Квалификационные категории учителей

Структура рабочего времени учителей

Следующий момент, касающийся рабочего времени учителей, – это его неоднородность. Законодательно учтено, что в течение рабочего дня часть времени будет отдано учебной (преподавательской) нагрузке, а часть – чему-то еще. Примерный перечень видов такой деятельности для педагогов есть в ч. 6 ст. 47 № 273-ФЗ, он открытый, т. е. кроме перечисленного, в конкретном образовательном учреждении по определенной должности может быть предусмотрен еще какой-то функционал для педагога. Или может не быть чего-то, что есть в этом перечне – это опционная деятельность учителя, она устанавливается трудовым договором и должностной инструкцией, но основной деятельностью, конечно, является непосредственно преподавательская или учебная.

Сейчас в законодательных актах чаще встречается словосочетание «преподавательская деятельность» (нагрузка). Однако наряду с ним употребляется и прежний термин «учебная нагрузка» (деятельность). Он же используется в ТК РФ.

Понятие учебной нагрузки важно еще и потому, что именно по ней устанавливается ставка заработной платы. Поэтому закон обязывает прописывать в трудовом договоре каждого преподавателя не только общее рабочее время, но и нормы часов педагогической работы, которые будут привязаны к окладу

Кстати, изменять просто так, по собственному желанию, величину учебной нагрузки работодатель не может: все вопросы, связанные с изменением и верхним пределом преподавательской деятельности решает только Минобрнауки России (ч. 2 ст. 333 ТК РФ).

Таким образом, говоря о рабочем времени и трудовых обязанностях учителей, следует выделить несколько ключевых моментов.

Во-первых, само рабочее время, которое у педагогических работников имеет сокращенную продолжительность: не более 36 часов в неделю, а часто меньше. Точную продолжительность можно узнать в Приказе № 1601.

Во-вторых, важным понятием является преподавательская (учебная) нагрузка, которая включается в рабочее время наряду с другими видами работы, но играет определяющую роль.

И, в-третьих, понятие нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы. Этот термин подразумевает, что главным при определении размера оплаты труда преподавателя является не норма рабочего времени, как в большинстве случаев, а норма учебной нагрузки.

Учебную нагрузку для преподавателей устанавливает все тот же Приказ № 1601. Для различных преподавательских должностей норма учебной нагрузки может составлять 18, 20, 24, 25, 30, 36 часов в неделю. А преподавателям образовательных учреждений, реализующих программы начального профессионального и среднего профессионального образования, норма установлена в 720 часов в год.

Из приведенного примера видно, что предусмотренная учебная нагрузка меньше общего установленного рабочего времени. Это связано с тем, что преподавателю нужно выполнять еще и другие обязанности, о которых написано выше. Соотношение учебной (преподавательской) и другой педагогической работы в течение рабочей недели или учебного года устанавливается в локальном нормативном акте образовательной организации с учетом количества часов по учебному плану, специальности и квалификации работника.

Как рассчитывается пенсия

У преподавателей, которые выходят на пенсию по выслуге лет, действует особый порядок расчета пенсии. В зависимости от их категории, региона проживания и других факторов, пенсия может составлять от 40% до 70% их ежемесячного заработка.

На размер пенсии влияют: количество отработанных часов, категория, наличие почетных званий и премий, размер учебной нагрузки, повышающие коэффициенты. К последним, в частности, относится трудовая деятельность в некоторых сложных и опасных районах страны. Учитывая все эти условия, средняя пенсия педагогов в регионах с самой высокой зарплатой составит: на Дальнем Востоке — 18 000 рублей; на Чукотке — 35 000 рублей; на Сахалине — 25 600 рублей; на Камчатке — 24 800 рублей; в Москве — 19 100 рублей; в Ямало-Ненецком автономном округе — 34 000 рублей; в Ханты-Мансийском АО — 24 700 рублей; в Мурманской области — 18 900 рублей.

Что же касается остальных субъектов РФ, где зарплаты преподавателей не превышают 20 000 рублей, средняя пенсия без надбавок не дотянет и до десяти тысяч рублей. То есть, в некоторых регионах педагог на пенсии не получит даже прожиточного минимума. Именно поэтому большинство учителей в нашей стране продолжают работать и на пенсии.

Напомним, стали известны вакансии с зарплатой до 500 тысяч рублей.

По материалам дзен-канала «Ветеран труда»

Топ-10 регионов РФ по числу учителей на 1000 жителей

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Республика Тыва

6 716

20,51

Республика Алтай

3 992

18,13

Республика Саха (Якутия)

17 137

17,63

Чеченская Республика

25 636

17,34

Республика Калмыкия

3 944

14,55

Чукотский авт. округ

724

14,40

Ненецкий авт. округ

619

14,03

Республика Дагестан

41 692

13,40

Республика Ингушетия

6 765

13,34

Курская область

13 311

12,06

Рейтинг регионов в разрезе федеральных округов

Центральный федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Курская область

13 311

12,06

Орловская область

7 659

10,44

Тамбовская область

9 681

9,62

Белгородская область

14 242

9,19

Брянская область

10 284

8,62

г.Москва

108 954

8,59

Костромская область

5 372

8,48

Смоленская область

7 651

8,18

Липецкая область

9 207

8,08

Рязанская область

8 886

8,01

Тверская область

10 093

8,01

Тульская область

11 234

7,66

Воронежская область

17 542

7,55

Ярославская область

9 432

7,53

Калужская область

7 531

7,51

Московская область

52 307

6,80

Владимирская область

8 955

6,59

Ивановская область

5 812

5,83

Северо-Западный федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Ненецкий авт. округ

619

14,03

Республика Коми

8 308

10,13

Республика Карелия

5 809

9,46

Архангельская область без авт. округа

10 035

9,19

Псковская область

5 442

8,69

Вологодская область

9 499

8,19

Мурманская область

5 902

7,96

г.Санкт-Петербург

40 148

7,44

Новгородская область

4 391

7,36

Калининградская область

6 675

6,59

Ленинградская область

11 543

6,15

Южный федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Республика Калмыкия

3 944

14,55

Республика Крым

16 603

8,68

Республика Адыгея

3 959

8,55

Волгоградская область

18 953

7,61

Астраханская область

7 571

7,53

Ростовская область

30 391

7,24

Краснодарский край

38 184

6,73

г. Севастополь

2 975

6,62

Северо-Кавказский федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Чеченская Республика

25 636

17,34

Республика Дагестан

41 692

13,40

Республика Ингушетия

6 765

13,34

Карачаево-Черкесская Республика

5 240

11,26

Республика Северная Осетия — Алания

6 664

9,56

Кабардино-Балкарская Республика

7 984

9,19

Ставропольский край

19 624

7,00

Приволжский федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Удмуртская Республика

15 091

10,05

Республика Башкортостан

36 536

9,05

Республика Мордовия

7 094

8,98

Оренбургская область

17 494

8,94

Республика Татарстан

34 540

8,85

Республика Марий Эл

5 748

8,46

Пермский край

21 657

8,33

Чувашская Республика

10 059

8,26

Кировская область

10 165

8,05

Саратовская область

19 228

7,94

Ульяновская область

9 552

7,77

Пензенская область

9 817

7,52

Нижегородская область

22 606

7,06

Самарская область

20 326

6,39

Уральский федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Ямало-Ненецкий авт. округ

6 247

11,47

Ханты-Мансийский авт. округ-Югра

16 294

9,73

Курганская область

7 997

9,67

Челябинская область

27 824

8,03

Свердловская область

33 471

7,76

Тюменская область без авт. округов

11 890

7,73

Сибирский федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Республика Тыва

6 716

20,51

Республика Алтай

3 992

18,13

Республика Хакасия

5 526

10,34

Красноярский край

28 202

9,84

Иркутская область

23 063

9,64

Алтайский край

21 074

9,09

Томская область

9 783

9,06

Новосибирская область

24 153

8,63

Омская область

15 873

8,24

Кемеровская область

19 413

7,30

Дальневосточный федеральный округ

Субъект РФ

Число учителей, чел.

Число учителей на 1000 жителей

Республика Саха (Якутия)

17 137

17,63

Чукотский автономный округ

724

14,40

Забайкальский край

11 847

11,18

Камчатский край

3 144

10,04

Республика Бурятия

9 486

9,62

Амурская область

7 226

9,15

Сахалинская область

4 338

8,88

Магаданская область

1 234

8,80

Еврейская автономная область

1 380

8,72

Хабаровский край

10 776

8,19

Приморский край

13 000

6,86

Использованные данные Росстата:

✓Численность населения по основным возрастным группам на 1 января 2020 года.

✓Численность педагогических работников образовательных организаций общего образования в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам Российской Федерации за январь-июнь 2020 года.

Повышение зарплат в 2018 году по регионам

В таблице представлены данные Росстата о повышении зарплат педагогам по различным регионам страны, а также средние данные по Российской Федерации.

Субъект 2017 г Январь 2018 г. Рост на начало 2018 года Июнь 2018 г Рост за I полгода
г. Москва 75783 руб 80646 руб 106,42% 83679 руб 103,76%
Центральный федеральный округ 46228 руб 48285 руб 104,45% 53767 руб 111,35%
Северо-Западный федеральный округ 40274 руб 42033 руб 104,37% 46499 руб 110,63%
Южный федеральный округ 26799 руб 27039 руб 100,90% 33149 руб 122,60%
Северо-Кавказский федеральный округ 21248 руб 21595 руб 101,63% 24439 руб 113,17%
Приволжский федеральный округ 26716 руб 27812 руб 104,10% 31889 руб 114,66%
Уральский федеральный округ 40076 руб 40855 руб 101,94% 51695 руб 126,53%
Сибирский федеральный округ 30304 руб 31880 руб 105,20% 39050 руб 122,49%
Дальневосточный федеральный округ 47198 руб 49089 руб 104,01% 61759 руб 125,81%
В среднем по России 34921 руб 36265 руб 103,85% 42226 руб 116,44%

Однако, если смотреть в разрезе конкретных областей, республик и автономных округов, можно отметить, что в нескольких регионах уровень оплаты труда учителей снизился. В частности это случилось в Мордовии и Пензенской области. В Новгородской и Белгородской областях, а также на Чукотке, повышения зарплат, по данным Росстата, не было.

Сравнение средних зарплат по регионам и городам

Субъект РФ Размер средней заработной платы по региону Размер средней заработной платы учителя
г. Москва 58760 руб 57780 руб
Ямало-Ненецкий округ 76500 руб 83175 руб
Чукотка 75400 руб 76715 руб
Немецкий округ 65370 руб 75150 руб
Ханты-Мансийский округ 56925 руб 73 190 руб
Магадан 58800 руб 73175 руб
Камчатка 52280 руб 69480 руб
Саха 49140 руб 62780 руб
Мурманск 42686 руб 57410 руб
Сахалин 53235 руб 56734 руб
Коми 39465 руб 54200 руб
Московская область 37600 руб 48235 руб
Хабаровск 34 835 руб 47830 руб
Тюмень 33715 руб 42655 руб
Красноярск 33515 руб 41725 руб
Приморский край 31694 руб 41694 руб
Санкт — Петербург 38935 руб 41725 руб
Архангельск 32585 руб 40605 руб
Хакасия 28100 руб 38630 руб
Амур 31500 руб 38320 руб
Екатеринбург 29050 руб 37050 руб
Карелия 28980 руб 36310 руб
Иркутск 30695 руб 34700 руб
Татарстан 27215 руб 33670 руб
Бурятия 27060 руб 33235 руб
Ленинградская область 31240 32 115 руб
Ярославль 24315 руб 31765 руб
Тыва 23365 руб 31515 руб
Краснодар 25440 руб 31435 руб
Вологда 26020 руб 31265 руб
Омск 25585 руб 31200 руб
Кемерово 26135 руб 31145 руб
Пермь 26230 руб 31070 руб
Томск 31415 руб 30500 руб
Рязань 23025 руб 28620 руб
Самара 24925 руб 28620 руб
Новосибирс 26120 руб 28545 руб
Ростов 22625 руб 28380 руб
Челябинск 27020 руб 28260 руб
Калининград 26010 руб 28110 руб
Липецк 22315 руб 27887 руб
Смоленск 21550 руб 27715 руб
Калуга 26950 руб 27600 руб
Ставрополь 21485 руб 26925 руб
Владимир 21875 руб 26795 руб
Чувашская республика 20275 руб 26390 руб
Алтай 22030 руб 26200 руб
Тула 24665 руб 26060 руб
Оренбург 22935 руб 25930 руб
Воронеж 22930 руб 25930 руб
Волгоград 22900 руб 25800 руб
Астрахань 22565 руб 25700 руб
Тверь 23825 руб 25690 руб
Ульяновск 20365 руб 25487 руб
Ингушетия 21170 руб 25080 руб
Новгород 24285 руб 24885 руб
Адыгея 20175 руб 24820 руб
Удмуртская республика 22770 руб 24434 руб
Псков 20343 руб 24430 руб
Башкортостан 23 580 руб 24260 руб
Орлово 20064 руб 24155 руб
Тамбов 19675 руб 23695 руб
Брянск 20240 руб 23445 руб
Белгород 22920 руб 23400 руб
Иваново 19750 руб 23040 руб
Калмыкия 19020 руб 22515 руб
Чеченская республика 21935 руб 22080 руб
Киров 20265 руб 22045 руб
Курган 20180 руб 22030 руб
Пенза 21445 руб 21770 руб
Саратов 21280 руб 21525 руб
Северная Осетия 19845 руб 21385 руб
Марий Эл 19555 20965 руб
Алтайский край 18725 руб 20140 руб
Мордовия 18700 19940 руб
Дагестан 18500 17449 руб

Привлечение к выполнению хозяйственных работ

В обязанности ребенка не входят такие действия, как мытье доски, проведение уборки в помещениях, перенос вещей и так далее. Посещая школу, ребенок должен посещать занятия, получать знания и делать домашние задания — больше он никому ничего не обязан, а все посторонние требования учителя являются необязательными к исполнению.

Стоит отметить, что некоторые запреты, указанные выше, не являются строгими, но учитель должен согласовывать их обход с родителями учеников. Например, он может договориться с родителями ребенка о его привлечении к действиям, связанным с поддержанием порядка в классе или уведомить о том, что школьник злоупотребляет использованием гаджетов на уроке — только с разрешения матери или отца он имеет право принимать меры по изъятию объектов развлечений, мешающих образовательному процессу.

Психическое и физическое воздействие

1 млрд рублей — на модернизацию столовых

В Татарстане с начала учебного года 209 тысяч учащихся начальной школы получают бесплатное горячее питание. На это выделено 860 млн рублей, 58% из них оплачивает бюджет РФ и 42% — казна республики. Хадиуллин подчеркнул, что регионы имели возможность оттянуть реализацию предложения, озвученного президентом Путиным, до 2023 года, но в Татарстане медлить не стали.

Министр отметил, что к качеству питания есть вопросы у родителей, общественности, самих детей, и самокритично признался, что «проблема до конца не решена». Но на модернизацию школьных пищеблоков республика выделила 1 млрд рублей. «Таких программ нет нигде!» — похвалился Хадиуллин. Он добавил, что в Татарстане с 2012 года реализуется программа капремонта учебных заведений, не сворачивавшаяся и во время разгула коронавируса, по которой в современный вид приводятся и школьные столовые.

В Татарстане с начала учебного года 209 тысяч учащихся начальной школы получают бесплатное горячее питание. На это выделено 860 млн рублей, 58% из них оплачивает бюджет РФ и 42% — казна республики. Фото: Дарья Турцева

Уровни спецобразования

Статистика образования утверждает, что профессиональное обучение начинается еще в школьные годы. Это происходит в соответствующих учреждениях.

Профессиональное обучение подразделяется на начальное, среднее, высшее. Для всех уровней созданы специализированные учебные заведения. Профессиональное обучение проходит в институтах, техникумах, колледжах, училищах. Оно направлено на подготовку кадров.

Начальное профессиональное обучение во времена СССР проходили в ПТУ. Инновации привели к тому, что теперь обучение проходит в профессионально-технических лицеях.

Где получить образование профессионального уровня можно еще? Отдельные ПТУ переименовались в колледжи. Поступить в такие заведения можно после 9 класса школы. Среднее профобразование дается в ссузах. Здесь более высокий уровень обучения, чем в ПТУ. Получить можно образование в возрасте от 14 лет.

Высшее профессиональное образование бывает платным и бесплатным. В учебные заведения можно поступить только после 11 класса. Однако по закону для этого нужно окончить ссуз.

Обучение студента возможно двумя способами – очным и заочным. Очная форма подразумевает ежедневное обучение в течение всего учебного года. Заочное образование происходит по большей части самостоятельно. Студенты посещают вуз лишь во время сессий, которые обычно назначаются дважды в году.

Заочное высшее образование длится дольше, чем очное. Получить его сегодня можно только на платной основе. Обучение в вузе подразумевает получение студентами профессиональных знаний, навыков. Оно учит решать задачи по выбранному профилю. Высшее государственное образование не является обязательным.

Во многих странах получить его бесплатно нельзя. Российское высшее образование пока еще предлагает бюджетные места. Но принимают учиться на бесплатной основе только тех, кто сдал хорошо ЕГЭ. Документ об образовании профессионального уровня – диплом. Отличникам вручается красный. Остальным – синий. Без высшего образования получить престижную работу в определенных сферах невозможно.

Второе высшее образование – обучение для тех, кто уже окончил один вуз. Сюда также входит система повышения квалификации. Обучение за рубежом (Америка, Европа) обычно проходят люди, которые имеют степень магистра. В России планируют унифицировать второе образование в рамках Болонского процесса. Но пока изменений не зафиксировано.

Два образования сегодня не редкость. Многие люди получают сначала одну профессию, затем по различным причинам меняют род деятельности. Это связано с безработицей и низкими заработными платами.

Последипломное образование – это аспирантура и докторантура. Здесь происходит повышение квалификации лиц, с целью получения ученой степени.

Доходы профессионалов в России

Заработки учителя русского языка и литературы зависят от тех же факторов, что и других преподавателей:

  • место жительства;
  • трудоустройство в бюджетном или частном учебном заведении;
  • стаж педагогической работы;
  • категория специалиста;
  • иногда – премии и бонусы.

В регионах России учителя зарабатывают:

  • Амурская обл. – 35000 руб. ($516);
  • Ненецкий АО – 31667 ($467);
  • Магаданская обл.– 30500 ($450);
  • Московская – 28544 ($421);
  • Мурманская – 25783 ($380).

Специалисты, проживающие в крупных городах, получают оклады в размере:

  • Москва – 60000 руб. ($885);
  • Санкт-Петербург – 30000 ($443);
  • Тюмень – 25000 ($369);
  • Комсомольск-на-Амуре – 22326 ($329);
  • Екатеринбург и Новосибирск – 20000 ($295).

Лингвисты, преподающие другие языки, в российских школах зарабатывают:

  • учитель японского – 40000 руб. ($590);
  • — / — испанского – 32667 ($482);
  • — / — китайского – 32500 ($479);
  • — / — французского – 25833 ($381).

По данным рекрутингового сайта indeed, профессионалы в Москве зарабатывают в среднем 47402 руб. ($699) в месяц.

В различных учебных заведениях их труд оценивают соответственно:

  • «Русская школа», центр дополнительного образования – 30000;
  • «Премьерский лицей», НОЧУ СОШ – 66498 ($981);
  • «Ломоносовская школа» — 56832 ($838);
  • УЦ «Годограф» — 60000 ($885);
  • Фонд «Учитель для России» – 49900 ($736);
  • ОЦ им. С.Н. Олехника – 303 руб./час ($4,4);
  • Школа «Венда» — 44725 ($660).

Средняя зарплата в бюджетных учреждениях России – 23681 руб. ($349). В частной школе специалист может зарабатывать до 120 тыс. руб. ($1770) в месяц. В гимназии платят жалованье около 85000 ($1254), в колледже – 60000 ($885), а в реабилитационной школе-интернате – 39800 руб. ($587).

Репетитор по русскому языку за 1 урок получает от 500 до 1250 руб. ($7,4 – 18,4).

Порядок получения первой категории

Особенности установления и проведения прописаны в пункте 36 части 3 Приказа Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 г. №276.

Требования к заявителю

Высокий профессионализм подтверждают такие требования к заявителю:

школьники, которых он обучает, показывают стабильные положительные результаты по предмету;

  • школьники, которых он обучает, показывают высокую степень развития интеллектуальных, творческих, физкультурно-спортивных способностей;
  • преподаватель внес личный вклад в повышение качества образования, активно участвует в работе своей школы, делится опытом со школьным коллективом.

Подача заявления

Первый шаг — подать заявление. В пунктах 27, 28 Приказа №276 от 7.04.2014 г. прописано, как получить первую квалификационную категорию учителя на основании заявления:

  • подать заявление в аттестационную комиссию лично, по почте с уведомлением о вручении, по электронной почте или через портал Госуслуги;
  • в заявлении указать категорию и должность, по которой они хотят пройти подтверждение своих профессиональных навыков;
  • заявление рассматривают в срок не больше 30 календарных дней со дня получения;
  • устанавливают срок проведения аттестации и письменно уведомляют учителя о сроке и месте ее проведения;
  • на аттестацию с начала ее проведения и до решения комиссии отводят не больше 60 календарных дней.

Бланк заявления выдают в региональном отделе образования или скачивают на сайте регионального отдела образования (организации обязаны выкладывать такие документы в открытый доступ).

Так выглядит бланк заявления при подаче его удаленно через портал Госуслуги Санкт-Петербурга:

Документы

Документы рекомендуется подавать не меньше, чем за 3 месяца до окончания срока действия полученной ранее квалификационки.

В аттестационную комиссию учитель подает такие документы:

  • заявление;
  • самоанализ результатов профессиональной деятельности (портфолио профессиональных достижений), который заверяет печатью и подписью директор школы.

Кто и как проводит

Аттестацию проводит аттестационная комиссия регионального отдела образования. Учителя аттестуют в его присутствии или без него (свое желание преподаватель отмечает в заявлении).

Решение комиссия принимает без учителя методом открытого голосования, большинством голосов. При равенстве голосов комиссия принимает решение в пользу преподавателя. По закону квалификационная категория педагогических работников устанавливается на заседании комиссии, если на нем присутствуют не меньше двух третей от общего числа ее членов.

Решение комиссии фиксируют протоколом заседания и записывают в аттестационный лист учителя. После этого решение передают на подпись и печать в региональный орган образования. Затем аттестационный лист и выписка акта органа образования высылаются директору школы, в которой работает педагог.

Если учитель прошел аттестацию, его высокий профессионализм считается подтвержденным со дня принятия решения комиссией. С этого дня учителю начисляют повышенную зарплату с учетом подтверждения его профессиональных навыков.

Если учитель не прошел аттестацию, никаких преимуществ ему не полагается. В этом случае он обязан пройти аттестацию на соответствие занимаемой должности.

Расчет заработной платы учителя

Как начисляется зарплата учителям, вам теперь уже известно. Если вы хотите самостоятельно рассчитать оплату своего труда, используйте калькулятор зарплаты учителя – 2018, который мы вам предлагаем ниже. 

Квалификация: 

  • стаж: молодой специалист без опыта работы – 30%, от 3 до 5 лет – 5 %, от 5 до 10 лет – 10 %, от 10 до 15 лет – 20 %, свыше 15 лет – 30 %. В зависимости от региона эти коэффициенты могут отличаться на 5–10 единиц. Учитывать ли стаж вообще, решает школьное руководство. Многие педагоги говорят о том, что сейчас появилась тенденция аннулировать этот пункт, чтобы вынудить пожилых учителей уйти: департаменты образования пытаются привлечь в школы молодые кадры;
  • категория: вторая – от 10 до 40 %, первая – от 25 до 50 %, высшая – 40 до 60 %. Конкретные коэффициенты зависят от региона;
  • образование: среднее специальное – 30 %, высшее – 50 %.

Компенсационные выплаты:

  • учителя лицеев и гимназий – 15 %;
  • работа в коррекционном учреждении для воспитанников с ОВЗ – 20 %;
  • преподавание в школе-интернате – 15 %;
  • преподавание в школе-интернате для детей-сирот – 20 %;
  • обучение на дому больных детей, детей-инвалидов – 20 %;
  • классное руководство в начальных классах (с 1-го по 4-й) – 15 %;
  • классное руководство в средних и старших классах (с 5-го по 11-й) – 20 %;
  • проверка тетрадей в начальных классах – 10 %; 
  • проверка тетрадей по русскому и родному языку, по литературе – 15 %; 
  • проверка тетрадей по математике, иностранному языку, черчению – 10 %; 
  • сложность или приоритетность предмета – 25 % (русский и иностранный языки, математика), 20 % (учителя начальных классов), 15 % (естественные науки, информатика);
  • заведование учебным кабинетом, лабораторией – 10 %;
  • работа с библиотечным фондом учебников – 20 %;
  • руководство методическим объединением, предметной комиссией – 15 %;
  • заведование учебными мастерскими – 35 %;
  • заведование учебно-опытными участками – 15 %;
  • обслуживание вычислительной техники – 15 %;
  • руководство кружком по духовно-нравственному и правовому воспитанию – 20 %;
  • работа с вредными, опасными и иными особыми условиями труда (например, для учителей химии, информатики) – 12 %;
  • народный, заслуженный учитель – 15 %;
  • почетный работник общего образования РФ – 20 %.

Москва:

Зарплата московских учителей – предмет зависти многих коллег из регионов. В столице педагог имеет особый род стимулирующих выплат – городские надбавки. Во-первых, 12 500 рублей в месяц за классное руководство (при условии, что в классе учится не менее 25 человек) – согласитесь, это существенно больше общепринятой надбавки в 15–20 %. Во-вторых, ежемесячная доплата 10 000 рублей за развитие проекта Московской электронной школы и за использование материалов МЭШ на своих уроках. 

Регионы:

Городские школы. Без сомнения, средняя зарплата учителя в любом регионе России ниже столичной. Даже несмотря на использование одинаковых коэффициентов, заработная плата учителя в Москве стоит особняком. Причина – изначально более низкий оклад и отсутствие «московских» городских доплат. Сам по себе базовый оклад устанавливается департаментом образования области или края. Минимальный размер – 3 749 рублей.

Сельские школы. Сразу скажем, что учителя сельских школ имеют право на несколько дополнительных выплат:

  • работа в сельской школе – 25 %;
  • одному из учителей школы с численностью учащихся до 50 человек за руководство школой – 50 %;
  • заместителю руководителя по административно-хозяйственной части школы, школы-интерната, имеющей подсобное хозяйство – 20 %.

Еще один бонус, не относящийся непосредственно к зарплате, но тоже материального характера, – это компенсация расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг. 

НСОТ против ЕТС

С 1992 года в России труд педагогов оплачивался в соответствии с единой тарифной сеткой (ЕТС). Она предназначалась для всех работников бюджетной сферы. Согласно ЕТС существовало 18 разрядов, из которых наивысшим был 18-й.

Ровно десять лет назад – с 1 декабря 2008 года – в стране ввели новую систему оплаты труда (НСОТ), отменив ЕТС. Согласно новой системе, зарплата учителя теперь состоит из трех частей:

оклад (устанавливается по уровню профессиональной квалификационной группы);
компенсационные выплаты (доплата за совмещение должностей, интенсивность нагрузки, внеурочную работу, северные коэффициенты и пр.), они установлены действующим законодательством;
стимулирующие надбавки (премии, выплаты за выслугу лет и т.д.), которые директор распределяет между сотрудниками

Важно! Если учитель работает по совместительству в нескольких учебных заведениях, он имеет право получать стимулирующие выплаты в каждом из них.. Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников

При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда»

Реформа преследовала благие цели: школьное руководство может самолично распоряжаться фондом заработной платы, поощряя самых опытных и инициативных сотрудников. При этом федеральный зарплатный фонд увеличивается на 30 % — эти средства как раз направлены на выплаты стимулирующих надбавок. Но это все в теории. В реальности же НСОТ встречает больше критики, чем похвалы. Распространено мнение, что реформа сыграла на руку лишь школьной администрации: зарплаты директоров выросли аж на 50 %, а вот рядовым учителям пришлось испытать сокращение зарплаты чуть не на 30 %. Виновато в этом нежелание руководства проводить стимулирующие выплаты. К тому же большинство педагогов не понимают принципов, на которые опирается директор при распределении стимулирующих выплат. Недостаточная информированность, естественно, порождает недовольство. В общем, получилось по принципу, высказанному Виктором Черномырдиным в бытность его председателем правительства: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».

Что выяснилось в ходе апробации системы

Новая модель аттестации проходила апробацию в российских школах последние 2 года. Самое главное, что стоит знать об этом – в ноябре 2018 года министр просвещения Ольга Васильева сообщила, что от видеосъемки уроков в ведомстве решили отказаться, так как на это нужно получать согласия родителей. Также отказались учитывать мнение выпускников.

Учителя, которые участвовали в апробации новой системы, рассказали о своих впечатлениях:

  • на первые 2 блока ЕФОМ отводилось по 10-12 дней, на последний блок – 4 часа;
  • вопросы из первого блока могут касаться не только предмета. Например, у учителя спрашивают: если кабинет оборудован в соответствии с ФГОС общего образования, какие элементы предметной среды и как он будет использовать, проводя обобщающий урок в двух разных классах, и т.д.;
  • видеозапись урока допускалась как полная (45 минут), так и фрагменты в 15 или 30 минут. Разрешено снимать урок даже на смартфон;
  • диагностическая работа проверяла знания предмета, психологии и физиологии детей. В частности, учителю предложили разработать внеклассное занятие или проверить работу ученика в соответствии с критериями ГИА.

Апробацию проводили в 104 школах 19 регионов России, всего в ней поучаствовали 619 учителей. Все их предложения обещали учесть в финальном варианте системы аттестации.

Большая часть учителей по всей России относятся к новшествам отрицательно. Конечно, главный раздражитель – обязательную видеозапись урока – обещали отменить, но претензий к новой системе все равно еще много.

В частности, приводятся такие аргументы:

  • процедура отвлечет педагогов от их главной работы – учить детей;
  • само наличие множества аттестационных процедур может говорить о недоверии к учителю и к его профессионализму;
  • новая процедура аттестации направлена не на результат (знания учеников), а на контроль процесса (доскональное знание ФГОС);
  • для оценки работ учителей в рамках ЕФОМ планируется привлекать экспертов, но это затруднительно: учителей слишком много, а тот факт, что экспертами могут быть другие учителя, вызывает вопросы об объективности процесса.

Есть ли альтернатива?

Учитывая резко негативную реакцию российских педагогов на предстоящие нововведения, все чаще вспоминают то, как построена аттестация педагогов в Москве. Там действует особый порядок, который столичный Департамент образования использует более 5 лет.

Суть «московской» системы аттестации в том, что она почти полностью автоматическая. Все данные об учениках давно есть в электронных системах – по ним оценивают и учителей. Пройти аттестацию московский учитель может буквально «в два клика» – это можно сделать с компьютера и даже со смартфона.

Учитель не должен тратить свое время на сбор документов, составление портфолио и отчетов, заполнение различных форм. Все его результаты анализируются автоматически и уже есть в городских информационных системах.

Благодаря тому, что данные в системах собираются уже давно, получается отследить и их динамику. Например, если учитель взял класс с относительно низкими показателями, и вывел их на нормальный уровень, он вполне может повысить свою квалификационную категорию.

Есть и еще более упрощенные режимы аттестации, они доступны для учителей из топовых школ Москвы, экспертов ГИА, победителей и призеров конкурсов, тех, кто имеет звание заслуженного учителя Москвы, и т.д.

Поэтому представители педагогических объединений Москвы выступают однозначно против нововведений. Они настаивают на том, что по видеозаписи урока крайне сложно оценить динамику уровня учеников, а больше баллов наберет тот, кто решит банально сделать «спектакль», где все ученики будут заранее знать содержание урока.

В связи с этим возникает вопрос – зачем нужна новая система аттестации, когда в России уже есть гораздо более успешный пример?

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий