Театр Диониса в Афинах

Театр Диониса

Театр Диониса (Афины) – старейший театр западного мира. На его сцене оживали произведения древних поэтов и философов. Именно с него начало развиваться театральное искусство в Европе. Театр хорошо сохранился до наших дней, а благодаря умелой реставрации, снова радует зрителей интересными представлениями и позволяет на время перенестись в античные времена.

История строительства

Несколько столетий назад, в эпоху расцвета античного государства, Акрополь был центром культуры и духовности Афин. Именно в нем проходили все памятные торжества и важные мероприятия, включая парады, театральные представления и торжественные шествия в честь различных богов. В IV в. до н.э. правитель Афин Писистрат испытывал особое почтение к Дионису – богу виноделия, веселья и шумных гуляний.

По инициативе венценосной особы с юга от Акрополя было возведено Святилище Диониса с его статуей внутри. Несколько позднее на этом месте построили более величественный храм. Новая статуя Диониса также находилась в центральном помещении, но теперь она имела больший размер и была изготовлена из слоновой кости с золотой отделкой.

Так как в честь бога виноделия часто устраивались танцы и различные представления, то рядом с храмом установили небольшую танцевальную площадку. С нее и началось строительство древнейшего театра. В изначальном облике театра Диониса преобладали деревянные детали. На его сцене оживали произведения древних творцов, таких как Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Со временем деревянные элементы конструкции стали изнашиваться и их заменили более крепкими – каменными.

Театр пользовался большой популярностью у греков, любивших всевозможные представления и спектакли. Уже через несколько лет подобные действа перестали быть неотделимым элементом религиозной церемонии, а начали развиваться самостоятельно. Теперь театральные выступления подчинялись собственным правилам и превратились в обособленное направление искусства.

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Как проходили театральные действа

Порядок выступлений и действия, имевшие место на театральной сцене, сильно изменились с древних времен. Сегодня спектакли выглядят совершенно по-другому. Много веков тому назад на сцене выступал лишь один актер. В его обязанности входило не столько перевоплощение, сколько повествование о судьбе древнего героя. Реплики артиста сопровождал многоголосый хор. Спустя некоторое время актеров на сцене стало несколько, но их мастерство сводилось к умению быстро сменить маску и говорить другим голосом.

Поведение античной публики было более раскрепощенным. После спектакля зрители могли выразить восхищение или недовольство показанным. Если представление нравилось, то актеры слышали возгласы восхищения и аплодисменты. В противоположной ситуации трибуны разрывались свистом и топотом.

В случае полного провала, зрители не гнушались кидать на сцену камни, такое бывало даже в середине представления. Если актер хотел остаться живым, ему следовало начать следующее выступление и старательнее развлекать зрителей.

Театр Диониса сегодня

Реставрационные работы в театре Диониса сегодня почти окончены. Правительство Греции ежегодно выделяет средства на реконструкцию. Кроме бюджетных вливаний, поступает финансирование от благотворительных организаций.

В процессе восстановительных мероприятий укрепляются стены, восстанавливаются зрительские места и новые ярусы, а также реставрируются декоративные элементы лепнины. Руководство проектом по возрождению театра Диониса осуществляет известный греческий архитектор Константинос Болетис.

На сцене театра Диониса продолжают проводить представления. Днем проходят открытые репетиции, а вечером можно насладиться спектаклем по мотивам древнегреческих мифов. Чтобы получить максимальное удовольствие от процесса, лучше прихватить с собой небольшую подушечку, ведь сидеть придется на тех же каменных скамьях, что и тысячи лет назад.

Театр Диониса

Театр Диониса — легендарный пример античной архитектуры, в стенах которого нашли признание произведения Софокла и других известных драматургов того времени. Является одним из древнейших театров мира и имеет насыщенную событиями и интересными фактами историю.

Театр Диониса (Θέατρο του Διονύσου)

История

История возведения театра Диониса в Акрополе началась с особого почтения к нему правившего в то время императора Писистрата. Именно по его приказу в 4 веке до нашей эры в центре Акрополя возвели статую божества виноделия и веселья — Диониса. Статуя стала частью Святилища, которое изначально представляло собой небольшое деревянное строение для поклонения. Однако первое помещение не могло вместить в себя всех желающих, да и деревянная постройка быстро разрушалась под воздействием природных условий: дождя, сменяющегося палящим зноем. Древесина трескалась и прогнивала. В данном месте проводились праздничные представления, желающих посмотреть на которые было очень много. Приняли решение заменить деревянную постройку каменной, заодно и увеличив ее в размерах. Также была изготовлена из слоновой кости и украшена золотом новая статуя Диониса.

Акрополь со своими античными постройками заметен со многих точек Афин

Изначально представления в этих стенах были приурочены к каким-либо религиозным событиям. Потом их стали устраивать самостоятельно, так как греки были большими любителями всяческих зрелищ. Здесь проводили спектакли по трагедиям Софокла, Эсхила, Аристофана и Еврипида.

Театр Диониса — один из древнейших на планете. Первый ряд сидячих мест предназначался для известных людей того времени, занимавших особое место и в жизни города. Мест в этом ряду насчитывалось 67 штук, и некоторые из них были подписаны именами тех, кому предназначались. На небольшом количестве из тех, что сохранились до наших дней, до сих пор можно разглядеть эти гравировки. Эти кресла изготовили из прочного и очень ценного мрамора.

Театр нередко посещал и сам император. Например, во втором ряду можно увидеть кресло, специально предназначенное для императора Адриана. А еще один правитель, которого звали Нерон, не только любил смотреть представления, но и сам в них участвовал. Однако в народе он получил славу как человек дурного вкуса. Также известен тем, что в свое позволил столице Римской империи сгореть.

Кресло императора расположено в археологической зоне

На данный момент благодаря работе археологов, проводивших раскопки, достоверно известно, что театр Диониса в Акрополе мог вместить одновременно до 17 000 зрителей. По современным меркам эта цифра не так уж велика, но для античности — внушительна. Это строение могло вместить в себя половину населения Афин.

Театр Диониса разделен на две зоны, одна из которых археологическая

Представления проводились как в дневное, так и в вечернее время. Так как крыши не было из-за величины здания, освещение было по большей части естественным. Лишь изредка свет солнца дополняли огнем факелов.

У театра нет собственной крыши, поэтому все представления проходили под естественным освещением

Строение, изначально предназначение которого задумывалось как религиозный объект, стало местом театральных представлений. Однако это не последние изменения, который ему пришлось претерпеть. В 1 веке нашей эры особую популярность приобрели цирковые номера и гладиаторские строения. Появилась необходимость защитить зрителей, занимавших первые ряды. Для этого соорудили заградительный бортик из прочного мрамора, укрепив его железными прутьями. Теперь наблюдающие за сражениями и номерами с животными были защищены от копий и острых клыков.

На сегодняшний день от заграждения остались только куски мрамора

Во 2 веке изменения коснулись внешнего вида сцены. Царствовавший в то время Нерон приказал увеличить ту зону, где располагался хор. Также по его велению передняя часть сцены при помощи лепнины была украшена картинами, изображающими значимые моменты из древнегреческих мифов о Дионисе.

Дионис ассоциируется с защитником всех тех, кого изгнало или не признало общество

Театральные представления ставились два раза в год. Время проведения называлось Дионисиями, делившимися на Малую Дионисию и Большую Дионисию. Первая проводилась в период декабря-января, а вторая — марта-апреля.

Спектакли отличались состязательным характером. До 5 века в мастерстве соревновались только драматурги и хореги, но затем к ним еще присоединились актеры первых ролей, которых называли протагонистами. Позже конкурировать начали и ставившие по одной пьесе авторы комедий.

Сейчас театральные постановки также сохранили дух греческой трагедии

Спектакли были невероятно популярным развлечением у граждан Афин. Даже бедняки не упускали случая посетить театр Диониса и платили за вход из специальной государственной выплаты, называемой феорикон. Все наряжались, и украсив головы венками, устремлялись к стенам театра. Подтверждался факт покупки билета с помощью свинцовых марок. Они распространялись и за пределами Афин. Из-за этого граждане, жаловались, что жители других городов теснят их. Однако любой гражданин мог потребовать предоставить ему место в театре. А чтобы занять лучшие места, люди начинали прибывать с ночи. Утром на входе в театр нередко разворачивались споры и драки.

Спектакль античного времени отличался от постановок в современных театрах. На сцене было малое количество актеров, мог быть даже всего один. Несколько персонажей могли быть показаны одним человеком, а для лучшего понимания каждый персонаж олицетворялся своей маской. Кроме того, актерская игра сводилась к игре голосом и пластичности движений.

Маской греческой трагедии традиционно принято считать эту

На протяжении трех дней зрители наслаждались зрелищем в театре Диониса. Каждый день они видели несколько новых представлений, поэтому за весь праздник они получали множество впечатлений и тем для разговора. По окончании периода представлений судьи выделяли победителя. Одержать триумф на театральном попроще было великой честью для гражданина. Имена победителей увековечивали, а их самих награждали. По окончании Дионисии все возвращались к своим повседневным делам.

Имена победителей увековечивали, а их самих торжественно награждали

Сегодня вокруг Акрополя все еще ведутся раскопки, уже подарившие туристам множество объектов для изучения античного искусства. Основные реставрационные работы в театре лишь недавно были окончены.

Как добраться до театра Диониса

До театра Диониса проще всего добраться на метро. Также из центра нетрудно добраться и пешком, ориентируясь на указатели. Можно доехать и на такси. Однако могут возникнуть трудности из-за перегруженности дорог.

Точный адрес: Mitseon 25, Афины 117 42, Греция

Как добраться от железнодорожного вокзала Larissa:

Метро:по красной ветке метро до станции «Акрополь». Время в пути — менее 10 минут.

Пешком:750 метров. Следуйте на запад в сторону Makrigianni. Поверните налево на Makrigianni, а затем поверните направо на Chatzichristou. Продолжайте движение по Rovertou Galli и поворачивайте налево. Пункт назначения перед вами.

Пешком:около 3-х километров по улице Apostolou Pavlou.

Театр Диониса на карте

Что посмотреть

Рекомендуется посещать театр Диониса летом, в период с середины июня по середину сентября, чтобы попасть на популярный в Греции Афинский фестиваль. В этот период можно заглянуть на театральные и музыкальные концерты, посетить множество интересных выставок и прогуляться по музеям.

В дневное время есть шанс очутиться на открытой репетиции театра Диониса, а вечером — на полноценном представлении труппы по мотивам древнегреческих мифов. Поэтому если хочется посмотреть на античный спектакль, лучше отложить прогулку на вечер.

В утренние часы меньше шансов попасть в длинную очередь из желающих посетить театр Диониса, поэтому чтобы провести в ожидании как можно меньше времени и успеть насладиться красотой места до того, как хлынет толпа туристов, к билетным кассам желательно прибыть уже к 7:30.

Прибыть к кассе театра желательно в раннее время, чтобы не попасть в очередь

Лучше посещать достопримечательность в утреннее или вечернее время, чтобы избежать палящего солнца и зноя. И даже в прохладные часы рекомендуется иметь с собой бутылку воды.

Пока нет представлений можно сделать фотографии или изучить античные предметы

Время работы и стоимость билетов

Сам театр Диониса можно посетить, оплатив единый билет на вход в Акрополь.

Стоимость билетов:

    Льготные категории граждан (школьники, студенты) — 10 евро (

706 руб. ) , но нужно подтверждение в виде студенческого билета;
Остальные — 20 евро (

1 412 руб. ) . Действует такой билет 4 дня.

Чтобы посетить представление, придется доплатить: за сидячее место — 30 евро (

2 118 руб. ) , за стоячее — 20 (

Время работы:

Театр является частью архитектурной зоны Акрополя.

  • Летом вход осуществляется с 8:00 до 19:30;
  • В зимнее время — ежедневно с 8:00 до 15:30.

По понедельникам — с 11:00 до 19:30.

Актеры театра Диониса знамениты во многих странах и играли на сценах популярнейших театров

Интересные факты

  • Театральная жизнь в античные времена имела свои отличительные особенности. В частности, любопытно, что мужские, и женские роли всегда исполнялись мужчинами.
  • Чтобы актеров хорошо было видно с дальних мест, они надевали специальные сандалии на высокой платформе, которые назывались котурнами
  • Во время дионисий жители Афин не работали, а отправлялись посмотреть представление
  • Если зрителям не нравилась постановка, игра актеров или сама пьеса, они тут же могли выразить свое недовольство громкими криками и освистанием, и потребовать сразу же показать другой спектакль.
  • Каждый спектакль на сцене театра показывался лишь однажды, повторный показ был исключением из правил
Панорама театра Диониса в Афинах
Театр Диониса в Афинах на видео

Посещение Акрополя, а вместе с ним и древнего театра Диониса — обязательный пункт плана для туриста в Греции. Античное строение поразит всякого не только своей красотой, но и поможет окунуться в атмосферу истинной античности.

Визитная карточка

Адрес

Mitseon 25, Athina 117 42, Греция

Стоимость

Льготные категории граждан (школьники, студенты) — 10 евро (

706 руб. ) ;
Остальные — 20 евро (

Театральное представление:
Сидячее место — 30 евро (

2 118 руб. ) ;
Стоячее место — 20 (

Время работы

Летом — с 8:00 до 19:30;
В зимнее время — ежедневно с 8:00 до 15:30;
По понедельникам — с 11:00 до 19:30

Театр Диониса

Театр Диониса (Theatre of Dionysus Eleuthereus)

Театр Диониса, расположенный на холме Акрополя – один из древнейших в мире театров. Именно здесь были впервые представлены на суд зрителей труды величайших представителей древнегреческой литературы и драматургии: Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Античный театр Диониса мог вместить более 17 тысяч зрителей, до наших времен дошли 20 рядов из 64.

Сэкономь на путешествии!

Основные моменты

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре – январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте – апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Театр Диониса в Афинах

Если вы входите на территорию Акрополя со стороны южного склона (с пешеходной улицы Дионаса Ариеопага, совсем рядом с метро Акрополи), то первое серьезное сооружение, которое вы увидите, будет знаменитый древнегреческий Театр Диониса. Дионис всегда входил в число самых почитаемых греческих богов, в его честь устраивались ежегодные масштабные гуляния, так называемые Ленейские празднества (или Дионисии). Еще бы греки не любили молодого и красивого бога, ведь именно этот святой является покровителем веселья, театров, вина и оргий. В VI веке до нашей эры с помощью захвата власти правителем Афин стал Писистрат, не только известный тиран, но и большой почитатель бога виноделия. По его приказу в юго-восточной части Акрополя был построен храм в честь любимого божества, а затем и концертная площадка, на которой проходили главные мероприятия фестиваля Диониса. Именно эта небольшая сцена стала «бабушкой» театра, который мы можем видеть в наши дни.

Театр Диониса в Афинах (вид с Акрополя)

Театр Диониса – одна из популярнейших достопримечательностей греческой столицы, сейчас ее посещение включено в стоимость входного билета в Акрополь, а еще пару лет назад, необходимо было заплатить пару евро, чтобы полюбоваться одной из древнейших сцен мира. Нередко театр Диониса путают с другой известной акропольской сценой – одеоном Герода Аттика, и чтобы не запутаться, стоит запомнить, что от первой остались лишь руины, а одеон после реставрации является одной из самых красивых театральных площадок Афин.

Театр Диониса в Акрополе

Изначально считалось, что театр Диониса был построен в VI веке до н.э., но исследования доказали, что предметы, найденные при раскопках, относятся к святилищу Диониса Элевферия. Знаменитые же Дионисии времен Писистрата скорее всего проводились на площади Агора в деревянном театре.

Но в V веке до нашей эры этот деревянный концертный зал был разрушен, а все представления переехали на небольшую сцену рядом с храмом Диониса на юго-восточном склоне Акрополя.

Но и новый театр простоял всего около века, поэтому в IV веке до нашей эры началось строительство той самой сцены, что сохранилась до наших дней. Монументальное сооружение на южном склоне Акрополя появилась в период правления Ликурга Афинского. Как и большинство других театров того времени, он был открытым и состоял из трех основных частей: скена (сцена), орхестра, в которой размещался хор и музыканты, а также расположенный полукругом зрительный зал.

Реконструкция театра Диониса

В римскую эпоху театр подвергся серьезной реставрации, и особенно сильно была переделана сцена. Тем не менее, археологи склонны предполагать, что уже в IV веке до нашей эры театр получил постоянную орхестру, в центре которой располагался алтарь Диониса и трехъярусный зрительный зал более чем на 15000 зрителей. По периметру орхестры располагался специальный желоб, в который стекала дождевая вода. Его, кстати, очень хорошо видно и в наши дни.

Дождевой желоб вдоль орхестры

Зрительный зал представлял собой ступени, разделенные небольшими дорожками (диадзомами) на три уровня, а также радиальными проходами. Всего в театре было 78 рядов и верхние ряды находились практически на вершине склона. Сидения нижнего яруса были сделаны из привозного камня, а вот верхние ярусы просто выдолблены в породе склона. До наших дней сохранилось лишь 13 рядов, вероятнее всего, именно те места, что были сделаны из камня.

Каменные зрительные места первого яруса

Во втором веке до нашей эры для почетных зрителей в зале были установлены мраморные кресла, всего таких тронов насчитывалось 67. На каждом из них подписывалась должность чиновника. Часть из них можно и сейчас увидеть в Акрополе, а часть представляют собой копии, сделанные в эпоху римского правления.

Один из мраморных тронов в театре Диониса

VIP-ложа театра Диониса

Места третьего яруса почти не сохранились

В наши дни вокруг сцены можно увидеть небольшое заграждение, оно также было сделано в эпоху римлян, которые смотрели в театре не только пьесы, но устраивали и гладиаторские бои.

Ограждение сцены появилось в римскую эпоху

Ограждение было вокруг всей сцены

В первом веке до нашей эры, во время осады города Луцием Корнелием Суллой, театр был серьезно поврежден, но его довольно быстро восстановили практически в первозданном виде. В I веке н.э. в театре Диониса была произведена реконструкция сцены, а точнее, построена новая. Она была посвящена не только богу виноделия, но римскому императору Нерону, именно тогда пол в орхестре заменили на мраморный.

Сцена театра Диониса (вид с третьего яруса зрительских мест)

Над зрительным залом ведется реставрация памятника Трасилла, пока закрыта для туристов

Театр периодически украшали и достраивали. Так в III веке нашей эры в передней части сцены появился скульптурный барельеф с изображением Диониса. Барельеф этот скорее всего сохранился от какого-то здания эпохи Адриана, которое было разрушено, а, чтобы оставшееся добро не пропадало, его пустили в дело и украсили им сцену театра.

Сцена театра Диониса

Театр Диониса в Афинах

Несмотря на всю популярность театров, в Византийский период весь комплекс Диониса (театр, храм и прочие постройки) были заброшены. На южном склоне Акрополя появилась церковь и христианское кладбище. Археологические раскопки в театре начались в первой половине XIX века и закончились лишь в конце XX.

Археологические раскопки Театр Диониса в 1872-1874

Театр Диониса в 1895-1905 годах

Театральные представления в Древней Греции всегда были очень популярны, так как изначально вход был свободный, но, чтобы попасть на представление, места приходилось занимать с раннего утра.

Театр Диониса в наши дни

Наша статья была бы неполной, если бы мы не сказали пару слов о том, как же проходили театральные представления в Древней Греции. Это были не поставленные пьесы, к каким мы привыкли сейчас, а театральное состязание, «битва» между авторами. В соревнованиях принимали участие три автора трагедий, каждый из которых должен был поставить три пьесы и одну сатиру на мифологический сюжет (итого получалось 12 постановок среди трагиков), отдельно выступали комики, которые ставили всего по одной пьесе.

Копия статуи Менандра у главного входа в театр. Рядом было еще три статуи – Эсхила, Софокла и Эврипида.

Полезная информация о театре Диониса

Где находится: южный склон Акрополя, рядом с метро Акрополи.

Сколько стоит: вход по билету в Акрополь (€10 – зимой, €20 – летом) или единому комплексному билету (€30).

Часы работы: ежедневно 8:30 -15.00 (ноябрь – март), 8.00-19.30 (апрель – октябрь).

Источники:
http://theplacement.ru/travel-directory/teatr-dionisa/
http://wikiway.com/greece/afiny/teatr-dionisa/
http://poznamka.ru/greece/teatr-dionisa-v-afinah
http://www.tourister.ru/world/europe/italy/city/milano/theatres/2648

Ссылка на основную публикацию