Британское содружество наций

Страны, входящие в Содружество – Индия, Канада, Нигерия, Новая Зеландия, Пакистан, Шри-Ланка

Правильный ответ – 1), 3), 5), 6), 7) и 10)
. Небольшая поправка – по состоянию на 2017 год
согласно официальному сайту Содружества его состав насчитывает 52 государства
:

  • 18 в Африке;
  • 7 в Азии;
  • 13 в Америке и на Карибских островах;
  • 3 в Европе;
  • 11 островых государств в Тихом океане.

Чтобы примерно представить себе контингент этого альянса, достаточно вспомнить Британскую империю второй половины XVIII века
, когда тринадцать американских колоний вышли из-под её влияния и обрели независимость
. Стремясь восстановить былое величие, «Вторая Империя» в 1887 году присвоила оставшимся колониям статус доминионов,
фактически признав их самостоятельность. Таким образом, убила двух зайцев одним залпом – сохранила власть над бывшими подчинёнными государствами и предотвратила очередной «американский прецедент»
. Разумеется, принятый ряд законов регламентирует «добровольное членство», «равные права» и «отсутствие зависимости одного члена-государства от другого», однако общая верность Короне и тот факт, что королева Великобритании является (пусть и чисто номинально) главой доминионов
, лишний раз доказывает, что в большой политике зачастую одни страны гораздо «равнее» в правах, нежели другие.

Игры Содружества.

Игры Содружества — международные спортивные соревнования стран-членов Содружества наций. Соревнования впервые были проведены в 1930 году и с тех пор проводятся каждые четыре года в разных городах Содружества. Игры Содружества с 1930 по 1950 год были известны как Игры Британской империи, с 1954 по 1966 год – Игры Британской империи и Содружества, а с 1970 по 1974 год – Игры Британского Содружества. В 2018 году Игры Содружества проходили с 4 по 15 апреля в Голд-Косте, Австралия.

Страна-организатор должна включить в программу игр не менее 10 спортивных дисциплин, в том числе: легкую атлетику, бадминтон, бокс (только для мужчин), боулинг на траве, нетбол (только для женщин), регби-7 (только для мужчин), водные виды спорта, хоккей, сквош и тяжелую атлетику. Кроме того, в программу игр могут входить такие виды спорта, как стрельба из лука, художественная гимнастика, дзюдо, гребля, баскетбол, велогонки, настольный теннис, тхэквондо, теннис, триатлон.

Литература[ | код]

  • Сперанский А., Содружество на современном этапе: дальнейшее усиление центробежных тенденций (к итогам Оттавской конференции 1973 г.), в кн.: Международный ежегодник. Политика и экономика, М., 1974.
  • Крылова Н. С. Содружество наций: политико-правовые проблемы. М., 1991
  • Сухоруков А. В. Британское содружество наций: прошлое и настоящее // Новая и новейшая история. 2006. № 5
  • The Constitutional Structure of the Commonwealth, by K C Wheare. Clarendon Press, 1960. ISBN 0-313-23624-0
  • A Guide to the Contemporary Commonwealth, by W D McIntyre. Palgrave, 2001. ISBN 0-333-96310-5
  • The Commonwealth in the World, by J D B, by N Mansergh. University of Toronto Press, 1982. ISBN 0-8020-2492-0
  • Making the New Commonwealth, by R J Moore. Clarendon Press, 1988. ISBN 0-19-820112-5
  • Les ONG du Commonwealth contemporain: rôles, bilans et perspectives, by C A Auplat. L’Harmattan, Paris, 2003. ISBN 2-7475-5513-5
  • Commonwealth: Inter- and Non-State Contributions to Global Governance, by Timothy M Shaw. Routledge, 2008. ISBN 978-0-415-35120-1 (hbk). — ISBN 978-0-415-35121-8 (pbk)

СВЯЗИ СОДРУЖЕСТВА

Содружество всегда было открытой организацией, даже в прошлом, когда оно включало в себя однородные в этническом отношении колонии. В период между двумя мировыми войнами жители доминионов и Великобритании были связаны общностью происхождения, подданства, языка, приверженностью британской короне, общим наследием в виде политических институтов британского образца, типом образования, а также тесными экономическими связями.

Между 1947 и 1978 в Содружество были приняты 34 новых члена, одно государство – Пакистан – вышло из него. Большинство составили африканские и азиатские страны, с преобладающим местным населением и господством неевропейских культур. Соответственно изменялись и неформальные правила членства. Бывшие английские колонии, получив независимость, не становились автоматически членами Содружества, а вступали в него с согласия других членов. Британского монарха следовало признавать в качестве символа свободной ассоциации, и некоторые члены Содружества вынуждены были считаться с этим, даже если становились республиками. Ни одно из требований больше не считалось обязательным, и не допускалось никакого ущерба суверенитету стран-членов. Вместе с тем некоторые из бывших колоний, став независимыми государствами, решили не присоединяться к Содружеству – например Британское Сомали, ставшее частью государства Сомали, Южный Камерун, вошедший в государство Камерун, Судан, Бирма, эмираты Персидского залива.

С упрощением процедуры вступления в Содружество некоторые из старых связей исчезли, другие – изменились в соответствии со статусом и потребностями новых членов.

Структура организации.

Глава Содружества.

До 1949 года главой всех восемь членов Британского содружества наций был король Соединенного Королевства Георг VI. Индия, однако, не смотря на установление республиканской формы правления, заявила о своем желании продолжить полноправное членство в Содружестве. На четвертой конференции глав правительств члены организации решили пойти ей навстречу, приняв Лондонскую декларация, в которой согласились, что в Содружестве королю будет отведена новая роль – не общего главы, а «символа свободной ассоциации независимых государств и в качестве такового главы Содружества».

Королева Елизавета II, глава Содружества наций

Титул «глава Содружества» стал частью королевского титула в каждом из 16 государств, признающих своим монархом короля Соединенного Королевства. Однако, титул не является наследственным – после смерти монарха наследник короны не становится главой Содружества автоматически.

В настоящий момент титул носит старшая дочь Георга VI, королева Елизавета II. На совещании глав правительств Содружества в 2018 году ее официальным преемником был назначен Чарльз, принц Уэльский.

Совещание глав правительств стран Содружества.

Основным форумом для принятия решений этой организации является Совещание глав правительств стран Содружества, созываемое раз в два года. Главы правительств стран-участников, включая (среди прочих) премьер-министров и президентов, собираются на несколько дней для обсуждения вопросов, представляющих обоюдосторонний интерес. Совещание глав правительств является преемником совещаний премьер-министров стран Содружества, а ранее – имперских конференций и колониальных конференций, проводившихся начиная с 1887 года. Также созываются регулярные встречи министров финансов, министров юстиции, министров здравоохранения и т. д. Имеющие задолженность члены организации не могут направить своих представителей ни на совещание глав правительств, ни на встречи министров.

Глава правительства государства, принимающего Совещание, называется действующим Председателем Содружества и сохраняет эту должность до следующего Совещания. На Совещание глав правительств, проходившим с 18 по 20 апреля 2018 года в Лондоне, действующим Председателем была премьер-министр Великобритании Тереза Мэй и на этой должности она останется до следующего Совещания, которое должно состояться в 2020 году в Руанде.

Секретариат Содружества.

Секретариат Содружества является главным межправительственным органом и центральным учреждением Содружества Наций. Секретариат основан решением Совещания пример-министров в июне 1965 года в целях содействия сотрудничеству между членами; организации встреч на высшем уровне стран Содружества; оказания помощи и консультативной поддержки по вопросам разработки политики и ее реализации в странах-членах Содружества. Секретариат также оказывает техническую поддержку правительствам в целях содействия социально-экономическому развитию своих стран и продвижения фундаментальных политических ценностей Содружества.

Мальборо-хаус, Лондон, штаб-квартира Секретариата Содружества наций

Секретариат Содружества имеет статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций. Он расположен в Мальборо-хаус в Лондоне, Великобритания, в бывшей королевской резиденции, предоставленной ему королевой Елизаветой II, главой Содружества.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем Содружества, который избирается главами правительств Содружества сроком на четыре года не более двух раз. Генеральный секретарь и два его заместителя контролируют работу одиннадцати отделений и трех специальных подразделений, входящих в состав Секретариата.

Прекращение членства[править | править код]

Каждая страна Содружества обладает безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

Хотя главы правительств стран-членов Содружества имеют право приостанавливать участие отдельных стран в работе органов Содружества, возможность исключения из Содружества никакими документами не определена. В то же время королевства Содружества, провозглашающие себя республиками, автоматически выходят из Содружества, если они не обратятся к остальным членам с просьбой о сохранении их членства в Содружестве.

Ирландия вышла из состава Содружества наций в 1949 году в связи с тем, что она стала республикой. Вопрос об обратном вхождении Ирландии в Содружество наций поднимался с тех пор неоднократно, но это предложение не пользуется поддержкой среди населения Ирландии, продолжающего ассоциировать Содружество наций с британским империализмом. Ирландская Республика стала первым государством, вышедшим из состава Содружества и не восстановившим своего членства в нём.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в 1961 году в связи с неприятием многими членами Содружества — странами Азии, Африки и Канадой — политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в 1994 году, после того, как был положен конец апартеиду.

Фиджи выходила из состава организации в —1997 годах после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика. После провозглашения республики на островах Фиджи в 1987 году просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь в 1997 году. 1 сентября 2009 года членство Фиджи было «полностью приостановлено», потому что не было удовлетворено в намеченный срок требование содружества о проведении в этой стране демократических выборов.

В 1972 году из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В 1989 году Пакистан вернулся в состав организации.

Зимбабве вышло из Содружества в 2003 году после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной. Ситуация в Зимбабве привела к новым противоречиям в Содружестве между белыми странами — Великобританией, Австралией, Новой Зеландией, требовавшими наказать режим Мугабе за нарушение прав человека, и чёрными — большинством африканских стран, считавшими действия Лондона отголосками колониализма.

Гамбия объявила 2 октября 2013 о выходе страны из Содружества наций. 13 октября 2016 года о выходе из Содружества объявили Мальдивы, однако 1 февраля 2019 республика восстановила членство в содружестве..

Приостановление участия в делах Содружестваправить | править код

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в —2001 годах и с —2014 годах после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по 2004 годы и с ноября 2007 года по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по 1999 год.

В 2002 году аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Развитие[править | править код]

После окончания Второй мировой войны наступил распад Британской империи, вызванный ростом национально-освободительных движений в британских владениях и финансовыми трудностями британского правительства. С 1946 года «Британское содружество» стало именоваться просто «Содружеством».

Уже обретение Индией независимости (15 августа 1947) и установление в ней республиканской формы правления (а следовательно, и отказ признавать британского монарха главой государства) потребовало кардинального пересмотра основ организации Содружества. В частности, было изменено название самой организации, а приоритетными целями её деятельности стали гуманитарные миссии, образовательная деятельность и т. п. Содружество рассматривается в первую очередь как организация, в рамках которой государства, различающиеся по уровню развития и характеру экономики, имеют возможность вступать в тесное и равноправное взаимодействие.

Бирма и Аден, получившие независимость в и 1967 году соответственно, стали бывшими британскими колониями, так и не вошедшими в состав Содружества после обретения независимости (в отличие от большинства других колоний). Из бывших протекторатов и подмандатных территорий Лиги Наций в Содружество не вошли Египет (ставший независимым в 1922 году), Израиль (1948 год), Ирак (1932 год), Бахрейн (1971 год), Иордания (1946 год), Кувейт (1961 год), Катар (1971 год), ОАЭ (1971 год) и Оман (1971 год). Ирландия покинула Содружество с провозглашением республиканской формы правления в 1949 году, а Южно-Африканская республика в 1961 году (членство ЮАР в Содружестве было восстановлено в июне 1994 года). Несмотря на это, согласно Ireland Act 1949, граждане Ирландской Республики имеют по британскому законодательству равный статус с гражданами стран Содружества.

Вопрос о противоречии между республиканской формой правления и членством в Содружестве был разрешён в апреле 1949 года на совещании премьер-министров стран Содружества в Лондоне. Индия согласилась признать британского монарха в качестве «символа свободной ассоциации независимых государств-членов Содружества и главы Содружества» с января 1950, когда должно было вступить в силу провозглашение Индии республикой. Остальные члены Содружества, со своей стороны, согласились на сохранение членства Индии в организации. По настоянию Пакистана было решено, что в отношении иных государств будет принято аналогичное решение. Лондонскую декларацию часто рассматривают как документ, знаменующий начало существования Содружества в его современном виде.

В Содружество входят т. н. Королевства Содружества — 16 государств (включая Соединённое Королевство), в которых главой государства признаётся британский монарх, представленный генерал-губернатором. Этот титул, однако, не подразумевает какой-либо политической власти над государствами-членами Содружества и не распространяется на британского монарха автоматически. Большинство государств-членов Содружества не признают британского монарха главой государства. Это, однако, не влияет на их статус в рамках Содружества. Содружество не является политическим союзом, и членство в нём не позволяет Великобритании оказывать какое-либо политическое влияние на остальных членов.

С ростом Содружества Великобританию и доминионы, существовавшие до 1945 года (название «доминион» вышло из официального употребления в 1940-е годы), стали неофициально называть «Старым Содружеством» (Old Commonwealth), особенно начиная с 1960-х годов, когда начались разногласия между некоторыми из них и менее богатыми членами Содружества из числа новых независимых государств Африки и Азии. Эти разногласия, приведшие к обвинениям Старого, «Белого» Содружества в том, что его интересы отличаются от интересов африканских членов организации, к обвинениям в расизме и колониализме, возникали в ходе ожесточённых дебатов по вопросам Южной Родезии в 1970-е, наложения санкций на ЮАР в 1980-е и, ближе к нашим дням, по вопросам необходимости продвижения демократических реформ в Нигерии, а впоследствии в Зимбабве. В частности, бывший президент Зимбабве Роберт Мугабе часто использовал выражение «Белое Содружество» (White Commonwealth), заявляя, что попытки Содружества заставить его пойти на осуществление политических перемен в стране на самом деле являются проявлениями расизма и колониализма со стороны Белого Содружества, которое доминирует в Содружестве наций как таковом.

Несостоявшееся членство

Президент Франции Шарль де Голль дважды поднимал вопрос о возможном обращении Франции с просьбой о вступлении в Содружество; эта задумка так и не была реализована, но её можно рассматривать как некое продолжение высказанной в годы войны идеи Уинстона Черчилля об объединении правительств Франции и Великобритании.

Давид Бен-Гурион предлагал попросить о приёме Израиля в Содружество, но большинство израильтян отвергли это предложение, полагая, что членство в этой организации может означать зависимость от Великобритании. Содружество тоже негативно отнеслось к этой идее, поскольку она могла означать необходимость оказания Израилю большей поддержки.

Египет, Ирак, Бахрейн, Иордания, Кувейт и Оман никогда не проявляли желания вступить в Содружество. Не входили в Содружество США, образовавшиеся из бывших британских колоний в 1776 году. Гонконг, ставший в 1997 году специальным административным районом КНР, тогда же покинул Содружество.

Содружество меняло названия

Правообладатель иллюстрации

Главы стран Содружества уже встречались в Лондоне в 1969 году

В нынешнем виде Содружество наций появилось в 1949 году, когда из его названия исчезло слово «Британия», а из устава — положение о подданичестве британской Короне.

В истории организации были всего две главы — король Георг VI и королева Елизавета II. Этот пост не переходит по наследству, хотя ожидается, что когда принц Уэльский станет королем, он его займет.

Первые члены, основавшие Содружество — это Австралия, Канада, Индия, Новая Зеландия, Пакистан, Шри-Ланка, Южноафриканская республика и Великобритания, сформировавшие первую «свободную ассоциацию» независимых стран.

До принятия устава Содружества в 2012 году уставного документа у него не было. Нынешний устав предусматривает приверженность членов Содружества 16 идеям, среди которых демократия, равенство полов, устойчивое развитие, мир и международная безопасность.

Содружество критикуют, называя «постколониальным клубом» и организацией с очень ограниченным влиянием. Гамбия вышла из Содружества в 2013 году, назвав организацию «неоколониальным институтом».

Сторонники Содружества говорят, что его члены получают помощь в развитии и союзников на мировой арене.

«Члены нашей организации привержены идее развития и защиты демократии, экономического развития и уважения к разнообразию», — говорит генеральный секретарь Содружества леди Патриция Скотланд.

Украина в СНГ — это спорный статус

С 2014 года украинское руководство пыталось выйти из органов Содружества, но выходить, по сути, было неоткуда. Эта страна не ратифицировала Устав объединения, а значит, юридически так и не вошла в его состав, оставаясь одним из учредителей, но не членом. Однако остальные страны де-факто признавали Украину полноправным участником.

В мае 2018-го Петр Порошенко подписал указ о прекращении участия Украины в деятельности уставных органов объединения, но официального заявления о выходе Исполнительный комитет не получил.

Страны СНГ заинтересованы в сохранении членства Украины, сохраняется надежда, что конструктивный и прагматичный подход руководства все-таки восторжествует в этой стране.

В СНГ осталось всего 9 стран, причем 4 республики в него никогда не входили

Изначально Беловежские соглашения подписали руководители 3 стран – России, Украины и Белоруссии. Позже в Алма-Ате к ним присоединились представители еще 8 постсоветских республик, которые пожелали вступить в СНГ.

На данный же момент СНГ уменьшилось в размерах – в Содружестве полноценно состоят только 9 государств. С остальными были проблемы:

  • Литва, Латвия и Эстония изначально не вступали в СНГ. Вместо этого они в 1991 году организовали свой союз – Балтийскую Ассамблею, которая существует и сейчас;
  • Грузия присоединилась к СНГ в декабре 1993 года. После вооруженных столкновений в августе 2008 года президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что страна выходит из СНГ. Спустя 2 дня это решение поддерживает грузинский парламент. Формально Грузия оставалась в составе СНГ еще год – этого требовал Устав СНГ;
  • Украина, будучи государством-учредителем СНГ, формально изначально не была его членом (так как ее представители не подписали Устав СНГ). После начала истории с Крымом и Донбассом власти Украины неоднократно заявляли о желании выйти из СНГ, но до сих пор не было подано официального документа в исполком содружества. При этом украинская сторона вышла из большинства договоров в рамках СНГ и закрыла представительство при уставных органах содружества. В прошлом году МВФ исключил Украину из группы стран СНГ, тем не менее, с точки зрения содружества статус Украины остается спорным;
  • Туркменистан в декабре 1991 года ратифицировал Соглашение о создании СНГ и протокол к нему, однако парламент этой республики не ратифицировал Устав СНГ. В 2005 году представители Туркменистана заявили, что республика будет участвовать в организации в форме ассоциированного членства.

В настоящее время в СНГ полноценно участвуют 9 государств – Россия, Белоруссия, Азербайджан, Армения, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Таджикистан и Узбекистан.

Экономические связи.

После Первой мировой войны Великобритания пошла по пути протекционизма; на имперской конференции 1932 в Оттаве была выработана система преференциальных скидок во внутриимперской торговле, связывавшая воедино все британские колонии и доминионы. В конце 1930-х годов Канада начала проводить собственную торговую политику, а после Второй мировой войны ее главным рынком и источником притока капитала стали США. Но установленные в Оттаве льготные таможенные тарифы продолжали стимулировать торговлю между Великобританией и другими членами Содружества. Попытки ввести свободную торговлю после Второй мировой войны, например с опорой на Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ), которое вовсе не препятствовало поиску новых торговых партнеров, по существу, не смогли отменить сложившуюся систему преференций внутри Содружества.

Вхождение Великобритании в Общий рынок в 1973 привело к ликвидации большинства льгот в рамках Содружества, поскольку Великобритания начала вводить тарифы Общего рынка. Тем не менее в 1960-е годы многие страны Содружества, предвосхищая такой ход событий, пытались защитить себя путем диверсификации своих рынков. Отчасти по этой причине, а отчасти из-за неконкурентоспособности в 1960-е годы британского экспорта некоторые страны Содружества уменьшили торговый оборот с Великобританией, который был непропорционально большим за счет незначительного взаимного товарооборота этих государств. По мере снижения экспорта падал и импорт Великобритании из стран Содружества, что было вызвано непоследовательной политикой страны в решении трудностей, связанных с платежным дисбалансом. В 1949–1969 доля британского импорта (по стоимости) из стран Содружества снизилась с 36 до 23%, а доля британского экспорта в страны Содружества упала с 36 до 22%.

Ранее пребывание в стерлинговой зоне являлось важным связующим звеном между странами Содружества (за исключением Канады, которая перешла в зону действия доллара). Эти страны привыкли хранить большую часть своих финансовых резервов в английской валюте, пользоваться фунтом при расчетах и привязывать к нему курсы своих валют. Однако в 1967, после девальвации английского фунта стерлингов, большинство стран-членов Содружества не пошло на обесценивание своих национальных валют, а когда в начале 1970-х годов фунт еще больше упал, многие из них стали хранить свои резервы в других валютах. В итоге зона действия английского фунта к 1973 начала распадаться, а вступление Великобритании в Общий рынок довершило этот процесс.

Для стран Содружества Великобритания остается главным партнером по двустороннему техническому сотрудничеству, основным источником экономической помощи и инвестиций. План Коломбо, предполагающий создание многосторонних фондов экономической и технической помощи менее развитым странам Юго-Восточной Азии, не ограничивается рамками Содружества. Существует и целевой План помощи африканским странам Содружества.

Прекращение членства[править | править код]

Каждая страна Содружества пользуется безоговорочным правом одностороннего выхода из него.

В из Содружества вышел Пакистан в знак протеста против признания Содружеством Бангладеш как независимого государства. В Пакистан вернулся в состав организации.

Фиджи выходило из состава организации в — после государственного переворота, в результате которого в стране была провозглашена республика.

Зимбабве вышло из Содружества в после того, как главы правительств стран-членов организации отказались отменить решение о приостановлении участия Зимбабве в совещаниях лидеров и министров стран Содружества в связи с нарушениями прав человека и демократических норм управления страной.

ЮАР лишилась членства после провозглашения республики в в связи с неприятием многими членами Содружества — странами Азии, Африки и Канадой — политики апартеида, проводившейся ЮАР. Правительство ЮАР предпочло просто не подавать заявления о продолжении членства, будучи уверенным в том, что оно будет отклонено. Членство ЮАР было восстановлено в , после того, как был положен конец апартеиду.

После провозглашения республики на островах Фиджи в 1987, просьба о восстановлении членства в Содружестве была подана лишь в .

Приостановление участия в делах Содружестваправить | править код

В последние годы было несколько случаев приостановления участия членов Содружества «в деятельности Советов Содружества» (в совещаниях лидеров и министров стран-членов) за явные нарушения демократических норм управления. Эта мера не прекращает членства этого государства в Содружестве.

Данная мера принималась в отношении Фиджи в — и с после военного переворота в этой стране и в отношении Пакистана с по по аналогичной причине.

Нигерия не участвовала в совещаниях с по . В аналогичная мера была принята в отношении Зимбабве (поводом стали избирательная и земельная реформы правительства Роберта Мугабе).

Реакция на создание СНГ: Бориса Ельцина пытались привлечь к ответственности

Разные политические силы по-разному отреагировали на создание СНГ (хотя в реальности реакция связана именно с распадом СССР). Например, представитель Казахстана Нурсултан Назарбаев, хоть и получил приглашение от Ельцина присоединиться к сторонам в Беловежской пуще, предпочел остаться в Москве с Михаилом Горбачевым – и впоследствии утверждал, что никогда не подписал бы такое соглашение.

Власть СССР в лице преимущественно Горбачева к тому моменту уже практически не имела никакой силы и не могла воспрепятствовать центробежным процессам. Закончилось все тем, что 26 декабря Совет Республик Верховного Совета СССР констатировал, что СССР прекратил существование в связи с созданием СНГ.

Но еще до этого соглашение ратифицировали (то есть, признали) Верховные Советы Украины, Белоруссии и РСФСР, а 21 декабря протокол к Соглашению подписали руководители 11 бывших советских республик – фактически в этот день они присоединились к СНГ. Это были все советские республики, кроме Грузии, Литвы, Латвии и Эстонии.

Что касается ратификации Соглашения российской стороной, к этому были вопросы – по мнению части членов Верховного Совета, такие полномочия были только у съезда народных депутатов. Такой съезд состоялся только в апреле 1992 года, и на нем трижды проголосовали против ратификации.

Попытки оспорить создание СНГ предпринимались и после этого:

  • сентябрь 1992 года – некоторые депутаты обращаются в Конституционный суд с просьбой проверить постановление о ратификации Соглашения;
  • декабрь 1995 года – коммунисты в новоизбранной Госдуме пытаются внести на голосование проект постановления об отмене ратификации Соглашения. Причина – по мнению коммунистов, документ не имел силы в той части, которая относилась к распаду СССР. Постановление в итоге было принято;
  • сентябрь 1998 года – бывший председатель Верховного совета РСФСР Руслан Хасбулатов признал, что Верховный совет не мог ратифицировать Соглашение.

В дополнение ко всему этому, подписание Беловежских соглашений вошло в число обвинений против Бориса Ельцина, которого в мае 1999 года пытались отрешить от должности. В его действиях специальная комиссия нашла признаки измены Родине и организации заговора для захвата союзной власти. Отстранить Ельцина от должности тогда не получилось.

Кстати, эта проблема всплыла и в 2003 году, когда профильный комитет Госдумы признал, что Россия юридически не является учредителем и членом СНГ.

Достопримечательности

Самой первой и главной достопримечательностью Лондона, с которой спешат познакомиться все туристы, можно назвать Биг-Бен. Это старинный огромный колокол располагается в одной из башен Вестминстерского дворца, которая прежде всего знаменита своими легендарными часами. В наше время данный часовой механизм является третьим по величине в мире. Примечательно, что название «Биг-Бен» относится только к колоколу, а не ко всей башне или часам, как полагают многие туристы.

Вторым не менее важным символом Британских островов считается знаменитая крепость Тауэр, расположенная на северном берегу Темзы в историческом центре английской столицы. Основание крепости было заложено еще в начале XI века, и в настоящее время это величественное сооружение является одним из старейших на территории Англии.

Особое место среди достопримечательностей Великобритании занимает Оксфорд. Столица графства Оксфордшир известна миру тем, что именно здесь располагается один из старейших университетов Европы. Согласно переписи 2015 года население в городе составляет около 160 000 человек, при этом почти 30 000 жителей являются студентами.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий