Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Станцы Рафаэля в музее Ватикана

Четыре станцы Рафаэля являются открытыми для посещения комнатами Дворца Ватикана. Больше всего они известны удивительными фресками, написанными Рафаэлем и его талантливыми учениками. Наряду с потолочными фресками Микеланджело в Сикстинской капелле они являются самыми выдающимися работами, относящими к эпохе Возрождения. Изначально станцы являлись личными апартаментами Папы Юлия II, который не желал занимать те же комнаты, что когда-то принадлежали представителям рода ненавистных Борджиа.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Именно он пригласил Рафаэля, на тот момент относительно молодого художника из Урбино (ему было только двадцать пять лет), чтобы тот полностью изменил интерьер комнат. Со смертью Юлия в 1513 году, Папой стал Лев X. Он продолжил контролировать оформление комнат, но, к великому сожалению, великий художник также скончался. Заканчивали фрески ученики Рафаэля — Джанфранческо Пенни, Джулио Романо и Рафаэллино дель Колье. Таким образом, каждую из стен украшает фресковая композиция, всего на станцу их, соответственно, четыре.

Станца делла Сеньятура

В станце делла Сеньятура собраны самые выдающиеся фрески Рафаэля. Все они, кроме первой Ватиканской работы великого художника, относятся к началу периода Возрождения. Название станцы буквально переводится как «комната подписи» — до середины XVI века понтифик проводил здесь встречи и подписывал важные документы. Изначально, правда, она использовалась Юлием II в качестве библиотеки и личного кабинета, о чем красноречиво повествуют фрески, написанные между 1508 и 1511 годами. Они отражают три величайших стороны человеческого духа: Истину, Добро и Красоту. Сверхъестественная Истина проиллюстрирована в «Диспуте», а Истина разумная — в «Афинской школе».

Добро представлено в «Добродетели и законе», а Красота — в «Парнасе». «Афинская школа» по праву считает одной из величайших работ Рафаэля. Художник изобразил на полотне выдающихся философов (порядка пятидесяти персонажей), поместив в центр Аристотеля и Платона: первый указывает вниз в знак связи с землей, второй — воздевает руки к нему.

На прекраснейшей фреске «Парнас» Рафаэль нарисовал Аполлона, играющего на лире, и девять муз с талантливыми писателями: Гомером, Данте, Горацием, Овидием и др. Во время правления Льва X комната использовалась как учебный или музыкальный класс, здесь он хранил свои музыкальные инструменты. Обстановку времен Юлия II заменил Фра Джованни да Верона. Он покрыл древесиной все стены.

Станца д’Элиодоро

Эта станца изначально была предназначена для частных аудиенций Папы и была декорирована сразу после окончания Рафаэлем работ на Сеньятурой. Изображения фресок исполнены одной идеей — верой в чудесную защиту Богом церкви. На потолке красуются четыре эпизода Ветхого завета — все написаны самим Рафаэелем, в то время как в гротесках и арках остались некоторые работы Луки Синьорелли, Брамантино, Лоренцо Лотто и Чезаре да Сесто. Фреска «Изгнание Элиодора» подарила станце её название – она изображает небесного всадника, изгоняющего сирийца Элиодора из храма в Иерусалиме.

В другой работе «Месса в Больсене» показано удивительное чудо — руки неверующего священника обагрились кровью. Ещё одна фреска — «Освобождение апостола Петра» — повествует об освобождении из тюрьмы апостола. Работа разделена на две части: в правой Петр сбегает из темницы, ведомый ангелом, в левой — проснувшиеся стражники поднимают тревогу. Искусствоведы сходятся во мнении, что работа над светом проведена колоссальная. Преломления лучей и тени, мерцание пламени, ослепляющий мрак – трудно представить, что такое написал один человек.

Станца дель Инчендио ди Борго

Во времена Юлия II станца использовалась в качестве помещения для собраний высшего суда Святейшего Престола под председательством Папы Римского. Об этом говорят фрески на потолке, исполненные Пьетро Ваннуччи. Во времена Льва X комната использовалась как столовая, а расписать стены поручили Рафаэлю, кто, правда, большую часть работ доверил своим ученикам.

Написание фресок заняло три года, с 1514 по 1517. Фрески иллюстрируют политические устремления Льва X через повествование о жизни двух предыдущих Пап с тем же именем: Лев III («Коронация Карла Великого Папой Львом III») и Льва IV («Пожар в Борго»). Во всех эпизодах Папа изображен с лицом правящего на тот момент понтифика Льва X. Именно благодаря работе «Пожар в Борго» станца обрела своё имя, а сама фреска отражает древнюю легенду, в соответствии с которой у Папе Льву IV получилось укротить пламя и защитить горожан.

Станца Константина

Комната, оформленная для проведения приемов и иных официальных мероприятий. После скоропостижной кончины Рафаэля в 1520 году, она была закончена его учениками на основе набросков и прежних работ художника. Станцу назвали в честь Константина — первого императора-христианина, что официально признал христианскую веру и предоставил остальным свободу вероисповедания.

Росписи стен отражают четыре эпизода из жизни великого правителя: свидетельства о поражении язычества и триумфе христианской религии, битву с Максенцием — тираном-захватчиком и видение Христоса, крещение Константина и пожертвование Рима. Оригинальная деревянная крыша, возведенная при папе Лео X была заменена указом Грегори XIII на современные перекрытия. Украсили их уже по указу папы Томасо Лаурети, изобразив в центре победу Христианства. Работа была завершена в конце 1585 года под руководством папы Сикста V.

Где находится и как добраться

Станцы Рафаэля занимают четыре комнаты Папского Дворца в самом центре Ватикана. Точный адрес: 00120 Vatican City, Папский Престол, Apostolic Palace, Апостольский дворец.

Метро: линия А, в сторону Баттистини (Battistini), станции Оттавиано (Ottaviano) и Чипро (Cipro).

Автобусы: № 49 – останавливается на площади напротив Ватиканского музея; № 32, 81, 982 – остановка Piazza del Risorgimento.

Музеи Ватикана, ч.2

Первую часть этого рассказа я писала еще в апреле! Кто пропустил – можно почитать тут. Наконец-то созрела для написания второй части. Итак, как я и обещала – двагаемся дальше. И ждут нас Станцы Рафаэля. Станцы Рафаэля – это по сути четыре комнаты (комната в переводе на итальянский – stanza) которые были расписаны Рафаэлем и его учениками.

Рафаэля пригласили для росписи этих комнат, когда ему было всего 25 лет. Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигших 30 летия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величия замысла и способность выразить глубокие идеи форме живописных композиций. Безусловно расписывал он это не один – работала группа художников, но общий замысел, структура, обработка деталей – это все же дело рук юного великого мастера Рафаэля.

Свою работу рафаэль начал со Станца делла Сеньятура. Это было первое, что увидел Папа, и ему так понравилось, что он тут же приказал удалить фрески которые были сделаны до этого другими художниками, и поручил расписывать только Рафаэлю. Роспись стен всех четырех комнат заняла 10 лет.

Содержание фресок контролировал Папа Юлий второй, а идея была такова, что росписи должны были служить для прославления самого Папы и прославления церкви. Сюжетами фресок служили легенды, Библейские эпизоды, сюжеты из античной мифологии, но Рафаэлю было велено связывать это с событиями современности – поэтому среди картин можно увидеть портреты знаменитых людей того времени.

Очень трудно было выполнить такую задачу, объединить это все в единое целое, особенно христианство и язычество – но в целом Рафаэль справился. Хотя на мой взгляд светское начало вытеснило религиозное.

В станце делла сеньятура хранилась в Папская печать поэтому росписи этой комнаты должны были демонстрировать единство богословия, философии, поэзии и юриспруденции. Рафаэль и сделал четыре отдельных сюжета. Благодаря этому мы можеи видеть “Диспут” (богословие), “Афинская школа” (философия),

“Парнас” (поэзия) и “Мудрость, умеренность и сила” (юриспурденция). На потлке также выполнены росписи в виде прелестных женских фигур аллегорические воплощения тех дисциплин,которые особо интересовали Юлия II.

Дальше спрос на произведения Рафаэля сильно рос и ему пришлось прибегнуть к помощи учеников. Следующая комната – Станца Элиодора. Этот Зал был отведен по распоряжению Папы Юлия II для частных аудиенций, которые понтифик часто предоставлял крупным политическим и религиозным деятелям и дипломатам.

Естественно, художественное оформление зала должно было отражать важность этого места. Тематика её росписей-чудесное покровительство, оказываемое Богом церкви. Станца д’Элиодоро получила название от главной из составляющих живописную композицию росписей, созданную по мотивам сюжета предания о военачальнике-сирийце Элиодоре, изгнанном всадником-ангелом из храма в Иерусалиме.

Две другие росписи на стенах Элиодоро тоже посвящены библейским и историческим событиям, в которые явно вмешались божественные силы. «Изведение апостола Петра из темницы» — фреска на сюжет известного библейского предания о том, как ангел освободил апостола, заключенного в темницу.

Следующая комната Название третьей станцы Рафаэля и последней из сработанных самим мастером – Инчендио ди Борго, которая называется “пожар” – была расписана только под его руководством Рафаэля и по его эскизам но расписывал её уже не сам мастер, а его ученики. Общая тематика росписей Инчендио ди Борго – отдельные эпизоды из истории папских деяний.

Источники:
http://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/roma/placeofinterest/24265/responses/1951
http://tisamsebegid.ru/praha/staromestskaya-ploshchad

Ссылка на основную публикацию