Сколько депутатов в нашей стране

Депутаты КазССР в советское время

Высший законодательный орган Казахстана в советское время носил название Верховного Совета Казахской ССР. Первые выборы проходили в июне 1938 года. Численность единственной находящейся в то время палаты составляла 360 человек. Из них мандаты получили 22 женщины казахской национальности.

Рис. 6. Количественная доля казашек – депутатов в общем количестве в 1938 году

Первую сессию Верховного Совета КазССР 15 июля 1938 г. открывал поэт Жамбыл Жабаев (позже посвятивший знаменитое стихотворение жителям блокадного города: «Ленинградцы, дети мои»).

Интересно, что в декабре 1937 года в Верховный Совет СССР от Казахской ССР было делегировано 44 человека

Для сравнения отметим: 28 января 1993 года госорган был преобразован в Верховный Совет Республики Казахстан. В 1994 году Верховный созыв включал в себя всего 177 человек. Небольшое количество объяснялось началом становления независимого государства. Можно сравнить данные с сегодняшним показателем – 156 мест.

Табл. 2. Сравнение депутатской численности в 1939, 1994 и 2019 гг.

ГодКоличество человек
1938360
1994177
2019156

Интересно, как это будет выглядеть в графическом воплощении:

Рис. 7. Количественное сравнение числа депутатов в Казахстане в годы становления советской власти, в начале развития независимого государства и в настоящее время.

Размеры зарплат депутатов в других странах

Если рассматривать вопрос сколько получают депутаты в других странах мира, то логичнее сравнивать уровень их заработной платы не между собой, а относительно средней по стране. В России уровень оплаты труда депутата Госдумы 13 раз превышает уровень средней зарплаты. К примеру, в США зарплата народного слуги превышает средний уровень зарплаты по стране в 3 раза, а в Германии всего в 2.

Похожая ситуация с зарплатами депутатов происходит и в Казахстане. С 1 марта прошлого года уровень оплаты их труда вырос на 30-50%, что буквально взбудоражило общественность. По официальным данным, уровень зарплат обычных граждан в стране не так уж и восток, минимальная зарплата составляет 80 долларов США. Таким образом слуги народа в Казахстане получают в 25 раз больше.

Что касается ситуации в Беларуси, то согласно данным за 2016 год, белорусские слуги народа получают около 20 млн белорусских рублей в месяц. Для сравнения оклад учителей врачей в Белоруссии составляет менее 6 млн.

Несмотря на то, 4 марта 2015 года было принято решение о сокращении размеров окладов народных избранников на 10%, уровень их ежемесячного дохода остается на очень высоком уровне. Кроме ежегодной индексируемой заработной платы, депутат Государственной Думы имеет право на большой перечень привилегий. А при выходе на пенсию может рассчитывать на получение специальной надбавки. В зависимости от депутатского стажа и получаемой зарплаты, итоговый размер пенсии может в несколько раз превышать размер пенсии, которую получает среднестатистический житель России. Ознакомиться с официальными сведениями о годовом доходе, недвижимом имуществе и транспортных средствах можно на сайте Государственной Думы.

Фракции

Нельзя ответить на вопрос, сколько палат в Государственной думе: это образование просто не делится на такие категории, ГД фактически сама является одной из двух палат ФС наряду с Советом Федераций. Для подразделения ГД на категории введены другие понятия. Выше уже были рассмотрены комитеты, но это не единственный способ разбиения 450 депутатов на отдельные небольшие формирования, эффективно решающие вопросы и продвигающие сходную политику. Их принято называть фракциями. Сколько в Государственной думе таких образований, в каждом конкретном случае необходимо проверять: количество меняется. Так, на момент написания статьи действовало четыре фракции и некоторые депутаты, объединенные в одну группу, не принадлежали ни к одному из этих образований – фактически они составляли пятую группу.

А вот пятая дума первого созыва, чья деятельность протекала в период с января 1994 года по декабрь следующего, насчитывала до 14 фракций. Отличительная особенность этого созыва – его непостоянство, так как набор фракций и их количество часто менялись. Каждый очередной созыв может совпасть по структуре деления с предыдущим, но может иметь отличия. Предсказать заранее невозможно.

Главные новости

  • Общество

    В Роструде рассказали о работе в последний день декабря

  • Политика

    В Кремле назвали очередные санкции США «враждебным шагом»

  • 21.12.2020 17:59

    Владимир Путин возглавил Государственный совет РФ

  • 21.12.2020 17:42

    В Минобороны РФ заявили о росте активности США вблизи российских границ

  • 19.12.2020 18:48

    Госсекретарь Соединенных Штатов назвал РФ одним из главных врагов Америки

  • 19.12.2020 18:45

    Российским спортсменам запретили представлять РФ на международных соревнованиях

  • События

    Навального допросили в Германии по запросу России

  • 18.12.2020 18:17

    Семьям с детьми выплатят по 5000 рублей на каждого ребенка к Новому году

  • 17.12.2020 09:50

    Трамп: «Я не покину Белый дом в день инаугурации Байдена»

  • 17.12.2020 09:28

    США намерены полностью остановить строительство «Северного потока-2»

Никак не получается!

Известны и такие случаи, когда второй тур тоже не показал победителя. Регламентом установлено, что для разрешения ситуации требуется организации повторных выборов. Альтернативный вариант – проведение мероприятия, позволяющего выбрать первых замов, замов председателя. Если некий кандидат ранее уже пытался пройти на должность председателя, он может снова принять участие в соревновании.

Если было положено начать с выбора замов, официальное решение собрания депутатов относительно хотя бы одной должности позволяет еще раз приступить к выборам председателя. Чтобы принять решение о смене формата голосования, необходимо опросить всех депутатов, составляющих ГД. При наличии большинства голосов решение считается одобренным. Для оформления итогов выборов необходимо принять постановление. Его издание не требует никакого волеизъявления от депутатов. А вот при возникновении ситуации, когда встает вопрос об освобождении от должности, придется снова организовать сбор мнений: только при наличии большинства согласных от общего числа народных избранников председатель, его замы, в том числе первые, могут в принудительном порядке быть смещены.

Женский вопрос

Интересно гендерное соотношение в высших эшелонах власти. Сенат представлен всего 4 представительницами прекрасного пола. Среди них – Дарига Назарбаева. Параллельно она занимает должность председателя комитета по международным отношениям, обороне и безопасности.

Рис. 3. Гендерное соотношение в Сенате РК

Рис. 4. Гендерное соотношение в Мажилисе РК

Немного больше женщин представлено в Мажилисе – 29 человек. Это означает, что Парламент Казахстана представлен женщинами на 21%. Этот показатель выдвигает РК на 57-е место по данным IPU (международной организации, служащей для координации действий парламентов мира).

На сегодняшний день единственной женщиной, занимающей министерское кресло, является министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова

Рис. 5. Министр труда и социальной защиты населения Тамара Дуйсенова

Это интересно! Как менялась заработная плата в Казахстане с 1993 г по сегодняшний день.

Какие еще деления депутатов есть?

Многих интересует, сколько партий в Государственной думе. Как и в случае с фракциями, величина меняется от созыва к созыву. Так, в настоящее время ГД представляет собой собрание из шести партий (в то время как в державе в целом их зарегистрировано 74).

А вот в пятом созыве, то есть ГД периода 2007-2011, было представлено четыре партии, как и созывом ранее. Определяется, какие из заинтересованных партий пройдут в ГД, проводимыми на территории державы выборами, по итогам которых подсчитывается процентное соотношение волеизъявления народа. При наличии семи и более процентов у какой-либо партии она получает право присутствия в ГД.

Негативные аспекты депутатства

Всем понятно, что депутаты обладают широким перечнем льгот и преференций. Но у профессии избранника народа есть и обратная сторона. В числе основных негативных аспектов можно назвать:

Общественное порицание. Депутат? Значит лентяй, демагог и вор. В общественном сознании эти слова являются синонимами.  Все имеют претензии к работе депутатов. Нужно быть готовым к шквалу звонков, писем, комментариев и сообщений. Нужно обладать завидной стрессоустойчивостью.

Постоянные запросы о помощи. К депутатам постоянно обращаются за помощью большое количество граждан и организаций. Нужно уметь  проявить участие, но при этом возможность помочь есть не всегда и не всем

Именно по умению работать с избирателями складывается мнение о том или ином депутате.

Общественное внимание к личной жизнью. Депутату нужно быть готовым к вниманию со стороны прессы и общества. Все ошибки и промахи депутата не останутся незамеченными

Репутационные риски у общественных избранников очень велики. Репутация выстраивается годами, а разрушится может в один день.

Опасность для жизни. Депутаты часто являются объектами внимания со стороны неуравновешенных граждан. Эти люди не отличаются адекватностью и в том случае, если не получают того, за чем пришли, могут перейти черту и начать угрожать, а то и вовсе перейти к прямому физическому контакту.

– Сколько получают депутаты? – Вот столько!

Финансирование российских депутатов в 2020 году

В 2020 году расходы на деятельность Государственной думы значительно выросли. Об этом сообщили в Счетной палате России. Проанализирован был бюджет на 2020 год. Если в 2019 году на функционирование нижней палаты Государственной думы было потрачено 10,2 млрд рублей, то уже в 2020 году сумма выросла до 11 млрд рублей.

С 2017 года расходы на деятельность парламента выросли более чем на треть. В Счетной палате заявили, что 50% дополнительно выделенных денег на Госдуму уйдут на повышение зарплаты персоналу. Речь идет не только о депутатах, но и об остальных сотрудниках. В 2019 году на оплату труда персонала парламента было потрачено из бюджета 7,4 млрд рублей, а в 2020 — 8,14 млрд рублей.

Известно стало и о том, сколько денег из бюджета уходит на содержание Совета Федерации. В Счетной палате рассказали, что в 2020 году финансирование увеличили на 11%. В прошлом году потрачено было 5,3 млрд рублей, а в этом — 5,9 млрд рублей.

Сколько платят депутатам Госдумы и городских дум РФ

Средний доход депутата Госдумы в год – 23,5 млн рублей. Это намного больше,  чем у регионального парламентария – 13,1 млн руб.

Однако депутатам Госдумы запрещено иметь свой бизнес.

После отчета о доходах всех региональных депутатов, РБК произвел анализ их деклараций, по результатам которого было обнаружено, в каких регионах зарегистрировано наиболее высокий средний депутатский доход (в рублях):

Камчатский край121,3 млн
Магаданская область85,8 млн
Челябинская область76,5 млн
Курганская область60,4 млн
Еврейская автономная область59,6 млн

Также были отмечены регионы, с наиболее скромным средним доходом среди управленцев:

Ингушетия1 млн.
Калмыкия1,3 млн
Карачаево-Черкесия1,6 млн
Республика Алтай1,6 млн
Тыва1,8 млн

Следует заметить, что представленные выше данные взяты из деклараций. Соответственно, теневой доход, если таковой имеет место, здесь не учтен.

От чего зависит окончательная сумма зарплаты

Помимо заработной платы парламентариям также выплачивают по 200 тыс. руб. каждый месяц на оплату работы помощников. Дополнительные деньги также поступают из региональных бюджетов. В устав определенных парламентов внесены поправки об «обеспечении депутатов условиями для беспрепятственного и эффективного осуществления их прав и обязанностей». Это означает, что в каждом регионе лица, осуществляющие депутатскую деятельность, могут иметь дополнительную статью дохода.

К примеру, устав Челябинской области гласит, что народные избранники до момента устройства на новое место работы будут 3 месяца получать средства из местных бюджетов. Дополнительно им предусмотрены ежемесячные доплаты к трудовой пенсии.

Депутат Государственной Думы с момента избрания также получает возмещение в размере 5-ти минимальных зарплат на осуществление депутатской деятельности. Помимо этого народным избранникам полностью оплачиваются расходы на переезд в Москву и обратно, после окончания срока выполнения их полномочий.

Дополнительно парламентариям выдается пособие «на устройство», размер которого составляет половину оклада. При этом членам семьи также выплачивается сумма, равная четверти жалования.

Неофициальные доходы

В федеральном законе прописано, что в декларации депутат обязуется указывать любой вид дохода (без исключения), в том числе, заработок от преподавательской, творческой деятельности, возможные пожертвования, вклады в коммерческих организациях и т.п. Однако на законном уровне выявить обманщиков практически не представляется возможным, чем откровенно пользуются некоторые народные избранники.

Льготы от государства для депутатов Государственной думы

Помимо ежемесячной заработной платы, депутаты федерального парламента России обеспечены перечнем льгот. Узнать, как государство обеспечивает членов парламента, можно в законе «О статусе депутата Госдумы».

Одна из льгот связана с транспортным обеспечением. Каждый депутат Госдумы имеет право бесплатно ездить в общественном транспорте. Из бюджета оплачиваются их перелеты на самолетах, поездки на международных автобусах, поездах и даже вертолетах.

Те депутаты, которые не прописаны в Москве, имеют право на время работы в парламенте получить служебное жилье в столице. Платить арендную плату за проживание не нужно. Достаточно оплачивать коммунальные услуги. Также государство возмещает депутату все расходы, связанные с переездом в Москву.

Члены парламента России получают дипломатический паспорт. Также им положена страховка. Если они пострадают или умрут, государство выплатит родственникам компенсацию.
Если обычные россияне имеют всего 28 дней отпуска в году, депутатам положено 42 дня отдыха.

Задачи временной группы

Анализируя особенности зала, в котором будет работать ГД, участники временной группы выбирают и утверждают схему, декларирующую распределение депутатов по помещению. Их задача – создать порядок, которому подчиняется первое заседание, утвердить лист документации, материалов, которые необходимо будет раздать перед началом работы нового созыва всем участникам, а также решить прочие организационные вопросы, связанные с подготовкой первого мероприятия для новой ГД.

Временная группа работает над федеральным списком, учитывая не только состав ГД, но и пропорции относительно количества кандидатов от каждой из партий. Дополнительно ведутся работы над предложениями по формированию Счетной палаты и ряда других организационных структур, включая временный секретариат.

Ключевые сведения

ГД РФ представляет собой федеральный орган, палату ФС, то есть парламента державы. В настоящее время Конституцией декларировано, что в составе ГД 450 человек. У госинстанции есть право решать специфические вопросы, основным нормативным актом – Конституцией – отнесенные к области ее ведения. Есть специальные ФЗ (конституционные), в которых также регламентируют полномочия Государственной думы Российской Федерации.

Все основные аспекты рабочего процесса ГД перечислены в Конституции нашей державы. Дополнительно информацию относительно процедур, особенностей их реализации можно найти в ФЗ. Принят специальный регламент, где четко указаны термины, расшифровки, определения, правила, подчиняющие себе рабочий процесс ГД РФ. Держава управляется с учетом идей политмногообразия, а основной принцип построения ГД – многопартийность. Одновременно декларированы свобода обсуждения целевых вопросов, принятия решений по вынесенным на дискуссию темам коллективно. Это делает важным понятие форума, кворума. Некоторые вопросы обсуждаются только конкретным количеством участников, процент присутствующих относительно общего состава определяется нормативными актами.

Структура парламента

Теперь давайте узнаем, как структурирована Государственная дума и какова её внутренняя организация. Ведь 450 депутатов — это все-таки немалое число людей, и каждый из них, кроме основной функции законотворчества, должен исполнять ещё дополнительные задачи в парламенте.

О фракционном делении депутатов мы в общих чертах сказали выше. Стоит лишь сказать, что фракции – это группы депутатов, объединенные единой долгосрочной целью и общим видением дальнейшего пути развития страны. Чаще всего фракции формируются вокруг отдельных партий или создаются из объединения нескольких партий.

Первым лицом в Государственной думе является председатель. В его обязанности входит руководство работой парламентом во время сессионной деятельности, а также представление его во взаимоотношениях с другими государственными структурами, а также зарубежными парламентскими органами. Председатель Госдумы избирается депутатами путем тайного голосования, как правило, на первой сессии созыва. Кроме того, избирается первый заместитель и заместители. В их обязанности входит помощь председателю в ведении сессии, кроме того, первый заместитель должен его заменять, в случае отсутствия по каким-либо причинам. На данный момент председателем Госдумы является член проправительственной партии «Единая Россия» Сергей Нарышкин.

Главной задачей аппарата Госдумы является обеспечение бесперебойного функционирования российского парламента. Данный орган обязан следить за материально-техническим, информационным, финансовым, организационным обеспечением деятельности депутатов. Начальствует над этой структурой руководитель аппарата Госдумы. На данный момент данную должность занимает Джахан Реджеповна Поллыева.

Конкретными направлениями законотворческой деятельности занимаются комитеты Госдумы. В них состоят депутаты, организованные в группы по отдельным сегментам, зачастую согласно партийной квоте. В настоящее время основными комитетами являются:

  • по конституционному законодательству;
  • по бюджету;
  • по труду и соцполитике;
  • по экономической политике;
  • по вопросам собственности;
  • по энергетике;
  • по промышленности;
  • по охране здоровья;
  • по образованию.

Кроме того, существует и ряд других комитетов. В данных структурных подразделениях парламента разрабатываются и обсуждаются конкретные законопроекты, согласно профильному направлению комитета. Деятельностью комитетов руководят председатели, у которых имеются первые заместители и заместители.

Очень похожа на работу комитетов деятельность комиссий. Главное отличие в том, что в задачи данных структур входит не законотворческая деятельность, а контроль по какому-либо направлению функционирования. Иногда комиссии специально формируются для контроля за выполнением конкретно поставленной задачи. В настоящее время в российском парламенте существует шесть комиссий:

  • по контролю за достоверностью сведений о доходах;
  • по вопросам депутатской этики;
  • счётная комиссия;
  • по строительству зданий для парламентского центра;
  • по контролю обеспечения развития ОПК России;
  • по контролю за расходом средств из бюджета, направленных на обеспечение нац. безопасности.

Во главе каждой комиссии стоит председатель.

Ещё одним структурным органом российского парламента является Совет Госдумы. Именно данный орган подготавливает конкретные законопроекты для рассмотрения их на сессии, и планирует работу парламента во время сессионной процедуры. То есть это тот орган, который проводит предварительную работу над готовыми законопроектами перед вынесением их на всеобщее рассмотрение депутатов.

Руководит Советом председатель Госдумы. Кроме того, в Совет входят его заместители и руководители парламентских фракций. А вот председатели комитетов имеют только право совещательного голоса в данном органе.

Таковой в общих чертах является структура организации Государственной думы Российской Федерации.

Что нужно знать о депутатах в РК

В Республике действует две ветви такой власти – Парламент как высший представительный орган РК и Маслихаты (органы местной законодательной власти). Парламент состоит из двух палат, работающих на постоянной основе.

49 мест Сената занимают депутаты, представленные по два человека от области, городов республиканского значения и столицы РК. Ещё 15 кандидатов назначает сам глава государства. Каждый из слуг народа назначается на срок 6 лет, но половина состава переизбирается каждые 3 года.

Рис. 1. Здесь заседают сенаторы РК

В палате Мажилиса 107 мест. 98 человек попадают туда по пропорционально-списочной системе общенационального округа, а 9 сотрудников предоставляет Ассамблея народа Казахстана. Срок полномочий – 5 лет.

Рис. 2. Идет заседание Мажилиса

Главное правило для депутата Парламента – нельзя быть одновременно членом двух Палат

Местные представительные органы РК Маслихаты участвуют в вопросах государственного строительства, принимают подзаконные акты, контролируют соблюдение закона. Организации становятся правомочными при условии избрания не менее трех четвертей от общего числа их депутатов.

Маслихаты делятся на областные и городские. Представительства городов республиканского значения (Астаны и Алматы) приравниваются по количеству слуг народа к областным маслихатам и могут предоставлять работу 50 людям.

Что касается численности, то здесь действуют следующие правила, регламентируемые положением городского округа.

Таблица. 1. Регламент наполнения Маслихатов

Количество слуг народаЧисленность населения
71000
101000-10000
1510000-30000
2030000-100000
25100000-500000
35500000

Таким образом, в настоящее время В РК трудится 1220 слуг народа в Маслихатах и 156 в Парламенте. Общее количество депутатов в 14 областях страны составляет 1376 человек.

Материал в тему! Сколько депутатов в Государственной Думе России

Количество парламентариев в областях России

Теперь попробуем подсчитать, сколько депутатов в областях России.

  • Амурская область – 38 депутатов, при 798 424 чел. населения коэффициент – 21 011 чел.
  • Архангельская область – 71 депутат, при 1 155 028 чел. населения коэффициент – 16 268 чел.
  • Астраханская область – 57 депутатов, при населении 1 017 514 чел. коэффициент – 17 851 чел.
  • Белгородская область – 47 депутатов, при населении 1 549 876 чел. коэффициент – 32 976 чел.
  • Брянская область – 62 депутата, при населении 1 210 982  чел. коэффициент – 19 531 чел.
  • Владимирская область – 38 депутатов, при населении 1 378 337 чел. коэффициент – 36 272 чел.
  • Волгоградская область – 38 депутатов, при населении 2 521 276 чел. коэффициент – 66 349 чел.
  • Вологодская область – 36 депутатов, при населении 1 176 689 чел. коэффициент – 32 685 чел.
  • Воронежская область – 56 депутатов, при населении 2 333 768 чел. коэффициент – 41 674 чел.
  • Ивановская область – 24 депутата, при населении 1 014 646  чел. коэффициент – 42 276 чел.
  • Иркутская область – 44 депутата, при населении 2 404 195 чел. коэффициент – 54 640 чел.
  • Калининградская область – 39 депутатов, при населении 994 599 чел. коэффициент – 25 502 чел.
  • Калужская область – 40 депутатов, при населении 1 012 156 чел. коэффициент – 25 303 чел.
  • Кемеровская область – 46 депутатов, при населении 2 694 877 чел. коэффициент – 58 584 чел.
  • Кировская область – 54 депутата, при населении 1 283 238 чел. коэффициент – 23 763 чел.
  • Костромская область 33 депутата, при населении 643 324 чел. коэффициент – 19 494 чел.
  • Курганская область – 34 депутата, при населении 845 537 чел. коэффициент – 24 868 чел.
  • Курская область – 45 депутатов, при населении 845 537 чел. коэффициент – 18 789 чел.
  • Ленинградская область – 50 депутатов, население при этом, 2 097 843 чел. коэффициент – 41 956 чел.
  • Липецкая область – 56 депутатов, при населении 1 150 201 чел. коэффициент – 20 539 чел.
  • Магаданская область – 21 депутат, население — 144 091  чел. коэффициент – 6 861 чел.
  • Московская область – 50 депутатов, население — 7 503 385 чел. коэффициент – 150 067 чел.
  • Мурманская область – 32 депутата, население — 753 557 чел. коэффициент – 23 548 чел.
  • Нижегородская область – 50 депутатов, население — 3 234 752 чел. коэффициент – 64 695 чел.
  • Новгородская область – 31 депутат, население — 606 476 чел. коэффициент – 19 563 чел.
  • Новосибирская область – 76 депутатов, население 2 788 849 чел. коэффициент – 36 695 чел.
  • Омская область – 44 депутата, население 2 788 849 чел. коэффициент – 63 382 чел.
  • Оренбургская область – 47 депутатов, население 1 977 720 чел. коэффициент – 42 079 чел.
  • Орловская область – 50 депутатов, население 747 247 чел. коэффициент – 14 944 чел.
  • Пензенская область – 36 депутатов, население 1 331 655 чел. коэффициент – 36 990 чел.
  • Псковская область – 44 депутата, население — 636 546  чел. коэффициент – 14 466 чел.
  • Ростовская область – 60 депутатов, население — 4 220 452 чел. коэффициент – 70 340 чел.
  • Рязанская область – 36 депутатов, население 1 121 474  чел. коэффициент – 31 152 чел.
  • Самарская область – 50 депутатов, 3 193 514 чел. населения коэффициент – 63 870 чел.
  • Саратовская область – 45 депутатов, 2 462 950  чел. населения коэффициент – 54 732 чел.
  • Сахалинская область – 28 депутатов, 490 181 чел. населения коэффициент – 17 506 чел.
  • Свердловская область – 49 депутатов, 4 325 256 чел. населения коэффициент – 88 270 чел.
  • Смоленская область – 40 депутатов, 949 348  чел. населения коэффициент – 23 733 чел.
  • Тамбовская область – 50 депутатов, 1 033 552 чел. населения коэффициент – 20 671 чел.
  • Тверская область – 40 депутатов, 1 283 873 чел. населения коэффициент – 32 096 чел.
  • Томская область – 42 депутата, 1 078 280 чел. населения коэффициент – 25 673 чел.
  • Тульская область – 37 депутатов, 1 491 855  чел. населения коэффициент – 40 320 чел.
  • Тюменская область – 48 депутатов, 3 692 400 чел. населения коэффициент – 76 925 чел.
  • Ульяновская область – 35 депутатов, 1 246 618  чел. населения коэффициент – 35 617 чел.
  • Челябинская область – 60 депутатов, 3 493 036 чел. населения коэффициент – 58 217 чел.
  • Ярославская область – 50 депутатов, 1 265 684 чел. населения коэффициент – 25 313 чел.

Стало быть, областных депутатов у нас в стране 2 059 человек. В среднем, около 45 депутатов на область. Наиболее заселенная депутатами оказалась Магаданская область, а также Псковская, к слову, одна из беднейших в России. 

Не все регионы живут одинаково богато

Меньше всего депутатов на душу населения среди областей, без сомнения, в Московской области, учитывая, сколько народу проживает в Подмосковье.

Истоки российского парламентаризма

Перед тем как выяснить, сколько депутатов в Государственной думе, давайте окунемся в историю возникновения российского парламентаризма.

Первый парламент у нас в стране, который так и назывался — Государственная дума, возник ещё во времена Российской империи. Его основание было своеобразной уступкой монархии народу, который требовал право участвовать в управлении страной, что и привело к неоконченной революции 1905 года. Тогда же император Николай II издал указ об учреждении Государственной думы. Правда, её решения носили не обязательный, а только рекомендательный характер.

Уже в декабре 1905 года первый созыв данного парламентского органа заработал. Число депутатов в Государственной думе составляло 448 человек. Большинство из них состояли во фракциях Конституционных демократов (153 человека), трудовиков (97 человек) и автономистов (63 человека). 105 депутатов не состояли ни в какой партии. Первое заседание Думы этого созыва датируется апрелем 1906 года, но проработала она всего 72 дня и в июле была распущена согласно императорскому указу.

Дума второго созыва работала в первой половине 1907 года. На этот раз общее количество депутатов в Государственной думе составило 518 человек. Теперь большинство было у трудовиков (104 депутата), а у кадетов только 98 депутатов. Отстранение депутатов Государственной думы осуществлялось в июне 1907 года, когда парламентский орган был распущен под предлогом подозрения в попытке некоторых его членов осуществить государственный переворот.

Дума третьего созыва проработала с 1907 по 1912 год. В ней было представлено 446 депутатов. В этот раз большинство было у октябристов – 154 человека.

Сколько депутатов в Государственной думе последнего, четвертого, созыва, которая работала с 1912 по 1917 год? В её деятельности принимало участие 442 депутата. Больше всех опять было октябристов – 98 человек. Она была распущена уже после Февральской революции в октябре 1917 года, когда были назначены выборы в Учредительное собрание. Но дальнейшие перспективы российского парламентаризма так и остались неосуществленными, так как в стране произошла Октябрьская революция 1917 года.

Уже после прихода к власти большевиков законодательным органом РСФСР, а затем и Российской Федерации стал Верховный Совет. Он осуществлял законодательную функцию с 1938 по 1993 год.

Структурные особенности

В важнейшем органе ФС в настоящее время присутствуют комитеты. ГД РФ сформирована многочисленными отделениями. Каждое из которых отвечает за определенную сферу, строго очерченную регламентом активности госоргана. Выше было указано, сколько мест в Государственной думе – 450. Все занимающие их персоны распределяются в те или иные комитеты. В настоящее время есть образования, ответственные за бюджет, налогообразование, финрынок, госстрой, создание новых и корректировку, отмену старых законов, экономическую, соцполитику. Отдельные группы работают с ветеранами и защитой их прав, деятельность других посвящена инновациям, предпринимательству, промышленному сектору, энергетике. Есть комитет, отвечающий за природу: использование, сохранение ресурсов. Его область деятельности включает земельные правоотношения, аспекты права собственности.

Отдельные комитеты образованы для решения транспортных, строительных, оборонных, международных вопросов, связанных с СНГ. Специальное образование отвечает за предупреждение, наказание коррупции, его область деятельности – аспекты безопасности. Комитеты посвящены проблематике дальневосточных, северных регионов. В составе ГД присутствуют образования, ответственные за здравоохранение, научные, образовательные, аграрные, экологические, культурные аспекты. Определённая группа депутатов занимается женскими правами, детскими, другая – проблематикой окружающей среды. Есть образования, чья сфера ведения – национальности, граждобщество, объединения, собирающие сходно мыслящих людей по параметрам религии, общественной деятельности. Есть ответственный за спорт комитет, посвященный жилью, ЖКХ. Наконец, в структуре ГД есть образование, чья область ведения – ИТ, связь, информполитика государственного уровня.

Зачем это нужно?

Фракции ГД существуют, чтобы группа депутатов, придерживающаяся сходного мнения, могла централизованно выразить позицию по рассматриваемому вопросу. Идея в организации совместной активности. Объединение обусловлено единством позиции касаемо только тех вопросов, которые входят в сферу ведения ГД и рассматриваются ею в настоящий момент. Образование, работа, расформирование фракций подробно рассмотрены в ФЗ, принятом в 1994 под третьим номером. Дополнительную информацию об особенностях фракционного распределения можно извлечь из регламента ГД.

Участники фракции меж собой должны принять решение о том, кого выбрать руководителем. Дополнительно назначают замов. Фракция имеет право формирования руководящих органов, а у главного лица могут быть помощники – до 30 человек, задействованных на общественных началах и отвечающих за определенные субъекты державы. Если фракция объединяет сто и более человек, внутри можно формировать дополнительные группы, причем в каждую такую входит 50 и более народных избранников. В качестве руководителя внутренней группировки выступает первый зам главного фракционного руководителя.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий