Великая китайская стена: история создания, протяженность и интересные факты

Почему Китайская стена построена бойницами на Китай?

Существует легенда, связанная с обращенными на юг (внутрь страны) бойницами. Согласно ей, император согнал на возведение стены почти всех мужчин, способных вести строительные работы.

В этой легенде все является преувеличением. На строительство стены действительно направили большие людские ресурсы, но уж точно не все мужское население.

После смерти императора разразилась гражданская война, но страну покидало не так уж и много людей. Из-за этого никто в здравом уме не станет устраивать внутренние бойницы.

Разгадка подобной планировки проста. Дело в том, что стена неоднократно перестраивалась. В том числе в 12-м веке, когда Поднебесная страдала от феодальных распрей. На севере династия Цзинь противостояла южному соседу – династии Сун.

Династия Цзинь внесла коррективы в оборонные характеристики стены, создав бойницы, направленные на южную сторону. Эти участки сооружения хорошо сохранились до наших дней и их активно посещают туристы.

Путешественники замечают странное расположение бойниц и не понимают, почему они направлены в сторону современного Китая.

Интересные факты

Есть несколько интересных фактов о Великой Китайской стене:

  1. Объект является крупнейшей рукотворной постройкой древности.
  2. Стена внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
  3. В Китае во времена возведения этого оборонительного сооружения была изобретена тачка.
  4. Некоторые участки стены целенаправленно уничтожили, чтобы построить современные объекты инфраструктуры.
  5. Мировое сообщество впервые увидело достопримечательность в 1605 году.
  6. Последняя состоявшаяся здесь битва датируется 1938 годом. Это был бой между китайцами и японцами.
  7. Наивысшая точка (5000 м над уровнем моря) находится в окрестностях Пекина.
  8. Архитектурное сооружение является самой популярной достопримечательностью страны.
  9. Многие думают, что бойницы обращены в сторону Китая, хотя они смотрят в обе стороны.

Великая Китайская стена в зимнее время.

Китайцы были против возведения стены. На строительство тратились все средства из казны, но сооружение при этом не выполняло своих функций: кочевники хунну и татаро-монголы обнаруживали слабо укрепленные участки и преодолевали препятствие.

Что разделяет Великая Китайская стена

Большой интерес у исследователей вызывает географическое положение стены. С ее помощью происходит разделение Китая на 2 части – южную и северную. Кочевники, которые совершали набеги с севера, приносили неудобства земледельцам, что и вызвало по сути начало строительства оборонительного сооружения. В настоящее время ученые подтверждают эту теорию.

Монумент делит страну на 2 части

Помимо того стена использовалась и для других целей. В первую очередь это была так называемая «пограничная застава». Затем на различных участках присутствовали специальные подразделения, которые занимались миграционными проблемами. В случае ведения войны на сторожевых башнях зажигалось пламя, и таким образом информация передавалась на длительные расстояния за очень короткий срок.

Архитектурный стиль

Китайская Стена не просто сооружение, а объединенная система для обороны страны. На ней расположились смотровые вышки для наблюдения, крепости для командных пунктов, сигнальные башни для передачи сообщений.

В эпоху правления рода Мин в XIV-XV веке Великую Стену переделывали, чтобы она стала сильнее и лучше защищала от недругов. Это стало возможным, поскольку постоянно развивались строительные техники.

В архитектурном ансамбле можно выделить три основные сооружения:

Главная стена

Вся постройка во времена Мин имела “зубцы”, высота которых достигала почти 2 м. На них были амбразуры, бойницы и парапеты до 1,2 м.

Крепости

Их строили на важных или уязвимых участках (например, на перевалах). Одна такая цитадель стоит на перевале Шаньхай, другая — на Цзюйюн и еще на Цзяюй. Крепости были оснащены воротами и массой окон, из которых стреляли из лука. Крепостные ворота считались самыми сильными участками Стены, которые нельзя было преодолеть.

Защитные башни

Каждая вышка высотой в 500 м или немного меньше. На этих сооружениях сидели лучники и время от времени защищали Стену от атакующих врагов.

Лайфхак для туриста. На Стене организовывают вечерние экскурсии. В это время памятник освещается огоньками, которые придают великому сооружению особый облик и создают магическую атмосферу.

Описание Великой Китайской стены

Высота стены 10 м, ширина 5-8 м. Она берёт своё начало от города Шаньхайгуань и оттуда гигантской змеёй тянется по уступам горных хребтов на запад, заканчиваясь в Центральном Китае, у рубежей пустыни Гоби.В некоторых местах параллельно ей тянутся другие крепостные сооружения и земляные валы. У ворот и проходов были сооружены дополнительные крепости и казематы для охраны.

Длина стены составляет более 21 000 км. На сегодняшний день лишь 8,2% от общей протяженности стены, воздвигнутой в период династии Мин, сохраняет свой первозданный вид, тогда как свыше 74% получило серьезные повреждения. Это огромное сооружение хорошо видно даже из космоса, с орбиты Земли. Хотя не все космонавты с этим согласны.

Спутниковое изображение Великой Китайской стеныНа участке в 750 км стена используется не только как крепостное сооружение, но и как удобная дорога.

Сомнительная военная польза

Интересно то, что одно из грандиознейших военных сооружений мира на практике оказалось малоэффективным. В ходе его возведения погибло много китайцев, затрачены колоссальные строительные ресурсы, вложен труд самых талантливых архитекторов. Даже многие китайские поэты и историки иронично отзывались о стене.

Военная польза от Китайской стены была небольшой по следующим причинам:

  • Стража, увидев надвигающегося противника, иногда боялась поднять тревогу. Сражение означало для защищающихся высокий риск, поэтому они просто пропускали врагов;
  • Варвары легко находили незащищенные места в Китайской стене;
  • За определенную сумму денег враги «договаривались» со стражей стены.

Зачем бойницы направлены в сторону Китая

Иногда можно наткнуться на новости, говорящие о том, что сооружение на самом деле построено не китайцами из-за расположения бойниц в сторону Китая. Но эти утверждения и версии беспочвенны и не имеют под собой никаких аргументов.

На самом деле бойницы стены повернуты в две стороны. И этому есть объяснение. Кочевники могли преодолеть ее оборону и попасть на китайскую территорию. Настичь тогда их было почти невозможно. Когда же они направлялись обратно, с награбленным (лошади, деньги или другие предметы, имевшие ценность для них — керамика, мешки с рисом), сталкивались с тяжелой переправкой через преграду. Тут бойцами и использовались бойницы, направленный вглубь страны.

Бойницы направлены в обе стороны
Вам также могут понравиться

Обратите внимание! Из-за длинной протяженности стены защищать ее одновременно на всех участках не представлялось возможным из-за нехватки такого количества людей, поэтому прорваться кочевникам через нее не стоило большого труда.

Помимо этого, существуют исторически доказанные сведения и описания в виде планов, смет и отчетов о строительстве укрепления, что не оставляет сомнений в возведении ее китайцами.

Начало строительства Великой Китайской стены

По официальной версии, строительство началось в период Воюющих царств (475-221 годы до нашей эры), при императоре Цинь Ши-Хуанди с целью защиты государства от набегов кочевников хунну, и продолжалось десять лет. Строило стену около двух миллионов человек, что тогда составляло пятую часть всего населения Китая. Среди них были люди самых разных сословий — рабы, крестьяне, солдаты… Руководил постройкой полководец Мэн Тянь.

Легенда гласит, что сам император проехал верхом на волшебной белой лошади, прокладывая маршрут будущего сооружения. И там, где его лошадь оступалась, потом возводили сторожевую башню… Но это всего лишь легенда. А вот история о споре между Мастером и чиновником выглядит куда более правдоподобно.

Дело в том, что для возведения такой громады требовались талантливые умельцы-строители. Их среди китайцев водилось предостаточно. Но один особенно отличался умом и смекалкой. Он был настолько искусен в своем деле, что мог точно вычислить, сколько необходимо для такой стройки кирпичей…

Императорский чиновник, однако, усомнился в способности Мастера и поставил условие. Если, мол, Мастер ошибется только на один кирпич, он сам установит этот кирпич на башне в честь умельца. А если ошибка выйдет на два кирпича, тут уж пусть пеняет на свою самонадеянность — последует суровое наказание…

Много камней и кирпича пошло на сооружение. Ведь, кроме стены, поднялись еще и сторожевые, воротные башни. На всем протяжении маршрута их насчитывалось около 25 тысяч. Так вот, на одной из этих башен, что находится близ знаменитого древнего Шелкового пути, можно увидеть кирпич, который, в отличие от других, заметно выдается из кладки. Говорят, это тот самый, что обещал положить Чиновник в честь искусного Мастера. Следовательно, тот избежал обещанного наказания.

Описание

Проходит по северному Китаю на протяжении 8851,9 км, а на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от Пекина (это длина последнего сооружения эпохи Минской династии, причём сюда входят 6259 км собственно стен, 359 км рвов, 2232 км естественных защитных рубежей в виде холмов и рек).
Длина стены со всеми ответвлениями составляет 21 196 километров.

Толщина Великой стены в основном около 5-8 метров, а высота чаще всего около 6-7 метров (на некоторых участках высота достигает 10 метров)[источник не указан 680 дней].

Стена идёт вдоль горной цепи Иньшань, огибая все отроги, преодолевая как высокие подъёмы, так и весьма значительные ущелья.

На протяжении многих столетий, стена меняла названия. Изначально называлась «Барьером», «Разгулом» или «Крепостью», позднее стена обрела более поэтичные названия, такие, как «Пурпурная граница» и «Земля драконов». Только в конце XIX века она получила название, которое известно нам и по сей день.

Участки Великой Китайской стены

Для массового посещения туристов открыты только отдельные отреставрированные участки, каждый из них имеет свое персональное название.

Бадалин

Данный участок был возведен во время правления династии Мин. Отреставрирован участок при правлении Мао Цзэдуна. Это был первый участок, открытый для массового посещения туристами. Длина участка составляет почти 50 км. Туристы начали посещать Бадалин с 1957 года, и это самый посещаемый участок, так как он расположен в семидесяти километрах от Пекина. Добраться до достопримечательности можно автобусом и железнодорожным экспрессом. Посещение достопримечательности платное: 45 CNY с апреля по октябрь, и 40 CNY с ноября по март. Время посещения с 6:40 до 18:30.

Мутяньюй

Данный участок также близко расположен к Пекину, всего в 80 км, за районом Хуайжоу. Его длинна составляет 2,2 км. Фундамент этого участка старше Бадалина. Он был заложен в VI веке при правлении династии Цин. На нем же в дальнейшем проводилось строительство во время господствования династии Мин. Участок прекрасно сохранился и окружен живописными лесами. За посещение необходимо заплатить 40 CNY,  для пожилых людей в возрасте от 60 лет и детям, рост которых составляет 1,2-1,4 м цена составляет 20 CNY. Бесплатный вход только для детей, рост которых ниже 1,2 м. Режим посещения: со 2-й половины марта по середину ноября с 7:30 до 18:00, в выходные дни до 18.30. В остальное время года посещение с 8.00 до 17.00.

Симатай

Длина участка составляет 5,4 км. Расположен он в 145 км от столицы Китая. Здесь отлично сохранились двадцать сторожевых башен. Стена со стороны востока сделана под крутым уклоном, что связано с особенностями рельефа. В стене есть башни, общее количество которых тридцать пять штук. Из-за того, что стена построена под уклоном, по ней очень сложно подниматься. На некоторых участках угол подъема составляет 85 градусов. На самые экстремальные участки туристов не пускают в целях безопасности. При посещении за вход нужно заплатить 40 CNY за взрослого и 20 CNY за ребенка, рост которого превышает 1,2 м.  Часы посещения: с апреля по октябрь, с 8.00 до 18.00 и с 18.00 до 20.00; с ноября по март с 8.00 до 17.30 до 21.00. В выходные дни 21.30.

Участки Великой Китайской стены

Поскольку объект длинный и некоторые его участки рушатся, для массового туризма открыты не все зоны. Но те, которые можно осмотреть, не разочаруют: древняя архитектура в сочетании с яркой природой создают неповторимый пейзаж, в чем можно убедиться, ознакомившись с описанием и фотографиями достопримечательности.

Джиншалин

Этот участок можно условно разделить на две части: новую (отреставрированную) и старую. Сооружение не выдержало испытания временем и погодными условиями, начало разрушаться. Здесь можно насладиться неповторимой атмосферой древности.

Шаньхайгуань

Часто называемый «первым перевалом под небесами», это участок Великой Китайской стены примечателен тем, что граничит с морем. Был построен для защиты территории с восточной стороны

Шаньхайгуань имел важное стратегическое значение в период функционирования оборонительного сооружения

Шаньхайгуай- самая восточная часть Китайской стены.

Губейкоу

Наименее популярный участок. Здесь практически не бывает туристов. Стена в Губейкоу плохо сохранилась, местами сильно разрушена. Но все еще можно полюбоваться спасенными башнями и бойницами, а также открывающимся взгляду пейзажем.

Бадалин

Один из наиболее популярных у туристов участков. Сравнительно хорошо сохранился до наших дней в первозданном виде, хотя здесь было проведено немало реставрационных работ. Бадалин принимал людей с самым разным социальным статусом, в том числе лидеров государств. Этот участок находится ближе всего к Пекину, дорога к нему занимает примерно 1,5 часа.

Мутяньюй

Участок полностью отреставрирован. Отсюда открывается вид на горную цепь. Мутяньюй характеризуется наличием большого количества сторожевых башен. Здесь редко бывают толпы туристов, но путешественники считают этот участок привлекательнее Бадалина.

Хуанхуачен

Это единственный приозерный участок, располагающийся в окрестностях Пекина, в 80 км от его центра. Особенно живописен Хуанхуачен летом. Местами стена погружена в воду.

Симатай

В отличие от более популярных участков, этот никогда не реставрировали. Хорошо сохранивший свой первозданный вид Симатай предлагает путешественникам насладиться образцами неповторимой древней архитектуры. Отсюда можно любоваться горами.

Перевал Хуанья

Участок проходит вдоль гор. Сейчас перевал сильно разрушен, хотя его продолжают восстанавливать. Здесь можно посетить Музей Великой стены и Вдовью башню.

Перевал Хуанья.

Участки стены из фиолетового мрамора

Наиболее красивая и крепкая часть, но туристам вряд ли удастся полюбоваться ею, так как она закрыта для массового посещения.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий