Транспорт великобритании

1923—1947: Большая Четверка

1 января 1923 года практически все железнодорожные компании были в «большую четверку»: Great Western Railway, London and North Eastern Railway, London, Midland and Scottish Railway и Southern Railway. Несколько совместных линий, к тому времени уже работавших под общим управлением крупных компаний, не были включены в новые объединенные компании. Компании большой четверки являлись акционерными и управляли железнодорожной системой Великобритании до 31 декабря 1947 года.

Скоростной LNER Class A4 1930-х годов давал скоростную альтернативу автомобильному транспорту.

Конкуренция со стороны автомобильного транспорта в 1920-х — 1930-х годах существенно снизила доходы железных дорог, и это при том, что потребность в поддержке и обновлении сети ещё никогда не была столь высока, поскольку в военное десятилетие практически никаких инвестиций не осуществлялось. Железнодорожные компании обвиняли правительство в покровительстве автомобильным перевозкам, т.к. шоссе строились на деньги налогоплательщиков, и при этом антимонопольное законодательство ограничивало размер железнодорожных тарифов. В ответ правительство выпустило несколько исследований без конкретных выводов. В 1933 году наконец было принято решение о прямом налогообложении дорожного транспорта для финансировании строительства дорог, увеличении транспортного налога и акцизов на топливо. Также исследование, ставшее основой этих решений, отмечало, что многие малые ветки никогда не смогут конкурировать наравне с автомобильным транспортом. Несмотря на то, что эти изменения помогли спасти железные дороги, начался период постепенного упадка железнодорожного транспорта из-за нехватки инвестирования и изменений в транспортной политике и стиле жизни.

В ходе Второй мировой войны управленческие команды компаний объединили свои усилия, де-факто сформировав единую компанию. Помощь стране в войне наложило сильной отпечаток на ресурсы железных дорог и сформировало большую потребность в новых инвестициях. После 1945 года по практическим и идеологическим причинам правительство приняло решение перевести железнодорожный транспорт в государственный сектор экономики.

1969

Елизавета II торжественно открывает «Викторию»

Рисунок линий лондонского метро в центре города в основном сложился к 1907 году, когда одна за другой открылись нынешние линии Piccadilly, Northern и Bakerloo. Следующей линии пришлось ждать больше полувека. Ее начали планировать уже во время Второй мировой, но из-за экономических трудностей процесс затянулся на двадцать лет. Перебрав несколько возможных названий, руководители метро сделали выбор в пользу главной на тот момент английской королевы. Victoria Line была торжественно открыта 7 марта 1969 года, причем в кабине машиниста находилась прапраправнучка Виктории – Елизавета II. Тяжелая финансовая ситуация не предполагала серьезных вложений во внешний и внутренний вид шестнадцати станций Victoria Line, но кое-что интересное в каждой из них есть. Это керамическое панно, более или менее хулигански обыгрывающее название станции или ее расположение.


Крест из корон на станции «Кингс-Кросс Сент-Панкрас»

Лизинг[править | править код]

Локомотив British Rail Class 47, Верджиния-Уотер, апрель 2004.

Поезд Virgin Pendolino.

Во время приватизации подвижной состав British Rail продавался либо напрямую новым операторам, как в случаях с грузовыми компаниями, или трем компаниям операторам подвижного состава (rolling stock operating companies, ROSCO), который сдаются в лизинг или аренду пассажирским и грузовым операторам. Лизинг часто встречается во всех транспортных областях, поскольку позволяет операторам избегать сложностей с поиском необходимого капитала единовременно, вместо этого актив оплачивается постепенно с текущих доходов. С 1994 года наблюдался рост небольших арендных компаний, сдающих подвижной состав по краткосрочным контрактам. Многие из них появились благодаря большим распродажам локомотивов крупными грузовыми операторами.

В отличие от остальных крупных игроков приватизированных железных дорог Великобритании, компании ROSCO не подлежат жесткому контролю со стороны государства. Предполагался самоконтроль за счет конкуренции, которая существует, но не во всех аспектах.

Разногласияправить | править код

С момента приватизации ROSCO подвергались критики с разных сторон, включая пассажирские операторские компании, такие как Great North Eastern Railway, Arriva и First Group, которые обвиняют лизингодателей в олигополии для удержания лизинговых цен выше, чем они были бы на более конкурентном рынке. В 1998 году вице-премьер Джон Прескотт попросил железнодорожного регулятора провести расследование деятельности на этом рынке и дать рекомендации по улучшению конкуренции. Многие в то время верили, что Прескотт поддерживал более плотный контроль компаний ROSCO, возможно переведя их на контроль за контрактами, то есть необходимость согласования каждого лизингового договора до его вступления в силу. Однако рекомендации давали более мягкие требования к компаниям с рекомендацией придерживаться определённого кодекса взаимоотношений. Тем не менее в течение 5 лет после принятия этих практик не поступило ни одной жалобы на лизинговые компании.

Речной вид транспорта

На территории Европы очень хорошо развит речной транспорт, который имеет колоссальное значение для грузовых перевозок. Речные пути имеют два направления:

  • широтное (реки Дунай, Темза);
  • меридианное (реки Рона, Рейн).

Самой главной водной артерией, пронизывающей большую часть Европы, является Рейн, по которому ежегодно перевозят до 300 млн. тонн всевозможных грузов. Переоценить транспортное значение этой реки трудно, ведь именно благодаря ей стало возможным осуществлять грузоперевозки, которые невозможно провести по сухопутной транспортной сети.

Самым крупным европейским речным портом является Дуйсбург, расположенный на территории Рурской области. Через него перевозят большое количество различных товаров.

Рис. 3. Речной порт Дуйсбург – самый крупный в Европе.

Грузовые перевозки

Freightliner British Rail Class 66 перевозит уголь в Честерфилде, Дербишир.

В Великобритании работает четыре основных грузовых оператора, крупнейшая из которых — DB Schenker (ранее носила название English, Welsh and Scottish Railway. Также существует несколько небольших независимых грузовых операторов. Среди основных перевозимых грузов — контейнерные перевозки, уголь, металлы, нефть и строительные материалы. Грузовые перевозки постоянно падают с 1950-х, хотя «Десятилетний Транспортный План» Министерства Транспорта ставит своей целью увеличить грузоперевозки железными дорогами на 80 % относительно 2000-1 года.

В — финансовый год было перевезено 87 миллионов тонн при 138 миллионах в -7, упав на 37 % или 18,7 миллиардов тонн-километров против 16,6 млрд в 1986-7, рост на 13 %. На 2011 года железнодорожный транспорт занимал 11,5 % наземного грузового транспорта Великобритании.

Символической потерей для железнодорожных перевозок Британии стал отказ Royal Mail, которая с 2004 года перестала использовать свои 49 поездов для перевозок и перевод всех доставок на автомобильный транспорт после почти 170 лет использования железнодорожных перевозок. Почтовые поезда долгое время были неотъемлемой частью железных дорог Великобритании, отмеченный фильмом «Night Mail», для которого Уистен Хью Оден написал стихотворение с тем же названием. Однако несмотря на отмену в январе , в декабре того же года было принято решение о возрождении почтовых вагонов и теперь British Rail Class 325 теперь используется на некоторых маршрутах, в том числе между Лондоном, Уоррингтоном и Шотландией.

С 1995 года рост грузоперевозок стал расти высокими темпами, благодаря возросшей надежности и экономичности железных дорог.

Внешнеэкономические связи

26.04.2013
  Без рубрики

 

Экспорт капитала — одна из важнейших форм внешнеэкономических связей для Великобритании. По объему заграничных прямых инвестиций страна занимает третье место в мире после США и Японии, при этом прибыли от вывоза капитала в два раза превышают товарный экспорт.Основные сферы вложения английского капитала за границей – обрабатывающая промышленность (более 50% инвестиций), нефтяное хозяйство (более 20%), банковское и страховое дело. В последние годы активизировалось приобретение недвижимости за рубежом, в частности во Франции. В 2003 г. иностранцы, преимущественно англичане, вложили во французскую недвижимость 10,3 млрд. долл. (15% сделок по покупке домов вне крупных городов).Великобритания сама ныне стала объектом приложения иностранного капитала, главным образом монополий США, западноевропейских стран, при быстром увеличении доли Японии. Капитал вкладывается в наиболее передовые отрасли промышленности и нефтедобычу. Почти 40% прямых иностранных инвестиций контролируется американскими корпорациями.

Торговля в последние годы развивается быстрее, чем экономика в целом. В 2001 г. доля оптовой и розничной торговли в ВВП составляла 12,2%. В стране имеется 107 предприятий оптовой торговли, в которых заняты 1,18 млн. чел. Число предприятий розничной торговли превышает 192 тыс. В них работает 2,87 млн. чел. (11% всех занятых в стране). Наиболее высоким темпом растёт оборот крупных торговых фирм, обладающих широкой сетью магазинов и супермаркетов. Увеличивается значение торговли, при которой заказы делаются по почте и через Интернет.

Роль внешней торговли в экономике страны велика: она экспортирует около 1/4 производимой продукции.

В структуре импорта резко сократилась доля продовольствия и сырья (за счет роста самообеспеченности продовольствием, снижения материалоемкости продукции, уменьшения ввоза нефти и т. д.), тогда как доля готовых изделий возросла в четыре раза, почти до 80% (вследствие как углубления специализации в мировой экономике, так и снижения конкурентоспособности ряда британских товаров).По традиции основную часть британского экспорта составляет продукция обрабатывающей промышленности (примерно 40% всего экспорта – это продукция машиностроения включая автоматические станки, авиадвигатели, транспортные средства, приборы), а также химические товары. Одно из важнейших изменений в экспортной специализации Великобритании – ее превращение из экспортера угля в нетто-экспортера нефти. Страна дает около 1/5 мирового экспорта алкогольных напитков (главным образом – шотландское виски).Примерно 80% всего британского экспорта капитала направляется в страны с развитой экономикой, преимущественно в Германию и Францию. В то же время объем экономических связей Великобритании со странами третьего мира (внешняя торговля и экспорт капитала) составляет относительно большую величину.

Крупнейшие торговые партнеры Великобритании: ФРГ, США, Франция, Нидерланды. На долю стран ЕС приходится более 50% британского экспорта и импорта. Великобритания входит в пятерку крупнейших партнеров России (товарооборот между обеими сторонами в 2005 г. составил 9,27 млрд. ф. ст.). По показателю накопленных иностранных инвестиций в экономику России в 2004 г. она занимает 5-е место после Нидерландов, Люксембурга, Кипра и Германии.

В 2004 г. импорт составил 439,4 млрд. дол. Основные статьи импорта промышленные товары, машинное оборудование, разные виды топлива, продовольствие. Крупнейшие партнеры по импорту — Германия (13,5%), США (10,2%), Франция (8,1%), Нидерланды (6,3%), Италия (4,7%) — 2003 г.

Местные метрополитены и другие железнодорожные виды транспорта

Лондонский метрополитен.

Несколько городов Великобритании имеют системы скоростного железнодорожного общественного транспорта. Подземный метрополитен используется в Лондоне и Глазго. Легкорельсовые системы с небольшими подземными участками есть в Ньюкасле (метрополитен Тайна и Уира) и на востоке Лондона (Доклендское лёгкое метро). Легкорельсовый транспорт в , , Манчестере, Кройдоне и используют пути, проложенные по улицам в центрах городов и, где возможно, обычные неиспользуемые железнодорожные пути в пригородах. Единственный традиционный трамвай Великобритании расположен в Блэкпуле. Также существует несколько монорельсов, исторических трамваев, миниатюрных железных дорог и фуникулёров. Кроме того, в Британии довольно распространены исторические железные дороги (в основном паровые) с европейской и узкой колеёй, а также несколько промышленных железных дорог. Некоторые исторические железные дороги считают себя часть системы общественного транспорта, например железная дорога Хус — Дангнесс в Кенте регулярно возит школьников.

Большинство крупных городов страны имеют пригородное железнодорожное сообщение, среди них Белфаст, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Эдинбург, Глазго, Лидс, Ливерпуль, Лондон, Манчестер и Шеффилд.

Воздушный транспорт

British Airways — ведущая международная авиакомпания Великобритании. Она выполняет рейсы в Москву, Санкт-Петербург и Екатеринбург. «Аэрофлот» летает в Лондон из Москвы и Санкт-Петербурга, British Midland Airways Limited (BMI) и «Трансаэро» — только из Москвы. Попасть в британскую столицу можно также с пересадкой в европейских городах — Будапеште, Копенгагене, Праге и Франкфурте. В Эдинбург нет прямых регулярных рейсов из России. Добраться можно с пересадкой в Европе — через Амстердам, Лондон или Франкфурт с помощью авиакомпаний KLM, British Airways, BMI или Lufthansa.

В Великобритании около 450 гражданских аэропортов. Международные рейсы принимаются лондонскими аэропортами Хитроу (32 км от Лондона) и Гатвик (46 км). В последние годы всё больше перевозок из континентальной Европы осуществляется через аэропорты Станстед (48 км от Лондона) и Лондон-Сити (14,5 км). Трансфер в центр столицы на поезде «Хитроу-Экспресс» обойдется в 14, а на «Гатвик-Экспресс» — в 12 фунтов стерлингов. Добраться до центра на такси можно за 50–80 фунтов стерлингов. Кроме того, аэропорт Хитроу связан с центром города линией Лондонского метрополитена (линией «Пикадилли»), поезда по которой отправляются каждые несколько минут. Стоимость поездки — 3,8 фунтов стерлингов.

Примечания

  1. ↑  (недоступная ссылка). Office of Rail Regulation (21 июля 2011). Дата обращения: 8 сентября 2011.
  2. Network Rail (18 February 2010).. Пресс-релиз.
  3. ↑ Petrol price hike boosts rail passenger numbers, says ATOC, Rail (10 августа 2011), С. 22.
  4. . Network Rail website. Дата обращения: 30 ноября 2006.
  5. . Politics 97. BBC (1997).
  6.  (недоступная ссылка). Southern. Дата обращения: 29 октября 2013.
  7. . Deutsche Bahn.
  8. . ORR. Дата обращения: 26 августа 2012.
  9.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 13 мая 2013.
  10. DB Schenker Rail UK Ltd. . Parliament (31 мая 2011).
  11. Rail (Peterborough). 25 February 2009, issue 612
  12. Taylor, Dr Colin; John Heaton. World Speed Survey 2011 (англ.) // Railway Gazette International : magazine. — 2011. — September (vol. 167, no. 9). — P. pp61—70.
  13.  (недоступная ссылка). Дата обращения: 29 октября 2013.

Городские сообщения

Общественный транспорт в Германии имеет самую развитую и эффективную инфраструктуру в Евросоюзе. Представлен следующими подразделениями:

  • Метро. Функционирует в 19 крупнейших городах. Самая разветвленная и старейшая сеть, основанная в 1902 году, принадлежит Берлинскому метрополитену (10 линий, 173 станции).
  • Надземные пригородные поезда. Хотя и образуют самостоятельную транспортную сеть, но схемы движения во многих городах тесно увязаны с «подземкой».
  • Автобусы и трамваи. Автобусное движение прекрасно организовано. Остановочные пункты можно найти по литере «Н», зеленого цвета. Большинство остановок оборудованы информационными экранами, отображающими время прибытия автобусов. Трамвайное сообщение наиболее развито в Восточных землях и в Баварии. Часть маршрутов проложена под землей.

Любители комфорта могут воспользоваться услугами многочисленных таксомоторных фирм или взять автомобиль напрокат.

Приватизация железных дорог в Британии

На фото: лидер партии лейбористов Джереми Корбин выступает за деприватизацию ж/д сектора. Фото theguardian.com

Бурное развитие системы железных дорог в Британии, по сути, началось после ее приватизации в 1994-1997 гг. (до этого весь железнодорожный транспорт и вся ж/д инфраструктура принадлежали государственной компании British Rail). В результате приватизации железнодорожные пути со всей инфраструктурой перешли к публичной компании Railtrack, а сам сервис пассажироперевозок был поделен на 25 франшиз, выкупленных операторами частного сектора. Чтобы подписать контракт на франшизу сроком 7-8 лет, оператору необходимо выиграть конкурс. 

В дальнейшем, из-за единичных трагических происшествий на железных дорогах и последовавшей разорительной модернизации, активы Railtrack отошли к государственной компании Network Rail. То есть, по сути, сейчас в Британии только сами пассажироперевозки управляются частными компаниями, причем, иногда с иностранными бенефициарами. Все остальное – железнодорожные пути, вокзалы и прочая инфраструктура – принадлежат государству.

Судя по бесстрастным оценкам, приватизация имела успех – уровень удовлетворенности пассажиров сервисом железнодорожных перевозок вырос с 76% в 1999 году до 83% в 2013 году. А индекс надежности и пунктуальности железнодорожного транспорта (Public Performance Measure) достиг в 2015 году максимального уровня в 91,2%. 

Тем не менее, не утихают разговоры о том, что приватизация – несомненное зло, в связи с чем в британской прессе постоянно обсуждается вопрос о деприватизации сектора железных дорог. Тема настолько животрепещущая, что национализация сектора железнодорожных перевозок стала одним из ключевых пунктов предвыборной программы лейбористов. 

Люди недовольны уровнем сервиса – перегруженностью поездов в часы пик, их частыми опозданиями и высокой стоимостью ж/д билетов. Причем, билеты стоили бы еще дороже, если б не дотации из госказны: в среднем британское государство покрывает £1,89 из стоимости каждой поездки, ведь до сих пор большинство ж/д маршрутов убыточно.

Однако, дороговизна железнодорожных поездок в Британии весьма относительна: тарифы на поездки в непиковые часы и на отдаленные во времени поездки здесь самые низкие во всей Европе.

Так что, сэкономить на стоимости ж/д билетов можно, покупая их в интернете заранее, и лучше всего – на официальном сайте самого оператора. Вычислить название оператора можно, построив маршрут с помощью Google Maps. Учтите только, что, когда вы будете забирать билет из терминала, вам понадобится кредитная карта, использованная для покупки – иначе билет не распечатать. Транспортные карты Oyster действуют только в пределах 1-9 зон Лондона, а также до станций Watford Junction и Shenfield. Если ваш маршрут выходит за их пределы, без покупки билетов не обойтись. Подробнее о транспорте в Лондоне читайте здесь: Лондонский транспорт: автобус, метро и другие способы передвижения.

Предупрежден – значит вооружен. Не будьте легкомысленными как я, озаботьтесь покупкой билетов заранее и тогда железнодорожная поездка по городам и весям Британии станет исключительно приятным событием.

Железнодорожные станции

Фасад вокзала Виктория.

Станция Вестбери оператора .

На железнодорожной сети Network Rail расположено 2 516 пассажирских станций. В это число не входят станции метрополитенов и других линий, отделенных от основной сети. Большинство станций появилось ещё в Викторианскую эпоху в центральных районах городов. Основные станции и вокзалы расположены в крупных городах, в центрах крупных агломераций (например Ливерпуль, Бирмингем, Бристоль, Кардифф, Эдинбург, Глазго, Манчестер) часто расположено несколько вокзалов. Лондон является сердцем всей железнодорожной сети, где 12 вокзалов формируют кольцо вокруг центра города. Бирмингем, Лидс, Манчестер, Глазго, Бристоль и Рединг являются крупными пересадочными пунктами для маршрутов страны без посещения Лондона. Однако некоторые важные железнодорожные узлы расположены и в небольших городах, например в Йорке, Кру и Или. Железные дороги стали причиной появления некоторых городов. Суиндон был лишь маленькой деревушкой до того, как Great Western Railway построило здесь свой локомотивный цех. Во многих случаях географические, политические или военные причины заставляли строить станции на удалении от города, который они обслуживали (например станция Портсмута первоначально располагалась в Госпорте).

Высокоскоростные поезда[править | править код]

Обзор главных линий Великобритании.

Southeastern British Rail Class 395 на Лондонском Сент-Панкрас.

Высокоскоростные железные дороги (со скоростью более 200 км/ч) впервые появились в Великобритании в 1970-х в эпоху British Rail. Компания вела исследования в двух направлениях: развитие технологии поездов с наклоняемым кузовом (Advanced Passenger Train, APT) и развитие обычных скоростных дизельных поездов (High Speed Train, HST). Проект APT был отменен, а проект HST был введен в эксплуатацию в качестве локомотивов British Rail Class 253, 254 и 255. Сам прототип, British Rail Class 252 установил мировой скорости для тепловозов в 230,4 км/ч, однако составы использовались в стандартных перевозках с ограничением скорости в 201 км/ч (125 миль/ч) и появлялись постепенно на основных линиях страны, с последующий ребрендингом в InterCity 125. После электрификации East Coast Main Line высокоскоростные перевозки Британии пополнились British Rail Class 91, предназначенными для перевозки со скоростью до 225 км/ч, поэтому получившие бренд InterCity 225. Однако со временем эти поезда также были ограничены в скорости до 201 км/ч из соображений безопасности. Последней попыткой развития этого направления British Rail был отмененный проект InterCity 250, разрабатывавшийся в 1990-е годы для West Coast Main Line.

Первым применением высокоскоростных поездов со скоростью до 300 км/ч в Британии стала железная дорога Евротоннеля (ныне известная как High Speed 1), когда была завершена первая фаза строительства в 2003 году. На линии используются поезда Eurostar British Rail Class 373.

В период после приватизации планы по повышению скорости на West Coast Main Line до 225 км/ч были отменены, однако поезда с наклоняемым кузовом British Rail Class 390 Pendolino, разработанные для этих скоростей, все же были построены и введены в эксплуатацию в 2002 году и работают с ограничением в 201 км/ч. Также до этой скорости были улучшены и другие маршруты страны с постепенным вводом в эксплуатацию с по 2005 годы British Rail Class 180 Adelante и семейства Bombardier Voyager (классы 220, 221 и 222).

После постройки первого British Rail Class 395 для использования частично по путям High Speed 1, частично на остальной сети, в декабре 2009 года появился первый внутренний маршрут со скоростью выше 201 км/ч (около 227 км/ч), использовавшийся также для специального олимпийского маршрута Olympic Javelin во время Летних Олимпийских игр 2012. Эти маршруты обслуживаются Southeastern.

После проведения нескольких исследований и консультаций правительство Великобритании объявило о проекте High Speed 2, создав компанию для проведения анализа осуществимости проекта, прокладки маршрута и поиска финансирования. Проект основывается на том, что это будут построенные с нуля высокоскоростные пути из Лондона в Западный Мидленд через Хитроу для облегчения нагрузки на West Coast Main Line, использующие обычный высокоскоростной поезд, а не маглев. Подвижной состав также должен иметь возможность использовать и уже существующие пути Network Rail при необходимости.

По состоянию на август 2009 года самыми быстрыми поездами Великобритании, способными развивать скорость выше 201 км/ч были:

Название Класс Локомотива Тип Максимальная достигнутая скорость (км/ч) Максимальная проектная скорость (км/ч) Максимальная скорость на маршрутах (км/ч)
Eurostar Class 373 Электропоезд 334.7 300 300
Javelin Class 395 Электропоезд 225 225 225
InterCity 225 Class 91 Электровоз 261 225 200
Pendolino Class 390 Электропоезд 234 225 200
InterCity 125 Class 43 (HST) Тепловоз 238 200 200
Adelante Class 180 Дизель-поезд 200 200 200
Voyager Class 220 Дизель-электрический 200 200 200
Super Voyager Class 221 Дизель-электрический 200 200 200
Meridian/Pioneer Class 222 Дизель-электрический 200 200 200
Class 67 Class 67 Тепловоз 200 200 200

В 2011 году самым быстрым перегоном по расписанию Британии на домашних маршрутах был маршрут Hull Trains в 7.30 Кингс-Кросс-Халл, который проезжает 125,4 км от Стивениджа до Грантема за 42 минуты со средней скоростью 179,1 км/ч. Состав ведом дизель-поездом Class 180, идущим по электрифицированным путям. Тем не менее этой же скорости достигают несколько поездов Class 91 East Coast маршрута Лидс-Лондон, если не учитывать 2 минуты на дозаправку, также включенных в общее расписание.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий