Точное машиностроение

Предпосылки развития отрасли

Европейские государства имеют развитую экономику. Ряд географических, социальных, политических факторов определяет успех тяжёлой промышленности:

  • Наличие рабочей силы нужной квалификации. Этот ресурс особенно важен для сложных и точных отраслей промышленности: аэрокосмической, приборостроения.
  • Большое число научных центров, в которых разрабатываются новые технологии.
  • Развитая сеть автомобильного и железнодорожного сообщения. Транспортная инфраструктура облегчает доставку ресурсов, узлов и компонентов между филиалами концерна и готовых изделий потребителю.
  • География (выход к морю). Наличие портов позволяет экспортировать продукцию на другие континенты.
  • Создание Европейского союза. В рамках внутренних договоров члены союза ведут международную торговую деятельность (в том числе продажу ресурсов) по упрощённой схеме, без лишних пошлин.

Традиционно география расположения крупнейших европейских производственных центров тяготела к источникам сырья и ресурсов: угольным шахтам, залежам металлических руд. Со временем при строительстве предприятия приоритетное значение стали придавать развитой инфраструктуре, наличию транспортных узлов, морских портов. Все страны с высоким уровнем развития машиностроения имеют выходы к морю.

Доля промышленности в Европе

Средний показатель доли промышленности от ВВП в Европе составляет 13,67 процентов (данные Всемирного Банка). Наибольшая доля приходится на Чехию — 24,28 процентов, наименьшая — на Черногорию — 3,76 процентов.

Доля промышленности в ВВП наиболее развитых стран:

  • Германия — 20,66 %;
  • Швейцария — 18,15 %;
  • Италия — 14,69 %;
  • Франция — 10,14 %;
  • Великобритания — 9,20 %.

В то же время на долю промышленности стран региона приходится около одной трети промышленной продукции всего мира.

Среди природных богатств Европы не представлена вся таблица Менделеева, но есть ресурс, наиболее важный для промышленного производства. Промышленность требует в больших количествах каменный уголь. Из стран региона и по его добыче, и по потреблению лидирует Германия. И этот важный ресурсный запас далеко не исчерпан.

Как и везде в Северном полушарии, наибольшую долю в экономике занимает сфера услуг.

Приводим отраслевую структуру экономики Европы:

  • сфера услуг — 65 %;
  • промышленность и строительство — 30 %;
  • сельское и лесное хозяйство, рыболовство — 5 %.

Наиболее развиты в непромышленном сегменте банковский сектор, торговля, образование, здравоохранение, телекоммуникационные и информационные услуги, туризм.

Для сравнения — структура мировой экономики (рисунок ниже).

В последние 20 лет наблюдается отставание темпов роста экономики Европы (2,6 процентов) от экономики США (4 процента).

Ростех

rostec.ru

Государственная корпорация «Ростех» — созданная в конце 2007 года для содействия в разработке, производстве и экспорте высокотехнологичной промышленной продукции гражданского и военного назначения. Для создания качественного, высокотехнологичного продукта, законодательно была объединена деятельность нескольких холдингов и учреждений (Калашников, Вертолёты России, Техмаш, КАМАЗ, АВТОВАЗ, ОДК и другие). Госорганизацией были сформированы кластеры в трёх сегментах: вооружение, авиация, радиоэлектроника.

С 2015 года ставленник Правительства реализует стратегию развития, главная идея которой — увеличить долю высокотехнологичного гражданского продукта, разнообразив тем самым экономику.

Отраслевой состав машиностроения

Машиностроение подразделяют на три группы:

  1. Общее машиностроение, которое включает в себя станкостроение, тяжелое машиностроение, сельскохозяйственное, атомное машиностроение и др. Общее машиностроение обусловлено как штучной, так и массовой продукцией. Так же общее машиностроение тесно связанно с другими отраслями. Самыми крупными поставщиками продукции общего машиностроения считаются такие развитые страны как, Германия, США, Япония. Так же развитые страны являются главными поставщиками на мировой рынок станков.
  2. Транспортное машиностроение, вторая по масштабности и значимости отрасль машиностроения. В свою очередь данная отрасль делится на группы:

    • Автомобилестроение – это ведущая отрасль транспортного машиностроения. Каждый год 40% выпускаемой продукции идет на экспорт. 75% выпускаемых автомобилей – легковые, 25% — грузовые. Самыми крупными поставщиками автомобилей являются страны США, Япония, Германия, Италия, Франция. Для таких стран как Китай, Южная Корея, Польша — это весьма новая отрасль.
    • Авиаракетно-космическая промышленность. Отличается большой наукоемкостью, продукция выпускается только крупными фирмами. Фирмами предъявляются высокие требования к работникам, к научно-производственной базе. Применяются сложные технологии. Сложный и большой состав отрасли (выпуск самолетов, вертолетов, авиационных двигателей и тп.). в данной группе можно выделить два направления: гражданское и военное. Данная группа сформирована в странах с развитой наукой (США, Россия, Франция, ФРГ).
    • Судостроение отличается высокой материалоемкостью и трудоемкостью. В последнее время роль данной подгруппы в мире уменьшается. Но не смотря на это доля специального транспорта растет, тогда как доля пассажирского наоборот, уменьшается. Центры мирового судового производства переместились из Западной Европы и США в Азию (Корея, КНР).
    • Производство железнодорожного оборудования – это самая старейшая отрасль промышленности. Так же, как и судостроение, производство железнодорожного оборудования в Западной Европе, заметно сокращается, но при этом темп ее развития в Азии (КНР, Индия) заметно увеличивается. Европа же в свою очередь, переходит на выпуск скоростных поездов.
  3. Электротехника и электроника являются самыми наукоемкими отраслями промышленности, но зато это самая быстропрогрессирующая отрасль. Однако внутри самой отрасли рост выпуска электроники сокращается, а микросхем и ЭВМ наоборот растут. Так же быстро растут связи внутри отрасли и взаимосвязь с другими отраслями промышленности. Мировыми лидерами в производстве электроники являются США, Япония (около 90% микросхем), Корея, Тайвань.

На сегодняшний день 25% продукции машиностроения приходится на развивающиеся странны. Особое место отводится странам СНГ, которые имеют полную номенклатуру машиностроительного производства. Наиболее большое развитие получили военно-промышленный комплекс, авиационная промышленность, бытовая электроника.

Учитывая все это можно выделить четыре наиболее развитых регионов мирового машиностроения:

  1. США, Канада, Мексика. На них приходится 1/3 стоимости продукции машиностроения. здесь производятся все виды продуктов машиностроения не зависимо от уровня сложности. Самый большой экспортер машин, наукоемкой продукции. Так же стоит отметить большую часть авиаракетного и космического машиностроения, принадлежащего США.
  2. ФРГ, Франция, Великобритания, Италия. На эти страны так же приходится 1/3 стоимости продукции. В отличии от стран Северной Америки, Европа выпускает в основном массовую машиностроительную продукцию. Особенно много производится продукции общего машиностроения. Лидером среди стран Европы по выпуску машиностроительной продукции является ФРГ.
  3. Восточная и Юго-восточная Азия. На данные регионы приходится четверть производимой продукции. Основной стимулятор развития машиностроения является дешевая рабочая сила. Наиболее крупной страной в этом регионе является Япония – крупнейший в мире экспортер машиностроительной продукции, таких отраслей как микроэлектроника, электротехника, робототехника. Другие страны, такие как Китай, Сингапур, Таиланд, Корея, занимаются производством более трудоемкой, но менее сложной продукции.
  4. СНГ. Для большинства стран этого региона, машиностроение — это главная отрасль международной специализации. Особое место здесь отводится военно-промышленному производству. Лидером стран СНГ по праву считается Россия. Не смотря на большие возможности развития, в международном развитии можно выделить только производство вооружения и космической техники.

Объединённая вагонная компания

www.uniwagon.com

Научно-производственная корпорация «ОВК» занимает передовые позиции в инновационном вагоностроении. Интересы холдинга распространяются на создание моделей, логистические услуги, инжиниринг, оперативный лизинг, обслуживание. Предприятие обеспечивает потребности потребителей в инновационных полувагонах, цистернах, хопперах, платформах, ходовых, комплектующих. «НПК ОВК» является системообразующим объединением, в состав которой входят заводы, лизинговая и транспортная компании.

Подробную информацию о компаниях, описание их деятельности, контакты и др. смотрите здесь: https://www.oborudunion.ru/russia/company

Трансмашхолдинг

www.tmholding.ru

АО «ТМХ» — лидер среди производителей рельсовых подвижных составов в России и ближнем зарубежья. Кроме того, концерн уверенно занимает 6 место в этом бизнесе на международной арене. Трансмашхолдинг выпускает такую продукцию:

  • тепловозы;
  • электровозы;
  • электропоезда;
  • пассажирские, грузовые вагоны;
  • тендеры;
  • вагоны метро;
  • рельсовые автобусы;
  • трамваи;
  • компоненты;
  • дизельные двигатели.

Фирма включает в себя машиностроительные, вагоностроительные заводы, научно-исследовательский и проектно-конструкторский институты, а также других представителей индустрии.

Тяжелое машиностроение

Эта группа отраслей производит примерно $60$% продукции машиностроительного комплекса. Она отличается высокой металлоемкостью, энергоемкостью и малой трудоемкостью. В тяжелое машиностроение входят: производство оборудования для металлургических предприятий, горно-шахтного, крупного энергетического оборудования, тяжелых и кузнечнопрессовых станков и устройств, морских и речных судов большого водоизмещения, железнодорожных локомотивов и вагонов. Как правило, все предприятия этой отрасли – имеют полный цикл, тоесть они самостоятельно осуществляют изготовление и сборку деталей, узлов и выпуск готовой продукции.

Предприятия тяжелого машиностроения тяготеют к металлургическим базам. При этом некоторые виды металлоемких машиностроительных производств, которые выпускают изделия крупных габаритов (или эти изделия сложно транспортировать), располагаются в районах их потребления.

Производство металлургического оборудования находится поблизости центров металлургии России: Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Красноярск, Иркутск, Комсомольск-на-Амуре.

Заводы, выпускающие горно-шахтное оборудование, расположены в главных угольных районах страны: Прокопьевск, Кемерово, Черемхово, Красноярск, Екатеринбург, Копейск.

Производство оборудования для предприятий нефтяной и газовой промышленности развивается в нефте- и газоносных районах Урало-Поволжья, Северного Кавказа, Западной Сибири.

Благоприятные условия для развития энергетического машиностроения сложились в крупных центрах машиностроения, где сосредоточены кадры высококвалифицированной рабочей силы: Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Волгодонск, Колпино.
Металлоемкие производства тяжелых станков и кузнечнопрессового оборудования размещены как поблизости металлургических предприятий, так и вне металлургических баз. Крупные производители этой отрасли находятся в Коломне, Иваново, Воронеже, Ульяновске, Новосибирске.

Размещение предприятий железнодорожного локомотивостроения связано с историей формирования железнодорожной сети России и представлено в таких центрах, как Санкт-Петербург, Коломна, Брянск, Людиново, Муром, Новочеркасск.

Судостроение характеризуется повышенной металлоемкостью. Поэтому предприятия располагаются ближе к металлургическим базам. Но учитывается также и географический аспект – необходим выход к морю или к судоходной реке. Основные предприятия российского морского судостроения и судоремонта находятся на балтийском побережье (Санкт-Петербург, Выборг, Калининград), и в крупных портовых городах Севера и Дальнего Востока (Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивостоке, Новороссийск, Петропавловск-Камчатский).

Уровень развития машиностроения в РФ

В 2017 году машиностроение возросло по темпам развития больше чем промышленность в целом. По сравнению с 2016 годом машиностроительное производство выросло на 5,3%, данный показатель является самым высоким за последние пять лет.

Однако не смотря на очевидный рост производства, динамика отмечается крайне нестабильной, довольна большое чередование месяцев роста и падения показателей. Однако эта ситуация считается нормальной, в период восстановления после инвестиционного спада.

Стоит так же отметить, что рост в машиностроении наметился благодаря возобновлению инвестирования. К тому же стоит отметить, что значительно увеличился потребительский спрос, что обусловлено упрощением потребительского кредитования. К тому же не последнюю роль играет господдержка, которая была оказана практически всем отраслям машиностроения.

В 2017 году отметился рост в производстве основных видов автомобильной техники на 20 %, что является первым повышением за последние пять лет. В положительной динамике потребительского роста так же сыграло роль автокредитование населения.

Производство сельскохозяйственной техники увеличилось в четверть раза, что обусловлено ростом инвестиций аграриев, которые смогли извлечь выгоду из роста эмбарго.

Так же высокий рост отмечен в железнодорожном машиностроении, выпуск железнодорожной техники по сравнению с 2016 годом увеличился в полтора раза. Это стало возможным за счет обновления парка вагонов, увеличения грузовых перевозок по стране, а также субсидий.

Отдельного внимания достойно производство строительной и дорожной техники, ее выпуск по сравнению с2016 годом вырос на 6%, не смотря на то что данная отрасль в кризис пострадала больше всего.

Однако не все отрасли могут похвастаться стабильным ростом, непростая ситуация до сих пор складывается в отрасли крупного энергетического машиностроения. Производство турбин сократилось на 57%. Это обусловлено долгим циклом производства, к тому же строительство новых электростанций идет на убыль, поэтому энергетическая отрасль не может набрать находимый темп.

Замечание 2

Эксперты полагают что в ближайшее время тенденция роста в машиностроении, наметившиеся, впервые с 2014 года, сохранятся. Однако это будет зависеть от целого ряда факторов, к примеру курса валюты, возможного уменьшения господдержки и т.п.

Машиностроение

В промышленном производстве в регионе несколько веков наиболее успешно действовал лидер — Великобритания. Однако в последние десятилетия эта страна утратила свои позиции, которые перешли к Германии.

Кроме того, промышленность интенсивно развивается в:

  • Испании;
  • Нидерландах;
  • Швейцарии;
  • Бельгии;
  • Швеции.

Ведущая отрасль промышленности — машиностроение. Более того, Европа — родина этой отрасли. На нее приходится около одной третьей части всей европейской промышленной продукции и две третьих экспорта. Современная основа всех подотраслей — точное машиностроение.

Транспортное

Более 25 процентов выпускаемых в мире средств передвижения и оборудования для них приходится на страны Европы. Во многих из них эта подотрасль является ведущей. Изготовлением деталей для сборки автомобилей занимаются, как правило, несколько заводов в разных странах. Например, подразделения германского концерна BMW находятся в Австрии, Великобритании и в России. Производства компании Daimler, выпускающей средства марки Mercedes, находятся в Германии, Австрии и Венгрии.

Ведущие автомобильные державы региона:

  • Германия;
  • Великобритания;
  • Италия.

Станкостроение

Крупнейший станкостроительный цех Европы — Германия.

В стране выпускаются:

  • шлифовальные станки;
  • обрабатывающие центры;
  • токарные станки;
  • прессы;
  • промышленные ножницы;
  • гибочные машины и их агрегаты.

Помимо Германии, ведущие позиции в экспорте продукции станкостроения занимают Италия и Швейцария.

Во многих государствах находится одно-два значимых предприятия, определяющих специализацию в мировой промышленности и играющих заметную роль в их экономике. Так, в Финляндии выпускаются станки для обработки бумаги, в Польше — оборудование для химической промышленности.

Электронное и электротехническое

Германия лидирует в производстве традиционной промышленной электротехники, автомобильного электрооборудования и средств связи.

В Дании эту подотрасль машиностроения определяет производство портативной радиотелефонной аппаратуры, электронных систем управления судовыми двигателями, в Финляндии — средств мобильной связи.

Во Франции и Нидерландах достигнут высокий уровень производства электронной бытовой техники. В последнее десятилетие в мире особенно быстрыми темпами растет производство компьютерной техники, однако европейские предприятия, занятые этим, отстают от конкурентов из США.

Судостроение

В этой сфере лидирует Норвегия, где преобладают средние и малые независимые верфи. Их особенность заключается в том, что они специализируются на производстве небольших технически сложных судов с высокой стоимостью, например, предназначенных для обслуживания морской добычи нефти и газа, паромов и рыболовецких судов.

Судостроение Германии специализируется на производстве контейнерных, пассажирских судов, танкеров, кабелеукладчиков, землечерпалок, Ро-Ро, яхт класса «люкс».

Южный субрегион возглавляет Испания. Там выпускаются промысловые и нефтеналивные суда, буровые платформы, танкеры, паромы, пассажирские суда, Ро-Ро, контейнеровозы, океанографические суда. Хорватия специализируется на производстве наливных судов и балкеров, грузовых и пассажирских судов, плавучих доков, рыболовных судов.

Ракеты

В Великобритании работает аэрокосмическая компания Reaction Engines, проводящая исследования в сфере космических реактивных двигателей и занятая производством одноступенчатого космолета многоразового использования Skylon. Его двигатель SABRE позволяет повторное использование в 200 полетах. Первые беспилотные испытательные полеты запланированы на 2025 год.

Кроме того, успехи в этой подотрасли сделали Германия, Франция и Италия. Необходимость стремительного развития заставляет производителей и инженеров объединять и концентрировать свои усилия: хорошо зарекомендовал себя европейский аэрокосмический концерн EADS.

Мировая ракетнокосмическая отрасль отличается высокой степенью кооперации.

Машиностроение

Машиностроение — главный индикатор состояния экономики крупных стран мира. В начале XXI в. на эту отрасль приходилось около 35% мирового промышленного производства и около 27% занятых в промышленности. По общей стоимости продукции машиностроения первое место прочно занимают СИТА, затем идут Япония и Германия. Особенностью этих и других развитых государств Западной Европы, новых индустриальных стран является высокая экспортность и большой удельный вес продукции машиностроения в общей стоимости экспорта.

Ведущую роль в размещении новейших отраслей машиностроения имеет фактор наукоемкости.

Условно в структуре машиностроения мира можно выделить три большие группы, охватывающие более 90% всех выпускаемых этой отраслью товаров и приблизительно равных по стоимости продукции: 1) общее машиностроение, понимаемое весьма широко и включающее как станкостроение, так и выпуск всех видов производственного оборудования, сельскохозяйственных машин и т. д.; 2) транспортное машиностроение; 3) электротехника (включая электронику).

Доля новых индустриальных стран в ма шиностроительной продукции мира дос. тигла 1/4.

Размещение мирового машиностроения обусловлено многочисленными факторами, действие которых в каждом конкретном случае определяется региональными условиями. Традиционно весьма важную роль играет трудовой фактор, подразумевающий трудоемкость отдельных машиностроительных производств, уровень квалификации занятых, наличие сети специальных научно-исследовательских организаций и лабораторий. Современное размещение машиностроения определяет также научно-технический прогресс, влияющий на внутриотраслевые сдвиги, на рост трудовых издержек в производстве продукции и на интеграцию новейших производств с научными центрами.

Организация многих отраслей общего машиностроения (особенно тяжелого, в частности производств комплектного оборудования для новых предприятий) под силу лишь мощным индустриальным странам. Лишь страны «большой восьмерки» и Китай производят практически весь ассортимент продукции машиностроения.

Что же касается транспортного машиностроения и электротехники, то сегодня не только развитые и новые индустриальные страны, но даже некоторые развивающиеся государства освоили (с помощью западных фирм) выпуск автомобилей (рис. 46), телевизоров, радиоприемников, микроволновых печей и т. п. На рубеже XX—XXI столетий особенно интенсивно машиностроение развивалось в Японии, Италии, Республике Корее, на Тайване, в Испании, Сингапуре, Бразилии, Мексике, Пуэрто-Рико, Китае.

ПО СТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ И ЧИСЛУ ЗАНЯТЫХ МАШИНОСТРОЕНИЕ ЗАНИМАЕТ ПЕРВОЕ МЕСТО СРЕДИ ОТРАСЛЕЙ МИРОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ. РАЗВИТИЕ И РАЗМЕЩЕНИЕ ЕГО НОВЕЙШИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОИСХОДИТ ПОД ВЛИЯНИЕМ ТАКИХ ФАКТОРОВ, КАК НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УРОВЕНЬ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОЧЕЙ СИЛЫ, НАЛИЧИЕ СПРОСА.

Общий обзор состояния тяжелого машиностроения в Российской Федерации

Россия является одним из мировых лидеров в производстве продукции рассматриваемой отрасли. В стране примерно в одинаковой степени развито тяжелое, общее и среднее машиностроение. Это обусловлено большими запасами сырьевых ресурсов и развитой технологической базой, доставшейся России еще со времен Советского Союза.

Историческая справка

Машиностроение получило свое развитие с началом научно-технической революции. Этот процесс заключался в переходе к фабричному типу производства, а также заменой ручного труда машинным. В большинстве развитых стран этот период пришелся на XIX век.

До революции Российская империя была государством, преимущественно, аграрным с незначительной долей промышленного производства в экономике страны в целом. Последнее же носило локальный характер. Развитие машиностроительного комплекса пришлось на 30-е годы, когда в рамках первых пятилеток государство приступило к ускоренной индустриализации страны.

Великая Отечественная война нанесла значительный ущерб народному хозяйству и рассматриваемой отрасли, однако послевоенное восстановление и последующий рост экономики потребовали внушительных вложений в тяжелое машиностроение, что привело к лидерству СССР в данной отрасли на протяжении многих лет.

Перестройка и кризис 90-х годов крайне негативно сказались на экономике государства. Тяжелое машиностроение практически перестало существовать, многие предприятия были ликвидированы. Однако с началом XXI века ситуация улучшилась, поэтому на сегодняшний день отрасль развивается довольно успешно.

Особенности размещения предприятий тяжелого машиностроения 

Предприятия тяжелой промышленности являются одними из основных потребителей продукции металлургических заводов и комплексов. Это объясняет размещение данных производств в относительной близости друг от друга. Таким образом, компании располагаются, преимущественно, в традиционных металлургических центрах страны.

Кроме этого, отдельные виды производств размещаются в непосредственной близости от основных потребителей. Так, производители горно-шахтного оборудования находятся, преимущественно, в Западной Сибири и на Кузбассе, где развита добыча соответствующих ресурсов.

При размещении предприятий тяжелого машиностроения руководствуются в первую очередь наличием доступной сырьевой базы, а также территориальной близостью потребителей их продукции.

Проблемы отрасли

Основные трудности отрасли – структурные, являются последствием распада СССР и присущей ему экономической модели.

Так, развал Советского Союза означал нарушение хозяйственных связей между бывшими республиками. Машиностроение оказалось в сложном положении, поскольку традиционные рынки сбыта были ликвидированы или закрыты. На сегодняшний день данная проблема сохраняется, хоть не в столь острой форме. Объемы выпуска продукции в современной России практически вдвое ниже, чем аналогичный показатель в РСФСР в 1990 году.

Также важной проблемой считается устаревшее оборудование и технологические процессы. Это не позволяет конкурировать продукции отечественного машиностроения с глобальными игроками на международном рынке

Перспективы отрасли

Развитие тяжелого машиностроения невозможно без улучшения производств. В различных его сферах эта задача выполняется с разной степенью эффективности. В рамках модернизации государство предоставляет различные меры поддержки системообразующим компаниям, а также создает условия для притока инвестиций, в том числе и за счет средств иностранного капитала.

Ведущие игроки отрасли

Значимыми российскими предприятиями в тяжелом машиностроении являются:

  • ПАО «Уральский завод тяжелого машиностроения»;
  • ООО «Юргинский машиностроительный завод»;
  • ОАО «Тяжпрессмаш»;
  • ОАО «Южно-Уральский машиностроительный завод»;
  • АО «Тяжмаш»;
  • ПАО «Ижорские заводы»;
  • АО «Суходольский завод специального тяжелого машиностроения»;
  • АО «Сибнефтемаш»;
  • ОАО «Стройдормаш»;
  • ОАО «Анжерский машиностроительный завод».

Другие компании, работающие в данной отрасли, представлены в разделе Машиностроительные заводы.

20.12.2019

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий