База 211 в антарктиде. обзор мифа о нацистских летающих тарелках

НЛО Третьего Рейха

Кроме того, немецкими инженерами якобы были созданы сверхзвуковые дисколеты, которые приводились в движение ракетными и ядерными двигателями (известно, что разработка и внедрение таких двигателей относится к послевоенному времени).

Успехи нацистов в области создания летательных аппаратов нового поколения якобы подтверждены масштабной американской полярной экспедицией «Высокий прыжок» (1946–1947 гг.), которой командовал знаменитый полярный исследователь, адмирал Ричард Ивлин Бэрд.

В ее состав входило 14 кораблей, 25 самолетов и вертолетов палубной авиации. Количество же участников превышало 4 тысячи человек. Вся эта армада через какое-то время бросила якоря у берегов Земли королевы Мод.

Главной целью экспедиции, как утверждают многочисленные публикации в Интернете, была ликвидация Базы 211 и немецких подводных лодок.

Вначале события развивались успешно. Исследователи сделали около 49 тысяч фотографий побережья. Но затем произошло что-то непонятное. В конце февраля 1947 года экспедиция спешно покинула Антарктиду.

Пожар на станции «Восток» в Антарктиде

Двенадцатого апреля 1982 года «Восток» не вышел на связь с Большой землей. Никто не мог предположить, что произошло. В сутки, по графику, станция выходила на связь девять раз. Когда связи не было и во второй условленный час, стало понятно: случилось что-то экстраординарное. Отсутствие связи – в любом случае происшествие чрезвычайное. Размеры беды на станции тогда никто не мог предвидеть.

Станция «Восток» (Антарктида) имела отдельное помещение, где располагалась дизель-электрическая станция. Там и начался пожар в ночь на 12 марта. Это было самое начало зимовки. К электростанции был пристроен небольшой домик, в котором жили механики. Их разбудил в четыре утра едкий запах дыма.

Выйдя на улицу, они обнаружили, что огонь полыхал на крыше. Через пару минут уже все зимовщики, наспех одевшись, выбежали на мороз. Прожектор, который освещал территорию, погас. Свет был только от пожара.

Быт станции Восток в Антарктиде

Из-за большой высоты воздух на «Востоке» беден кислородом и углекислым газом, а давление почти в два раза меньше нормального.

Здесь все против человека. Отсутствие влаги в воздухе, на что первое время не обращаешь внимания, со временем превращается в основной дискомфортный фактор. Сочетание низких температур и высокой сухости приводит к растрескиванию кожи, постоянному насморку, воспалению дыхательных путей. Вода на «Востоке» не просто пресная, а дистиллированная. Пить такую воду очень вредно, а еще в ней плохо мыть посуду и руки.

Наконец, еще один негативный аспект – это излучение солнца. Когда оно находится на небе постоянно (а в полярный день это именно так), выходить на открытую местность без темных очков нельзя, в противном случае есть риск обжечь глаза нестерпимо ярким светом, многократно отраженным от снега. Это место парадоксов: здесь можно сразу и обморозиться, и обгореть.

Здесь нет никого, кто людей. Даже бактерий и микроорганизмов нет.

Ситуация, в которой оказываются люди во время зимовки на «Востоке», сопоставима с полетом на космическом корабле — можно надеяться только на себя. Даже самолеты не летают. Снег при таких сильных морозах изменяется настолько, что становится похожим на песок и практически не скользит. И самолет не может взлететь.

Станция Восток расположена вблизи от Южного геомагнитного полюса Земли и является одним из наиболее подходящих мест для исследования изменений в магнитном поле Земли. Обычно на станции летом находятся 40 человек — учёных и инженеров. Зимой их количество сокращается до 20. Более сорока лет российские специалисты проводят здесь исследования углеводородного и минерального сырья, резервов питьевой воды; осуществляют аэро-метеорологические, актинометрические, геофизические и гляциологические наблюдения, а также специальные медицинские исследования; занимаются изучением изменения климата, исследованием «озоновой дыры», проблем повышения уровня воды в Мировом океане и др.

В ночь на 13 апреля 1982 года в результате пожара полностью вышли из строя основные и резервные дизель-генераторы, и станция осталась обесточена. 20 человек на протяжении 8 месяцев провели героическую зимовку, согреваясь самодельными буржуйками на дизельном топливе, пока из Мирного не пришёл санно-гусеничный поезд с новой дизель-электрической установкой.

А вот кино про станция Восток

https://youtube.com/watch?v=d4D1TiK7jBM

Буровой комплекс

Станция Восток стоит не на земле, а на льду, который многокилометровым слоем покрывает континент. Да вот именно под этим льдом в месте, где расположена станция Восток обнаружено подледное озеро. Задачей изучения этого озера и занимается Восток. Эта задача не единственная конечно, но самая «политическая» вероятно.

Буровой комплекс расположен на расстоянии от основных построек «Востока». В начале девяностых годов здесь была сделана уникальная находка – подледное озеро. Его назвали по имени станции. Это реликтовое озеро считается самым большим на Южном континенте. Ученые предпочитают пить воду не из талого льда, а именно из озера – говорят, что она намного вкуснее. Озеро расположено под ледяным панцирем около 3700 м толщиной и обладает габаритами примерно 250×50 км. Предполагаемая глубина свыше 1200 м, а площадь порядка 15,5 тысяч квадратных километров.

Хранилище кернов на станции «Восток» фактически представляет собой уникальный архив, в котором сохранена информация о том, как менялся климат на нашей планете. Керн – это глубинный лед, который после добычи нарезается на куски высотой 1 м. Каждый из куском керна пронумерован в зависимости от глубины, с которой он был взят.

Зачем бурить лед 60 лет?

В годы знаменитой перестройки полярникам приходилось менять керны на оборудование и инструменты, которые охотно поставляли США и Франция. Эти же страны активно стремились потом возражать против дальнейших разработок. Ведь слой льда, отделяющий поверхность озера от исследователей, сопротивлялся исследователям не один десяток лет.

Первую скважину глубиной 40 метров пробурил с помощью термобура в 1959 году В. С. Игнатов, начальник станции «Восток».

Проникновение в озеро состоялось лишь в январе 2012 года. Повторное проникновение в озеро Восток состоялось в 2015 году.

Как попасть на Антарктиду

“Российская антарктическая экспедиция” – звучит романтично. Но на самом деле это тонко настроенная и четко функционирующая машина. Костяк экспедиции – это корабль с командой, доставляющий людей на Антарктиду и забирающий их оттуда, а также зимующий состав станций. Плюс сезонные научные группы. Кто-то едет туда на год. Кто-то, как мы, – только на летние месяцы, в качестве временных исследователей. С 1965 г. корабль ежегодно привозит и отвозит людей. Вся логистика и перемещения координируются институтом Арктики и Антарктики, который базируется в Санкт-Петербурге. Впрочем, в первый раз мы добирались не на корабле.

То была 54-я, кажется, экспедиция по счету. И в тот год мне довелось побывать в Антарктиде дважды. Сначала, купив билеты на обычные коммерческие рейсы, мы отправились самолетом по маршруту Москва – Мадрид – Сантьяго-де-Чили – Пунта-Аренас (самый южный город в Чили). Оттуда нашу группу забрал самолет чилийских ВВС – военный транспортник «Геркулес» американского производства (у российской антарктической экспедиции была с чилийцами договоренность). Летели часа четыре, и таких мощных перегрузок я не испытывал никогда и нигде. Пилоты “Геркулеса” закладывали такие виражи, что душа пряталась в самые отдаленные уголки пяток.

Чтобы попасть в Антарктиду, виза не нужна. Ее территория никому не принадлежит. Но попасть все равно непросто. Можно самому организовать корабль или яхту (очень дорого). Можно приехать в составе туристической группы. Тебя привезут на несколько часов, что-то покажут и увезут. В отдельных случаях – оставят на пару-тройку дней, иногда неделю. Наконец, можно быть ученым и приехать по работе. Я работал в Институте почвоведения в Пущино, и мне повезло: мой научный руководитель организовал взаимодействие с Институтом Арктики и Антарктики, и нам выделили несколько мест в экспедиции. Мы выбрали, какие участки территории Антарктиды нас интересуют, и сформировали план. Наша лаборатория занималась исследованиями древних микроорганизмов, живущих в вечной мерзлоте – возрастом в сотни, тысячи и миллионы лет. Плюс исследования климата в прошлом (палеореконструкция). В общем, можно заплатить, чтобы поехать туда, а можно поехать бесплатно, да еще и заработать. Деньги были не очень большие, но все же приятная такая прибавка.

Арктические полярные станции России на карте

Работающая станция
Закрытая станция
Станция работает, как туристический объект
Станция переведена в автоматическую метеорологическую станцию (АМС)
Действующие арктические полярные станции России


Бухта Тихая

Арктический научно-исследовательский стационар

ББС имени Н. А. Перцова

Лена-Норденшельд

Остров Самойловский

Станция им. Хабарова

Малые Кармакулы

Обсерватория имени Эрнста Кренкеля

Виллем Баренц

Валькаркай

Марре-Сале

ГМС Диксона

Станция им. М.В. Попова

Остров Врангеля

Остров Котельный

Острова Известий ЦИК

Остров Визе

Остров Голомянный

Мыс Баранова

Северо-Восточная Научная Станция

Обсерватория Тикси

ГМО имени Е.К. Федорова

Хатанга АМСГ

Хатанга АЭ

Мыс Стерлегова

Сопочная Карга

Колба

Мыс Картеш

МБС Дальние Зеленцы

Белый Нос

Е.К Федорова

Колгуев Северный

Гидрометеорологическая обсерватория Баренцбург

Канин Нос

Мыс Микулкин

Мыс Желания

Остров Вилькицкого

Остров Русский

Столбовой

Тамбей

Ловозеро

Залив Лаврентия

Сёяха

Список арктических полярных станций, Северный Ледовитый океан

Закрытые арктические полярные станции России

Остров Вайгач

Югорский Шар

Бухта Провидения

Маточкин Шар

Залив Благополучия

Земля Бунге

Купол Вавилова

Остров Виктория

Остров Жохова

Остров Колючин

Остров Рудольфа

Лескино

Остров Преображения

Остров Самуила

Остров Тыртов

Остров Уединения

Остров Ушакова

Остров Гейберга

Терпяй Тумса

Русская Гавань

Бухта Солнечная

Мурманская биологическая станция

Соловецкая биологическая станция

Остров Исаченко

Мыс Столбовой

Мыс Меньшикова

Мыс Выходной

Озёрная

Остров Правды

60 лет ВЛКСМ

Мыс Песчаный

Мыс Оловянный

Мыс Ватутина

Малый Таймыр

Остров Домашний

Острова Краснофлотские

Озеро Таймыр

Харасавэй

Моржовая

Список арктических полярных станций, Северный Ледовитый океан

Чем Антарктида интересна микробиологу

Очень впечатляет, когда видишь жизнь на грани возможностей. Когда видишь, как жизнь цепляется за мельчайшие возможности. Возьмем, например, камень. Кусок скалы лежит, обточенный ледником. Берешь молоток – хренак по этому камню! От него откалывается чешуйка.  Смотришь на скол и видишь, что верхний слой камня белесый, такой же, как снаружи. Глубже внутри камня – зеленоватая прослойка. Еще глубже – розоватая прослойка. И, если посмотреть на все это через микроскоп, то понимаешь, что зеленоватое и розоватое – это водоросли, которые поселились внутри камня. Внутри они защищены, их не сдует ни ветром, ни потоком песка и снега. Под тонким белесым слоем к ним проходит свет (он нужен для питания). После того, как выпадает снег и потом подтаивает под солнечными лучами (а такое происходит всего два-три раза в год), к водорослям попадает вода. И этого им достаточно, чтобы жить. Наступает зима, они замерзают, воды нет – они ждут следующего года. В следующем году снег может не выпасть, а солнце не показаться – ну ничего, подождем еще год. Через год выпал снег, засветило солнце – отлично, размножаемся, растем. И в какой-то момент камень из-за них начинает потихоньку трескаться, и тогда водоросли переселяется куда-то еще, вглубь камня. Видя это, понимаешь: жизнь пробьется где угодно. Отсюда – возможность существования жизни вне земли. На Марсе, например. Может, ее там и нет, но условия не исключают ее существование.

“Процесс отбора образцов. В руках фрагмент керна мерзлого грунта”.

Вообще жизнь в Антарктиде либо микроскопическая, либо связана с морем. Ну и мох встречается местами. На Беллинсгаузене много животных, и есть два или три вида высших растений, сосудистых то есть, – какая-то травка. Иной раз можно увидеть пару пучков. Стараешься не наступить, ведь затопчешь – и они умрут, а следующий пучок встретиться лишь через километр.

Кстати, домашние животные на станциях – табу. Если Скотт, Амундсен и Шеклтон еще привозили собак, лошадей, то сейчас по договору об Антарктике нельзя никому – Антарктида должна оставаться нетронутой.

Последнее время все чаще мы слышим из новостей, что следы человеческой деятельности встречаются все чаще в отдаленных местах нашей планеты: то на Эвересте подсчитают количество мусора, то сообщат об огромных количествах пластиковых пакетов на дне Марианской впадины, то сообщают о микропластиковых частицах в желудках каждого морского обитателя. Хочется, чтобы хоть Антарктида как можно дольше оставалась тем уголком Земли, где люди – гости, а не захватчики ресурсов. И это возможно, только если каждый, кто оказывается там, будет относиться с уважением к каждой травинке, каждой песчинке, каждому метру Антарктической земли.

“Последний рейс со станции на корабль. Тех кто отзимовал на станции прошлую зиму сменили свежие силы. Впереди очередная зима – период, когда на станцию нет возможности привезти грузы или выбраться на большую землю в цивилизацию”.

Понравился этот материал? У нас на “Пассажире” есть еще много интересного! Лучшие статьи за 2018-ый год можешь посмотреть здесь, а чтобы следить за новыми публикациями, подпшись на сообщества журнала “В контакте” и , листай нашу страничку в Instagram или смотри канал в Telegram.

Жизнь после пожара

Полярники приняли решение выживать своими силами. Мужественные парни не стали ждать помощи с Большой земли. В Москву была передана радиограмма: «До весны выживем». Они прекрасно понимали, что ледяной континент не прощает промахов, но он безжалостен и к тем, кто впадает в отчаяние.

Зимовка продолжалась в форс-мажорных условиях. Полярники переселились в одно крохотное жилое помещение. На основе газовых баллонов смастерили пять новых печек. В этом помещении, которое было и спальней, и столовой, и кухней, находились и научные приборы.

Главным недостатком новых печей стала сажа. Ее собирали по ведру в сутки. Через некоторое время, благодаря смекалке аэролога и повара, зимовщики смогли выпекать хлеб. Порции теста они приклеивали к стенкам печки и таким образом получали вполне съедобный хлеб.

Кроме горячей пищи и тепла, был необходим свет. И тогда эти сильные люди начали делать свечки, используя для этого имеющийся парафин и асбестовый шнур. «Свечной заводик» работал до окончания зимовки.

«Конвой фюрера»

Как выяснилось, они входили в подразделение «Конвой фюрера» и в апреле 1945 года приняли на борт особо секретный груз и пять пассажиров, чьи лица были закрыты масками.

Таинственные пассажиры покинули субмарины в районе оазиса Ширмахера в Антарктиде. Впоследствии Г. Шаумфлера неоднократно обвиняли в том, что именно он перевез Гитлера в Южную Америку.

Капитан категорически отрицал это на допросах, проводившихся сотрудниками американских и британских служб. В 1952 году все это он повторил в книге, которая сухо и лаконично называлась «11-977».

А когда его друг и коллега, капитан подлодки 11-530, попытался издать свою рукопись об этой экспедиции, рассказав в ней всю правду, Шаумфлер написал ему в письме о том, что все три лодки, участвовавшие в той операции, теперь мирно спят на дне Атлантики и, «может быть, лучше не будить их?»

Далее он напомнил другу о воинской присяге и советовал не откровенничать:

«Мы все дали клятву хранить тайну, мы не сделали ничего неправильного и лишь выполняли приказы, сражаясь за нашу любимую Германию.

За ее выживание.

Поэтому, подумай еще раз, а может быть, еще лучше представить все как выдумку?

Чего ты добьешься, когда скажешь правду о том, в чем заключалась наша миссия?

И кто пострадает из-за твоих откровений? Подумай об этом!»

Но «старый товарищ» Вилли не внял его совету. Изложенная им версия событий еще больше запутала историков, нашедших в ней немало странностей и нестыковок.

Полюс недоступности

«Советский Союз приступил к активным полярным исследованиям в 1930-е годы — в Арктике. Там был приобретён бесценный опыт, но для штурма Антарктиды его всё же не хватало — условия на двух полюсах отличались достаточно сильно», — подчеркнул Стрельбицкий.

По его словам, на постоянной основе люди пришли в Антарктиду лишь в середине ХХ столетия. Использовать материк в военных целях в годы Второй мировой войны недолгое время пытались чилийцы и аргентинцы. Но только после завершения войны на берегах южного материка начали массово появляться постоянно действующие полярные станции.

В 1955 году начала действовать Советская Антарктическая экспедиция. 5 января 1956 года дизель-электроход «Обь» пришвартовался к берегу южного континента и состоялась первая высадка советских полярников в Антарктиде. 13 февраля была основана полярная станция «Мирный». Весной со станции вглубь материка отправился санно-тракторный поезд. 27 мая после 370-километрового похода была создана первая в истории полярная станция, находящаяся в отдалении от берега, — «Пионерская».

В 1956—1957 годах в Антарктиду прибыли вторая и третья советские экспедиции. Участники последней под руководством выдающегося полярника Евгения Толстикова отправились к Южному полюсу недоступности — наиболее удалённой от берегов океана точке, в которой до них не бывал ещё ни один человек.

  • Антарктический полюс относительной недоступности. Участники экспедиции, возглавляемой Евгением Толстиковым
  • РИА Новости

14 декабря 1958 года Южный полюс недоступности был покорён. Полярники построили на этом месте дом, метеорологическую станцию и радиостанцию. На крышу строения прикрепили бюст Ленина и подняли красный флаг. Временную станцию так и назвали — «Полюс недоступности». Рядом с ней полярники подготовили взлётно-посадочную полосу. 17 декабря самолёт Ли-2 забрал со станции четырёх из 18 участников похода. 26 декабря, проведя все необходимые научные работы, советские исследователи законсервировали станцию и отправились в «Мирный».

Также по теме


Важная веха в истории российского флота: как прошла первая кругосветная экспедиция Крузенштерна и Лисянского

215 лет назад началось первое в истории российского флота кругосветное путешествие. Экспедиция на кораблях «Надежда» и «Нева»,…

Повторить подвиг советских полярников иностранцам удалось только в 2007 году. До полюса недоступности добрались британцы, использовавшие тягу воздушных змеев. Советскую станцию к этому времени занесло снегом, но бюст Ленина всё ещё можно было рассмотреть.

Геополитический фактор

«Присутствие СССР, а затем и России в Антарктике чрезвычайно важно с точки зрения геополитики. Начав активное исследование южного континента, Советский Союз в своё время подтвердил, что он является супердержавой и может продвигать свои интересы в любой точке планеты», — отметил в беседе с RT Константин Стрельбицкий

Согласно международным договорам, Антарктика является демилитаризованной зоной. На её территории нельзя размещать оружие и добывать полезные ископаемые. Однако ряд стран, включая Великобританию, Норвегию, Чили, Аргентину, Австралию и Новую Зеландию уже заявляли о своих претензиях на часть территории Антарктиды. Подобные намёки звучали и со стороны США. По словам экспертов, недра материка богаты полезными ископаемыми, а ледники содержат более 90% мировых запасов питьевой воды.

  • Российская научная станция «Новолазаревская» в Антарктиде

«В Антарктиде проводятся важные фундаментальные научные исследования, которые со временем дадут серьёзные практические результаты. В частности, без работ на этой территории было бы затруднительно изучать изменения климата и делать связанные с этим прогнозы. Исследования, которые российские учёные проводят на озере Восток, уникальны. Они позволяют изучить историю изменения климата Земли за последние 400 тыс. лет», — рассказал в беседе с RT директор музея Арктики и Антарктики в 1998—2016 годах, почётный полярник России Виктор Боярский.

По его словам, Россия (а в прошлом и СССР) большую часть времени лидировала по числу антарктических станций и, наряду с Соединёнными Штатами, по объёмам получаемой с южного континента научной информации.

Газетные сенсации

В 1959 году некто Амадео Джианнини опубликовал сообщение о том, что Ричард Бэрд во время одного из своих исследовательских полетов столкнулся с необъяснимым явлением: «Вблизи полюса контр – адмирал обратил внимание на странное пятно, отливающее то желтым, то красным, то фиолетовым

Подлетев к нему, он заметил нечто напоминающее горный хребет. Бэрд перелетел через него и подумал, что видит мираж: леса, реки, луга, на которых паслись животные, а также странные аппараты, напоминающие «летающие тарелки», и нечто похожее на город с выточенными из хрусталя зданиями.

Внешний термометр начал резко прогреваться, пока не застыл на сногсшибательной отметке: +23 °C!

К тому же речь явно идет не об экспедиции 1946–1947 годов. В то время Бэрд был уже адмиралом, а не контр-адмиралом. Возникает вопрос, почему он, столкнувшись с необычным явлением во время предыдущих экспедиций, не сделал этот факт достоянием своего руководства или общественности.

Климат Антарктиды

Антарктида расположена в южном полушарии, так что зима и лето совпадают здесь с нашими в точности до наоборот. Зимний сезон в Антарктиде длится с марта по август, летний — с сентября по февраль. Полярная ночь продолжается здесь с 23 апреля по 20 августа и совпадает с абсолютными минимумами температуры. Пик полярного дня приходится на декабрь — январь: солнце тогда вовсе не скрывается за горизонтом, и даже когда часы утверждают, что за окном глухая ночь, антарктические ландшафты ослепительно сияют под яркими солнечными лучами.

Сказать, что в Антарктиде холодно — значит не сказать ничего. Именно здесь был зафиксирован абсолютный минимум температуры на планете: -89,2 °C. Произошло это в июле 1983 года на советской станции «Восток», которая и сегодня продолжает быть единственной внутриконтинентальной российской станцией в Антарктиде.

Средняя температура воздуха антарктической зимой колеблется между -60 °C и -75 °C, в отдельные дни достигая отметки в -80 °C. В сочетании с полярной ночью и круглосуточно дующими ветрами, несущими большое количество мельчайшей снежной пыли, это делает континент практически непригодным для посещения. Практически — так как и в этих сложнейших условиях жизнь на полярных станциях не прекращается: на «Востоке», к примеру, ежегодно зимуют около 25 исследователей. Вместе с тем, на побережье материка температура не столь убийственна: от -8 °C до -35 °C в зависимости от района.

Летом в Антарктиде более комфортно — «всего» от -30 °C до -50 °C во внутренних областях и на Южном полюсе. А на Антарктическом полуострове (ближайшей к Аргентине точке континента) и островах стоят почти что московские зимние 0…-7 °С.

Земля королевы Мод — хранитель копья всевластия

На самом же деле его якобы готовили к следующей экспедиции на Землю королевы Мод, где он должен был встретиться с полковником Максимиллианом Гартманом, хранителем Копья Лонгина, благодаря чему Гартман имел полномочия протектора нацистской колонии в Антарктиде.

Результатом встречи стало «Намерение о сотрудничестве», подписанное Гартманом. Полковник-протектор якобы гарантировал передачу технической документации на летательный аппарат, способный при достижении определенных скоростей становиться невидимым для людей и локаторов.

Вопреки элементарной логике Бэрд будто бы привез в США не только протокол о намерениях, но и образец новейшего летательного аппарата. Внешне он напоминал распластанную камбалу, в первые минуты полета испускал ослепительный свет, а потом становился невидимым и мог поражать любую цель противника.

Трудно сказать, как, в случае правдивости этой версии, было обставлено «воскрешение» Бэрда. Еще сложнее объяснить утверждение, что адмирал погиб в результате аварии на одной из первых атомных субмарин, направлявшейся в Антарктиду и по дороге затонувшей.

Ведь достоверно известно, что он умер 12 марта 1957 года в Бостоне и был похоронен с воинскими почестями. А незадолго до смерти в третий и последний раз пролетел над Южным полюсом.

Достопримечательности

В Антарктиде отсутствует приток туристов и поэтому о полноценных достопримечательностях мало упоминаний. Снежные ландшафты, бескрайние горизонты, исследовательские базы — вот для чего едут сюда немногочисленные путешественники.

Недоступность материка делает эту местность самой дорогой среди всех туристических. Сегодня туристам предлагаются дорогие экскурсии для наблюдения за айсбергами.

Ледяные горы, большая часть которых спрятана под водой, состоят из пресной воды, поэтому имеют потрясающий воображение темно-синий цвет. Самый большой айсберг, зафиксированный в Баффиновой Земле, по длине составлял 10 км.

Еще одним заслуживающим внимания местом является Остров Обмана, форма которого напоминает подкову. В его бухтах расположены минеральные и термальные источники, температура которых колеблется от ледяной до кипятка. Здесь обитают колонии пингвинов.

Стоит упомянуть сухие долины Антарктиды, основные из которых носят названия Виктория, Райт и Тейлор. Это непокрытая льдом, очень ветреная местность, на которой нет ничего живого.

«Вполне реальная перспектива»

У МФТИ большие планы по замене дизельного топлива на просторах Заполярья и Дальнего Востока. Летом 2020 года в ЯНАО в посёлке Лаборовая учёные введут в строй небольшую гибридную автономную электростанцию. Её запуск должен на 50% снизить потребление дизельного топлива местными жителями. Предполагается, что срок окупаемости объекта составит десять лет.

Как считает ректор МФТИ Николай Кудрявцев, «тиражирование данного опыта» при поддержке инвесторов позволит улучшить электроснабжение в изолированных посёлках Арктики, снизить расходы населения на коммунальные услуги и сократить нагрузку на местные бюджеты.

  • Фактория Лаборовая

В беседе с RT почётный полярник, кандидат физико-математических наук Виктор Боярский подчеркнул, что в высоких широтах России достаточно остро ощущается необходимость отказа от дизеля. С точки зрения эксперта, российские учёные предлагают перспективные проекты, которые облегчат условия жизни в суровом климате.

«Дизель-генераторы загрязняют атмосферу, и, конечно, от них нужно постепенно — без фанатизма — отказываться. Я сторонник развития атомной энергетики в Арктике, но не имею ничего против экспериментов с ветряками, водородом и другими источниками энергии. Для удалённых и изолированных посёлков это вполне реальная перспектива», — пояснил Боярский.

Аналогичной точки зрения придерживается президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив «Основание» Алексей Анпилогов. В комментарии RT он заявил, что дизельное топливо в Заполярье — дефицитный и дорогой источник энергии.

Крюк длиной в полпланеты

Совсем иной была вторая поездка – на станцию Новолазаревская. Практически сразу после первой. Очень забавно: чтобы добраться со станции Беллинсгаузен на станцию Новолазаревская (обе в Антарктиде, расстояние между ними – тысячи три километров), пришлось вернуться в Москву со всеми теми же стыковками, далее из Москвы полететь в Кейптаун, чтобы сесть на корабль. А, так как ты не вольная птица, а работаешь в системе российской антарктической экспедиции (РАЭ – структура при Институте Арктики и Антарктики), ты должен вливаться во всю логистику, организованную РАЭ. Логистика следующая: корабль к этому моменту уже пришел в Кейптаун из Питера. И все, кто садятся на него дополнительно, должны прилететь в Кейптаун. РАЭ покупает всем билеты. РАЭ находится где? Правильно – в Питере. Значит, билеты на всех берутся из Питера. А то, что мы прилетаем из предыдущего рейса в Москву, никого не волнует. План был такой: прилетаем в Москву, в Домодедово, сразу оттуда едем в Шереметьево, оттуда летим в Питер. В Питере пересаживаемся на другой рейс и через Турцию летим в Кейптаун.

Это, конечно, дичь! Особенно после полутора месяцев в Антарктиде! Чувствуешь, что малость подустал. И вот ты прилетаешь в Домодедово перед тем как лететь в Кейптаун, но понимаешь, что расслабляться нельзя. Даже домой не заехать. Правда, нам повезло: в день вылета с Беллинсгаузена была плохая погода, и самолет, который должен был нас забрать, кружил над островом, долго не мог сесть и в итоге улетел. На следующий день то же самое. В итоге мы опоздали на неделю на питерский самолет, были вынуждены покупать билеты сами, и в Москве образовались два свободных дня, и дома я все же побывал. Наверное в качестве защитной реакции, мой организм решил перейти в режим “эмоциональный коматоз”, чтобы не почувствовать себя дома и не расслабиться в преддверии еще полутора месяцев в экспедиции. Дом я не помню вообще. Как будто и впрямь переехал из одного аэропорта в другой.

“Соседи-индийцы тащут с аэродрома грузы к себе на станцию. Да, да! Индия тоже проводит исследования в Антарктиде!”

Следующее, что я помню – Кейптаун. Там провели несколько дней, поездили по ЮАР – интересная страна, но требует отдельного внимания на будущее. Дальше – корабль. В порту забавная деталь: стоит огромное судно Академик Федоров, а рядом с ним большой плакат –  айсберги, сосульки и надпись: “Корабль идет в Антарктиду”. Оказалось, это для южноафриканцев, которые в поисках лучшей жизни пытаются покинуть страну, и нелегально, по канатам, лезут в порту на корабль – хоть на какой-нибудь. Бывало, они уже на подходе к Антарктиде, замерзшие, вылезали из шлюпок, каких-нибудь щелей на палубе. Капитану за такое влетает крупный штраф, поэтому с некоторых пор рядом с кораблями, идущими к Антарктике, стали ставить такие знаки.

До Антарктиды корабль идет дней 5-7 – это если максимально быстро, без работ, замеров и отборов проб с глубины. В ЮАР было лета, жара. Температура воздуха по мере продвижения на юг менялась очень постепенно. А вот воды за бортом – очень быстро (ее нам сообщали каждый день). В какой-то момент она резко упала до пяти градусов и пошла дальше вниз. Маршрут пролегает через широты, известные лютыми штормами. Однажды мы попали в 7-балльный шторм, это очень впечатляюще. Усиливается он постепенно. Баллах на шести закрывают внешний контур корабля, то есть герметично задраивают все выходы. Но до этого момента можно выходить. Как-то я вышел в килевую качку – это когда в центре качает несильно, а корма и нос буквально качелями ходят вверх-вниз. Я вышел на корму, стою под П-образной рамой (вроде как для подъема грузов), она довольно высокая, метров 5 над палубой. Корабль качается, а я думаю – о, какое ощущение прикольное, как на качелях. Интересно, а я в верхней точке допрыгну до этой балки или нет? По ощущениям прыгнул даже выше. Безумно страшно – ты прыгнул вверх, а палуба-то ушла вниз, и сейчас она полетит тебе навстречу. Плюхнулся на нее очень больно. Мозга-то нет…

Но даже без всякого шторма ты смотришь вниз, в воду, стоя на корме, видишь буруны от винтов – корабль идет с приличной скоростью – и понимаешь, что по этому маршруту кораблей ходит один-два – и все, больше никого тут нет. И если ты, не дай бог, выпал за борт в этих полярных широтах… Температура воды – от плюс 3-х до минус 3-х градусов. Пока корабль остановится, пока развернется – столько не живут в такой воде, шансов нет.

“Оазис Ширмахера – это уже настоящая материковая Антарктида. Полоска суши между материковым ледником (видно слегка слева) и шельфовым ледником. Ширина пару километров. В длину – примерно 20 км”.

Новая Швабия — это База 211 в Антарктиде

Весьма вероятно, что после разведки гитлеровцы начали возводить в Новой Швабии свои укрепления. Об этом свидетельствует сделанное в 1943 году заявление адмирала Карла Деница:

Предполагают, что грузы для строительства транспортировали подводные лодки из соединения «Конвой фюрера», которое включало 35 субмарин. Есть сведения и об участии в операции двух авианосных крейсеров, в частности «Швабенланда».

«Швабенланд»

Говорят также, что с начала 1942 года по личному указанию фюрера в Новую Швабию стали перебрасывать специалистов «Аненербе», ученых и избранных членов гитлерюгенда как носителей арийского генофонда.

Приводят также свидетельства, что в самом конце войны в порту Киля с нескольких подлодок сняли торпедное вооружение, поскольку им строжайше запрещалось вступать в бой во время этого плавания, и загрузили контейнерами с неизвестными грузами.

База 211 в Антарктиде и эзотерика

Миф о военной базе нацистов в Антарктиде выглядит следующим образом. Под влиянием эзотерических учений о доисторических цивилизациях и теории «полой Земли» нацисты заинтересовались Антарктидой.

Известно, что в 1937–1939 годах на пятый континент они действительно направили две экспедиции. Одну из них возглавлял капитан Альфред Ритшер.

Герб экспедиции

Включенные в ее состав самолеты Люфтваффе сфотографировали огромные антарктические территории, а в районе Земли королевы Мод сбросили несколько тысяч вымпелов со свастикой. 12 апреля 1939 года Ритшер доложил Герингу, что его команда покрыла вымпелами территорию около 9 тыс. м2 и сфотографировала 350 тыс. м2 антарктической территории.

Таким образом нацисты стремились заявить о праве Третьего рейха на эту часть Антарктиды, богатую залежами урана. Часть полуострова, где упали вымпелы, получила название Новой Швабии и была объявлена частью будущего тысячелетнего рейха.

Фрагмент немецкой карты мира 1941 года, показывающий Новую Швабию как владение Германии

Утверждают, что после окончания Второй мировой войны союзникам в руки попали какие-то документы, которые свидетельствовали о том, что немецким подводникам удалось обнаружить в Антарктиде систему связанных между собой пещер с теплым воздухом. Фашисты якобы называли их «раем».

Теория полой земли

Теория будоражила умы отдельных ученых, а еще в большей степени, обывателей. Недаром очень известный в то время литератор Говард Лафкрафт в своем знаменитом романе «Хребты безумия», который по сей день пользуется популярностью среди определенного круга читателей, изобразил подземную Антарктиду как место обитания древней дочеловеческой расы Старцев, прибывшей на Землю из другой Галактики.

Однако наряду с этой расой автор поместил в глубины Земли ужасных, шогготов, которые аккумулировали в себе все зло Вселенной и стремились обрести верховную власть над миром. Роман Лафкрафта трудно назвать пророческим.

Однако попытки утвердить в Антарктиде злое начало, очевидно, были предприняты. И связано это именно с нацистами. Читателю судить, насколько правдоподобны сведения, которыми заполнены страницы Интернета и некоторых массовых изданий.

Гитлер и Ева Браун спаслись

Сторонники гипотезы о том, что Гитлер и Ева Браун сумели остаться в живых, в качестве версии их чудесного спасения называют использование одной из таких субмарин для того, чтобы укрыть фюрера, его подругу и других таинственно исчезнувших лидеров Третьего рейха в Антарктиде.

Якобы 30 апреля 1945 года капитан Люфтваффе Петер Баумгарт взял на борт своего самолета Гитлера и доставил его на безлюдное побережье Норвегии. Здесь фюрер перешел на борт подводной лодки, которая взяла курс на Антарктиду.

Через три месяца после окончания войны возле берегов Аргентины в плен к американцам попали две немецкие подводные лодки 11-977 и 11-530 под командованием Гейнца Шаумфлера (Шеффера) и Отто Вермаунта (по другим данным, Вильгельма Бернхарта).

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий