Урбанизация: городское и сельское население мира

Северная Америка

Северная Америка состоит из двух стран  — США и Канады. Данная территория удалена от мест военных действий в мире, что позволило сформироваться социально-экономическому развитию региона равномерными темпами без потерь.

Полезные ископаемые

Минеральные ресурсы стран представлены месторождениями цветных металлов (меди, цинка, урана, золота), нефти, газа, угля, соли. Нефть добывают в шельфе Мексиканского залива и Северного Ледовитого океана.

Население и уровень урбанизации

Высокоразвитые государства входят в состав «Большой семерки». Размер ВВП составляет 1/5 мирового показателя, включает страны в первую десятку.

Численность около 700 млн. человек, которые относятся к различным национальностям. Коренные жители – индейцы, аулеты и эскимосы. Много выходцев их стран Европы, Африки.

Плотность размещения жителей отличается неравномерностью. К наиболее густозаселенным территориям относится восточное побережье США. Уровень урбанизации в городе составляет 75%. Крупнейшие городские агломерации Нью-Йорк, Лос-Анджелес.

Общая характеристика хозяйства:

По объему промышленного производства США опережает любую страну мира благодаря своей ресурсной базе. Тем не менее в последнее время проблемы ресурсообеспеченности обострились, некоторые месторождения сильно истощенны. Решением проблемы стало импортозамещение. Развиваются такие направления как топливная энергетика, черная металлургия, машиностроение, химическая промышленность.

В Канаде развивается горнодобывающая промышленность, цветная металлургия, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность.  

Территория Северной Америки очень благоприятна для развития сельского хозяйства. Профиль растениеводства – зерновые культуры ( главной культурой является пшеница).

Профиль животноводства – разведение крупного рогатого скота как молочного, так и мясного направления.

Ложная урбанизация

Трущобы в Джакарте

Основная статья: Ложная урбанизация

Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Негативные последствия субурбанизации

Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды, что приводит к увеличению преступности и к общему упадку центральных районов.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

Развитие инфраструктуры под личный автотранспорт отчуждает природные территории (в том числе вырубка лесов), сам по себе автотранспорт загрязняет воздух и, опосредованно, водоёмы.
Загрязнение атмосферы состоит из парниковых газов, которые вносят свой вклад в глобальное потепление, и выбросов оксидов азота (33 % загрязнения от ЛАТ), пыли и аэрозолей (20 %), угарного газа (58 %), летучих органических соединений (18 %), которые негативно сказываются на здоровье жителей. Хотя в пригороде воздух зачастую чище, чем в центре, наибольшие концентрации загрязнителей всегда на автотрассах, где жители пригородов проводят больше времени. По причине «жизни в машине» жители пригородов также чаще гибнут в автокатастрофах, чаще страдают от ожирения и гиподинамии.

Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП.

Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города, и личных затрат для человека.

Африка

Большинство стран имеет ограниченный доступ к морю, что мешает развитию экономических связей. По уровню развития – все страны развивающиеся (кроме ЮАР). 70% населения живет за чертой бедности.

Ресурсная база

  1. Природные ресурсы. На севере континента разрабатываются крупные месторождения нефти и газа. Также ведется добыча железа, кобальта, хрома, алмазов, каменного угля, фосфоритов, золота, платины.
  2. Водные и земельные ресурсы. Запасы пресных вод распределены на материке неравномерно, так как большую часть занимает пустыня Сахара. Многие страны испытывают острый дефицит воды. Земельные ресурсы есть, но эрозия почв носит катастрофический характер из-за нарушения правил обработки земель.
  3. Лесные ресурсы. Леса покрывают только 10% территории, но расходуются неравномерно и неправильно, что ведет к их истощению.

Население

Численность региона – 800 млн. человек, большая часть негроидная раса. Плотность различна: Средиземноморье, дельта Нила, Гвинейский залив – 1000 чел/км2, пустыня Сахара, п-ов Сомали- менее 1/3 жителей.

В регионе самые высокие показатели прироста  мире, большая часть – дети. Но уровень урбанизации низкий, и составляет 30%.

Промышленность

  1. Горнодобывающая – добыча золота, алмазов, платиноидов занимает монопольное место в мире.
  2. Обрабатывающая – легкая и пищевая.
  3. Тропическое и субтропическое земледелие – 60-80% ВВП региона (кофе, бобы, зерновые культуры, чай, натуральный каучук, сорго).

Ложная урбанизация

Трущобы в Джакарте

Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Урбанизация в России

Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в сёлах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением, нехваткой земельных наделов, всё больше безземельных крестьян, в поисках заработка, переселялись в города. Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни», производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации), безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского.

Ложная урбанизация

Трущобы в Джакарте

Она же трущобная урбанизация. В связи с демографическим взрывом в развивающихся странах, в первую очередь, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии, Африки возникло понятие ложная урбанизация. Она представляет собой стремительный рост численности городского населения, не сопровождаемый достаточным ростом числа рабочих мест. Отличие от истинной урбанизации состоит в том, что не происходит развития городских функций, характеризующих мировой процесс урбанизации. Происходит «выталкивание» в города сельского населения из перенаселенных аграрных районов. Доля городского населения намного превышает долю экономически активного городского населения, занятого в производственной и непроизводственной сферах. Прибывающее в города сельское население пополняет армию безработных, а недостаток жилья вызывает появление неблагоустроенных городских окраин с антисанитарными условиями жизни.

Большие города и их «расползание»

В начале 20 столетия в мире было не так уж много больших городов – всего 360. Но уже к концу их количество заметно возросло – 2500. На сегодняшний день это число приблизилось к 4 тысячам. Стоит отметить, что если раньше к большим относили города свыше 100 тысяч жителей, то сегодня исследования «крутятся» главным образом вокруг городов-миллионеров с населением свыше одного миллиона. В Европе таких городов немало. Среди них стоит отметить Лондон (свыше 8 млн.), Берлин (свыше 3 млн.), Мадрид (свыше 3 млн.), Рим (свыше 2 млн.) и другие.

Данная тенденция стала возможна из-за развития научно-технического прогресса, возрастания роли науки в развитии производства, повышения общего уровня образования, развития непроизводственной сферы.

Отличительной чертой современного процесса урбанизации является «расползание» больших городов – разрастание их и так немалой территории. Иными словами, крупные промышленные центры, портовые города, столицы выходят за пределы своих границ, перерастая в нечто большее – городскую агломерацию.

Но это не предел: многие агломерации объединяются в мегаполисы. В Зарубежной Европе самыми крупными столичными агломерациями являются Парижская и Лондонская. Кроме того, выделяют такие крупные промышленные агломерации, как Гданьск-Гдыня (Польша), Рейнско-Рурская (Франция), Южно-Йоркширская (Англия) и другие.

Европейская урбанизация имеет свои отличительные черты. Среди них субурбанизация (расселение городских жителей в пригородах), дезурбанизация (отток горожан в сельские поселения) и рурализация (распространение городских норм, образа жизни в сельской местности).

Рис. 3 Город-миллионер Лондон

Что мы узнали?

Сегодня мы познакомились с термином «урбанизация», под которым понимается не только увеличение количества городов, больших и малых, рост городского населения, но и увеличение их влияния на социальную, политическую и культурную жизнь общества. По степени урбанизации страны Зарубежной Европы занимают лидирующие позиции: доля городского населения находится на самом высоком уровне.

Тест по теме

  1. Вопрос 1 из 10

Начать тест(новая вкладка)

Уровни урбанизации

Показатель для низкого уровня установлен на отметке в 20% — к эти странам относится Эфиопия, Шри-Ланка, Лихтенштейн, Мадагаскар.

Средний показатель не превышает 50% (Таджикистан, Египет). На среднем уровне находится урбанизация в Африке, примерно 60% населения проживают в сельской местности, но с каждым годом, этот показатель снижается на 4%. И это один из самых высоких показателей по всему миру. Причины по которым, сельское население мигрирует в ближайшие крупные города — низкий уровень урожайности сельской продукции, и как следствие дефицит продуктов, рост безработицы и отсутствие фондов социальной защиты. Гражданские столкновения и военные конфликты также вынуждают искать убежища в городе. В отличие от руководителей африканских государств, которые слишком медленно реагируют на быстрый темп миграций, негосударственные фонды стараются улучшить ситуацию, создавая дополнительные рабочие места и охранные группы. Вместе с тем, именно Африканские страны сегодня привлекательны для инвесторов и технологических компаний (Alphabet Inc и Facebook). Для них открываются широкие возможности, как в поиске новых сотрудников, так и в создании и популяризации новых инновационных проектов.

В районе 33% находится уровень урбанизации в Индии. Самым урбанизированным городом древности считался Иерихон – 2 тыс. человек. Сегодня в самом густонаселенном городе Индии, Мумбаи, проживает 20,5 млн. человек. Полномасштабный рост численности городов начался после обретения страной независимости. Снижение объема ВВП от сельскохозяйственной продукции стало причиной нищеты, экономической стагнации и безработицы. Однако в последние годы, благодаря развитию технологий и промышленности, началось повышение уровня жизни и развитие инфраструктур городов, что дает основание предположить, что в ближайшие годы численность городского населения Индии будет увеличиваться.

Высокий уровень – до 70-72% (Украина, прибалтийские страны, Ирландия, Китай).

Китай демонстрирует всему миру колоссальный экономический прогресс. Современный Китай – сосредоточение населения, капиталов, возможностей, что в совокупности может стать хорошей платформой для урбанизации государства. Сегодня около 60% населения КНР живет в городах, и по прогнозам этот показатель будет только увеличиваться, что повлечет за собой изменения на рынке труда (конкуренция) и расширение границ городов.

Самые урбанизированные страны

Очень высокий – свыше 72% (Россия, Греция, Испания, Франция, США).

Около 80% населения США проживают в городах. Начиная с середины 19 века (тотальная индустриализация), процесс миграции в мегаполисы на протяжении столетия только набирал обороты. Тенденция сохранялась вплоть до 20 века, когда грамотная политика руководства страны ввела моду на субурбанизацию (возвращение в пригороды).

Население Кувейта, Монако, Науру и Сингапура – 100% городские жители.

Истинные и ложные трансформации

Процесс урбанизации, как впрочем, и глобализации, неоднократно становился темой для жарких споров на международных конференциях. Некоторые эксперты убеждены, что именно рост городского населения будет способствовать сглаживанию отрицательных последствий демографического взрыва, в том числе и через снижение рождаемости. По мнению других, это станет главной причиной роста промышленности в мегаполисах, загрязнению окружающей среды и безработицы, ведь приток сельского населения в несколько раз опережает число предложения на рынке труда. Однако, стоит отметить, что большинство из перечисленных негативных факторов относятся к ложной урбанизации.

Ложная урбанизация характеризуется дефицитом жилья, и как следствие ростом неблагоприятных городских районов с высоким уровнем преступности и антисанитарных условий, и таким же высоким уровнем безработицы. «Трущобная урбанизация» охватывает развивающиеся страны с низким уровнем жизни и высокой концентрацией населения (Латинская Америка, Африка), где процесс происходит стихийно и неупорядоченно.

Темпы и уровни урбанизации тесно связаны друг с другом: чем выше показатели и доля городского населения, тем медленней происходят дальнейшие изменения. Кроме того, сегодня все больше горожан отдают предпочтение проживанию в пригородах, что приводит к «размыванию» городских границ и созданию новых территорий и видов урбанизации.

Проблемы и последствия

Большинство самых урбанизированных стран Европы отличаются высоким уровнем жизни. Здесь действительно актуальны проблемы с транспортом.

Другие проблемы, которые в мире связаны с урбанизацией:

  1. Проблемы с жильем. При увеличении численности населения возникает нехватка свободного жилья. Это ведет к повышению цен на жилплощадь.
  2. Перенаселение выражается в том, что большое количество людей живет на относительно маленькой площади. Это создает дополнительную нагрузку на коммунальные службы и инфраструктуру городов.
  3. Безработица. Спрос на рабочую силу во многом меньше, чем предложение.
  4. Трущобы. Высокая стоимость проживания в городах в сочетании с ростом населения и безработицей вызывает формирование кварталов из трущоб.
  5. Антисанитария и болезни. Из-за перенаселения проявляются недостатки в водоснабжении и очистке воды. Распространяются заболевания, прежде всего инфекционные.
  6. Проблемы с транспортом. Одной из распространенных проблем больших городов являются заторы на дорогах.
  7. Преступность. Дефицит ресурсов, перенаселенность, безработица, нищета, недостаток социальных услуг и образования приводят к таким социальным проблемам, как насилие, наркомания и преступность.

Многие из перечисленных проблем, характерных для развивающихся стран, в странах Европы отсутствуют.

Польша

Площадь — 312,6 тыс. км2. Население — 38,5 млн человек

Унитарное республика — 16 воеводств. Столица -. Варшава

Польша — страна. Центральной. Европы, которая имеет довольно выгодное. ЭГП. Основные преимущества — это широкий выход к побережью. Балтийского моря, соседство с государством»большой семерки»Германией, странами-чденамы. Ев. Евросоюза (Словакией,. Чехией и. Литвой). Польша на востоке сухопутную границу с. Россией (Калининградская обл),. Беларусью и Украиной, с которыми имеет тесные экономические и политические связи. Через территорию. Польше проходят международного значения дороги, автомагистрали, нефте-и газопроводы, которые соединяют. Восточную. Европу с. Западной. Это обстоятельство способствовало развитию разветвленной собственной транспортной системы в. Польше, оказанию транспортных услуг соседним странараїнам.

Население

Польша принадлежит к группе стран, которые понесли огромные потери населения во. Второй мировой войне (7 млн ??человек или 15% его общего количества). Современная демографическая ситуация характеризуется незначительным положительным (3-5 на 1000 человек) приростом населения есть. Польша относится к стран первого тылу воспроизведения: низкая рождаемость и низкая смертность. Средняя продолжительность жизни — 72 года. Государственная демограф ична политика. Польши направлена ??на поддержку многодетных семей, увеличение рождаемостиості.

. Поляки, которые принадлежат к славянской языковой группы, составляют здесь 98% от всего населения государства. Среди национальных меньшинств значительную долю составляют украинские! го населения государства преобладают католикки.

Средняя плотность населения составляет около 120 человек на 1 км2. Особенно густо заселенными промышленные районы на юге страны (Силезия — более 200 человек на 1 км2). Наименьшая средняя плотность населения в пи ивнично-восточных районах (70-60 человек на 1 км22).

Уровень урбанизации — свыше 60% — достаточно высок и постоянно высоким удельным весом городского населения выделяются промышленные районы. Силезии

Характерной чертой является значительный удельный вес молодых людей, трудовых ресурсов в целом (60% от общей численности населения)

Природные условия и ресурсы

Из всех постсоциалистических стран. Европы она лучше обеспечена минеральным сырьем. Надра. Польши богатые залежи каменного угля, серы, каменной соли, медных, цинковых и никелевых руд. Значительные запасы каменного и бурого угля сконцентрированы в. Силезском и. Люблинском угольных бассейнах. Залежи нефти и газа, расположенных на юго-востоке страны, удовлетворяют лишь незначительную долю пот реб национальной экономикіки.

Поверхность. Польши преимущественно равнинная. Северная и центральная части страны (80% территории) заняты. Польской равнине. В южной части. Силезская,. Малопольская и. Люблинская возвышенности постепенно переходят во в предгорье. Западных. Карпат и. Судетских гор. В горах много перевалов с железнодорожными и автомобильными дорогамами.

Климат. Польши умеренно континентальный. Территория страны характеризуется густой речной сетью. Висла и. Одра — главные реки страны, на их бассейны приходится 9/10 всей площади. Лесами покрыто более 20% т территории, и по запасам древесины. Польша принадлежит к относительно обеспеченных краяаїн.

В условиях умеренного климата здесь сформировались достаточно плодородные серые лесные почвы. Сельскохозяйственные угодья занимают более 60% территории страны (пахотные земли — 48%, а остальное — луга и пастбища)

Живописные ландшафты гор в сочетании с наличием минеральных вод способствуют формированию курортно-оздоровительного комплекса. Вторым рекреационным регионом государства является побережье. Балтийского моря

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ, МОЛОДЁЖИ И СПОРТА УКРАЇНИ

КРЫМСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

ГВУЗ «КИЕВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ Им.

ВАДИМА ГЕТЬМАНА»

Кафедра международной экономики

Примечания

  1. Adams, R. 1966. The Evolution of Urban Society: Early Mesopotamia and Prehistoric Mexico. Chicago: Aldine
  2. Modelski, G. 2003. World Cities: −3000 to 2000. Washington, DC: FAROS 2000
  3. Гринин, Л. Е. 2006. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории. История и современность (1): 3-44
  4. Eduardo Bonilla-Silva and David G. Embrick. «Every Place Has a Ghetto…»: The Significance of Whites’ Social and Residential Segregation : Symbolic Interaction. — Summer 2007. — № Vol. 30, No. 3. — С. Pages 323-345.
  5. Spatial Distribution of U.S. Household Carbon Footprints Reveals Suburbanization Undermines Greenhouse Gas Benefits of Urban Population Density
    Christopher Jones and Daniel M. Kammen
    Environ. Sci. Technol., 2014, 48 (2), pp 895–902.
  6. «Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей» под ред. Б.А.Ревича, изд.НИЦ-Принт Москва 2006.
  7. Thomas E. Lambert and Peter B. Meyer. Ex-Urban Sprawl as a Factor in Traffic Fatalities and EMS Response Times in the Southeastern United States // JOURNAL OF ECONOMIC ISSUES
    Vol. XL
    No. 4
    December, 2006.
  8. Lambert, T. E.; Meyer, P. B. (2008). «Practitioner’s Corner: New and Fringe Residential Development and Emergency Medical Services Response Times in the United States». State 40 (2): 115–124..

Латинская Америка

В состав региона входит 46 стран, 33 из которых – суверенные государства. Уровень социально-экономического развития существенно рознится в связи с финансовой и экономической зависимостью сначала от стран-колонизаторов, потом от США.  Удаленность от других регионов мира, кроме Соединенных Штатов и наличие выхода к морским путям обуславливает внешние экономические связи.

Ресурсная база

  1. Минеральные ресурсы. Регион один из самых обеспеченных по месторождениям минерального сырья: железа, марганцевых руд, титана, урана, бокситов, нефти, газа, каменного угля, черных и цветных металлов, включая платину и серебро.
  2. Водные.Латинская Америка занимает 1 место в мире по обеспеченности пресными водными ресурсами, благодаря густой речной сети и наличию горных водоемов.
  3. Лесные и агроклиматические. Регион расположен в нескольких климатический поясах, что объясняет присутствие зон с различными природными условиями и растительностью. Данная тенденция позволяет развиваться основным отраслям сельского хозяйства.

Население

Численность региона – 500 млн. человек.  Большое количество государств обуславливает богатый этнический состав: метисы, мулаты, креолы и т.д.

Размещение территорий проживания сосредоточено вокруг крупных центров и в прибрежных зонах плотность составляет 20 чел/км2. Уровень урбанизации достаточно высокий – 72%. Но 50% жителей городов проживает за чертой бедности, формируя «трущобную урбанизацию».

Уровень развития и основные отрасли промышленности

Страны Латинской Америки относятся к развивающимся, но несмотря на это, регион занимает 1 место в развивающемся мире по производству промышленной продукции.

Отрасли специализации:

  1. Черная металлургия — большая доля экспорта.
  2. Цветная металлургия – выплавка меди, свинца, цинка.
  3. Машиностроение – автомобиле – и судостроение, микроэлектроника, аэрокосмическая промышленность, приборостроение.
  4. Сельское хозяйство ориентировано на растениеводство (какао, кофе, пшеница, бананы). Животноводство распространено лишь в некоторых регионах (Уругвай, Аргентина).
  5. Транспортная сеть – преобладает морской. Сухопутные виды развиты слабо.

Особенности экономики стран Латинской Америки:

  • По уровню развития опережают развивающие страны Азии и Африки;
  • На Бразилию, Мексику Аргентину приходится 2/3 промышленного производства.
  • С/х занимает относительно высокую долю в ВВП, особенно в Центральной Америке
  • Снижается доля с/х, растет доля обрабатывающей промышленности;
  • В добывающей промышленности 80% — добыча топлива, 20 % — рудного сырья;
  • В с/х высокотоварные хозяйства сочетаются с мелкотоварными;
  • Ведущая отрасль с/х — растениеводство, специализирующих: кофе — Бразилия, Колумбия, Гватемала; сахар — Гайана, Куба, Белиз; бананы — Эквадор, Гондурас, Панама.

Примечания

  1. Adams, R. 1966. The Evolution of Urban Society: Early Mesopotamia and Prehistoric Mexico. Chicago: Aldine
  2. Modelski, G. 2003. World Cities: −3000 to 2000. Washington, DC: FAROS 2000
  3. Гринин, Л. Е. 2006. О стадиях эволюции государства. Проблемы теории. История и современность (1): 3-44
  4. Eduardo Bonilla-Silva and David G. Embrick. «Every Place Has a Ghetto…»: The Significance of Whites’ Social and Residential Segregation : Symbolic Interaction. — Summer 2007. — № Vol. 30, No. 3. — С. Pages 323-345.
  5. Spatial Distribution of U.S. Household Carbon Footprints Reveals Suburbanization Undermines Greenhouse Gas Benefits of Urban Population Density
    Christopher Jones and Daniel M. Kammen
    Environ. Sci. Technol., 2014, 48 (2), pp 895–902.
  6. «Климат, качество атмосферного воздуха и здоровье москвичей» под ред. Б.А.Ревича, изд.НИЦ-Принт Москва 2006.
  7. Thomas E. Lambert and Peter B. Meyer. Ex-Urban Sprawl as a Factor in Traffic Fatalities and EMS Response Times in the Southeastern United States // JOURNAL OF ECONOMIC ISSUES
    Vol. XL
    No. 4
    December, 2006.
  8. Lambert, T. E.; Meyer, P. B. (2008). «Practitioner’s Corner: New and Fringe Residential Development and Emergency Medical Services Response Times in the United States». State 40 (2): 115–124..

Урбанизация в России

Основная статья: Урбанизация в России

Низкий уровень механизации, традиционное низкопроизводительное натуральное хозяйство в России начала XX века требовали, чтобы большинство людей жило в сельской местности, а не в городах, поэтому ещё в начале 20-го века в сёлах жило 87 % населения России. В связи с аграрным перенаселением, нехваткой земельных наделов, всё больше безземельных крестьян, в поисках заработка, переселялись в города. Советская власть с 1920-х годов стала снабжать колхозы и совхозы тракторами и машинами, в рамках коллективизации и «смычки города и деревни», производительность труда выросла и необходимость в значительном числе сельского населения уменьшилась. Голод в СССР 1930-х годов и политика индустриализации СССР также ускорили переселение бывших крестьян в города, где условия жизни были лучше. В 1887 году в России насчитывалось 16 городов с населением более 50 000 чел., в 1989 году в СССР был 1001 город, в 170 городах проживало 70 % населения. На 2010 год процент городского населения составил 73,7 % (высокий уровень урбанизации), безработица среди сельского населения, по состоянию на 2016 г., в 1,7 раза выше, чем среди городского.

Крупные страны

Негативные последствия субурбанизации

Жители пригородов зачастую становятся «заложниками автомобиля», так как общественный транспорт в пригородах, как правило, отсутствует. К тому же в небольших странах с высокой плотностью населения, например Бельгии и Нидерландах, пригороды занимают почти всё свободное пространство, вытесняя природные ландшафты. В Соединённых Штатах Америки, ЮАР, Британии субурбанизация сопровождается так называемым бегством белых (англ. White flight): центральные районы городов заселяются представителями негроидной расы, в то время как белое население перемещается в пригороды, что приводит к увеличению преступности и к общему упадку центральных районов.

Часовая миграция жителей пригородов в города приводит к заторам на дорогах, что ведёт к загрязнению воздуха, потере времени и другим проблемам. Для борьбы с этим во многих развитых странах ведётся политика развития в пригородах общественного транспорта, например пригородного железнодорожного и легкорельсового, например система RER в Париже.

Развитие инфраструктуры под личный автотранспорт отчуждает природные территории (в том числе вырубка лесов), сам по себе автотранспорт загрязняет воздух и, опосредованно, водоёмы.
Загрязнение атмосферы состоит из парниковых газов, которые вносят свой вклад в глобальное потепление, и выбросов оксидов азота (33 % загрязнения от ЛАТ), пыли и аэрозолей (20 %), угарного газа (58 %), летучих органических соединений (18 %), которые негативно сказываются на здоровье жителей. Хотя в пригороде воздух зачастую чище, чем в центре, наибольшие концентрации загрязнителей всегда на автотрассах, где жители пригородов проводят больше времени. По причине «жизни в машине» жители пригородов также чаще гибнут в автокатастрофах, чаще страдают от ожирения и гиподинамии.

Скорая помощь и пожарные спасатели дольше едут до места ЧП.

Обслуживание личного автотранспорта приводит к росту инфраструктурных издержек для города, и личных затрат для человека.

Характеристика населения Южной Европы. Демографические особенности населения субрегиона. Национальный состав. Уровень урбанизации.

В
Южной Европе проживает около 120
млн.человек. Традиционно
характерна высокая рождаемость, но
естественный прирост населения невелик
:
от 0,4 промилле в год в Италии до 1 — в
Греции и Испании и 12,6 — в Сан-Марино. Доля
лиц в возрасте до 14 лет составляет 15%,
15-64 — 67%, свыше 65 лет — 18%. Состав: 49% — мужчины
и 51% — женщины.
Расовый состав
.
Большинство населения относится к южной
(средиземноморской) ветви европеоидной
расы. Ее представители отличаются
сравнительно небольшим ростом, темным
волнистыми волосами и темными глазами.
Этнический состав
.
История народов Южной Европы достигает
глубокой древности. В эпоху Римской
империи большинство из них было
романизированная, и сейчас здесь
преобладают народы, принадлежащие к
романской группе индоевропейской
языковой семьи (португальцы, испанцы,
галисийцы, каталонцы, итальянцы, сардинцы,
ретороманцы). Исключение составляют:
Греки
(греческий группа индоевропейской
семьи);
Баски

(отдельная семья) — живут в исторической
области Страна Басков на севере Испании;
Албанцы

(албанский группа индоевропейской
семьи), представленные в Италии;
Гибралтарцы

(германская группа индоевропейской
семьи);
Состав населения в странах региона
преимущественно однороден.

Высокие показатели мононациональности
характерные для Португалии (99,5% —
португальцы), Италии и Греции (по 98%
итальянцев и греков соответственно), и
только в Испании значительный удельный
вес (почти 30%) национальных меньшинств:
каталонцы (18%), галисийцы (8%), баски (2,5%)
и другие.
Религиозный состав
.
Большинство населения — христиане.
Христианство представлено двумя ветвями:
католицизмом (запад и центр региона) и
православием (восток региона, Греция).
Часть турок, албанцев, греков — мусульмане.
Размещение населения.

Население размещено неравномерно.
Наибольшая плотность — в плодородных
долинах и приморских низменностях,
наименьшая — в горах (Альпы, Пиренеи),
составляет на некоторых территориях
до 1 особи/км2. Уровень
урбанизации
в
регионе намного ниже, чем в других частях
Европы: только в Ватикане, Андорре,
Мальте и Сан-Марино в городах проживает
более 90% населения, а, например, в Греции,
Испании и Италии — несколько более 60%, в
Португалии — 55%. Большинство городов
расположена в приморских районах или
вблизи них, особенно вдоль рек, здесь
же размещена и основное количество
населения. Внутренние
горные области имеют, как правило, низкую
плотность населения. Трудовые ресурсы
.
Их общее количество составляет примерно
56 млн. человек. Наибольшая их численность
— в Италии (24,5 млн.) и Испании (20,6 мл.). В
целом 30% активного населения занято в
промышленности, 15% — в сельском хозяйстве,
53% — в сфере услуг.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий