Система образования в японии

История развития высшего образования Японии

Становление высшего образования Японии приходится на конец XIX столетия, эпоху правления Мэйдзи. До этого времени, высшего образования в стране, по сути, не существовало. Оно ограничивалось только несколькими высшими школами, созданными для обучения представителей аристократических слоев населения и военных.

Замечание 1

Среди особенностей системы высшего образования Японии можно отметить ее американскую направленность – возникновение первых университетов происходило под влиянием американских тенденций развития образовательной системы.

История становления системы высшего образования Японии, включает несколько основных этапов:

  1. Открытие первого японского высшего учебного учреждения – университета. Это произошло в 1877 году в Токио. Его открытие положило начало формированию американизированной образовательной системы Японии. Токийский университет состоял из четырех основных факультетов: естественнонаучный, медицинский, юридический и литературный. Каждый из них предполагал разделение на отдельные направления обучения – прототип современного деления факультета на специальности. Процесс обучения в университете делился на два этапа: подготовительное обучение -4 года и основное обучение по специальности – 4 года. Постепенно количество университетов росло и число учащихся в них увеличивалось. Высшее образование было доступно только для привилегированных слоев населения. Однако, тенденции развития высшего образования постепенно вели к пересмотру государственной политики в этой области, расширению сети высших учебных заведений и их доступности более широкому кругу лиц.
  2. Законодательное утверждение системы высшего образования. В 1918 году издается положения о высшем образовании Японии. Целевым назначением высшего образования стало изучение теории разных областей знаний и проведение практических исследований, а также ориентация обучения на патриотическое развитие личности учащегося. Количество факультетов в университетах было расширено до восьми штук, введены научно-исследовательские центры, а также появились первые курсы послеуниверситетского обучения, ориентированные на получение специалистами ученой степени. Сеть университетов и колледжей Японии росла и расширялась. Система подготовки претерпевала изменения, отвечающие тенденциям и потребностям общества.
  3. Введение единонаправленной подготовки специалистов после Второй мировой войны. Находясь на этапе восстановления после поражения в войне, страна стремилась быстрее выйти из кризиса и завоевать лидирующие позиции в мире. Акцент делался на подготовку специалистов в системе высшего образования. Помимо государственных университетов активное развитие получают частные. Они действуют в соответствии с единой государственной направленностью подготовки специалистов высшего звена. Правительство контролировало содержание образовательных программ и методы обучения каждого учреждения.
  4. Эпоха научно-технического развития. Резкий рост научно-технических технологий приводит к повышению потребности в квалифицированных научных специалистах, а соответственно, требования к системе высшего образования растут. Сеть высших учебных учреждений активно расширяется, но, поскольку, университет является достаточно проблематичным и затратным учреждением, упор делается на открытие сети колледжей. Поступление в государственные университеты и колледжи происходит на конкурсной основе, а это приводит к тому, что большинство абитуриентов, не прошедших отбор поступают в частные учебные заведения. Это расширяет их значимость и количество частных учебных учреждений в системе высшего образования Японии начинает расти стремительными темпами. Таким образом, платное высшее образование вошло в норму и сохранило приоритетные позиции по сей день.

Замечание 2

Система высшего образования Японии основывается на принципе приоритета общеобразовательной подготовки студентов. Японцы рассматривают образование, как способ подготовки к жизнедеятельности, а не к профессиональной деятельности.

Специальное образование по-японски

В Японии широко используется сеть специального образования, в том числе учреждения для детей с ограниченными возможностями. Список открывают так называемые школы мастерства — Дзюку. Современный прообраз древних Дзюку изменён кардинально, но принципы обучения остаются на высоком уровне. Созданные в XVII веке школы мастерства предназначались в основном для обучения искусству владения оружием (самурайским мечом). Чуть позже учителя Дзюку стали преподавать мастерство живописи и обучать каллиграфии.

Современная специальная подготовка Дзюку даёт значительно больше знаний и навыков ученикам по сравнению со стандартным школьным обучением. Поэтому в Японии этот уровень образования очень популярен, несмотря на существенные финансовые расходы (до 20 тыс. иен за месяц посещения), которые ложатся на родителей.

Согласно статистике, учащиеся примерно 15% младших, 50% средних и 99% старших школ дополнительно проходят уровень Дзюку. Каждый из тех, кто желает сдать экзамены в колледж, технический институт, университет, непременно обращается к Дзюку. Система специального образования Дзюку натаскивает будущих абитуриентов для прохождения экзамена вузов если не на 100%, то на 95% точно.

Образованием специального назначения обеспечивают японцев ПТУ из серии Senmon Gakko, Tanki Daigaku, младшие и технологические колледжи, смешанные школы. Эти виды учебных заведений готовят профессиональные кадры с последующей выдачей соответствующих технических лицензий и гуманитарных сертификатов. В основном все они представлены частными заведениями. Отсюда достаточно высокая стоимость обучения.

Образовательные специальные курсы колледжей, кроме всего прочего, помогают подготовиться к поступлению в японские университеты. Престиж этих учебных заведений, конечно же, несравним с японскими вузами. Однако колледжи пользуются огромной популярностью среди населения, так как дают возможность легко найти работу на рынке труда. Часть из них является дочерними структурами известных японских университетов.

Колледжи пользуются популярностью в Японии

Некоторые учебные заведения ПТО Японии:

  • Aichi Kiwami College of Nursing (Колледж медсестёр Aichi Kiwami),
  • Chukyo Junior College (Младший колледж Chukyo),
  • Fukuoka College of Health Sciences (Колледж медицинских наук Fukuoka),
  • Honan College (Колледж Хенань),
  • Iwaki Junior College (Младший колледж Iwaki).

Дошкольное образование

Японские малыши обычно идут в детские сады после трёх-четырёх лет. Дошкольное образование в Японии очень востребовано, поэтому родители должны заранее встать на очередь в детский сад. Для детей от трёх месяцев также существуют ясли, но чтобы получить там место, родители должны предоставить в муниципалитет множество справок, подтверждающих, что им необходимо работать, а других родственников, способных присмотреть за ребёнком, у них нет.

Детские сады делятся на:

  • государственные;
  • частные (около 80% от всех дошкольных образовательных учреждений).

Особой разницы в образовательной программе частных и государственных садиков нет. Так же нет особых различий в стоимости обучения. В Японии больше всего за дошкольное образование платят богатые семьи. Для малоимущих семей предусмотрены льготы. Многие садики подготавливают детей к учёбе в определённой школе или университете.

В детских садах воспитатель заводит на каждого ребёнка тетрадь. Туда записывается поведение ребёнка в течение дня, состояние его здоровья, достижения, особенности общения со сверстниками и взрослыми. Тетрадь регулярно показывают родителями. Те, в свою очередь, также делятся с воспитателем необходимой информацией, выслушивают его советы и пользуются его рекомендациями при воспитании. Японские родители, в принципе, сильно вовлечены в образовательный процесс. Они часто проводят родительские собрания, общаются с педагогами, делятся между собой опытом и совместно решают все, возникающие вопросы.

В детском саду дети учатся, в первую очередь, обслуживать себя самостоятельно, заботиться о своём здоровье и любить свою культуру. Но главной целью дошкольного образования является социализация ребёнка и развитии способности к сотрудничеству.

Школы в Японии

Система образования в Японии — одна из самых старейших и не менялась с 6 века. Образование – это главная цель в жизни Японцев, а начинают они учиться почти с младенчества. До школы дети ходят в детский сад и ясли, именно там, они начинают читать и писать.

Уровень обучения

Возраст

Срок обучения

Начальная школа

с 6 лет

6 лет

Младшая школа

с 12 лет

3 года

Старшая школа

с 15 лет

3 года

В начальной школе (Shagakkou) изучают японский язык, обществоведение, арифметику, естествознание, музыку, рисование и ремесла, домашнее творчество, этику, занимаются физической культурой. Есть также такой предмет, как «специальная деятельность», включающий клубную работу, собрания, спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии и пр.

В младшей школе (Chugakkou) к этим предметом прибавляются иностранный язык, сельское хозяйство или углубленный курс математики.

Помимо школьных уроков почти все японские дети начальной и средних школ ежедневно посещают дополнительные образовательные учреждения – дзюку (продленное обучение). Эти специальные учебные заведения посещают ученики, которым тяжело дается основная школьная программа или посещают ученики, которые пропустили занятия из-за болезни или хотят лучше подготовиться к экзаменам. Учиться в основной школе очень трудно, так что дзюку посещают большое количество учеников страны восходящего Солнца.

Следующая ступень на пути в вуз — старшие классы школы (Koukou). Прием в старшие школы осуществляется на основе документа об окончании младшей школы и прохождения конкурса по результатам вступительных экзаменов. В старшей школе в дополнение к обязательным общеобразовательным предметам (японский язык, математика, естествознание, обществоведение и др.) учащимся могут предложить дисциплины на выбор, включая английский и другие иностранные языки, а также технические и специальные дисциплины. В 12 классе школьники должны выбрать для себя один из профилей обучения.

Учебный год в Японии начинается 1 апреля (это не шутка) и заканчивается 31 марта следующего года. Он делится обычно на триместры:

  • апрель-июль
  • сентябрь-декабрь
  • январь-март

Каникулы у школьников бывают летом, зимой (до и после Нового года) и весной (после экзаменов). В сельских школах, как правило, бывают фермерские сезонные каникулы за счет сокращения летних каникул.

Преимущества высшего образования Японии:

  • 1 место в мире по продолжительности жизни
  • Возможность обучения на английском языке
  • Есть стипендии в университетах
  • Можно работать во время обучения в вузе
  • Можно остаться работать после окончания университета Японии

В чем преимущества и сложности обучения в Японии?

Вузы Японии имеют очень высокие образовательные стандарты — об этом свидетельствуют международные рейтинги, которые оценивают японскую систему высшего образования одной из лучших в Азии. Так, 16 университетов страны входят в топ-50 лучших вузов Азии, 13 из которых занимают высокие позиции и в мировых рейтингах — это очень высокий показатель по сравнению с другими странами.

Можно перечислять множество преимуществ обучения в университетах Японии. Образовательная система отличается строгостью дисциплины, выработанном годами общественном и нравственном регламенте, а также специфическим подходом к обучению будущих специалистов. Кроме того, высшее образование предусматривает не только обучению наукам, но и воспитание здоровой нации, которая чтит собственные традиции, отличается высоким уровнем образованности, нравственности, художественного воспитания и этикета. Коллективность и дисциплинированность японской образовательной системы не мешает индивидуальному развитию студента — каждый может открыть для себя дополнительные возможности изучения тех направлений и дисциплин, которые ему нравятся.

Отдельным преимуществом отметим возможность нахождения в колоритной, богатой на события и культурно развитой стране, которая дала миру за все тысячелетия существования огромнейший пласт знаний и технологий. Институты Японии находятся в больших городах, где можно ознакомиться с городской культурой, которую невозможно увидеть в других странах. На каникулах можно путешествовать по стране, посещая сотни современных и исторических достопримечательностей.

Сложностей пребывания в Японии в период обучения в вузе не так много. Во-первых, студентам приходится выучить японский язык, даже если они учатся в университетах с английским языком преподавания. Во-вторых, культура страны очень специфична для европейских людей — если Токио и не отличается от других мегаполисов мира, то более мелкие города несут в себе явный отпечаток японской культуры. В-третьих, студент должен выбрать вуз, который предоставит лучшее образование: в стране много частных вузов, дипломы которых неизвестны, а уровень преподавания достаточно низкий.

Школа

Обязательное образование  в младшей школе (小学校 сё:гакко: 6 – 12 лет) и в средней школе (中学校 тю:гакко: 12 — 15 лет) бесплатное. В старшей платной  школе (高等学校 ко:то:гакко:) проходят обучение подростки с 15 до 18 лет.  Переводы на каждую последующую ступень происходят на экзаменационной основе. Система оценок в японской школе довольно щадящая, но время от времени все же проводится тестирование знаний. Также школьники экзаменуются в конце каждого триместра. Что касается домашнего задания, то его выполняют только ученики средней и старшей школы. Из-за огромных объемов этих заданий учащиеся старших классов заняты даже на выходных и во время каникул.

Начиная с 12 лет, каждый ученик обязан носить форму, причем у каждой школы она своя. Более того, организованные японцы не поленились прописать нормы, касающиеся носков, сменной обуви, школьных сумок, внешнего вида ученика в целом. Так, практически везде в Японии, девочкам недопустимо ходить на занятия с завивкой, накрашенными ногтями, носить ювелирные украшения, пользоваться косметикой, отпускать челку ниже бровей, красить волосы. Мальчикам предписывается носить короткую стрижку. Что касается носков/гольф, то они бывают темно-синего, белого или черного цвета. Отдельно следует рассказать о сменной обуви. Это могут быть или тапочки, или увабаки (туфли-балетки). Школьная обувь не должна портить пол черными следами, поэтому  часто бывает чисто белого цвета или с вкраплением других цветов.

Для удобства за каждым школьником закрепляется номер из 4 цифр (первые две цифры — номер класса, а последние – персональный номер, присвоенный в классе). Этими номерами обозначаются, например, карточки в библиотеке, тестовые и контрольные работы.

Среднестатистический класс состоит из 30 — 40 человек, но каждый новый учебный  год его состав меняется наполовину или даже больше. Стандартно распределение происходит случайным образом. То есть, каждый год ученик попадает в обновленный класс и ему приходится адаптироваться к созданным условиям, находить общий язык со сверстниками.

Наряду с основными предметами (математикой, японским языком, искусством каллиграфии, физической культурой, музыкой и др.) в японской школе поощряется участие в одном из клубов разнообразной направленности (хотя участие в них необязательно). Группы детей занимаются после уроков спортом, языками, художеством, поэзией.Значительный отрезок времени школьники посвящают изучению многовековой культуры своей страны, отраженной в шодо (вид живописи бамбуковой кистью), хайку (национальная поэзия). Так же они изучают письмо тремя кардинально разнящимися способами, а именно японскими иероглифами, японской версией китайских иероглифов и латинскими буквами. В школах внедрены информационные технологии, везде есть интернет. Расписание занятий меняется каждую неделю и об этих изменениях информируют в пятницу. У каждого ребенка индивидуальная парта.

У японцев свое 1 сентября. Начало учебного года приходится на одно из самых красивых явлений — цветение сакуры. Период обучения разбивается на триместры: с апреля по июль, с сентября по декабрь и с января по март. Каникулы длятся 6 недель летом и по 2 недели зимой и весной.  В некоторых школах занятия проходят и по субботам, хотя законодательством разрешена пятидневка. Стандартный день японского школьника начинается в 8.30 и длится до 15.00. Пунктуальность чрезвычайно важна в Японии. Если ученики опоздают на занятия больше 5-ти раз, их наказывают еще более ранней уборкой в школе в течение недели. К слову сказать, каждый день порядок в помещениях учебного заведения поддерживается самими учащимися, так как специального человека для этого нет.

Чтобы не списывали

В школах питаются максимально полезными обедами. Меню продумывают повары и диетологи. Школьники едят в кругу своих одноклассников и учителя, а вот приносить с собой еду в любом виде запрещено.

Так же ученикам запрещено пользоваться телефонами на территории образовательного заведения.

Университы Японии

В Японии около 726 университетов, 80% из них частные. Общая численность студентов превышает 2,8 млн. человек. Самыми престижными государственными университетами являются Токийский (основан в 1877 году), университет Киото (1897 год) и университет в Осаке (1931 год). За ними в рейтинге следуют университеты Хоккайдо и Тохоку.

Из частных наиболее известны университеты Токийский Международный университет, Тюо, Нихон, Васэда, Мэйдзи, Токай и Кансайский университет в Осаке.

Есть отдельные женские университеты диетологии и питания (например, Kagawa Nutrition University).

В силу своих национальных традиций и сложности языка Япония всегда была закрыта для обучения иностранных студентов. Однако последние годы ситуация меняется, и Япония стала популярной среди иностранных студентов. Сейчас в Японии учатся более 100 000 иностранных студентов.

Сроки обучения в университетах стандартизированы:

  1. Бакалавриат высшего образования:
    1. В университете полного цикла — 4 года по всем основным направлениям обучения и специальностям. Медики, стоматологи и ветеринары учатся 6 лет. По окончании курса и получении 124 кредитных единиц присуждается степень бакалавра (Gakushi).
    2. В университетах ускоренного цикла обучение ведется 2 или 3 года. По окончании курса и получении 62 или 93 кредитных единицы соответственно присуждается степень бакалавра университета ускоренного цикла (TankiDaiGakushi).
  2. Магистратура предусматривает углубленную научную и профессиональную специализацию. После 2-летнего обучения по программе, сдачи выпускных экзаменов и защиты диплома выпускнику присуждается степень магистра.
  3. Докторантура – 5 лет.
  4. Ученая степень по специальности – 2 года.

Характерной особенностью организации учебного процесса в японских университетах является четкое деление на общенаучные и специальные дисциплины. Первые 2 года все студенты получают общеобразовательную подготовку, изучая общенаучные дисциплины — историю, философию, литературу, обществоведение, иностранные языки, а также слушая спецкурсы по своей будущей специальности. За первый 2-годичный период студенты получают возможность глубже вникнуть в суть избранной специальности, а преподаватели — убедиться в правильности выбора студента, определить его научный потенциал. В последние два года студенты изучают избранную ими специальность.

Поступление на бакалавриат в университет Японии

Поступить в государственные университеты можно с 18 лет,  закончив полную среднюю школу 12 лет обучения.

Прием проводится в 2 этапа:

  1. На первом этапе абитуриенты централизованно сдают «Общий тест достижений первой ступени», который проводится Национальным центром по приему в университеты.
  2. Те, кто успешно выдержал тестирование, допускаются к вступительным экзаменам, проводимым уже непосредственно в университетах. Получившие высшие оценки по тестам допускаются к сдаче экзаменов в самые престижные университеты страны.

Частные университеты проводят вступительные экзамены самостоятельно. Лучшие частные университеты имеют в своей структуре начальные, младшие и старшие средние школы и даже детские сады. И если абитуриент успешно прошел весь путь от детского сада до старшей школы в системе данного университета, он зачисляется в него без экзаменов.

С 2019 года русские студенты могут подавать документы на программу бакалавра без подготовительного года обучения.

Требования к знанию японского языка для иностранцев:

  • Экзамен Нихон Рюгаку Сикэн (минимум 200 баллов) или
  • Экзамен на определение уровня (1 или 2 уровень) Нихонго Носреку Сикэн.

Визы для обучения в Японии

На подготовительный курс выдается виза «поступление на учебу». На обучение по основным программам в университете выдается виза «обучение в Японии».

Стипендии для обучения в университетах Японии

Японская организация поддержки студентов JASSO помогает с получением стипендий. Заявление нужно подавать после приезда в Японию.

Также есть стипендии для студентов, которые получили высшие баллы на экзамене японского языка для иностранцев Нихон Рюгаку Сикэн.

Некоторые университеты, например, Tokyo International University, также предлагают собственные стипендии иностранным студентам.

Работа в Японии во время и после обучения

В течение программы в вузе вы можете работать от 4 до 28 часов в неделю в зависимости от типа разрешения на обучение. Нужно получить в иммиграционной службе разрешение на подработку в статусе студента.

Для трудоустройства в Японии после университета необходимо подать заявление в иммиграционную службу, в котором указывается планируемый работодатель.

Школьное

Система школьного образования в Японии организована государством. 95 % школ муниципальные и финансируются бюджетом, остальные средние учебные заведения частные, а потому платные, обучение в них очень дорогое. Полный курс среднего образования составляет 12 лет, обязательны только начальная и средняя школа. Учебный год длится 11 месяцев — с апреля по март.

В начальную школу принимают детей в 6 лет и выпускают в 12. На этом этапе ученики изучают азы классического набора предметов и первые 1 850 иероглифов — для того чтобы бегло читать, необходимо знать 3 000 знаков японской письменности.

В неполной средней школе дети находятся три года, более глубоко осваивая предметы. Тщательно изучается иностранный язык, а после уроков учащиеся посещают разнообразные творческие кружки, где заняты до вечера.

Для получения полного среднего образования нужно пройти еще и трехлетнюю старшую школу, в которой параллельно изучению предметов молодые люди осваивают профессии и специальности в зависимости от профиля школы:

  • академического;
  • естественно-научного;
  • технического;
  • общего;
  • художественного.

Хотя старшая школа не обязательна, ее оканчивают не менее 94 % учащихся. В процессе учебы старшеклассники занимаются в вечерних репетиторских школах, которые предлагают дополнительное обучение всем желающим без ограничения возраста. В японской системе образования эти структуры служат подспорьем в усвоении школьной программы и подготовке к экзаменам и помогают устранить пробелы в знаниях, накопленные из-за болезни или по другим причинам.

На отечественные средние специальные учебные заведения похожи колледжи Японии, которые бывают:

  • младшими;
  • технологическими;
  • специальной направленности.

В младшие поступают преимущественно девушки, которых в течение двух лет обучают гуманитарным и естественным наукам, медицине, техническому творчеству. В технологических колледжах по пятилетним программам готовят электронщиков, машиностроителей, строителей. В узкоспециализированных заведениях премудрости профессий осваивают будущие дизайнеры, автомеханики, портные, повара.

Дошкольные заведения

Итак, как учатся в Японии? Все начинается с дошкольных заведений. Их существует два вида:

  1. Государственные учреждения по уходу за детьми. Они рассчитаны для детей от двух лет, созданы, чтобы помочь работающей матери воспитывать ребенка. Обычно манерам детей обучают родители, но если им некогда заниматься воспитанием ребенка из-за работы, то это сделают в начальном учебном заведении.
  2. Частный детсад. Предназначен для детей постарше. Здесь малышей учат петь, рисовать, читать и считать. В более элитных, и соответственно, дорогих заведениях, изучают английский язык. Поэтому в школу дети приходят уже полностью подготовленными.

Основная функция дошкольных заведений заключается еще и в социализации, а не только в получении знаний. Ребятам показывают, как правильно налаживать контакт со сверстниками, и в целом вести себя в обществе. Чтобы ребенок умел уживаться в любом коллективе в садике, а потом и в школах, ежегодно меняют состав классов.

Школьное образование

Продолжительность и структура школьного образования в России и Японии значительно отличается. Обучение в школе продолжается 12 лет. При этом один учебный год длится целых 11 месяцев (с апреля по март). В школы принимают детей в возрасте 6-7 лет. Обучение в школе делится на три этапа:

  • начальная школа. Японские ученики, в отличие от российских, учатся в начальной школе целых 6 лет. На этом этапе учиться достаточно несложно: учителя не задают домашних заданий, экзаменов нет, число уроков в день — не более четырёх. Основная задача педагогов начальной школы — познакомить детей с общими сведениями о мире и их родной стране.
  • средняя школа. Обучение в средней школе длится 3 года. Всё это время проходит для японских подростков в напряжённой учёбе. Им нужно готовиться к огромному количеству тестов, контрольных, зачётов и экзаменов. Каждый день, будь то будни, выходные или каникулы, японские школьники сидят за уроками. От успешной сдачи экзаменов (сессии в средней школе бывают по 2-3 раза за учебный год) зависит, сможет ли ученик перейти в следующий класс или нет. Учёбу подростки обязательно совмещают с различными кружками и секциями по интересам.
  • старшая школа. В отличие от первых двух образовательных ступеней, старшую школу посещать не обязательно, к тому же обучение в ней является платным. Но, несмотря на эти условия, 94% японских школьников становятся старшеклассниками, ведь продолжение школьного образования позволяет поступить в высшее учебное заведение.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий