Евразийский экономический союз (еаэс)

Главные положения Договора о ЕАЭС

Безусловно, ЕАЭС по сравнению с ТС имеет не только более широкие полномочия, но и намного более обширный и конкретный список запланированных работ. Этот документ уже не имеет никаких общих планов, а для каждой конкретной задачи определен путь ее выполнения и создана специальная рабочая группа, которая будет не только следить за выполнением, но и контролировать весь ее ход.

В полученном договоре страны единого Таможенного союза, а ныне ЕАЭС, закрепили договоренность о скоординированной работе и создании общих энергетических рынков. Работа по энергополитике достаточно масштабная и будет реализована в несколько этапов до 2025 года.

Регулируется в документе и создание общего рынка медицинских изделий и лекарственных средств к 1 января 2016 года.

Большое значение уделяется транспортной политике на территории государств ЕАЭС, без которой не будет возможно создание ни одного совместного плана действий. Предусмотрена разработка согласованной агропромышленной политики, которая включает в себя обязательное формирование ветеринарно- и фитосанитарных мер.

Согласованная макроэкономическая политика предоставляет возможность воплотить в реальность все задуманные планы и договоренности. В таких условиях разрабатываются общие принципы взаимодействия и обеспечивается эффективное развитие стран.

Особенное место занимает общий рынок труда, который регламентирует не только свободное передвижение рабочей силы, но и одинаковые условия работы. Гражданам, которые отправляются на заработок в страны ЕАЭС, теперь не надо будет заполнять миграционные карты (в том случае если срок их пребывания не превышает 30 суток). Такая же упрощенная система будет действовать и при медицинском обслуживании. Также решается вопрос об экспорте пенсий и зачете трудового стажа, который был накоплен в стране-участнике Союза.

Анализ деятельности

Тем не менее, существуют и общие интересы. Например, у многих стран-участниц сохранилась зависимость от российского рынка сбыта. Эта тенденция носит экономический и геополитический характер.

На протяжении всего времени ведущие позиции в процессе интеграции и стабилизации ЕАЭС и Таможенного союза играла Российская Федерация. Это было возможным благодаря ее стабильному экономическому росту до 2014 года, когда цены на сырьевые ресурсы оставались высокими, что помогало осуществлять финансирование процессов, запущенных соглашениями.

Хотя такая политика не прогнозировала быстрого роста экономики, она все же предполагала укрепление позиций России на мировой арене.

История отношений между сторонами соглашений похожа на череду компромиссов, которые строились на основании роли России и позициях стран-партнеров. К примеру, были неоднократные заявления со стороны Беларуси о своих приоритетах: едином экономическом пространстве с одинаковыми ценами нефти и газа, допуске к госзакупкам РФ.

Чтобы осуществить эти цели, Республика пошла на увеличение тарифов на ввозимые автомобили при отсутствии своего производства. Из-за таких мер потребовалось установить правила сертификации товаров легкой промышленности, что нанесло урон розничной торговле.

Помимо этого, стандарты, принятые на уровне ТС, были унифицированы с образцом ВТО, при том, что Беларусь не находится в составе этой организации в отличие от России. Предприятиями Республики не получен доступ к  программам России по импортозамещению.

Все это послужило препятствиями для Беларуси на пути к достижению своих целей в полном объеме.

Нельзя упустить, что подписанные договоры ТС содержат различные исключения, уточнения, антидемпинговые и компенсационные меры, ставшие помехой в достижении общей выгоды и равных условий всем странам. В разное время фактически каждый участник соглашения высказывал несогласие с условиями, заключенными в соглашениях.

Хотя таможенные посты на границах между участниками соглашения были ликвидированы, сохранились пограничные зоны между странами. Также продолжился санитарный контроль на внутренних границах. Выявлено отсутствие доверительных отношений на практике взаимодействия. Примером этому служат вспыхивающие время от времени разногласия у России и Беларуси.

На сегодняшний день нельзя заявить, что были достигнуты цели, которые были задекларированы в соглашении о создании ТС. Это видно из снижения оборота товаров внутри таможенного пространства. Отсутствуют также какие-либо преимущества для экономического развития, если сравнивать с временем до подписания соглашений.

Но все же существуют признаки того, что в условиях отсутствия соглашения ситуация ухудшалась бы стремительнее. Проявление кризиса носило бы более масштабный и глубокий характер. Значительное количество предприятий обретают относительную выгоду, участвуя в торговых отношениях внутри Таможенного союза.

Методы распределения таможенных пошлин среди стран тоже говорят о благоприятных тенденциях для Республики Беларусь и Республики Казахстан. Изначально предполагалась большая доля в бюджет Российской Федерации.

Договоры, подписанные сторонами, послужили на пользу производству автомобилей. Стала доступна беспошлинная реализация авто, собранных производителями стран-участниц. Таким образом, созданы условия для реализации проектов, которые ранее не могли иметь успеха.

Что такое Таможенный союз? Подробности — на видео.

https://youtube.com/watch?v=CJkbtK2Rbck

Какие страны входят в Евразийский экономический союз

Союз создавался для решения вопросов координации, согласования, решения экономических вопросов и выработки единой политики относительно всех отраслей экономики. Страны-участницы союза хотели обеспечить свободное движение рабочей силы, услуг и товаров и финансов.

В настоящее время в ТС состоят следующие государства: Россия, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Армения.

В определенные моменты времени Тунис, Сирия и Турция заявляли о намерении войти в состав ТС,  но до настоящего момента правительства этих государств не предприняли никаких конкретных шагов.

Ранее сообщалось, что правительства России и Белоруссии в рамках интеграции экономических систем планируют с 2021 года внедрить единые налоговый и гражданский кодексы. Они собираются объединить почти весь банковский надзор, но при этом оставить два Центробанка. Кроме того, планируется ввести единый регулятор рынков нефти, газа и электроэнергии и установить гармонизированное государственное регулирование отраслей. При этом в России есть региональные и местные налоги, и, по словам эксперта, это будет непросто совместить с белоруской налоговой системой.

История таможенного союза

Руководители стран России, Белоруссии и Казахстана в 1995 году подписали первое соглашение о Таможенном союзе, в дальнейшем к ним присоединились Таджикистан, Узбекистан и Киргизия. В последствии таможенный союз трансформировался в ЕврАзЭС

В октябре 2007 года лидерами Таможенного союза был подписан договор о единой таможенной территории, а в 2009 были сформированы международные договоры, которые составили основу Таможенного союза. Помимо этого, в 2009 году лидеры государств.

Вначале 2010 вступает в силу Единый таможенный тариф для трех стран основателей. Однако уже весной между странами Таможенного союза вонзило недопонимание, и глава РФ сделал заявление, что вполне вероятно Белоруссия покинет Таможенный союз. Однако несмотря на разногласия, в июле 2010 вступил в силу Таможенный кодекс, который включал себя в том числе и Белоруссию.

На границе России и Белоруссии с апреля 2011 год отменили транспортный контроль. Помимо выше перечисленных действий, таможенный контроль перенесли на внешний контур Таможенного союза. Внутренние границы сохранили оба контроля пограничный и миграционный.

В январе 2018 вступил в силу новый Таможенный кодекс.

Особенность товарооборота в Таможенном союзе заключается в следующем. Экспорт товара осуществляется с нулевой ставкой НДС, при этом идет освобождение от уплаты акцизов, при этом должно быт документальное подтверждение экспорта.

При импорте на территорию РФ из Республик Беларусь и Казахстан НДС и акцизы взимаются налоговыми органами России.

В случае оказания работ и услуг налоговые льготы, ставки и база определяется в соответствии с законодательством РФ. При этом распределении таможенных пошлин проходит по следующему принципу. Поступления в бюджет:

  • России — 85,33%
  • Казахстана – 7,11%,
  • Белоруссии -4,55%,
  • Киргизии — 1,9%,
  • Армении — 1,11%.

Замечание 1

Мигрантам из государств, входящих в таможенный союз, при устройстве на работу на территории РФ покупать патент не нужно, так как они приравниваются в правах к гражданам РФ.

Во время создания Таможенного союза членами ВТО были высказаны опасения на предмет того, что правила Таможенного союза могут противоречить правилам ВТО. Поэтому в 2011 году нормы ТС стали соответствовать нормам ВТО. А в случае, если страна соберется стать членом ВТО, то правила данной организации будет в приоритете по сравнению с ТС. В 2012 году РФ стала полноправным участником ВТО. Поэтому таможенные тарифы были обновлены и стали соответствовать обязательствам России перед ВТО. Однако, 90% импортных пошлин не изменили своего прежнего уровня.

Таможенный союз, по словам секретаря Комиссии ТС Сергея Глазьева, преподносит для его участников серьезные выгоды в экономических и геополитических аспектах. После того, как Советский союз распался, ТС стал самым выдающимся достижением постсоветского пространства.

Помимо положительных отзывов о Таможенном союзе, встречаются и негативные комментарии. Основными претензиями в отношении ТС является плохая проработка условий торговли и процесса сертифицирования товаров, которые навязали Белоруссии, России и Казахстану условия ВТО. Помимо этого, некоторые эксперты высказываются о том, что несправедливо распределены доходы от пошлин между странами.

Замечание 2

Объективные исследования доказывают по ряду причин союз перестал быть выгодным некоторым странам-участникам, но в силу идеологических причин Таможенный союз все же остается выгодным союзом для большинства стран.

На основании этих исследований сформировалось мнение, что ТС создали искусственно. И он основан не на экономических соображениях, а по идеологическим причинами. Например, политолог Пастухов В.Б считает ТС «нежизнеспособным образованием».

В связи с многочисленными недовольствами в 2010 году Казахстан выступил с предложением о денонсации соглашений и предпринял попытку организации референдума.

Были откровенные конфликты внутри Таможенного союза. Так, например, в 2014 году Россия установила запрет на ввоз белорусского мяса и ужесточила контроль товаров на границе, несмотря н то, что в таможенном союзе используются упрощенные стандарты. Президент Белоруссии высказал свое возмущение в отношении данного факта. И как ответные меры в январе 2015 Белоруссия вернула пограничный контроль, тем сам нарушив договоренности ЕАЭС. После чего Белоруссия высказала, что откажется от рубля в расчётах с Россией и перейдет на доллар.

Преимущества и недостатки Таможенного союза

Для субъектов хозяйствования среди основных плюсов Таможенного союза в сравнении с зоной свободной торговли можно назвать следующее:

  • В границах Таможенного союза существенно сократились расходы по созданию, перемещению и переработке товаров.
  • Возникающие по причине бюрократических процедур затраты времени и финансов заметно сократилось.
  • Количество обязательных таможенных процедур при ввозе товара из третьих стран уменьшилось.
  • Предприятиям стран-участниц открылись новые рынки сбыта товаров.
  • Произошло упрощение таможенного законодательства в связи с его унификацией.

Также стоит отметить, что при экспорте товаров используется нулевая ставка НДС и возмещение уплаченной суммы акцизов при наличии документального подтверждения экспорта.

При импорте товаров на территорию РФ из Беларуси или Казахстана акцизы и НДС взимаются российскими налоговыми структурами.

При оказании услуг на территории РФ ставки, налоговая база, порядок взимания и налоговые льготы определяются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Александр Лукашенко, Президент Республики Беларусь, определил Таможенный союз как очередной шаг к созданию единого экономического пространства, представляющего собой правильную форму экономических отношений между государствами-участниками.

В рамках Таможенного союза от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет стран перечисляется:

  • РФ – 85,33 %,
  • Беларуси – 4,55 %,
  • Киргизии – 1,9 %,
  • Казахстана – 7,11 %,
  • Армении – 1,11 %.

Однако в то же время к недостаткам Таможенного союза относят плохо проработанные условия торговли и процедуры сертифицирования товара. Рядом стран отмечается, что доходы и поступления якобы несправедливо распределяются между членами союза.

Звучало мнение, что Таможенный союз невыгоден участникам как проект и вообще является фантомом, не жизнеспособен как искусственное политическое образование. В частности, Казахстан выступил с претензией об ущемлении своих суверенных прав.

Однако исследования экспертов свидетельствуют, что по ряду причин Таможенный союз в разной степени выгоден его участникам.

Мнения экспертов

Структура

Межгосударственный совет

Межгосударственный совет представлял собой высший орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили главы государств и правительств сообщества. Межгосударственный совет рассматривал принципиальные вопросы Сообщества, связанные с общими интересами государств-участников, определял стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимал решения, направленные на реализацию целей и задач ЕврАзЭС. Межгосударственный совет собирался на уровне глав государств не реже одного раза в год, на уровне глав правительств — не реже двух раз в год. Решения принимались консенсусом. Принятые решения были обязательными для выполнения во всех государствах—членах Сообщества. Исполнение решений происходило путём принятия необходимых национальных нормативных правовых актов в соответствии с национальным законодательством.

Интеграционный комитет

Интеграционный комитет представлял собой постоянно действующий орган Евразийского экономического сообщества, в состав которого входили заместители глав правительств государств ЕврАзЭС. К числу основных задач Интеграционного комитета относилось обеспечение взаимодействия органов ЕврАзЭС, подготовка предложений по повестке дня заседаний Межгосударственного совета, а также проектов решений и документов, контроль за реализацией решений, принятых Межгосударственным советом. Заседания Интеграционного комитета проводились не реже четырёх раз в год. Решения принимались большинством в две трети голосов. Количество голосов при принятии решений в Интеграционном комитете соответствовало взносу каждой стороны в бюджет Сообщества[источник не указан 1016 дней]:

  • Россия — 40 голосов
  • Белоруссия — 15 голосов
  • Казахстан — 15 голосов
  • Киргизия − 7,5 голоса
  • Армения — 7,5 голоса

Секретариат

Секретариат выполнял функцию организации и информационно-технического обеспечения работы Межгосударственного совета и Интеграционного комитета. Секретариат возглавлял Генеральный секретарь Евразийского экономического сообщества — высшее административное должностное лицо сообщества, назначавшееся Межгосударственным советом. 6 октября 2007 года в Душанбе в ходе заседания Межгоссовета ЕврАзЭС генеральным секретарём Сообщества был назначен Таир Мансуров. Секретариат размещался в городах Алма-Ата (Казахстан) и Москва (Россия).

Межпарламентская ассамблея

Межпарламентская ассамблея — орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривавший вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства и приведения его в соответствие с договорами, заключёнными в рамках ЕврАзЭС, в целях реализации задач Сообщества. Ассамблея формировалась из парламентариев, делегируемых парламентами стран Сообщества. В её состав входили:

  • от России — 42 парламентария
  • от Белоруссии — 16 парламентариев
  • от Казахстана — 16 парламентариев
  • от Киргизии — 8 парламентариев
  • от Армении — 8 парламентариев

Секретариат Межпарламентской ассамблеи размещался в Санкт-Петербурге (Россия).

Евразийский банк развития

Евразийский банк развития — международная организация, учреждённая Российской Федерацией и Республикой Казахстан в 2006 году. Миссия ЕАБР заключается в содействии развитию рыночной экономики государств-участников банка, их экономическому росту и расширению торгово-экономических связей между ними путём осуществления инвестиционной деятельности.

Антикризисный фонд

Антикризисный Фонд ЕврАзЭС был создан в 2009 году Арменией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией, Россией и Таджикистаном в целях содействия странам-участницам в преодолении последствий глобального кризиса, обеспечения долгосрочной устойчивости их экономик и содействия интеграционным процессам в регионе. Общая сумма Фонда составляла 8,513 миллиарда долларов США. Фонд предоставлял финансовые кредиты на поддержку бюджета, платёжного баланса и курса национальной валюты, а также инвестиционные кредиты на финансирование межгосударственных проектов, способствующих интеграционным процессам между странами-участницами.

Суд Сообщества

Суд Сообщества обеспечивал единообразное применение договаривающимися сторонами Договора об учреждении Евразийского экономического сообщества и других действующих в рамках Сообщества договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд Сообщества рассматривал также споры экономического характера, возникающие между членами ЕврАзЭС по вопросам реализации решений органов ЕврАзЭС и положений договоров, действующих в рамках Сообщества. Суд ЕврАзЭС начал работу 1 января 2012 года в Минске
.

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

Мнения экспертов

Список стран Таможенного союза в ближайшее время может пополниться еще несколькими государствами, но, как утверждают эксперты, чтобы был заметен полноценный рост и влияние на западные аналогичные союзы по типу ЕС (Европейского Союза), необходима большая работа и расширение организации. В любом случае рубль не сможет стать альтернативой евро или доллару еще долгое время, а влияние недавних санкций наглядно показало, как может работать западная политика в угоду своим интересам, и что при этом ни сама Россия, ни целый Союз фактически ничего не могут с этим сделать. А что касается конкретно Казахстана и Белоруссии, то конфликт на Украине показал, что они не станут отказываться от своей выгоды в угоду России. Тенге, кстати, тоже сильно упал из-за падения рубля. А по многим вопросам Россия остается главным конкурентом Казахстана и Белоруссии. Впрочем, на данный момент создание Союза является адекватным и единственно правильным решением, способным помочь хоть как-то укрепить отношения между государствами в случае дальнейшего давления Запада на Россию.

Теперь известно, какие страны в Таможенном союзе больше заинтересованы в его создании. Несмотря на то что еще на этапе своего возникновения его постоянно преследовали всевозможные проблемы, совместные скоординированные действия всех членов Союза позволяют максимально быстро решать их, что дает возможность с оптимизмом смотреть в будущее и надеяться на скорое развитие экономик всех государств, участвующих в этом договоре.

Общие сведения

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Республика Беларусь, Армения, Киргизия), покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

Общие сведения

Россия, московский аэропорт Шереметьево-E, зал прилёта. Выход для пассажиров, прибывающих из Казахстана — теперь без таможенного досмотра, вследствие введения в действие Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России

При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или) освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при условии документального подтверждения факта экспорта.

При импорте товаров на территорию Российской Федерации с территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и акцизы взимаются российскими налоговыми органами.

При выполнении работ и оказании услуг на территории РФ налоговая база, ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от налогообложения) определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с международными обязательствами в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %, Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении — 1,11 %.

Трудовым мигрантам — гражданам государств-членов Таможенного союза ЕАЭС (Казахстан, Белоруссия, Армения, Киргизия) — покупать патент на работу в РФ не требуется, они приравнены в трудовых правах с гражданами РФ.

Выгоды и перспективы

Цель Таможенного союза

Страны Таможенного союза под основной целью создания единого регулирующего органа подразумевали формирование общей территории, в которую будут входить несколько государств, и на их территории отменяются все пошлины на продукцию.

Второй целью являлась защита собственных интересов и рынков, в первую очередь — от вредной, недоброкачественной, а также и конкурентоспособной продукции, что дает возможность сгладить все недочеты в торгово-экономической сфере. Это очень актуально, так как защита интересов собственных государств с учетом мнений участников союза является приоритетной для любой страны.

История создания

Первый договор, ставший основой создания Союза, был подписан в 1995 году тремя странами Россией, Беларусью, Казахстаном. Позже соглашение подписали представители еще трех стран Таджикистана, Узбекистана, Кыргызстана.

В 2007 году Россия, Казахстан и Беларусь заключили еще один договор. В нем говорилось, что указанные страны организуют Таможенный союз с единой таможенной территорией.

В 2009 году предыдущий документ был дополнен множеством международных договоров. Общее их количество превысило сорок штук. Также, было принято решение о том, что с начала 2010 года начнет формироваться единое таможенное пространство, включающее территорию России, Беларуси и Казахстана.

В 2010 году принимается общий кодекс для перечисленных государств и начинает действовать единый тариф. Через год происходит снятие таможенного контроля между странами Союза и перенес его на внешние границы.

С 2011 до 2013 года были разработаны и приняты общие для стран ТС законодательные нормы. Разработан единый закон о безопасности продукции.

В 2014 году к первой тройке стран-участниц добавилась Армения, а еще через год членом Союза становится и Кыргызстан.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий