Транспорт в китае

Инфраструктурные вызовы

Китай обладает территорией в 9,6 млн квадратных километров (3-е место в мире) и населением в 1,34 млрд человек (1-е место в мире). Китайская Народная Республика наиболее успешная страна из числа «государств новой индустриализации» и один из мировых лидеров в области инвестиций в инфраструктурные проекты. Распределение инвестиций по разным отраслям инфраструктуры в Китае определяется актуальными задачами, стоящими перед экономикой страны. Галопирующий рост экономики требует эффективной логистической системы, способной обеспечить оперативные и недорогие услуги по транспортировке большого объема как грузовых, так и пассажирских потоков.

Одной из проблем, стоящих перед Китаем, является крайняя неравномерность распределения по территории страны человеческих ресурсов и месторождений полезных ископаемых. Восточные прибрежные провинции Китая обладают высокой плотностью населения и достаточно экономически развиты, однако большинство при­род­ных ресурсов находится в пустынных западных и северных регионах страны

В первую очередь это относится к энергетическому углю, критически важному для энергетики страны

В 2010 году 1,9 млрд тонн угля (59% от национальной добычи) было добыто в провинциях Шаньси, Шэньси и Внутренней Монголии. 30% этого угля было перевезено по железным дорогам к восточным портам и далее — на юг и юго-восток страны.

Несмотря на наличие современных магистралей, в целом железно- и автодорожная система КНР является крайне перегруженной в силу ориентации энергетики на угольную генерацию. Большую часть грузов, перевозимых по железной дороге, составляет энергетический уголь. Перевозка угля по автодорогам уже стала причиной рекордных в мировой практике дорожных заторов — в 2011 году произошел затор протяженностью более 200 км.

Разрыв между благосостоянием восточных и западных провинций Китая привел к огромной сезонной трудовой миграции. Более 159 миллионов жителей западных провинций регулярно отправляются на автобусах и поездах на восток страны на заработки. Пик нагрузки на пассажирский транспорт приходится на китайский Но­вый год, когда сезонные ра­бот­ники отправляются к местам постоянного проживания

Серьезным вызовом для Китая также является обеспечение экономики дешевой и относительно чистой электроэнергией — существующая энергетическая система основана на угле и приводит к загрязнению окружающей среды и логистическому перенапряжению транспортной системы.

Крупнейшие промышленные центры Китая

Топ самых больших промышленных центров Китая:

Гуанчжоу – провинция с развитой легкой промышленностью. Есть заводы и фабрики, которые изготовляют брендовые вещи. 2 раза в год можно посетить Кантонскую ярмарку.
Шанхай. В основном занимаются производством автомобилей, электроники. Развита нефтехимическая промышленность и металлургия, хлопчатобумажная и судостроение. Изготовляют оборудование для электростанций.
Пекин – столица, один из самых развитых промышленных центров. Активней всего развиваются такие отрасли: текстильная и машиностроительная, торговля, нефтехимия, сталелитейное производство, автомобилестроение.
Чунцин – производят стройматериалы, технику для охраны и очистки среды, электротехнику. Развита химическая промышленность, пищевая и легкая, металлургия и машиностроение.
Тяньцзынь – изготовляются приборы для механической промышленности и автомобилестроения

Развита химическая и нефтехимическая промышленность, предлагают качественные стальные изделия.
Хайнань – особое внимание уделяют добыче полезных ископаемых, изготовлению стройматериалов и машиностроению, пищевой промышленности и туризму.
Цзянсу – добывают и обрабатывают мрамор, фосфаты, серу, каменную соль. Особое внимание уделяется нефтяной и химической промышленности, изготовлению стройматериалов.

Водный транспорт и осмотр лучших достопримечательностей Китая

Благодаря системе внутреннего водного транспорта Китая можно осмотреть десятки интересных и красивых мест, побывать в самых удаленных уголках страны, насладиться сотнями достопримечательностей. Что посетить, отправляясь на речную экскурсию?

  • Аллея звезд в Гонконге – набережная, где обязательно стоит сделать фото на фоне залива и небоскребов. Каждый вечер тут устраивают лазерное шоу;
  • Океанский парк – огромная площадка для развлечений и отдыха в кругу семьи, находится в Гонконге. На территории расположены не только бесчисленные аттракционы, но и Музей исчезнувших животных, заповедник и океанариум;
  • Улица Гулоу – расположена в Тяньцзинь в самом сердце старого города. Тут царит особенная атмосфера, с древних времен сохранилась колокольня, театр и арки Цин;
  • Парк на воде в Тяньцзинь – знаменитое место для размеренного отдыха, достаточно арендовать лодку, чтобы провести время на 11 островах и насладиться тишиной. Здесь же расположено крупнейшее в стране колесо обозрения;
  • Сад Юй Юань в Шанхае – самый живописный уголок Китая, настоящая «Венеция» с каналами, необыкновенной архитектурой и десятками старинных зданий;
  • Шанхайский зоопарк – любители природы будут очарованы редчайшими представителями животного мира. Здесь обитают экзотические павлины, панды, перелетные птицы. Они не томятся в клетках, а живут в условиях, приближенных к естественным.

Впрочем, водное путешествие может привести и к другим интересным объектам, небольшим городам, далеким провинциям – туда, где достопримечательностей еще больше, а отдых обещает быть насыщенным и интересным.

Водный транспорт в Китае не пользуется огромным спросом среди туристов, причем совершенно напрасно – удивительные маршруты, обилие достопримечательностей, возможность сэкономить время в пути – достоинств у такого способа передвижения много. По воде удается добраться к наиболее удаленным, затерянным местам страны с красивой природой, которая практически не тронута рукой человека.

Как управляют речным транспортом?

Сегодня страна имеет сложную модель управления внутренним водным транспортом, в которой ответственность распределена между многими учреждениями на национальном и региональных уровнях.

В соответствии с Положением об администрировании водных путей, Министерство транспорта отвечает за планирование водных путей национальной важности, которые включают каналы и реки класса IV и выше (подходят для судов водоизмещением более 500 тонн), важные транспровинциальные транспортные пути. При этом Минтранс децентрализовал ответственность за администрирование и управление основными водными путями национального значения и частично передал их администрациям Янцзы и Жемчужной реки

Также в стране работает Министерство водного хозяйства. Это высший административный орган, ответственный за общее управление и координацию водных ресурсов. Точно так же, как и в случае с Минтрансом, это ведомство делегировало часть рутинных управленческих функций администрациям рек Чанцзян, Хэйлунцзян и Чжуцзян и еще четырех речных бассейнов.

Провинциальные правительства на местном уровне несут ответственность за большинство других водных путей, и за большую часть сети, которой они управляют через провинциальные органы навигации.

При этом функции различных органов и уровней власти координируются и согласуются. Например, технические регламенты для судов и экипажей устанавливаются Министерством транспорта на национальном уровне, но освидетельствование и регистрация судов проводятся провинциальным судоходным органы власти (считается, что между провинциями существует значительное расхождение в соответствии с национальными стандартами, частично из-за попытки некоторых провинций поощрять регистрацию судов в их юрисдикции). Навигационные власти каждой провинции составляют план развития водных путей, находящихся под его контролем, однако он должен быть согласован с национальной политикой планирования водных путей. И наоборот, если водный путь, находящийся в ведении Минтранса и Министерства водного хозяйства, пересекает провинцию, правительство обязано согласовать план его развития с соответствующей провинцией.

Заглавное фото — Getty Images/Bloomberg

Популярный общественный транспорт в Китае

Общественный транспорт в стране очень хорошо развит и является самым бюджетным в мире. Это метро, такси, автобусы. До сих пор популярны велорикши, но поездка на таком экзотическом виде транспорта в Китае может стоить достаточно дорого. Итак, какие самые популярные виды общественного транспорта в стране?

1. Водный транспорт, услуги которого очень востребованы в стране, но распространены в основном в прибрежных районах. До некоторых островов добраться можно только с помощью лодки. Имеется и паромная переправа, которая экономит время и силы, которые были бы затрачены на преодоление расстояния наземным видом транспорта.

Самый популярный речной круиз – вдоль реки Янцзы. Есть рейсы внутреннего водного транспорта.

Целый флот из различных судов имеется в Гонконге.

Билеты на паром или речной круиз можно купить в паромных терминалах, а также в туристических агентствах.

2. Автостопом передвигаться, как и в любой другой стране, не совсем безопасно. Не следует садиться к подозрительным водителям, или путешествовать в одиночку.

Здесь редко подвозят бесплатно, поэтому прежде чем сесть в машину, следует урегулировать вопрос цены.

Положительной стороной такого путешествия является то, что можно добраться в любую точку страны и тесно пообщаться с местными жителями.

3. Трамваи и автобусы – одно из самых лучших и безопасных способов передвижения по стране. Если спросить у граждан Китая: «Как добраться на общественном транспорте в город или другой населенный пункт?», то они однозначно ответят: «На автобусе». Существует огромное количество маршрутов, строят новые автострады, качество дорог все время растет, автобусы очень часто движутся быстрее, чем поезда, и билеты на них несколько дешевле. Двигаясь по маршруту, автобусы останавливаются в небольших населенных пунктах, поэтому есть возможность прогуляться по местности и посетить удивительные места страны.

Удобнее передвигаться с помощью автобуса между небольшими городами, кроме того они очень комфортные и удобные, оборудованы телевизором и туалетом.

Автобусы – это самые распространенные средства передвижения по городам. Проблема только в том, что они всегда переполнены пассажирами. Расписание маршрутов на остановках написано только на государственном языке, поэтому у многих туристов возникают сложности с ориентированием. В крупных мегаполисах есть услуга частных микроавтобусов, которые следуют по тем же маршрутам, что и общественные, но они более комфортные и стоят немного дороже.

4. Автомобили и мотоциклы — китайцы очень любят эти виды транспорта, но редко ими пользуются в рабочие дни. Причина тому — пробки, которые особенно крупные в больших городах.

5. Китайские поезда – самый популярный вид общественного транспорта, он лидер в скорости и комфортности поездок, высокий показатель и безопасности. Они пунктуальны и всегда движутся по маршруту.

Билеты на поезда продаются только в одну сторону, купить их можно только за наличные. В день поездки купить билет достаточно проблематично, поэтому следует планировать это заранее. В крупных городах следует бронировать билеты за 3-5 дней до поездки.

6. Велосипеды — распространенный вид передвижения по городам Китая, учитывая высокое качество дорог, передвижение на велосипеде — одно удовольствие и огромное количество преимуществ. Но в стране достаточно трудно найти защитные шлемы. На основных дорогах страны и автомагистралях передвижение на велосипедах запрещено.

В стране легко арендовать этот вид транспорта, в отелях, велоцентрах, туристических центрах предлагают такие услуги. Стоимость проката не высокая, но везде необходимо внести еще залог.

Водные магистрали страны

Имея многовековую историю, водный транспорт Китая пережил в последние годы второе рождение. Сейчас страна располагает 2000 портов больших и малых, в 130 из которых постоянно заходят корабли иностранных государств. Суммарный годовой грузооборот поднебесной подходит к 3000 миллионам тонн. Более трети мировых водных перевозок выпадает на долю Китая, его торговый флот, насчитывающий несколько тысяч судов.

Протяженность внутренних водных магистралей (реки, озера, каналы) составляет 140 тысяч километров. Кроме грузовых и обычных пассажирских перевозок по внутренним водным артериям курсирует большое количество туристических больших и малых теплоходов.

Туристические маршруты по рекам Китая

Так на известных маршрутах по ущельям реки Янцзы постоянно присутствуют свыше 50 роскошных туристических лайнеров. Развитие туризм – одна из приоритетных программ китайского правительства.

История

Китай посреди крупной модернизации его транспортной инфраструктуры. До недавнего времени экономика Китая смогла продолжить расти несмотря на дефициты в развитии инфраструктуры. Это больше не имеет место, и правительство понимает, что, чтобы сохранять экономику продвижением, им нужна эффективная система в месте, чтобы переместить товары и людей по всей стране. Согласно статистике Всемирного банка, товары проиграли из-за бедной или устаревшей транспортной инфраструктуры, составившей к одному проценту ВВП Китая уже актуальнейший обзор (середина 1990-х). Логистические затраты составляют 20% цены продукта в Китае, по сравнению с 10% в Соединенных Штатах и 5% в других развитых странах.

Порты улучшаются для большего использования водных путей Китая, и аэропорты улучшаются по всей стране. Связанные отрасли промышленности, такие как строительное оборудование, разработка, контейнерная безопасность, и электроника и устройства безопасности также выросли быстро.

Гражданская авиация

В 1987 система гражданской авиации Китая управлялась Управлением общим имуществом Гражданской авиации Китая (CAAC). К 1987 у Китая было больше чем 229 000 километров внутренних авиалиний и больше чем 94 000 километров международных авиалиний. За предыдущий год эти больше чем 9 миллионов пассажиров и 102 000 тонн грузового движения представляли 40-процентный рост. Воздушный флот состоял приблизительно из 175 самолетов и турбовинтовых транспортных средств меньшего размера. У CAAC было 274 авиалинии, включая 33 международных рейса в 28 городах в 23 странах, таких как Токио, Осака, Нагасаки, Нью-Йорк, Сан-Франциско, Лос-Анджелес, Лондон, Париж, Франкфурт, Восточный Берлин, Цюрих, Москва, Стамбул, Манила, Бангкок, Сингапур, Сидней и Гонконг. Почти 200 внутренних авиалиний соединили такие крупнейшие города как Пекин, Шанхай, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Ханчжоу, Куньмин, Чэнду, и Сиань, а также много меньших городов. У правительства были двусторонние соглашения о воздушном сообщении больше чем с 40 странами и рабочие отношения приблизительно с 386 иностранными авиакомпаниями. CAAC также обеспечил воздушное сообщение для сельского хозяйства, лесоводства, коммуникаций и научного исследования.

Штат CAAC был оценен в приблизительно 50 000 в 1980-х. Администрация управляла тремя учебными колледжами, чтобы обучить будущий персонал авиакомпании. В попытке улучшить услуги CAAC, больше касс было открыто в крупнейших городах для внутренних и внешних полетов.

В середине 1980-х региональные авиакомпании начали операции под общей эгидой CAAC. Авиакомпании Ухани, которыми управляет Ухань муниципальные власти, начали намеченные пассажирские рейсы в Хубэй, Хунань, Гуандун и области Сычуани в мае 1986. Xizang также запланировал создать свою собственную авиакомпанию, чтобы полететь в Катманду и Гонконг.

В 1980-х центральное правительство увеличило свои инвестиции в строительство аэропорта и некоторые местные органы власти, также предоставленные специальные фонды для таких проектов. Аэропорт Лхасы в Xizang, Аэропорт Цзямусы в Хэйлунцзяне, и аэропорт Каши и аэропорты Yining в Синьцзяне были расширены, и новые аэропорты находились в процессе строительства в Сиане, Лояне и Шэньчжэне. Инвестиции ¥500 миллионов были запланированы расширение взлетно-посадочных полос и строительство новых терминалов и других средств аэропорта. В 1986 у Китая было больше чем девяносто гражданских аэропортов, из которых восемь мог приспособить Boeing 747 s, и тридцать два мог приспособить Boeing 737 s и Трайденты.

12-й пятилетний план

Развитие транспортно-логистического сектора экономики является одним из приоритетов двенадцатого пятилетнего плана развития экономики страны. Задачи, поставленные в 12-м плане, будут иметь влияние на транспортный сектор Китая в нескольких направлениях:

Курс на переход от экспортной ориентации к ориентации на внутреннее потребление приведет к смягчению нагрузки на экспортные транспортные терминалы в восточных провинциях, однако увеличит нагрузку на внутреннюю транспортную сеть.

Обозначенные цели по снижению выбросов СО2 и защите окружающей среды будут влиять на инвестиционную политику транспортных компаний. Развитие более экологически чистых железнодорожных и водных транспортных путей станет одним из способов решения экологических проблем и позволит ограничить экспоненциальный рост нагрузки на автодорожную сеть.

Переход к более высокотехнологичной и ориентированной на услуги экономике поставит серьезные задачи перед автодорожной и логистической инфраструктурой. Ключевым средством решения проблем инфраструктуры станут развитие ИТ-техноло­гий, технологий управления и более сложные и интегрированные логисти­ческие решения.

Ключевые цели пятилетнего плана:

  • Длина автострадной сети должна достигнуть 83 000 километров.
  • Длина высокоскоростных магистралей должна достигнуть 45 000 километров.
  • Общее число аэропортов должно увеличиться с 175 до 220.
  • Использование неископаемых энергетических ресурсов должно возрасти на 11,4%.
  • Использования энергии на единицу ВВП должно сократиться на 16%.
  • Выбросы СО2 на единицу ВВП должны сократиться на 17%.

Среди ключевых инфраструктурных проектов Китая следует упомянуть:

  • Развитие шанхайского коммерческого и транспортного хаба. Международный аэропорт Хунцяо вместе с прилегающей к нему сетью высокоскоростных дорог будет обслуживать 75 миллионов человек.
  • Железнодорожное соединение со странами Юго-Восточной Азии. Сеть новых линий свяжет КНР с Таиландом, Мьянмой, Вьетнамом, Лаосом и Камбоджи. Расширение железнодорожной сети увеличит ки­тайское экономическое влияние и позволит использовать ресурсы морских портов стран ЮВА.
  • Расширение железнодорожной сети в западных регионах страны.
  • Развитие городского транспорта. В настоящее время в Китае развивается 27 программ строительства метрополитена.
  • На этапе строительства находится 82 новых аэропортов и производится модернизация 100 существующих.
  • Расширение местных автодорог позволит соединить сетью автострад все города с населением свыше 200 тыс. человек.

Наиболее масштабными инфраструктурными проектами являются программа развития высокоскоростных магистралей и программа модернизации энергетики. Остановимся подробно на программе развития высокоскоростных магистралей как приоритетной для изменения экономики КНР.

Растения: пашни и поля

Какая культура в Китае популярнее всего? Любой человек сможет ответить на этот вопрос. В Поднебесной рис – всему голова. Его там любят и ценят так же, как злаковые культуры ценят во всем мире.

Самую большую долю пашен занимают в Китае следующие посадки:

  • Чай;
  • Рис;
  • Зерновые;
  • Кукуруза;
  • Картофель;
  • Бобы;
  • И многое другое.

Благодаря разнообразию климатических зон Китай может позволить себе выращивание максимального многообразия пищевых, технических и лекарственных культур. Сахарная свекла, тростник и хлопок – это яркие представители растений, используемых для дальнейшего технического производства.

Еще в Поднебесной успешно собирают урожаи многих фруктов и овощей. Культивируют сою и даже арахис. Страна богата черноземом и землями с иным почвенным составом, поэтому каждому растению на полях Китая обязательно найдется свое место.

«Китайский подход» к транспортному вопросу

Сегодня железнодорожный транспорт Китая – это один из самых популярных и удобных вариантов для поездок по стране. Не удивительно, что КНР является мировым лидером по ж/д пассажирским перевозкам и занимает второе место (после США) по протяженности линий. При этом электрификация существующих линий и строительство новых активно продолжается.

Нельзя не отметить современный облик местной «стальной магистрали»: комфортные вокзалы с привлекательной архитектурой, качественный сервис, высокоскоростные поезда. Железные дороги покрыли все территорию Поднебесной, за исключением специального административного района Макао.

История китайской чугунки насчитывает уже почти 150 лет

Правда, наряду с передовыми технологиями здесь можно увидеть и откровенную архаику. К примеру, тепловозы и паровозы, курсирующие по китайским узкоколейкам. Они настолько необычны и потому интересны западным лаоваям, что зачастую становятся главными объектами туристических поездок на север страны, где сосредоточены основные паровозные ареалы.

И все же есть в этой отрасли определенные «недоработки». Во-первых, это явная неравномерность железнодорожной сети. На востоке и в центре КНР она хорошо развита, чего нельзя сказать о сообщении в северной и западной частях страны: «чугунное» обслуживание особых экономических зон и морских портов оставляет желать лучшего. Во-вторых, плохая связь железнодорожного Китая с соседними странами. Да и отсутствие пригородных поездов вызывает серьезные неудобства.

Морская отгрузка

В течение начала 1960-х у торгового флота Китая было меньше чем тридцать судов. К 1970-м и 1980-м, значительно увеличились морские судоходные возможности. В 1985 Китай установил одиннадцать судоходных офисов и совместно управлял судоходными компаниями в зарубежных странах. В 1986 Китай занял место девятый в отгрузке мира больше чем с 600 судами и полным тоннажем 16 миллионов, включая современный шариковый аппликатор и суда спада, контейнеровозы, крупные сухогрузы, суда холодильника, нефтяные танкеры и многоцелевые суда. Флот зашел больше чем в 400 портов больше чем в 100 странах.

Флот контейнеровозов также расширялся быстро. В 1984 у Китая было только пятнадцать контейнеровозов. Еще семь были добавлены в 1985, и еще двадцать два были на заказе. К началу 1980-х китайские верфи начали производить большое количество судов для их собственного морского флота. Китай, Отправляющий Инспекционное Бюро, стал членом Властей Суэцкого канала в 1984, уполномочив Китай подписать и выпустить свидетельства мореходных качеств для судов на Суэцком канале и подтвердив хорошую репутацию и зрелость ее судостроительной промышленности. В 1986 у Китая было 523 верфи различных размеров, 160 специализированных фабрик, 540 000 сотрудников и больше чем 80 научно-исследовательских институтов. У главного судостроения и восстанавливающих баз в Шанхае, Даляне, Тяньцзине, Гуанчжоу и Ухани было 14 мест для судов с 10,000 классами тонны и 13 доков.

Несоответствие средств порта и гавани было давней проблемой для Китая, но стало более серьезным препятствием из-за увеличенной внешней торговли. Начав в 1970-х, власти уделили первостепенное значение строительству порта. С 1972 до 1982 движение порта увеличилось в шесть раз, в основном из-за бума внешней торговли. Неустойчивость между спросом и предложением продолжала расти. Бедное управление и ограниченные портовые сооружения создали такие резервные копии, что к 1985 среднее число 400 — 500 судов ждало, чтобы войти в крупнейшие китайские порты в любой данный день. Задержка в июле 1985 больше чем 500 судов, например, вызвала огромные потери. Все крупнейшие порты Китая подвергаются некоторому строительству. К экономическому развитию скорости Седьмой Пятилетний План призвал к строительству к 1990 200 новых мест — 120 глубоководных мест для судов выше 10 000 тонн и 80 мест среднего размера для судов ниже 10 000 тонн — доведение общего количества мест к 1 200. Крупнейшие портовые сооружения были развиты все время по побережью Китая.

Другие железнодорожные «фишки» Китая

Интересной особенностью крупных ж/д вокзалов является порядок пропуска по схеме аэропорта: пассажиры проходят на платформу только после прибытия состава. Кроме того, здесь предусмотрен многоступенчатый контроль – проверка билета при входе на перрон (здесь возможен досмотр багажа), в поезд, в поезде после посадки и даже перед выходом.

Строительство высокоскоростных линий является приоритетным направлением

Нумерация поездов здесь такая же, как в России. Каждый состав имеет четный и нечетный номер: №1 – из Пекина в Шанхай, №2 – из Шанхая в Пекин. Определить, к какой категории относится состав: обычный, скорый и экспресс – можно по номеру. Чем он меньше, тем больше скорость.

Еще одна особенность, о которой знает далеко не каждый чужестранец, это формат времени на китайской «железке». Страна, чья территория простирается в зоне четырех часовых поясов, обеспечила единство железнодорожных расписаний, приняв за основу общее «пекинское время». Необычно для нас, но удобно и привычно для китайцев.

Отдельным видом ж/д транспорта в Поднебесной являются высокоскоростные поезда. Эту сеть можно без преувеличения назвать самым грандиозным инфраструктурным железнодорожным проектом Китая. Она охватила значительную часть страны и уже является крупнейшей в мире (более 3500 км.).

Протяженность и возможности китайских железных дорог постоянно увеличиваются

В дальнейшем планируется обеспечить «полное покрытие» всей китайской территории скоростными линиями. Более подробно о таких поездках по Китаю на высоких скоростях мы расскажем в одной из следующих публикаций.

Городской общественный транспорт

Метро 

В большинстве крупных городов Китая есть система метро, которая является дешевой, быстрой и простой в навигации. Все четко обозначено на английском и китайском языках. Билеты можно купить в специальных терминалах установленных на станциях метро. Стоимость билета обычно составляет 2-10 юаней (20~100 рублей), в зависимости от того сколько станции вам необходимо проехать.

Такси в Китае

Такси дешевы и многочисленны в Китае, и обычно это такси различных цветов (зависит от города) автомобили. Все такси в стране официальные, частный извоз запрещен. На лобовом стекле у такси имеется световой индикатор, если такси свободно — индикатор светится зеленым, если в такси есть пассажиры — красным.

В такси принято платить наличными или с помощью QR-кода, но варианты оплаты онлайн недоступны для туристов (с недавнего времени в Китае появилась возможность платить с помощью онлайн кошелька для туристов: Кошелек Алипэй для туристов). Стоимость такси в Китае рассчитывается по таксометру, и обычно составляет 2,5 юаня/километр (~25 рублей), в небольших городах стоимость ниже. Посадка в такси стоит 5-15 юаней (50-150 рублей), и в нее включено 2 километра пути. Если вы едете из аэропорта, к сумме может прибавится стоимость скоростной дороги, она оплачивается дополнительно к цене на таксометре.

Такси, как известно, трудно поймать в часы пик: утром с 8 до 9, и вечером с 18 до 20 часов. Так называемые «частники» являются незаконными, не советуем вам пользоваться их услугами, так как цены у них выше, и в конце поездки сумма может значительно вырасти.
DiDi, китайская версия Uber, чрезвычайно удобна и немного дешевле, чем обычные такси. Существует англоязычная версия приложения, и вы можете оплатить онлайн с помощью карты виза или mastercard. Советуем вам установить его до прибытия в Китай.

Основные отрасли китайской промышленности

К самым востребованным и перспективным отраслям относят:

Машиностроение

Особенности машиностроительной отрасли:

  • Cамые большие предприятия расположены в портовых городах или недалеко от них. Также могут быть территориально привязаны к базам сырья.
  • Если интересуют базы, которые специализируются на судостроении, то самые большие из них находятся в Циндао, Даляне, Шанхае, Ухане.
  • Центры, которые занимаются изготовлением и сборкой авто: Гирин, Хубэй, Шанхай, Пекин. В год оборот производства более 20 млн. дол.
  • В Китае есть судостроительная компания, которая принадлежит государству. В её состав входят 30 исследовательских центров, 66 заводов, 20 верфей.
  • Не только в сфере машиностроения, но и в большинстве отраслей в Китае нанимают дешевую рабочую силу. При этом объемы производства громадные.
  • Много производят авиатранспорта для пассажиров и техники для космоса. Очень популярны среди производителей пилотируемые и беспилотные ракеты. В плане производства такой техники Китай занимает вторую позицию в мире после РФ.
  • Занимаются производством высокотехнологичных станков. На экспорт каждый год они отправляют их около 1 млн.

Химическая промышленность

В этой сфере китайцы работают над расширением внутреннего рынка. Проводится работа над сотрудничеством и привлечением иностранных корпораций.

Основное внимание при производстве товаров уделяется химии органичного происхождения и основной химии. Производят пластмассу, азотные и фосфатные минеральные удобрения, синтетические смолы, волокна

Текстильная промышленность

Эта отрасль также одна из развитых в Китае и ежегодно ВВП товаров текстильной промышленности составляет около 12-14% от общего в стране. Продажа текстильной продукции китайского происхождения занимает первенство и на мировом рынке.

Организация текстильной промышленности в Китае имеет и несколько препятствий, которые могут повлиять на её потенциальный рост.

  • Заметно начала расти цена на сырье для производства текстиля (дороже почти в 2 раза стал хлопок, ПЭТ).
  • Недостаток рабочей силы, а также то, что владельцы фирм обязаны заключить трудовой договор с каждым своим сотрудником с указанием ставки заработной платы, длительность рабочего дня и другие условия работы. Должны быть прописаны и ситуации для увольнения.
  • Скачки валютного курса.

Легкая промышленность

К самым развитым отраслям легкой промышленности в Китае относят текстильную и пищевую. Первая в основном базируется на производстве конопли, льна и шерсти (северная часть страны), на юге изготовляют в основном джут и шелк. По продаже х/б тканей и одежды Китай занимает первенство в мире, но нужно учитывать, что не редкость – производство подделок и контрафактов брендовых товаров.

Тяжелая промышленность

Эта отрасль развивается стремительными темпами и занимает 50% всего ВВП страны, в то время как с/х только 26%. Первенство занимают энергетика, электротехника, машиностроение, металлургия и военно-промышленная сфера.

Толчок развитию тяжелой промышленности дали иностранные инвестиции и особые условия производства: есть таможенные льготы, налоговые каникулы, упрощенные правила для работы иностранных граждан и другие. Власти утверждают, что самыми перспективными сферами являются, добыча нефти и газа и их переработка.

Обрабатывающая промышленность

Нефтепереработка и металлургия – две самые активно развивающиеся отрасли обрабатывающей промышленности. Самые большие и развитые центры находятся в таких городах, как Цайдам, Даган, Юймэнь, Шаньдун, Хэйлунцзян. В последнее время стало актуальным расположение центров обрабатывающей отрасли в слаборазвитых регионах.

Что касается металлургии, то в 2016 году Китай занял первенство в мире по производству стали. За последние 10 лет производство первичной стали в Китае выросло почти в 2 раза – с 495 млн. тонн. до 832 млн. тонн.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий