Как татарстан хотел выйти из состава россии

«Россия тоже начала нарушать свою Конституцию»

— Рафаэль Сибгатович, 28 лет назад была принята Конституция Татарстана. С учетом всех последующих споров с Москвой по поводу суверенитета и Договора о разграничении полномочий, который в 2017-м не был продлен, нужно ли было ее принимать?

— Конечно же, Конституцию нужно было тогда принимать. Поскольку Конституция это фактически была декларация, а не собственно законы, тем более не какой-то основной закон. Его нужно было развернуть, объяснить, закрепить. Еще, конечно, референдум сыграл большую роль — результаты референдума, прошедшего 21 марта 1992 года, надо было закрепить (результатом референдума стало провозглашение государственного суверенитета Республики Татарстан). В первую статью эти результаты референдума и попали. Это была, собственно, основная статья, ради которой было нужно принимать Конституцию Татарстана (согласно которой Республика Татарстан провозглашалась демократическим правовым государством, объединенным с Российской Федерацией Конституцией РФ, Конституцией РТ и Договором РФ и РТ).

— Согласно первой редакции Конституции, в которую потом 17 раз вносили поправки, Татарстан провозглашался демократическим правовым государством — и формально он, согласно Конституции же, и остается именно «государством» (а не субъектом в составе Российского государства). Здесь, очевидно, есть противоречия с российской Конституцией. Как их сегодня объяснять и разрешать?

— Противоречия могут быть — но для этого же и существует «Договор о разграничении предметов ведения и взаимном делегировании полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Татарстан»!

— Но ведь договор прекратил свое существование — в соответствии с федеральным законом в 2017 году Татарстан утратил право на разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти РТ. Так как в 2017 году договор не был продлен….

— Ну, знаете, это уже связано с тем, что Россия тоже начала нарушать свою Конституцию и свое законодательство. И поэтому получилось так, что негласно вроде бы согласились с положениями Договора о том, что отношения между Москвой и Казанью определяются ими. И вроде бы ничего страшного. Есть же и аналогии подобного положения вещей: скажем, Бавария тоже сегодня формально свободное и независимое государство, что противоречит общегерманской Конституции, между прочим. Но Германия, как и Бавария, при этом существуют. Вот и мы тоже существуем!

Федеральное деление государства

Сам факт существования в России регионов, в которых и до сего дня чувствуется русофобия и откуда русские вынуждены уезжать, говорит о серьёзных проблемах в национальной политике

Когда официальные лица в России выступают против ущемления прав русскоязычных где-нибудь в Европе — например, в Латвии (что тоже очень важно), хочется обратить их внимание на нерусские регионы внутри страны, где до сих пор существует дискриминация русского народа. Ведь не может быть сомнения, что равномерное распределение и увеличение русского населения по всей стране — залог стабильности государства, защита от возможного сепаратизма и т. н

«косовского сценария»

н. «косовского сценария».

Кроме того, многие исследователи соглашаются, что современное административно-территориальное деление России давно себя изжило. Коммунисты в своё время не только отдали земли, завоёванные Российской Империей, на откуп национальным меньшинствам, но и в самой РСФСР накрошили искусственные национальные образования, которые сегодня перестали отражать реальное соотношение в них этносов. Например, евреев в Еврейской автономной области, выделенной большевиками, менее 1% (!), карелов в Карелии — 7,4%, хакасов в Хакасии — 12% и так далее. Не пришла ли пора провести продуманную и основательную реформу национальных республик?

Просто другой родины у татар нет

Уже давно уехав из Казани, я радовалась, что вновь открыли староверческую церковь, мимо которой я проходила или проезжала чуть не каждый день. А перед синагогой в центре города, где в советское время был Дом учителя, вновь стоит менора, и в городе снова есть кирха и костел.

Мы все гордились историей нашего университета, нашими Шаляпиным, Горьким и Качаловым, нашим Львом Толстым, нашим Фешиным, нашим Натаном Рахлиным, нашими Лундстремом и Аксеновым, нашей великой современницей Софией Губайдулиной, внучкой муллы и православного священника…

В моем городе проводились фестивали еврейской культуры, на которые съезжались музыканты отовсюду, а в казанской «Симхе», кроме музыкантов-евреев, всегда были татары… Много-много чего еще хорошего я вспоминаю о нашей совместной жизни в городе. И я благодарна всем, кто любит нашу общую родину.

Моя родина — еще и родное место для многих народов Поволжья, наших братьев — чувашей, мари, удмуртов, мордвы. У нас с ними более, чем тысячелетняя общая история, взаимопроникновений в языке и культуре — очень много.

Это — родина, и называется она Татарстан, а не Казанская губерния. Это название никак не умаляет вклад других народов и культур в нашу общую историю. Просто другой родины, в отличие от других народов, у татар нет, хотя мы рассеяны не только по всей России, но и по всему миру. Не только эмигранты, а коренные татары есть в большинстве стран мира. Карта большой части России покрыта древними татарскими аулами. Но так случилось, что у нас есть только Татарстан, и мы будем за него держаться.

Мир (в узком смысле этого слова) спасет не красота, мир спасут уважение и доверие людей друг к другу.

Римма Галеева

Общество Татарстан

А причем тут Башкирско-мещерякское войско?

Напомним для полноты, что как раз в этом году Павел I в Казани устроил смотр войскам Оренбургской военной инспекции, главой которой был пятидесятидевятилетний граф Иосиф Андреевич Игельстром. Достаточно сказать, что за двенадцать лет до того, как оскандалиться на казанском смотре, этот человек по поручению князя Потемкина захватил последнего крымского хана Шагин-Гирея. Захват этот вероломством чем-то напоминал историю с Хафизуллой Амином. Но хану повезло больше, он был отправлен на пенсию в Воронеж, Амина же отправили к Аллаху. Старый Игельстром переживет своего императора на двадцать два года и умрет в 1823 году (по менее достоверным данным — в 1817).

На этом мы и заканчиваем свои довольно сумбурные заметки.

Лев Жаржевский, иллюстрации предоставлены автором

Декларация 30 августа 1990 года[править]

6 августа 1990 года во время визита в Казань, Борис Ельцин произнёс фразу Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить, что вызвало рост националистических настроений в Татарстане . Фактически эти слова подтолкнули руководство Татарстана к действию и 30 августа 1990 года Верховный Совет Республики Татарстан принял декларацию под номером 334-XII «О государственном суверенитете Татарской Советской Социалистической Республики» :

Верховный Совет Татарской Автономной Советской Социалистической Республики,

1. Провозглашает государственный суверенитет Татарии и преобразует ее в Татарскую Советскую Социалистическую Республику — Республику Татарстан.

2. Земля, ее недра, природные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее народа.

3. Татарская ССР гарантирует всем проживающим на ее территории гражданам независимо от их национальности, социального происхождения, вероисповедания, политических убеждений, других различий равные права и свободы человека. В Татарской ССР гарантируется равноправное функционирование татарского и русского языков в качестве государственных, сохранение и развитие языков других национальностей.

4. Впредь в качестве официального наименования государства в Конституции, других правовых нормативных актах, в государственной жизни употреблять «Татарская Советская Социалистическая Республика» («Татарская ССР», либо «Республика Татарстан»). Высший орган государственной власти республики именовать «Верховный Совет Татарской Советской Социалистической Республики», а принимаемые им акты — актами Верховного Совета Татарской Советской Социалистической Республики.

5. Настоящая Декларация является основой для разработки Конституции Татарской ССР, развития законодательства Татарской ССР, участия Татарской ССР в подготовке и заключении Союзного договора, договоров с РСФСР и другими республиками, вынесения наиболее важных вопросов государственного строительства Татарской ССР и ее отношений с Союзом ССР, РСФСР и другими республиками на обсуждение народа.

Конституция и законы Татарской ССР обладают верховенством на всей территории Татарской ССР.

6. До принятия новой Конституции Татарской ССР, других законов и нормативных актов Татарской ССР на территории Татарской ССР продолжают действовать законы и подзаконные акты Татарской ССР, РСФСР и Союза ССР, не противоречащие Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР.

Настоящая Декларация вступает в силу с момента ее принятия.

Председатель Верховного Совета
Татарской Советской Социалистической Республики

М.Ш.Шаймиев—  Декларация ВС Татарстана от 30 августа 1990 года

Таким образом, Татарстан фактически вышел из состава РСФСР.

«Россия рано или поздно все-таки станет настоящей федерацией»

— Тогда не могу не задать такой вопрос: в первой редакции Конституции Татарстана говорилось о принципах «федерализма», но при этом все последние 20 лет, начиная с путинской вертикали власти и заканчивая поправками к Конституции РФ, собственно федерализма уже нет или вы не согласны с этим?

— В каких-то вопросах федерализм сегодня все-таки есть, а в каких-то вопросах этот федерализм очень какой-то… минимальный. Ну, например, внешние связи у нас, у Татарстана, такие же, как у Германии и других суверенных государств — у Татарстана фактически такие же права на них. А в некоторых вопросах сегодня все зависит от российского законодательства.

Фото: Роман Хасаев

— Но с вашей точки зрения, как историка, политика, помнящего 1990-е, стоило ли тогда Татарстану стремиться быть суверенным, хотя бы по системе конфедерации, или как в случае с Баварией в составе Германии? Или же Татарстану удобнее и лучше всего существовать на принципах централизованной, если не сказать «имперской» власти?

— Ну как «имперская»?! Это хуже не бывает! Подобная страна рано или поздно развалится. Для такой же большой страны, как Россия, с такой территорией и разнообразием культур, даже не просто народов, а даже региональных культур именно — с одиннадцатью часовыми поясами! — без федерализма никак. Так что я уверен, Россия рано или поздно все-таки станет настоящей федерацией. Желает этого кто-то или не желает — это всего лишь разговоры. То, что кто-то сегодня выступает за унитаризм, унитарное устройство Российского государства, — это в действительности связано больше с вопросами концентрации финансовых ресурсов и, кстати говоря, коррупцией.

Башкир или татарин?

Пока в Татарстане готовятся строить мост для трассы, объединяющей страну, в соседнем Башкортостане, как отметили наши коллеги из программы «7 дней», «образно говоря, пытаются поджечь мосты дружбы и добрососедства между нашими республиками». Речь идет о попытках неких «экспертов» и административных работников, в преддверии предстоящей переписи населения, перекроить часть татароязычного населения соседней братской республики в башкир.

На днях Татышлинский район Башкортостана провел онлайн-конференцию с краеведами, работниками образования и культуры. Инициаторами события стали, как отмечают наши коллеги из программы «7 дней», «известные идеологи Башкирского неонационализма Юлдаш Юсупов и Рафиль Асылгужин из Института стратегических исследований академии наук Башкортостана». Упор на конференции делался на родоплеменные отношения древности, откуда, по мнению «экспертов», отслеживаются именно башкирские корни всех проживающих в республике, а также на то, что язык, на котором разговаривают татары Башкортостана, — не что иное, как «северо-западный диалект башкирского языка».

Просмотрев материалы конференции, ведущий программы выражает недоумение: «Они говорят, татарских деревень в этом районе вообще не было. Сразу возникает вопрос, откуда тогда взялись звезды татарской эстрады Салават Фатхетдинов и примадонна Хания Фархи , которые родом из Татышлинского района, или их национальность давно переписали на родине?»

Ильшат Аминов, отмечая несостоятельность потуг организаторов конференции, задается вопросом: «Они пытаются разрушить национальную идентичность огромного количества людей. Фактически, образно говоря, они вырывают даже у пожилых людей корни и пытаются заменить их новыми, откопанными в древних ревизских сказках. Попробуйте отрезать у дерева корни, оно неизбежно засохнет. Наверное, Юлдаш Юсупов полагает, что на месте вырезанных татарских корней тут же появятся северо-западные башкирские. Но этого не будет, национальная идентичность формируется поколениями, а они хотят стереть память ни много ни мало трех поколений и чего добьются в результате? Что люди тут же сменят национальность, забыв отцов и прадедов, вспомнят древних родоплеменных вождей?» И сам же отвечает, что едва ли из этой идеи получится что-то хорошее. Здравомыслящие люди от своих истоков отказываться в угоду новой идеологии не будут. Слабые духом если сумеют отречься от памяти предков, то точно не для того, чтобы примкнуть к другой национальности.

«Они просто исчезнут в кипящем котле народов. Но господина Юсупова вряд ли волнует эта перспектива, ему нужна статистика сегодня, поэтому он с явным наслаждением рубит с плеча», — отмечает ведущий программы.

Со своей стороны Ильшат Аминов подчеркивает, что отвечать ударом на удар Татарстан не намерен: «Я абсолютно не приемлю высказывания некоторых татарских националистов, которые призывают в ответ чуть ли не объявить башкирский язык диалектом татарского, выразить сомнения в истоках башкирской государственности и так далее. Определенные силы только и ждут, что мы утонем во взаимных претензиях и оскорблениях. Еще раз повторю: проиграют и Татарстан, и Башкортостан. Еще есть время остановиться и подумать, и главное прийти к согласию. Башкирский народ — великий народ со своей уникальной историей… И я надеюсь, вместе мы преодолеем эти временные трудности. А история смоет эту мутную пену с наших народов».

Авторы Гайдпарка

Татарский «русский крест»

На печальную ситуацию накладывается и низкая рождаемость в регионе. Так, год назад (январь — октябрь) в республике появились на свет 35 939 новорожденных, а в 2020-м — уже 34 353 человека. За последний десяток лет пик рождаемости приходился на 2014 год (47 762).

Таким образом, прирост населения год назад составил всего 38 человек. В рекордном 2016-м — 9 413. А в 2020-м году, выражаясь новоязом, наблюдался «отрицательный рост»: убыль составила 8 252 человека.

До прошлого года графики рождаемости и смертности шли параллельно друг другу, а в 2019 году они пересеклись, образовав демографический «русский крест». И в 2020 году линия смертности поползла вверх, рождаемости — вниз.

Естественное движение населения Республики Татарстан, январь-октябрь 2020 г.

— Окончательный вывод нужно будет делать позже, — комментирует «Реальному времени» депутат Госдумы Айрат Фаррахов, в прошлом возглавлявший Минздрав РТ. — Но фактор низкой базы предыдущих лет (низкие показатели смертности) оказывает серьезное влияние. Вся Российская Федерация в течение нескольких лет находится в «демографической яме» — это ситуация, которая характерна для нашей страны в послевоенный период (после Великой Отечественной войны) — так называемый «русский крест», когда каждый промежуток времени (20—30 лет) происходит резкое сокращение рождаемости и ухудшение демографических показателей. Это будет продолжаться еще 5—7 лет, что будет отражаться в резком падении трудоспособного населения — примерно на 1 млн человек в год, что отражается на показателях смертности.

«Реальное время» также направило запрос в Минздрав Татарстана с просьбой прокомментировать возросшие показатели смертности в республике и поинтересовалось, как в перспективе ближайших лет медики намерены выправлять ситуацию с демографическим феноменом.

Тимур Рахматуллин

АналитикаОбществоМедицина БашкортостанТатарстан Министерство здравоохранения Республика ТатарстанФаррахов Айрат ЗакиевичРизванов Альберт Анатольевич

Причины появления стремления к отделению от центра

Но по каким же причинам в том или ином обществе порой возникают мысли об отделении. Как правило, это связано:

— либо с ущемлениями прав в этно-конфессиональной сфере;

— либо с непропорциональным распределением доходов;

— либо с ростом национального самосознания, постепенно превращающимся в национализм.

Сторонники отделения Татарстана выделяют в качестве основной причины первый аспект, и в какой-то мере это имеет под собой определенную почву. Запреты религиозных книг, попытки ограничения изучения национальных языков, отказы на строительство мечетей, обвинения части мусульман в самых разных грехах – эти проблемы в России действительно имеют место быть, и делать вид, что всего этого нет, было бы необъективно и несправедливо.

При всем при этом часть озвученных проблем как раз для Татарстана не совсем актуальна. Например, проблемы строительства мечетей или открытия медресе едва ли имеют место быть в этой республике. А если они и имеются, то винить в этом именно центральную власть было бы неправильно, также как и винить центр во многих других проблемах, ибо вот уже двадцать с лишним лет Казань обладает одним из самых близких к независимости статусу (если сравнивать Татарстан с другими регионами). Жаловаться на малый бюджет татарстанцам тоже было бы несправедливо. Ну а говорить о том, что именно Москва «вынуждает обвинять часть мусульман в противоправных действиях, например, в поджогах храмов», также неразумно, как обвинять ее в коррупции среди каких-нибудь татарстанских чиновников. Проблемы здесь, очевидно, не внешние, а, прежде всего, внутренние, и они такие же, как и во многих других регионах, что связано с общим упадком по всей стране моральных и нравственных устоев.

Так кто сказал, что в случае получения независимости Татарстаном, эти проблемы исчезнут? Разве внутри республики имеются какие-то объединенные оппозиционные силы, стоящие на единой идеологической и политической платформе, которые могли бы претендовать на роль первых лиц? Давайте же будем объективными – такой единой силы в Татарстане не существует. И если даже представить, что вдруг завтра Татарстан получит независимый статус, то более чем очевидно, что уже через небольшой период времени оппозиционные движения начнут выяснять отношения между собой. Националисты и либералы, сторонники т.н. «традиционного» ислама и т.н. «салафиты» – разве смогут они найти между собой общий язык? Не говоря уже об упоминавшейся проблеме соотношения русского и татарского народов.

Кто-то скажет, что главное – достичь независимости, а там видно будет, но, извините, такие лозунги исходили в 1917 г. от революционеров, которые, как известно, сначала «все до основания разрушали». Разумен ли такой подход? Очевидно, что те, кто рассуждают в подобном ключе – либо слишком наивные люди, либо… Да и кто даст гарантии, что получится что-то построить, учитывая все те аспекты, о которых уже не раз говорилось.

Правда, есть еще один вариант – обратиться за помощью к Западу. Но если кто полагает, что западные державы день и ночь переживают за татарстанцев, то таких людей искренне жаль. Запад действительно желает отделения Татарстана или любого другого региона, но только для того, чтобы «разделять и властвовать». И если они примут участие в этом процессе, то, несомненно, постараются привести к власти своих протеже, иначе им нет никакого смысла кому-то в чем-то помогать. И тогда через небольшой период времени уже сами татарстанцы окажутся перед необходимостью протестовать против очередного гей-парада или подобного рода мероприятий. И это не говоря уже о тех военных базах, которые сразу же появятся на территории «не независимых» республик. Этого ли хотят надеющиеся на западную помощь, или они вновь надеются на принятый в нашей стране «авось»?

Республика Татарстан

Присоединение к России Республики Татарстан, в 1992 году отказавшейся подписать общий для всех субъектов РФ Федеративный договор, обошлось без массового кровопролития и вооруженных столкновений. Но споры о государственном статусе республики проходили крайне эмоционально и сопровождались многочисленными дипломатическими и даже психологическими ходами и уловками.
Еще в 1991 году, до августовского путча, во время подготовки Союзного договора Ельцин пообещал Татарской АССР, что с ней подпишут отдельное соглашение, предоставляющее ей большие, чем другим республикам, полномочия и автономность. Однако в 1992-м президент РФ, по-видимому, счел прежние обещания неактуальными. Хотя именно в Татарстане он двумя годами ранее обронил неосторожную фразу, ставшую потом крылатой: «Берите столько суверенитета, сколько сможете проглотить».

Настойчивые попытки побудить татарское руководство как можно скорее подписать Федеративный договор вызвали реакцию, прямо противоположную желаемой. 21 марта состоялся референдум о независимости Республики Татарстан. 61,4% голосовавших заявили, что хотели бы жить в суверенном государстве. Россия всячески старалась предотвратить проведение референдума. Сначала Конституционный Суд РФ признал формулировку вопроса незаконной. Затем, непосредственно накануне референдума, Ельцин обратился к гражданам Татарстана по радио с увещеваниями. Но законодательные вердикты, просьбы и угрозы оказались тщетны.

30 ноября 1992 года в силу вступила Конституция Республики Татарстан, закрепившая ее государственный суверенитет. Однако диалог продолжался, и в итоге татарстанские политики во главе с президентом Минтимером Шаймиевым добились своего. По уникальному в некотором роде договору от 1994 года Республика Татарстан была объявлена не субъектом РФ, а суверенным государством, ассоциированным с РФ.
Такое положение вещей сохранялось до того момента, пока Конституция по требованию России не была пересмотрена в начале 2000-х. В редакции от 19 апреля 2002 года Татарстан был уже назван субъектом РФ, сохраняющим суверенные полномочия.

Юг России

Из регионов Северного Кавказа русское население стремительно уезжало из-за боевых действий, боясь, что конфликт может перекинуться на другие республики. Здесь ситуация самая плачевная. Из-за упразднения коммунистами терских казачьих образований, межэтнических столкновений в 1958 году, а после этого — этнических чисток и геноцида в 1990-е во время войн в Чечне, ранее многочисленных русских там практически не осталось. По данным переписи населения 1989 года, численность русского народа составляла 269 130 человек во всей Чечено-Ингушетии (или 24,8% от всего населения), а в 2010-м в Чечне насчитывалось 24 382 русских или 1,9%. Похожая ситуация в Ингушетии (2002 год — 1,2%, 2010-й — 0,8%) и Дагестане (1959 год — 213 тыс., 2010-й — 100 тыс.). В Ингушетии преступления против русских продолжились и после Чеченских войн. В 2006 году в станице Орджоникидзевской была застрелена замглавы администрации Сунженского района, курировавшая программу возвращения в Ингушетию русскоязычного населения, а в 2007-м в республике была убита семья русской учительницы. В Дагестане русское бегство началось даже в Кизлярском районе и городе Кизляре, где русские исторически были большинством (количество русских в городе сократилась с 83,0% (1959) до 40,49% (2010).

Причина в коронавирусе?

По официальным данным, на сегодня в республике от коронавируса умерли 174 человека с начала пандемии и введения антиковидных мер. Однако статистику смертности в Татарстане (42 605 человек) могли пополнить и те люди, которые скончались от сопутствующих причин, считает директор Научно-клинического центра прецизионной и регенеративной медицины, профессор кафедры генетики Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Альберт Ризванов.

— Здесь наложились несколько причин. Во-первых, это люди, которые умерли непосредственно от новой коронавирусной инфекции. Во-вторых, как говорят федеральные чиновники, ответственные за здравоохранение, имеют место и особенности статистики в России: есть умершие от COVID-19 и есть умершие от других заболеваний на фоне коронавируса. То есть в статистике не учитывается прямой эффект от ковида. Хотя, безусловно, коронавирус является фактором риска для многих хронических заболеваний, — объясняет эксперт «Реальному времени».

Третьим фактором собеседник издания назвал сокращение объемов оказания плановой медицинской помощи во время пандемии. Таким образом, население не получало в полной мере медицинские услуги, что привело к обострению хронических заболеваний.

Как писало «Реальное время», с введением особого режима повышенной готовности (с конца марта по начало июня) медучреждения принимали только тех, кому требовалась неотложная, экстренная помощь. А во время приоткрывшегося окна для «плановых» пациентов в татарстанских больницах столкнулись с большим наплывом посетителей — очереди начинались уже на улице. Пожилые люди часами ждали визита к своему врачу. Больницы с трудом справлялись с обслуживанием всех пациентов.

— Отсутствие в полном объеме медицинской помощи внесло свой «вклад» и будет еще долгие годы вносить его в показатели смертности, — добавляет Ризванов. — Запустив ситуацию сейчас, она будет аукаться еще долгие годы.

Четвертой причиной профессор назвал стресс.

— Нужно учитывать стресс людей из-за изоляции, постоянного негатива в средствах массовой информации. А стресс влияет как напрямую на здоровье (психическое и физическое), так и на снижение иммунитета, что приводит к снижению защищенности населения от разных инфекций. Все эти факторы привели к наблюдаемому нами увеличению смертности, — резюмировал Альберт Ризванов.

Стресс влияет как напрямую на здоровье (психическое и физическое), так и на снижение иммунитета, что приводит к снижению защищенности населения от разных инфекций, поясняет Ризванов. Фото: Илья Репин

Татарская автономия: кантоны и районы

Впервые татарская автономия со многими государственными атрибутами была создана в июне 1920 года. Первоначально Автономная Татарская Советская Республика (привычной ТАССР она стала лишь в 1937 году) делилась на 10 кантонов: Арский, Бугульминский, Буинский, Лаишевский, Мамадышский, Мензелинский, Свияжский, Спасский, Тетюшский и Чистопольский.

В 1921 году были созданы Агрызский, Елабужский и Челнинский кантоны. Через три года Агрызский кантон был упразднен. Одновременно образованы два района: Агрызский и Бондюжский.

Должен предупредить читателя, что напрасно сейчас искать какую-то логику во всех этих административно-территориальных преобразованиях. Это была какая-то вакханалия районирования: море статей в периодике, десятки книжек и брошюр. В каждой свои предложения по районированию. Некоторые — вполне разумные и подкрепленные экономическими выкладками, но от большинства веяло только одним аргументом — «а почему бы и не так?»

В 1927 году было образовано семь новых районов: Воскресенский, Лаишевский, Нурлатский, Рыбно-Слободский, Свияжский, Теньковский и Ульяновский. Одновременно упразднены Лаишевский, Свияжский и Тетюшский кантоны. Вскоре Воскресенский район был переименован в Казанский, а Ульяновский — в Кайбицкий. Через год упразднен Елабужский кантон.

Карта ТАССР 1928 г.

23 июля 1930 года все кантоны Татарской АССР были упразднены. Вместо них образованы районы: Аксубаевский, Актанышский, Акташский, Алексеевский, Алькеевский, Альметьевский, Апастовский, Арский, Бавлинский, Билярский, Бугульминский, Буинский, Дрожжановский, Дубъязский, Елабужский, Камско-Устьинский, Красноборский, Кукморский, Мамадышский, Мензелинский, Муслюмовский, Новошешминский, Октябрьский, Первомайский, Пестречинский, Сабинский, Сармановский, Спасский, Таканышский, Тетюшский, Тукаевский, Тумутукский, Тюнтерский, Челнинский, Чистопольский, Шереметьевский и Шугуровский.

В 1931 году Тумутукский район переименован в Азнакаевский, образован Верхнеуслонский район, упразднены Бондюжский, Свияжский и Теньковский районы. Через год упразднен Таканышский район, а Тюнтерский переименован в Балтасинский.

В 1935 году образованы 17 новых районов: Бондюжский, Буденовский, Ворошиловский, Высокогорский, Заинский, Калининский, Кзыл-Армейский, Кзыл-Юлдузский, Кзыл-Юлский, Кузнечихинский, Новописьмянский, Таканышский, Тельманский, Теньковский, Тумутукский, Тюлячинский и Ютазинский. Спасский район переименован в Куйбышевский. Через три года Балтасинский район переименован в Ципьинский, а Тукаевский — в Атнинский. Упразднен Казанский район, образованы Большетарханский, Столбищенский и Юдинский районы.

В 1944 образованы Костенеевский (вскоре переименован в Мортовский), Матвеевский, Подберезинский, Салтановский, Чурилинский, Юхмачинский и Ямашинский. Через два года Салтановский район переименован в Корноуховский.

На 1948 год территория Татарской АССР делилась на 70 районов и три города республиканского подчинения (Казань, Зеленодольск и Чистополь) — это был апофеоз дробности АТД республики.

Карта ТАССР 1930 г.

Трагические примеры политических «разводов»

Но может в истории были какие-либо похожие примеры политических «разводов»? Действительно были, и одним из самых известных из них стал «развод» между Индией и Пакистаном. Этот процесс был отмечен масштабным взаимным переселением по религиозному принципу: мусульмане переселялись на территорию Пакистана, последователи индуизма – уходили в Индию. И тот, кто хотя бы в минимальном объеме знаком с той суровой действительностью, которая окружала этот «развод», едва ли пожелает испытать подобное на себе. Многочисленные стычки и конфликты, огромное количество жертв, неисчислимое число покалеченных судеб с обеих сторон и многие другие беды – такова была суровая действительность разделения бывшей британской колонии на два государства.

В качестве другого примера можно привести Югославию. Вероятно, все знают и помнят об ужасах кровавой гражданской войны, развернувшейся на руинах бывшей СФРЮ; помнят о многочисленных жертвах и покалеченных судьбах ни в чем не повинных мирных жителей и с той, и с другой, и с третьей сторон.

Так желают ли сторонники отделений подобных сценариев для своих соплеменников и соседей? А ведь рисков, что ситуация развернется именно в таком ключе, много, очень много. Достаточно вспомнить о том страшном положении, в котором оказался Татарстан в начале 90-х, когда весь регион оказался на грани масштабной войны, последствия которой были бы столь ужасны, что перекрыли бы собой все ужасы и пакистано-индийского конфликта и гражданской войны на Балканах. И те, кто спровоцировал бы начало военных действий, неминуемо оказались бы виновны во всех бедах тех, кто пострадал бы в этом безумном хаосе.

Доля в экономике

Весьма существенной была и доля Татарской республики в экономике СССР, особенно когда после войны там стали разрабатываться нефтяные месторождения. За короткий срок Татарстан превратился в основную нефтяную «житницу» страны.

В 1966 году республика дала почти треть – 32,5% — всей добываемой в СССР нефти. Таким образом, у партийно-советской элиты Татарстана сложились экономические и психологические предпосылки для возникновения требований о предоставлении республике статуса союзной.

При принятии новых конституций СССР в руководство Татарской АССР просило ЦК КПСС о преобразовании в Татарскую ССР. Главным мотивом отказов в этих просьбах всегда считалось географическое положение Татарстана, не имевшего внешних границ с иностранными государствами или выхода к морю, ни даже границы с другой союзной республикой.

Но это, без сомнения, воспринималось в Татарстане как формальная отговорка. Возникало ощущение ущемления национальных прав татар на фоне других народов СССР.

Остаться в СССР

Руководство Татарстана во главе с Минтимером Шаймиевым повело четкий курс на повышение статуса республики и прямые договоренности с руководством СССР, минуя руководство России. Лидеры Татарстана не собирались выходить из состава федеративного государства, но этой федерацией мыслился именно СССР. В новом Союзном государстве Татарстан собирался занять место такого же равноправного субъекта, как и Россия. Образованный в октябре 1988 года по примеру прибалтийских Народных Фронтов, Татарский Общественный Центр (ТОЦ) стал главным идеологом движения за преобразование статуса республики.

Значительное место в его деятельности занимала пропаганда идеи закрепления татарского языка в качестве первого государственного языка республики. Многие партийные руководители республики (в частности, заведующий отделом идеологии Татарского обкома КПСС Хакимов) являлись одновременно лидерами ТОЦ.

Главной чертой ТОЦ и всех близких ему по духу организаций и групп, созданных во время Перестройки, был светский национализм. Татарстан представлялся ими как светское демократическое государство европейского типа. Религиозного, исламистского подтекста в подобных движениях в тот период не было.

Промежуточные итоги

Таким образом, если подытожить все сказанное, нельзя не придти к выводу о том, что то положение, в котором находится современный Татарстан, не несет в себе никаких реальных предпосылок для его отделения от России. Рассуждения в этом ключе абсолютно фантастичны и представляют собой лишь гипотетические предположения. При этом даже минимальное критическое осмысление проявляет полную утопичность разговоров на эту тему.Однако, конечно же, это вовсе не означает, что татарстанцы или жители любого другого региона не должны быть активными в деле преображения своей страны. Вопрос только – каким образом наиболее предпочтительно действовать в современных реалиях? И это является еще одной темой, требующей пристального, но обязательно объективного осмысления.

Начало: Россия и ее национальные республики: вместе или порознь? (часть первая)

В итоге

Из-за интернациональной политики времён СССР в современной России существуют регионы, откуда русское население уезжает. Больше всего заметно это на примере республик Северного Кавказа. И хотя официальные власти этих республик сами хотят, чтобы славяне вернулись, большого желания у русскоязычных ехать назад нет. Главным образом из-за того, что люди опасаются новых нападений на национальной почве, роста исламизма, дестабилизации. Можно констатировать, что по демографическим причинам, а также из-за отсутствия политической воли у руководства государства, русские территории восточных республик Северного Кавказа (Чечня, Ингушетия, Дагестан) потеряны для славянского населения, этническая чистка региона практически полностью завершилась. Экспансия направлена теперь на Ставропольский край и другие районы исторического проживания русских, что видно из официальных цифр переписи населения, с которыми трудно спорить.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий