Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции

Содержание

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – флорентийский храм, один из важнейших памятников итальянской и мировой архитектуры. История его строительства связана со знаковыми для искусства именами – ди Камбио, Джотто, Брунеллески. Задуманный как кафедральный собор города в конце XIII века, он строился и перестраивался вплоть до начала ХХ в. Туристов зачаровывает нарядная облицовка фасада из цветного итальянского мрамора, витражные окна, мозаики и фрески, резные двери и барельефы. Расположенный на площади Дуомо вместе с баптистерием и колокольней Джотто собор Санта-Мария-дель-Фьоре входит в число памятников исторического центра Флоренции, защищенных ЮНЕСКО.

Сэкономь на путешествии!

История знаменитого долгостроя

Еще в V веке на месте будущего храма была построена церковь Святой Репараты, принявшей мученическую смерть в III веке. Вместе со святым Зиновием мученица стала покровительницей Флоренции. Из-за несовершенных строительных технологий к XIII веку собор просто разваливался от старости, к тому же он уже не мог вместить в себя всех желающих присутствовать на службе. Те же проблемы испытывали главные соборы Сиены и Пизы, и в этих городах началось возведение новых, более вместительных храмов. Флоренция, всегда конкурировавшая с соседями, сразу же включилась в гонку. Проект был заказан Арнольфо ди Камбио, к тому моменту уже построившему базилику Санта-Кроче, позднее добавившему к числу своих шедевров Палаццо Веккьо – городскую ратушу.

Архитектор спроектировал здание, состоящее из трех нефов-отделений под восьмиугольным куполом. Центральный неф опирался на фундамент церкви Святой Репараты. Первый камень будущего храма торжественно заложил папский посланник Валериан в 1296 году. До 1310 г. строительство велось энергично, потом ди Камбио скончался, и темпы резко замедлились на 30 лет. Санта-Мария-дель-Фьоре ожидала участь кафедральных соборов Пизы и Сиены, так никогда и не завершенных, если бы не подозрительно своевременная находка. В руинах Санта-Репараты были обнаружены останки святого Зиновия, первого епископа города. Тут же нашлись вдохновленные чудом спонсоры – гильдия купцов, торгующих шерстью. Они наняли на работу уже ставшего популярным Джотто. В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре он продолжил реализацию проекта ди Камбио, а рядом построил необычную колокольню с яркой мраморной облицовкой. После смерти Джотто идеи мастера воплощал его ассистент Андреа Пизано – до тех пор, пока по Европе не пронеслась пандемия чумы. Когда континент пришел в себя после множества смертей, работы вели уже менее известные специалисты.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре в XV веке

Только к 1418 году строители разобрались с основным корпусом – им оставалось возвести купол. В это же время власти города объявили конкурс на обновление дверей стоящего рядом баптистерия XII века. В конкурсе победил Лоренцо Гиберти, бронзовые двери баптистерия стали лучшими в карьере мастера. Вместе с ним в состязании участвовал Филиппо Брунеллески, но проиграл, однако позднее его допустили к более амбициозному проекту – возведению купола над собором Санта-Мария-дель-Фьоре. Строительство началось в 1420 году. 25 марта 1436 года собор освятил папа Евгений IV. Дату выбрали не случайно: по флорентийскому календарю до 1750 года Благовещение в конце марта было днем начала нового года.

История внешнего декора и интерьера церкви

Фасад здания декорировали с XV по XIX век, пол выложили мраморной плиткой в XVI веке. Отделочный материал брали из лучших итальянских месторождений: белый мрамор везли из Каррары, зеленый – из Прато, красный – из Сиены. Интерьеры и фасады украшали скульптурные работы Донателло и других флорентийцев. Для обустройства витражей приглашали Паоло Уччелло, Донателло, Гадди. Непрерывные строительные работы не мешали бурной церковной жизни. В XV веке в храме Санта-Мария-дель-Фьоре проходил XVII Вселенский собор католической церкви, когда западные богословы безуспешно пытались вступить в союз с православными. В его стенах выступал с проповедями Савонарола, здесь мятежники убили брата Лоренцо Великолепного и едва не зарезали самого герцога.

Архитектурные особенности собора Санта-Мария-дель-Фьоре

Величие собора Санта-Мария-дель-Фьоре, достигающего 153 м в длину, 38 м в ширину, а в крестовой части и 90 метров, поражает воображение. Высота арок здания составляет 23 м, собора вместе с куполом и крестом – 114,5 м. Сегодняшний храм – эффектное здание с богатым декором, визуальный центр Флоренции, однако современники воспринимали его по-другому. Каждый новый этап строительства был открытием в истории архитектуры. Арнольфо ди Камбио добился небывалых размеров, Джотто отказался от средневековых пропорций и внес в проект первые элементы Возрождения, Брунеллески создал огромный облицованный кирпичами купол без использования сложной системы лесов.

Архитекторы XIX века, завершавшие работу над фасадом собора Санта-Мария-дель-Фьоре, напротив, стремились удержаться в рамках традиции и работать в согласии со старыми мастерами.

Фасад и главный вход

Проект фасада приписывают Джотто, хотя на самом деле работы по декорированию начались на два столетия позже. Это коллективная работа нескольких мастеров, среди которых Андреа Орканья и Таддео Гадди. Строили входную часть храма крайне медленно, в конце концов тосканский герцог Франческо I повелел Бернардо Буонталенти вообще разобрать готовую стену, поскольку она не соответствовала ренессансным представлениям о прекрасном. Часть украшавших его изначально скульптур позднее попали в музей за собором, часть – в Берлинский музей и Лувр. На этом злоключения передней стены не закончились: подрядчики и власти города переругались между собой из-за денег, и до XIX века собор Санта-Мария-дель-Фьоре так и стоял голым, пока его дизайном не занялся Эмилио де Фабрис. Он создал неоготический фасад из белого, зеленого и красного мрамора, посвященный Деве Марии. Коллеги по цеху в целом одобрили работу, хотя некоторые сочли главный вход в собор излишне декоративным.

В лицевой части собора Санта-Мария-дель-Фьоре посетители видят три массивные бронзовые двери работы Аугусто Пассальи, установленные на рубеже XIX-XX вв. и украшенные сценами из жизни Девы Марии. Полукруглые люнеты над входами выложены мозаиками по проекту Николо Барабино, религиозного художника XIX века. По традиции эпохи Возрождения, он включил в сюжеты мозаик не только фигуры Христа, Марии и Иоанна Крестителя, но и изображения флорентийских художников, меценатов, ученых и купцов. Барельеф работы его современника Тито Саррокки – Дева Мария на троне с украшенным цветами скипетром – находится на фронтоне центральной двери. На вершине фасада обустроена серия ниш с 12 апостолами, по центру – Мадонна с младенцем. На самом верху здания, между окном-розой и треугольным тимпаном, представлены бюсты великих флорентийских художников.

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре обходился без купола более сотни лет с начала строительства. Причин для промедления было несколько: банальная нехватка средств, проблемы с материалами и, наконец, самое главное – никто не знал, как построить купол такой величины, чтобы он не обрушился и не убил строителей и прихожан. Готические полуарки, забирающие на себя часть веса, к этому моменту считались устаревшими. Архитекторам хотелось добиться простоты и легкости купола римского Пантеона, выполненного из цемента по утраченным технологиям. Брунеллески изучал опыт античности, но пришел к выводу, что для обустройства лесов не хватит запасов древесины со всей Тосканы. Опираясь на собственную интуицию, он решил использовать цепные арки из камня и железа, намертво держащие восьмиугольный купол. На внутренних ребрах купола установили углубления для платформ, заменявших леса. Облицовочные кирпичи тоже укладывали нетрадиционно, елочкой, иначе детали падали вниз до тех пор, пока раствор не схватится. Всего строителям понадобилось 4 миллиона кирпичей, для их подъема к куполу архитектор изобрел специальную машину. После смерти Брунеллески осталось завершить отделочные работы. На вершине купола был размещен медный шар из мастерской Верроккьо. Считается, что в его изготовлении принимал участие подмастерье по имени Леонардо да Винчи.

Интерьер собора

Многие элементы декора со временем были утрачены или перенесены в музей собора, в том числе кафедры хора работы Донателло и Луки делла Роббиа. Некоторые фрески в XIX веке, во избежание утраты, перевели на холсты, как изображение Данте, читающего перед Флоренцией «Божественную комедию», кисти Доменико ди Микелино. Выдающиеся надгробные изображения размещены внутри собора – это живописные конные статуи кондотьеров Никколо Толентино работы Андреа дель Кастаньо и Джона Хоквуда работы Паоло Уччелло. Над главным входом расположены литургические часы работы Паоло Уччелло с 24 цифрами на циферблате.

Стены украшены 44 витражами XIV-XV вв. Один из старейших, с изображением Христа, коронующего Марию, работы Гаддо Гадди, расположен прямо над часами. Из нефа видно только одно витражное окно работы Донателло, посвященное коронации Девы. Купол, по замыслу Брунеллески, должны были покрыть изнутри позолотой, потом решили сэкономить и ограничиться побелкой. Позднее его поверхность расписал коллектив художников, в том числе Джорджо Вазари и Федерико Цуккаро, в различных техниках.

Крипта собора

Продолжительные археологические раскопки 60-70-х гг. ХХ века показали, как последовательно сменяли друг друга собор Санта Репарата с раннесредневековым мозаичным многоцветным полом и Санта-Мария-дель-Фьоре. В крипте, подземелье собора, расположена простая могила Филиппо Брунеллески. Кроме архитектора, в храме похоронен Зиновий Флорентийский, первый епископ Флоренции, Конрад II, средневековый король Германии и Италии, Джотто, ставший первым деятелем Проторенессанса, несколько средневековых пап. Кстати, легенда про захоронение Джотто в соборе устойчиво держится с момента смерти художника, но останки его так и не найдены, как и могилы Арнольфо ди Камбио и Андреа Пизано. С 1974 года крипта открыта для платного посещения.

Информация для туристов

Вход в собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, через правую дверь центрального фасада, доступ открыт с понедельника по пятницу с 8.30 до 19.00, в субботу с 8.30 до 17.40. На самом деле расписание условное, зависящее и от распорядка церковных служб, и от погоды – при сильном ветре подъем на купол запрещен. Уточнять время визита рекомендуется на официальном сайте музея Дуомо. Инвалиды-колясочники могут попасть в собор с правой стороны здания. Все удобства: туалет, гардероб, кафе – расположены в музее.

Осмотр платных достопримечательностей

Посещение купола и склепа-крипты платное – комплексный билет стоит 15 евро, для детей 6-11 лет – 3 евро. Он дает право в течение 6 суток с момента приобретения осмотреть достопримечательности собора Санта-Мария-дель-Фьоре, колокольню справа от храма, баптистерий перед его центральным входом и музей за ним. Билет действителен в течение 48 часов с момента допуска к первому объекту, дважды осматривать одно и то же нельзя. Чтобы подняться по 463-ступенчатой лестнице на купол, нужно забронировать время заранее. Если не прийти вовремя, то перенести посещение нельзя – слишком много желающих оказаться на лучшей смотровой площадке во Флоренции.

Как добраться

Найти собор Санта-Мария-дель-Фьоре не сложно, ведь это самое внушительное здание в историческом центре Флоренции. Чтобы добраться до него от вокзала Санта-Мария-Новелла, нужно выйти на виа Панцани и затем свернуть на виа Черретани. Из аэропорта Флоренции до вокзала можно доехать на шаттле Volainbus, который курсирует с 5.30 до 0.30 (c 5.30 до 21.30 автобусы отправляются каждые полчаса, с 20.30 до 0.30 – раз в час; время в пути – около 20 минут, билет стоит 6 евро). Если же Вы выезжаете из отдаленных районов города, можно воспользоваться автобусами № 6, 14, 17, 22, 23, 36, 37, 71.

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore).

Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьоре — главный объект посещения во Флоренции для любого человека. Как минимум надо рассмотреть эту красоту хотя бы снаружи, если хотите, чтобы при рассказе о Флоренции вас не осмеяли. Несмотря на типичную итальянскую готическую архитектуру, Собор ярко выделяется на фоне зданий подобного стиля. Он расположен в центре Старого города.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре.

Флорентийский собор по своим размерам уступает в Италии только собору Святого Петра в Риме. Проектировал здание один из самых великих архитекторов своего времени Арнольфо ди Камбио (Arnolfo di Cambio, 1245–1302), применивший в своем проекте норманнские и готические архитектурные элементы. Большинство скульптур кафедрального собора сегодня хранится в Музее Собора. Вместе с тем, такие шедевры, как двери Ризницы (Бронзовая дверь Ризницы), буфет Ризницы с деревянной инкрустацией и, конечно, роскошные витражи, главным образом выполненные в 1434–1445 годах по проектам художников Донателло, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, по-прежнему находятся на своих местах.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.

Самые богатые и влиятельные кланы Флоренции – Альбацци и Медичи – стремились всячески способствовать возвеличиванию родного города, а значит, и прославлению себя. Проще всего это было сделать, вложив деньги в какой-то значимый объект. Таковым и являлся Дуомо. Гильдия искусств Флоренции поручила возвести этот собор архитектору Арнольдо ди Камбио еще в 1295 году. Однако он умер, оставив здание недостроенным и с зияющей дырой вместо купола. Работы с переменным успехом велись еще столетие.

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре.

В 1400 году был объявлен конкурс на изготовление бронзовых дверей для Баптистерия Сан-Джованни – составной части Дуомо. Как водится, каждый клан выставил своего протеже. Семейство Альбицци представлял тогда еще молодой ювелир Филипп Брунеллески, а выскочек Медичи (каковыми считала их тогда знать) – Лоренцо Гиберти. Во главе конкурсной комиссии стоял Джованни Медичи. И как же вы думаете, кого признала победителем конкурса эта комиссия?

Санта-Мария-дель-Фьоре

Джованни Медичи.

Джованни Медичи принял поистине соломоново решение: присудить победу обоим претендентам. Как знать, что было бы, если комиссия решила бы определить Гиберти победителем. Понятно, что знаменитые «Врата рая» появились бы и в этом случае, как и Северные двери Баптистерия. Но, вполне возможно, что Флоренция не получила бы одно из главных своих чудес, название которому купол Брунеллески. Принятое Джованни Медичи решение повлекло за собой непредвиденные последствия.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре

На примере работы над бронзовыми дверями Баптистерия мы убедились уже, что характер Гиберти был из тех, что принято называть несносными. Канцлер Флоренции был вынужден с ним считаться (и слава богу). А вот молодой Брунеллески считаться не пожелал. Как сообщает в своем пятитомнике Вазари, Филипп Брунеллески наотрез отказался работать с Гиберти, заявив, что желает быть «первым в искусстве, чем вторым в этом деле».

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре

Брунелески во Флоренции.

Самоуверенный юнец вместе со своим другом, будущим знаменитым скульптором Донателло, отправился в Рим изучать архитектуру. Однако, будучи признанным одним из победителей конкурса на работу в кафедральном соборе (заметим, наряду с великим Гиберти!), о флорентийском Дуомо не забывал и через 9 лет предложил городу свой проект возведения купола на Санта- Мария-дель-Фьоре. Четыре десятилетия собор простоял без «головы», на 57-метровой высоте его стен зияла дыра диаметром 43 метра!

Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Брунелески.

Очень скоро всем стало ясно, что даже в великой Флоренции, этом городе гениев, не было человека, способного завершить строительство такого грандиозного собора. Кроме Брунеллески, предложившего весьма оригинальный проект. Который, между прочим, многим специалистам показался чистым безумием, не было никого, кто смог бы предварительными расчетами подтвердить или опровергнуть его состоятельность. Сам же мастер не говорил о подробностях строительства вплоть до воплощения своего замысла. До которого оставалось еще десяток лет. Брунеллески позволял себе издевательски кривляться, заявляя посланцам из Флоренции: «А зачем я вам нужен? У вас есть мой проект, у вас есть Гиберти с его надзорной комиссией, вот пусть они и строят». Гиберти ничего не оставалось, как публично признать, что, кроме самого Брунеллески, этот проект никому не по зубам.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Строительство купола собора во Флоренции.

Так молодой гениальный архитектор получил полную самостоятельность в продолжении проекта. Больше никто не смел диктовать ему никаких условий до окончания работ. В 1420 году строительство купола сдвинулось с мертвой точки. Брунеллески изобрел технику, основанную на его исследовании «строительных технологий» древних римлян. Для этого творцу пришлось попотеть, ведь масса неоднородной каменной кладки купола составила 27 000 тонн! В результате купол построили как самоподдерживающуюся структуру! В 1500-х годах это был настоящий прорыв в архитектуре.

Баптистерий Санта-Мария-дель-Фьоре

Купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

По окончании строительства своды купола расписали огромной фреской «Последний Суд» (Джорджио Вазари и Федерико Зуккари). Купол сразу признали шедевром. Спустя много лет папа Юлий II, закладывая собор Святого Петра в Ватикане, попросил Микеланджело сделать для него купол еще больший, чем флорентийский, но услышал в ответ: «Купол флорентийского Дуомо не то что превзойти, его воспроизвести невозможно». Слова Микеланджело оказались пророческими. Похожей схемы при строительстве купола больше никто не применял. Между тем главный фасад Собора был закончен лишь в конце XIX века, а спонсировали завершение нового фасада в том числе русские промышленники Демидовы, которые переехали во Флоренцию и умудрялись отсюда управлять своими многочисленными предприятиями в России.

Санта-Мария-дель-Фьоре

Санта-Мария-дель-Фьоре билеты.

Сегодня купол – самая характерная особенность флорентийской городской панорамы. Подъем на него расположен справа от главного фасада (обойдите собор и башню против часовой стрелки). Чтобы подняться на легендарный купол, нужно отстоять в очереди (вне зависимости от времени года). Или забронировать и оплатить посещение всего комплекса на сайте. Это сэкономит вам массу времени.

Вид с купола Санта-Мария-дель-Фьоре

Купить билет онлайн в Санта-Мария-дель-Фьоре.

Вы можете приобрести единый билет на посещение Собора, купола, Баптистерия и Кампанилы. Билет действует 48 часов, благодаря этому вы сможете распределить время и впечатления. Вы сможете выбрать день и конкретное время, для посещения купола лучше выбрать утро, чтобы в остальное время посетить достопримечательности, большую часть из которых вы увидите с высоты купола. Важно, что смотровая площадка на куполе открытая, в отличии от Кампанилы.

Кампанила Джотто

Кампанила Джотто.

Кампанила возвышается справа от фасада собора и смотрится его составной частью. Башня строилась Джотто в 1334 году, а завершена уже после его смерти, около 1360 года. В одном из документов того времени говорится: «… эти работы, выполняемые для города, должны прославить и украсить его, что может быть сделано надлежащим образом только в том случае, если руководить ими будет мастер опытный и знаменитый. Во всем мире нельзя найти человека более одаренного в этой и во многих других областях, нежели живописец Джотто Бондоне из Флоренции…» Снаружи башня отделана чередующимися плитами белого и зеленого мрамора с мозаичными вставками, выполненными братьями Космати. Проемы с готическим обрамлением изысканно вплетены в орнамент стен, а скульптуры, навесы и мелкие крученые колонны придают красавице королевскую величавость.

Санта Мария дель Фьори

Флоренция: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Флоренции
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (33)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Храмы, соборы, мечети (10)
    • Галереи (4)
    • Аэропорты (2)
    • Рынки (5)
    • Площади (3)
    • Замки, дворцы (4)
    • Парки (1)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Мосты (1)
    • Музеи (4)
    • Рестораны и кафе (2)
    • Туристические офисы (2)
    • Клубы, концертные площадки (5)
  • Забронировать отель в Флоренции
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Флоренции
  • Советы о Флоренции
  • Вопрос-ответ

Автобус № С1 (ост. «Studio»), №№ 14, 23, С1 (ост. «Площадь Santa Maria Nuova»), № С2 (ост. «Oriuolo»).
Пешком По центру города до площади Дуомо.
Такси KIWI, itTaxi, apptaxi.it, 4390.it.

Базилика Санта Мария дель Фьори — главный кафедральный собор итальянского города Флоренции, поэтому его также называют Флорентийский собор или Дуомо. Собор посвящен покровительнице Флоренции, «Святой Марии с цветком», ведь столица региона Тосканы — Флоренция — в переводе с латыни означает «цветущая», а символом города является лилия.

Огромный купол собора Санта Мария дель Фьори, который находится на площади Пьяцца дель Дуомо, виден со всего города и является одним из самых узнаваемых символов Флоренции. Полюбоваться на панораму Флоренции с собором можно, воспользовавшись круглосуточно действующей веб-камерой. Еще одна веб-камера, установленная на площади Дуомо, позволяет посмотреть на базилику вблизи.

Великолепный Флорентийский Дуомо — третий по величине собор мира (после соборов Святого Петра в Ватикане и Святого Павла в Лондоне), а в момент окончания его строительства, в 1434 году, он был самым большим в Европе.

Собор, украшенный великолепными ажурными каменными кружевами, поражает своей красотой и богатой отделкой, его называют одним из прекраснейших храмов в мире.

Билеты

Этот грандиозный готический комплекс включает собор, баптистерий и колокольню, занесенные в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В музее Собора хранятся два знаменитых полотна: «Оплакивание Христа» Микеланджело и «Мария Магдалина» Донателло.

Посещение самого собора бесплатно. Для того, чтобы подняться на смотровую площадку на куполе или осмотреть остальные объекты, необходимо купить комплексный билет. Это можно сделать заранее на официальном сайте собора Санта Мария дель Фьори. Там же можно забронировать время посещения смотровой площадки, чтобы сократить время ожидания в очереди.

Стоимость комплексного билета

  • Взрослые: 18 евро;
  • Дети от 6 до 11 лет: 15 евро;
  • Дети до 6 лет: бесплатно (вход только через кассу);
  • Инвалиды: бесплатно.

Билет можно предъявить на смартфоне.

Единая музейная карта Флоренции

Во Флоренции есть множество интересных музеев, среди них есть и те, которые можно посетить бесплатно.

Туристы могут приобрести Единую карту «Firenze card», которая дает право на посещение 72 музеев Флоренции. Карту стоимостью 72 евро можно купить заранее, ее нужно активировать в течение года с дня оплаты.

Активировать карту можно в любом из этих музеев, с момента активации карта действительна в течение 72 часов.

Обладатели этой карты, которую можно купить на специальном сайте, могут проходить в музеи без очереди.

Время работы

Архитектурно-исторический комплекс на площади Дуомо включает несколько объектов, время работы которых не совпадает:

  • Собор: 10:00—16:30;
  • Купол: 08:30—19:00;
  • Баптистерий: 08:15—10:15/11:15—19:30;
  • Часовая башня 08:15—19:00;
  • Склеп Санта Репарата 10:00—17:00;
  • Музей: 09:00—19:00.

Музей не работает по первым вторникам каждого месяца. Вход на смотровую площадку купола иногда ограничивают из-за чрезмерного количества туристов.

История

Флорентийский собор был построен на месте предыдущего кафедрального собора Санта-Репарата, простоявшего 900 лет и начавшего разрушаться. Новый кафедральный собор должен был своими размерами и пышностью затмить соборы соседних городов Сиена и Пиза, подчеркнув процветание Флоренции.

Согласно решению гильдии искусств, первым архитектором собора стал зодчий Арнольфо ди Камбио. Первый камень фасада был заложен в 1296 году. Зодчий спроектировал базилику с классическими объемами, три широких прохода которой сходились в огромном хоре с высоким алтарем.

После смерти Арнольфо строительство собора прервалось на 24 год и возобновилось только после назначения главным архитектором Джотто. Новый зодчий был в довольно зрелом возрасте, он успел проработать лишь 3 года, посвятив себя всецело строительству колокольни и построив только первый ее ярус.

Джотто одним из первых начал применять в иконописи трехмерное изображение, создаваемое с помощью смещения оптической перспективы и светотени. Колокольня (кампанила) была спроектирована им также с использованием оптического обмана: нижние ярусы башни приземистые, а с каждым новым ярусом окна становятся выше и все конструкции словно устремляются ввысь.

Разразившаяся чума сократила вдвое население Флоренции и очень замедлила строительство собора. Стены собора были построены только к середине XV века. К строительству огромного купола с внутренним диаметром 45 метров долго не знали, как подступиться и объявили конкурс на лучший проект.

Победителем стал не архитектор, а ювелир Филиппо Брунеллески, который придумал уникальную конструкцию двухслойного восьмигранного купола без деревянных перекрытий. Автор проекта также разработал специальный подъемный механизм, приводимый в действие быками.

Купол был выстроен за 16 лет, но работы по достраиванию и отделке собора продолжались до XIX века. Для облицовки фасада использовался мрамор разных цветов: розовый из Мареммы, зеленоватый из Прато и белый из Каррары. Три цвета фасада символизируют три главные христианские добродетели: веру, надежду и любовь, и они же являются цветами национального флага Италии.

Внутри собора есть уникальные часы, стрелка которых движется в обратном направлении, а циферблат разделен на 24 деления. Их называют еще часами евангелистов, потому что по краям часов изображены авторы четырех евангелий.

Известно, что русский промышленник Демидов пожертвовал крупную сумму на украшение собора Санта Мария дель Фьори, поэтому на панели справа от входа в собор размещен герб Демидовых.

Баптистерий

Баптистерий Сан-Джованни является одним из самых старых зданий Флоренции. Античный храм Марса христиане перестроили и стали использовать в качестве Крестильни, посвятив ее Иоанну Крестителю. Эти древние стены помнят семейство Медичи, Данте, и множество поколений жителей Флоренции

По слепкам с восточных ворот баптистерия, названных Микеланджело «Вратами рая» и привезенным в Россию крупным промышленником Никитой Демидовым, изготовлены северные ворота Казанского собора в Санкт-Петербурге, расположенные со стороны Невского проспекта.

Колокольня

Высота колокольни составляет 84 метра. Преодолев пешком по узкой лестнице более 400 ступенек, можно взглянуть на Флоренцию с высоты птичьего полета.

Отзывы

В сети Интернет можно найти множество отзывов о посещении собора Санта Мария дель Фьори. Туристы единодушно восторгаются красотой и великолепием базилики, однако отмечают, что для посещения этой популярной достопримечательности придется постоять в очереди.

В холодный сезон, с ноября по май, очередь движется довольно быстро, ко входу можно подойти минут за 10. Однако в более теплое время года в очереди можно стоять часами. Особенно медленно движется очередь на посещение купола собора: за полчаса может пройти десяток туристов.

Важно правильно подобрать одежду для посещения собора: контролеры на входе не пускают туристов в шортах, с открытыми плечами и коленями. В самом соборе платки не предоставляются, иногда их можно купить у торговцев сувенирами на площади.

Как добраться

Расстояние до Флоренции можно преодолеть различными видами транспорта. Для того, чтобы лучше спланировать свой маршрут и посетить как можно больше достопримечательностей, можно воспользоваться информацией на официальном туристическом сайте Флоренции.

Самолетом

Прямых рейсов из России во Флоренцию нет, поэтому лететь придется с пересадками. На официальном сайте аэропорта Флоренции можно посмотреть, самолеты каких авиакомпаний летают в этот город, и выбрать подходящий рейс.

Многие туристы выбирают прямые авиарейсы из России до городов Болонья, Милан или Рим, а дальше пересаживаются на местные авиалинии или добираются до Флоренции другими видами транспорта.

Поездом

Если ехать из Рима, то сначала нужно доехать из аэропорта до железнодорожного вокзала Termini. Скоростной поезд Leonardo преодолеет это расстояние за полчаса. Далее можно сесть на скоростной поезд Frecciarossa, следующий до флорентийского вокзала S. M. Novella (Санта Мария Новелла). Время в пути — 1,5 часа.

Из Милана или Болоньи можно доехать до Флоренции, например, на скоростном поезде Frecciarossa, который идет из Милана с единственной остановкой в Болонье. Время в пути от Милана до Флоренции составляет 1 час 40 минут, а от Болоньи до Флоренции — 40 минут. Есть и более медленные и дешевые поезда.

В Италии есть высокоскоростные поезда типа Freccia (стрела), которые ездят со скоростью 200–360 километров в час. Также есть традиционные ночные и дневные составы Intercity и более медленные, зато более дешевые региональные поезда (электрички) Regionale.

Билеты на итальянские поезда можно заранее приобрести на официальном сайте итальянских железных дорог или на вокзале — в кассах или автоматах. Если приобретать билеты заранее, они обойдутся дешевле.

Купленный бумажный билет на поезд действителен в течение 2 месяцев. Поэтому его следует прокомпостировать на перроне, в специальном желтом или зеленом автомате, иначе он не действителен. Контролеры могут оштрафовать пассажиров, которые не прокомпостировали билеты.

Автобусом

Во Флоренцию можно приехать междугородным автобусом, заказав билет на сайтах региональных автобусных перевозчиков: saisautolinee.it или saistrasporti.it.

По Флоренции

Это сравнительно небольшой город. Поэтому осмотр базилики Санта Мария дель Фьори, расположенной в центре города, на Соборной площади, можно совместить с прогулкой пешком к другим достопримечательностям Флоренции.

Система общественного транспорта во Флоренции хорошо развита. Туристы могут подъехать к Кафедральному собору на автобусе № С1 (ост. «Studio»), № № 14, 23, С1 (ост. «Площадь Santa Maria Nuova»), № С2 (ост. «Oriuolo»). Автобусы во Флоренции работают строго по расписанию.

К собору Санта Мария Дель Фьори можно с комфортом доехать на такси, воспользовавшись мобильными приложениями: KIWI, itTaxi, apptaxi.it, 4390.it.

Если у вас не так много времени на знакомство с городом, как хотелось бы, вы всегда можете заказать трансфер во Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо Флоренции)

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре или Дуомо Флоренции

Duomo della S. Maria del Fiore

Главный собор Флоренции — Дуомо — возведен над раннехристианской базиликой Санта-Репарата (IV—V вв., paзрушена войной в VI в., восстановлена в VII— IX вв.). В XI вeкe в церкви устроили крипту. В 1294 году пpaвившие Флоренцией городские ремесленные цехи решили соорудить нa основе древней базилики новый большой собор. О соотношении размеров старого и нового храмов сегодня мoжно судить пo распoлoжению крипты Санта-Репарата.

Посетить Дуомо во Флоренции:

Помните, что в Дуомо не пускают в неподходящей одежде (даже несмотря на жару): необходимо, чтобы были закрыты плечи и ноги (в майках, шортах и юбках выше колена не пустят!), запрещены сандалии, шляпы и солнечные очки.

  • www.duomofi renze.it
  • Piazza Duomo, 17 — 50122 Florence
  • +39(055)294514

Время работы Дуомо:

  • пн–пт 10:00–17:00,
  • сб 10:00-16:45
  • вск 13:30-16:00
  • Закрыто во время мессы
  • Закрыто в первый вторник каждого месяца
  • Подъем на купол Дуомо — отдельный вход Porta della Mandorla — слева, если стоять лицом к собору),
  • Время работы:
  • по будням 08:30-18:20
  • сб 08:30-17:00
  • вск 13:00-16:00
  • Закрыто в первый вторник каждого месяца
  • Вход на купол может быть ограничен в связи с избытком туристов.
  • Нет билетных касс на входе.
  • Нужно будет подняться по 463 ступеням, лифта нет.
  • Желательно резервировать билет.
  • по будням 10:00-17:00
  • сб 10:00-16:45
  • вск — закрыто
  • Вход по лестнице в нефе Дуомо

Вход: в собор вход бесплатно

Войти можно через дверь справа с западной стороны (главный фасад Дуомо)

Билет Il Grande Museo del Firenze — 15 €

  • дети 6 — 11 лет — 3€, до 6 лет — бесплатно.
  • действует в течение 48 часов с первого визита, не нужно стоять в кассах,
  • включает посещение Кафедрального собора Дуомо, Купола Дуомо, Баптистерия, Колокольни (кампанила Джотто), крипты и Музея опера дель Дуомо.
  • Купить билет онлайн

Время работы всех этих музеев:

Строительство Дуомо

Пepвым apxитектором Дуомо Флоренции стaл Арнольфо ди Камбио (строитель дpyгой большой флорентийской церкви Санта-Кроче), заложивший oгpoмный храм c куполом, равным пo диаметру куполу римского Пантеона. Строительные paботы нaчaлись 8 сентября 1296 гoдa, нo прервались со смертью apxитектора. Затем стройку возглавил Джотто, a пocле его смерти в 1337 году возведением собора руководили Андреа Пизано, Франческо Таленти и Джованни ди Лапо Гини. Храм без купола зaкoнчили к концу XIV века.

Возведение купола Дуомо казалось неpaзрешимой задачей: при oбычнoй конструкции его вес дoлжен был оказаться слишкoм велик, нe мeнee трудным пpeдcтавлялось строительство лесов для его возведения. Гениальное решение, избранное Филиппо Брунеллески, стaл о apxитектурной сенсацией Кватроченто.

Он предложил отказаться oт сплошного перекрытия и поднять купол нa несущих ребрах-нервюрах, заложив пространство между ними кирпичом. Папа Евгений IV освятил храм в 1436 году. нa тот момент это был caмый большой собор Европы, ныне — 4-й пo величине (пocле соборов Св. Петра в Риме, Св. Павла в Лондоне и миланского Дуомо).

Нынешний фacaд, нa котopом ecть фамильный герб Демидовых, внесших денежный вклад в офopмление собора, спроектирован в 1871 году и окончен в 1887-м. В нем повтopены три цвета, использованные в отделке боковых cтен, a тaкже кампанилы Джотто: белый мpaмор Каррары, зеленый мpaмор Прато и розовый мpaмор Мареммы.

Обратить внимание cтoит нa бoлee древнее офopмление боковых cтен, в частности нa двери. Дальняя дверь ceвepной cтены (XV в.) yкpашена «Благовeщeнием» Гирландайо, тимпаном paботы Нанни ди Банко и «Пророками» молодого Дoнателло.

Интерьер Дуомо

Интepьер Дуомо Флоренции зрительно раздвинут в ширину зa счет боковых нефов. Настоящего настроения готики, отрешающей человeка oт земнoгo, здecь нет, нaпpoтив, подкупольное пространство порождает обратный эффект. Coгласно Альберти, в Санта-Мария-дель-Фьоре «царит некое весеннее растворение воздуха» и «вещи предстают нашим чувствам так, кaк тoго требует природа».

В левом нефе (ceвepном) сосредоточены извecтные художественные памятники, в тoм чиcлe впечaтляющие фрески над гробницами двух знaмeнитых кондотьеров. Конный монумент Джона Хоквуда (итальянцы звали его Джованни Акуто) выполнен в 1434 году Паоло Учелло. Живoпиcец взял зa обpaзец бронзовую конную статую императора Марка Аврелия в Риме. Фреска Учелло, в свою очередь, послужила обpaзцом для Андреа дель Кастаньо, изобpaзившего дpyгого coлдата удачи Никколо да Толентино.

«Данте и Божественная комедия»

Знaмeнитая фреска Дoменико ди Микелино «Данте и Божественная комедия» (1465), распoлoженная в конце левого нефа, изображает величайшего поэта Флоренции так, кaк изображали святых мучеников — c орудиями их страстей. Данте нe терзали железным чесалом, нe распинали, нe сдирали c него кожу. Его мука — рoднoй город, его крecт — «Божественная комедия». Cлевa oт фигуры поэта изображен Ад со зловeщeй надписью нa воротах:

«Оставь надежду всяк сюда входящий».

Спpaва — вид Флоренции: собор Санта-Мария-дель-Фьоре (yже c куполом), a зa ним кампанила Джотто и Бадия, башни палаццо Барджелло и палаццо Веккьо. Распoлoжение этиx ориентиров позволяет c точностью сказать, чтo художник Дoменико ди Микелино смотрит нa Флоренцию строго c ceвepа нa юг. Зa спиной Данте он помecтил описанную в «Божественной комедии» гору Чистилища, то ecть пo отношению к Флоренции Чистилище изображено нa тoм мecте, гдe распoлoжены церковь Сан-Миньято и пьяццале Микеланджело. В этoм нет выдумки художника. Подъем вo втopой круг Чистилища сам Данте сравнивал c подъемом к Сан-Миньято.

Во Флоренции, нарисованной дoменико ди Микелино, нетрудно узнать всe «высотные» здания, существующие сегодня. Вo вpeмена Данте ничего этого нe было.

Другие сокровища Дуомо Флоренции

В пepвой левой капелле ceвepного трансепта хранится картина Лоренцо ди Креди «Св. Иосиф». Между aпсидой и стopoнами трансепта выстроены сокровищницы. Люнеты над входами них yкpашены терракотовыми peльефами Луки делла Роббиа «Воскресение» и «Вознесение» (1444).

На задней (вocточной) cтене храма ниже витражей, выполненных пo картонам Гиберти («Св. Стефан», «Вознесение Девы Марии», «Св. Лаврентий»), и часов c «Пророками» Паоло Учелло (1443) наxoдятся люнет c «Коронованием Девы Марии» художника XIV вeка Гаддо Гадди и гробница епископа Антония дoрсо paботы Тино ди Камайно (ок. 1321).

В пpaвом нефе нeдaлеко oт входа ycтановлены скульптурные портреты caмых знaмeнитых строителей храма — Джотто, paботы Бенедетто ди Майано (1490), и Брунеллески, paботы Буджано (1446). Между ними — статуя пророка Нанни ди Банко (1408). Останки Джотто и Брунеллески пoкoятcя в крипте Санта-Репарата, вход в котopую распoлoжен зa пepвой пpaвой кoлoнной главного нефа.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами Флоренции.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore) – красивейший флорентийский храм, великолепный образец зодчества кватроченто. Собор виден в городе издалека – его стройная кампанила и яркий красно-коричневый купол величаво возвышаются над крышами центральной части Флоренции. Облик этого здания сочетает массивность с лёгкостью, изящество с монументальностью. «Цветок святой Марии» – так звучит в переводе его название.

Этапы строительство собора Санта Мария дель Фьоре

Строительство было начато закладкой первого камня в сентябре 1296 г. Новому храму предназначалось затмить своим масштабом и красотой грандиозные тосканские соборы – Сиенский и Пизанский. По замыслу создателей, в огромное здание могло поместиться разом 90 тысяч человек.

Первоначальный проект собора принадлежал Арнольфо ди Камбио. Зодчий работал над зданием до 1302 года. С его смертью строительство было приостановлено. Через тридцать лет работу продолжил Джотто. Он занялся возведением колокольни и создал эскизы отделки фасадов собора.

В 1337 году великий Джотто скончался. Вскоре во Флоренции разразилась чума и строительство вновь было отложено. Только к началу XV столетия монументальные стены были полностью возведены. Встал вопрос установки купола. Для постройки такого сооружения на высоте не существовало подходящих инженерных решений – ограждение корпуса здания лесами требовало неимоверных затрат.

Свой вариант предложил архитектор Филиппо Брунеллески. Он просчитал параметры строения и придумал поднимать секции купола на высоту посредством уникальной системы консолей. Для устойчивости сооружения было использовано шесть горизонтальных поясов и двадцать четыре вертикальных ребра жёсткости. Купол был увенчан изящной башенкой-латерной – её установил друг Брунеллески – архитектор Микелоццо. Монтаж занял 16 лет, а все работы над сложным сооружением завершились к 1461 году. Купол Брунеллески стал воплощением наступившей эпохи итальянского Ренессанса.

После этого строительство вновь было приостановлено – фасад и интерьеры остались незаконченными. Работы возобновились только в XIX веке и завершились в 1887 году. Есть исторические сведения, что деньги на украшение фасадов собора пожертвовал русский промышленник Демидов. Герб нашего соотечественника можно увидеть справа от входа в храм.

Оформление фасада

Отделку фасадов собора выполнил Эмилио де Фабрис. Он предложил использовать для декора горизонтальные и вертикальные панели разноцветного мрамора. Был привезён белый, зеленоватый и розовый камень из карьеров Пратто, Сиены, Каррары. Мраморная отделка гармонировала с облицовкой стен кампанилы и ранее существовавшего баптистерия. Фабрис создал великолепное ажурное оформление фасада. Некоторые современные искусствоведы считают его работу слишком перегруженной, однако именно эти каменные «кружева» придают собору яркий неповторимый облик. В рельефном декоре господствует тема посвящения Богоматери.

Трёхнефный собор представляет собой латинский крест с полукруглой апсидой и двумя трансептами. Длина огромного здания составляет 153 м; максимальная ширина — 90 метров. Верхняя точка фонарной башни, завершённая медным шаром, поднимается на высоту 90 м.

Кампанила

Стройная прямоугольная кампанила, которую называют «Башня Джотто», облицована белыми и зелёными мраморными панелями и вставками из мозаики. Её наружные стены украшены многочисленными сюжетными барельефами, фигурами святых пророков и патриархов церкви. На башне открыта обзорная площадка, к которой ведёт лестница из 414 ступеней. Поднявшись наверх, можно вблизи рассмотреть главный символ Тосканы – купол Брунеллески. С площадки на кампаниле открывается лучший панорамный вид Флоренции.

Центральный вход

В арке над главным порталом собора можно увидеть полихромную фреску, изображающую Мадонну с лилией. Бронзовые врата украшены множеством рельефных изображений из жития Богоматери. Эти двери считаются значительным произведением неоготического искусства. На фронтоне центрального портала установлен барельеф Богоматери, сидящей на троне, работы Тито Саррокки.

Внутреннее убранство собора

Внутри пространство собора кажется огромным. Великолепный наружный декор контрастирует с лаконичным интерьером. Главным элементом внутреннего убранства являются витражи XV века, расположенные в арках нефов и барабане купола. Необычная деталь обстановки – часы с обратным ходом, работы Паоло Учелло (1443 г.). Главная священная реликвия храма – урна с мощами св. Зиновия Флорентийского, работы скульптора Лоренцо Гиберти.

Внутренняя отделка нижнего уровня здания имеет аскетический вид, однако роспись сводов купола поражает яркостью красок. Многоярусная картина работы Федерико Цуккари и Джорджио Вазари изображает сцены Страшного суда.

Склеп

Подземные помещения собора веками использовались, как усыпальница флорентийских священников. В склепе находится и могила архитектора Брунеллески – она открыта для обозрения.

Комплекс Дуомо

На площади Дуомо возле собора находится баптистерий Сан-Джованни, V века постройки – это старейшее из зданий Флоренции, дошедших до нашего времени. Баптистерий входит в комплекс Дуомо. Грандиозный флорентийский собор, его кампанила и баптистерий внесены в реестр ЮНЕСКО, как выдающийся памятник мирового зодчества.

О других достопримечательностях Флоренции читайте в моем путеводителе здесь.

Время работы

Собор

Пн-ср, пт 10:00-17:00, чт 10:00-15:30, сб 10:00-16:45 (каждая первая суббота месяца до 15:30), вс 13:30-16:45.

Купол собора

Ежедневно 08:30-19:00, сб 08:30-16:40 (первая суббота месяца до 15:20).

Музей

Ежедневно 09:00-19:30, вс 09:00-13:45

Стоимость билета 10 евро

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Cattedrale di Santa Maria del Fiore)
Piazza del Duomo Firenze Италия
operaduomo.firenze.it

Ехать автобусом С2 до остановки Duomo.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре (Дуомо) во Флоренции: фото, отзыв, часы работы, билеты

Санта-Мария-дель-Фьоре — пожалуй, самая известная достопримечательность Флоренции и одна из самых популярных достопримечательностей Италии наряду с Дуомо в Милане, Пизанской башней в Пизе и Колизеем в Риме. В этой статье вкратце расскажу о Соборе, покажу фото, а также дам советы, как сэкономить время и не стоять в очередях.

Строительство одного из пяти самых грандиозных Соборов мира началось в 13 веке. Ранее на этом месте находился другой Кафедральный Собор Санта-Рената, которому на тот момент было уже более 900 лет и который уже начал разрушаться. Было решено, что на месте разрушающегося храма должен появиться новый, который будет больше, красивее и величественней Соборов Сиены и Пизы. Стоит сказать, что у Флоренции это получилось.

Над строительством Собора Санта-Мария-дель-Фьоре работало множество архитекторов, но в 1380 году возникла главная загвоздка — никто из мастеров того времени не знал, как можно возвести такой огромный купол. Лишь 40 лет спустя, невероятно талантливый Брунеллески смог спроектировать и возвести купол высотой 90 метров, который и получил его имя. Куполом Брунеллески мы можем восторгаться по сей день.

Что касается внешнего вида Собора, то современный облик он приобрел лишь в 1887 году. Автор фасада — Эмилио де Фабрис — использовал в своей работе мрамор разных цветов: розовый из Мареммы, зеленый из Прато, а белый (который переливается в серый, зеленый и розовый цвета) — из Каррары.

Войдя в Собор, я поразилась скромностью внутреннего убранства. По сравнению с внешней роскошью, мозаичные полы, витражи и фрески 15 века, скульптуры работы известных флорентийских мастеров, выглядят достаточно скромно.

Кстати, сам Брунеллески, а также Джотто (архитектор колокольни) похоронены в Соборе.

Вид на купол при подъеме на смотровую

Билеты в Дуомо онлайн

Вход в Собор Санта-Мария-дель-Фьоре бесплатный, но на входе нужно отстоять огромную очередь, в среднем 2-3 часа. Как сэкономить время:

  1. Прийти заранее, хотя бы за 1 час до открытия. У меня получилось так, что я заняла очередь примерно в 8:30 (Собор открывается в 9:30), в Собор я вошла примерно в 10:00, т.е. провела в очереди около 1,5 часов.
  2. Купить билет с экскурсией. Длительность экскурсии около 30 минут, проводится на английском языке. Сама экскурсия — больше условность. Начало в 10:00, 10:30 и 15:30. Цена билета 15€. С учетом экономии 3 часов, считаю, что это недорого. Купить билет в Дуомо>>>.
  3. Купить комплексный билет на посещение купола, баптистерия, колокольни и музея. Цена от 18€ до 30€. Подробности >>>

Комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре.

Помимо самого Собора, в комплекс Санта-Мария-дель-Фьоре входят: колокольня Джотто, баптистерий и музей Дуомо. Немного подробнее расскажу о каждом из объектов.

Колокольня Джотто (Campanile di Giotto) — высокая башня, находящаяся примерно в 20 метрах от Собора (справа от фасада). Высота башни — около 90 метров, нижний ярус башни был спроектирован архитектором Джотто, в честь которого и была названа. Сегодня башня является образцом готической архитектуре, а на самой башне расположена смотровая площадка, подняться на которую можно лишь преодолев 414 ступеней (лифта в башне нет).

Вид на колокольню с купола

А вот этот открыточный вид открывается с колокольни

Но имейте ввиду (этого не показывают блогеры:))) ): фотографировать нужно через решетку!

Баптистерий Иоанна Крестителя — самое старое строение на Соборной площади. Его постройку относят к 5 веку н.э. Как и все баптистерии, Batistero di San Giovani был предназначен для проведения обрядов крещения, и до 19 века использовался по прямому назначению.

Современный внешний вид баптистерий принял в 11-12 вв., именно тогда он был облицован мрамором. Особого внимания заслуживают 3 пары ворот баптистерия. Все они декорированы золотыми барельефами и имеют особое значение.

Над Южными воротами в течение 6 лет работал Андреа Пизано, который изобразил на воротах сцены из жизни Иоанна Крестителя (20 верхних панелей) и основные добродетели (8 нижних панелей).

Северные ворота на протяжении 23 лет были в распоряжении Лоренцо Гиберти. За это время он покрыл их барельефами на тему Нового Завета и Евангелия.

Самые популярные ворота — Восточные- носят название “Врата Рая”. По легенде, это название дал им сам Микеланджело. Работа на украшением Восточных ворот была также поручена Гиберти и велась около 27 лет. Все картины на Восточных воротах — иллюстрации Ветхого Завета.

Внутри Баптистерия находится гробница одного из представителей рода Медичи, а также деревянная статуя Магдалины, работы Донателло (15 век).

Музей Дуомо (Opera del Duomo), открытый в 1891 году, сегодня самый крупный католический музей в мире.

В нем хранятся оригиналы статуй с фасада Санта-Мария-дель-Фьоре. Само здание было построено в 13-14 в.в. и использовалось как администрация строительства Собора.

Также здесь хранится оригиналы панелей “Врат Рая”.

Оригинал ворот «Врата рая»

Интересный экспонат — макет купола Брунеллески.

Макет купола Бруннеллески

Музей, на самом деле, очень большой, 3 или 4 этажа. Чтобы все неспеша и вдумчиво осмотреть, понадобится, как минимум, часа 1,5. Имейте ввиду, что рюкзаки и большие сумки придется сдать (у меня с собой был ноутбук, пришлось таскать его в руках), но большой багаж (чемоданы) не принимают.

Все эти достопримечательности можно посетить по комплексному билету. Об этом чуть позже.

Как подняться на Купол Санта-Мария-дель-Фьоре.

Если Вы любите смотровые площадки, то, при наличии билета (необходимо зарезервировать время), Вы можете подняться на Купол Дуомо. На верх ведут 463 ступени, лифта на купол, так же, как и на колокольню, нет.

Как купить билет на купол Дуомо во Флоренции.

Вид на Дуомо при подъеме на купол

Смотровая площадка на куполе

Купить билет для подъема на купол “день-в-день” видится мне проблематичным, ведь помимо покупки необходимо зарезервировать время подъема. Посещение купола входит в комплексный билет (купол + склеп + музей + колокольня + баптистерий), который действует 72 часа. Чтобы подняться на купол, есть 3 варианта.

  1. За несколько дней до подъема (лучше за неделю) купить билет на официальном сайте и сразу же забронировать время подъема на купол. Время подъема можно выбрать из имеющегося (подъем возможен с 8:30 до 18:30). Цена билета 18€. Купить билет>>>Забронировать время подъема на купол>>>
  2. Купить билет через агентов. В этом случае есть большая вероятность купить билет “на сегодня” или “на завтра”. Время входа нужно выбрать из имеющегося: 9:30, 12:30, 13:30, 14:30, 16:30. Билет действителен 72 часа с момента первого входа и включает вход в Собор без очереди, подъем на купол, вход в склеп, баптистерий, музей, колокольню. Цена билета 30€. Купить билет онлайн>>>На май 2019 года в билет, купленный через агентов, вход на купол не входит.
  3. Купить билет с экскурсией. Помимо всего перечисленного в пункте №2, в цену входит небольшая экскурсия на английском языке. Время входа фиксировано — 10:30. Цена билета 34€. Купить билет онлайн>>>

Часы работы комплекса Санта-Мария-дель-Фьоре

Собор: понедельник-среда, пятница: с 10:00 до 17:00, суббота: с 10:00 до 16:45, воскресенье: с 13:30 до 16:45.

Купол: воскресенье — пятница: с 8:30 до 19:00, суббота: с 8:30 до 16:40 (бронировать заранее)

Музей: понедельник — суббота: с 9:00 до 19:00, воскресенье: с 9:00 до 13:45, первый вторник каждого месяца музей закрыт

Баптистерий: понедельник-суббота: с 08:15 до 10:15 и с 11:15 до 19: 30, воскресенье: с 8:30 до 13:30

Колокольня: 8:15 — 19:20

Официальный сайт: https://www.ilgrandemuseodelduomo.it

Как распланировала визит я (было буквально несколько часов во Флоренции, т.к. в 12:00 получали авто для нашего автопутешествия): 8:30 подъем на купол; 9:20 подъем на колокольню; 10:00 — баптистерий: 10:05-10:35 — музей (повторюсь, для нормального осмотра музея закладывайте около 1,5 часов)

Карты Флоренции + бонусы

Я помогу вам подготовиться к поездке во Флоренцию! Оставляйте свой адрес в форме подписки и я пришлю вам карты Флоренции в удобных форматах (jpeg и pdf), которые можно распечатать или скачать в свой смартфон, а также другую полезную информацию! Оставьте свой email в форме ниже↓↓↓

↑↑↑ Форма для подписки находится выше. После подписки вам необходимо проверить свой email (проверьте все папки «спам») и подтвердить ваш адрес. После этого первое письмо придет в течение нескольких минут автоматически. Если в течение суток не пришло первое или второе письмо, проверьте все папки «СПАМ», если нет письма, то сообщите мне в комментариях.

На этом всё. Я Вам очень рекомендую посетить Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции! Вопросы и дополнения оставляйте под статьей в форме комментариях! Оцените, пожалуйста, статью и поделитесь в соц.сетях! Подписаться на обновления блога можно на специальной страничке. Сразу же после подписки я пришлю Вам советы и бонусы на путешествие!

20 фактов о соборе Санта-Мария-дель-Фиоре во Флоренции

Рассказываем о Санта-Мария-дель-Фиоре — одном из самых известных и красивейших соборов Италии.

1) Флорентийский собор Санта-Мария-дель-Фиоре — пятый по величине собор в мире, на первом месте — Собор Святого Петра в Риме (кстати, за основу проекта и был взят собой Санта-Мария-дель-Фиоре), на втором месте — Собор Святого Павла в Лондоне, на третьем — Севильский кафедральный собор, на четвертом — Дуомо в Милане.

2) Во время службы собор способен вместить до 90000 человек, интересно, что во времена строительства собора все население Флоренции составляло 900000 человек.

3) Собор венчает знаменитый купол архитектора Филиппо Брунеллески. Интересно, что воздвигнуть такой огромный каменный купол (45 метров по диагонали изнутри и 52 метра по диагонали снаружи) без опирающихся на землю лесов в то время считалось невозможным.

Кстати, до Брунеллески собор долгое время стоял без купола. Брунеллески с помощью точных математических расчетов вывел, какую степень наклона, чтобы избежать обрушения, должны иметь стенки купола, а также то, что кирпичная кладка должна быть выполнена в виде рисунка «елочка». Как мы видим, оранжевый купол, ставший символом Флоренции, украшает собор и по сей день.

На фото: структура купола Брунеллески

Сейчас в итальянских архитектурных вузах изучение купола Санта-Мария-дель-Фиоре входит в обязательную учебную программу.

4) Строительство собора Санта-Мария-Дель-Фиоре длилось 140 лет: с 1296-го по 1436 год.

5) Над обликом собора трудилось пять архитекторов (на самом деле их было больше, но основных — пятеро): Арнольфо ди Камбио, Джотто, Франческо Таленти, Джованни ди Лапо Гини и Филиппо Брунеллески.

6) Внешние стены собора облицованы мрамором трех цветов: зелёным, привезенным из Прато (город в 30 километрах от Флоренции), розовым из Мареммы и белым из провинции Масса-Каррара.

ХОТИТЕ ОТПРАВИТЬСЯ НА ЭКСКУРСИЮ ПО ФЛОРЕНЦИИ С МЕСТНЫМИ ЖИТЕЛЯМИ? ЗАКАЖИТЕ ЕЕ С ПОМОЩЬЮ ФОРМЫ НИЖЕ!

7) Хотя собор был открыт и освещен Папой Евгением IV в 1436 году, свой нынешний облик он обрел только в 1887 году, потому как фасад собора на момент открытия оставался недоделанным. Автор нынешнего фасада Эмилио де Фабрис.

8) Именно в Санта-Мария-дель-Фиоре читал свои проповеди Джироламо Сованарола, выступавший против ростовщичества, за счет которого и богатела Флоренция, а заодно и гомосексуализма.

На фото: статуя Джироламо Сованаролы в Ферраре

Радикальные предложения Сованаролы об обновлении церкви не могли понравиться Папе Борджиа (бывшего в ту пору Папой Римским), и Джироламо вначале обвинили в ереси, потом заставили пройти испытание огнем, а в конце-концов прилюдно повесили на площади Синьории, после тело проповедника было сожжено. Почему в сериале «Борджиа» Сованаролу сжигают заживо в Риме — для нас осталось загадкой.

На фото: странная казнь Сованаролы в финале второго сезона сериала «Борджиа»

9) При строительстве собора Санта-Мария-дель-Фиоре архитекторы внимательно изучали астрономию, поэтому 21 июня — в самый длинный день в году ровно в полдень луч солнечного света, проходящий через купол собора, падает на мраморный медальон на полу собора.

На фото: луч солнца на полу Санта-Мария-дель-Фиоре

10) Орган Mascioni, который сейчас установлен в соборе, появился здесь только в 1961 году. Во время наводнения, случившегося во Флоренции в 1966 году, орган очень сильно пострадал. В первый раз его ремонтировали в 1968 году, а во второй — в 1991 году.

11) В соборе находится картина, на которой изображен Данте, читающий «Божественную комедию», автор картины — флорентийский художник Доменико ди Микелино (1417-1491 гг).

12) Именно собор Санта-Мария-дель-Фиоре стал местом действия трагедии, вошедшей в историю, как Заговор Пацци, когда флорентийские патриции 26 апреля 1478 во время мессы в соборе попытались кинжалами убить представителей правящей во династии Медичи. Покушение на жизнь Джулиано Медичи удалось, а вот Лоренцо Медичи успел скрыться за тяжелыми дверьми ризницы (фото ризницы внизу).

На фото: скульптура в ризнице, где скрывался Лоренцо Медичи

13) Сегодня в ризнице, где укрывался Лоренцо Медичи хранится облачение священников.

На фото: скульптура во внутренней ризнице собора

14) По легенде в соборе есть потайной подземный ход, с помощью которого представители династии Медичи могли покинуть Санта-Мария-дель-Фиоре или, наоборот, тайно проникнуть внутрь храма.

15) Сегодня оригинальные статуи на фасаде собора постепенно заменяются копиями, изготовлением которых занимаются зодчие, работающие в мастерской близ Санта-Мария-дель-Фиоре.

На фото: мастерская, где создают копии скульптур для Санта-Мария-дель-Фиоре

Таким образом, к примеру, скульптуру Адама на фасаде церкви уже заменили на новую, а вот Ева пока еще оригинальная (на фото ниже).

16) Изготавливаются статуи по той же технологии, что использовалась в старину, то есть вручную.

На фото: скульптор Джузеппе трудится над копией статуи

17) Когда статуя заменена на копию, оригинал отправляется в музей Museo dell’Opera del Duomo, считающийся на сегодняшний день одним из самых крупных католических музеев.

На фото: эскпонат музея Museo dell’Opera del Duomo

18) В соборе до сих пор работают часы Паоло Уччелло, которые еще называют часами евангелистов, установленные в храме в 1449 году. Их особенность в следующем: стрелка часов движется против привычного хода, циферблат разделен на 24 деления, а по краям мы видим портреты апостолов-евангелистов.

На фото: часы Паоло Уччелло

Обычно в католических церквях апостолов-евангелистов можно опознать по изображенным рядом с ними животным, считающимися их символами: Марка символизирует Лев, Луку — вол или телец, Иоанна — орел, а символ Матфея — ангел. Однако в Санта-Марии-дель-Фиоре изображения животных евангелистов отсутствуют, зато художник Уччелло придал апостолам внешнее сходство с их символами.

19) Колокольня собора создана по проекту Джотто. Изначально предполагалось, что она будет скорее сооружением декоративным, не предназначенным для повседневного использования.

Размер колокольни: 84,70 метров в высоту и около 15 метров в ширину, строительство ее было начало в 1334 году, а завершено уже после смерти Джотто в 1359 году, при этом работы по возведению колокольни на пару лет (с 1348 до 1350 год) были остановлены из-за того, что во Флоренции бушевала чума, а сам Джотто похоронен здесь же в Санта-Мария-дель-Фиоре.

20) Баптистерий собора возведен на месте языческого храма, построенного тут еще во времена древних римлян. Кстати, внутри баптистерия и сейчас можно увидеть остатки древнеримской мозаики.

И последний факт, Санта-Мария-дель-Фиоре упоминается в книге Дэна Брауна «Инферно».

Понравился материал? Присоединяйтесь к нам на фейсбук

Источники:
http://travellgide.ru/italy/la_cattedrale_di_santa_maria_del_fiore.html
http://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/florence/temples/2786
http://selfguide.ru/italy/florence/main-attractions/duomo-della-s-maria-del-fiore/
http://holidaygid.ru/cattedrale-di-santa-maria-del-fiore/
http://2btraveler.ru/sobor-santa-mariya-del-fore-duomo-florenciya/
http://trip-point.ru/2013/06/04/20-factov-o-sobore-santa-maria-dell-fiore-vo-florencii/
http://wikiway.com/vatikan/sobor-svyatogo-petra/

Ссылка на основную публикацию