Федеративное устройство российской федерации

— государственного суверенитета, устанавливающего во всех случаях приоритет государственных актов республики над международными соглашениями и иными актами международного права.

Республике присущи следующие признаки:

— Существование единоличного главы государства — президента, парламента и кабинета министров. Парламент представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять исполнительную власть, но это характерно не для всех типов республик.

— Выборность на определённый срок главы государства, парламента и ряда других верховных органов государственной власти. Все выборные органы и должности должны избираться на определённый срок.

— Юридическая ответственность главы государства. Например, согласно Конституции Российской Федерации, у парламента есть право отрешения от должности президента за тяжкие преступления против государства.

— В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства обладает президент.

— Высшая государственная власть основана на принципе разделения властей, четком разграничении полномочий (характерно не для всех республик wikipedia.org/wiki/.

Республика в составе РФ представляет собой один из 6 видов субъектов РФ, наряду с областью, краем, автономной областью, автономным округом, городом федерального значения. В основу образования республики в составе РФ положен национально-территориальный принцип. Наименование и статус республики в составе РФ отражает факт образования их на исторических территориях, землях ряда крупных народов (этносов) России, вошедших или присоединившихся добровольно, либо присоединенных в процессе формирования и расширения границ Российского государства Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов / М.В. Баглай. — 6-е изд., изм. и доп. — М.: Норма, 2007. — с. 383..

Основой официального наименования республики в составе РФ (например, Карелия, Башкортостан, Коми, Марий Эл) являются этнонимы народов (карелы, башкиры, коми, марийцы, осетины, чуваши и др.), а применительно к республикам Дагестан и Алтай — исторические названия территорий, на которых проживают аварцы, лезгины, ногайцы и другие, относительно крупные и малочисленные народы (например, горные алтайцы). По размеру территории, численности населения, доли народов, чьи этнонимы стали основой наименования, экономическому потенциалу и т.д.

Республики в составе РФ существенно отличаются друг от друга. Например, если территория Республики Саха (Якутия) составляет 3103,2 тыс. кв. км, то Республики Северная Осетия-Алания — 8 тыс. кв. км; население Башкортостана (4096,6 тыс. человек) более чем в 5 раз превышает население Кабардино-Балкарии (790 тыс.) и в 16 раз — население Ингушетии и Тывы. Доля коренной этнической группы варьирует в республиках в составе РФ от 80,2% в Дагестане до 10% в Карелии, составляет 11,1% — в Хакасии, 21,9 — в Башкортостане, 48,5 — в Татарстане, 53 — в Северной Осетии-Алании, 67,8 — в Чувашии и т.д. Эти и иные существенные различия, однако, не влияют на их конституционно-правовой статус Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Указ соч. — с. 239..

В составе Российской Федерации в качестве ее субъектов в настоящее время находится 21 республика: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия — Хальмг Тангч, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Удмуртская Республика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чаваш республика (ст. 65 Конституции).

Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Итак, в результате проведенного в данном разделе исследования, нам удалось выяснить, что республика в составе РФ представляет собой один из 6 видов субъектов РФ, в основу образования, которого положен национально-территориальный принцип. В следующем разделе данного исследования выявляются исторические и социально-политические предпосылки появления республик в составе РФ.

Автономные образования

Автономия — широкое
внутреннее самоуправление региона
государства, а также особые права в
сфере местного самоуправления, культуры,
предоставляемым национальным меньшинствам
(этническим группам). Видами автономий
являются:

■ территориальная;

■ национально-территориальная;

■ национально-культурная.

Территориальная
автономия означает определенную .степень
самостоятельности всех или большинства
территориальных частей государства
независимо от состава населения.

Национально-территориальное
автономное образование создается с
учетом этнических, бытовых и других
особенностей компактно проживающих
групп населения.

Национально-культурная
автономия означает предоставление
национальным меньшинствам, не составляющим
значительных компактных групп в населении
страны, а то и вовсе разрозненным, живущим
вперемешку с другими этническими
группами, прав и возможностей использовать
свои культурные традиции, язык, религию
и др.

Автономные округа
являются разновидностями территориальных
или национально-территориальных
автономий.

По численности и
структуре населения все автономные
округа невелики и многонациональны.

Особенность их
правовой основы заключается в том, что
каждый из указанных субъектов помимо
своего устава при необходимости может
иметь еще и специальный именной
федеральный закон (эта возможность пока
никем из них не реализована).

Вхождение автономного
округа, автономной области в состав
края, области не изменяет их конституционно-
правовой природы как субъектов Российской
Федерации. Это не означает, что они
утрачивают элементы своего статуса —
территорию, население, систему
государственных органов, устав,
законодательство и т. п., а предполагает
возможность по своему усмотрению
распоряжаться тем объемом полномочий,
который предоставлен им конституционными
нормами. Более того, предусматривается
возможность урегулирования взаимоотношений
автономных образований с краем, областью,
в состав которого они входят, путем
заключения соглашения между ними.

Автономная область
и автономные округа в равной мере со
всеми субъектами Федерации представлены
в Совете Федерации, а также избирают
депутатов в Государственную Думу, что
обеспечивает им представительство в
законодательном органе Федерации.

Одним из институтов
самоопределения является
национально-культурная автономия,
позволяющая гражданам Российской
Федерации, принадлежащим к различным
этническим общностям, в частности
малочисленным, национальным меньшинствам
решать вопросы сохранения и развития
своей самобытности, традиций, языка,
культуры, образования. Право на
национально-культурную автономию не
является правом на национально-территориальное
самоопределение. Осуществление этого
права не должно наносить ущерба интересам
других этнических общностей.

Российское
государство создает законодательную
базу существования данной формы
общественного объединения граждан РФ;
относящих себя к определенным этническим
общностям.

К принципам
существования национально-культурной
автономии относятся:

■ свободное
волеизъявление граждан при отнесении
себя к определенной этнической общности;

■ самоорганизация
и самоуправление;

■ сочетание
общественной инициативы с государственной
поддержкой;

■ многообразие
форм внутренней организации
национально-культурной автономии;

■ уважения языка,
культуры, традиций, обычаев граждан
различных этнических общностей;
законность. Национально-культурная
автономия является важным средством
выявления и удовлетворения этнокультурных
интересов граждан, достижения
межнациональной стабильности,
предупреждения конфликтов на этнической
почве. К тому же она, являясь
экстерриториальным общественным
формированием, не ущемляет прав субъектов
Российской Федерации, а расширяет их
возможности и ответственность в
осуществлении государственной
национальной политики. Формы ее
осуществления самые различные — создание
и деятельность национально-культурных
обществ, ассоциаций, фондов, клубов,
воскресных школ и др.

Национально-культурные
автономии могут быть местными (городскими,
районными, поселковыми, сельскими),
региональными, федеральными. Они
учреждаются соответственно на общих
собраниях, конференциях и съездах, на
которых образуются органы внутреннего
управления автономии. Порядок формирования,
функции и названия таких органов
определяются национально-культурными
автономиями самостоятельно в соответствии
с законодательством РФ об общественных
объединениях.

Система
органов государственной власти в
Российской Федерации

Автономная Крымская ССР

Как и другие автономные республики России, Крым тоже имеет свою историю и индивидуальность. Автономная Крымская ССР ранее была в составе РСФСР. Образование её произошло в 1921 году, 18 октября, а 25 июня 1946 года автономия была отменена, а Крым переименован в Крымскую область.

  • 1948 год — Севастополь получает статус республиканского подчинения РСФСР.
  • В 1954 году, 26 апреля, Крымская область переводится в состав Украинской ССР.
  • 1991 год — восстановлена Крымская АССР по результатам референдума.
  • В 1992 году, 26 февраля, она переименована в Республику Крым.
  • 1992 год (5 мая) — Верховный Совет Крыма принимает акт о суверенном государстве Республики Крым.
  • 1992 год (6 мая) — принимается Конституция Республики Крым.
  • 1993 год (14 июня) — вводится должность президента АРК.
  • 4 февраля 1994 года избран первый президент, им был Юрий Александрович Мешков.

Украина против

Российские области и Края

Название области (региона России) Столица (областной город)
Республика Адыгея Майкоп
Республика Башкортостан Уфа
Республика Бурятия Улан-Удэ
Республика Алтай Горно-Алтайск
Республика Дагестан Махачкала
Республика Ингушетия Назрань
Кабардино-Балкарская Республика Нальчик
Республика Калмыкия Элиста
Республика Карачаево-Черкессия Черкесск
Республика Карелия Петрозаводск
Республика Коми Сыктывкар
Республика Марий Эл Йошкар-Ола
Республика Мордовия Саранск
Республика Саха (Якутия) Якутск
Республика Северная Осетия-Алания Владикавказ
Республика Татарстан Казань
Республика Тыва Кызыл
Удмуртская Республика Ижевск
Республика Хакасия Абакан
Чувашская Республика Чебоксары
Алтайский край Барнаул
Краснодарский край Краснодар
Красноярский край Красноярск
Приморский край Владивосток
Ставропольский край Ставрополь
Хабаровский край Хабаровск
Амурская область Благовещенск
Архангельская область Архангельск
Астраханская область Астрахань
Белгородская область Белгород
Брянская область Брянск
Владимирская область Владимир
Волгоградская область Волгоград
Вологодская область Вологда
Воронежская область Воронеж
Ивановская область Иваново
Иркутская область Иркутск
Калиниградская область Калининград
Калужская область Калуга
Камчатская область Петропавловск-Камчатский
Кемеровская область Кемерово
Кировская область Киров
Костромская область Кострома
Курганская область Курган
Курская область Курск
Ленинградская область Санкт-Петербург
Липецкая область Липецк
Магаданская область Магадан
Московская область Москва
Мурманская область Мурманск
Нижегородская область Нижний Новгород
Новгородская область Новгород
Новосибирская область Новосибирск
Омская область Омск
Оренбургская область Оренбург
Орловская область Орел
Пензенская область Пенза
Пермская область Пермь
Псковская область Псков
Ростовская область Ростов-на-Дону
Рязанская область Рязань
Самарская область Самара
Саратовская область Саратов
Сахалинская область Южно-Сахалинск
Свердловская область Екатеринбург
Смоленская область Смоленск
Тамбовская область Тамбов
Тверская область Тверь
Томская область Томск
Тульская область Тула
Тюменская область Тюмень
Ульяновская область Ульяновск
Челябинская область Челябинск
Читинская область Чита
Ярославская область Ярославль
г. Москва Москва
г. Санкт-Петербург Санкт-Петербург
Еврейская автономная область Биробиджан
Агинский Бурятский авт. округ пгт Агинское
Коми-Пермяцкий автономный округ Кудымкар
Корякский автономный округ пгт Палана
Ненецкий автономный округ Нарьян-Мар
Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ Дудинка
Усть-Ордынский Бурятский автономный округ пгт Усть-Ордынский
Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийск
Чукотский автономный округ Анадырь
Эвенкийский автономный округ пгт Тура
Ямало-Ненецкий автономный округ Салехард
Чеченская Республика Грозный
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий