Марки бензина в ссср: какие они были?

Что такое этилированный бензин?

Этилированный бензин — по сути, это то же топливо, полученное путем перегонки нефти. Однако, нужного октанового числа здесь добились путем добавления тетраэтилсвинца. Эта присадка делает горючее токсичным. В его выхлопе содержится слишком много летучего свинца, который, оседая в легких человека, приводит к тяжелым заболеваниям. Компонент также вредит растениям, животным, сильно загрязняет атмосферу. Также, разные марки этилированного бензина губительно воздействуют на внутренние агрегаты автомобиля. В частности, на двигатель, выхлопную систему, катализатор.

Впервые этиловые примеси в бензиновые смеси стали добавлять в 20х годах прошлого века в компании General Motors. Факт ядовитости этилированного бензина тщательно замалчивался. Долгое время о его токсичности не говорили, но спустя несколько десятков лет правда восторжествовала. Ближе к 80м такие марки исчезли с прилавков американских АЗС. К нулевым это случилось и в Европе. В России этилированное горючее официально запретили только в 2002 году.

Подведем итоги! Неэтилированный бензин не содержит присадок с добавлением тетраэтилсвинца. В него вводят спиртовые и эфирные добавки, не разрушающие экологию. И наоборот, в этилированном содержатся этиловые металлсодержащие смеси, из-за которых в выхлопе присутствует токсичный свинец. Такие марки сегодня запрещены.

Швейные принадлежности

Раздавали швейные принадлежности. |Фото: nn.au.ru.

С одной стороны, не самый примечательный, но очень важный трофей, который многие охотно брали и везли домой. Раздавали солдатам не просто швейные наборы. Те, кто умел шить (а таких было на самом деле немало, многие красноармейцы после серьезных ранений отправлялись трудиться в тыл, в том числе в швейных фронтовых мастерских) могли получить швейную машинку!

Советское руководство охотно раздавало их бойцам, так как понимало, что после возвращения на родину «домашние мастерские» в разрушенных городах и деревнях смогут смягчить факт уничтожения легкой промышленности страны в первые послевоенные годы. В колхозах коммунистической страны и вовсе процветала «мелкая швейная коммерция». Фронтовики обшивали целые сельские районы. Власти знали об этом, но с пониманием закрывали глаза.

Одежда

Трофеи были разные. ¦Фото: yablor.ru.

Верхняя и нижняя одежда, постельное белье, ткани, кожи и шкуры. Большая часть этого добра была реквизирована с немецких складов. Иронично, что раздавали в том числе форму вермахта, лишенную знаков отличия. Многие советские граждане остались после войны даже без домов, а потому сверток ткани, привезенный на Родину для семьи, был на вес золота.

После войны многие семьи, особенно в деревнях обшивали себя самостоятельно. Особая ценность тканей была в том, что весили они немного и привезти их домой можно было даже не на одну семью. Многие красноармейцы отправляли ткань по почте. Кстати, нередко вместе с ней в посылки клали купленные на заработанные за войну консервы, яичный порошок и сигареты.

Кто устанавливал стоимость бензина?

Регулировать стоимость заправочных материалов было поручено Государственному комитету цен. Чиновники этой организации подписали прейскурант отпускных цен на бензин, который вступил в силу с начала 1969 года. Согласно документу, стоимость бензина с маркировкой А-66 составляла 60 копеек. Бензин класса А-72 можно было приобрести за 70 копеек. Цена на топливо А-76 устанавливалась на уровне 75 копеек. Самыми дорогими видами бензина стали жидкости А-93 и А-98. Их стоимость составляла 95 копеек и 1 рубль 5 копеек соответственно.

Кроме того, для автолюбителей Союза была доступна возможность заправить транспортное средство топливом под названием «Экстра», а также так называемой топливной смесью, состоящей из бензина и масла. Ценник таких жидкостей был равен одному рублю и 80 копейкам.

Так как за всё время существования СССР было произведено большое количество топлива с различной маркировкой, его стоимость жёстко контролировалась, а небольшие отклонения от прейскуранта могли быть зафиксированы только в отдалённых сибирских районах.

Бензин в СССР. Какой он был, и сколько стоил (5 фото)

Небольшой очерк о ценах на бензин во времена, когда он стоит, как говорят, дешевле чем газировка.

Так это было или нет я не берусь утверждать, просто не знаю стоимость газировки пол века назад, но стоимость бензина смотрится смехотворной, в сравнении с сегодняшними ценниками.

  • А-66 -ГОСТ 2084-67- 0р.60коп.
  • А-72- ГОСТ 2084-67 -0р.70коп.
  • А-76- ГОСТ 2084-67 -0р.75коп.
  • АИ-93-ГОСТ 2084-67 -0р.95коп.
  • АИ-98-ГОСТ 2084-67 -1р.05коп.
  • Авиационный Б-70 – ГОСТ 1012-54 – 1р.20коп.
  • Топливная смесь – ВТУ 30-8-63 – 0р.80коп. Экстра ВТУ НП 67-60 – 1р.00коп. Это смесь топлива и масла для мотоциклов и всяких двухтактных моторов.

Цены – в рублях за 10 литров. Цены были едиными для всех покупателей в рознице, разве что частникам бензин продавался за наличку, а государственный транспорт заправлялся по талонам. Действовали почти по всей территории СССР кроме отдалённых северных районов, там стоимость топлива, впрочем как и всего остального, была немного выше. Качество бензинов в целом соответствовало ГОСТам. Цена за 10 литров, а не за литр, устанавливалась потому как тогдашние механические бензоколонки имели градацию счётчиков в 5 литров. К тому же заправок было мало, и раз уж выезжал автовладелец заправиться, то заливал полный бак, а порой и пару канистр в запас. У дедушки, помню, вообще бочка на 200 литров в гараже стояла, оборудованная краником внизу, пополнялась время от времени «про запас».

Через несколько лет, в начале 70-х, бензин немного подорожал, в среднем на 5 коп, а низкооктановый А-66 начал выводиться из продажи. К середине 80-х был выведен из продажи и А-72, а так же смесь для двухтактных моторов мотоциклисты мешали на заправки уже сами, в металлическом ведре которое было на заправке специально для этих целей, там же можно было купить и масло.

Резкое подорожание произошло в 1978 году, и следующее за ним – в 1981 году. Цены выросли вдвое, 10 литров семьдесят шестого стали стоить уже 3 рубля, а этилированного АИ-93 – 4 рубля. Больше цены на бензин не поднимались до самого распада СССР, но стал наблюдаться дефицит топлива на заправках.

Середину 80-х я уже застал, хоть был тогда еще ребенком, но помню как часто на заправках, их тогда было немного, заправочные шланги были обмотаны вокруг колонки, означали они отсутствие топлива. Наличие же топлива было видно издалека – по очереди машин и мотоциклов, выстраивавшихся у заправок. Мы тогда жили на Донбассе, в небольшом городе, возможно в других регионах и в крупных городах ситуация была получше.

Еще помню интересный момент, не знаю с чем связанный. В 90-м, или в 91-м на заправках появился один вид бензина и почти всегда он был в наличии. Этилированный АИ-93. Остальные отсутствовали, для нашей «Волги» 24-10 это было неплохо, ездила она на нем замечательно, а вот техника постарше нуждалась в настройках, поскольку никакого другого бензина не было, этим, «ядовитым» заправляли даже старые ЗИЛы и Газоны. Этилированный АИ-98 (примерно соответствует современному А-95) я не то, что не припоминаю в продаже, я про его существование даже не знал тогда, да и какие машины ним в СССР в 70-х и 80-х можно было заправлять – тоже сложно представить.

Что можно сказать, подытожив. Цены на бензин в 70-х действительно были копеечными, и сравнимыми наверное, со стоимостью сладкой газировки с сиропом, но и зарплаты пропорционально, были не многотысячными.

Не нашли интересующую Вас информацию? Задайте вопрос на нашем форуме.

Рекомендуем прочитать:

Масло моторное 5w40 дизельное. Правильный выбор, маркировки

Заправка бензина, как правильно восполнить запас топлива на АЗС

Моторное масло liqui moly 5w30 leichtlauf high tech ll

Масло моторное дизельное, периодичность замены

Моторное масло pure

Масло моторное helix ultra diesel 5w40

Моторное масло и антидым, присадка для двигателя

ваз 232900

Детонационная стойкость и октановое число

Как утверждает Александр Буров, автор издания «Тепловые двигатели», одной из самых важных способностей топлива читается его детонационная стойкость. Эта способность заключается в противостоянии детонационному сгоранию, имеющему взрывной характер, при котором скорость распространения пламени достигает 2000 м/с. Эксплуатация автомобиля в режиме длительной детонации недопустима: происходит быстрый износ деталей, обгорание клапанов, понижение мощности двигателя. Детонационная стойкость оценивается так называемым октановым числом. Чем выше это число, тем выше максимально допустимая степень сжатия.

Как отмечают в издании «Автомобильные двигатели. Теория и техническое обслуживание» Джеймс Холдерман и Чейз Митчелл, для определения октанового числа используется специальный одноцилиндровый двигатель с возможностью изменения степени сжатия. Октановое число — это сравнительная характеристика, так как в исследовании задействовано условное топливо. Например, если условное топливо начинает детонировать при тех же условиях, что и условное, состоящее из 76% изооктана и 24% нормального гептана, то за октановое число принимается 76.

Особенности топливной отрасли во времена СССР

Главной особенностью того времени, помимо фиксированной цены, было производство продукции высокого качества. Любое отклонение от ГОСТа жёстко пресекалось и наказывалось. Кстати, фиксированная стоимость касалась не только физических лиц, но и государственных предприятий.

Ещё одна особенность заключалась в том, что цена, приведённая выше, взымалась не за один литр, а сразу за десять. Причина кроется в отсутствии на территории страны сверхточных заправочных колонок. Поэтому и градация была сразу по десятке. Да и люди старались не заправлять минимальное количество топлива, а всегда заливали полный бак и ещё несколько железных канистр.

Кроме того, в 80-х особенно остро ощущалась проблема с наличием АИ-93. Это топливо, в первую очередь, доставлялось на автозаправки, которые располагались на трассах курортного направления. Вот и приходилось тариться про запас.

Основные пункты различия

Помимо области применения, бензины различаются по экологическому классу: от К2 до К5 (топливо ниже 5 класса в России запрещено, но мера часто нарушается), химическому составу, детонационной стойкости (октановое число) и физическим свойствам.

Предлагаем изучить таблицу характеристик основных современных марок бензина.

ПоказательАИ-80АИ-92АИ-95АИ-98
Октановое число (моторный/ исследовательский методы определения)76/8083/9285/9588/98
Металлсодержащие добавки (свинец, марганец, железо)
Содержание серы, мг/кг, не более500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

500 для К2;

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

150 для К3;

50 для К4;

10 для К5.

Массовая доля кислорода, %Не более 2,7Не более 2,7Не более 2,7Не более 2,7
Внешний видЧистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Чистый, прозрачный,

слегка желтоватый

Плотность при 15°С, кг/м³700-750725-780725-775725-775
Объемная доля монометиланилина, %, не более1,3 для К2;

1,1 для К3;

1,1 для К4;

Нет для К5

1,3 для К2;

1,1 для К3;

1,1 для К4;

Нет для К5

1,1 для К3;

1,1 для К4;

Нет для К5

1,1 для К3;

1,1 для К4;

Нет для К5

Оксигенаты (октановые присадки), %, не болееМетанол -0;

Этанол – 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт – 10;

Третбутиловый спирт – 7;

Эфиры – 15;

Др. – 10.

Метанол -0;

Этанол – 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт – 10;

Третбутиловый спирт – 7;

Эфиры – 15;

Др. – 10.

Метанол -0;

Этанол – 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт – 10;

Третбутиловый спирт – 7;

Эфиры – 15;

Др. – 10.

Метанол -0;

Этанол – 5;

Изопропиловый спирт -10;

Изобутиловый спирт – 10;

Третбутиловый спирт – 7;

Эфиры – 15;

Др. – 10.

Как видите, все бензины имеют, почти одинаковый состав. Различается процент оксигенатов (при этом, не допускается превышать утвержденные нормы), от которых зависит конечное октановое число и, незначительно – плотность и уровень содержания серы с монометиланилином. Последние влияют на экологический класс, к которому будет отнесено указанное топливо.

Кто в СССР устанавливал цены и следил за качеством?

Качеством своего бензина СССР очень гордился, несмотря на то, что, практически, все марки были этилированными (с добавлением металлсодержащих присадок).

Контроль соответствия ГОСТам осуществлял Госкомитет ценообразования при Госплане. Наказание за мошенничество, установленные факты разбавления бензина и прочие преступления, было суровым. Как правило, топливо в СССР было качественным, строго соответствующим утвержденным стандартам.

Цены также устанавливал Комитет ценообразования, утверждая их сразу на целый год вперед.

Ну что же, теперь вы знаете, какие марки бензина были в Советском Союзе и сколько они стоили. К слову, после 1981 года тарифы больше не поднимались, вплоть до распада страны. Однако, постепенно стал формироваться дефицит, как и во всех других сферах того времени.

Нынешние цены на бензин, конечно, гораздо выше советских. Но не стоит забывать и об уровне заработной платы, который также возрос. А потому, предлагаем встряхнуться и улыбнуться! Давайте жить настоящим! У нас сейчас свое разнообразие в топливе (хоть среди марок бензинового, хоть дизельного).

Увеличение октанового числа

В соответствии с ГОСТ 2084-77 в СССР выпускали такие марки бензинов как: А-66, А-72, А-76, АИ-92 и АИ-98. Буква А обозначает, что бензин автомобильный, а И – это исследовательский метод, с помощью которого было установлено октановое число. Дело в том, что, по словам Александра Попова и других авторов книги «Основы конструкции современного автомобиля», существуют 2 метода определения октанового числа: исследовательский и моторный. Октановое число, полученное исследовательским методом, обычно характеризует способность топлива сопротивляться детонации при разгоне, а моторным методом – сопротивление детонации при постоянной высокой скорости и нагрузках.

Как уже было сказано выше, цифры в обозначении топлива и обозначают то самое минимальное октановое число. Примечательно, что это число может быть увеличено посредством различных добавок, которые известны как антидетонаторы. Антидетонаторы не изменяют физико-химические свойства топлива, но повышают его антидетонационные качества. Наиболее распространенным антидетонатором является тетраэтиловый свинец, добавляемый в топливо в виде этиловой жидкости. Еще «Автобронетанковый журнал» за 1939 год писал, что добавка всего 1 см³ этиловой жидкости к бензину Б-59 повышает его октановое число на 15 единиц (с 58 до 73).

См. также

  • Статистика:История курса доллара к рублю
  • Статистика:История цен на нефть

  Россия

Государство Госдума • Правительство • Правоохранительные органы • Судебная система • Избирательная система • Центробанк (золотой запас • СПФС • «Мир» • Мир Pay • Система быстрых платежей • НСПК) • СПЧ • Список государственных сайтов России
Вооружённые силы Армия (модернизация ВС) • Вооружения • (пехотное оружие • военная техника • авиация • бронетехника • танк Т-14) • Военно-морской флот • Военные округа
Символика Герб России • Флаг России • Девиз России • Гимн России • Георгиевская лента • Национальные символы России
История Правители России • Миф о вековой отсталости России • Изменения границ (территориальные споры) • Будущее России • Реформа Конституции России (хронология реформы • голосование по поправкам)
Экономика Крупные проекты • Промышленность • Сельское хозяйство (темпы роста • Потребление продуктов питания) • Электроэнергетика • Туризм • Продовольственная безопасность • Импортозамещение • Российская продукция • Компании-лидеры
Финансы Российский рубль (курс доллара • курс евро) • ВВП России (регионы РФ по ВРП • регионы РФ по ВРП (ППС) на человека) • Бюджет (финансирование науки) • Дотации регионам • ФНБ • Внешний долг • Экспорт (экспорт углеводородов) • Цены на нефть • Цены на бензин • Ставки по депозитам • Инфляция • Зарплаты и доходы (распределение по доходам • коэффициент Джини • МРОТ • дефицит денежного дохода) • Пенсии • Уровень жизни • Прожиточный минимум • Численность бедных • Уровень безработицы • Налоги • Деофшоризация • Детенизация • Производительность труда • Инвестиции (в основной капитал)
Жильё Жилищные условия • Благоустройство жилья • Площадь жилья • Строительство жилья
Транспорт Автомобилизация • Трансполярная магистраль • Северный морской путь • Морские порты (доступ к океану) • Аэропорты • SSJ 100
Технологии Изобретения • Хайтек-продукция (новые разработки) • Оборонка • Авиапром • Космос • Атом (атомная энергетика) • Судостроение • Автопром • Двигателестроение • IT-сектор (микропроцессоры • смартфоны) • Робототехника • Нефтепром
Медицина Медицина • Фармацевтика • Вакцинация
Демография Численность населения (по возрастным группам • трудоспособное население • инвалиды • численность мужчин и женщин • городское и сельское население) • Численность сельских поселений • Браки и разводы • Продолжительность жизни • Естественный прирост • Рождаемость (СКР) • Смертность (материнская • младенческая) • Миграция (Эмиграция • Миграция в бСССР) • Число заключённых • Социальная политика (материнский капитал) • Человеческий капитал • Уровень бедности (по оценке Всемирного Банка)
Достижения Сферы лидерства России • Россия занимает первое место в мире • Рекорды России (история) • Царь-вещи • Российский спорт
Культура Музыка и песни о России • Стихи о России • Стихи о войне • Цитаты о России • Русский язык (пословицы и поговорки) • Русский характер • Лучшие современные фильмы о России • Будущее России в фантастике • Достижения российской культуры (современные достижения • новые храмы • восстановленные памятники • утраченные памятники) • Культурная политика
Регионы и города Регионы РФ (геостратегические регионы) • Города (центры экономического роста • города-герои • города воинской славы • исторические поселения) • Федеральные округа • Экономические районы • Макрорегионы • Российская Арктика • Символы регионов

Осторожно: яд!

Однако этилированные бензины небезопасны. Если верить А. И Астахову, автору книги «Автомобильные краны», это связано с тем, что тетраэтилсвинец весьма ядовит. Работать с этим топливом можно только в специальных перчатках. Этиловым бензином не следует мыть руки, и уж тем более его нельзя подсасывать ртом при переливании шлангом. При несоблюдении необходимых мер безопасности этиловое топливо разрушительно действует на человеческий организм

Именно для того, чтобы привлечь внимание автомобилистов и предостеречь их от необдуманных шагов, этиловая жидкость марки Р-9 была красно-бурого цвета. Она окрашивала бензин в розовый цвет

Впрочем, существовали и другие марки этиловой жидкости, которые придавали бензину иные оттенки. Так, согласно ГОСТУ 2084-67, отечественные автомобильные бензины должны были иметь следующие цвета: А-66 – оранжевый, А-76 – зеленый, АИ-93 – синий, АИ- 98 – желтый. По мнению А. А. Гуреева, автора книги «Применение автомобильных бензинов», это делалось для того, чтобы предотвратить использование бензина не по назначению, а также для обычного удобства: разные марки топлива было нетрудно различить даже на глаз. Но главная цель – безопасность – тоже никуда не делась: дело в том, что окрашивали в разные цвета только этиловые, то есть ядовитые бензины.

Очередное повышение в 1981 году

Следующее повышение цены, зарегистрированное официально, было произведено 1 января 1981 года, после чего топливо стало стоить:

  • А-76 – 3 рубля;
  • АИ-93 – 4 рубля;
  • АИ-98 – 4,4 рубля;
  • авиационный – 4,8 рубля;
  • топливная смесь – 3,4 рубля.

Редко, но бывало, когда на некоторых заправочных станциях топливо стоило немного дороже. Органы ОБХСС проводили специальные проверки и рейды, после чего достаточно быстро устраняли такие перекосы. Так что в целом ситуация по стране оставалась стабильной, бензин был качественным, а цены одинаковыми. Дальнейшее повышение цены происходило после развала СССР.

Сколько стоила машина в СССР в 60-е, 70-е и 80-е годы

Вот примерный диапазон:

  1. 1961 и 1967 гг. – «Волга» стоила от 5 100 и 5 602 руб. при зарплате 56-62 руб. для среднестатистического гражданина. За «Москвич» платили 2 511 и 4 511 руб. соответственно.
  2. 1971 и 1976 гг. – та же правительственная машина стоила уже 8 500 и 9 453 руб., а «Запорожец» обходился в 3 000 и 3 500 руб.
  3. 1980 и 1984 гг. – «Волга» в СССР оценивалась в 9453 руб. В 1984 цены взлетели до 15 903, а «Жигули» стоил 7 300 и 7 260 руб. соответственно.

Нашлось ли в СССР место для иномарок и для скольких граждан они были доступны? Да, для единиц. В числе счастливчиков был Ю. Гагарин, М. Плисецкая, В. Высоцкий, дипломаты. Правительство с подозрением относилось к таким случаям, но ввиду всеобщей народной любви к указанным людям, признавало законность владения ими иностранными средствами передвижения. Стоит ли говорить, что появление Matra Djet или Citroen DS на улицах аскетичного СССР вызывало настоящий ажиотаж? Скольким простым инженерам и учителям купить подобное авто казалось сродни полету в космос?

Кто еще в СССР мог позволить себе иномарку? Моряки-прибалты, привозившие из рейсов подержанные авто импортного производства, перекупщики и военачальники. Последние завозили в СССР трофейные машины, которые по мере износа переходили к водителям, механикам и шоферам. Запчасти на них стоили немало, да и достать их было архисложно.

Существовало еще немало дополнительных проблем, например:

  1. Отсутствие достаточного количества кооперативных и частных гаражей. Авто, которое стоит во дворе, – лакомый кусок для воров.
  2. Дефицит высокооктанового бензина. Скольким знакомым нужно было позвонить, чтобы узнать, есть ли он вообще и сколько стоит – знали только партийные и дипломаты.
  3. Нехватка запчастей. Стоит ли говорить, что привозили их нелегально и за баснословные деньги.

Как такового автомобильного рынка в СССР не было, зато присутствовало жесткое регулирование цен и очередей. Внеочередное получение машины или владение иномаркой отслеживалось МВД и могло закончиться весьма плачевно. Перепродажа подержанного транспортного средства тоже была сложной. Его реализовывали через государственные комиссионные магазины, устанавливающие госцену с учетом технического износа. Владелец не мог заранее узнать, сколько стоит его б/у авто и изначально был в проигрыше.

Откуда вообще брались трофеи у солдат и офицеров?

Трофеи раздавали после войны. |Фото: waralbum.ru.

То, что «с бою взято», не трофей, а мародёрство. Безусловно в РККА, как и в любой другой армии мира подобные прецеденты имели место, из песни слов не выкинешь. Однако они не носили столь массового характера, как пытаются некоторые изобразить и уж тем более мародерство никогда не было политикой командования: ни официальной, ни негласной. Как раз-таки с этим ситуация была строго обратная: мародёров наказывали, вплоть до расстрела.

Особенно остро за этим стали следить уже в 1945 году. После входа в Германию даже прошла серия отдельных приказов, которая требовала от командования армии на всех уровнях проследить за тем, чтобы солдаты и офицеры на местах вдруг не «почувствовали себя победителями» самым нелицеприятным способом.

Мародерство – это преступление. Получение трофеев – это система поощрения солдат и командиров за их опасную и напряженную работу на фронте. Трофеи распределялись между военнослужащими специальными органами в соответствии с действующими приказами по армии.

В зависимости от положения и звания красноармеец мог рассчитывать на самые разные вещи. При этом чаще всего была возможность выбора. Каждый мог попросить для себя из имеющегося ассортимента то, что ему больше нужно или хочется.

Смысл распределения трофеев был предельно прост: люди многие годы были оторваны от труда и мирной жизни, они рисковали, а их домохозяйства логичным образом теряли свой уровень благосостояния. Война разорила страну, а потому прежде, чем мирная жизнь будет налажена вновь, бойцов следует хоть как-то поддержать и поблагодарить.

Конечно же, красноармейцам платили зарплаты, премии и наградные. Ничего кощунственного в этом нет: увы, война – это такой же труд, скорбный и опасный, но все еще труд. В итоге, у доживших к концу войны накопились неплохие суммы, особенно когда стали выплачивать «недодатки» и задержки в 1945 году за предыдущие годы. Правда, тратить их в первые годы было сильно некуда. Но вернемся к нашим послевоенным трофеям.

Какие марки бывают?

Не секрет, бензиновое горючее производят из нефти. Однако, прежде чем стать полноценным топливом, она перерабатывается на специализированных заводах. Конечный продукт обязательно должен соответствовать экологическим стандартам безопасности и качества. Для этого его очищают и присаживают специальными добавками. В результате, он приобретает горючесть, испаряемость, нужную детонационную стойкость, окислительную активность и минимум токсинов в выхлопе.

Для каждой марки топлива существует свой ГОСТ, отходить от которого производители не имеют права. Все бензины являются неэтилированными (без добавления металлсодержащих присадок).

Рассмотрим, какие сегодня, в 2020 году, в России, существуют марки бензина согласно утвержденным ГОСТ Р 51105-97 и ГОСТ Р 51866-2002 (с изменениями):

  • АИ 80. Используется в качестве топлива для грузового транспорта;
  • АИ 92. Пока еще самый «ходовой» вид горючего для легковых машин;
  • АИ 95. Премиальная марка;
  • АИ 98. Высокооктановое топливо для автомобилей с изменяемой фазой газораспределения и турбонаддувом;
  • АИ 100. Бензин с наивысшими антидетонационными характеристиками. Изначально разрабатывался для гоночных суперкаров. Применяется редко, но присутствует на многих заправках;
  • Кроме того, есть брендированные (премиальные) виды топлива.

Таковы основные марки бензинов, которые можно найти на современных заправках, и сфера их применения.

Примеры зарплат и что можно было купить

Цены в СССР способны очень удивить современную молодежь, которая может судить о них только по рассказам представителей старшего поколения. В данной статье мы приведем некоторые стоимости товаров или суммы зарплат после реформы 1961 года в СССР.

Примеры заработных плат различный категорий сотрудников:

  • Бухгалтер в бaнке – 120 рублей
  • Учитель – 132 рубля
  • Водитeль троллейбуса – 140 рублей
  • Старший преподаватель (который не имел ученой степени) – 170 рублей
  • Судья – 210 рублей
  • Лейтeнант – 230 рублей
  • Доцент (имеющий ученую степень) – 320 рублей.

Одного рубля хватило бы в то время, чтобы оплатить:

  • 4 бухaнки белого хлеба (весом около килограмма)
  • полноценный комплексный обед в столовой
  • 33 стакана лимонада с сиропoм
  • поездку автостопом на 100 километров
  • 50 звонков, совершенных из телефона-автомата
  • 5 стаканчиков мороженого «Пломбир» или 10 стаканчиков молочного мороженого
  • 100 коробков со спичками
  • 5 литров разливного молока
  • 2 бутылки довольно приличного пива
  • 20 пoхoдов в кино на дневной сеанс
  • 8 пачек сигарет «Памир»
  • в конце лета 6 килограмм арбуза или 3 килограмма дыни
  • одно суточное койко-место «дикарем» на юге в курортный сезон
  • 5 походов в мужскую баню или парикмахерскую

За три рубля можно было позволить себе:

  • обед на одного в ресторане
  • хорошую книгу
  • обед на 5-6 человек в школьной или заводской столовой
  • игрушку отечественного производства
  • бутылку неплохого вина (например, «Крымского»)
  • пачку импортных сигарет
  • культпоход всей семьей в выходной день (включая перекус)
  • если такая сумма была у ребенка в кармане, другие дети ему жутко завидовали

За пять рублей человек мог приобрести или оплатить:

  • бутылку водки (с закуской)
  • килограмм вырезки с рынка или два килограмма мяса из магазина
  • поездку на такси
  • килограмм хороших конфет
  • почти всю квартплату на семью

Десять рублей:

  • стоимость различных бытовых услуг
  • сумма, которую обычно занимали до получки, о ней также уже не стыдно было напомнить человеку, одолжившему деньги
  • цена дорогой технической или настольной игры (игрушки)
  • цена огромной палки дорогой колбасы

Двадцать пять рублей обеспечивали человеку:

  • кутеж в ресторане «по полной»
  • услуги дорогой проститутки
  • билет на самолет (местные авиалинии)

Пятьдесят рублей составляла:

  • стоимость подросткового велосипеда
  • стипендия студента-хорошиста
  • маленькая пенсия
  • профсоюзная путевка на 2 недели в Приэльбрусье (30 рублей)

Сто рублей:

  • сумма месячной зарплаты инженера-выпускника ВУЗа (оклад в 120 рублей)
  • стоимость авиабилетов в обе стороны на юг
  • сумма хорошей пенсии

Далеко не все можно было найти на полках советских магазинов, даже если вы хорошо зарабатывали.

Велосипеды и автомобили

Велосипедов было у немцев много. |Фото: birzha-kursk.ru.

Пожалуй, одна из самых полезных вещей, которую мог привести красноармеец домой. Конечно, рассчитывать на автомобиль солдат или сержант не мог. По большому счету не светила машина и большинству лейтенантов и капитанов.

Автомобилей было не так много, а потому полагались они только высшему командованию или особо отличившийся на руководящих и командных постах. Сержанты могли еще рассчитывать на мопед или мотоцикл, однако только приличии особых заслуг перед Родиной.

При этом большинство простых солдат и сержантов могло получить велосипед! Благо, в Германии к 1945 году только в распоряжении вермахта их было около 3 млн штук. Почти половина – немецкого производства. Остальные были конфискованы немцами в 1939 году в покоренных странах Европы.

Повышения цены

Изменений по годам было несколько. И первое повышение фиксированных цен произошло в начале 70-х. Затронуло оно все марки топлива, за исключением А-76. К примеру, бензин АИ-93 прибавил в цене пять копеек.

Но наиболее ощутимое для населения повышение стоимости бензина произошло сперва в 1978 году, а затем ещё спустя три года. В обоих случаях ценник был увеличен сразу в два раза. Люди, заставшие те времена, очень часто вспоминают, что государство поставило их перед выбором: либо заправиться, либо купить литр молока за эти же деньги.

На этом повышения цен окончились, и установленный в 1981 году прейскурант продержался неизменным вплоть до последнего дня существования СССР.

Что такое октановое число?

Далее, переходим к цифрам в маркировке топлива. Как вы уже должны были понять, они сортируют марки бензина не по годам, а по степени сжатия, после которого происходит детонация.

Разберемся, как работает двигатель. Если объяснять простыми словами, сначала в камеру внутреннего сгорания попадает горючее. Там же присутствует и воздух. Под высоким давлением они сжимаются. Далее, под воздействием искры от свечи зажигания происходит воспламенение (детонация). В это время поршень в движке как раз достигает верхней точки и продолжает свой цикл «по плану». Мотор заводится и работает, согласно заложенному на заводе алгоритму, в точном соответствии с указаниями электронного блока управления. У кого-то по родному, заложенному заводом циклу, у кого-то по прошитому под Евро2 и другие стандарты.

Однако, если в машину залили топливо с некорректным октановым числом, упомянутая выше детонация может произойти раньше или позже. Чем выше ОЧ, тем активнее бензиновая смесь сопротивляется детонации (отсрочка по времени между искрой и взрывом).

Поэтому движки, которым нужно высокооктановое горючее, не должны «питаться» низкооктановым, и наоборот. Это приведет к повышенному износу агрегатов, образованию нагара, сильному расходу топлива и другим негативным последствиям.

Бензин, который получается после перегонки нефти, имеет ОЧ на уровне 60 единиц. Поднять число помогают спиртовые и эфирные присадки (оксигенаты). Их еще называют антидетонаторами.

Выводы:

Итак, исходя из всего сказанного выше, рассмотрим, как расшифровывается, например, марка бензина АИ 95:

Это автомобильный бензин с детонационной стойкостью 95, установленной исследовательским методом.

По аналогии вы можете дать определение любой другой марке бензина. В коде, обычно, также указывается экологический класс.

Все вместе выглядит, примерно, так: АИ-95-К5.

На этом у нас все! Теперь вы знаете, что означает каждая марка бензина и какие они сегодня бывают на заправках России. Заливайте в бак только рекомендованное горючее и выбирайте проверенные, сертифицированные АЗС. Кормите «коня» здоровой пищей!

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий