Церкви и храмы Флоренции — 13 главных святынь

10 самых примечательных церквей и соборов Флоренции

Флоренция заслуженно считается одним из самых красивых городов всего мира, и не последнюю роль в этом играет бесчисленное количество соборов и церквей. В этой статье BlogoItaliano представляет свою версию 10 самых примечательных церквей и соборов Флоренции, поражающих воображение не только внешним убранством, но и теми шедеврами, которые украшают их интерьеры.

Период XIII-XVII называют «золотым периодом» Флоренции: именно в это время в разбогатевшем городе строились самые знаменитые базилики, многие из которых и по сей день остаются непревзойдённым образцом средневековой и ренессансной архитектуры.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

В своё время собор Санта-Мария-дель-Фьоре стал самым большим в Европе. Сегодня он занимает четвёртое место в мире и способен вместить до 30 000 человек.

На строительство собора, который еще нередко называют просто Duomo, ушло почти полтора века. Над его созданием трудилась триада лучших архитекторов того времени: Джотто ди Бондоне, Андреа Пизано и Арнольфо ди Камбио.

Три архитектора работали и над возведением колокольни Джотто: сам Джотто, Андреа Пизано и Франческо Таленти. Джотто и Донателло украсили внешние стены колокольни барельефами, а Филиппо Брунеллески взялся за создание огромного красного купола собора, где сегодня находится смотровая площадка.

Флорентийский Дуомо способен вместить до 30 000 человек

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре известен как местонахождение сразу двух бесценных произведений искусства: речь идёт о картине «Мария Магдалина» Донателло и «Оплакивание Христа» Микеланджело. Любопытный экспонат: «обратные часы», ни разу не остановившиеся с XV века.

Собор является одной из центральных точек нашего авторского маршрута по Флоренции на 1 день. Обязательно прочитайте о нем больше, если собираетесь в город, а Ваше время ограничено. Это позволит Вам увидеть гораздо больше 95% путешественников без гидов и переплат.

  • Часы работы: Пн-сб: 9:00-19:30
  • Выходной день – воскресенье
  • Собор закрыт 25 декабря, 1 января, на Пасху и 8 сентября
  • Билеты: Вход свободный

Читайте также:

  1. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции
  2. Маршрут по Флоренции на 1 день — 15 самых интересных мест
  3. 12 лучших музеев Флоренции

Баптистерий — одно из многих зданий во Флоренции, оспаривающих звание старейшего в городе.

В античные времена здесь был храм бога войны Марса, переделанный в христианский храм в IV веке и перестроенный в том виде, в каком мы его знаем сегодня, в XI веке. С IX по XII век баптистерий исполнял роль кафедрального собора Флоренции.

Здесь крестили всех жителей Флоренции вплоть до XIX века

Восьмигранная форма здания призвана напомнить о семи днях творения и дне крещения, когда происходит рождение заново. Поражает воображение потолочная византийская мозаика, в центральной части которой представлена картина Страшного суда.

Знамениты позолоченные панели Пизано и Гиберти, украшающие ворота. Восточные ворота работы Лоренцо Гиберти в своё время получили высокую оценку Микеланджело. Копию этих ворот можно увидеть на северном входе в Казанский собор в Санкт-Петербурге. Помещения баптистерия также украшают скульптуры Донателло, Микелоццо и других авторов.

  • Часы работы: Пн-пт: 8:15-10:15, 11:15-18:30, Сб: 8:15-18:30, Вс: 8:15-13:30
  • Билеты: Взрослый – € 5

Орсанмикеле

Церковь Орсанмикеле необычна не только по своей форме, но и по своему назначению: в течение двух столетий, с XIV по XVI века, Орсанмикеле выполняла одновременно две функции: храма и зернового хранилища.

После того как на средства, пожертвованные выжившими после эпидемии чумы, был заказан табернакль из мрамора, рынок перенесли в другое место и первый этаж целиком передали во владение церкви.

С XIV по XVI вв. Орсанмикеле одновременно была и храмом и зернохранилищем

Спустя некоторое время церковь Орсанмикеле стала местом паломничества для ремесленников. Цеховые гильдии нанимали знаменитейших художников своего времени (Донателло, Гиберти, Вероккьо), чтобы установить в нишах внешних стен фигуры своих святых покровителей.

  • Часы работы: Вт-пт: 10:00-17:00, Сб-вс: 10:00:17:00, Пн – выходной день.
  • Билеты: Вход свободный

Санта-Мария-Новелла

Санта-Мария-Новелла — это первая церковь, которую видят туристы, прибывающие во Флоренцию на поезде. Именно в этой церкви встречаются герои романа «Декамерон» Джованни Боккаччо и принимают решение покинуть город, объятый эпидемией чумы.

С привокзальной площади базилика Санта-Мария-Новелла производит довольно суровое впечатление. Тем разительнее контраст между романско-готическим стилем этой стороны базилики и ажурным главным фасадом.

Базилика была заложена в середине XIII века

Фасад из белого и тёмно-зелёного мрамора был закончен Леоном-Баттистой Альберти по заказу семейства Руччелаи в 1478 году: архитектор увековечил память о благодетелях церкви, поместив символ их рода — корабли с надутыми парусам — над порталом.

Ещё одна реконструкция базилики, заложенной в середине XIII века, прошла под управлением Джорджио Вазари в середине XVI века.

С художественной точки зрения практически все капеллы церкви достойны внимания: «Мадонна с чётками» кисти того же Джорджио Вазари, «Троица» Мазаччо, «Распятие» Бруннелески — лишь малая доля тех сокровищ, которые хранятся в её недрах.

Здесь множество произведений искусства 14-16 веков

К сожалению, обычным посетителям закрыт вход в «клуатр мертвых», где погребены самые влиятельные семьи средневековой Флоренции. Зато всегда можно заглянуть в расположенную по соседству с храмом «мастерскую парфюмерии и фармакологии» – аптеку, открытую в XVII веке на базе парфюмерной мастерской XIV века.

  • Часы работы: Пн-чт: 09:00-17:30; Пт: 11:00-17:30 Сб: 09:00-17:00
  • Вс и дни религиозных праздников: 13:00-17:00 (с июля по сентябрь 12:00-17:00)
  • Билеты: Взрослый – € 5

Санта-Тринита

Базилика Санта-Тринита обладает одной из самых обширных коллекций раннеренессансной живописи во Флоренции.

Базилика пережила несколько периодов реконструкции в конце XVI-XIX веков, в результате чего строгая романская церковь XIII века постепенно приобретала черты маньеризма и барокко.

Церковь Святой Троицы известна в первую очередь фресками Доменико Гирландайо, украшающими капеллу Сассетти, и росписями Лоренцо Монако в капелле Бартолини Салимбени. Стоит обратить внимание и на черно-белый мозаичный пол пресвитерия с причудливыми образами фантастических животных.

Базилику украшают фрески Гирландайо и росписи Лоренцо Монако

Бартолини Салимбени — фамилия знатной флорентийской семьи, владевшей капеллой. Скрытые под толстым слоем штукатурки, фрески на стенах капеллы были открыты лишь в конце XIX века. Перу автора фресок – художника Лоренцо Монако – принадлежит так же алтарная картина «Благовещение».

Банкир Франческо Сасетти воздвигнул капеллу в честь своего святого Франциска Ассизского, а в качестве художника пригласил Доменико Гирландайо. В работах Гирландайо религиозные сюжеты тесно переплетаются с городскими видами и портретами современников художника — простых жителей Флоренции XV века.

  • Часы работы: Пн-пт: 08:00-12:00 и 16:00-18:00, Сб-вс: 16:00-18:00
  • Билеты: Вход свободный

Базилика Санто-Спирито

Базилика Санто-Спирито стала одним из последних проектов знаменитого флорентийского архитектора Филиппо Брунеллески. Здесь хранится несколько важных работ художников и скульпторов XV-XVI веков — юного Микеланджело, Донателло, Бронзино, Перуджино, а также почти утраченная фреска Андреа Орканьи «Тайная вечеря».

Строительство базилики было задумано еще в то время, когда здесь находился монастырь августинского ордена — важный культурный центр города, на территории которого расположились школа, столовая для нищих и библиотека, частично переданная по наследству от Джованни Бокаччо.

Внутреннее убранство церкви украшают работы великих мастеров XV-XVI вв.

Но в 1471 году монастырь сгорел, а завершение начатой Брунеллески и достроенной его последователями церкви растянулось еще на пару десятилетий.

Фасад оставался неоформленным вплоть до XVIII века, когда было принято решение заштукатурить стены без привнесения декоративных элементов. Одно из старых окон внутреннего фасада украшает работа Пьетро Перуджино «Троицын день».

В ризнице базилики Святого Духа хранится выполненное из дерева 17-летним Микеланджело «Распятие», а также алтарная картина «Святой Фиакр, исцеляющий больных» работы Бронзино.

Планировка базилики напоминает ранневизантийские храмы

В бывшей монастырской трапезной, где сегодня находится музей средневекового искусства Фонда Сальваторе Романо, можно увидеть остатки редчайшего для периода поздней готики религиозного произведения — верхнюю часть фрески «Тайная вечеря» Андреа Орканьи.

  • Часы работы: Пн-вс: 10:00-12:30 и 16:00-18:00
  • Выходной день – среда
  • Билеты: Вход свободный

Флоренция — уникальный древний город Италии, хранящий многие древние христианские святыни. Среди них глава свт. Иоанна Златоуста, а также чудотворные иконы Богородицы. И, конечно, Флоренция не будет самой собой без старинных соборов и церквей, фресок и скульптур.

Флоренция многие века гостеприимно принимает русского путешественника и паломника. В XIX веке здесь уже была русская колония. В этом городе подолгу жили многие аристократы (Мусины-Пушкины, Бутурлины, Кочубеи, Демидовы и др.), а также останавливались писатели, художники, композиторы (Достоевский, Чайковский).

На средства русской общины в начале XX века во Флоренции был построен красивый пятиглавый православный храм в честь Рождества Христова и святителя Николая Чудотворца.

С него мы и начали наш день во Флоренции.

Русский Храм Святителя Николая во Флоренции

Это первый русский православный храм на территории Италии. Был освящен он в ноябре 1903 года. благодаря усилиям о.Владимира Левицкого и пожертвованиям русских прихожан, в частности семьи Демидовых, и императора Николая II. Он является уникальным примером творческого сотрудничества русских и итальянских мастеров.

Нам посчастливилось встретиться с настоятелем о.Георгием Блатинским.

Настоятель о.Георгий Блатинский

Иконостас верхнего храма, подаренный последним русским Императором Николаем Вторым, святым царем-мучеником, изготовлен из белого каррарского мрамора и желтого веронского и содержит, в качестве дополнительных икон святых , небесных покровителей последней Царской семьи и вензель Государя.

Иконостас, подаренный императором Николаем II

Святыней храма является крест-мощевик митрополита Филарета Романова (впоследствии Патриарха Московского и всея Руси), ставший с избранием шестнадцатилетнего отрока Михаила Романова на царство святыней Царского Дома. Романовы молились перед ним вплоть до 1698 года, когда Петр Первый, желая жениться на Анне Монс, заточил свою первую жену Евдокию, урожденную Лопухину, в Суздальский монастырь, которая забрала крест с собой. Больше он в семью Романовых не вернулся, а передавался из поколения в поколение уже в семье Лопухиных. Последняя Лопухина из этой ветви скончалась во Флоренции в 1922 г и с тех пор крест-мощевик находится в Алтаре храма.

Отслужив краткий молебен, помолившись, мы отправились на осмотр Флоренции. Он был основаный в 59 году до нашей эры лично Юлием Цезарем.

Собор Санта-Мария-дель-Фьоре — кафедральный собор во Флоренции, самое знаменитое из архитектурных сооружений флорентийского кватроченто. Здесь почивают мощи св. Иоанна Златоуста и св . ап. Андрея Первозванного. В соборе собраны частички мощей многих мучеников христианства. В том числе частички мощей Марии Магдалины, малые частицы Животворящего Древа Господня. Под главным алтарем покоятся мощи святителя Зиновия — первого епископа города Флоренции.

Флоренция. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Флоренция. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

Флоренция. Собор Санта-Мария-дель-Фьоре

В этом соборе находятся также иконы итальянского иконописца Джотто ди Бондоне.

Иконы итальянского иконописца Джотто ди Бондоне.

Мы посетили Церковь Орсанмикеле , расположенная на месте женского монастыря VIII века «Архангела Михаила в Саду». В 1240 году на месте монастыря возник рынок, где на первом этаже, в открытой лоджии торговали зерном, на втором этаже было зернохранилище.

В XIV веке рынок перенесли в другое место. На первом этаже устроили церковь, которая сильно разбогатела во время эпидемии чумы 1348 года, второй этаж продолжал использоваться в качестве зернохранилища вплоть до 1569 года.

А потом мы просто гуляли по этому древнему городу

filaretuos

Реалии нашей жизни

Друзья и враги

Православные святыни Флоренции

Как говорят сами знатоки Италии, Флоренция в отличае от Венеции, город суровый и больше напоминает оборонительное крепостное сооружение со стенами, цепями и воротами, чем место для лёгких прогулок.

Но во Флоренции имеется красивейший собор Богоматери, под названием Кафедральный собор Санта-Мария-дель-Фьори. Он просто громаден и возвышается над всеми городскими строениями.

Сегодня, также как и много веков назад, в центре Флоренции по-прежнему всегда многолюдно. Ежедневно на этом месте собираются толпы туристов для того, чтобы воочию увидеть один из самых больших кафедральных соборов в Италии Санта-Мария-дель Фьоре.

Название одного из самых главных соборов Италии Санта-Мария-дель-Фьоре дословно переводится на русский язык, как «цветок святой Марии». Это одно из наиболее крупных сооружений на территории страны, увенчанное самым большим в мире кирпичным куполом.

В 1434 году, этот храм был признан самым большим храмом в Европе того времени. Строился собор с 1296 по 1436 год. Его длина 153 местр, а ширина 90 метров. Он может вместить 30.000 человек.

Собор являлся местом проповедей Савонаролы , а также в соборе во время заговора Пацци в 1478 году было совершено покушение на Лоренцо Медичи и его брата Джулиано. Организатором покушения был сам Римский папа Сикст IV . В результате нападения Джулиано Медичи был убит, а Лоренцо спасся в одной из ризниц собора.

Внешне сам собор много красивее чем внутри, однако в соборе хранятся святыни христианского мира, мощи в том числе и православных святых. И наверное самая большая святыня этого собора, это реликвия , глава Святой преподобной Марии Египетской . Так же в соборе покоится глава святого преподобного Симеона Столпника. Рука святого мученика Иуста Лионского тоже реликвия этого собора. Здесь же и мощи святого мученика Зинона . А потому этот католический собор, это ещё и святое место для каждого православного христианина.

Однако во Флоренции православные святыни находятся не только в этом храме.

На этой фотографии храм святого мученика Миниата в котором покоятся и мощи этого мученика почитаемые всеми православными. По итальянски храм называется Сан Миниато аль Монте и является резиденцией епископов города Флоренция.

Миниато, был первым флорентийским святым — по легенде, армянского происхождения. Сначала он был богат, черств и расточителен, а потом одумался и удалился в пещеру, где и жил до того момента, когда император Деций не решил предать святого мученической смерти. Дикие звери отказались разрывать Миниато на куски, а огонь гас, и тогда святому отрубили голову. Согласно житию, после казни мученик поднял голову и отправился умирать в родную пещеру. Впоследствии, приблизительно в IV веке, там воздвигли часовню, а в 1018 году епископ Гильдебранд решил воздвигнуть здесь церковь, которая долгое время считалась самой красивой в городе.

Здесь же у стен храма похоронены известные люди Флоренции и всей Италии Порте Санте, закрытое в 1854. Карло Коллоди, создатель Пиноккио, политик Джованни Спадолини , художник Пьетро
Аннигони, поэт и писатель Луиджи Уголини, актёр Томмазо Сальвини , режиссёр Марио Чекки Гори, скульптор Либеро Андреотти, писатель Джованни Папини и физик Бруно Бенедетто Росси .

Церкви и храмы Флоренции — 13 главных святынь

С 11 по 17 мая паломническая группа храма Успения Пресвятой Богородицы в Путинках во главе с настоятелем протоиереем Алексием Гомоновым посетила православные святыни Италии: Рима, Бари, Ланчано, Лорето, Венеции и Флоренции. Рим и Италия в целом хранит множество вселенских христианских православных святынь. Чтобы поклониться всем – не хватит и нескольких недель. В первых веках христианства существовала традиция прийти в Рим пешком и тридцать три раза обойти семь церквей.

Все дороги ведут в Рим

Но у нас всего лишь полтора дня, поэтому мы вынуждены были ограничиться намного более краткой программой – нас ожидала воскресная Литургия в православном храме Святой Екатерины, затем мы должны были посетить главные базилики Рима и церковь Преподобного Алексия, человека Божия, и Святого мученика Вонифатия.

Мы были очень счастливы тем, что наше паломничество началось с воскресной Литургии и Причастия. Светлое радостное настроение и мирное расположение духа не покидало нас в течение дня. Базилика Святого Павла покорила своим величием и красотой. Там покоятся мощи святого апостола Павла. Саркофаг был обнаружен под зданием, в нем находились останки человека лет шестидесяти, покрытые тонким слоем порфиры. В 2007 году начались исследования, и на основании экспертизы было установлено, что это святые мощи апостола Павла. Сейчас они находятся за решеткой под мраморным постаментом. В благоговении мы помолились у мощей, а когда уходили, обратили внимание, что у ворот всегда горит лампада, словно символизируя слова апостола Павла: «Духа не угашайте».

От места захоронения апостола Павла мы направились к месту его казни. Путь лежал через перекресток двух дорог, где первоверховные апостолы Петр и Павел в последний раз в земной жизни простились друг с другом, чтобы встретиться в жизни вечной. По преданию, апостол Павел был умерщвлен через усечение мечом, и его святая глава, упав, три раза ударилась о пол, и в местах удара забили фонтаны. Базилика, построенная на месте казни, так и называется – церковь Трех фонтанов. Источники не иссякли и до настоящего времени.

Затем мы посетили церковь Преподобного Алексия, человека Божия, и Святого мученика Вонифатия. Из жития святых мы помним, что большую часть жизни слуга и любовник богатой госпожи Вонифатий страдал страстью винопития и вел греховную жизнь. Но, увидев пытки и мученическую кончину первых христиан, был так поражен их кротостью и спокойствием духа, что сам горячо уверовал во Христа и добровольно пошел на мученическую смерть. С особым усердием этому святому помолились члены Общества трезвости во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского, активно действующего при нашем храме.

Помолились мы и преподобному Алексию, человеку Божию. Его подвиг оставления невесты, молодой жены ради Христа, на первый взгляд, трудно понять современному человеку. Вся жизнь этого удивительного святого проникнута жертвенной любовью к Богу. Удивительно помогает он всем, кто хочет устроить свое семейное счастье, и конечно, молодежная часть нашей группы молилась этому святому с особым усердием.

С трепетом подошли мы к Святой Лестнице – 28 ступеней, по которым Иисус Христос восходил на суд к Понтию Пилату, а затем, окровавленный и измученный, на Голгофу. По ней мы поднимались на коленях, мысленно следуя за Господом, с молитвами, покаянием, горячими сокровенными просьбами. Было очень трудно, у многих сильная боль пронзала колени настолько, что подняться наверх казалось невозможным. «В этом есть духовные причины, – объяснял нам батюшка позже. – Господь нас пожалел, чтобы не дать испытать всю полноту боли, позволил почувствовать лишь частичку ее». Несколько дней спустя во время паломничества в Святом домике Богородицы нам предстояло также на коленях обойти домик. Мы с трепетом готовили коленки, но там было все иначе, не в пример легче. Боль, которую испытывал Христос за нас, несравнима ни с чем.

Завершилось наше путешествие по Риму посещением базилики Святого апостола Петра. Это величайший храм не только Рима, но и всей Италии. Здесь собрано огромное количество святынь: мощи святого Иоанна Златоуста, святого Григория Богослова, святого Григория Двоеслова, и многие другие великие святыни. С большим благоговением мы спустились в гробницу и помолились у мощей святого апостола Петра.

Под покровом Святителя Николая

Впереди – Бари, и мы с надеждой отправились к святителю Николаю Чудотворцу. Храм, где покоятся мощи святого, в древне-романском стиле с белыми невысокими сводами, католический, но дважды в неделю, во вторник и четверг, здесь служат православную Литургию с Причастием. Главная особенность храма – алтарь, который здесь весь открыт, лишь огражден решеткой, поэтому все таинства, обычно скрытые в наших храмах, там можно наблюдать воочию. После Литургии несколько батюшек, в том числе и о. Алексий, читали акафист, а мы все прикладывались к мощам великого Чудотворца святителя Николая с просьбами, благодарностями, открывая ему самое сокровенное. Великая благодать! Близость святителя Николая ощущалась всеми особенно явно, даже самое малое молитвенное прошение тут же исполнялось.

«Сие есть тело мое, сия есть кровь моя»

«Господь милостив»– не устает повторять нам батюшка Алексий в ответ на наши страхи и сомнения. И милость Божия безгранична. Одно из величайших свидетельств этого – великое чудо в Ланчано. В начале VIII века во время Литургии один священник усомнился в том, как может обычный хлеб и вино превратиться в Тело и Кровь Христову? Ведь внешне Святые Дары выглядят также – как хлеб и вино. И словно в ответ на эти мысли священник увидел у себя в руках уже не хлеб, а кусочек плоти, а в чаше – густую жидкость, похожую на кровь. Он упал на колени и долго молился. А фрагмент Тела и Крови Христовой хранятся с тех пор в Ланчано, привлекая паломников со всего мира.

В конце XX века Святые Дары подвергались многочисленным исследованиям, которые подтвердили, что это подлинные человеческие Плоть и Кровь. Плоть является кусочком мышечной ткани сердца, содержит в сечении миокард, эндокард и блуждающий нерв. Диаграмма крови тоже соответствует диаграмме человеческой крови, взятой в этот же день. И Плоть, и Кровь относятся к одной группе. К той же, что и Кровь на Туринской Плащанице. Двенадцать веков Плоть и Кровь сохраняются без искусственной защиты и применения специальных консервантов. А если перевести Кровь в жидкое состояние, она остается пригодной для переливания, обладая всеми свойствами свежей крови. То есть речь идет о крови и о плоти живого человека. С особым благоговением перед явленным Чудом мы помолились, приложились к Святым Дарам, батюшка Алексий прочитал акафист Иисусу Сладчайшему.

А недалеко от Ланчано в местечке Лорето нас ждало еще одно чудо – домик Богородицы. Это комната подлинного дома, в котором жила Пречистая Дева в Назарете и где Она получила благую весть от Архангела Гавриила. Земной дом Богородицы состоял из двух частей. Одной из них была пещера, или грот, выдолбленный в скале. Сейчас это одна из главных святынь базилики Благовещения в Назарете. Другой частью была пристройка из камня, вплотную прилегавшая к скале. Эта пристроенная комната в 1294 году и была перенесена в Лорето. Святой Дом был восстановлен по точным чертежам.

И еще одна святыня в Доме, которой мы все стремились поклониться – икона Богородицы «Прибавление Ума». Ведь нам так не хватает здравого рассуждения в суете современного мира, чтобы распознавать полезное и не прилепляться к пустому, видеть душу человека, а не судить по внешности. О. Алексий прочитал акафист иконе Богородицы «Прибавление ума». И с надеждой на помощь Божией Матушки мы отправились дальше на север, в Венецию и Флоренцию.

Вечная память российской императорской фамилии

Венеция считается одним из самых романтических мест на земле. Но благодаря паломничеству мы узнали, что помимо романтики гондол и голубей на площади Сан-Марко, Венеция хранит множество православных святынь: мощи святого апостола Марка и святого великомученика Феодора Стратилата, которые вместе со святителем Николаем являются покровителями града Венеции. В церквях Венеции хранятся также мощи святителя Иоанна Милостивого, патриарха Александрийского, святого первомученика архидиакона Стефана, две части главы святого великомученика Георгия и много других известных православных святынь. Мы встретились с о. Алексием Ястребовым, настоятелем прихода Святых жен-мироносиц в Венеции, поклонились мощам святого Иоанна Предтечи, святого Иоанна Милостивого.

Конечно же, мы посетили Дворец дожей (верховных правителей Венецианской Республики), поклонились святому апостолу Марку, мощи которого покоятся здесь же, за каменной плитой.

Вечером наш дорогой батюшка проводил с нами долгожданные беседы на самые животрепещущие темы: о правильном выборе жизненного пути, о создании семьи и необходимости духовной работы над собой, о том, что, прежде всего, нужно любить Бога. Эта беседа заставила каждого задуматься о своем сокровенном, о том, как сделать себя лучше, как избавиться от эгоизма и больше любить Бога.

Флоренция, которую мы посетили на следующий день, очаровала нас чудесным храмом Николая Чудотворца. Радушно и тепло встретил нашу группу настоятель, протоиерей Григорий Блатинский. Рассказывая о православной церкви во Флоренции, о. Григорий словно весь светился благоговением и с особым теплом упоминал о представителях императорской фамилии Романовых, ведь именно они были идейными вдохновителями создания храма. Поэтому в церкви особо почитается царский род Романовых и в первую очередь Царственные Страстотерпцы. Здесь хранится множество святынь, в том числе и Крест-мощевик, который собирался Патриархом Филаретом, был передан еще первому царю Михаилу Романову и прослужил до 1798 года, когда Петр Первый отправил в монастырь свою первую жену Евдокию Лопухину, и она взяла с собой этот Крест. Некоторое время спустя Романовы заказали новый Крест, перед которым молились до самых последних дней. Этот Крест был на царе Николае Втором во время ссылки в Тобольск вплоть до самой казни. Незадолго до казни одна монахиня тайно вывезла этот Крест. И теперь он находится в монастыре Ганина Яма под Екатеринбургом. Примечательно, что эти два Креста никогда вместе не находились. Получается, что в духовной истории Романовых есть разлом, т.к. одна часть дома Романовых молилась перед одним Крестом, а вторая половина – перед другим. В Кресте, который находится в храме во Флоренции,собраны многие святыни: частица Древа Животворящего Креста Господня, частицы мощей угодников Божиих: апостола Иакова, брата Господня, апостола Иакова, брата Иоанна Богослова, святителя Николая, великомученика Пантелеимона – всего около 50 частиц. О. Григорий также выложил нам для поклонения ценные святыни храма: частицы мощей апостола Андрея Первозванного, святителя Николая, великомученика Георгия Победоносца. «У нас есть мечта совершить паломничество в Екатеринбург с тем, чтобы положить эти два Креста рядом и таким образом впервые воссоединить расколотую отступлениями и революцией духовную историю семьи Романовых, – поделился с нами сокровенными желаниями о. Григорий. – И, конечно же, отслужить там Литургию и молебен Царственным мученикам».Оказалось, что в тот день, когда мы обсуждали это с о. Григорием во Флоренции, митрополит Екатеринбургский Кирилл находился в Бари в день своего рождения. Наша поездка подходила к концу, но нам совсем не хотелось уходить из храма. Слушая рассказы о. Григория, мы радовались лишним минутам, возможности подольше побыть здесь, среди родных русских святых, духовное присутствие, покровительство и любовь которых ощущается очень явно.

Удивительная благодать этой поездки незримо объединила нас – все 36 человек стали единодушными, всегда готовыми помочь, поддержать, подбодрить друг друга, подарить улыбку и частичку сердечной теплоты. Такое ощущение, что нам немножко приоткрыли двери рая, авансом, не за заслуги, а по милости Божией. И да поможет нам Господь сохранить эту любовь и по возвращении.

Источники:
http://putnik.cerkov.ru/2014/06/27/po-svyatynyam-italii-den-6-florenciya/
http://filaretuos.livejournal.com/231131.html
http://putinki.uspenie.com/archiv/59-events/508-20140522.html
http://fountravel.ru/pravoslavnye-hramy-i-monastyri-moskvy

Ссылка на основную публикацию