Численность населения калининграда: динамика, особенности, качество жизни

Московский район

Московский район г. Калининграда также весьма активно развивается. Главные улицы здесь: Интернациональная, Громова, Кошевого. В районе построены современные школы, магазины. Основная проблема здесь — те же пробки. Они бывают особенно ощутимы в связи с тем, что выезд из района в центр осуществляется через железнодорожный мост, который весьма узкий сам по себе и к тому же не может обеспечивать высокую пропускную способность при интенсивном движении по причине расположения на нем трамвайных путей. До центральной части города из Московского района можно добраться на трамвае или же троллейбусе. Довольно развита сеть маршруток. Хотя продвинутой транспортной инфраструктурой в целом характеризуется весь Калининград.

Московский район города также имеет много достопримечательностей. К самым узнаваемым относится Кафедральный собор, который располагается на острове Канта. Храм является одним из символов Калининграда. В районе располагается большое количество памятников архитектуры. Именно в Московском районе развивается Рыбная деревня, которая по архитектуре соответствует стилю прежнего Кенигсберга.

Работа

В области работы мало. В таких городах как Черняховск и Гвардейск ее вообще нет. Есть работа в Гусеве, Советске, но ее мало, и она малооплачиваемая. Есть сезонная работа в Светлогорске и Зеленоградске. А в Калининграде работы очень много, но и она, как правило, малооплачиваемая. Работодатели предлагают всем от 8000 до 20 000 тысяч рублей в месяц. На зарплату выше 20 000 тысяч не надейтесь, если вы не самородок-уникум, способный что-то такое особое предложить работодателю. А зачем ему платить больше, если рабочей силы тут очень много. Вся область едет работать в Калининград, Казахстан едет на ПМЖ в Калининград, другие области России едут жить и работать в Калининград. Работников тут пруд пруди, и у работодателей выбор огромен.

Повторюсь, если вы грамотный специалист, начальник, конкурентоспособный уникум и самородок, вам предложат и 50 тысяч и 80 тысяч. Но если вы рядовой винтик в системе и простой исполнитель, выше 20 тысяч вы не получите, ну никак. Даже юристам тут предлагают 15 000 в месяц. Ситуация с зарплатами вряд ли когда-то изменится. Местные калининградцы, конечно получают больше 20 000 в месяц, как правило, но они крепко держатся за свои места и освобождать свои теплые местечки для приезжих не собираются.

Калининград город контрастов, тут люди получают в основном от 8000 до 20 000, но есть прослойка среднего класса, получают они от 20 до 50 тысяч. Таких, по моим наблюдениям, процентов 10-15, а есть топы, получающие выше 50 тысяч, их единицы. Хорошо живут логисты с блатом и талантами.

Повторюсь и это очень важно: Люди в Калининграде получают от 8000 до 20 000 рублей. Что значит получают? Такая у них зарплата

Причем зарплата серая, белая еще меньше. Но доходы значительно превышают зарплаты. Люди крутятся как могут: челночат, халтурят, колымят. Поэтому кто умеет жить, тот имеет неплохие доходы.

Конкуренция в Калининграде сумасшедшая, отсюда много лохотрона, мошенников и тренингов личного роста. В городе очень востребованы строители. Тут зарплаты как таковой нет, сколько заработаешь, столько и получишь. У меня кум-трудоголик, работает логистом, получает не буду говорить сколько, но больше 80 000 рублей, под словом получает имею ввиду доход, а не бухгалтерский квиток. Сын кума тоже трудоголик, на стройке получает от 50 до 130 тысяч в месяц. Так что если вы строитель, водитель, логист, военный, моряк и тд, то велкам, будете как сыр в масле кататься.

Портовые профессии тоже востребованы. Можно много заработать. Водители получают по-разному, в богатых компаниях можно заработать в районе 50-70 тыс.

Очень в Калининграде развит бизнес. Торгуют всем подряд, товаров и услуг море. Зять кума работает в сфере установки сантехники, получает очень много. Очень много людей связаны с посреднической торговлей с Польшей и Литвой, на этом кормится много калининградцев. Растаможка, челночное дело, спекуляция, перепродажа, закупка, посредничество и так далее, тут есть где развернуться. Некоторые молодые люди уезжают на заработки в Польшу, Литву.

Родственники и их знакомые подрабатывают в сфере услуг типа «муж на час», тут это очень востребовано, очевидно потому, что женщин в городе больше, а мужчин много военных и им не до домашнего быта. Свояченица работает преподавателем польского языка, говорит очень востребовано и хорошо такой труд оплачивается.

Когда гуляешь по Калининграду, то видно, что город разнообразный, город контрастов. Здесь есть бедные районы, есть богатые, есть средние и много еще градаций. Много дорогих иномарок, по торговым центрам видно, что народ не бедствует. С другой стороны много бедно одетых людей, причем именно бедных, а не просто скромно одетых. С области едут за любой копейкой, народ с области зачастую готов работать за копейки, люди этим пользуются.

Транспорт Калининграда

Около 90% взрослого населения Калининграда имеют заграничные паспорта, а также оформленные шенгенские визы. Многие жители имеют карточки малого приграничного передвижения, позволяющие пересекать границы с Польшей на собственном транспортен без препятствий. При этом дополнительную визу открывать нет необходимости. Заграничные паспорта местным жителям оформляются бесплатно, госпошлина не взимается.

Калининград – один из самых автомобильных городов в России. Здесь зарегистрировано более 300 тысяч транспортных средств личного пользования. Доля иномарок составляет более 80%. В Калининграде развито также водное сообщение. Здесь находится единственный незамерзающий порт в России. Сообщение производится с портами Балтии, Швеции, Германии.

Калининград – важный железнодорожный узел. С населенного пункта можно добрать до многих годов России без пересадок.

Прекрасно развит и городской общественный транспорт. Население, не имеющее собственных средств передвижения, своевременно могут добрать до пункта назначения на трамвае, троллейбусе или автобусе.

Где здесь живут

География

Больше половины населения области живет в Калининграде и ближайших окрестностях. Причины для концентрации людей такие же, как везде: доступность сравнительно высокооплачиваемых рабочих мест и инфраструктуры.

Густонаселенны и приморские города: Зеленоградск, Пионерский и Светлогорск. Там очень любят селиться пенсионеры и «дачники» покупающие квартиры, чтобы проводить отпуск у моря.

Население же большинства муниципалитетов, удаленных от моря и от центра региона, постепенно уменьшается.

Улица в центре курортного города Светлогорска

Выбирая жилье в Калининграде, стоит учитывать особенности административного деления города. Границы центра города очень плохо соотносятся с современными границами центрального района, да и остальные районы укрупнены сверх всякой меры.

Для примера: Чкаловск, формально относящийся в Центральному району, расположен чуть не сразу за въездной стелой.

В Калининграде самая старая трамвайная система в России. И трамваи могли бы спасти транспортную ситуацию, но сейчас они тут почти музейная редкость.

Жить на окраине Калининграда, планируя работать в центре города — плохая идея. Без машины это очень трудно, а с ней — времязатратно. В Калининграде мало альтернатив автотранспорту и пробки — большая проблема. Решить ее пытаются постройкой новых развязок и запуском электричек внутри города, но не слишком успешно. Ровно с первого сентября и до конца учебного года многие основные магистрали встают.

При этом качество дорог в городе и области отмечает большинство приезжих из других регионов.

Жилье

В Калининграде есть три основных типа жилья: старые немецкие дома, панельные и шлакоблочные многоэтажки советского периода и дома современной постройки.

Частный дом в районе с сохранившейся немецкой застройкой

«Немцев» очень много в некоторых городах области, вроде Немана и Советска, а в самом Калининграде — значительно меньше. Многие из них не в лучшем техническом состоянии. Зато встречаются интересные планировки, «экзотика» вроде эркера или камина и, часто, автономное отопление.

Под жилье может быть перестроено административное здание или прусская казарма.

Двор типичной советской многоэтажки в Калининграде

С панельными многоэтажками все просто: Большинство из них такие же, как по всей России. Но в городе много «гостинок» — квартир с кухней-нишей, общей площадью примерно от 10 до 16 м2. Они, чаще всего, находящихся именно в домах советской постройки.

Современное жилье — самое разнообразное. В регионе строят активно, под любые задачи и бюджет.

Популярный и необычный для остальной страны вид местного жилья — таунхаусы. Их строят в районах с малоэтажной застройкой. Такие места есть и в центре города, и на окраинах.

В современных калининградских домах, как правило, автономное газовое отопление. Это почти местный стандарт. Дело в счетах за отопление. Тариф на него не самый высокий по СЗФО — на 2020 год 2 586,47 рублей за гкал. Но топят тут от души. Учитывая среднюю температуру декабря в +2, получается не только дорого, но и некомфортно. Газовое отопление требует недешевого оборудования и регулярного обслуживания, но получается дешевле и комфортнее.

Центральный район

Крупнейший по площади из трех административных территорий, на которые делится Калининград, — Центральный район. Его особенность заключается в наличии большого количества промышленных предприятий. В числе крупнейших — «Кварц», «Балттерм». Здесь же располагается Рыбоконсервный комбинат, типография «Янтарный сказ».

В Центральном районе города можно увидеть большое количество зданий, построенных еще в Германии. Например, здесь стоит сооружение, в котором располагаются аудитории исторического факультета Университета имени Канта (ранее школы Крауса и Гиппеля). В здании, в котором ранее было полицейское управление, сейчас располагаются структуры ФСБ. Городской деловой центр размещен в здании, ранее являвшимся Северным вокзалом. В Центральном районе города можно посетить Драматический театр, а также зоопарк.

Стоит отметить, что районы г. Калининграда в современном виде существуют относительно недавно — с 2009 года. Дело в том, что ранее город был поделен не на 3, а на 5 административных единиц. В числе существовавших ранее находился Балтийский район. Калининград — город, вошедший в состав СССР в 1945 году, и уже в 1947-ом был образован данный район.

В 2009 году отдельным решением Совета депутатов Калининграда было принято решение объединить его с Московским. Другой район города, существовавший ранее под названием Октябрьский, также был образован в 1947 году. Практически одновременно с Балтийским он был объединен с Центральным. При этом с Балтийским граничило еще одно муниципальное образование до того, как претерпел отмеченные изменения в своем административном делении Калининград, — Гурьевский район. Правда, относится он не к городу, а к области, столицей которой и является.

Можно также отметить, что Октябрьский район до 1961 года именовался Сталинским. Центральный, что примечательно, был образован позже других районов города — в 1952 году, и в него вошла часть именно Сталинского. Оставшаяся часть Октябрьского (ранее Сталинского) также вошла в состав Центрального в 2009 году.

Национальный состав

Динамика национального состава по данным всесоюзных и всероссийских переписей (доля среди лиц, указавших национальность):

1959 чел.%1979 чел.%1989 чел.%2002 чел.%от всего%от указав-ших нацио-наль-ность2010 чел.%от всего%от указав-ших нацио-наль-ность
всего610885 100,00 % 807985 100,00 % 871159 100,00 % 955281 100,00 %941873 100,00 %
Русские473861 77,57 % 632717 78,31 % 683563 78,47 % 786885 82,37 % 83,14 % 772534 82,02 % 86,43 %
Украинцы35717 5,85 % 54656 6,76 % 62750 7,20 % 47229 4,94 % 4,99 % 32771 3,48 % 3,67 %
Белорусы57178 9,36 % 72465 8,97 % 73926 8,49 % 50748 5,31 % 5,36 % 32497 3,45 % 3,64 %
Литовцы21262 3,48 % 19647 2,43 % 18116 2,08 % 13937 1,46 % 1,47 % 9769 1,04 % 1,09 %
Армяне524 0,09 % 953 0,12 % 1620 0,19 % 8415 0,88 % 0,89 % 9226 0,98 % 1,03 %
Немцы648 0,11 % 1218 0,15 % 1307 0,15 % 8340 0,87 % 0,88 % 7349 0,78 % 0,82 %
Татары2202 0,36 % 3226 0,40 % 3556 0,41 % 4729 0,50 % 0,50 % 4534 0,48 % 0,51 %
Азербайджанцы194 0,03 % 664 0,08 % 1881 0,22 % 2959 0,31 % 0,31 % 3282 0,35 % 0,37 %
Поляки3287 0,54 % 4245 0,53 % 4287 0,49 % 3918 0,41 % 0,41 % 2788 0,30 % 0,31 %
Узбеки427 0,07 % 320 0,04 % 519 0,06 % 631 0,07 % 0,07 % 2245 0,24 % 0,25 %
Мордва3360 0,55 % 3678 0,46 % 3482 0,40 % 2320 0,24 % 0,25 % 1600 0,17 % 0,18 %
Чуваши2786 0,46 % 2668 0,33 % 2671 0,31 % 2027 0,21 % 0,21 % 1384 0,15 % 0,15 %
Цыгане802 0,13 % 1022 0,13 % 1223 0,14 % 1447 0,15 % 0,15 % 1251 0,13 % 0,14 %
Евреи4520 0,74 % 3816 0,47 % 3200 0,37 % 1599 0,17 % 0,17 % 1123 0,12 % 0,13 %
Молдаване218 0,04 % 874 0,11 % 1342 0,15 % 1116 0,12 % 0,12 % 1045 0,11 % 0,12 %
Езиды504 0,05 % 0,05 % 788 0,08 % 0,09 %
Казахи165 0,03 % 219 0,03 % 522 0,06 % 631 0,07 % 0,07 % 748 0,08 % 0,08 %
Корейцы138 0,02 % 153 0,02 % 651 0,07 % 0,07 % 731 0,08 % 0,08 %
Чеченцы38 0,00 % 278 0,03 % 738 0,08 % 0,08 % 655 0,07 % 0,07 %
Грузины235 0,04 % 473 0,06 % 523 0,06 % 681 0,07 % 0,07 % 578 0,06 % 0,06 %
Латыши672 0,11 % 986 0,12 % 978 0,11 % 709 0,07 % 0,07 % 516 0,05 % 0,06 %
Таджики128 0,02 % 158 0,02 % 309 0,03 % 0,03 % 515 0,05 % 0,06 %
Киргизы25 0,00 % 105 0,01 % 109 0,01 % 0,01 % 482 0,05 % 0,05 %
Лезгины64 0,01 % 192 0,02 % 359 0,04 % 0,04 % 456 0,05 % 0,05 %
Башкиры139 0,02 % 446 0,06 % 503 0,06 % 562 0,06 % 0,06 % 420 0,04 % 0,05 %
Осетины182 0,03 % 230 0,03 % 316 0,04 % 433 0,05 % 0,05 % 366 0,04 % 0,04 %
Марийцы303 0,05 % 449 0,06 % 570 0,07 % 448 0,05 % 0,05 % 310 0,03 % 0,03 %
Болгары189 0,02 % 269 0,03 % 346 0,04 % 0,04 % 293 0,03 % 0,03 %
Удмурты183 0,03 % 376 0,05 % 471 0,05 % 382 0,04 % 0,04 % 260 0,03 % 0,03 %
Греки88 0,01 % 106 0,01 % 247 0,03 % 0,03 % 221 0,02 % 0,02 %
Аварцы49 0,01 % 96 0,01 % 162 0,02 % 0,02 % 217 0,02 % 0,02 %
Эстонцы329 0,05 % 378 0,05 % 399 0,05 % 282 0,03 % 0,03 % 185 0,02 % 0,02 %
Ингуши14 0,00 % 102 0,01 % 213 0,02 % 0,02 % 172 0,02 % 0,02 %
Даргинцы20 0,00 % 60 0,01 % 127 0,01 % 0,01 % 150 0,02 % 0,02 %
другие1665 0,27 % 1506 0,19 % 1817 0,21 % 2229 0,23 % 0,24 % 2391 0,25 % 0,27 %
указали национальность610859 100,00 % 807985 100,00 % 871061 99,99 % 946422 99,07 % 100,00 % 893852 94,90 % 100,00 %
не указали национальность26 0,00 % 0,00 % 98 0,01 % 8859 0,93 %48021 5,10 %

Национальный состав по районам и городским округам

Национальный состав по районам и городским округам по данным переписи 2010 года (доля от указавших национальность)

РусскиеАрмянеБелорусыЛитовцыНемцыПолякиУкраинцыЧуваши
Калининград87,4 %0,7 %3,8 %0,5 %0,4 %0,3 %4,0 %
Ладушкинский городской округ91,2 %2,6 %3,0 %
Мамоновский городской округ86,7 %3,7 %1,2 %3,7 %
Пионерский городской округ86,4 %4,5 %5,0 %
Светловский городской округ86,6 %5,9 %3,2 %
Советский городской округ86,7 %2,7 %3,3 %3,5 %
Янтарный городской округ89,6 %3,4 %3,3 %
Багратионовский район85,5 %2,7 %2,8 %1,6 %3,5 %
Балтийский район86,0 %4,1 %5,8 %
Гвардейский городской округ85,5 %1,1 %4,6 %1,0 %1,2 %3,3 %
Гурьевский район86,2 %3,1 %1,4 %3,2 %
Гусевский район88,4 %2,4 %1,1 %1,3 %3,0 %
Зеленоградский район86,9 %3,3 %3,6 %
Краснознаменский район82,2 %1,8 %2,8 %5,7 %1,7 %2,2 %
Неманский район83,6 %1,3 %3,3 %5,6 %1,1 %2,5 %
Нестеровский район84,7 %3,1 %3,4 %2,1 %2,5 %
Озёрский городской округ (Калининградская область)82,8 %5,1 %3,0 %2,2 %1,1 %2,5 %
Полесский район85,9 %2,7 %1,2 %1,7 %2,3 %1,9 %
Правдинский район79,6 %4,4 %8,2 %1,9 %2,7 %
Светлогорский район88,1 %3,5 %4,1 %
Славский район81,9 %3,2 %2,4 %6,5 %1,2 %1,8 %
Черняховский район84,9 %1,4 %3,3 %1,2 %1,4 %4,1 %

Национальный состав населения области остается стабильным. В 1990-е годы существенно увеличилась доля армян и немцев, но их удельный вес остается невысоким, несколько снизилась доля белорусов, литовцев и евреев. Большая часть (74,4%) нерусского населения при переписи населения 2010 года в качестве родного языка назвала русский, и подавляющее большинство (99,4%) указало, что владеет русским языком.

Общая карта

Легенда карты (при наведении на метку отображается реальная численность населения):

Областной центр, более 450 000 чел.
от 20 000 до 50 000 чел.
от 10 000 до 20 000 чел.
от 5 000 до 10 000 чел.
от 3 000 до 5 000 чел.
от 1 000 до 3 000 чел.

Польша

Литва

Калининград

Советск

Черняховск

Балтийск

Гусев

Светлый

Гвардейск

Зеленоградск

Гурьевск

Пионерский

Неман

Светлогорск

Мамоново

Полесск

Багратионовск

Янтарный

Озёрск

Васильково

Славск

Нестеров

Правдинск

Знаменск

Краснознаменск

Большое Исаково

Железнодорожный

Ладушкин

Донское

Приморск

Долгоруково

Южный

Озерки

Большаково

Храброво

Корнево

Взморье

Нивенское

Добровольск

Люблино

Колосовка

Ясное

Чернышевское

Илюшино

Залесье

Населенные пункты Калининградской области

До 1945 года

В средние века территория области была местом обитания древних балтийских племён — пруссов, родственных современным литовцам и латышам, но очень быстро подвергшихся онемечиванию из-за близости к центру немецкой колонизации края — Кёнигсбергу, а также этнографической группы литовцев — малолитовцев. Немцы и лиетувнинки составляли основу населения края вплоть до 1945 года, хотя ещё до окончания войны значительная их часть бежала на Запад, а большая часть оставшихся была вскоре депортирована. К 1946 году область обезлюдела практически полностью.

После вхождения области в состав РСФСР, началось её планомерное заселение русскими, украинцами и белорусами.

Первым коренным жителем Калининградской области стал Александр Анатольевич Дорофеев, родившийся 4 июля 1946 года в 0 часов 01 минуту в Тапиау (Гвардейск) в семье гвардии майора А. В. Дорофеева, героя боёв за Кёнигсберг и Пиллау.

Города Калининградской области

Калининград (бывший Кенигсберг) — административный центр области, основанный рыцарями-крестоносцами в 1255 году. Очутившись здесь, попадаешь в Западную Европу — архитектурный облик центральной части города создавался немцами, любящими сдержанную красоту и порядок. Здесь много исторических памятников, музеев, парков. Экономика города представлена крупными предприятиями — вагоностроительным и судостроительным заводами, портами, фабриками по производству изделий из янтаря. Плюсы: развитая инфраструктура, близость к странам ЕС. Минусы: экологические проблемы, криминал. А также — большое неудобство при железнодорожных путешествиях в другие регионы России.

«Пряничные домики» старого Кенигсберга

Советск (бывший Тильзит) — второй по численности город в Калининградской области (44 тыс. чел.). Расположен у самой границы с Литвой, в месте слияния рек Неман и Тыльжа. Волей судьбы, или истории, население города по праву может именовать себя «советскими людьми». Но, несмотря на название, мечте о коммунизме здесь не суждено было осуществиться. Основу промышленности города составляет целлюлозно-бумажное производство, отходы которого сбрасываются во все окрестные водоемы, из-за чего экологическая ситуация в городе очень сложная. Из плюсов можно назвать развитую культурно-образовательную инфраструктуру и обилие зеленых насаждений.

Мост Королевы Луизы в Советске

Черняховск (бывш. Инстербург) — третий по численности (40,4 тыс. чел.) город Калининградской области. Основанный рыцарями Тевтонского ордена в 1336 году, этот небольшой город имеет давнюю историю и помнит Петра I, Наполеона и даже философа Канта, который здесь работал. В советскую эпоху Черняховск развивался как крупный промышленный центр, но сегодня многие предприятия утратили былую славу или стали банкротами. Несмотря на это, в городе сохранилась развитая инфраструктура.

Памятник Петру I – отцу российского флота

После 1945 года

См. также: Немецкое население Калининградской области (1945—1951)

Заселение территории новообразованной Калининградской области выходцами из СССР началось после того, как 9 июля 1946 года Совет министров СССР принял постановление № 1522 «О первоочередных мерах по заселению районов и развитию сельского хозяйства в Калининградской области». Документ подписал лично И. В. Сталин. Согласно постановлению, на добровольных началах в Калининградскую область в августе-октябре 1946 года планировалось переселить 12 тысяч семей колхозников из двадцати областей и трёх автономных республик РСФСР, а также из Белорусской ССР и Украинской ССР. Главным условием отбора было наличие в каждой переселенческой семье не менее двух трудоспособных членов. Первая группа из 715 переселенцев прибыла 23 августа 1946 года в новообразованный Гусевский район Калининградской области. Они были выходцами из разрушенных немецко-фашистскими войсками колхозов Брянской области.

Пик эмиграции в Калининградскую область пришёлся на вторую половину 1946 года, когда население области увеличилось почти на 200 тысяч человек — с 84,5 тысячи 1 августа 1946 года до 278 тысяч на 1 января 1947 года. В период с 1948 по 1950 годы в Калининградскую область приехало 311 833 человека, уехало 114 483 человека, а миграционный прирост составил 197 350 человек. РСФСР обеспечила 74,6 % прироста населения, Белорусская ССР — 12,4 %, Украинская ССР — 7,2 %, Литовская ССР — 4,3 %, остальные республики СССР — меньше 1 % каждая.

На 1 января 1950 года в области проживало по одним данным 407,3 тысячи жителей, а по другим 479,3 тысячи жителей, из которых естественный неиммиграционный прирост составил 40 тысяч человек. После 1950 года иммиграция в область резко сокращается: если в 1946—1950 годах официальных заявок на переселение было в среднем по 36,6 тысяч в год, то в последующие 5 лет только по 5 тысяч в год. Одновременно к 1950 году была закончена депортация оставшихся в области 102,5 тысяч немцев.

С середины 1950-х годов роль миграции в росте числа жителей области снизилась, и основным источником увеличения численности населения стал естественный прирост. С середины 1960-х до середины 1980-х годов сальдо миграции в Калининградскую область было близко к нулю. В первой половине 1970-х годов наблюдался даже отток населения. Начиная с 1992 года естественный прирост сократился, превратившись в естественную убыль населения.

Рост населения области вновь обеспечил миграционный прирост, составивший в 1990—1995 годах 84 тысячи человек. В 1992 году положительное сальдо миграции со странами Прибалтики было больше, чем со всеми регионами Российской Федерации. Большой приток населения наблюдался из Казахстана, Азербайджана, Узбекистана, Таджикистана и Кыргызстана. Это были в основном русские, а также немцы из Казахстана и Средней Азии и армяне из Азербайджана. Среди 8,8 тысяч беженцев и вынужденных переселенцев, прибывших в область в 1992—1995 годах, русские составили более 60 %, армяне — 22,9 %, среди остальных национальностей преобладали украинцы, белорусы, немцы, татары, азербайджанцы.

История Калининграда

История Калининграда (Кёнигсберга) и Калининградской области насчитывает более 8 веков. На этой земле долгое время проживали племена пруссов. В XIII в. на территорию Юго-Восточной Балтики пришли рыцари Тевтонского ордена, которые покорили проживавшее здесь автохтонное население. В 1255 году была построена крепость на возвышенном берегу реки Прегель и названа «Кёнигсберг», что значит «Королевская гора». Существует версия, что крепость названа в честь чешского короля Пржемысла (Пшемысла) II Оттокара, который возглавлял крестовый поход в Пруссию.  Возле замка постепенно образовались три небольших, но тесно связных между собой города: Альтштадт, Кнайпхоф и Лёбенихт. В 1724 году эти города официально объединились в один город с общим названием Кёнигсберг.

В 1544 году первым светским правителем герцогом Альберхт в городе был построен университет Альбертина, сделав Кёнигсберг одним из центров европейской науки и культуры. Достоверно известно, что в составе Великого посольства Кёнигсберг посещал русский царь Пётр I.

В 1657 году Прусское герцогство освободилась от ленной зависимости от Польши, а в 1701 году курфюрст Бранденбургский Фридрих III был коронован как Фридрих I, в результате чего Пруссия стала королевством.

В 1756 году началась Семилетняя война, в ходе которой русские войска заняли территорию королевства, после чего жители Пруссии принесли присягу на верность российской императрице Елизавете Петровне. Таким образом, вплоть до смерти императрицы эта территория являлась частью Российской Империи. В 1762 году Пруссия была вновь возвращена немецкой короне. После разделов Польши в XVIII в. Пруссия получила часть польских территорий. С этого времени та территория, на которой сейчас находится Калининградская область, стала именоваться Восточной Пруссией.

Вид на Кафедральный Собор

Перед Второй мировой войной Кёнигсберг был  крупным и красивым городом с развитой инфраструктурой. Жителей и гостей города привлекали многочисленные магазины, кафе и ярмарки, прекрасные скульптуры, фонтаны, парки – складывалось ощущение города-сада. В 1933 году к власти в Германии пришёл А. Гитлер. Началась Вторая мировая война. В августе 1944 года в результате двух налетов английской авиации большая часть города была превращена в руины. В апреле 1945 года русские войска штурмом взяли Кёнигсберг. После Второй мировой войны на основании решений Ялтинской и Потсдамской конференций с 1945 года треть бывшей Восточной Пруссии стала принадлежать СССР, и с этого момента начинается новый этап в истории янтарного края. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 7 апреля 1946 года здесь была образована Кёнигсбергская область, которая вошла в состав РСФСР, а 4 июля ее административный центр был переименован в Калининград, а область — в Калининградскую.

Сегодня  немало чудесных уголков былого Кёнигсберга, артефактов прошлого, создают неповторимую ауру Калининграду. Кёнигсберг, как исчезнувшая Атлантида, манит и зовет на поиски и новые открытия уже изведанного и еще неизвестного. Это единственный город в России, где можно встретить подлинную готику, романо-германский стиль архитектуры и современность большого города.

Инфраструктура города

Итак, мы изучили то, каким образом административно поделили Калининград районы города. Рассмотрим теперь другие примечательные сведения о нем, например те, что отражают специфику его инфраструктуры.

Можно отметить, что впечатляющими темпами развивается сеть городских дорог соотносительно с динамикой застройки новых районов. Значительные участки магистралей, те, что были проложены еще в Германии, имеют галечное покрытие, которое требует от городских властей особого подхода к поддержанию их функциональности.

Как мы отметили выше, в Калининграде весьма развит общественный транспорт. По уровню интенсивности движения город находится на уровне крупнейших российских мегаполисов. Эффективная работа транспортной сети Калининграда может осложняться пробками. Особенно большими они становятся, как и в большинстве других современных городов, утром и вечером. Касательно видов общественного транспорта, который обслуживает различные районы г. Калининграда, то он представлен практически во всех современных наземных разновидностях, а именно: автобусами, троллейбусами, трамваями, маршрутками. Постепенно транспортная сеть города дополняется также рельсобусами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий