История переноса столицы дальневосточного федерального округа

Природные условия проживания во Владивостоке

Столица Приморского края располагается на полуостровах Муравьева-Амурского и Песчаный и еще на пяти десятках островов у побережья Японского моря (залив Петра Великого). В основном это небольшие острова площадью до 1 кв.км. Крупные реки по Владивостокскому округу не протекают, есть лишь небольшие речки и ручьи. На двух из них, реках Богатой и Седанке, обустроены водохранилища. Рельеф города состоит из множества сопок высотой до 474 метров.

Климат над территорией округа муссонный. Лето влажное и теплое, с максимальным объемом осадков. Зимой чаще всего ясно, прохладно и сухо, бывают периодические оттепели. Осенью тепло, заморозки приходят в ноябре. Весной нередко наблюдаются перепады температуры. Во Владивостоке:

  • средняя температура — 4,9ºC;
  • максимум (абсолютный) — 33,6ºC;
  • минимум (абсолютный) — минус 31,8ºC;
  • средняя температура января (наиболее холодный месяц) — минус 11,3ºC;
  • средняя температура августа (наиболее теплый месяц) — 20,8 ºC.

Экономика края и города

Основную роль в экономике края и его столицы играет Тихий океан. Японское море считается одним из самых богатых рыбными ресурсами морей. Также на территории субъекта сосредоточены значительные запасы минеральных и лесных ресурсов. Основными отраслями промышленности региона считаются:

  • добыча, обработка и переработка рыбы и морепродуктов;
  • транспорт (морской и железнодорожный);
  • горнодобывающая;
  • лесная и деревообрабатывающая;
  • машиностроение и металлообработка (судостроение, судоремонт, авиастроение, приборостроение);
  • электроэнергетика;
  • пищевая;
  • сельское хозяйство (в основном в южных районах края, есть производство меда);
  • угольная (для собственных нужд региона).

Из всего объема продукции горнодобывающей промышленности России на долю Приморского края приходится 30% рафинированного и 80% концентрированного свинца, 71% концентратов вольфрама, 20% олова, 80% шпата плавикового, 90% борных продуктов.

На долю рыбной промышленности субъекта в общем объеме рыбной промышленности страны приходится 33% добычи рыбы и морепродуктов, 53% производства рыбной муки, 30% пищевой рыбной продукции.

В самом Владивостоке основная экономическая деятельность сконцентрирована вокруг железнодорожного узла Транссиба и торгового морского порта, военно-морской базы (обслуживание и поставки). Здесь место базирования рефрижераторного флота, китобойного, краболовного и рыбного промыслов.

Серьезное место занимает торговля подержанными машинами из соседней Японии. Машиностроение в городе специализируется постройке и ремонте судов, изготовлении различной продукции рыбной отрасли. Тут есть предприятия пищевой, легкой и строительной промышленности, работающие в основном для нужд столицы субъекта. В 2009 году были открыты сборочные производства автомобилей Ssang Yong и Mazda.

В 2012 году запущено производство лифтов.

Знаменитые люди Владивостока

Несмотря на относительно молодой возраст Владивостока и его закрытость в течение долгого периода, с ним связаны судьбы многих знаменитых людей как прошлого, так и настоящего. В частности — это:

  • Игорь Ансофф — известный экономист;
  • Игорь Тамм — лауреат Нобелевской премии, физик;
  • Борис Грызлов — политический деятель РФ, председатель наблюдательного совета Госкорпорации «Росатом»;
  • Евгений Войшвилло — философ и логик;
  • Анна Щетинина — первая в истории женщина — капитан дальнего;
  • Илья Лагутенко — известный музыкант и автор песен;
  • Георгий Рогозин — генерал-майор ФСБ;
  • Валерий Ненаживин — заслуженный художник России, скульптор;
  • Алла Прияткина — филолог, один из создателей «Русской грамматики» 1980 г.;
  • Сергей Белоголовцев — шоумен, актер и телеведущий;
  • Нина Великая — филолог, создатель 70 научных трудов;
  • Александр Михайлов — народный артист;
  • Игорь Куницын — теннисист;
  • Феликс Громов — адмирал флота;
  • Георгий Еляков — вице-президент РАН.

«Амурской области нужен выход к морю» (о корректировке границ дальневосточных регионов)

— В ноябре в Институте социально-политических исследований РАН в Москве я предложил обсудить вопрос о субъектах Дальнего Востока.

Площадь Хабаровского края — около 800 тысяч кв. км. Три его северных района составляют свыше половины края, а живет в них всего 10,5 тысяч человек. От Хабаровска до Охотска — 1600 км. Как часто там бывают губернаторы?

Чукотский автономный округ по площади равен Приволжскому федеральному округу, куда входят 14 субъектов федерации и четыре города с населением больше миллиона. На Чукотке же едва насчитывается 50 тысяч человек (в городе Арсеньеве — больше). Когда-то Чукотка входила в состав Магаданской области. Возможно, стоит вернуться к этому варианту. А если сюда присоединить два северных района Хабаровского края — Аяно-Майский и Охотский, получается 1,5 млн кв. км с населением около 200 тысяч человек — «Колымский край» с одинаковыми природными условиями, редким населением и центром в Магадане. Это позволит эффективнее формировать региональный бюджет, развивать всепогодные виды транспорта: вертолеты, самолеты, экранопланы, дирижабли и т. д.

Еще один северный район Хабаровского края — Тугуро-Чумиканский — логично вписывается в территорию Амурской области, обеспечивая ей выход к морю. Чем сегодня заняты гидростроители Зейской и Бурейской ГЭС? А ведь сохраняет актуальность проект приливно-отливной электростанции в районе Шантарских островов — энергетический центр, который позволит осваивать пока малодоступные территории. Север Дальнего Востока богат месторождениями — это наш второй Урал. Но его освоение сдерживает дефицит электроэнергии. Изменение границ между субъектами открывает перспективы для Амурской области, а северу Дальнего Востока дает мощный импульс экономического развития.

Что теряет Хабаровский край? Три северных района. Но в его состав давно пора включить (точнее — вернуть) Еврейскую автономную область. От автономии ЕАО ничего не выигрывает, тогда как в составе Хабаровского края у этой территории появляется шанс.

— А что вы думаете о странной, учитывая транспортную разорванность, идее объединить Приморье и Сахалин?

— «Там рыба, и здесь рыба» — аргумент слабый. Так и до объединения с Камчаткой можно дойти… Ответ Владимира Путина на вопрос, присоединять Сахалин к Приморью или нет, еще раз убеждает меня в неопределенности государства в отношении стратегии на востоке страны. Президент сказал, что это «внутреннее дело двух регионов». Но что первично — государственная политика либо интересы частного бизнеса или живущего здесь населения? Если целесообразность территориальных преобразований обоснована не только бюджетной эффективностью или военной необходимостью, но и улучшением социально-экономической ситуации, то так и нужно объяснить людям. А когда им говорят: вы там сами решайте… Понятно, почему сахалинцы выступили против объединения с Приморьем: им никто не объяснил, зачем это.

Чемпионат по зимней рыбалке на Сахалине. Фото: ИА PrimaMedia

— Вот и хабаровчане были против переноса центра ДФО во Владивосток, что тоже понятно: Владивостоку это едва ли что-то даст, а Хабаровску грозит провинциализацией… Выходит, государство самоустраняется, отдавая решение подобных вопросов на откуп коммерческим или политическим группам влияния, способным срежиссировать региональный референдум в своих частных интересах? И кстати: какой смысл был в переводе Бурятии и Забайкальского края из-под крыла Сибирского федерального округа — в состав Дальневосточного?

— Для врио губернатора Забайкалья Александра Осипова, бывшего первого замглавы Минвостокразвития и одного из авторов идеи территорий опережающего развития, важно получить такие же льготные режимы для привлечения инвесторов, которые действуют на территории Дальнего Востока. — А что мешает просто распространить действие ТОРов на Забайкалье без изменения границ федеральных округов?

— А что мешает просто распространить действие ТОРов на Забайкалье без изменения границ федеральных округов?

— Ничего не мешает, обсуждается же сегодня режим ТОРов для некоторых центральных районов России. Кроме того, вспомним, что во многих перспективных документах Забайкалье рассматривалось вместе с Дальним Востоком.

За власть Советов

Один из значимых памятников на территории города, который находится в центре. Владивосток, население, которого растет каждый год, очень гордится памятником борцам за власть Советов. Он символизирует освобождение Приморья от нашествия японских интервентов. Представляет собой статую в виде революционного бойца, который в одной руке держит знамя, а во второй — боевую трубу. С правой стороны от бойца стоят фигуры рабочего, солдата и матроса, а под их ногами — поверженный двуглавый орел. С левой стороны — фигуры солдата, пулеметчика и рабочего, которые символизируют движение партизанских масс против захватчиков.

Демографическая составляющая

В среднем ежегодно население Владивостока пополняется на 4000 жителей. Большая часть новоиспеченных горожан представляет собой мигрантов с азиатской половины континента. Что касается рождаемости, то она составляет чуть менее 4% от общего количества граждан. В свою очередь, смертность последние несколько лет держится на уровне 3,5%. В 2013 году число новорожденных впервые после распада СССР превысило количество умерших. Каждый год в городе появляется на свет от 6 до 7 тысяч детей.

Миграционное сальдо также складывается положительно. Всему виной повышение уровня комфортности жизни. Каждый год власти города вкладывают колоссальные суммы на развитие здравоохранения, экономики, сферы ЖКХ и социального строительства. Только за последние пару лет в город приехало более 50 тысяч мигрантов. При этом покинуло Владивосток на 20% меньше.

[править] Источники

  1. Динамика и структура внешней торговли во Владивостоке
  2. http://www.morinfocenter.ru/gruz.asp?AMP=АМП%20Владивосток&bass=Дальневосточный%20б-н&god=2007
  3. http://www.airagency.ru/passenger/Img/artem.gif
  4. http://www.fedpress.ru/federal/econom/train/id_161236.html

Города воинской славы

Анапа • Архангельск • Белгород • Брянск • Великие Луки • Великий Новгород • Владивосток • Владикавказ • Волоколамск • Воронеж • Выборг • Вязьма • Гатчина • Грозный • Дмитров • Елец • Ельня • Калач-на-Дону • Ковров • Козельск • Колпино • Кронштадт • Курск • Ломоносов • Луга • Малгобек • Малоярославец • Можайск • Нальчик • Наро-Фоминск • Орёл • Петрозаводск • Петропавловск-Камчатский • Полярный • Псков • Ржев • Ростов-на-Дону • Старая Русса • Старый Оскол • Таганрог • Тверь • Тихвин • Туапсе • Феодосия • Хабаровск

Природные условия проживания во Владивостоке

Столица Приморского края располагается на полуостровах Муравьева-Амурского и Песчаный и еще на пяти десятках островов у побережья Японского моря (залив Петра Великого). В основном это небольшие острова площадью до 1 кв.км. Крупные реки по Владивостокскому округу не протекают, есть лишь небольшие речки и ручьи. На двух из них, реках Богатой и Седанке, обустроены водохранилища. Рельеф города состоит из множества сопок высотой до 474 метров.

Климат над территорией округа муссонный. Лето влажное и теплое, с максимальным объемом осадков. Зимой чаще всего ясно, прохладно и сухо, бывают периодические оттепели. Осенью тепло, заморозки приходят в ноябре. Весной нередко наблюдаются перепады температуры. Во Владивостоке:

  • средняя температура — 4,9ºC;
  • максимум (абсолютный) — 33,6ºC;
  • минимум (абсолютный) — минус 31,8ºC;
  • средняя температура января (наиболее холодный месяц) — минус 11,3ºC;
  • средняя температура августа (наиболее теплый месяц) — 20,8 ºC.

Стоимость новостроек

После введения в июле 2019 года нового законопроекта,  во Владивостоке сильно выросла стоимость жилья. Теперь бюджетное ранее жилье  продается по слегка завышенным ценам.  В январе 2020 года, средняя стоимость одного квадратного метра составляет 106 969 рублей, что на 22% выше стоимости в январе прошлого года!

Самыми доступными квартирами в новостройках остаются студии малометражки площадью до 28 квадратных метров. Рынок наполнен студиями из ЖК «Зеленый бульвар» и ЖК «Фрегат-2». Стоимость такого жилья стартует от отметки в 2,7 миллиона рублей.

Полноразмерную однокомнатную квартиру с отдельной кухней можно приобрести за 4 миллиона рублей. Таких квартир больше в ЖК «Варяги» и ЖК «Изумрудный».

Двухкомнатных и трехкомнатных квартир на рынке новостроя гораздо меньше. Не удивительно, если посмотреть на цену – 5,8 и 7,7 миллионов рублей соответственно. Самые дорогие квартиры расположились в Центральном районе.

Стоимость новостроек

После введения в июле 2020 года нового законопроекта, во Владивостоке сильно выросла стоимость жилья. Теперь бюджетное ранее жилье продается по слегка завышенным ценам. В январе 2020 года, средняя стоимость одного квадратного метра составляет 106 969 рублей, что на 22% выше стоимости в январе прошлого года!

Самыми доступными квартирами в новостройках остаются студии малометражки площадью до 28 квадратных метров. Рынок наполнен студиями из ЖК «Зеленый бульвар» и ЖК «Фрегат-2». Стоимость такого жилья стартует от отметки в 2,7 миллиона рублей.

Полноразмерную однокомнатную квартиру с отдельной кухней можно приобрести за 4 миллиона рублей. Таких квартир больше в ЖК «Варяги» и ЖК «Изумрудный».

Двухкомнатных и трехкомнатных квартир на рынке новостроя гораздо меньше. Не удивительно, если посмотреть на цену – 5,8 и 7,7 миллионов рублей соответственно. Самые дорогие квартиры расположились в Центральном районе.

История народности

В древности на территории современного города находилось небольшое государство под названием Бохай. Местными жителями были кидане. Затем территория перешла во владения племенам чжурчжэнов. В 8-м веке н. э. здесь было образовано азиатское государство, название которого в переводе означало «Восточное Ся». Однако уже в середине 13-го столетия поселения чжурчжэнов оказались разрушенными. Виной всему стали многочисленные нападения монголов, в результате которых территория пришла в полное запустение.

Несколько десятков лет здесь никто не проживал, но постепенно регион стал заполняться кочевыми народами. В конце 13-го века на территории города, название которому сегодня Владивосток, население насчитывало тысячи человек. Основными народностями были ханьцы и маньчжуры. Они заселяли южную область Приморья.

Свое официальное название город получил в 1860 году. Сибирская флотилия высадилась в бухте Золотой Рог для основания стратегического поста. Командовал операцией капитан Алексей Шефнер. Именно он назвал порт в Японском море Владивостоком.


академик Королев,

Население Владивостока

В 2014 году количество жителей города оценивается в 603 тыс.чел., а Владивостокского городского округа — 630 тыс.чел. Динамика роста населения города выглядит следующим образом:

  • 1897 год — 29 тыс.чел.;
  • 1939 год — 206 тыс. чел.;
  • 1970 год — 441 тыс.чел.;
  • 1986 год — 608 тыс.чел.;
  • 1992 год — 648 тыс.чел.
  • 2008 год — 579 тыс. чел.;
  • 2014 год — 603 тыс.чел.
  • 2019 год — 605 тыс.чел.

Из-за того, что с 1958 по 1992 год город считался закрытым территориальным образованием, а с 1920 года в нем осуществлялись мероприятия по вытеснению иностранцев, в основном китайцев, корейцев и японцев, преобладающее национальное большинство — это славянские народы.

Численность населения города Владивосток в последние годы начала расти в основном за счет притока мигрантов из других регионов и стран, что свидетельствует о повышении комфортности проживания во Владивостоке. Кроме того, последние два года наблюдается положительная динамика и в части естественного прироста населения города.

Предприятия

ОАО «Владивостокский морской торговый порт» входит в транспортную группу FESCO. Он является самой большой стивидорной компанией порта Владивосток. Грузооборот порта Владивосток в целом- 14,5 млн. тонн в год, из них на долю ОАО «ВМТП» приходится 5,8 млн.тонн. Число причалов порта — 15. Глубина на подходах к порту — 20-30 м. Навигация осуществляется круглогодично.

ОАО «Восточное оборонное предприятие «Гранит» — организация военно-промышленного комплекса, осуществляющее монтаж, ввод в эксплуатацию и обслуживание вооружения и военной техники. Входит в концерн «Алмаз-Антей». Считается базовой сервисной организацией средств ПВО ВМФ России.

ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» создано путем слияния 178-го завода по ремонту судов и холдинга»Дальзавод». После модернизации основной специализацией предприятия будет ремонт подводных лодок типа «Варшавянка» и надводных судов типа «Мистраль». До с 2012 по 2017 год на модернизацию планируется затратить 13 млрд руб.

ООО «Владивостокский рыбокомбинат» изготавливает продукты из морепродуктов и рыбы. Во времена СССР — это было крупнейшее в стране предприятие по переработке рыбы. В 2011 году была произведена модернизация комбината, обновлен его имидж.

ООО «Приморский кондитер» сегодня производит более 300 наименований различных кондитерских изделий. На предприятии есть свои мощности по переработке какао бобов. Численность персонала — порядка 500 чел.

Популярные темы сообщений

  • Страны Африки Говорят, что именно в Африке люди научились ходить на двух ногах и трансформировались в человека. Континент захватывает 4 вида климатических поясов: экваториальный, субэкваториальный, тропический и субтропический пояс. Африку омывают 2 океана
  • Кометы С древних времен многих людей поражали необъяснимые явления, происходящие в ночном небе, к примеру, синие или красные линии, мгновенно исчезающие в темноте неба. Многие пытались найти ответы, об этих странных явлениях, но все они были
  • Уход за зубами Зубы выполняют много функций. Прежде всего, зубами человек откусывает и пережевывает пищу. От этого зависит, насколько хорошо она будет усваиваться организмом, сколько полезных веществ он получит. Также зубы участвуют в произношении звуков и слов.

Прогноз

Многолетний статус закрытого порта оказал пагубное влияние, замедлив экономическое, культурное, внешнеполитическое развитие приморского порта. Отсутствие рабочих мест, финансовая нестабильность порта, снижение уровня рождаемости побережья, рост преступности, массовые переселения — последствия вынужденной изоляции.

Согласно прогнозу, численность Приморского края к 2036 г. может снизиться на 200 тысяч — официальные цифры Приморскстат на август 2019 г.

Большинство опрошенных местных жителей, покинувших город-герой Владивосток, отмечает необоснованно завышенные цены на продукты, недвижимость, плохое качество воздуха, дорог. Государственные программы финансовой поддержки молодым семьям, малообеспеченным слоям населения, муниципальные проекты по заселению Дальневосточного региона не привлекают местных жителей, решивших навсегда уехать отсюда в поисках лучшей доли.

Остаётся надеяться: величественный красавец город-герой Владивосток сумеет восстановить статус крупного международного порта, культурного центра Приморья. А дальневосточное побережье вновь станет привлекательным в глазах молодого поколения.

История Владивостока: 1960-1990

Массовое жилищное строительство при Н. С. Хрущеве

1960-м году по инициативе генерального секретаря ЦК КПСС Н. С. Хрущева начали возводить «Большой Владивосток». 18 января 1960 г. было принято постановление Совета Министров СССР «О развитии г. Владивостока». В рамках утвержденной программы в окрестностях города развернулось микрорайонное строительство в индустриальных масштабах. Постановление решило судьбу Второй Речки, стимулировало небывалые для того времени масштабы строительства жилья и общественных зданий. Десятки тысяч советских граждан сменили сталинские трущобы и коммуналки на благоустроенное жилье.

Спальные районы Владивостока. Фото 1960-х

Печать и литература того времени рапортовали об успехах социалистического строительства:

Пожалуй, для выезжающих из деревянных бараков, коммуналок и землянок подаренные государством квартирки с отдельной кухней и горячей ванной казались воплощением мечты. Однако по канонам современной урбанистики подобное жилье относится к категории «эконом-класса». А в благополучных странах жилье подобного уровня востребовано городским контингентом с доходами ниже среднего.

Снос микрорайонной типовой застройки в США 1972 г.

Закрытый порт Владивосток. Когда и почему открыли город?

Когда и зачем закрыли Владивосток? После Второй мировой войны началось противостояние двух идеологических блоков, вошедшее в историю как Холодная война. С 1952 г. постановлением Совета Министров СССР во Владивостоке был введен особый режим. Главная военная база Тихоокеанского флота была полностью закрыта для иностранцев. Даже советские граждане могли попасть в город к родственникам только по специальным разрешениям.

Несмотря на особый статус, город все-таки посещали иностранцы. Так, в 1974 закрытый порт Владивосток был местом встречи Президента США Джеральда Форда и Леонида Брежнева.

Кто открыл Владивосток? Владивосток открыл первый и последний Президент РСФСР Борис Николаевич Ельцин. 20 сентября 1991 года он подписал указ №123.

В каком году отрыли Владивосток? Указ Президента РСФСР «Об открытии Владивостока для посещения иностранными гражданами» вступил в силу с 1 января 1992 года.

Почему открыли Владивосток? С конца 1980-х правительство Советского Союза взяло курс на либерализацию отношений и переход к рыночной экономике. Началось потепление отношений с капиталистическим миром и сближение с США. М. Горбачев так рвался доказать дружбу американцам, что готов был сокращать ядерно-ракетные комплексы даже в одностороннем порядке. Б. Ельцин продолжал его дело по разрушению достижений тоталитарного СССР. На фоне этого превращение Владивостока в отрытый город выглядит как прогрессивное изменение.

«Рынок – это не базар!» Центральная площадь Владивостока в начале 1990-х

Отныне Владивосток перестал быть секретной базой Военно-Морского Флота СССР. Иностранные граждане могли свободно въезжать в столицу Приморского края, знакомиться с туристическими достопримечательностями и проживать в местных гостиницах. В бухте Золотой Рог появились торговые и пассажирские суда под иностранными флагами. Появление иностранных туристов способствовало развитию обслуживающего их бизнеса.

Новые достопримечательности

В 1975-м к празднованию 30-летия победы на городской набережной рядом со зданием штаба Тихоокеанского Флота открыли Мемориал Славы и установили корабль-музей. Подводная лодка С-56 времен Второй Мировой войны, совершившая переход через Тихий океан и Арктику, признана самым эффективным боевым судном Советского Военно-Морского Флота.

«Число мигрантов нужно увеличить на порядок» (о том, как решить демографические проблемы региона)

— Большой Владивосток со статусом субъекта федерации становится более привлекательным для инвесторов. Для Дальнего Востока необходим особый миграционный режим, обеспечивающий в короткие сроки предоставление гражданства соотечественникам, проживающим за рубежом. Для Дальнего Востока, потерявшего 2 млн человек, абсолютный рост численности населения должен стать первоочередной задачей. За пределами России — больше 20 млн соотечественников. Кто-то рискнул, приехал — и до сих пор завидует французу, которому оформили гражданство в считаные дни… С 2002 года процессами миграции управляет МВД, для которого любой приехавший — потенциальная угроза, криминал. Но опыт прошедшего чемпионата мира по футболу показал: отступили от правил — мир не рухнул, миграционная волна нас не накрыла. То есть, с одной стороны, решение вопросов миграции может быть передано гражданскому ведомству, с другой — предоставление гражданства соотечественникам должно стать привлекательным.

Понятно, что управление миграционными потоками — дело рискованное, и внедрять новые правила сразу на всей территории страны непросто. Приняли законы, обеспечивающие льготные условия для инвесторов (ТОРы, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар), — почему бы такой же льготный закон не принять для мигрантов, отработав его на ограниченной территории (скажем, Владивостокской агломерации). Потом распространить его действие на Дальний Восток, а там и на всю Россию.

Нам обещают сотни тысяч новых рабочих мест, но никто не говорит о том, кто их займет. Нынешнего населения явно недостаточно. Власти Приморского края утверждают: вакантных рабочих мест в 3–4 раза больше, чем число незанятых в производстве. Ситуацию можно изменить только за счет мощного вливания извне. Чтобы территория стала привлекательной для соотечественников, здесь необходимо наращивать инфраструктурный потенциал. Серьезно отстает все, что связано с жильем, дорогами, инженерными коммуникациями. Набирает обороты туризм, но здесь, как нигде, требуется большое количество рабочих рук, которых нет!

Изменить ситуацию можно было бы, увеличив на порядок число трудовых мигрантов из-за рубежа. Но время упущено, источники дешевой рабочей силы, которые казались бесконечными, иссякли. Китай, Южная Корея сегодня конкурируют с нами за среднеазиатских рабочих. Это еще один аргумент в пользу пересмотра миграционной политики. Дальнему Востоку необходимо внедрение механизма целевого организованного набора трудовых мигрантов под конкретные инфраструктурные проекты. Поставив перед регионами Дальнего Востока задачу за 10 лет довести обеспеченность жильем до уровня выше среднероссийского, повысить количество и качество дорог, закрыть проблемы с мостовыми переходами и т. п., мы поймем, каких и сколько мигрантов нам нужно.

ОБ ЭКОНОМИКЕ

Сравнение русской торговли с иноземной было в пользу иностранной: «Немцы в торговле Владивостока занимают первое место. Торговое дело своё они поставили во Владивостоке значительно прочнее, обширнее и лучше, чем у русских, товары у них разнообразнее, свежее и лучше, служащие стоят выше по развитию и деликатности, магазины очень большие и богатые, с весьма хорошею обстановкою. Русские же в магазинах обстановку имеют неприглядную, помещения тесные, служащих недостаточно, да и те не отличаются знанием дела, не владеют нужным тактом и стоят ниже по развитию немцев. Выбор товара очень ограниченный и ниже качеством, чем у немцев. Такое ведение дела торговли заставляет русских потребителей предпочитать немецкие магазины. Китайцы и японцы с каждым годом увеличивают и улучшают свою торговлю и по ведению дела стоят не ниже русских. … Китайская торговля несет большие потери во Владивостоке по отсутствию в их магазинах предметов роскоши и моды, иначе они опередили бы русских торговцев Владивостока. Японцы торгуют исключительно своими товарами, произведениями Японии…»

Вся мелочная торговля сосредотачивалась в руках манз.

Но главнейшим недостатком местной торговли была дороговизна и периодически возникавший дефицит товаров. Начиная с записок Н. М. Пржевальского, отчётов губернаторов за 1880-е годы и заканчивая путевыми очерками журналистов, посетивших город в 1890-е годы и в начале XX в., как мантра повторяется жалоба на дороговизну жизни в городе: большинство товаров в два-три раза дороже, чем в Европейской России, при этом отличаются низким качеством, чрезвычайно дороги квартиры, рабочая сила, включая прислугу.

Зависимость Владивостока от китайцев наиболее выразительно прозвучала в отчёте за 1883 год: «…преобладающий элемент населения – манзы. На каждом шагу – на улице, на базаре, в лавке, в гостинице, в частном доме везде встречается манза, как энергичный деятель; вся мелочная торговля в руках манз, а также мясная и овощами, постройки зданий производят манзы, на рейде масса шлюпок и весь каботаж принадлежит манзам, разнощик, повар, работник и даже сторож – манза; самую тяжелую работу несет кореец, это уборку нечистот, перенос тяжестей и земляные работы». Составитель отчета сетовал на слабое развитие русского предпринимательства и отсутствие русских работников: «…Только Русского мало видно (за исключением войск и чиновников). Человек десять с небольшим Русских купцов и промышленников своею деятельностью сдерживают стремления иноземцев захватить все в свои руки и уже дают значительный им отпор, но в своей деятельности имеют мало русских помощников и работников, а пользуются преимущественно услугами манз. Низшего класса русских, рабочей силы … не более 400 человек (а манз более 3000), но из них наполовину живут бедно, далеко не отличаясь энергией, любовью к труду и нравственностию, эту часть населения составляют преимущественно отставные и запаса нижние чины…»

Религиозная составляющая

Религия во все времена играла большую роль в социальной, государственной сфере, в жизни народонаселения, и не исключение — город Владивосток. Плотность населения значительно возрастает, а этническая насыщенность становится основанием насчитывать множество религий. Православная церковь в Приморье представлена Владивостокской и Приморской епархией.

К концу 90-х годов ХХ века на территории Приморского края существовало 7 приходских храмов, 5 из которых расположены во Владивостоке. Помимо храмов построены, действуют церкви и часовни. Город-герой имеет на своей территории женский и мужской монастыри, которые были восстановлены, реконструированы после войны. Также христиане во Владивостоке имеют духовную семинарию, воскресные школы, гимназию, женскую обитель. Есть немало людей, которые придерживаются старообрядчества. Они относятся к Русской Православной Старообрядческой Церкви. Это небольшие общины, относящиеся к часовенным и федосеевским согласиям.

Браки и разводы

Анализируя годовые показатели заключённых браков и разводов, экспертами выявлена неутешительная статистика. Согласно данным переписи, Приморский край стал абсолютным лидером по количеству разводов в 2017 г. 9 298 супружеских пар, зарегистрировавших брак, решили развестись, что представляет 59% от общего числа зарегистрированных браков — 15 695.

Согласно статистике 2017 г.: на 10 браков, заключённых в отделениях ЗАГС Владивостока, приходится 7,4 развода. Число оформленных браков — 4 574, 2 967 заявлений о расторжении брака. 6 из 10 супружеских пар, состоящих в браке, выбирают развод.

Расцвет, упадок и возрождение

Город стремительно развивался, и к 1897 здесь жили уже более 28 тыс. человек, а к революции число проживающих выросло в 3 раза!

Беспошлинный режим порто-франко был введен во Владивостоке в 1907 году, и город переживал настоящий расцвет торговли и культуры. И все хорошо, если бы не события Октябрьской революции и развязавшаяся на Дальнем Востоке партизанская война, которая терзала Приморье до конца 1922 года.

За этот период времени чехословацкие, американские, канадские, итальянские и японские войска побывали в городе с целью свергнуть советскую власть во Владивостоке. Какая область или край подвергались такому же нашествию и расхищению, сложно представить. Но правительство молодой Советской республики реализовало многолетний план по восстановлению города, который стал индустриальным центром Дальнего Востока.

Тогда же произошло преобразование административных единиц, которое затронуло город Владивосток. К какой области он относится, не имело смысла спрашивать. В 1922 году Приморская область была упразднена, а в 1938 году был образован Приморский край с административным центром во Владивостоке.

В годы ВОВ город не участвовал в военных действиях, однако постоянно находился под угрозой нападения японцев. Зато здесь первым во всей стране основали Фонд Обороны, куда поступали средства для фронтовых нужд, и город внес огромную лепту в реализацию американской программы ленд-лиза.

Статистика по годам

  • 1860 г. — число поселенцев достигает 200 горожан; основная масса — члены воинского экипажа, присланного осваивать восточное побережье России.
  • 1889 г. — население достигает 13 000. Причём на четырёх горожан мужского пола приходилась 1 женщина.
  • 1900 г. — в поселении проживают представители 70 национальностей.
  • 1914-1917 г. В данный период революционных волнений значение снизилось — 106 700 горожан.
  • 1917 г. — число граждан составляло 130 000. Завершение гражданской войны, восстановление народного хозяйства способствует естественному приросту.
  • 40-е  г. — 215 тысяч жителей.
  • 1941-1945 г. — Вторая Мировая Война уносит жизни 25 тысяч советских уроженцев Владивостока.
  • 1974 г. — население достигает 500 400 граждан.
  • 1991 г. — зарегистрирован рекордный показатель — 679 000 горожан.
  • 1992 г. — снижение численности народонаселения, вызванное массовой миграцией местных жителей.
  • 2010 г. — показатель равен 604 800 горожан.
  • 1 января 2020 г. — согласно переписи, показатель постоянно проживающего населения составил 606 651 горожанин.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий