Россияне ездят в казахстан заправлять автомобили, потому что там бензин вдвое дешевле (видео)

Содержание

Какие это вызовет последствия и в чем причина?

Расценки на бензин на АЗС в Казахстане стали темой для обсуждения для многих политиков, экономистов и журналистов. Планируемый акциз (9300 тенге за тонну) соответствует примерно 7,8 тенге за литр, и эти цифры не быть учтены в новых его ценах в розницу. Однако не факт, что рост стоимости дизельного топлива существенно отразится на бензиновых ценах. Такой вариант возможен, потому что в стране уже сейчас бензиновый акциз равен 10 500 тенге за тонну, то есть примерно семь с половиной тенге за литр. И это почти пять процентов от стоимости литра бензина на автозаправках в Казахстане. Проще говоря, повышение акциза на ДТ всего лишь сравняет цифры стоимости по различным видам топлива.

Увеличение акцизной ставки на ДТ обусловлено несколькими факторами:

  • Одним из них является низкая стоимость казахстанского дизельного топлива, в сравнении с соседними странами. Это влечет за собой его «утекание» на соседние рынки. Сокращение большой разницы в стоимости исключит данное явление.
  • Вторым фактором является импорт. Акциз связан с повышением его притягательности для поставок в другие страны в летнее время, в связи с сезонным увеличением потребления этого топлива в данный период. Согласно статистическим данным, каждый год Казахстан импортирует до пятисот тысяч тонн ДТ.
  • Еще одним фактором выступает сезонное колебание акцизной ставки, которое увеличивает отраслевые поступления в бюджетную казну.
  • Как фактор можно рассматривать и плавное выравнивание бензиновой цены и ДТ. Данное явление характерно сегодня для многих стран, когда стоимость бензина и дизельного топлива почти равны.

По поводу поднятия акциза, как способа защиты казахстанского топливного рынка от утечки топлива на рынки близлежащих стран, специалисты имеют неоднозначное мнение. Этот механизм защиты не очень эффективен, потому что акциз даже после увеличения все равно остается относительно низким, и не слишком сокращает разницу.

Например, в России средняя цена на горючее на автозаправках на данный момент равна 39,4 рубля за литр АИ-95 и 35, 9 рублей за литр АИ-92. ДТ при этом стоит 37,2 рубля литр. В Казахстане эти марки бензина и дизельное топливо дешевле, и чтобы сравняться, должны стоить в среднем, 216,6; 197,4 и 204,5 тенге соответственно. То есть разрыв в цене составляет почти половину. При этом российский акциз по ДТ равен 6800 рублей за тонну. Доля акцизов в розничной стоимости топлива равна пятой части по бензину и шестой по дизельному топливу.

В Казахстане положение дел в этом смысле совсем другое, и до выравнивания условий снизить объемы перетока невозможно. Более эффективным защитным механизмом являются экспортные пошлины, но это отдельный сложный вопрос.

В отличие от российской, нефтяная отрасль Казахстана не монополизирована государством, и на этом рынке свободно работают иностранцы

Например, один мужик поехал в Казахстан на своём авто. И челюсть уронил…

Потому что увидел цены на бензин в соседнем государстве, таком же нефтедобывающем и нефтеперерабатывающем. Причём на заправке такой же Газпромнефти, что и в России.

Чтобы сразу была понятна суть, 1 литр Аи-92 у казахов стоит – в пересчёте по курсу – 26 рублей примерно. В России – чуть более 40 рублей на похожей заправке.

То есть, условно, цена сырья получается примерно одна и та же. Затраты на переработку и дистрибуцию, в сущности, равны – компания ведь та же самая. Но ценники на заправке отличаются более чем в 1,5 раза!

В принципе, понятно, отчего так. Львиную долю чека c АЗС в России забирает себе бюджет.

Тут ещё не показан налог на прибыль с ВИНК, вместе с ним доля государства в цене топлива превысит 75%.

И второй момент: российская нефтяная отрасль сплошь суверенна и вертикально интегрирована. У казахов нет этой монополизации, а на рынке свободно работают иностранцы. В том числе – из России.

Справедливости ради, в сравнении со средней зарплатой, казахский бензин выходит чуть дороже российского. Но сильное ли это утешение для тех, кто вынуждены переплачивать каждый раз, когда моторное топливо льётся в пластиковые баки их стальных коней?»

Ситуация на топливном рынке страны

На 10 декабря 2018 года Республика Казахстан занимает 10 место среди стран с самой низкой ценой на топливо.

Для сравнения, Россия находится ниже 20 строчки этого рейтинга со средней ценой около 0,68 USD.

При этом ситуация на топливном рынке республики вовсе не такая радужная, как это может показаться из России. Во-первых, доходы жителей Казахстана ниже, чем у нас. Во-вторых, в стране постоянно наблюдается дефицит топлива, что связывают с рядом причин:

  1. Рост потребления бензина.
  2. Закрытие двух основных НПЗ (Шыкментского и Павлодарского) на плановый ремонт и модернизацию.
  3. «Утечка» топлива на рынки соседних государств, в связи с чем сейчас прорабатывается вопрос о временном запрете на вывоз бензина из страны.
  4. Недостаток собственных мощностей для переработки сырья.

В-третьих, цена на бензин постоянно повышается, что обусловлено уже названными причинами, а также следующими:

  1. Недостаток собственного топлива приходится восполнять российским (около 50% от всего объема потребляемого топлива, до остановки НПЗ – 30%).
  2. Государственная политика регулирования цен.
  3. Колебания нефтяных котировок на мировом рынке.
  4. Необходимость окупить затраты на модернизацию НПЗ для выпуска более качественного бензина, соответствующего мировым требованиям.
  5. Колебания курса тенге.

А есть какие-то международные стандарты, регламентирующие качество бензина?

Да. Экологический класс топлива. Это международный регламент с требованиями к составу бензина с учётом его влияния на окружающую среду.

С 1 января 2018 года в Казахстане запрещено производство и реализация бензина и дизельного топлива ниже класса Евро-4. В странах Таможенного союза (ТС) действует свой экологический стандарт «K», идентичный «Евро». Бензин класса К4 содержит 50 мг/кг серы, а К5 — 10 мг/кг. Это в 10–50 раз меньше, чем в устаревшем К2. Также, в топливе К4 и К5 в пять раз снизили долю бензола.

Сокращение количества серы в составе бензина снижает её негативное воздействие на автомобиль. При сгорании топлива образуются серная и сернистая кислоты, которые разъедают силовой агрегат двигателя, катализаторы и выпускные системы. Что касается бензола, машины на бензине К4 и К5 производят меньше токсичных выбросов с отработавшими газами в атмосферу. Уменьшается и нагарообразование в камерах сгорания и на клапанах двигателя. А ещё производство и использование бензина класса К5 исключает использование высокотоксичной присадки монометиланилина (ММА).

Как расшифровываются марки бензина – «А» и «АИ»?

Казахстанские АЗС предлагают четыре вида бензина: АИ-80, АИ-92, АИ-95 и АИ-98. Обозначение каждой марки включает три группы знаков. Буква «А» в аббревиатуре «АИ» означает, что этот бензин предназначен для заправки автомобилей (самолётам, например, не подходит). Буква «И» в той же аббревиатуре значит, что октановое число топлива определили при помощи исследований в лаборатории. За пределами СНГ результаты измерения обозначают как MON (моторный метод) и RON (исследовательский метод). Бензин, в обозначении которого присутствует буква «И», называется «высокооктановым».

Цифры 80, 92, 95, 98 в названии марок бензина обозначают октановое число.

В техническом регламенте Таможенного союза «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту», ратифицированном в Казахстане, написано, что информация о наименовании, марке топлива и экологическом классе должна быть размещена на топливно-раздаточном оборудовании и кассовых чеках, выдаваемых на заправках. Какая именно информация: наименование, марка и экологический класс топлива. По требованию потребителя продавец обязан предъявить копию документа о качестве (паспорт) топлива.

Собственные ресурсы Казахстана

Нефтедобывающая промышленность является одной из экономикообразующих отраслей РК. Первая казахская нефть была добыта 120 лет назад. В Казахстане разведано и эксплуатируется более 200 нефтегазовых месторождений. Прогноз общих запасов – 11-12 млрд. тонн. Ежегодно добывается более 620 млн. баррелей черного золота. Наблюдается устойчивая динамика увеличения добычи.

Самые большие объемы горючих полезных ископаемых добываются на западе страны:

  • Кагашан – ежегодная добыча нефти до 13 млн. тонн. Запасы составляют 4-6 млрд. тонн, из них коммерческие ресурсы – 1,3-1,7 млрд. тонн.
  • Тенгиз– гигантская нефтегазовая кладовая. Извлекаемые запасы – 0,8-1,2 млрд. тонн черного топлива. Запасы попутного газа – 1,8 трлн. кубометров.
  • Узень– месторождение нефти и газа на полуострове Мангышлак. Объем запасов сырья – 1,1 млрд. тонн.

Договоры РК с РФ и другими странами о поставках топлива

Между Астаной и Москвой в 2013 году было заключено торгово-экономическое соглашение о сотрудничестве в области экспорта углеводородов. Согласно ему, РК ввозила бензин из России без таможенных пошлин. В другие страны Казахстан экспортировать продукты нефтепереработки не мог.

В ноябре 2018 года Минэнерго РФ и РК были внесены изменения в соглашение. Изменения позволяют регулировать ввоз сырья из России в Казахстан и вывоз углеводородов из Республики за границы таможенной зоны ЕЭС.

Объемы годового экспорта сырой казахской нефти составляю около 70 млн. тонн в год на общую сумму 37,8 млрд. долларов. Крупнейшим покупателями нефтепродуктов являются Италия, Нидерланды, Швейцария и другие страны. Ежегодно Ташкент закупает до 110 тыс. тонн казахстанского нефтяного битума.

Переработка нефтепродуктов в Казахстане: объемы, себестоимость, виды нефтепродуктов

В Казахстане функционируют три крупных нефтеперерабатывающих завода:

  1. Атырауский НПЗ спроектирован под марки нефти месторождений Западного Казахстана. Мощность переработки – 36,7 млн. баррелей в год.
  2. Шымкентский НПЗ с мощностью 43,9 млн. баррелей в год, глубина переработки – 76%.
  3. Павлодарский – крупнейший из казахстанских НХЗ. Годовая мощность переработки составляет 44 млн. баррелей. Предприятие подключено к нефтепроводу Омск – Павлодар. 100% потребления завода – российская нефть.

Совокупно казахстанские заводы перерабатывают 18 млн. тонн сырой нефти в год. Произведено продукции:

  • бензина – 2800 тыс. тонн;
  • дизтоплива – 4200 тыс. тонн;
  • мазута – 3400 тыс. тонн.

Компании по производству нефтепродуктов

«КазМунайГаз» – казахстанский национальный оператор на рынке углеводородов. Его доля на внутреннем рынке горючего превышает 19%. КМГ владеет сетью АЗС и АГЗС. 210 автозаправочных станций работают в городах, а 140 – на трассах Казахстана. В год на автозаправках КМГ реализуется 650 тыс. тонн бензин АИ-92 и 450 тыс. тонн солярки.

Выходит, обычному автомобилисту недоступна процедура проверки качества топлива. Но АЗС то как-то его проверяют?

Ещё одна проблема – отсутствие строгого единого контроля качества бензина со стороны государства. В лучшем случае крупные сети АЗС самостоятельно проверяют качество своей продукции на нефтебазах и автозаправках. У некоторых компаний кроме стационарных лабораторий есть и мобильные. Они тестируют бензин на АЗС по всей сети минимум раз в месяц.

В лабораторные экспресс-анализаторы загружена база с эталонными параметрами бензинов, которым должны соответствовать проверяемые образцы. Если прибор не распознаёт бензин или не может оценить некоторые его параметры, лаборант сразу об этом узнаёт. При этом библиотека образцов регулярно обновляется. Увы, такие передвижные лаборатории проверяют АЗС далеко не в каждом казахстанском городе, поэтому автовладельцам остаётся рассчитывать на проверенные заправки, где налажен внутренний контроль качества.

Каким бензином лучше заправлять автомобиль?

Оптимальное октановое число бензина зависит от степени сжатия двигателя вашего автомобиля. В идеале заправлять машину надо той маркой топлива, которую рекомендует производитель. Эту информацию можно найти в инструкции по эксплуатации или уточнить в сервисном центре.

Бензин на заправках не всегда соответствуют заявленному октановому числу. Детонацию в двигателе предотвращает специальный датчик. Это устройство, как микрофон, улавливает изменения в работе мотора. Если под видом 95-го бензина вам залили 92-й, система автоматически скорректирует работу мотора, чтобы предотвратить детонацию. Датчик подаст сигнал на электронный блок управления двигателем, а тот подстроит режимы подачи топлива и зажигания. На низких и средних оборотах водитель не почувствует разницы в топливе, но сильно разгоняться тоже не стоит. Датчик может и не справиться.

Если ваш автомобиль рассчитан на АИ-92-95, а вы заправили его бензином с большим октановым числом, хуже двигатель работать не будет – немного снизится расход топлива, но мощности не прибавится. А вот владельцам старых машин, рассчитанных на низкооктановое топливо (АИ-80), резко менять бензин не рекомендуется.

Правдивы ли «обвинения»

До 2018 г. доля бензина Российской Федерации в общем объеме казахстанского ГСМ составляла только 30%. После проведенной в 2019 г. модернизации трех главных нефтеперерабатывающих заводов появились излишки. Такие данные привел «КазМунайГаз», который заявил, что сегодня в РК производится бензина на 24% больше реальных рыночных потребностей.

Рейтинг сайта globalpetrolprices.com подтверждает: цены у нашего южного соседа, действительно, являются одними из самых низких в мире. Страна занимает 10 место по стоимости топлива для автомобилей. Её обгоняют: Венесуэла, Ливия, Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Туркменистан, Иран, Катар и Бруней.

Если пересчитать на мировые масштабы: в Республике он стоит 0,39 $ за литр. Для сравнения, средняя цена этого топлива на планете составляет 0,97 $ за л.

Если всё топливо, которое продаётся в Казахстане, должно соответствовать единому стандарту, почему оно продаётся по разным ценам?

Разница цен на бензины возникает из-за особенностей их производства. К примеру, изготовление топлива марки АИ-98 требует более сложных технологий, чем АИ-92. Продвинутый НПЗ может производить качественный бензин АИ-92 фактически без октаноповышающих присадок. Чтобы получить бензины АИ-95 и АИ-98, понадобятся эфиры. При этом базовый бензин должен обладать относительно высоким октановым числом и пройти вторичные стадии обработки до смешения топлива с присадкой.

На деле же автовладельцев нередко обманывают. На АЗС под видом высокооктанового бензина могут продать низкокачественное топливо, разбавленное токсичными присадками, или смесь из разных марок. Определить качество бензина до заправки в бензобак и без пары километров хода практически нереально, и, хотя существуют бытовые экспресс анализаторы, они не гарантируют точную оценку октанового числа. Такие устройства настроены на определённые параметры топлива. Учитывая, что каждый НПЗ выпускает свой нефтепродукт, анализатор может не распознать незнакомый бензин. Поэтому рекомендуем заправлять автомобиль преимущественно на проверенных АЗС с хорошей репутацией.

Что означает октановое число «80», «92», «95» и «98», которое мы видим, когда покупаем бензин?

Октановое число – главная характеристика бензина, которая говорит о его детонационной стойкости. Бензин попадает в двигатель, сгорает и за счёт этого приводит автомобиль в движение. Если октановое число высокое, бензин в цилиндре двигателя загорается в нужный момент и толкает поршень с нужной силой. Но если октановое число топлива ниже, чем требуется автомобилю, бензин сгорает слишком быстро и детонирует, то есть взрывается, нарушая рабочий цикл двигателя. Такие взрывы приводят к ускоренному износу двигателя.

Детонационная стойкость всех марок бензина вычислена в лабораторных условиях и складывается из содержания в топливе изооктана и н-гептана. Изооктан почти не взрывоопасен – это эталон, детонационная стойкость которого берётся за 100 условных единиц. Н-гептан, напротив, может воспламениться при малейшем повышении давления. Его детонационная стойкость равна 0. Поэтому в составе АИ-92 условно содержится 92% изооктана и 8% н-гептана.

Возможность будущего снижения стоимости

Аналитики считают, что, несмотря на меняющиеся рыночные условия, такие цены сохранятся в течение всего 2020 г. Они не должны отображаться на себестоимости продуктовой корзины.

Нефтеперерабатывающие заводы Республики не участвуют в дальнейшей судьбе своего производного. Они работают по так называемой давальческой схеме.

Суть заключается в следующем: поставщик нефти (давальщик) приобретает сырье для его отправки заводам. НПЗ изготавливают соответствующие продукты из материалов. Интересно, что продукция даже на этом этапе остается собственностью давальщика. Он же в последующем самостоятельно реализует все получаемые в результате переработки продукты.

После наращивания собственного производства можно заявлять о тенденции к снижению цены – прогнозы в ролике канала Мир 24:

Полезная информация! Как получить компенсацию с АЗС за некачественный бензин.

Авторы Гайдпарка

  • Милостивый Владыка Грядущего

    О советском равенстве

    Читать полностью

  • Magdim

    США обновили рекорд смертей от передозировок

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Американцы высадились на Луну. Откуда об этом узнали в СССР

    Читать полностью

  • Alejandro Amorales

    Российский гиперзвуковой комплекс «Авангард» развил скорость до 28 Махов

    Читать полностью

  • Уксуc пельмень

    Германия достроила газопровод “Северный поток-2”

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    В станице Полтавской 88 лет назад началось массовое выселение полтавчан

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Путин одобрил важный проект Мишустина-Белоусова

    Читать полностью

  • 𝕁𝕒ℕ𝕖𝕐𝕒

    Спецоперация «Кoвид» может плохо кончиться для её организаторов

    Читать полностью

  • Клон Дьявола

    К войне готовы

    Читать полностью

  • Александр Ожегов

    Как США и Украина на Генассамблее ООН пытались реабилитировать фашизм

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    Савченко после выступления: Путина Украина распадется

    Читать полностью

  • БонапартВиссарионович Македонский Вольфович

    «Автоваз» начал производство нового внедорожника Lada Niva Travel

    Читать полностью

Общее понимание вопроса

Владельцы транспортных средств уже привыкли, что цены на бензин в РФ растут постоянно. Правительство каждый раз приводит различные правдоподобные причины для такой тенденции. Однако стоит проехать пару километров до ближайшей заправки от казахстанско-российской границы по территории РК, как аргументы «разбиваются» о цифры с ценником топлива.

Негодование наших граждан объяснимо: у соседа за копейки продается отечественный бензин. Более того, подобной продукт можно купить в казахстанских «дочках» компании РФ «Газпромнефть». И ведь в эту цену уже заложена экспортная пошлина.

Чтобы предотвратить массовые перевозки углеводородов из Казахстана в Россию, в августе 2019 г. Министерство энергетики соседней страны установило ограничения. Действует лимит на вывоз – не более 20 литров в канистре на человека.

Про нефть и налоги

– Сколько стоит добыть в Казахстане нефть?

– Структуры расходов нефтедобывающих компаний зачастую сильно отличаются, поэтому разница в себестоимости может быть весьма существенной. Цены находятся под влиянием глубины переработки, стоимости транспортировки до НПЗ и пр.

– Можете назвать какую-то конкретную цифру, либо диапазон «от и до»?

– Нет.

– Это секретная информация или тоже нужна работа десятка госорганов?

– Профессиональный специалист в этой сфере никогда не даст конкретную цифру, ее просто нет. А диапазон слишком широк. Не все нефтяники находятся в одинаковом положении, у некоторых условия более выигрышные. Да и вообще, очень много разных факторов влияют на стоимость добычи.

– 70% розничной цены российского бензина – налоги, акцизы и тому подобное. А в Казахстане?

– Величина акцизов на бензин в Казахстане официально публикуется: пять тысяч тенге за тонну. Из них 4500 тенге платит оптовик, а 500 — отдает розница.

Высокое октановое число говорит о том, что бензин качественный?

Октановое число – это только одна из характеристик топлива. Для повышения октанового числа используются различные присадки. Раньше широко использовался тетраэтилсвинец, но он ядовитый, сильно загрязняет атмосферу и быстро выводит из строя каталитические нейтрализаторы и датчики, без которых не эксплуатируется ни один современный автомобиль. Ещё один популярный вид присадок – ферроценн – образовывает налёт на свечах зажигания, из-за чего они быстро выходят из строя.

Современные нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) чаще используют более экологичные и относительно безвредные для машин присадки на основе эфиров или спиртов. Но они подходят только для высокооктанового топлива, потому что если содержание эфиров и спиртов в топливе превысит 15%, топливо начнёт разъедать резиновые и пластиковые патрубки и датчики.

А как вообще производят современный бензин?

Бензин – это нефтепродукт, состоящий изуглеводородов с примесями серных, азотных, кислородосодержащих соединений. Важнейшая задача при производстве – достигнуть баланса легких и тяжелых фракций углеводородов, от которого зависит испаряемость топлива.

Самый простой и архаичный способ производства бензина – прямая перегонка. Нефть нагревают, чтобы отделить легкие фракции (светлые углеводороды) от тяжёлых – они испаряются и выпадают в виде конденсата. При прямой перегонке из литра нефти обычно получается всего 150 мл бензина с низким октановым числом до 65 единиц. Чтобы получить из него АИ-92, полуфабрикат разбавляют присадками, повышающими октановое число. Но даже с добавлением присадок, качество такого топлива оставляет желать лучшего.

Крупные НПЗ перешли на многоступенчатое производство. В Казахстане топливо на трёх главных НПЗ производят с применением технологий каталитического крекинга и риформинга. Октановое число и качество бензина значительно выше, чем в первом случае. К примеру, процесс риформинга может повысить октановое число нефтепродукта до 97-98 единиц по исследовательскому методу. Но топливные присадки всё ещё нужны.

Цены на бензин в других странах

СтранаПериодФакт. значениеПред. значение

Камбоджа

ноя. 2020 0.76
USD/литр
0.75

Китай

ноя. 2020 0.6
USD/литр
0.6

Индия

ноя. 2020 1.1
USD/литр
1.09

Израиль

ноя. 2020 1.61
USD/литр
1.6

Пакистан

ноя. 2020 0.63
USD/литр
0.65

Южная Корея

ноя. 2020 1.2
USD/литр
1.17

Вьетнам

ноя. 2020 0.62
USD/литр
0.61

Индонезия

ноя. 2020 0.46
USD/литр
0.44

Япония

ноя. 2020 1.28
USD/литр
1.28

Казахстан

ноя. 2020 0.4
USD/литр
0.4

Ливан

ноя. 2020 0.78
USD/литр
0.8

Малайзия

окт. 2019 0.5
USD/литр

Филиппины

ноя. 2020 0.96
USD/литр
0.89

Катар

ноя. 2020 0.33
USD/литр
0.34

Сингапур

ноя. 2020 1.46
USD/литр
1.43

Таиланд

окт. 2020 0.94
USD/литр
0.92

Оман

ноя. 2020 0.48
USD/литр
0.48

Азербайджан

ноя. 2020 0.53
USD/литр
0.53

Кувейт

ноя. 2020 0.28
USD/литр
0.28

Саудовская Аравия

ноя. 2020 0.42
USD/литр
0.42

Бахрейн

ноя. 2020 0.37
USD/литр
0.37

ОАЭ

ноя. 2020 0.49
USD/литр
0.49

Какие цены в разных городах

Нехватка бензина подталкивает его стоимость вверх. Данная тенденция, вероятнее всего, сбережется, по крайней мере, до момента завершения профилактических работ на вышеупомянутых нефтеперегонных заводах.

На сегодняшний момент дешевле всего бензин продается в:

  • Караганде – там цена литра колеблется в пределах 146-158 тенге;
  • Нур-Султане – от 150 до 157;
  • Павлодаре – 147-155;
  • Темиртау – 150 – 152;
  • Усть-Каменогорске – 150-155.

Наиболее дорогое топливо в Байконуре (от 162 до 182 тенге). Чуть дешевле оно в Жезказгане (177-178 тенге). В Экибастузе и Сатпаеве горючее продается в пределах 160-165 тенге.

Сколько стоит литр бензина в Алматы? Здесь показатель максимально соответствует приведенным вышесредним значениям по столице (Нур-Султану). В провинциальных центрах цены немногим выше – проблема в том, что тут спрос удовлетворен хуже всего.

Скорее всего, приведенная выше разница сохранится недолго – цены в республике начнут постепенно выравниваться, ориентируясь на верхний показатель.

Цену на казахстанский бензин высчитывают по методике

– Мы можем посмотреть всю цепочку ценообразования от производителя нефтедобывающих компаний до конечного потребителя?

– У нас есть методика расчета внутренних цен на нефтепродукты, на которые установлено государственное регулирование. Формула, определяющая предельные цены на розничную реализацию ГСМ, привязана к мировым ценам на нефть.

– Мы сейчас импортозависимая страна. Сегодня в республике автомобили сжигают три миллиона тонн бензина в год. Два миллиона мы производим на наших заводах. Сразу уточню: все три завода работают на полную мощность, но при этом покрывают лишь 70% внутренней потребности в ГСМ. Поэтому один миллион тонн нам приходится завозить извне. Когда нас спрашивают, почему мы чаще всего покупаем бензин в России, то ответ простой: нам выгоднее покупать в России как минимум потому, что это самый короткий железнодорожный путь и самый крупный товарооборот приграничной торговли из-за большой протяженности границ.

– Близко к нам находится и Китай.

– В рамках толлинговых операций в 2014 году к нам из Китая поступило около 200 тысяч тонн высокооктанового бензина. Так вот,  в Китае, как и в России, бензин стоит дороже, чем в Казахстане.

– Купить дороже, продать дешевле?

– Да, так и получается. Скажите, можно при таком раскладе регулировать оптовые цены?

– Из чего складывается стоимость бензина АИ95, который не регулируется государством? В сети очень много диаграмм, показывающих как формируется розничная цена на бензин в России. Мы с вами сейчас можем нарисовать что-то подобное?

– Сейчас по распоряжению министра мы работаем над этим вопросом. Чтобы ответить на вопрос: из чего складывается стоимость бензина, необходима совместная работа нескольких госорганов. Мы должны написать письмо министру национальной экономики Ерболату Досаеву, с просьбой дать расклад по его части, министру финансов Бахыту Султанову, в Таможенный комитет, в Налоговый комитет… Каждый свою часть будет делать.

– Почему до сих пор этого не сделали?

– Каждый занимается своим делом. Вы получили от нас ту часть ответа, которая находится в нашей компетенции.

Что будет дальше

Под конец прошлого года республиканское правительство приняло решение откорректировать размеры акцизных сборов. В соответствии с постановлением, действие которого началось с 1 января, они повышаются более чем вдвое. Так, если раньше взымали 10 500 тенге за тонну, то в 2020 году берут уже 24 435 тенге.

На сколько из-за этого могут вырасти цены? В правительстве уверены, что только на 10 процентов. В первой половине января никаких изменений не наблюдалось, но затем они начали ползти вверх.

Так, если ранее за 92-й бензин брали 145 тенге, то теперь он стоит до 150. Не изменились отпускные цены лишь у одного оператора – это «КазМунайГаз». Однако, вероятнее всего, в ближайшее время и здесь ситуация поменяется.

Самым жадным продавцом бензина оказалась сеть Sinooil. Тут за литр теперь прос6ят ровно 150. Немного дешевле топливо на заправках:

  • «Газпрома;
  • «Royal Petrol»;
  • «Helios».

Там еще реально найти горючее по 149 тенге за литр.

В отличие от бензина, межсезонный дизель не подорожал. Так, самый дешевый сейчас реализует «КазМунайГаз» – 190 тенге. Заправки «Газпрома» продают литр этого вида горючего за 194 тенге.

Серьезнее всего выросла стоимость бензина на небольших АЗС – их владельцы прибавили к прошлогоднему ценнику сразу 7-8 тенге.

Правительство уверяет, что с его стороны делается все, чтобы стабилизировать положение. При этом подчеркивается, что уменьшение акциза даже не рассматривается. Деятельность в основном направлена на ликвидацию дефицита горючего. Для этого в экстренном порядке заключаются договоры на поставку его из-за рубежа. Такое соглашение, в частности, уже подписано с компанией KMG Trading. Данный импортер согласился на начальном этапе завозить бензин без накруток.

Даже если правительству удастся насытить рынок, рост цен все же прекратить не удастся. По всем признакам видно, что стоимость бензина понемногу выходит на уровень соседних стран.

Прогнозы на топливном рынке

После запуска модернизированных нефтеперерабатывающих заводов ожидается, что дефицит топлива, который сейчас перекрывается за счет российского бензина, будет исключен. Мощность НПЗ увеличится с 14,5 до 16,6 млн тонн в год. При этом эксперты утверждают, что необходимо пересмотреть налоговую политику в нефтесбыте, чтобы добытчикам было не менее выгодно продавать нефть на переработку собственным заводам, чем сбывать её за границу.

Отремонтированные заводы будут выпускать бензин класса К4 и К5, что не только соответствует европейскому уровню, но и позволяет снизить вред, наносимый экологии, а также понижает износ автотранспорта.

Существенного снижения цен на бензин не ожидается даже после окончания программы модернизации. С одной стороны, стоимость переработки нефти снижается, но при этом выпуск более качественного топлива требует больших затрат. Кроме того, рассматривается вопрос о строительстве нового нефтеперерабатывающего завода, работа которого сможет полностью закрыть вопрос о дефиците бензина. Постройка его может обойтись государству от 6 до 10 млрд долларов, что также отразится на цене. Поэтому следует ожидать только повышения цен, которые, по некоторым прогнозам, через несколько лет достигнут российского уровня.

Что ещё нужно знать при поездке из России в Казахстан на собственном транспорте

Казахстан, хоть и дружественное нам, но все же отдельное государство, поэтому необходимо учесть некоторые моменты при его посещении.

  1. Пересечь границу можно как с российским, так и с заграничным паспортом.
  2. При путешествии с детьми необходимо иметь разрешение на пересечение границ РФ от родителей в случае, если сопровождает один родитель или поездка происходит с другими родственниками.
  3. При себе нужно иметь свидетельство о регистрации транспортного средства.
  4. Если машина управляется по доверенности, должна стоять отметка, что имеется право выезда за границу РФ.
  5. Права на вождение подойдут и российские.
  6. Желательно иметь диагностическую карту на автомобиль.
  7. Если ввозится животное, может потребоваться ветеринарный паспорт.
  8. Российская страховка в Казахстане не действительна. При въезде следует оформить местный страховой полис. Штраф за его отсутствие – 12025 тенге (2150 рублей), если полиса нет с собой, или – 24050 тенге (4300 рублей), если его нет вообще. Страховка обойдется дешевле (около 1500 рублей на 2 недели).
  9. Штрафы за нарушения здесь совсем не маленькие, а штрафует местная полиция весьма охотно.
  10. Времени на пересечение границы днем уходит около двух часов, ночью – около получаса.
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий