украшением здания является квадрига, возвышающаяся на портале. На ней находятся скульптуры Диониса и Ариадны, изготовленные Иоганнесом Шиллингом (Johannes Schilling). Колесница запряжена бронзовыми пантерами.

У главного входа в оперу расположены скульптуры Фридриха Шиллера и Иоганна Вольфганга Гёте.

С боковых сторон в нишах можно увидеть фигуры Софокла, Шекспира, Еврипида и Мольера. Это результат творчества скульпторов Иоганнеса Шиллинга, Эрнста Хэнеля (Ernst Hähnel) и Эрнста Ритшеля (Ernst Rietschel).

Интерьер

Внутри вас ждет пушное убранство – живописные фрески на стенах и потолке, тонкая лепнина, гармоничное сочетание красных тонов и позолоты.  А чего стоит великолепная люстра в главном зале!

Над сценой находятся старинные часы с пятиминутным циферблатом – до сих пор точно показывают время. Они были созданы мастерами И.Х.Ф. Гюткесом и Ф.А. Ланге.

На фризе, украшающем свод авансцены, можно увидеть изображения различных персонажей из спектаклей. Здесь представлены Пьеро, Коломбина, цирюльника, Агату, Мазаньелло, Дон Жуана, Ифигению, Комо, Эдипа, Отелло, Дездомену, Комо, Эдипа, Фауста, Мефистофеля и других.

Премьеры[править | править код]

В здании Дрезденской оперы состоялись премьеры следующих произведений:

  • Рихард Вагнер: Риенци, последний трибун, 20. октября 1842
  • Генрих Маршнер: Король Адольф из Нассау, 5. января 1845
  • Рихард Вагнер: Летучий голландец, 2. января 1843
  • Рихард Вагнер: Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге, 19. октября 1845
  • Карл Готлиб Райсигер / Ганс-Георг Крите: Крушение Медузы, 16. августа 1846
  • Антон Григорьевич Рубинштейн / Юлиус Роденберг: Фераморс, 24. февраля 1863

В стенах «деревянного балагана» состоялась премьера:

Эдмунд Кречмер / Соломон Герман Мозенталь: Фолькунгер, 21. марта 1874

В здании второй Дрезденской оперы (Semper 2) состоялись премьеры следующих произведений:

  • Вильгельм Кинцль / Альфред Гёдль: Урвази, 20. февраля 1886
  • Феликс Дрэзеке: Геррат, 10. марта 1892
  • Эжен Д´Альбер: Гисмонда, 28. ноября 1895
  • Август Бунгерт: Мир Гомера (Одиссея), тетралогия, 1898—1903
  • Игнаций Ян Падеревский / Альфред Доссиг: Манру, 29. мая 1901
  • Рихард Штраусс / Эрнст фон Вольцоген: Погасшие огни, 22. ноября 1901
  • Лео Блех / Рихард Батка: Это был я, 6. октября 1902
  • Рихард Штраусс (по мотивам произведения Оскара Уайльда / Хедвиг Лахман): Саломея, 9. декабря 1905
  • Макс фон Шиллингс / Эмиль Герхойзер: Молох, 8. декабря 1906
  • Рихард Штраусс / Гуго фон Гофмансталь: Электра, 25. января 1909
  • Рихард Штраусс / Гуго фон Гофмансталь: Кавалер розы, 26. января 1911
  • Эрнст фон Дохнаный / Виктор Гейндль: Тётя Симона, 22. января 1913
  • Эрманно Вольф-Феррари / Энрико Голисчиани: Любовь-целительница, 4. декабря 1913
  • Эжен Д´Альбер / Ганс Гейнц Эверс: Мёртвые глаза, 5. марта 1916
  • Ян Брандтс-Буйс / Бруно Варден / Игнаций Михаэль Велеминский: Портной из Шёнау, 1. апреля 1916
  • Ханс Пфицнер / Ильзе фон Штах: Маленькая эльфа Христова (2. версии), 11. декабря 1917
  • Гуго Каун / Франц Раух: Незнакомец, 23. февраля 1920
  • Рихард Штраусс: Интермеццо, 4. ноября 1924
  • Ферруччо Бузони: Доктор Фауст, 21. мая 1925
  • Роберт Вине (Режиссёр): киносъёмка Кавалер розы, 10. января 1926
  • Курт Вейль / Георг Кайзер: Протагонист, 27. марта 1926
  • Пауль Хиндемит / Фердинанд Лион: Кардильяк, 9. ноября 1926
  • Отмар Шёк (по мотивам произведения Генриха фон Клейста): Пентесилея, 8. января 1927
  • Рихард Штраусс / Гуго фон Гофмансталь: Die ägyptische Helena, 6. июня 1928
  • Отмар Шёк / Филипп Отто Рунге: О рыбаке и его жене, 3. октября 1930
  • Рихард Штраусс / Гуго фон Гофмансталь: Арабелла, 1. июля 1933
  • Рудольф Вагнер-Регени / Каспар Неер: Фаворит, 20. февраля 1935
  • Рихард Штраусс / Стефан Цвейг: Молчаливая женщина, 24. июня 1935
  • Отмар Шёк / Армин Рюгер: Массимилла Дони, 2. марта 1937
  • Рихард Штраусс / Йозеф Грегор: Дафна, 15. октября 1938
  • Генрих Зутермайстер: Ромео и Джульетта, 13. апреля 1940
  • Генрих Зутермайстер: Волшебный остров, 31. октября 1942
  • Готфрид фон Айнем / Луиджи Малипьеро: Принцесса Турандот, 5. февраля 1944
  • Йозеф Хас / Людвиг Штрекер мл.: Свадьба Иова, 2. июля 1944

В здании восстановленной (третьей) Дрезденской оперы состоялись премьеры:

  • Зигфрид Матус: Песнь о любви и смерти корнета Кристофа Рильке, 16. февраля 1985
  • Экехард Майер / Инго Циммерман: Золотой горшок, 1989
  • Маттиас Пинчер / Клаус Хеннеберг: Томас Чаттертон, 25. мая 1998
  • Петер Ружичка / Петер Мусбах: Целан, 25. марта 2001
  • Манфред Троян: Великая магия, 10. мая 2008

Руководители театра (выборка)править | править код

  • Николаус Граф фон Зебах (годы управдения 1894—1919)
  • Макс Герд Шёнфельдер (1984—1990)
  • Кристоф Альбрехт (1991—2003)
  • Герд Юккер (2003—2010)
  • Ульрика Хесслер (2010-2012)
  • Петер Тайлер (с 2018)

Литература[править | править код]

  • Milde K., Borchert Ch., Czechowski H. Semperoper Dresden: Bilder einer Baulandschaft. 3. Aufl. Dresden, 1987. ISBN 3-364-00019-0 (фотоальбом)
  • Hänsch W. Die Semperoper. 2. Aufl. Berlin, 1988. ISBN 3-345-00017-2.
  • Höntzsch W. Opernmetropole Dresden. Leipzig, 1996. ISBN 90-5705-003-X.
  • Magirius H. Die Semperoper zu Dresden. 2. Aufl., Leipzig, 2000. ISBN 3-361-00515-9
  • Streller F. Die Dresdner Staatsoper und das neue Musiktheater // (Hrsg.): Dresden und die avancierte Musik im 20. Jahrhundert. Teil III: 1966–1999, hrsg. v. Matthias Herrmann u. Stefan Weiss. Laaber, 2004. ISBN 3-89007-511-8, S. 171–180.

Третье рождение

Восстановили здание оперы только к 1977 году. Архитектор Вольфганг Хэнш решил воссоздать второй проект Земпера, но добавить некоторые новые черты облику театра. Открыла его опера Брамса «Реквием». Хотели ли бы побывать в самом романтичном замке Германии?

Опера должна была напомнить о тех страшных временах, когда снаряды сыпались с неба и безжалостно сметали и уничтожали такие старинные, красивые города, как Дрезден. И все же… Афиши снова запестрели по всему городу, жизнь продолжается.

А что сегодня?

Сегодня театр стал более современным. Всего 1300 мест, даже меньше, чем во временном «Деревянном Балагане». Вы знали, как выглядит удивительное Ваттовое море?

Dresdner Staatsoper сегодня стал немного больше. За основной сценой есть еще пристройка. Ее используют для репетиций, студенческих выступлений. Вмещает 200 человек. Такая небольшая тайна, о которой мало кто знает. Там тоже дают спектакли.

Что нас ждет внутри?

Самое первое здание было богато украшено. Король не скупился на свой проект Оперного театра. Сегодня в нем ничуть не хуже! Красивое оформление, изысканная внутренняя отделка — Вольфганг Хэнш хотел максимально воспроизвести задумку Земпера снаружи и внутри.

Потолки, стены украшает лепнина. В Зале сидения с мягкой красной обивкой, роскошная люстра. Все так, как должно быть в Европейском Театре Оперы.

Над сценой знаменитый фриз — на нем изображены герои оперных постановок. Угадаете, кто есть кто?

Все они побывали на сцене. Здесь мавр Отелло, Фауст, Тангейзер, донна Диана, и многие другие известные любителям оперы персонажи.

Нововведение — часы над сценой. По ним можно точно определить, когда начнется спектакль или антракт. Видно даже с последних рядов.

Как добраться?

Адрес: Theaterplatz 2

Проще всего на трамваях 4, 8 или 9 до станции Theaterplatz. Вы читали прошлую статью про двоец Сан-суси?

Советую вам зайти в фойе. Здесь располагается билетная касса. Не советую брать билеты в ней — выйдет дороже. Проще через интернет. Там же можно их зарезервировать, отследить выход новых постановок. Обычно билеты быстро раскупаются, но на сайте есть вся информация.

С Вами была я, Наталья Глухова, желаю удачного дня!

Das Besondere: Innen

Der Zuschauerraum mit seinen Rängen ist reich verziert. Doch nicht nur das Aussehen, vor allem die Akustik ist ausgezeichnet, ein idealer Raum zum Hören von Musik und Opern.

Ein ganz eigenes großes Kunstwerk ist der Vorhang: Es ist ein 17 x 12 Meter großer von Ferdinand Keller gestaltetet Schmuckvorhang. Zahlreiche Figuren sind abgebildet, wie Sophokles, Shakespeare, Lessing, Goethe, Schiller, Mozart, Beethoven, Meyerbeer und Wagner. Außerdem gibt es viele Verzierungen mit Früchten und Blumen sowie ein Medaillon mit den Initialen des sächsischen Königspaars AC: Gemeint sind Albert und Carola.

Zwei Möglichkeiten hat, wer die Semperoper besuchen möchte: Es lohnt sich immer, eine Aufführung in der Semperoper zu besuchen, schon der Akustik des Zuschauerraumes wegen. Daneben gibt es die Möglichkeit, an einer Führung durch das Gebäude teilzunehmen und so etwas mehr über seine Geheimnisse und Geschichte zu erfahren.

Sächsische Staatsoper Dresden

Город
Дрезден
Год основания
1841
Тип
театры и залы

Полное название — «Дрезденская саксонская государственная опера».

Дрезденская государственная опера или Земперопер (Dresdner Staatsoper или Semperoper) — один из старейших оперных театров Германии. Ведет свое происхождение с 17 века, когда при дворе саксонского курфюрста стали ставить музыкальные спектакли. В 1816-26 руководителем театра был Карл Мария фон Вебер. В 1841 в городе было построено новое здание Придворного театра, просуществовавшее более 100 лет.

Оперный театр Земпера — это великолепный вклад её архитектора Готтфрида Земпера в историю немецкой оперы. Поразительно, насколько гармонично интерьер здания, дизайн которого подчинён его назначению, продиктовал его внешний архитектурный облик. Театр, расположенный на западной стороне Театральной площади, напротив Королевского дворца, отражает своё первостепенное значение для правящего дома, который на протяжении столетий демонстрировал свой глубокий интерес к искусствам.

Открывшийся в 1841 году как Королевский Саксонский оперный театр (Дрезденская придворная опера), он был одним из первых, в которых ставились спектакли самых разных жанров, прежде чем он был отдан исключительно опере. Первой оперной постановкой в новом театре была «Эврианта» Карла Марии фон Вебера. В 1843 году капельмейстером театра был назначен Рихард Вагнер. Это произошло через год после премьеры его оперы «Риенци». Вскоре после его назначения на сцене театра состоялись премьеры двух других его опер — «Летучий голландец» (1843) и «Тангейзер» (1845). Ввиду своей политической деятельности Вагнер вынужден был покинуть Дрезден; он иммигрировал в Швейцарию, где прожил тринадцать лет, и вернулся только после того, как был прощён.

Первоначальное здание Земпер-Оперы сгорело в 1869 году. После долгих дискуссий здание было вновь отстроено по проекту Земпера. После 1918 года Земпер-Опера стала официально называться Дрезденской государственной оперой. Первые четыре десятилетия XX века Дрезденская опера была главным местом постановки опер Рихарда Штрауса, именно здесь родилась и выросла мировая слава этого композитора. На этой сцене состоялись премьеры его «Саломеи» (1905), «Электры» (1908), «Кавалера роз» (1911), «Елены Египетской» (1928), «Арабеллы» (1933), «Молчаливой женщины» (1935).

Во время бомбардировки Дрездена в 1945 году театр был полностью разрушен (остались только стены). Хотя театр впоследствии был покрыт современной крышей и было много дискуссий по поводу постройки театра по совершенно новому проекту, ничего не было сделано вплоть до 1975 года, когда в Вене были обнаружены первоначальные архитектурные проекты Земпера (как и Вагнер, Земпер, в силу своей политической деятельности, вынужден был в 1849 году покинуть Германию и жить в Лондоне, Париже и Вене). Понадобилось десять лет, чтобы восстановить театр в его первоначальном облике.

Открытие отреставрированного театра (1200 мест) состоялось 13 февраля 1985 года (ровно сорок лет спустя после его разрушения) оперой «Вольный стрелок» Вебера — произведением, которое было исполнено последним перед закрытием театра в 1944 году. Это было признанием того вклада, который внёс композитор в историю Дрезденской оперы в первой четверти XIX века. Отреставрированный театр стал одним из лучших в Европе по своим акустическим качествам, техническому оснащению сцены, в его репертуаре значительное место занимают творения «дрезденских» композиторов — Вебера, Вагнера и Рихарда Штрауса.

После объединения Германии Дрезденская опера официально стала называться «Дрезденская саксонская государственная опера» (нем. Sächsische Staatsoper Dresden).

А. Майкапар

  • Балет Дрезденской государственной оперы →
  • Дрезденский музыкальный фестиваль →

Публикации

Дрезденский дебют Анны Нетребко в «Лоэнгрине» Вагнера (operanews.ru) 30.05.2016 в 20:58

Новогодний концерт в дрезденской Земперопер (operanews.ru) 29.12.2014 в 22:27

Премьера «Манон Леско» в Дрезденской опере 09.08.2013 в 00:37

Премьера безымянного балета Форсайта в Хеллерау 14.07.2013 в 20:26

На Дрезденском музыкальном фестивале 27.05.2013 в 17:12

На берегах Эльбы: сегодняшний день Земпер-опер (operanews.ru) 02.09.2012 в 21:51

Самобытность превыше всего (operanews.ru) 27.11.2011 в 13:58

«Тангейзер» Конвичного не сходит с дрезденской афиши 15 лет 09.06.2011 в 12:55

Дрезденская государственная опера (Dresdner Staatsoper) (operanews.ru) 25.07.2010 в 13:10

Памятник королю Иоганну

Наконец, обратимся к центру Театральной площади, где установлен монумент самому большому приверженцу театра из правящего рода Веттинов – королю Иоганну.

Бронзовая конная статуя на украшенном литьем пьедестале установлена в 1889 году. Создал памятник Иоганнес Шиллинг — знаменитый скульптор Германии.

Король Иоганн не только правил страной. Он имел юридическое и лингвистическое образование и увлекался переводами литературных произведений. Иоганн Саксонский перевел «Божественную комедию» Данте. Перевод был издан в 1849 году под псевдонимом Филалет.

Король состоял в различных научных обществах, которых насчитывается в его биографии около тридцати. На пьедестале изображены сюжеты научной деятельности монарха.

Монумент установлен на центральной оси площади, вернее, на пересечении центральных осей. Поэтому, он оказывается в фокусе внимания, когда смотришь прямо на фасад оперы Земпера. Также, если смотреть из центра двора Цвингера, конная статуя рельефно вырисовывается в проеме арки. Эффектно скомпоновано расположение архитектурных объектов.

Таковы основные объекты Театральной площади. Интересно, что за кадром остается практически самое раннее строение – здание караула Альтштадта. Невысокое сооружение с простым скульптурным оформлением, построенное в 1832 году, сохранилось до сих пор. Но стоящие рядом величественные объекты подавляют это старинное здание. На фотографии выше, где изображен замок с башней Гаусмана, впереди выступает часть караульного здания.

Друзья, согласитесь, что Театральная площадь должна входить в экскурсионный маршрут по Дрездену. Даже, если вы собрались осмотреть исторический центр города и посетить музеи Дрездена за один день, пройтись по Theaterplatz и осмотреться вокруг весьма увлекательно. Альтштадт исчерчен и другими дорогами, поэтому многие на Театральную площадь посматривают только в проем арки Цвингера)) Это в корне не верный подход! Думаю, вы найдете полчаса, чтобы прогуляться вокруг конной статуи короля Иоганна, полюбоваться архитектурными ансамблями и послушать нередкие в этом месте импровизированные уличные концерты.

Ваш euro-проводник Татьяна

История возникновения оперы Земпера

Здание Дрезденской оперы появилось при Саксонском короле Фридрихе Августе II (Friedrich August II). Изначально на этом месте располагался другой театр, построенный в 1648 году.

Старинный театр функционировал на постоянной основе: в этом смысле он был одним из первых на северной территории от Альп.

Тогда же появилось название площади – Театральная, что было связано с расположением вокруг нее еще восьми театральных учреждений.

Архитектор здания

Наименование оперы происходит от имени архитектора Готфрида Земпера (Gottfried Semper). Именно его выбрал Саксонский король для разработки проекта здания.

Это знаменитый архитектор немецкого происхождения, работавший в 19 веке над проектированием Цвингера, больницы Матернихоспитал, дворца Оппенгейм (Oppenheim) и других сооружений в Дрездене. Кроме того, он участвовал в архитектурных проектах в Вене, Мюнхене, Цюрихе и других городах.

Открытие театра

Возведение оперы началось в 1838 году при личном финансировании короля, хотя уже через год строительные расходы перешли к парламенту.

Торжественное открытие нового театра состоялось в 1841 году, когда на сцене поставили пьесу «Торквато Тассо» Иоганна Вольфганга фон Гёте (Johann Wolfgang von Goethe) и «Юбилейную увертюру» Карла Марии фон Вебера (Carl Maria von Weber).

Разрушение

Первому зданию не суждено было долго просуществовать: оно было буквально разрушено до основания в ходе пожара 1869-го года.

В качестве временного сооружения устроили деревянный театр, в котором могли разместиться 1800 зрителей. Горожане назвали его «Деревянным балаганом».

Тем не менее уже в конце 1869 года во временном сооружении поставили драму «Ифигения в Тавриде» Иоганна Вольфганга Гёте.

Восстановление

В скором времени заговорили о замене деревянного театра на новый. Встал вопрос: нужно ли восстанавливать здание в прежнем виде или построить абсолютно другое? Окончательным решением после долгих споров оказалось второе.

И снова архитектором назначили Готфрида Земпера. На этот раз его выбрали сами горожане, собрав наибольшее число подписей.

Однако возведением театра руководил уже не сам Готфрид, а его старший сын – Манфред Земпер. На всем протяжении строительства отец давал рекомендации сыну в регулярных письмах.

Работы начались в 1871 году и полностью завершились в 1878 году. Именно тогда на портале здания появилась скульптурная квадрига, выполненная из бронзы, а также скульптуры на фасаде.

Фото: Bruno /Germany / Pixabay.com

Первой постановкой в новой опере стали произведение Карла Марии фон Вебер «Юбилейная увертюра» (как и в первый раз), а также пьеса Гете «Ифигения в Тавриде». Театр снова приобрел славу знаменитой оперной площадки.

После окончания Первой мировой войны опера стала именоваться Саксонским государственным театром.

Реставрация после Второй мировой войны

В последний год Второй мировой войны здание серьезно пострадало: уцелели только внешние стены и несколько скульптур.

Последовали восьмилетние реставрационные работы, которые начались в 1977 году. Руководителем проекта был назначен архитектор Вольфганг Хэнш.

Он выстроил здание в соответствии с новыми требованиями, изменив планировку. В результате зал стал вмещать 1300 зрителей, а также добавилось здание для репетиций и административных офисов.

Открытие в 1985 году ознаменовалось операми Рихарда Штраусса «Кавалер розы» и Карла Марии Вебера «Волшебный стрелок».

Современное время

В 2002 году на реке Эльбе произошло наводнение, которое нанесло значительный ущерб зданию. На реставрацию ушло около трех месяцев, после чего театр снова был открыт для публики.

В настоящее время носит официальное название – Саксонская государственная опера (Sächsische Staatsoper).

Известные люди[править | править код]

Дирижёрыправить | править код

За годы существования Дрезденской оперы в её стенах работали следующие известные дирижёры:

  • Карл Готлиб Райсигер (1798—1859)
  • Рихард Вагнер (1813—1883)
  • Эрнст фон Шух (1846—1914)
  • Фриц Райнер (1888—1963) работал в Дрездене с 1914 по 1921 гг.
  • Фриц Буш (1890—1951) работал в Дрездене с 1922 по 1933 гг.
  • Карл Бём (1894—1981) работал в Дрездене с 1934 по 1942 гг.
  • Карл Эльмендорф (1891—1962) работал в Дрездене с 1943 по 1944 гг.
  • Йозеф Кайльберт (1908—1968) работал в Дрездене с 1945 по 1951 гг.
  • Рудольф Кемпе (1910—1976) работал в Дрездене с 1949 по 1952 гг.
  • Отмар Зуйтнер (* 1922—2010) работал в Дрездене с 1960 по 1964 гг.
  • Курт Зандерлинг (род. 1912) работал в Дрездене с 1964 по 1967 гг.
  • Герберт Бломстедт (род. 1927) работал в Дрездене с 1975 по 1985 гг.
  • Ханс Вонк (1942—2004) работал в Дрездене с 1985 по 1990 гг.
  • Джузеппе Синополи (1946—2001) работал в Дрездене с 1992 по 2001 гг.
  • Семён Бычков (род. 1952) работал в Дрездене с 2001 по 2002 гг.
  • Бернард Хайтинк (род. 1929) работал в Дрездене с 2002 по 2004 гг.
  • Фабио Луизи (род. 1959) работал в Дрездене с 2004 по 2012 гг.
  • Кристиан Тилеман (род. 1959) работает в Дрездене с 2012 гг.

Известные солистыправить | править код

  • Ирена Абендрот
  • Тео Адам
  • Мэтью Алерсмайер
  • Бернд Альденхофф
  • Эрна Бергер
  • Курт Бёме
  • Дженни Бюрде-Ней
  • Роберт Бург
  • Райнер Бюшинг
  • Кристель Гольтц
  • Стефен Гульд
  • Клаус Кёниг
  • Вернер Либинг
  • Макс Лоренц
  • Тереза Мальтен
  • Криста Майер
  • Камилла Нюлунд
  • Мелитта Отто-Альвслебен
  • Рене Папе
  • Элизабет Ретберг
  • Рихард Таубер
  • Маргарет Тешемахер
  • Каролина Ульрих
  • Клаус Флориан Фогт
  • Брюнхильда Фридланд
  • Маттиас Хеннеберг
  • Эвелин Херлитциус
  • Йозеф Херман
  • Элизабет Хёнген
  • Мария Чеботарь
  • Петер Шрайер
  • Вильгельмина Шрёдер-Девриент
  • Гюнтер Эммерлих
  • Хермин Эссер
  • Аннет Янс

ГОРОДА ГЕРМАНИИ. ПУТЕВОДИТЕЛЬ

ДРЕЗДЕН ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ. ТЕАТР ЗЕМПЕРОПЕР

Дрезденский государственный оперный театр Земперопер (нем.Semperoper) – одно из самых грандиозных и красивых зданий столицы Саксонии. Это символ города, его визитная карточка.

Мировую славу Дрездену как городу музыки принесли его театры, в том числе и драматические, но оперный театр Земпера особенно. И не только из-за своей архитектуры.

Это один из самых красивых оперных театров мира. Здесь играет Дрезденский симфонический оркестр – один из старейших в мире, ему более 460 лет. Более того, в этом театре акустика лучше, чем в знаменитом театре Ла Скала в Милане.

Дрезденский государственный оперный театр Земперопер расположен в центре города на Театральной площади (нем.Theaterplatz). Театр назван по имени архитектора Готфрида Земпера (нем. Gottfried Semper), создавшего это великолепное здание.

Идея создания нового оперного театра принадлежала королю Саксонии Фридриху Августу II. Он поручил строительство придворного театра архитектору Готфриду Земперу. Строительство продолжалось с 1838 по 1841 гг. Изначально финансировать строительство планировалось из средств короля, однако в 1839 г. он потребовал от парламента взять расходы на себя.

Первой оперной постановкой в новом театре была «Эврианта» Карла Марии фон Вебера. В 1843 году капельмейстером театра был назначен известный композитор Рихард Вагнер. В этом театре состоялись премьеры двух его знаменитых опер – “Летучий голландец” (1843) и “Тангейзер” (1845). Вагнер вынужден был покинуть Дрезден из-за своей политической деятельности и иммигрировал в Швейцарию.

В результате сильного пожара в сентябре 1869 года первое здание Земпероперы было полностью уничтожено. В 1871 году началось возведение новой оперы. Руководил строительством Манфред Земпер, старший сын Готфрида Земпера. Сам Готфрид Земпер консультировал своего сына по различным вопросам, связанным со строительством.

Строительство нового здания Земперопер было завершено в 1878 г. Портал украсила бронзовая квадрига с Дионисом и Ариадной скульптора Иоганнеса Шиллинга (нем.Johannes Schilling). У входа в театр были установлены скульптуры Иоганна Вольфганга Гёте и Фридриха Шиллера, в нишах боковых фасадов – Шекспира, Софокла, Мольера и Еврипида.

После 1918 г. Земперопера стала официально называться Дрезденской государственной оперой. Первые четыре десятилетия XX века Дрезденская опера была главным местом постановки опер Рихарда Штрауса, именно здесь родилась и выросла мировая слава этого композитора. На этой сцене состоялись премьеры его “Саломеи” (1905), “Электры” (1908), “Кавалера роз” и др.

Интерьер Дрезденской государственной оперы выдержан в стиле барокко, отличается изысканнстью, гармоничным сочетанием всех элеметов. Четыре яруса, партер, ложи, великолепный расписной плафон в зрительном зале, театральная люстра – все продумано до мельчайших деталей и в целом производит неотразимое впечатление на зрителей.

Во время бомбардировки Дрездена 13 февраля 1945 года, при которой был практически полностью разрушен центр города, сильно пострадало и здание оперы, целыми остались лишь наружные стены и некоторые скульптуры. После войны здание театра долгие годы не могли восстановить и отреставрировать, т.к. не сохранились чертежи первоначального проекта. Оригинальный проект был найден в Вене. Земперопер восстановили в 1985 году. Реставрация велась под руководством архитектора Вольфганга Хэнша.

Открытие отреставрированного театра (1200 мест) состоялось 13 февраля 1985 года (ровно сорок лет спустя после его разрушения) оперой «Вольный стрелок» Вебера – последним произведением, которое было исполнено перед закрытием театра в 1944 году. Это было признанием того вклада, который внёс композитор в историю Дрезденской оперы в первой четверти XIX века.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий