Содружество независимых государств

СНГ на карте мира

Бывшие страны-участники

В 2009 году из состава вышла Грузия. Пока это единственная страна добровольно покинувшая ряды СНГ. Причина: отсутствие мер со стороны стран-участников Содружества в ответ на пятидневную войну в 2008 году и признание независимости Абхазии и Южной Осетии. Грузия участвовала в 113 многосторонних договорах со странами СНГ и была активным участником Содружества.

Страны со спорным участием

Украина до сих пор так и не ратифицировала Устав СНГ, но имеет статус страны-основателя и участника организации. В 2014 году страна приостановила свое председательство в уставных органах СНГ, а в 2018 году Президент Украины попросил правительство начать процесс выхода страны из Содружества (процедура выхода занимает минимум один год согласно Уставу СНГ). Страна вышла из ряда многосторонних соглашений Содружества.

С августа 2005 года Туркменистан вышел из действительных членов СНГ и получил статус ассоциированного члена-наблюдателя. В качестве наблюдателя участвует в некоторых структурах СНГ Монголия.

Страны СНГ

Страны СНГ – это республики бывшего СССР, пожелавшие создать новое объединение для совместного решения задач, возникших после создания самостоятельных государств. Аббревиатура СНГ означает Содружество Независимых Государств.

Рис. 1. Эмблема СНГ.

В СНГ отсутствуют наднациональные органы власти, в их работе участвуют все члены организации. Место председателя сроком на 1 год занимает поочередно каждый руководитель государства, входящего в объединение. Очередность устанавливается по алфавитному списку стран-членов СНГ.

Принцип принятия решений по экономическим, политическим и другим вопросам в обоих Советах базируется на принципе консенсуса.

При этом правом вето обладают в равной степени все страны. Страна-участница имеет право выхода из содружества по своему желанию, для этого прописана специальная процедура. В любом проекте могут принять участие только те государства, которые посчитают нужным.

«Нефтегазовые отношения»

Говоря о том, что такое СНГ, нельзя не упомянуть об объединяющем все субъекты факторе. Им являлась низкая стоимость топлива, поставляемого с территории РФ. Однако в 2005-м году, в июле, было объявлено о постепенном повышении цен на газ для стран Прибалтики. Стоимость была увеличена до общеевропейского уровня по 120-125 $/тыс.м3. В сентябре того же года было объявлено о повышении стоимости топлива для Грузии с 2006-го года до 110 $, а с 2007-го – до 235 $.

В ноябре 2005-го была увеличена цена на газ для Армении. Стоимость поставок должна была составить 110 $. Однако руководство Армении высказало опасение о том, что республика не сможет приобретать топливо по таким ценам. Россия предложила беспроцентный кредит, который смог бы компенсировать выросшую стоимость. Однако Армения предложила РФ другой вариант – в качестве альтернативы передать в собственность один из блоков принадлежавшей ей Разданской ТЭС, а также всю газотранспортную сеть в республике. Тем не менее, несмотря даже на предупреждения с армянской стороны о вероятных негативных последствиях дальнейшего повышения цен, республике удалось лишь отсрочить увеличение стоимости.

Для Молдавии повышение цен было объявлено в 2005-м году. К 2007-му была согласована новая стоимость поставок. Цена на топливо составила 170 $. К декабрю была достигнута договоренность о поставках топлива Азербайджану по рыночной стоимости. В 2006-м цена составляла 110 $, а к 2007-му были запланированы поставки по 235 $.

К декабрю 2005-го разгорелся конфликт между РФ и Украиной. С первого января 2006-го года было объявлено о повышении цен до 160 $. Поскольку дальнейшие переговоры оказались безрезультатными, то Россия повысила цену до 230 $. В некотором роде привилегированное положение в газовом вопросе было у Белоруссии. К марту 2005-го года РФ объявила об увеличении цен на поставки. Однако уже к 4 апреля Путин пообещал оставить стоимость на прежнем уровне. Но после президентских выборов для Белоруссии вновь было объявлено о повышении цен. После продолжительных переговоров стоимость на 2007-2011 была установлена в размере 100 $.

Направления деятельности

Основные направления деятельности касаются демографических проблем, преодоления конфессиональной нетерпимости, развития экономических взаимосвязей. В вопросах гуманитарной деятельности осуществляется обмен специалистами, организуются мероприятия по повышению квалификации при внедрении инновационных технологий. Миграционная политика облегчает перемещение граждан республик в поисках работы.

Армии СНГ проводят совместные учения, взаимодействуют в вопросах охраны границ. Разрабатываются планы по совместной защите территории СНГ, создана объединенная система ПРО.

Что мы узнали?

Мы узнали расшифровку СНГ, состав организации, этапы развития. Мы познакомились с историей создания союза, направлениями его деятельности. Взаимодействие в различных сферах создает благоприятные условия для развития стран-членов СНГ.

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Маркетинг газа в странах бывшего Советского Союза

Основными элементами стратегии ПАО «Газпром» на рынках стран бывшего Советского Союза (БСС) являются сохранение привлекательности российского газа для потребителей и расширение доступа к конечным потребителям.

О продаже газа в странах БСС

Пресс-конференция об экспорте и повышении надежности поставок газа в Европу

Поставки газа

Главным направлением развития сотрудничества ПАО «Газпром» со странами БСС является обеспечение поставок природного газа, удовлетворяющих потребности экономик этих стран.

В 2017 г. в страны БСС Группой «Газпром» реализовано 35,0 млрд куб. м газа, чистая выручка от продажи (за вычетом таможенных пошлин) составила 292,8 млрд руб.

Азербайджан 0,1 0,4
Армения 1,7 1,8 1,8 1,8 1,8
Беларусь 19,8 19,6 18,4 18,3 18,8
Грузия 0,2 0,3 0,3 0,1 0,1
Казахстан 4,7 5,1 4,7 4,7 4,8
Кыргызстан 0,1 0,3 0,3 0,3
Латвия 1,1 1,0 1,3 1,3 1,8
Литва 2,7 2,5 2,2 0,9 1,4
Молдова 2,4 2,8 2,9 3,0 2,7
Украина 25,8 14,5 7,8 2,4 2,4
Узбекистан 0,3
Эстония 0,7 0,4 0,5 0,4 0,5
Всего 66,1 59,4 48,1 40,3 35,0
 

За год, закончившийся 31 декабря

2013

2014

2015

2016

2017

руб./1000 куб. м

8 499,9

10 115,9

11 911,0

10 263,1

9 237,0

долл.*/1000 куб. м

266,5

262,1

194,2

153,6

158,4

евро*/1000 куб. м

200,5

198,4

175,2

138,7

139,9

* Данные не являются частью финансовой отчетности и рассчитаны по обменному курсу на конец соответствующего периода.

Закупки газа

В рамках сотрудничества в области маркетинга газа Группа «Газпром» в 2017 году продолжила закупки газа в странах Центральной Азии.

Для поставки в страны дальнего зарубежья          
Туркменистан 10,9 11,0 3,1
Узбекистан 5,7 3,6 3,5 4,3 5,5
Казахстан 11,9 10,9 12,6 12,7 13,8
Азербайджан 1,4 0,2
Для поставки на юг Казахстана          
Туркменистан 0,3
Узбекистан 3,7 3,7 2,9 1,9 1,7
Для поставки в Кыргызстан          
Узбекистан 0,04 0,0* 0,0* 0,0*
Казахстан 0,06 0,2 0,2 0,3

* Показатель менее 0,05.

Всего в странах Центральной Азии Группой «Газпром» в 2017 году было закуплено 21,3 млрд куб. м газа.

В СНГ была своя объединенная армия

Распад СССР был осложнен тем, что все 15 союзных республик объединяли Вооруженные Силы Союза ССР. Они тоже начали распадаться осенью 1991 года вместе с самим СССР. И между распадом ВС СССР и формированием системы обороны независимых государств предполагалось на 5 лет сохранить объединенные вооруженные силы.

Последний министр обороны СССР Евгений Шапошников в итоге стал Главнокомандующим Объединенных вооруженных сил СНГ, которые были созданы в феврале 1992 года. Идея ОВС была в том, что границы СНГ охраняли бы единые Пограничные войска, а РВСН переходили под контроль РФ.

Однако с самого начала все пошло не так – Туркменистан, Грузия и Украина высказались против того, как именно создаются ОВС, а страны Прибалтики в принципе не планировали присоединяться к СНГ, поэтому и Вооруженные силы планировали формировать самостоятельно.

Но главное, что положило конец ОВС – тот факт, что независимые государства начали формировать собственные вооруженные силы – по сути, они просто оформляли в свою юрисдикцию те подразделения, которые находились на их территориях, что противоречило Концепции ОВС СНГ. А в итоге Главное командование ОВС утратило свои функции и руководило лишь тем, как разделялась бывшая Советская Армия между 15 республиками. Процесс закончился в 1993 году.

Однако в структуре СНГ все же есть единый военный орган – это Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ), который был подписан 15 мая 1992 года в Ташкенте. Договор вступил в силу через 2 года. Изначально в ОДКБ входили 6 стран, потом еще 3 страны присоединились, и столько же – вышли. К настоящему моменту в ОДКБ остается 6 государств: Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Армения и Таджикистан, а руководящую роль играет Россия (для которой ОДКБ – это еще и способ влиять на политику безопасности в Центральной Азии).

Параллельные проекты – СГ, ЕАЭС и не только

Сейчас роль СНГ во взаимодействии между постсоветскими странами постепенно сводится к минимуму. Если сначала СНГ считали новым шансом для взаимной экономической интеграции, то сейчас большая часть отношений между странами переходит в другие интеграционные объединения.

Первым и главным из них остается Евразийский экономический союз (ЕАЭС), который прошел долгий путь от Таможенного союза и Единого экономического пространства до полноценного объединения. В частности, на территории ЕАЭС с 2018 года действуют единые таможенные правила (по сути, любой импорт/экспорт идет уже по правилам не отдельной страны, а всего союза).

Начинался он как объединение России, Белоруссии и Казахстана, но сейчас в состав ЕАЭС входят также Киргизия и Армения, а Таджикистан и Узбекистан уже несколько лет периодически говорят о вступлении в союз.

Суть ЕАЭС в том, что в рамках союза обеспечиваются «четыре свободы» – это свобода для перемещения:

  • товаров;
  • услуг;
  • капитала;
  • рабочей силы.

В основном это сводится к тому, что граждане других стран ЕАЭС могут работать в России без оформления патентов и без ограничений передвигаться между странами.

Как считает Олег Богданов из QBF, именно создание Таможенного союза, а потом ЕврАзЭ и ЕАЭС можно считать важнейшим событием в истории СНГ:

Другими словами, ЕАЭС – это сокращенная версия СНГ, участники которого договорились полностью открыть свои рынки друг другу. Правда, большинство аналитиков считают, что без транзитной роли Украины ЕАЭС теряет значительную часть своего потенциала.

Однако кроме ЕАЭС на территории СНГ есть и другие объединения. Например, с 1998 года между Россией и Белоруссией действует «Договор о создании Союзного государства». Это государство – достаточно условное, хотя в перспективе оно может иметь единые налоговые и валютные системы. Между РФ и РБ ограничения для людей, товаров и капитала минимальны – хотя до полной интеграции еще далеко (а в 2019-2020 годах отношения ухудшились).

Среди других объединений на территории СНГ – ГУАМ, это союз Грузии, Украины, Азербайджана и Молдавии. Сейчас все 4 страны объединяют проблемы в экономике и наличие территориальных конфликтов, а власти Украины всерьез намерены дать новую жизнь этому союзу в противовес России и ЕАЭС.

Какие страны и при каких обстоятельствах делали заявления о выходе из СНГ

В 2008 году после операции «Принуждения к миру» проведенной Россией в отношении Грузии, парламент этой страны постановил выйти из СНГ.  Таким образом с 18 августа 2009 года Грузия перестала быть членом организации.

Украина всегда имевшая особый статус учредителя организации не присоединившегося к уставу окончательно порвала с союзом в 2018 году из-за политических разногласий с Россией.

Остается болезненной и тема урегулирования армяно-азербайджанского конфликта. Карабахская проблема имеет долгую историю и обострилась в постперестроечные годы.

Особую остроту конфронтация приняла в 1991 – 1995 годах, когда с обеих сторон велись настоящие военные действия.

Столкновение закончилась подписанием Бишкекского протокола о перемирии. Ситуация могла привести к недовольству одной из сторон и ультимативному выходу из состава СНГ.

Но к счастью, были приняты грамотные политические решения и оба государства остаются в организации, которая, в том числе, является гарантом сохранения мира в регионе.

Еще одна точка напряженности существует в Молдавии. Это Приднестровский конфликт, который не урегулирован в полной мере до сих пор. Совместные усилия миротворческих сил РФ и Молдавии стабилизируют обстановку в регионе.

Членство в СНГ для Молдавии важно, так как идеологические границы, разделяющие страну, имеют еще и территориальный характер. Сторонники интеграции с Россией, русскоязычное население сосредоточено в Приднестровье и не заинтересовано в романизации

Лишь оставаясь в рамках экономической и политической интеграции со странами бывшего СССР, страна в состоянии обеспечить целостность.

Участники Содружества

Совсем недавно я перебирала старые фотографии – решила провести ревизию. На карте я отмечаю ту или иную страну, где уже побывала, и вот что обнаружила… Ранее в Содружество входило 12 государств, я побывала в 9 из них (2 государства вышли из состава СНГ):

  • Россия;
  • Белоруссия;
  • Украина (вышла из состава в 2014 г.);
  • Таджикистан;
  • Узбекистан;
  • Азербайджан;
  • Армения;
  • Казахстан;
  • Грузия (вышла из состава в 2009 г.).

Это независимые государства, входящие в состав СНГ (на 2008 г.) – прекрасные места со своими красотами и традициями. К сожалению, по внутре- и внешнеполитическим причинам Украина и Грузия покинули Содружество. Жаль, конечно, – эти страны оставили в душе тёплые и приятные воспоминания.

Для тех, кто не знает, СНГ – это Содружество Независимых Государств. В него входят государства, которые были в составе СССР. Оно было основано лидерами Белоруссии, Украины и РСФСР 8 декабря 1991г. в Беловежской пуще.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий