Современная судебная система германии

Создание

Предусмотрен Основным Законом ФРГ в , сформирован в . До постройки специального здания размещался во Дворце Принца Макса. Этот суд стал первым конституционным судом, созданным в послевоенной Европе. Он возник практически на пустом месте: никаких процедур пересмотра законов судом в Германии ранее не было.

Конституционный суд изначально сосуществует с пятью ветвями судов специальной юрисдикции, возникшими ещё в традиции германского правового государства (Rechtstaat). Во главе этих ветвей стоят пять федеральных верховных судов. В начале 1950-х годов остальные судебные органы были в процессе реформирования, и, в отличие от нового Конституционного суда, над ними тяготел груз нацистского прошлого (см. Народная судебная палата (Третий рейх), Последующие Нюрнбергские процессы). Кроме того, в обстановке послевоенных реформ германского права одним из основных принципов новой системы было признание верховенства Конституции, и разработчкии реформы особенно рассчитывали на Конституционный суд как на главный механизм этого принципа. Соответственно, он был наделён полномочиями, более широкими, чем его австрийский и итальянский аналоги. Так, предусмотрена процедура, посредством которой частные лица могут подавать конституционную жалобу против окончательных решений специализированных судов. С 2002 года председателем Конституционного суда Германии был Ханс-Юрген Папир. С марта 2010 года им является Андреас Фоскуле.

Структура

Во главе суда стоит президент. По состоянию на начало 2017 года это вступивший в должность 1 октября 2016 года Райнер Шлегель.

Сенаты

Существуют четырнадцать сенатов, которые рассматривают спорные дела по следующим категориям:

  1. Страхование на случаи болезни.
  2. Страхование от несчастных случаев.
  3. Страхование на случаи болезни, страхование на случай постоянного ухода за пациентом.
  4. Базовое обеспечение безработных (совместно с 14-м сенатом).
  5. Государственное пенсионное обеспечение (совместно с 13-м сенатом).
  6. Медицинское право.
  7. Права беженцев или соискателей этого статуса.
  8. Социальная помощь.
  9. Социальные компенсации и вопросы по инвалидности.
  10. Различные виды пособия на детей. Защита от сверхдолгого судопроизводства.
  11. Пособие по безработице.
  12. Вопросы взносов и прав участников страхования на случай болезни, на случай постоянного ухода и пособия по безработице.
  13. Государственное пенсионное обеспечение (совместно с 5-м сенатом).
  14. Базовое обеспечение безработных (совместно с 4-м сенатом).

Каждый сенат состоит из трёх профессиональных и двух непрофессиональных судей — шёффенов. По состоянию на 2015 год 11 из 42 профессиональных судей были женского пола, что составляет 26 %.

Большой сенат

Как и во всех судах высшей инстанции в Германии, для единообразия принимаемых решений, Федеральный социальный суд имеет в своём составе Большой сенат, полномочия которого установлены в параграфе 41 закона о социальных судах.

Абзац 1 параграфа 41 предписывает создание сената. Второй абзац указывает на то, что Большой сенат вступает в действие в том случае, если один из 14 сенатов планирует принять решение, которое отличается от приговоров других сенатов или самого Большого сената.

Германский федерализм.

Германия
состоит из 16 земель, многие из которых
имели многовековые традиции собственной
государственности (Бавария, Саксония,
Шлезвиг-Голштейн, Баден и др.), некоторые
созданы искусственно, из частей
ликвидированной союзниками Пруссии —
ядра общегерманской государственности
(Бранденбург, Берлин, Мекленбург-Передняя
Померания). 3 из 16 земель являются городами
(Берлин — как столица; Гамбург и Бремен
в прошлом были городами-республиками
и входили в Ганзейский Союз). Земли
сильно различаются по территории и
населению. Самая маленькая из них —
Бремен (и по территории, и по населению).
Самая большая — Бавария — превосходит в
176 раз, а самая населенная — Северный
Рейн-Вестфалия. Однако федерацию в ФРГ
нельзя назвать ассиметричной. Все земли
имеют равные права. Основной закон
регламентирует распределение
полномочий
между
федеральным центром и землями. Выделяются
вопросы:

  • исключительной
    компетенции федерации;

  • совместной
    компетенции;

  • компетенции
    земель.

В
исключительной
компетенции
федерации
находятся: международная политика ФРГ;
оборона; гражданская оборона; гражданство;
валюта; режим мер и весов, точного
времени; таможня; воздушное сообщение;
почта и телекоммуникации; авторские
права и иная интеллектуальная
собственность; федеральная государственная
службу; статистика.

Около
25 вопросов
находится в сфере совместной
компетенции
федерации
и земель, важнейшими из них являются:
гражданское право, уголовное право,
исполнение наказаний, судопроизводство;
акты гражданского состояния; гражданство
в землях; трудовое право; сельское
хозяйство; экология; судоходство;
дорожное движение. Права
земель
определяются
по принципу остаточной компетенции,
т.е. земля имеет исключительную свободу
во всех вопросах, не входящих в федеральную
или совместную компетенцию. Каждая
земля имеет однопалатный парламент-
ЛАНДТАГ (в Баварии — двухпалатный, в
землях-городах ландтаги именуются
городскими собраниями), избираемый на
4-5 лет. Партия (блок партий), получившая
большинство в ландтаге, формирует
правительство во главе с премьер-министром.
Особенностью немецкой
федерации
является
и то, что наряду с федеральной в каждой
земле имеется своя конституционная
юстиция, представленная конституционными
судами земель.

Помимо
вышеперечисленных необходимо также
выделить и другие черты, характеризующие
немецкую федерацию:

немец
в любой земле имеет равные права;
конституционный строй земель должен
соответствовать конституционному
строю ФРГ, основным принципам
республиканского, демократического,
социального государства; государство
стремится к обеспечению единого уровня
жизни на всей территории земель; в
высших учреждениях федерации должны
использоваться в надлежащем соотношении
чиновники из всех земель; все учреждения
федерации и земель должны оказывать
друг другу взаимную правовую и
административную помощь; федерация и
каждая земля раздельно ведут финансовые
расходы

Важной особенностью немецкой
федерации является возможность
федерального принуждения земли к
выполнению каких-либо действий в
случаях, если земля не выполняет
обязанностей, возложенных на нее
Основным законом и иными законами.
Федеральное принуждение в различных
формах применяется федеральным
правительством с одобрением бундесрата.
При необходимости территория земель
может меняться, земли имеют право
объединяться, выделять из своего состава
новые земли. Подобные решения принимаются
референдумами в заинтересованных
землях

Однако не может быть предметом
пересмотра федерализм в целом и сам
принцип разделения федерации на земли.

34

Органы судебной власти и конституционного надзора

Важнейшим органом судебной
власти в Германии является Федеральный конституционный суд (ФКС),
находящийся в городе Карлсруэ (земля Баден-Вюртемберг). ФКС — блюститель
Основного закона, самостоятельный и независимый федеральный орган власти,
имеющий равные права с другими федеральными органами. Впервые судебный орган с
подобными полномочиями был создан в 1949 г.

ФКС состоит из двух сенатов,
каждый из которых обладает строго определенными полномочиями: 1) рассматривает конституционные жалобы и принимает решения по
процедуре контроля за действием применяемых норм; 2) принимает решения по вопросам государственной организации. Деятельность
суда и его сенатов регламентируется специальным законодательством о ФКС.

Судьи обоих сенатов
избираются наполовину бундестагом и наполовину бундесратом и назначаются на
должность Федеральным президентом. Они должны быть не моложе 40 лет и иметь
соответствующую квалификацию. Они не имеют права быть одновременно членами
бундесрата или бундестага, Федерального правительства или правительства
земельного уровня. В каждый сенат избирается по 8 человек на срок 12 лет (без
права повторного выбора).

ФКС принимает решения
относительно толкования Основного закона в случае возникновения споров о
компетенции высших федеральных органов. Он решает, действуют ли высшие органы
законодательной и исполнительной власти в рамках функций и полномочий,
предписанных им Основным законом. ФКС осуществляет правовой контроль за
выявлением степени соответствия конституции принятых парламентом страны или
какой-либо земли законов. Контроль проводится по запросу Федерального
правительства, земельного правительства, либо одной трети членов бундестага.
ФКС решает также споры между Федерацией и землями по вопросам разграничения
полномочий в области законодательства.

Подавляющее ‘большинство
дел, рассматриваемых ФКС, составляют так называемые конституционные жалобы,
поступающие от граждан в связи с нарушением их конституционных прав. Подавать
такие жалобы могут и юридические лица, в том числе общины и объединения общин,
в связи с нарушением их права на самоуправление. Прежде чем подавать жалобу в
конституционный суд, заявитель должен использовать все другие способы правовой
защиты. Чтобы избежать перегрузки ФКС и затягивания принятия решений, при обоих
сенатах созданы палаты, правомочные рассматривать конституционные жалобы.
Решения в палатах должны приниматься единогласно.

Решения ФКС обязательны к
исполнению конституционными органами Федерации и земель, всеми судами и ведомствами.
Решения же, касающиеся проверки соответствия принимаемых законов Основному
закону, сами имеют силу закона и публикуются в .

В целом Федеральный конституционный
суд призван обеспечить равновесие трех властей: законодательной, исполнительной
и судебной, равновесие между государством и гражданином.

Кроме ФКС, к судебной власти
на уровне Федерации относятся также федеральные суды, занимающиеся специальными
вопросами:

Федеральный верховный суд (по гражданским и
уголовным делам); Федеральный финансовый суд; Федеральный административный
суд; федеральный суд по трудовым делам; Федеральный суд по социальным делам.

Их задачи заключаются главным образом в обеспечении единства всей судебной
практики в ФРГ, кроме того, они являются высшими судебными инстанциями для
каждой сферы судебного производства. Земли создают суды первой и второй
(апелляционной) инстанции.

Стратегия принятия решений

Подход суда к интерпретации основных прав привёл к постепенной конституционализации всей правовой системы. В этом процессе участвовали как Конституционный суд, так и суды частной юрисдикции, и их функции неизбежно в значительной степени пересекались.

В писаном тексте Основного закона ФРГ нет чётких указаний по разграничению функций и власти между судами. Правовая доктрина предполагает некоторые решения, в частности, понятие «частного конституционного права» и тест на то, является ли судебное решение индивидуальных дел по своей природе законотворческим. Конституционный суд безропотно принял эти критерии (Formel), но ни один из них не нашёл чёткого выражения в практике суда. Границы пересмотра устанавливаются преимущественно в зависимости от конкретного случая.

В то время как Суд продолжает подчёркивать, что он не должен действовать как Superrevisionsgericht («суд пересмотра»), его рассмотрения на практике заходят далеко, вплоть до решения вопроса о том, была ли произвольной судебная оценка правил. Тем не менее лишь небольшая часть исков удовлетворяется. Это показывает, что Конституционный суд лишь довольно редко отменяет решения судов общей юрисдикции, принимая роль кассационного суда. Кассационная функция процедуры конституционного иска остаётся слабо выраженной. Более значительной является «убеждающая» или «направляющая» функция, посредством которой Суд выносит решения о том, как интерпретировались или применялись те или иные фундаментальные права, после чего суды специальной юрисдикции добровольно принимают мнение суда. Таким образом, прямое применение Конституции (а именно, её положений об основных правах) налицо в решениях всех судов и судей. Конституционный суд, сохраняя за собой последнее слово в случае, если возникает конфликт, уже больше не заявляет монополии на применение Конституции; скорее, он действует как координатор этого процесса.

Общая характеристика судебной системы

Кратко судебную систему Германии можно описать как абсолютно независимую структуру, которая, в свою очередь, подразделяется на две группы:

  • конституционное судопроизводство;
  • самостоятельные отрасли (их пять).

Примечательно, что каждая из пяти юстиций обладает собственным верховным органом, который никак не связан с другими и абсолютно независим. Список пяти основных юстиций выглядит следующим образом:

  • общая;
  • трудовая;
  • социальная;
  • финансовая;
  • административная.

Конституционный суд рассматривает только те дела, которые требуют пояснений по основным пунктам Конституции. Однако подобных исков немного, и они составляют меньшинство.

Интересно, что в Германии не существует такого понятия, как «суд присяжных», ведь судьи являются не просто вершителями судеб, но и самыми активными участниками процесса, управляющими им. О них хочется рассказать немного подробнее.

Судебная система ФРГ

Судебная система Германии организована по отраслевому принципу. Суды подразделяются на суды общей юрисдикции и суды, специализирующиеся в различных областях права.

Сфера деятельности судов общей юрисдикции делится на:

  • гражданскую (Zivilrecht);
  • уголовную (Strafrecht).

В зависимости от юрисдикции варьируется состав судов и детали судопроизводства.

В системе общих судов существуют четыре инстанции (уровня):

  1. Участковый (районный) суд (Amtsgericht);
  2. Земельный суд (Landgericht);
  3. Верховный земельный суд (Oberlandesgericht);
  4. Федеральная судебная палата как высшая инстанция – (Bundesgerichtshof).

Дела рассматриваемые в участковых судах

Подавляющее большинство всех гражданских и уголовных дел рассматриваются в участковых судах. По гражданским делам участковый суд рассматривает все имущественные споры на сумму до четырех тысяч евро. На этом уровне решение принимается одним судьей. Решения участковых судов могут быть обжалованы в земельном суде.

Дела рассматриваемые в земельных судах

Если сумма иска более четырех тысяч евро, то для таких гражданских дел первой инстанцией служит уже земельный суд. В простых случаях решение там принимается одним судьей, в более сложных случаях – коллегией из нескольких судей. В гражданских судах работают только профессиональные судьи.

Исковые заявления подаются в районный суд (Amtsgericht), как правило, по месту проживания истца. Есть исключения. Например, исковое заявление о взыскании алиментов на несовершеннолетнего ребенка может подаваться в суд по месту проживания ребенка.

Особенность рассмотрения уголовных дел

Основанием для уголовного судопроизводства в Германии являются Конституция ФРГ и Уголовно-процессуальный кодекс ФРГ (УПК), принятый в 1877 г. и претерпевший за прошедшее время многочисленные изменения.

Назначение уголовного судопроизводства состоит, с одной стороны, в защите прав и законных интересов потерпевших, а с другой – в защите личности от незаконного и необоснованного обвинения.

Положения уголовного законодательства и УПК действуют в первую очередь в отношении лиц старше 21 года. Для людей в возрасте от 14 до 21 года действует особое судопроизводство.

В особое производство выделены уголовные дела с участием несовершеннолетних от 14 до 18 лет и от 18 до 21 года. Такие дела рассматривают специально подготовленные судьи, здесь применяются совсем другие правила и меры, по характеру больше воспитательно-исправительные, чем карающие. «Тюрьма портит человека» – этот гуманный принцип немецкой судебной системы дает свои положительные результаты в работе с молодежью.

Участниками уголовного судопроизводства являются:

  • суд, который вершит правосудие и делает вывод o виновности или невиновности подозреваемого;
  • защита, задачей которой является деятельность по опровержению инкриминируемого преступления;
  • обвинение, направленное на изобличение подозреваемого в совершении преступления;
  • свидетели, понятые, эксперты.

В судах по уголовным делам наряду с профессиональными судьями участвуют также заседатели-непрофессионалы (die ehrenamtlichen Richter – Schöffen).

Например, в участковых судах дела о преступлениях, за которые предусматривается наказание от двух до четырех лет лишения свободы, рассматриваются одним профессиональным судьей и двумя заседателями. Чем сложнее дело и выше судебная инстанция, тем больше профессиональных судей принимают участие в судебном заседании.

III. Предпосылки судопроизводства

Иск преследует цель, при помощи судебного решения добиться определенного действия администрации или защищаться от него. Успех возможен, если иск является допустимым и обоснованным.

Оба аспекта определяют действия суда: Сначала суд в рамках так называемой процедуры допустимости устанавливает наличие всех предпосылок судопроизводства. Только после положительного решения данного вопроса суд предпринимает второй шаг в виде проверки так называемой обоснованности он устанавливает, иметь ли действительно место оспариваемое притязание.

В качестве существенных предпосылок судопроизводства, суд должен учитывать:

  • 1. допустимость обращения в административный суд;
  • 2. подсудность дела суду;
  • 3. способность быть стороной разбирательства и процессуальная дееспособность;
  • 4. допустимость выбранного вида иска.

по 1. Допустимость обращения в административный суд

Допустимость обращения в административный суд определяется согласно генеральной оговорки § 40 абзац 1 предложение 1 ПоАС. В соответствие с ним, административные суды рассматривают все публично-правовые споры, которые не носят конституционно-правовой характер.

по 2. Подсудность дела суду

Различают предметную и местную подсудность.

  • В первой инстанции, предметная подсудность у административного суда (§ 45 ПоАС).
  • Высший административный суд принимает решение во второй инстанции, в соответствие с § 46 ПоАС, как апелляционная инстанция против судебных решений, или как орган обжалования других решений административного суда.
  • Федеральный административный суд в соответствие с § 49 ПоАС является главным образом кассационной инстанцией в отношений решений высших земельных административных судов. Наряду с этим, по определенным делам (§ 50 ПоАС) он может выступать первой и последней инстанцией.

по 3. Способность быть стороной разбирательства и процессуальная дееспособность

Участниками и тем самым сторонами административного разбирательства могут выступать (§61 ПоАС):

  • Физические и юридические лица;
  • Ведомства.

Участники лишь тогда могут правомочным образом совершить процессуальные действия (например, предъявление иска, отзыв иска), если они обладают процессуальной дееспособностью. Процессуальной дееспособностью (§ 62 ПоАС) обладает,

  • Тот, кто согласно гражданскому праву является дееспособным;
  • Тот, кто является законным представителем ведомства или
    объединения.

Только на уровне Федерального суда по административным спорам каждая из сторон должна быть представлена адвокатом или профессором немецкого университета по юридическим наукам (§ 67 абзац 2 ПоАС).

По 4. Допустимость выбранной формы иска

В административном судопроизводстве лицо, отстаивающее свои права, должен выбрать определенную форму иска. Какая форма иска подходит в данном разбирательстве, зависит от поставленной истцом цели, которую он преследует в своем иске.

  • Иск оспаривания (§ 42 абзац 1 ПоАС) Здесь иск нацелен на то, чтобы судебным путем отменить действующий административный акт, изданный ведомством. Пример: иск соседа против разрешение на строительство. Перед предъявлением иска следует в особой предварительной процедуре проверить правомочность и целесообразность административного акта.
  • Иск о принуждении к выполнению обязательства (§ 42 абзац 1 ПоАС)-Иск нацелен на издание ведомственного административного акта. Пример: иск о решении по заявлению о предоставления гражданства.
  • Иск о признании (установительный иск) (§ 43 абзац 1 ПоАС) При помощи иска о признании может выдвигаться требовании о признании наличия или отсутствия некоторых правовых отношений. Пример: установление наличия немецкого гражданства у истца, или признание ничтожности предписания о взносе некоторого здания.
  • Иск о проверке нормы (§ 47 ПоАС) Посредством иска о проверке нормы можно перед Высшим земельным административном судом добиться решения о правомочности правовых положений, рангом ниже закона, например, правомочности уставов городов и других муниципальных образований по строительному праву (планы застройки). Суд принимает решение, в котором, например, устанавливается ничтожность соответствующего положения.

Несколько слов о судьях

В первую очередь все судьи являются профессионалами своего дела. Они имеют соответствующее профильное образование, параллельно могут являться адвокатами или оказывать юридические услуги.

Интересно, что в зависимости от сложности процесса меняется и состав судей, рассматривающих дело. Если оно изначально не представляется сложным, то обычно бывает достаточно одного человека. В таком составе рассматриваются незначительные правонарушения. Решение по такому делу принимает один судья, который имеет право вызывать свидетелей и руководить процессом по своему усмотрению.

Если рассматривать предстоит более серьезно преступление, то согласно закону, количество судей увеличивается до пяти. Однако только два из них будут профессионалами. Трое судей нанимаются на определенный срок из граждан Германии. Но не стоит забывать, что все они должны иметь соответствующее образование.

В случаях, когда судом рассматриваются земельные вопросы, участие нанятых специалистов исключается. В данных делах решение выносят только те судьи, которые изначально были приняты на данную должность. Обычно подобное назначение является пожизненным.

Семейный суд

Семейные суды (Familiengericht) с 1976 года являются самостоятельными отделениями районных (участковых) судов (Amtsgericht). Они рассматривают дела о разводах, а также другие проблемы, возникающих между членами одной семьи. Судья этого суда (Familienrichter/in) обычно рассматривает дела единолично.

К членам семьи по закону ФРГ относятся: законные супруги (гражданский супруг, бывший супруг), их дети (также усыновленные), их внуки, их родители, дети супруга, родители супруга (также их новые супруги), родители родителей, братья и сестры с супругами, братья и сестры супругов и т.д.

Все семейные конфликты можно условно подразделить на:

семейные споры между (бывшими) супругами;
семейные споры между детьми и родителями;
семейные споры между остальными членами семьи.

Различные споры одной семьи рассматриваются одним и тем же судьей, чтобы обеспечить единый взгляд на эту семью и ее проблемы.

В суд по семейным делам Германии подаются такие иски и апелляции, как:

  • иск на развод;
  • иск на алименты на супруга, на детей, родителей и т.д.;
  • финансовый и имущественный иск;
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск о праве на посещение детей, внуков;
  • иск об установлении места жительства ребенка;
  • иск о разрешении на выезд несовершеннолетнего ребенка за границу;
  • иск об опеке;
  • иск об установлении (оспаривании) отцовства или материнства;
  • иск о возвращении похищенного ребенка;
  • иск о прекращении насилия в семье;
  • иск о лишении (восстановлении) родительских прав;
  • иск об усыновлении (удочерении);
  • иск о признании брака (не)действительным;
  • иск об изменении имени и т.п.

По каждому из оснований подается отдельный иск, но все они собираются в одно судебное дело и рассматриваются одним и тем же судьей в семейном суде.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий