Является ли турция членом европейского союза?

Почему Турцию не впускают в ЕС?

Вместе с теми, кто хочет видеть Турцию в ЕС, есть и противники. И против выступают ключевые европейские чиновники, среди которых канцлер Германии Ангела Меркель и бывший президент Франции Николя Саркази. Правительство Республики Кипр, также высказывает противоречие, так как не хочет оккупировать северную часть острова.

Итак, рассмотрим все по порядку, почему Турцию не принимают в ЕС.

Этот акт был осужден Совбезом ООН. Между территориями установлена зеленая линия. Самопровозглашенное государство признала только Турция. Проблема до сих пор не решена. Осуществлять возврат территории Турция не собирается. На сегодняшний день фактически только южная часть острова входит в зону ЕС.

В Турции запрещено использовать курдский язык, на котором говорит национальное меньшинство. Евросоюз неоднократно давал рекомендации по снятию ограничений, но требование страной-заявителем так и не выполнено. В стране действует чрезвычайное положение в ряде регионов, где проживают курды

  • Есть мнение, что Турцию не впускают в состав ЕС, из-за близости с Российской Федерацией. Тесные отношения между двумя государствами не одобряются странами Европы
  • Турецкие власти раздумывают над введением смертной казни, в качестве ответа на попытку государственного переворота в стране. В 2016 году произошел внутренний конфликт, из-за чего были арестованы более 150 журналистов, задержано 10 оппозиционеров из парламента, попали под следствие более 2000 судей и прокуроров. ЕС смотрит на это отрицательно, и просит не вводить решение о смертной казни. Со стороны же Турции, этот вопрос не приемлемый и подрывает безопасность страны
  • Турция – многонаселенная страна (78 млн. человек). Вступление ее в ЕС может изменить расстановку в европейских руководящих органах
  • Огромную роль играет религиозный фактор. Европейцы относятся к христианской церкви, а с присоединением большого исламского государства, есть риск потери фундаментальных европейских ценностей
  • За долгие годы попытки Турции стать членом ЕС не обвенчались успехом. И стало понятно, что все действия зашли в тупик. Еврокомиссар по вопросам европейской политики Йоханнес Хан, заявил: «ЕС и Турция должны прекратить процесс вступления в союз».

По словам Хана, Турция и ЕС должны быть, наконец, честны друг с другом и если вступление невозможно, то следует сосредоточиться на вещах, которые осуществимы и реалистичны. Например, на сотрудничестве в области энергетики, борьбы с международным терроризмом, миграцией, решении проблемы разделенного Кипра.

Аналогичное мнение высказывал и канцлер Австрии Себастьян Курц: «Турция не может стать членом Евросоюза в связи с политическим курсом нынешних властей».

Если мнением отдельных лидеров, пусть даже и влиятельных,
можно было бы пренебречь, то заявление профильного европейского чиновника звучит как окончательный вердикт.

Со стороны турецких властей энтузиазма по поводу членства в
ЕС теперь тоже не наблюдается. Эрдоган не раз заявлял, что ожидание в очереди на вступление в Евросоюз «утомило» Анкару.

Турция, конечно, стремилась в Европу, но за прошедшее время
она научилась жить без неё. Эрдоган опирается во многом в своей риторике,
в адрес Евросоюза, на относительные успехи в диалоге с Россией. И европейцев может шантажировать своим сотрудничеством с Россией.

Разница между Евросоюзом, Еврозоной и Шенгенской зоной

Эти три объединения имеют далеко не одинаковые цели и задачи. Страны, которые находятся в ЕС, могут не быть участниками Еврозоны или Шенгенской зоны и — наоборот. Для понимания различий между ними нужно разобраться в назначении каждого отдельного образования.

Еврозона

Еврозона — валютный союз, действующий в рамках ЕС. Он объединяет 19 стран Европейского союза, Монако, Ватикан, Сан-Марино и Андорру, которые не входят в Евросоюз. На всей территории действует единая валюта — евро .

Ирак, Куба, Северная Корея и Сирия выбрала евро для безналичных расчетов.

Всеми аспектами денежно-кредитной политики Европейского союза и еврозоны занимается Европейский Центральный Банк. Аудиторские проверки бюджета проводит Европейская счетная палата.

Евросоюз

ЕС являет собой экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Целью данного союза является интеграция европейских государств в единый экономический рынок, а так же отсутствие паспортно-визового контроля, использование общей валюты Евро.

C 1 июля 2013 года в союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

В настоящее время существуют три соглашения, которые предполагают различную степень интеграции внутри Европейского союза:

  • членство в ЕС;
  • членство в Зоне Евро;
  • участие в Шенгенском соглашении.

При этом важно уточнить что:

  • членство в ЕС не обязательно влечёт за собой участие в Шенгенском соглашении;
  • не все страны-члены ЕС входят в Зону Евро.

Приведем пример различной степени интеграции: так, Великобритания Дания и Швеция не сочли нужным вступать в зону евро и сохранили хождение национальной валюты. А Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн не являются членами Европейского союза, но при этом входят в зону Шенгенского соглашения.

Оно непосредственно регулирует отношения не только между государствами членами ЕС, но и их гражданами и юридическими лицами. Базисными достижениями права ЕС можно считать институт четырёх свобод: свобода передвижения лиц, свобода движения капитала, свобода перемещения товаров и свобода предоставления услуг в данных странах.

Кризис непонимания

Очередное резкое высказывание турецкого лидера в адрес ЕС прозвучало в контексте обвинений европейских стран в поддержке терроризма. В частности, Эрдоган подчеркнул, что Евросоюз стал убежищем для террористов, которые строят на территории европейских стран козни против легитимного правительства Турции. Так президент Турции намекнул на предоставление рядом стран ЕС, в первую очередь Германией и Грецией, политического убежища участникам военного мятежа июля 2016 года, планировавшим свержение законно избранного руководства государства. Страны ЕС, в свою очередь, обвиняют Турцию в «охоте на ведьм» и ущемлении гражданских свобод в стране.

13 сентября 2017 года глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер заявил, что не видит перспектив вступления Турции в Евросоюз в обозримом будущем. Ранее, 3 сентября, во время предвыборных дебатов действующего канцлера Германии Ангелы Меркель и выдвигавшегося на этот пост от Социал-демократической партии Германии Мартина Шульца оба кандидата заявили, что пересмотрят переговоры с Анкарой. 

  • Дебаты Ангелы Меркель и Мартина Шульца на немецком телевидении в сентябре 2017 года
  • Reuters

В ответ Эрдоган сравнил отношение европейских политиков к его стране с нацизмом и заявил, что «ЕС должен сделать шаг: или они выполняют свои обещания и открывают дорогу к полному членству, или уходят и говорят, что не хотят продолжать с Турцией».

Юрий Мавашев заметил, что во многом кризис в отношениях Брюсселя и Анкары вызван тем, что ЕС недооценивает серьёзность изменений внутри турецкой политической системы, в первую очередь прихода к власти политиков, ориентированных на большую самостоятельность и поиск собственного пути развития.

Также по теме

«Нужные мигранты»: ЕС расскажет турецким чиновникам о пользе беженцев

Евросоюз планирует запустить в Турции просветительскую кампанию, в рамках которой чиновникам и простым гражданам расскажут о пользе,…

По его словам, в Европе к Турции относятся так же, как в 80-х и 90-х, — как к «почти банановой республике».

«Но люди поменяли свою психологию. Эрдоган с его якобы эпатажными заявлениями потому популярен, что он отталкивается от мнения людей, а в Европейском союзе до сих пор этого не поняли», — утверждает Мавашев.

По его словам, хотя, с одной стороны, Эрдоган не рвёт окончательно с ЕС и хотел бы услышать от Брюсселя заверения, что Анкаре не отказывают в перспективах членства, с другой — жёсткими заявлениями в адрес ЕС он позиционирует себя как лидера самостоятельного геополитического полюса.

«Это заявление он делает не только от лица Турции — он говорит от лица всего исламского мира, в котором недовольны Западом и странами Европы», — подчеркнул эксперт.

Как Швейцария относится к Шенгенскому договору

Решение о присоединении к объединенному трансграничному пространству Европы обсуждалось в Швейцарии несколько лет. Людей привлекали несомненные выгоды отсутствия таможенного контроля и громоздкого документооборота, но пугала возможность притока большого количества мигрантов. Немаловажным для бизнеса был фактор сохранения положения национальной валюты, от которой страна отказываться не собирается.

Соглашение о присоединении к Шенгену было подписано после проведения референдума. В 2005 году население высказалось за вхождение в общество стран, объединенных единой миграционной политикой. Согласование законодательных норм шло три года. И в 2008 году Швейцария стала участницей Амстердамского договора.

Спорные ресурсы

Напомним, конфликт вокруг Кипра начался в 1960-х годах, после обретения островом независимости от Великобритании. В результате многолетнего силового противостояния Кипр разделился на признанную международным сообществом Республику Кипр и Турецкую Республику Северного Кипра (ТРСК), признанную только Турцией. При этом Республика Кипр в 2004 году стала членом Европейского союза.

Открытие в 2010-х годах крупных газовых месторождений в Восточном Средиземноморье стало поводом для новых противоречий между Турцией и Республикой Кипр.

  • Граница Республики Кипр и непризнанной Турецкой Республикой Северного Кипра
  • AFP

Так, месторождение «Афродита», открытое в 2011 году на кипрском шельфе, обладает ресурсным потенциалом в 230 млрд куб. м газа. С точки зрения Анкары, турецкая община Кипра имеет права на запасы углеводородов, открытые на этом шельфе.

В 2017 году Республика Кипр и непризнанная ТРСК провели переговоры, однако договориться о том, как будет вестись добыча газа на островном шельфе, сторонам не удалось. 

В мае 2019 года турецкое буровое судно Fatih приступило к работам к западу от Кипра, а вскоре в район острова был направлен ещё один турецкий корабль — Yavuz. Буровые суда сопровождали корабли ВМФ Турции.

Также по теме


«Завоеватель» на шельфе: к чему может привести попытка Турции начать разведку газа и нефти в территориальных водах Кипра

Турция начнёт разведывательное бурение углеводородов на шельфе Кипра уже в конце октября. Об этом сообщил министр энергетики и…

Как заявил тогда турецкий министр иностранных дел Мевлют Чавушоглу, Анкара продолжит геологическую разведку до тех пор, пока греческая община Кипра не согласится создать совместную с турецкой стороной комиссию по добыче.

В июле 2019 года Совет ЕС объявил о санкциях против Турции из-за бурения в исключительной экономической зоне Кипра. Было решено приостановить переговоры по заключению Всеобъемлющего соглашения о воздушном транспорте, а также отложить проведение Совета ассоциации. Напомним, Турция готовится к евроассоциации с 1963 года, когда Анкара подписала соглашение с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом (ЕЭС).

Санкции затронули также финансовую сферу — было предложено урезать объёмы субсидий Турции на 2020 год.

Однако Анкара не отказалась от своих планов: в МИД страны заявили, что республика продолжит разведку недр Восточного Средиземноморья.

  • Мевлют Чавушкоглу
  • AFP

В ноябре 2019 года Евросоюз обозначил рамки новых ограничительных мер против Турции. Согласно решению Совета ЕС, санкции могут включать запрет на поездки в ЕС и замораживание активов физических и юридических лиц, причастных к бурильным работам.

Границы

Границы Европы менялись в разные периоды человеческой истории, дебаты вокруг них не утихают и поныне. Древние греки считали Европой северную часть своей страны. Постепенно люди лучше узнавали свой мир, и границы постепенно отодвигались дальше на восток.

Однако, люди осваивали все новые и новые территории, шли дальше на восток. Знаменитый российский историк Татищев предложил разделить материк по подножию Уральских гор. Эта точка зрения была сначала принята в России, а потом и иностранными географами.

Однако, и в настоящий момент существуют спорные моменты относительно точных границ этой части света. Они не являются глобальными. Сейчас есть несколько вариантов начертания границ. Этот вопрос играет важную политическую роль, ибо от того, где проходит граница Европы, зависит, какие именно страны входят в ее состав.

Граница на севере проходит по побережью Северного Ледовитого океана, западная – по Атлантическому океану, восточная граница — по подножию Уральских гор, по реке Эмба до Каспийского моря и по рекам Маныч и Кума до устья Дона. Затем граница идет по северному побережью Черного моря и черноморским проливам.

Согласно другому мнению, граница проходит по Кавказскому хребту. Существуют и другие варианты проведения границы, которые переносят ее на юг от Кавказских гор.

Внешний рубеж

11 декабря в Брюсселе завершился двухдневный саммит Евросоюза. Впервые за несколько месяцев лидеры стран встретились лично, чтобы обсудить внешнеполитические вопросы, проблемы климата, COVID-19 и безопасности.

Накануне министры иностранных дел ЕС одобрили новый санкционный режим сообщества: он предполагает введение ограничений на въезд и заморозку активов тех лиц, кто, по оценке Брюсселя, виновен в нарушении прав человека. Черный список был пуст, и стоило ожидать, что первые санкции в рамках правозащитного механизма будут введены именно на саммите.

По осадочному принципу_1

Фото: Olivier Matthys/Pool via REUTERS

Однако на этот раз ограничения в адрес других стран были затронуты вскользь — даже не обсуждался третий пакет мер в отношении Белоруссии, который главы МИД анонсировали в ноябре. Евросовет принял решение в отношении двух стран — России и Турции. В первом случае лидеры в очередной раз продлили на полгода экономические санкции — теперь до 31 июля 2021 года. Как сообщил собеседник «Известий» в европейских дипломатических кругах, этот вопрос даже не обсуждался — Германия и Франция просто констатировали «отсутствие прогресса в выполнении Минских соглашений», после чего лидеры ЕС одобрили сохранение пакета секторальных ограничений.

Что касается Турции, то меры в ее адрес были расширены. Причиной стало то, что Анкара до сих пор не отказывается от разведки газовых месторождений на спорных участках шельфа в восточной части Средиземноморья, против которой высказываются Греция и Кипр. Еще в начале лета 2020 года последний призвал Брюссель ввести санкции против турецких компаний и физических лиц, участвующих в геологоразведке. «Турция, к сожалению, продолжает свои односторонние и провокационные действия, а также усилила риторику против ЕС, стран — членов ЕС и европейских лидеров», — говорится в итоговом документе Евросовета. При этом там подчеркивается, что есть «стратегический интерес в развитии взаимовыгодных отношений с Турцией».

В Анкаре на это отреагировали, но не так резко, как обычно. «Мы отвергаем итоги саммита ЕС 10 декабря как предвзятые и незаконные», — говорится в сообщении турецкого МИДа. За несколько дней до этого, встречаясь со своим венгерским коллегой Петером Сийярто, министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что Анкара хочет улучшить отношения с ЕС и сделать это «с перспективой полного членства» страны в объединении. «Однако Евросоюз, как правило, поддерживает других членов ЕС», — подытожил тогда глава внешнеполитического ведомства.

По осадочному принципу_2

Фото: Olivier Matthys/Pool via REUTERS

В Европарламенте склонны считать, что реальное вхождение Турции в состав ЕС — вещь, по сути, невыполнимая.

— ЕС всегда знал, что прием в свои члены Турции неизбежно расширит границы союза к тем отдаленным регионам, которые находятся далеко за пределами европейского географического ядра, — сказал «Известиям» участник комитета ЕП по отношениям с Турцией, итальянский депутат Паоло Боркиа. — Учитывая, что ЕС уже пытается стабилизировать свои южные границы в Средиземноморье, расширение дальше на юг не имеет смысла.

Справка «Известий»

На сегодняшний день существуют три основных пакета санкций, которые Евросоюз ввел в отношении России в 2014 году из-за ситуации в Крыму и на востоке Украины. Во-первых, это персональные ограничения: они направлены на российских и украинских физических и юридических лиц, в частности на представителей руководства РФ, бизнесменов и работников силовых ведомств, а также на руководителей самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР).

Второй санкционный пакет — так называемый крымский трек — был разработан, чтобы обозначить позицию ЕС о непризнании присоединения Крыма к России. Он касается самой республики и подразумевает запрет на импорт крымских товаров, а также на любую другую форму взаимодействия (от инвестиций и покупки недвижимости до выдачи виз гражданам с паспортами РФ, полученными в Крыму).

Третий пакет включает в себя экономические секторальные санкции — они увязаны с выполнением Минских соглашений и подразумевают запрет на поставки вооружений из РФ, продажу Москве «товаров и технологий двойного назначения», а также предоставление ей новых технологий для нефтедобывающей промышленности.

Взаимоотношения Сербии с ЕС

История со вступлением балканской страны в эту организацию тянется уже давно. Начало было положено еще в 2005 году, когда сербы и македонцы являлись единым государством. Но после того, как весной 2006 года последние провели референдум и стали самостоятельными, Белград в одиночку продолжил переговоры по этому вопросу.

Пока ему удалось лишь заключить в 2008 году соглашение об Ассоциации и стабилизации, а в 2012 году подать заявку на полноценное вступление в Евросоюз. После этого Совет ЕС дал зеленый свет на начало диалога по полноценному вхождению Сербии в единый европейский дом. Однако до сих пор заключительная точка не поставлена. Поэтому еще до конца непонятно, входит ли Сербия в ЕС или же выберет для себя другой вектор внешнеполитического и экономического развития, тем более что такой вариант существует.

Таким образом, сербы находятся на начальном этапе евроинтеграции. Не исключено, что процесс шел бы намного быстрее, если бы не ряд серьезных разногласий. Например, вопрос Косово. Он возникал еще задолго до того, как эта территория получила независимость.

На последующих этапах сторонам предстоит договориться по всем спорным моментам, в ряде случаев в стране потребуется провести реформы в различных сферах жизни. Как бы то ни было, а переговорный процесс пусть медленно, но идет. Совсем недавно он получил дополнительный импульс и, как заявляют представители Сербии, они хотят завершить все до 2019 года. В приоритете сейчас – нормализовать отношения с Косово и наладить финансовый контроль внутри государства.

Какие у Сербии перспективы

На сегодняшний день однозначно сказать, будет ли Сербия в ЕС или нет, нельзя. Со стороны населения есть поддержка всего 47% граждан, а это меньше половины. В политических кругах также не наблюдается единодушия. Во-первых, многие против нормализации отношений с Косово, во-вторых, сильны позиции тех, кто ратует за более тесную дружбу с Россией и против «заключения брака» с Европейским Союзом. Да и народы двух стран поддерживают друг друга.

Рассматриваются также и другие аспекты возможного полноценного членства Сербии в Евросоюзе

Поэтому особое внимание уделяется просчету экономической составляющей, а она пока не дает позитивных эмоций. Многие и не без основания считают, что вхождение страны в состав ЕС – очень заманчивая перспектива, но вот блага, которые там можно получить, очень уж сомнительные, да и неудачных примеров хватает: чего стоит только одна Греция

Усложняет задачу евроинтеграции и тот факт, что именно страны ЕС и войска НАТО осуществляли бомбардировки Белграда во время югославского конфликта. В общем, ситуация пока находится в таком половинчатом состоянии, хотя правящий режим последовательно и неуклонно ведет государство по пути вступления в европейскую семью.

Есть ли этому альтернатива? Да, есть. Оппозиционные силы ратуют за отказ от Ассоциации с ЕС, не говоря уже о полноценном членстве. Они видят залог успеха в развитии всеобъемлющих отношений с Россией. Неудивительно, что представители этого лагеря уверены – Сербия в ЕАЭС получит значительно больше преференций во всех отношениях, особенно в экономике.

«Устала сидеть на крыльце Евросоюза»

Ситуация ещё больше обострилась в 2020-м, когда Турция направила в спорный район ещё одно исследовательское судно — Oruc Reis. Изначально планировалось, что его миссия завершится 23 августа, однако впоследствии она была продлена до середины сентября.

Как заявил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, Анкара не откажется от деятельности в восточной части Средиземного моря.

На фоне таких шагов Турецкой Республики главы МИД стран — участниц ЕС договорились подготовить новый пакет антитурецких ограничений. В начале ноября Совет ЕС также принял решение продлить до 12 ноября 2021 года уже введённые ранее санкции против Турции.

Однако эксперты считают, что возможная выгода от разработки кипрских месторождений перевесит для Турции ущерб, который могут нанести стране европейские рестрикции.

  • Турецкое исследовательское судно Oruc Reis в сопровождении кораблей ВМФ
  • AFP

«Вряд ли Анкара в противном случае продолжала бы бурение. Тем более что пока ЕС вводит относительно небольшие санкции. Они будут нарастать со временем: так всегда действует Евросоюз — наращивает давление постепенно. Сейчас эти санкции вряд ли серьёзно повлияют на отношения Турции и ЕС», — считает Алексей Кузнецов.

По мнению эксперта, у Турции всё равно мало шансов стать в обозримом будущем членом ЕС, поэтому европейские ограничения не слишком повлияют на отношения сторон.

«Евросоюз явно не планирует принимать Турцию в свой состав в ближайшие 10—20 лет. В свою очередь, Анкара сегодня ведёт самостоятельную, иногда даже провокационную политику. И Евросоюз уже не авторитетен для неё. Турция устала сидеть на крыльце Евросоюза и не хочет оглядываться на его мнение», — считает Алексей Кузнецов.

Несколько иной точки зрения придерживается Юрий Мавашев. По мнению эксперта, Анкара заручилась поддержкой какой-то крупной европейской страны, прежде чем идти на обострение отношений с ЕС.

«Например, Великобритания вышла из ЕС и ведёт свою игру в Восточном Средиземноморье. Думаю, что не случайно сейчас Лондон воздерживается от критики Анкары. Возможно, что их интересы совпадают. Что касается санкций, то урон Турции нанесут только те из них, которые затронут банковскую сферу. Но, несмотря ни на что, Евросоюз оставляет двери открытыми для Турции. Однако вряд ли отношения Анкары и Брюсселя сохранятся прежними, как и планы по евроассоциации Турции. Образно говоря, если ваза разбита, то придётся покупать новую», — подытожил Мавашев.

Новые кандидаты

В 2020 году в отношениях Северной Македонии и Албании с Евросоюзом открылась долгожданная новая глава — лидеры объединения наконец одобрили начало переговоров о вступлении этих стран в ЕС. К этому моменту оба государства находились в статусе кандидатов 15 и шесть лет соответственно. Скопье и Тирана рассчитывают начать переговоры уже в этом году, однако всё зависит от Евросоюза. В Еврокомиссии точной даты пока не называют, но дают понять: ЕС твердо намерен принять Северную Македонию и Албанию в свои ряды.

— В марте 2020 года Евросовет принял историческое решение начать переговоры о приеме в сообщество Северной Македонии и Албании. Первая межправительственная конференция соберется как можно скорее после того, как в рамках совета будут согласованы рамки переговоров, — рассказали «Известиям» в Еврокомиссии.

Отвечая на вопрос, у какой из шести стран Западных Балкан есть наиболее реальный шанс стать членом ЕС в ближайшие пять лет, в Еврокомиссии отметили, что темпы переговоров зависят от того, как скоро в этих государствах будут проходить изменения.

Как сказал комиссар ЕС по расширению и политике добрососедства Оливер Вархели, если Евросоюз увидит, что реформы в стране застопорились или вовсе зашли в тупик, то он откажется предоставлять им дальнейшую финансовую помощь.

Из всех стран, упомянутых в отчете ЕК, лучше всего обстоят дела в Северной Македонии: в Евросоюзе оценили прошедшие в июле парламентские выборы, после которых статус премьера за собой закрепил социал-демократ Зоран Заев — именно с его подачи республика получила новое название и открыла себе путь в НАТО и ЕС. Тем не менее, по оценке ЕК, в стране до сих пор с широким размахом господствует коррупция, а это одно из основных препятствий для членства.

— Вступление Северной Македонии в ЕС — относительно далекая перспектива, невозможно определить дату, — сказала «Известиям» участник делегаций Европарламента по отношениям со странами Западных Балкан, французский политик Доминик Бильд

— Однако важно иметь в виду, что тем временем Северная Македония будет продолжать получать средства для подготовки к вступлению — между 2007 и 2020 годами эти суммы составили €1,25 млрд

Что касается Албании, то там, по оценке ЕК, есть прогресс по части судебной реформы и борьбы с коррупцией. Однако Тиране еще предстоит «улучшить политический диалог в стране». Более того, одним из условий для запуска процесса было начало работы Конституционного суда, однако из девяти судей там пока назначены только четыре.

Проблема Кипра

Лишь малая часть территории Турции находится в Европе, как её общепринято географически определять. Также в Европе расположена большая часть крупнейшего города страны, Стамбула. Член ЕС Кипр располагается к югу от Анатолии и является частью континентального шельфа полуострова, таким образом географически находясь в Азии.

Ещё одной проблемой является греко-турецкий конфликт. Евросоюз и большинство стран мира считают северную треть Кипра частью Республики Кипр. Однако de facto эта часть острова контролируется правительством Северного Кипра, признанным Турцией. Турция, в свою очередь, не признаёт правительство Республики Кипр, затягивая решение конфликта, предлагаемое ООН, а также содержит на территории Северного Кипра 40 000 турецких военнослужащих. Инициированный ООН план Аннана по объединению острова был поддержан ЕС и Турцией. Проведённые в апреле 2004 г. референдумы дали противоположные результаты по частям острова: будучи поддержанным турками-киприотами, план был отвергнут киприотами-греками.

Страны, которые входят в состав Европы

Европу часто разделяют на Восточную и Западную, Южную и Северную, хотя подобное разделение несколько условно. Оно больше связано с политическими и культурными особенностями. На европейской политической карте можно найти, как большие по площади государства (Россия, Украина, Франция), так и совсем крошечные. Несколько стран только частично находятся в Европе.

Всего в состав этой части света входит (полностью или частично) 49 стран. Из них несколько государств не всегда причисляются к Европе. Есть также несколько территорий с неопределенным статусом. Они провозгласили независимость, но ее не признало мировое сообщество.

Границы европейских государств менялись на протяжении столетий в результате многочисленных войн и революций.

Итак, какие же страны сегодня считаются европейскими? Мы подготовили для вас список, разбив его на четыре части: государства Западной Европы, страны, которые находятся на ее севере, страны Южной и Восточной Европы. А также те страны, которые только частично находятся в этой части света.

Западная часть:

  1. Франция
  2. Великобритания
  3. Австрия
  4. Бельгия
  5. Германия
  6. Ирландия
  7. Люксембург
  8. Лихтенштейн
  9. Монако
  10. Швейцария
  11. Ирландия

Восточная часть:

  1. Болгария
  2. Румыния
  3. Украина
  4. Польша
  5. Словакия
  6. Венгрия
  7. Чехия
  8. Молдова
  9. Белоруссия

Южная часть:

  1. Италия
  2. Испания
  3. Хорватия
  4. Сербия
  5. Македония
  6. Албания
  7. Португалия
  8. Ватикан
  9. Андорра
  10. Босния и Герцеговина
  11. Черногория
  12. Мальта
  13. Сан-Марино
  14. Словения
  15. Греция

Северная часть:

  1. Финляндия
  2. Дания
  3. Швеция
  4. Литва
  5. Норвегия
  6. Исландия
  7. Латвия
  8. Эстония

Также есть страны, которые входят в Европу только частично. Это Россия (примерно пятая часть страны расположена в европейской части Евразии), Казахстан (14%) и Турция (примерно 3%).

Есть еще несколько государств, которые иногда считают европейскими, а иногда нет. Это Грузия, Армения, Азербайджан и Кипр. Существует несколько территорий, которые имеют неопределенный статус. Это Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия и Нагорный Карабах. Эти территории объявили о своей независимости в разные годы, но мировое сообщество пока их не признало.

Что нужно, чтобы вступить

Утверждены соответствующие стандарты, которым нужно соответствовать, чтобы быть в составе ЕС. Условия для вступления упоминаются в 49 статье соглашения о ЕС.

Критерии для потенциальных участниц ЕС установлены в 1993 году в Копенгагене, а затем произошло их подтверждение в 1995 году в Мадриде на совещании Совета ЕС.

Основными условиями членства считаются:

Политическая стабильность, социальная справедливость, демократические принципы развития, правовая защита населения и национальных меньшинств Возможность каждого гражданина принимать участие в процессе определения направлений работы органов власти, беспрепятственное формирование политических партий. Члены нацменьшинств не должны быть ущемлены и могут иметь право общаться на родном языке и придерживаться своей культуре и национальным ценностям
Экономическая стабильность, успешное функционирование в рамках рыночного конкурентного поля Экономика государств, планирующих вступать в ЕС должна выдерживать конкуренцию на мировом рынке, чтобы национальные производители могли реализовывать свою продукцию без ощутимых потерь
Соблюдение стандартов (Acquis) Взаимодействие в границах общей политики, экономики, единства валютной системы, законодательной базы

Если государство не проходит проверку на соответствие указанным критериям, органами ЕС составляется список требований, которые способствуют приведению в норму всех показателей.

В процессе проведения реформ в государствах -потенциальных кандидатах ЕС осуществляет свой контроль.

Когда все нужные критерии достигают установленного уровня, ЕС проводит совещание по поводу принятия решения о возможности включения страны в состав Евросоюза.

Заклятое партнерство

В своей колонке для британской газеты The Financial Times Мевлют Чавушоглу призвал Евросоюз возобновить переговоры о членстве Турции в ЕС и тем самым «ускорить процесс вступления Анкары в сообщество».

— В год, когда был осуществлен Brexit, отталкивать от себя единственное крупное европейское государство, всё еще стремящееся стать членом ЕС и, более того, как ответственный игрок подтверждающее слова делом, является крупнейшим политическим безрассудством на памяти многих поколений, — написал дипломат. — Турции, Соединенному Королевству и ЕС необходимо работать вместе и стабилизировать обстановку в соседних регионах.

т1

Глава МИД Турции Мевлют Чавушоглу

Фото: Global Look Press/Bernd von Jutrczenka/dpa

Учитывая, что в последние несколько лет обострение отношений Брюсселя и Анкары сопровождали активный обмен критикой и взаимные обвинения, стоило ожидать, что Евросоюз отреагирует на турецкие заявления резко и категорично. Тем не менее в ЕС их комментируют в сдержанном ключе.

— Это решение находится в руках стран — членов ЕС, — сказали «Известиям» в Еврокомиссии. — Как вы знаете, в июне 2018 года они пришли к выводу, что переговоры с Турцией оказались в тупике. Потому дальнейшие этапы стали невозможны из-за отступления от верховенства закона и фундаментальных свобод в этой стране. Это решение было подтверждено в июне 2019 года.

В отношениях Турции и Евросоюза в последние годы накопилось множество проблемных вопросов. Так, Брюссель вменяет Анкаре нарушение прав человека и критикует за бурение на газовом месторождении в исключительной экономической зоне Кипра (в ответ на это летом 2019 года главы МИД ЕС одобрили санкции в отношении Турции). Анкара, в свою очередь, обвиняет Брюссель в невыполнении своих обязательств — в частности, по миграционному соглашению 2016 года. Тогда стороны договорились, что Турция в обмен на постепенные денежные транши на содержание беженцев (€6 млрд) и безвизовый режим разместит у себя беженцев с востока (в основном из Сирии). Однако обострение в сирийской провинции Идлиб в феврале 2020 года привело к тому, что Анкара открыла свои западные границы и пропустила поток беженцев в Европу. Наибольшее давление пришлось на греко-турецкую границу.

— Ситуация на греко-турецкой границе до сих пор остается без изменений. Она тесно увязана с конфликтом в Сирии, который по-прежнему является источником огромного числа беженцев, — отметил в беседе с «Известиями» немецкий депутат в делегации ЕП по отношениям с Турцией Энгин Эролу. — Домом для них сейчас стала Турция, и она нуждается в помощи международного сообщества по их интеграции и поддержке. К сожалению, то, что происходит на границе, — чистый популизм за счет тех, кто ищет защиты.

т2

Мигрант на пограничном пункте «Пазаркуле» на границе Турции и Греции

Фото: REUTERS/Umit Bektas

Как пояснили в Еврокомиссии, сейчас стороны ведут переоценку миграционных договоренностей 2016 года, об этом договорились 9 марта председатель ЕК Урсула фон дер Ляйен, глава Евросовета Шарль Мишель и президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган.

— Обе стороны продолжают диалог, — отметили в ЕК. — На экспертном и политическом уровне были проведены консультации, и верховный представитель Боррель представит первый доклад о проделанной работе.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий