Сколько зарабатывает учитель начальных классов

Компенсационные выплаты

В этом разделе речь идёт о более сложных условиях, в которых приходится работать учителям. Для того, чтобы их компенсировать, школьным учителям выплачивается дополнительная сумма. Примерами таких ситуаций являются следующие:

  1. Сложные климатические условия могут включать в себя работу в высокогорных или пустынных районах, на Крайнем Севере.
  2. При наличии опасных, вредных условий.
  3. Более сложные условия работы, которые могут выражаться в замещении других работников, дополнительной работе в выходные, в вечернее или ночное время.
  4. Компенсационные выплаты могут выплачиваться за те виды деятельности, когда преподавателю это сделать необходимо, но такая работа не предусмотрена его должностной инструкцией.

Стимулирующие и премиальные выплаты

Стимулирующие выплаты учитывают особые успехи, достигнутые благодаря учительскому составу школы. Примером может быть занятие на школьной олимпиаде по данному предмету призового места. Такие успехи обычно оценивают в баллах на основе заранее разработанной системы. Каждый балл при этом имеет фиксированную стоимость. Источником выплат обычно являются специальные стимулирующие фонды.

Интенсивность труда может проявляться следующим образом:

  1. Такая, которая выражается в повышении качества знаний учащихся. Это может выражаться, например, в участии в конкурсах и олимпиадах и достигнутых на них успехах.
  2. При работе с большим количеством детей, которое превышает установленные нормы.
  3. Разработка и реализация дополнительных образовательных проектов.

Премиальные — это дополнительные выплаты, которые определяются улучшением текущих показателей работы учителей. При этом может учитываться большой стаж работы или более высокие показатели, достигнутые в работе.

Отдельно рассматривается деятельность следующего рода:

  1. Когда происходит руководство исследовательской деятельностью учащихся. Учитель может помогать в работе и содействовать участию учеников в специализированных конференциях.
  2. Участие в методических мероприятиях. Преподаватель может работать в аттестационной комиссии, участвовать в деятельности методического объединения.
  3. Выполнение дополнительных задач, имеющих отношение к профессиональному документообороту. Примерами такой деятельности могут быть составление авторских рабочих планов, проведение тематического планирования.
  4. Может отмечается высокое качество выполняемых работ:
  5. Освоение инновационных технологий преподавания. Если учитель при этом проявляет мастерство, то это может послужить дополнительным основанием для материального стимулирования.
  6. Если при работе с детьми, у которых имеются недостатки развития, проводится работа на высоком уровне профессионального мастерства, при этом их включают в обычную школьную деятельность.

Выплата стимулирующих надбавок может быть разовой или регулярной. В последнем случае её могут включать в оплате в соответствии с установленными коэффициентами по отношении к базовой ставке.

Для того, чтобы исключить сложности и недопонимания в процессе определения суммы стимулирующих и премиальных выплат. Необходимо детально разработать критерии их определения и зафиксировать в Положении об оплате труда.

Из чего складывается зарплата учителя

Давайте разберемся, как рассчитывается зарплата учителя. Актуальный вопрос для любого педагога. Ставка заработной платы учителя в соответствии с новой системой оплаты труда формируется по следующей схеме. Базовый оклад умножается на сумму коэффициентов всех компенсационных выплат, в число которых входят доплаты за:

  • классное руководство; 
  • проверку тетрадей; 
  • заведование кабинетом; 
  • внеурочную работу; 
  • категорию; 
  • количество учеников; 
  • большую нагрузку. 

Это все можно представить в виде формулы. Зарплата учителя в школе = базовый оклад х (1 + сумма всех коэффициентов). 

Еще больше увеличить педагогу оклад помогают стимулирующие выплаты. Они полагаются педагогу за:

  • каждого ученика, который стал победителем или призером муниципальной, областной, всероссийской или международной олимпиады;
  • отсутствие жалоб от родителей и коллег;
  • отсутствие детских правонарушений и отсутствие или снижение количества учеников, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних;
  • высокие результаты ЕГЭ;
  • использование в работе современных образовательных технологий;
  • профессиональную дисциплину (своевременная подготовка и сдача отчетов, ведение журнала, личных дел учащихся). 

Стимулирующая часть оклада сначала рассчитывается в баллах: за каждое достижение полагается определенное их количество. Стоимость каждого балла в рублях определяет руководство школы: средства из стимулирующего фонда делятся на число всех баллов, заработанных всеми педагогами за отчетный период. Затем число баллов умножается на их стоимость. Получившейся суммой поощряют педагога. Фонд оплаты труда, из которого распределяются стимулирующие выплаты, формируется в образовательном учреждении в соответствии с нормативно-подушевым финансированием, которое зависит от количества учащихся и регионального показателя ученико-часа. Стоимость ученико-часа в каждой школе устанавливается индивидуально. Так как зарплата учителя считается именно по ученико-часам, директор вынужден формировать большие классы. Количество детей умножается на количество часов и на установленную в школе стоимость ученико-часа. 

Сколько получают учителя

Зарплата педагогов в регионах

Официальная статистика рапортует, что в среднем к началу 2020 года зарплата учителя составляет 45 608 рублей. Казалось бы не такие уж и маленькие деньги. Но в реальности все оказывается не совсем так как в отчетах.

Во-первых подобные показатели дают представление лишь о «средней температуре по подъезду». В некоторых регионах например на Дальнем востоке зарплата учителя высока, поскольку там в принципе зарплаты выше. А во-вторых в отчетах не фиксируется тот факт, что для того, чтобы выйти на эти показатели многие учителя работают по полторы ставки.  

Ниже мы приводим пять регионов в которых зарплата учителя самая высокая по стране.

Округзарплата учителя (руб)
1

Чукотский автономный округ

93 147

2

Москва

92 944 

3

Сахалинская область

71 104

4

Магаданская область

70 459

5

Камчатский край

68 154

А вот регионы, где с оплатой труда преподавателей сосем худо.

Хороший учитель запоминается на всю жизнь

Округзарплата учителя (руб)
1Кабардино-Балкарская Республика 21 612
2

Карачаево-Черкесская Республика

21 735

3 Республика Северная Осетия — Алания21 943
4

Ивановская область

22 809

5

Республика Калмыкия

23 495

По факту все бывает еще хуже. В некоторых регионах (например в Орловской области) ситуация близка к критической. Учитель высшей категории, за одну полную ставку часто получает не более 10 тысяч рублей. В том случае, если набирает себе максимум дополнительных обязанностей и нагрузок – он имеет зарплату в 16–17 тысяч рублей. Старые кадры уходят, новых молодых специалистов на такие условия привлечь просто невозможно.

Доход учителя в Москве

Мэр Москвы Сергей Собянин в конце декабря 2019 года в ходе ежегодного отчета в Мосгордуме  сказал, что средняя зарплата московского педагога составляет более 115 тысяч рублей. Больше других зарабатывают преподаватели иностранного языка и учителя математики. У этих московских специалистов зарплата около 100 тысяч рублей.

И так вполне достойное финансирование образования в столице увеличено еще на четверть. Это серьезное повышение – гордо сказал мэр. И тут с ним нельзя не согласиться. Педагоги в Москве действительно сейчас получают очень достойно.

Школы получают щедрое финансирование вне зависимости от района, в котором они находятся. При этом разброс зарплат не очень большой. Даже начинающие педагоги получают по 55–60 тысяч рублей.

Какими глазами смотрят на эту ситуацию учителя из провинции догадаться несложно…

Приблизительный расчет реальных доходов учителя начальной школы со средней квалификацией

Чтобы человеку было понятно, чего ему ожидать от работы в начальных классах, можно провести приблизительный расчет. Полученные данные актуальны на начало 2017 г. Для определения оклада возьмем следующие данные:

  • усредненный стаж работы (от 5 до 10 лет), который дает + 10% к окладу;
  • первую категорию (коэффициент 1.5);
  • полное высшее педагогическое образование, за которое полагается надбавка в размере трети базовой ставки;
  • предполагаемый преподаватель предположительно работает в обычной школе и не имеет дополнительных заслуг в виде почетных званий и ученой степени;
  • в школах устанавливаются коэффициенты за сложность предметов, однако для обычного учителя начальной школы такой надбавки не существует;
  • за классное руководство в начальной школе выплачивается 15% оклада;
  • еще 10% полагается в счет компенсации затраченного времени на проверку тетрадей;
  • ровно столько же выплачивается заведующему учебным кабинетом, он обычно имеется у учителя начальных классов.

В результате проведенного расчета получилась сумма 10115.88 рублей. Именно на такой доход стоит ориентироваться человеку, желающему работать в начальной школе.

Средняя ЗП учителей

Как видно, базовая заработная плата в школе до сих пор не дотягивает до средних показателей в регионах. Тем не менее в наше время реализуются региональные стимулирующие программы, в рамках которых учителям выплачиваются премиальные. Это позволяет существенно приблизить размеры учительских зарплат к среднестатистическим показателям. К тому же нельзя оставлять за рамками внимания регулярные обязательные премии, которые в целом служат хорошим дополнением к основному окладу.

Расчет по базовому окладу

Не во всех регионах еще перешли на НСОТ, есть такие, где сохраняется расчет, исходя из оклада. Если алгоритм, как начисляется зарплата учителям, основан на окладе и зависит от фактического объема выполняемой работы, годовая нагрузка обязательно фиксируется в трудовом договоре. В организациях среднего профессионального и высшего образования этот показатель иногда меняется по семестрам. Поэтому для каждого полугодия нагрузку рекомендуется прописывать отдельно.

По должностному окладу з/п обычно устанавливают тем педагогическим работникам, которым четко установлена продолжительность рабочего времени (ПРВ). От нагрузки она не зависит. Из приказа Минобрнауки №1601, ПРВ в сфере образования не превышает 36 часов.

Должностной оклад устанавливается педагогам-психологам, социальным педагогам, организаторам. То есть тем, кто находится на рабочем месте весь день, вне зависимости от количества уроков.

К должностному окладу иногда прибавляют компенсационные и стимулирующие выплаты.

Заработные платы по регионам

Как известно, размер зарплаты в России напрямую зависит от региона, где осуществляется трудовая деятельность. Самые высокие заработные платы получают учителя, работающие в Магаданской области, Ненецком и Ханты–Мансийском округе.

Согласно данным Федеральной службы государственной статистики за 2019 год, средняя зарплата учителя превышает среднюю зарплату по региону, в котором работает педагог. Но это касается не всех областей. В Курске учитель зарабатывает меньше средней зарплаты по субъекту федерации.

Так как статистические данные относительно зарплат учителей в России в 2020 году еще не публиковались, в таблице указаны оклады педагогов за 2020 год.

Таблица: уровень средней заработной платы учителя в 2019 году

Название субъекта РФСредняя заработная плата по региону
Белгородская область29 306
Брянская область25 332
Владимирская область30 319
Воронежская область28 643
Ивановская область23 090
Калужская область33 028
Костромская область24 631
Курская область27 426
Липецкая область28 718
Московская область54 958
Орловская область24 567
Рязанская область28 542
Смоленская область26 395
Тамбовская область25 022
Тверская область26 360
Тульская область31 418
Ярославская область29 845
г.Москва95 035
Республика Карелия36 578
Республика Коми45 630
Ненецкий авт. округ76 150
Архангельская область без авт. округа39 924
Вологодская область33 282
Калининградская область31 816
Ленинградская область44 475
Мурманская область50 995
Новгородская область28 681
Псковская область25 489
г.Санкт-Петербург54 841
Республика Адыгея24 967
Республика Калмыкия24 678
Республика Крым28 502
Краснодарский край31 209
Астраханская область28 562
Волгоградская область27 755
Ростовская область27 681
г. Севастополь30 904
Республика Дагестан22 410
Республика Ингушетия21 653
Кабардино-Балкарская Республика22 023
Карачаево-Черкесская Республика21 836
Республика Северная Осетия — Алания21 720
Чеченская Республика23 922
Ставропольский край25 272
Республика Башкортостан30 973
Республика Марий Эл24 832
Республика Мордовия23 554
Республика Татарстан (Татарстан)32 203
Удмуртская Республика30 805
Чувашская Республика — Чувашия25 710
Пермский край30 530
Кировская область25 456
Нижегородская область30 855
Оренбургская область29 118
Пензенская область26 709
Самарская область30 821
Саратовская область25 186
Ульяновская область26 426
Курганская область26 066
Свердловская область35 081
Ханты-Мансийский авт. округ-Югра63 817
Ямало-Ненецкий авт. округ91 305
Тюменская область без авт. округов45 463
Челябинская область31 967
Республика Алтай27 040
Республика Тыва31 850
Республика Хакасия32 521
Алтайский край23 812
Красноярский край39 342
Иркутская область37 482
Кемеровская область34 071
Новосибирская область33 282
Омская область29 515
Томская область36 253
Республика Бурятия34 088
Республика Саха (Якутия)58 261
Забайкальский край33 763
Камчатский край68 697
Приморский край44 129
Хабаровский край43 342
Амурская область39 629
Магаданская область77 229
Сахалинская область86 299
Еврейская автономная область36 606
Чукотский автономный округ96 598

Зарплата учителей в некоторых регионах РФ

Средняя зарплата педагога в 2020 году в Москве составляет около 90 тыс. рублей. Школьный учитель, работающий в Санкт–Петербурге, в нынешнем году получает не менее 54 тыс. рублей. В городах административного назначения в 2020 году средней заработной платой является сумма в 44 тыс. рублей.

Во многих городах и областях в 2020 году средняя заработная плата педагога не изменилась. В маленьких городах учителя получают примерно по 25 тыс. – 30 тыс. рублей. В областных центрах оклад учителя равен 20 тыс. рублей. А педагог, работающий в сельской местности, может рассчитывать на зарплату от 8 тыс. до 10 тыс. рублей.

На территории Крыма в 2020 году учитель зарабатывает не более 22 тыс. рублей.

Но стоит помнить, что величина оклада школьного учителя также напрямую зависит от таких факторов, как:

  1. Выслуга лет.
  2. Количество отработанных часов.
  3. Уровень квалификации.
  4. Наличие особых заслуг.
  5. Наличие дополнительных нагрузок (классное руководительство, дополнительная работа с детьми из малообеспеченных семей).

Согласно новой реформе, молодые специалисты будут получать одинаковую заработную плату с учителями, которые проработали в школе более 10-15 лет.

Завучи в школах Москвы зарабатывают от 50 тыс. рублей в месяц. А ежемесячный оклад директора школы просто поражает – 200 тыс. рублей. В прошлом году заработная плата руководителей школы согласно указу была поднята в 1,5 раза.

Обязанности педагога

Для начала выясним, какие конкретно обязанности возложены на плечи учителей младших классов — за какую именно работу они получают зарплату.

В задачи педагога начальных классов входит не только обучение детей базовым предметам, но и их воспитание, прививание жизненных ценностей. Ведь тот фундамент, который будет заложен на данной ступеньке, сыграет решающую роль как в дальнейшем обучении школьника, так и в формировании его личностных качеств.

Кроме того, учитель занимается проверкой выполненных учениками заданий, контролирует соблюдение ими дисциплины и внутреннего распорядка школы, составляет план обучения, занимается ведением классного журнала, ведет работу с родителями, стимулирует школьников к самостоятельной работе в рамках отдельных дисциплин, способствует развитию творческих способностей у детей, занимается их физической подготовкой.

В рамках программы начальных классов педагог передает базовые знания школьникам по следующим предметам: математика, русский язык, чтение, физкультура, религиозная и светская этика, ИЗО, музыка, природоведение, труд, иностранный язык. В школах некоторых регионов страны могут быть добавлены дополнительные предметы.

Учитель должен быть опрятным, эрудированным, спокойным, обладать высокими нравственными качествами и подавать детям пример во всем.

Лишь только обладая всеми вышеперечисленными качествами, знаниями и умениями, педагог может стать настоящим высококвалифицированным профессионалом своего дела.

Как видим, от профессионализма учителя младших классов во многом зависит то, кем станет ребенок в будущем.

Оклад учителя первой категории 2020

С декабря 2008 года постановлением Правительства № 583 («О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений») была введена новая система оплаты труда (НСОТ).

Размер базовой ставки педагогов привяжут к региональному МРОТ

Учителям в России приходится несладко. Данная категория сотрудников бюджетных организаций крайне обеспокоена размерами своих доходов, которые совершенно не соответствуют нынешним ценам в связи со сложной экономической ситуацией.

Совокупность вышепредставленных факторов, которые должны быть понятны каждому педработнику с целью защиты личных финансовых интересов, определяет реальный механизм расчета зарплаты учителю. Вместе с тем на фоне слабой разработки механизмов контроля со стороны трудовой общественности за процессом ежемесячного распределения выплат и ввиду необходимости соблюдения лимитов при внедрении форм подушевого финансирования руководители ОУ нередко вынуждены идти на сознательное нарушение отдельных законодательных норм — изменять показатели предельной наполняемости класса, осуществлять неправомерное сокращение часов учебного плана и ставок младшего педагогического персонала, что обуславливает сложность контроля текущего уровня зарплаты и размывает понимание возможностей ее повышения.

  • для педагога устанавливается оклад в размере, утвержденном региональными органами исполнительной власти, но не менее размера, действующего ранее по Единой тарифной ставке;
  • педагог имеет право на получение надбавок, начисленных за квалификационную категорию, стаж работы, уровень образования и учетной степени (при наличии).

Это интересно: Перечень льготных профессий за 2020 год сроки сдачи в 2020 году

Как фактически рассчитывается зарплата учителя в 2020 году

Еще один значимый коэффициент учителю за категорию определяется с учетом стажа трудовой деятельности, от которого было рекомендовано отказаться с целью привлечения в отрасль молодых специалистов. Вместе с тем многие регионы сохранили данный вид надбавок, максимальный показатель которых ограничен 15-20 %. Бонусом к фактической зарплате для молодых педагогов может стать уровень образования: получение степени «бакалавра», «специалиста», «магистра» дает право на установление базового оклада на уровне, предусмотренном для должностных лиц, имеющих высшее профессиональное образование.

Однако целевое повышение на 2020 г. запланировано с начала календарного года, то есть, заработные платы по-новому педагоги должны получить уже по итогам работы января. Но это не исключает и повторных перерасчетов на протяжении года, например, к 1 сентября или дню учителя. Но такие «подарки» обычно педагоги получают от местных властей.

В чем причина разницы?

Как видим, самый высокий уровень дохода имеют педагоги начальных классов Москвы. Их средний заработок составляет 45 000 рублей в месяц. Такой высокий уровень заработной платы объясняется большим количеством частных школ в столице, а также высокой региональной надбавкой.

Вслед за Москвой по уровню заработка следуют педагоги начальных классов Ненецкого автономного округа. Они имеют среднемесячный доход в размере 37 500 рублей. Эта сумма, как и заработок москвичей, превышает даже средний уровень зарплаты россиян по стране. Сравнительно высокие оклады педагогов из данного автономного округа объясняются применением к ним так называемого северного коэффициента.

Зарплата учителя начальных классов во Владимирской области — на третьем месте в России по своей величине и составляет 32 500 рублей. Это также связано с региональными надбавками.

Зарплата учителя начальных классов в Московской области составляет в среднем 30 000 рублей, что уже меньше среднемесячного дохода Россиян. Но в этом регионе также применяются сравнительно высокие региональные надбавки.

Далее по величине доходов следуют педагоги из Санкт-Петербурга, Ленинградской области и Республики Саха. Их средний заработок варьируется в пределах от 25,8 до 27,5 тыс. руб.

В Республике Хакасия, а также в Магаданской и Архангельской областях педагоги начальных классов получают столько же, сколько и в среднем по России в целом – 25 000 рублей в месяц.

Меньше всего из указанных регионов заработок у учителей в Тюменской и Волгоградской областях. Там педагоги младших классов зарабатывают в среднем соответственно 23 750 руб. и 23 417 руб.

Но даже это не предел. Во всех не упомянутых выше регионах России заработок педагогов начальных классов ещё меньше.

Особенности образовательной профессии

Казалось бы, основной обязанностью педагога является проведение уроков. Но для того, чтобы донести до учащихся информацию, научить их мыслить, использовать полученные знания, сформировать требуемые навыки, учителю приходится большое количество времени тратить на подготовку к уроку, в процессе которой он должен:

  • разработать план занятия;
  • подобрать демонстрационный материал;
  • подготовить наглядные пособия;
  • отобрать упражнения для закрепления материала.

Все эти действия относятся к методической составляющей работы педагога.

После аудиторных занятий учитель проверяет рабочие тетради учащихся, выставляет оценки, заполняет журнал.

Если в обязанности педагога входит классное руководство, то ему необходимо готовить и проводить классные часы, выстраивать систему взаимоотношений в коллективе учащихся, организовывать внеклассную работу, взаимодействовать с родителями.

Выполнить качественно весь комплекс обязанностей может лишь тот, кто выбрал профессию учителя по призванию, понимая, что рабочий день никогда не будет ограничен определенным количеством рабочих часов, а некоторую работу придется выполнять дома.

К плюсам профессии можно отнести:

  • продолжительный двухмесячный отпуск, только учителя имеют право отдыхать каждый год летом, в то время как работники других профессий не имеют такой возможности;
  • постоянные коммуникации с детьми и взрослыми, дефицита общения не бывает никогда;
  • творческие задачи, которые необходимо решать каждый день;
  • отсутствие фиксированного рабочего дня, что, несмотря на высокий уровень занятости, позволяет иметь определенную свободу, которой нет у офисных сотрудников, работающих с 9 до 18 часов;
  • в случае достижения учащимися успехов – почет и признание авторитета учителя.

В число минусов можно включить:

  • невысокую заработную плату;
  • интенсивность труда и загруженность;
  • высокий уровень ответственности не только за качество знаний учащихся, но и за жизнь и здоровье учеников, находящихся в школьных классах;
  • психологическое напряжение, возникающее при взаимодействии с трудными детьми и их родителями;
  • большое количество документации, которую необходимо регулярно заполнять.

Дополнительные деньги учителя зарабатывают, проводя занятия в качестве репетиторов с теми, кто готовится к сдаче ЕГЭ. Учителя английского языка в школе получают такой же уровень дохода, как и остальные предметники, и часто подрабатывают в качестве преподавателей на языковых курсах и в частных центрах изучения иностранных языков.

В настоящее время перед правительством стоит задача повышения престижа профессии преподавателя, привлечения в образовательную сферу молодежи. На сегодняшний день в школах большое количество учителей находится в предпенсионном возрасте. Они выходят на пенсию и продолжают преподавать, несмотря на невысокий уровень оплаты труда. Привлечение в школы молодых специалистов должно позволить решить вопрос нехватки кадров и обеспечить преемственность поколений педагогов.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий