Отдых в прибалтике

Откровенный Хельме

Из неофициальных источников известно, что конфликты на предприятии стали обычным делом, например, представители Литвы утверждают, что эстонцам платят слишком много. Самих же литовцев упрекают в нежелании разделить контроль над инфраструктурой RB на своей территории с двумя другими странами Прибалтики. «Железнодорожные пути на территории Литвы должны принадлежать государству», — отбивается бывший министр транспорта Литвы Рокас Масюлис. По его словам, если Вильнюс отдаст хоть одну литовскую линию под контроль RB, на следующий день и Россия окажется у литовского порога с просьбой сделать то же самое. «Просто это красная черта. Стратегическая инфраструктура», — добавляет экс-министр.

Вагонные споры

Государственные аудиторы стран Прибалтики бьют тревогу из-за просроченных обязательств. Утверждается, что некоторые этапы строительства дороги отстают от графика на сроки от полутора до четырех лет. Из-за этого, согласно подсчетам эстонской стороны, расходы первой стадии строительства выросли на 13,9% — то есть на €31,7 млн.

Для подготовки производственных планов Rail Baltica наняли за полмиллиона евро (плюс налоги) немецкую компанию ETC Transport Consultants. Консультанты предложили странам Прибалтики создать совместную компанию-оператора для продажи билетов. Литва не согласилась и заявила, что хочет управлять своей частью линии отдельно.

В мае 2020-го министр внутренних дел Эстонии Март Хельме, известный своей несдержанностью на язык, прямо заявил, что Rail Baltica стоит на месте. Хельме объяснил это тем, что возглавляемая им эстонская Консервативная народная партия, всегда возражавшая против Rail Baltica как проекта абсолютно бесполезного, попав в правительство, выполняет свои предвыборные обещания. «На самом деле Rail Baltica не двигается дальше. Да, скупаются земли, и там сидят какие-то типы и получают солидные зарплаты. Но в действительности проект заморожен. И во многом это произошло благодаря нам», — похвалился Хельме. По его словам, деньги, выделенные эстонским государством на Rail Baltica, пошли на другие, куда более нужные цели — например, на строительство в Таллине виадуков и новых трамвайных линий.

Столь откровенные заявления вызвали большой резонанс. Эстонский политический обозреватель Тоомас Сильдам напомнил, что глава правительства Юри Ратас в начале февраля встречался со своим латвийским и литовским коллегами. После чего он заявил журналистам, что главы правительств трех стран Прибалтики «хотят двигаться вперед с Rail Baltica с максимальной возможной скоростью». Сильдам вопрошает: «Кто пускает нам пыль в глаза — Ратас или Хельме?» Политолог считает: «У союзников Эстонии по данному проекту есть право знать, верить ли оптимизму Ратаса или же прийти к выводу, что эстонцы жульничают».

Вагонные споры

Пока что строительство идет своим ходом — хотя и куда более медленным темпами, чем изначально планировалось. Тем временем в министерстве инфраструктуры Польши признают, что создание польской части будущей скоростной магистрали Rail Baltica, без которой железнодорожное соединение с «большой Европой» невозможно, из-за недостатка европейского софинансирования пока стоит на месте.

При самом благоприятном раскладе отрезок магистрали в Восточной Польше будет доведен до требуемого стандарта в 2027 году — уже после планируемого запуска балтийской части Rail Baltica. Латвийский министр транспорта Талис Линкайтс откровенно признает, что не знает, когда трасса будет закончена. «Никто не знает. Есть официальная дата — 2026 год, к которой, конечно, вряд ли всё будет готово», — разводит руками Линкайтс.

Во власти военных переворотов

При всех экономических неурядицах, Прибалтика долго приходила в себя и в политической плоскости. Войны за независимость дали импульс всевозможным переворотам, а мировой экономический кризис только усугубил анархию внутри стран Балтии.

Например, в Латвии только за 14 лет поменялось 18 кабинетов министров. Неудивительно, что часть местных элит решила, что с демократией пора заканчивать.

В 1934 году премьер-министр Карл Улманис с помощью генерала Балодиса совершил государственный переворот, в ходе которого военные и полицейские заняли все здания правительства в Риге.

Премьер приостановил действие конституции и распустил Сейм якобы до проведения реформы. В итоге до вхождения Латвии в Советский Союз ни конституция, ни парламент не функционировали, а все партии были запрещены также, как и политические собрания и демонстрации.

Общее положение

Прибалтийская территория занимает западную часть площади Восточно-Европейской равнины. Ее северная и северо-западная сторона выходят на берега Балтийского моря. На востоке регион граничит с Валдайской возвышенностью. На востоке и юге расположена Полесская низменность, а с запада примыкает Среднеевропейская равнина.

Рассматривая карту мира, видно, что Балтийский регион граничит с рядом государств:

На западе с Польшей.
На юге с Беларусью.
Восточная часть примыкает к России.

Наличие выхода к Балтийскому морю делает географическое положение Балтии очень выгодным. С помощью морского пути можно строить торговые отношения со странами Европы, в первую очередь с мирными и нейтральными государствами Швеции и Финляндии, расположенными на Скандинавском полуострове.

Демографическая ситуация относится к неблагоприятной. Несмотря на довольно высокий уровень жизни, наблюдается отток местного населения на заработки в более развитые страны Европы. Поэтому уровень плотности населения здесь невысок. Исключение составляют столицы государств и территории, прилегающие к ним.

Краткая История Прибалтики

Наиболее ранние по времени записи — у Геродота. Он упоминает невров, андрофагов, меланхленов, будинов, относимых сегодня к днепро-двинской культуре которые, обитали на восточном побережье Свевского (Балтийского) моря, где разводили хлебные злаки и собирали по берегу моря янтарь. В целом же античные источники небогаты сведениями о прибалтийских племенах.

Интерес античного мира к Прибалтике был достаточно ограничен. С берегов Балтики с её низким уровнем развития Европа получала в основном янтарь и другой поделочный камень. В силу климатических условий ни Прибалтика, ни лежащие за ней земли славян не могли дать какого либо существенного количества продовольствия Европе. Поэтому, в отличие от Причерноморья — Прибалтика не привлекала античных колонизаторов.

В начале XIII века в жизни разноплеменного населения всего южного побережья Балтийского моря наступают существенные изменения. Прибалтика попадает в зону долговременных стратегических интересов соседних государств. Захват Прибалтики происходит практически мгновенно. В 1201 году крестоносцы основывают Ригу. В 1219 году датчане оккупируют русскую Колывань и основывают Таллин.

На протяжении нескольких веков разные части Прибалтийских государств переходили под разное правление. Ими управляли и Русские в лице Новгородских и Псковских князей которые сами погрязли в междуусобных войнах, и Ливонский орден до своего распада и дальнейшего вытеснения из Прибалтики.

По заключённому Петром 1 в Ништадте в 1721 году мирному договору со Швецией Россия вернула утраченные часть Карелии, часть Эстляндии с Ревелем, часть Лифляндии с Ригой, а также острова Эзель и Даго.
При этом Россия приняла на себя обязательства в отношении политических гарантий населению, вновь принимаемому в русское подданство. Всем жителям гарантировалась свобода вероисповедания.

К началу Первой мировой войны в Прибалтике крупнейшими административно-территориальными образованиями России были три прибалтийские губернии:
Лифляндская (47027,7 км?)
Эстляндская (20246,7 км?)
Курляндская (29715 км?).
Временное правительство России приняло положение «Об автономии Эстляндии». Хотя новая граница между Эстляндской и Лифляндской губерниями при Временном правительстве демаркирована не была, её линия навсегда разделила по линии реки уездный город Валк, причём часть железной дороги Петроград-Рига оказалась заходящей на территорию смежной губернии, практически не обслуживая её саму.

Вхождение Эстонии, Латвии и Литвы в состав СССР начинается с утверждения VII сессии Верховного Совета СССР решений о принятии в состав СССР: Литовской ССР — 3 августа, Латвийской ССР — 5 августа и Эстонской ССР — 6 августа 1940 года, на основании заявлений от высших органов власти соответствующих прибалтийских государств.
Современные Эстония, Латвия и Литва считают действия СССР оккупацией с последующей аннексией.

В ночь на 11 марта 1990 года Верховный Совет Литвы во главе с Витаутасом Ландсбергисом провозгласил независимость Литовской республики. 16 ноября 1988 года Верховный Совет Эстонской ССР принял «Декларацию о суверенитете Эстонской ССР». О независимости Латвии Верховный Совет Латвийской ССР объявил 4 мая 1990 года.

Политика

Доля русских среди граждан Латвии (19,6 % в 2017 г.) и Эстонии (12,9 % в 2000 г.) ниже их доли среди всего населения этих стран, поскольку гражданами в 1990-е годы были признаны лишь граждане довоенных Латвийской и Эстонской Республик, а также их потомки.

В Литве подавляющее большинство русских — граждане Литвы, в Латвии на 2017 г. 63,1 % русских — граждане Латвии, а 28,5 % — неграждане. В Эстонии значимы три группы: граждане Эстонии, граждане России и «лица с неустановленным гражданством» (апатриды) (по данным переписи 2000 г., соответственно 40,4 %, 20,9 % и 38,0 % русских жителей страны).

В разной степени в прибалтийских странах выражено деление партий на «русские» и «латышские/литовские/эстонские» по программным установкам и национальности членов, лидеров, сторонников.

В латвийском парламенте представлено поддерживаемое в основном русскими объединение Центр согласия. Также среди русских избирателей определённое влияние имеет Русский союз Латвии.

В Эстонии в 2003 г. «русская» Конституционная партия утратила представительство в парламенте. Среди эстонских русских наиболее популярна Центристская партия. Ранее действовавшая Русская партия Эстонии присоединилась к Социал-демократической партии.

В литовском Сейме после выборов 2016 г. представлена партия «Русский альянс» (список выдвигался совместно с ИАПЛ-СХС). Утратил представительство Союз русских Литвы (участвовал в списке Партии труда).

Страны Балтии сегодня

Замечание 2

Распад Советского Союза сопровождался разрывом традиционных экономических отношений. Экономика стран Прибалтики оказалась лишенной мощной сырьевой базы. Поэтому все страны Балтии пережили экономический кризис и спад производства.

Отношения с Россией у этих стран складывались неоднозначно. Экономика стран Балтии сохранила зависимость от российского сырья и ориентировку на российский рынок сбыта. Существенную помощь в становлении экономической независимости от России предоставляют прибалтийским государствам страны ЕС. Но для успешного социально-экономического развития Прибалтики необходимо мирное и взаимовыгодное сотрудничество как стран Балтии, так и России.

Порты и транзит

Главным козырем Прибалтики были до последнего времени незамерзающие порты в Балтийском море. Эти порты обслуживали российский импорт-экспорт, так как на близлежащей территории России достаточно мощных портов не было.

Можно ожидать, что через год-другой потребность в прибалтийских портах просто отпадёт.

Посмотрим на карту Европы. На западе от Прибалтики расположена Польша, у которой есть собственные отличные порты. На востоке — Россия, которой услуги Прибалтики скоро будут не нужны. Остаётся ориентироваться только на небольшую Белоруссию, которая, опять-таки, может сейчас выбирать между Польшей, Россией, Прибалтикой и Украиной.

Конечно, есть ещё и внутренние нужды. Однако население Прибалтики весьма невелико, да и непонятно, какие конкретно товары будут перевозить порты. Ведь, как уже было сказано, сельское хозяйство и промышленность Прибалтики не слишком-то конкурентоспособны.

Народы стран Балтии

Демографическая ситуация в этих государствах довольно далека от благоприятной. Отмечается процесс естественного оттока населения. Кроме этого уровень смертности превышает показатели рождаемости. Результатом этого является сокращение численности населения всех трех стран.

Средний показатель плотности населения балтийских стран существенно ниже в сравнении с прочими европейскими государствами.

Размещено население во всех странах также достаточно неравномерно.

Наиболее густо заселены побережья и территории вокруг столиц. Везде высок уровень урбанизации, который доходит до цифры близкой к 70 %.

По показателям численности по населения лидируют столицы Балтии:

  • Рига;
  • Вильнюс;
  • Таллин.

Рис. 3. Старая Рига.

В национальном составе преобладающими являются исконные этносы. В Литве процент коренного населения составляет свыше 80%, в Эстонии — почти 70 %, в Латвии — более половины (60 %).

Что мы узнали?

Выяснили, какие государства относятся к странам Балтии. Поняли, что именно выделяет эти три суверенные республики от прочих в плане выгодного и удобного географического положения. Получили данные относительно демографической ситуации, которая характерна для всех трех стран.

  1. Вопрос 1 из 5

Начать тест(новая вкладка)

Литература

  • Балтийский архив: Русская культура в Прибалтике. Т.I. Таллинн: Авенариус, . — 303 с ISBN 9985-834-09-7
  • Русские в странах Балтии: настоящее и будущее. Таллин: OU TARBEINFO, 1998
  • Полещук В. В. Особенности политического участия русскоязычного населения Эстонии и Латвии // Этнографическое обозрение. 2017. № 2. С. 9-23
  • Шибаева Е. И. Региональные особенности положения русскоязычного населения Прибалтики. М.: Институт диаспоры и интеграции (Институт стран СНГ), 2010. — 100 с. — ISBN 978-5-94293-023-3
  • Этническая политика в странах Балтии. Отв. ред. В. В. Полещук, В. В. Степанов; Институт этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая РАН. М.: Наука, 2013. 407 стр. ISBN 978-5-02-038044-8

Возможный выход из кризиса

Есть ли пути выхода из кризиса?

Прибалтика является сейчас классическим депрессивным регионом, в который нужно вливать значительные средства, чтобы он мог хотя бы обеспечивать сам себя. Однако Евросоюз имеет не те традиции и не то финансовое положение, чтобы материально помогать далеко не самым важным с точки зрения «старой Европы» странам.

Россия же и подавно вливать ресурсы в Прибалтику не намерена — так как ведут себя по отношению к России власти Прибалтики откровенно враждебно.

В среднесрочной перспективе Прибалтика сможет, вероятно, ещё какое-то время потрепыхаться, год за годом увеличивая свой внешний долг, теряя население и постепенно опускаясь на самое дно. Многие боятся, что Евросоюз начнёт использовать Прибалтику в качестве отстойника для беженцев из разорённых Западом стран, но есть основания считать эти страхи преувеличенными: беженцы предпочитают оседать или в более богатых странах или в странах, в которых есть работа.

В долгосрочной же перспективе вариантов выхода из кризиса у Прибалтики есть ровно два. Или всё же помириться с Россией и попытаться встроиться в экономику Таможенного союза, в рамках которого Прибалтика может найти себе комфортную экономическую нишу. Или отказаться от евро, вернуть свои родные валюты и девальвировать их раз так в пять: чтобы труд прибалтов обходился фермерам и промышленникам дешевле, чем труд небогатых обитателей стран Юго-Восточной Азии.

На какой срок ехать

Оптимальный маршрут для первого знакомства с Прибалтикой – проехать по 3 столицам – Таллину, Риге и Вильнюсу. На каждую стоит выделить не менее 2-3 дней. С учетом дороги и перемещений между столицами продолжительность такой поездки выйдет 10-14 дней. Это будет беглое знакомство с прибалтийскими странами.

Можно пойти другим путем и знакомиться с каждой страной по очереди. В этом случае на каждую из стран мы рекомендуем запланировать не меньше недели.

Если вы присматриваетесь к пляжному отдыху на Балтике, то здесь, чем большее время вы проведете на побережье, тем больше шансов что застанете хорошую погоду, сможете искупаться и загореть. 3 недели будет лучше, чем 2, потому что запросто из этих 3 недель 2 из них будут лить дожди.

Прогрессирующая Эстония

Эстония — страна, которая тоже стала на путь свободного развития в 1991 году. Быстрому переходу на рыночные отношения послужил возврат средств со стороны европейских государств, которые были заморожены во время входа Эстонии в состав СССР.

Быстро начавшемуся прогрессу помешал мировой кризис, случившийся в XXI веке. В результате уровень промышленного производства упал на 70% .

Эстония представляет собой государство, где уживается одновременно множество культур разных государств: Литвы, России, Финляндии, Латвии, Швеции.

Отличительной особенностью Эстонии являются ее инновационные стремления. В государстве постоянно ведется модернизация процессов. Уже с начала XXI века все налоговые декларации подавались исключительно в электронной форме. В кабинете министров отсутствует заполнение бумажных протоколов.

Страны Балтии с 1991 года сделали существенный скачок вперед по сравнению с другими государствами бывшего Советского Союза. При этом державы не имеют своих ресурсов и полностью зависят от их поставок. Каждый прибалтиец стремится сохранить заложенные веками культурные ценности и передать их последующим поколениям.

Предыдущая
ГеографияСредиземноморская природная зона — особенности климата, флоры и фауны
Следующая
ГеографияМногообразие стран мира — классификация, признаки и особенности

Где взять деньги «на мост из Крыма в ЮАР»?

Заметим, что, по данным «Евростата», примерно семь процентов населения мира живет в ЕС, но европейцы получают 50 процентов социальных пособий в мире. При этом сумма все время растет в связи с ростом затрат на содержание стареющего населения. В то же время экономика еврозоны так и не восстановилась после кризиса и имеет скромный экономический рост (2,2 процента в 2017 году), у многих стран огромные долги, которые препятствуют выполнению социальных обязательств.

Перспективы не очень радужные. Доходная часть бюджета будет уменьшаться после Brexit и торговых войн с Трампом, а расходная — расти. Такое развитие не может быть устойчивым в долгосрочной перспективе. Понятно, что назрело сокращение дотаций, пособий, грантов, выделяемых по различным фондам слабым членам Евросоюза, то есть тем, у которых ВВП на душу не дотягивает до 75 процентов от среднего показателя. Для Прибалтики это будет означать сокращение финансовой помощи от шести до сорока процентов, согласно их собственным оценкам.

Как сказал «Правде.Ру» профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ), руководитель программы «Исследования балтийских и северных стран» Николай Межевич, субсидирование стран Прибалтики из фондов ЕС «снизится процентов на 25-30». Но для Прибалтики это «существенные деньги». «Если у вас реализуется проект отсоединения от электрических сетей России стоимостью один-два миллиарда евро, то он не может быть выполнен наполовину, невозможно построить половину дороги «Роял-Балтика» и обеспечить европейскую ширину колеи, соединяющую Таллин с Каунасом и Каунас с Польшей, — заметил эксперт «Правды.Ру». — А в масштабах Эстонии, миллиард евро — это не то, чтобы Крымский мост, это мост из Крыма в ЮАР».

Оздоровительный отдых, санатории

Многие с советских времен приезжают в Прибалтику, чтобы подлечится и восстановить здоровье. Целебный мягкий климат в сочетании с сосновым воздухом и морской или минеральной водой творят чудеса.

Лучший оздоровительный курорт в Литве – это Друскининкай.

В центре города есть бювет с минеральной водой, много санаториев и Спа-отелей. Самые известные: Grand Spa Lietuva, Belorus, Egle. В Юрмале тоже можно поправить здоровье. Рассмотрите отдых в отелях Янтарный берег, Jurmala Spa, реабилитационный центр Яункемери, Lielupe Hotel SPA.

Эстония славится своими шикарными спа-отелями. Одни из лучших: Kalev Spa (Таллин), Pühajärve, Grand Rose Spa (Курессааре), Spa Tervis и Hedon Spa (Пярну), санаторий «Нарва-Йыэсуу».

Происхождение термина Прибалтика

Слово «Прибалтика» (т. е. при Балтике, ср.: Приамурье, Прикаспий и т. п.) является производным от гидронима Балтика в значении Балтийское море (англ. Baltic Sea). Название моря, и балтийских языков, и племён балтов — одного корня. Его называли лат. Mare Balticum на латыни — «международном языке» средневековой Европы. Но в русский язык это слово пришло сравнительно недавно, причём «Балтийскому морю» и «Прибалтике» в русском языке предшествовало ещё одно имя, бывшее в обиходе почти 200 лет — Остзейское море.
Германские народы, заселившие Западную и Северную Европу, по признаку относительного местоположения называли море Восточным: нем. Ostsee.

Начав «разнемечивание» Прибалтики «перевели на русский» и море, и общее имя губерний: Прибалтийские губернии или, собирательно,Прибалтийский край (ср. Приазовский край, Приамурский край, Привислинский край и т. п.)

В контексте районирования Союза ССР получило широкое применение сохранившееся с дореволюционных времён прилагательное «прибалтийский»: Прибалтийский экономический район, Прибалтийский военный округ, Прибалтийская железная дорога. В административно-территориальном делении Прибалтика включала территории Литовской ССР, Латвийской ССР и Эстонской ССР, а также Калининградской области РСФСР.

Отдых в Прибалтике – отдых у моря

Несмотря на то, что отдых в Прибалтике утратил с советских времен ореол элитарности, но он довольно популярен, а в последние годы, Прибалтика снова вошла в моду.
Что же привлекает туристов? Прежде всего это
море. Хотя по большей части оно довольно прохладное, но море и вытянувшиеся вдоль песчаных пляжей сосны создают уникальный микроклимат здешних мест, благоприятный для спокойного отдыха, расслабления и оздоровления. Море, воздух, сосны и другие составляющие прибалтийского климата используют Курорты и санатории Прибалтики и открывающиеся как грибы после дождя СПА-центры.

Балтийское море удобное для отдыха с детьми, в нем можно стоять, сидеть и не бояться большой глубины

Во-вторых столицы прибалтийских стран – Рига, Таллин, Вильнюс, и другие города Прибалтики довольно отличаются от городов бывшего СССР по архитектуре, историческому наследию и своему укладу. В них присутствует средневековая часть – Старый город, а в центральной части городов редко встретишь стандартные советские постройки, отчего сами города выглядят по-другому, «как в настоящей Европе».

Прибалтика считается хорошим местом для отдыха с детьми. Все большее число россиян снимают дачи в Юрмале на побережье моря, на все лето, вывозят туда свои семьи. Возрождаются заброшенные, было пионерские лагеря, когда-то знаменитый на весь союз Альбатрос и другие. В целом Балтийское море удобно для детей, потому, что оно не глубокое, можно заходить довольно далеко. Здесь меньше людей, нет толпы, обустроены удобные дорожки и пандусы для езды на колясках, машины уступают дорогу пешеходам, хороший воздух и натуральная еда.

Парад Блондинок (Go Blonde), который проводится каждый год в мае, стал новым брендом Риги

География региона

Территория Прибалтики располагается на Европейской равнине. С севера она омывается Финским заливом и Балтийским морем. Восточная граница представляет собой Валдайскую возвышенность, а юго-западная – Полесскую низменность. Побережье региона представлено Эстонским, Курляндским, Кургальским и Самбийским полуостровами, а также Куршской и Вислинской косами. Самыми крупными заливами считаются Рижский, Финский и Нарвский. Наиболее высокий мыс – Таран (60 метров). Значительная часть прибрежной границы региона составляют пески и глина, в также крутые клиффы. Одна только Куршская коса тянется на 98 километров вдоль Балтийского моря. Ширина ее местами достигает 3800 м. Здешние песчаные дюны по объему занимают третье место в мире (6 куб. км). Самой высокой точкой Прибалтики является гора Гайзиньш – более 310 метров.

Недвижимость в Прибалтике, дома у моря

После того как Латвия стала выдавать вид на жительство для покупателей дорогих домов, начал расти спрос на недвижимость в Латвии. Соседняя Эстония не стала отставать и стала предлагать в обмен на покупку недвижимости многократные визы. Многие покупают недвижимость в странах Прибалтики и с целью переезда и с целью обеспечить себе тихую гавань на будущее.

В Латвии сейчас программа по выдаче ВНЖ практически свернулась. Последней каплей стало решение Латвии о дополнительном сборе за продление ВНЖ в размере 5000 евро.

Многие россияне хотят «прикупить домик в Юрмале», а многие уже сделали это.

«Чужая это колея»

До сих пор государства Балтии связаны друг с другом «широкой» российской колеей (1524 мм). Но власти настаивают, что надо переходить на европейский стандарт (1435 мм). Еще более восьми лет назад правительства Латвии, Литвы и Эстонии договорились учредить совместное предприятие RB Rail. Главная цель проекта была охарактеризована как «восстановление прямой связи стран Балтии с европейской железнодорожной сетью и продвижение региональной интеграции за счет соединения Хельсинки через Таллин, Ригу, Каунас и Варшаву с Берлином — с возможностью продления маршрута до Венеции».

Авторы идеи предупредили, что стоимость проекта оценивается от €3,6 до €5,8 млрд — и может достигнуть даже 7 млрд из-за необходимости выкупа у населения земель под трассу. ЕС выразил готовность покрыть €4,635 млрд затрат, а сами страны Прибалтики — €1,154 млрд.

Вагонные споры

Президент Эстонии Керсти Кальюлайд (слева), президент Латвии Эгилс Левитс (в центре) и президент Литвы Гитанас Науседа (справа) во время встречи по проекту Rail Baltica

Фото: Global Look Press/Edijs Palens

По трассе планируется пускать по девять пар международных пассажирских поездов в сутки. Предполагается, что потенциальная цена билета для путешествия от Таллина до Риги составит €38 (длительность поездки — 1 час 55 минут), от Вильнюса до Риги — €38 (2 часа 1 минута), от Таллина до Вильнюса — €76 (4 часа 5 минут). Бывшая глава RB Rail Байба Рубеса воодушевленно рассказывала, что «основные цели проекта — обеспечить движение грузов и пассажиров с севера на юг, а также улучшить грузоперевозки на направлении запад-восток». По ее словам, «планируется, что в 2030 году страны Прибалтики будут перевозить 12,9 млн т грузов в год, а количество пассажиров составит 5 млн человек ежегодно».

В свою очередь, бывший министр обороны Литвы Раса Юкнявичене считает, что Rail Baltica получит и большое военное значение, позволяя НАТО в случае необходимости оперативно перебрасывать по единой колее крупные армейские контингенты и технику.

Строительство Rail Baltica началось в Литве — и 28 августа 2015 года впервые за семьдесят шесть лет в Каунас прибыл поезд из Польши. Однако дальше дела у партнеров решительно не заладились: пошли споры не только о конкретных деталях будущего маршрута трассы, но, что хуже, еще и о том, кто и как будет распределять подряды на те или иные работы в рамках проекта.

Концессионеры переругались и при попытках договориться о распределении налога на добавленную стоимость — Вильнюс добивался, чтобы НДС за проведенные в Литве работы оставался у него. У Литвы, Латвии и Эстонии также возникли существенные разногласия по поводу персоналий членов правления RB Rail.

Председателю комитета по делам туризма и транспорта Европарламента Майклу Крамеру пришлось пригрозить — из-за того что прибалты никак не могут достигнуть соглашения, охватывающего все детали проекта, они могут потерять выделенные им на него средства. Только после того как в ход пошли угрозы, соглашение в начале 2017 года все-таки подписали.

Вагонные споры

В странах Балтии до сих пор остается много недовольных этим проектом. Так, активисты эстонского НКО «Открыто о Rail Balticа» заявили, что обнаружили огромную ошибку на сумму в €4,1 млрд в исследовании окупаемости, сделанном ранее компанией Ernst & Young. «Авторы проекта просто взяли линейку, карту и нарисовали прямую трассу из Таллина в Ригу — через болота, торф. Сложно строить, и один только мост на два километра будет стоить Эстонии около трехсот миллионов евро», — утверждает член правления партии «Зеленые Эстонии» Олев-Андрес Тинн.

Географическое положение Балтии

Территориально страны Балтии локализуются в юго-восточной части побережья Балтийского моря. Они размещены на границе Восточно-Европейской равнины и Польской низменности. На западных рубежах страны этого региона соседствуют с Польшей, на юге – с Беларусью, на востоке – с Россией.

Рис. 1. Страны Балтии на карте.

В целом географическое положение стран Балтии довольно выгодное. Они обеспечены выходом к Балтийскому морю

Балтийское море всегда обладало важной ролью в международных связях стран Европы

Земля Балтии бедна полезными ископаемыми. Значительными являются только запасы горючих сланцев, которые находятся в Эстонии. Залежи нефти и газа имеют местное значение.

Рис. 2. Добыча горючих сланцев в Эстонии.

Основные соседи стран Балтии – экономически развитые державы с постоянной экономикой и миролюбивой политикой. Швеция и Финляндия уже достаточно длительный период времени занимают на международной арене позицию нейтралитета и взаимовыгодного сотрудничества.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий