Венецианский арсенал — гордость жителей города

Кузница кораблей в венецианском Арсенале

Знаменитый венецианский Арсенал является частью истории и предметом гордости жителей города. С его помощью немало преумножилась сила Венецианской республики и ее слава как морского государства. Год основания мастерских для строительства и оснащения боевых судов – 1104. Новые корабли предназначались для крестовых походов, в которых активно участвовала Венеция. Название Арсенала произошло от арабского слова, означающего «мастерская».

Комплекс включает в себя кузницы, оружейные склады и судоверфи. Было устроено 3 входа: два сухопутных и морские ворота. Идея объединения мастеров-судостроителей под одной крышей принадлежала дожу Венеции Фальеру Орделафо. Скорость построения судов в Арсенале поражала воображение. Готовый, полностью оснащенный боевой корабль мог быть построен мастерами за один день. Возможности учреждения были продемонстрированы французскому королю Генриху III: ему утром показали киль заложенного судна, а тем же вечером – спущенный на воду корабль, со всем необходимым оборудованием, вооружением и провиантом.

Фото: gab90/Shutterstock.com

В 1326 и в 1473 году размеры Арсенала увеличивались для постройки судов большего размера. Строительство третьего блока затянулось почти на 100 лет из-за войн и связанных с ними материальных затруднений. За это время произошли два необъяснимых взрыва пороховых складов – в 1509 и 1569 году. Первый из них случился во время заседания Совета Венеции, и правители города активно участвовали в спасении мастерских. В Арсенале суда строились до II мировой войны. Сейчас здесь проводится только мелкий ремонт кораблей.

Фото: Anibal Trejo/Shutterstock.com

На территории судостроительного комплекса, в здании бывшего зернохранилища, расположен современный музей кораблестроения. Собранная здесь коллекция является одной из самых богатых и насчитывает 25 тысяч экспонатов. Они рассказывают о типах судов, о корабельных якорях и вооружении. Представлены различные корабельные принадлежности. Особое внимание туристов привлекают старинная венецианская гондола и украшенная резьбой барка, которая использовалась для парадных выездов дожей. Арсенал — уникальная достопримечательность Венеции. История кораблестроения и плоды деятельности мастеров-судостроителей, представленные здесь, позволяют проникнуться свободолюбивым духом Венеции, но не только это место нужно посетить в этой части Италии, поэтому советуем прочитать материал о том, что нужно посмотреть в Венеции.

Венецианский Арсенал

Великолепная достопримечательность Венеции, которую когда-то Чарльз Диккенс назвал “настоящим обломком кораблекрушения, дрейфующим в море”, венецианский Арсенал по праву считается одним из удивительных памятников средневекового мира и крупнейшим промышленным комплексом того времени.

Арсенал расположен на острове Кастелло. В прошлом это судоверфь, оказавшая огромное влияние на развитие кораблестроения в мире. На данный момент это заброшенная недействующая корабельная верфь.

История Арсенала – судоверфи в Венеции

Первое здание Арсенала было построено в 1104 году, по приказу дожа Орделаффо Вальера. В 14 веке здание было достроено и расширено, а уже в 15 и 16 веках его вновь перестроили, чему послужили значительно возросшие потребности Венеции, которая на тот момент уже имела статус важнейшего портового города.

Главные ворота Арсенала – Порта Манья, созданы архитектором Беллини 1460 году. Вход, расположенный со стороны материка, выполнен в виде триумфальной арки в стиле Ренессанс, украшенный статуями и фигурами львов.

В 1579 году была возведена Тана, или производственное здание, где изготавливали разнотипные канаты для судов.

Название Арсенал является производным от арабского слова «darsina’a» и переводится как “мастерская”. Именно венецианский Арсенал был первым подобным строением в мире, впоследствии дав названия верфям по всему миру. Это был целый город по производству кораблей и их деталей. На крупном предприятии работало более 16 тысяч человек. Ежедневно на воду опускали одно готовое судно.

Музей истории военно-морского флота Венеции

Сегодня музей размещается в здании бывшего зернохранилища и является одной из самых больших коллекций в этом направлении. Великолепная достопримечательность Италии будет интересна не только любителям мореходного дела. Для удобства туристов здесь все итальянские названия продублированы на английском. Вся экспозиция разделена и включает военные трофеи, а также модели малых и больших судов венецианского флота разных периодов.

Коллекция состоит из 25 тысяч экспонатов, которые поведают о типах судов, якорей, оружия и других корабельных принадлежностях. Особое внимание привлекает к себе старинная гондола с отдельной каютой и восстановленная знаменитая бучинторо – это позолоченная барка, украшенная резьбой. В свое время ее использовали для парадных поездок дожей.

С настоящей барки были сняты все украшения по приказу Наполеона, он также повелел переплавить все пушки и бронзовые части судов для установки колонны на Вандомской площади в Париже. После военных действий Наполеона, большая часть территории Арсенала по сей день остается разрушенной и заброшенной.

Самыми последними экспонатами стали “человеческие торпеды” (торпеды, управляемые людьми), их использовали во время Второй мировой войны, с ними можно ознакомиться на первом этаже музея.

Информация для туристов

Где находится Арсенал: Castello, 30122.

Адрес музея: Riva S. Biasio, 2148, 30122 Венеция.

График работы музея Арсенал: с понедельника по субботу – 9:00 – 13:00 (воскресенье – выходной).

Цена билета:

  • для иностранных туристов – 5 €;
  • для местных жителей – 1.55 €;
  • школьники – бесплатно.

Еще одним, интересным для туристов, административным зданием города является Дворец Дожей, в котором долгое время жили правители Венецианской республики.

Тайна великого Арсенала: как Венеция превзошла весь мир.

Как получить много, быстро и дёшево?

Венеция — один из самых интересных городов Средних веков и эпохи Возрождения. Сохранившийся со времён Римской империи античный полис в эпоху феодальных империй и национальных государств смог не просто выжить, но и процветать, бороться за господство на Средиземном море, создать собственное государство, влиять на геополитику в Италии и заморских владениях.

При этом материальные и человеческие ресурсы Венеции всегда были относительно невелики. Разумеется, это был большой и богатый город. Но он не мог соревноваться ни с Османской империей, ни с Францией, ни с Испанией. Однако пытался! И чтобы это стало возможным, венецианцы придумали Арсенал.

Венецианский арсенал — уникальное для своего времени предприятие. Фактически большой судостроительный завод, появившийся в то время, когда о заводах никто и не слышал, а всё, что производилось в мире, делалось руками отдельных мастеров-ремесленников или небольших рабочих артелей. Арсенал построили в начале XIII века. На нём можно было одновременно строить до двадцати боевых галер.

Венецианцы изобретают серийное производство

Получается, что уже в XIII веке венецианцы додумались до серийного производства кораблей. Берётся один проект, признанный удачным, и запускается в серию. Все корабли выходят похожими — следовательно, их проще и дешевле содержать и ремонтировать.

Да, кстати — Арсенал был не просто верфью, а крупнейшим в мире судоремонтным заводом. Там же находились большие склады, на которых хранились запасы всего необходимого для судостроения: дерева, пеньки, смолы, парусной ткани. В Арсенале имелись собственные канатные мастерские.

Арсенал не зависел от «сторонних поставщиков», обеспечивал себя почти всем необходимым и самостоятельно контролировал качество продукции.

Спустя сто лет напряжённой работы выяснилось, что выросшему флоту Светлейшей республики Венеции не хватает мощностей Старого арсенала. Тогда в 1326 году построили Новый арсенал, в который вошли не только новые доки, но и вёсельная мастерская, а также кузнечный цех, где изготавливали гвозди, якоря и цепи. На верфях Нового арсенала могли одновременно строить или ремонтировать уже 80 кораблей. Появление и развитие артиллерии не прошло незамеченным. Вместо баллистариев (стрелков из арбалетов) на венецианских галерах появились пушки, артиллеристы и аркебузиры (стрелки из тяжёлых фитильных ружей).

Стены Арсенала хранят его тайны

В это же время в Арсенале разместили собственное производство пороха и наконец обнесли весь этот индустриальный комплекс высокой и прочной стеной. Но зачем? Ведь венецианцы всегда подчёркивали, что Венеция не нуждается в крепостных стенах — её стенами служит море.

Ответ был простым: чтобы противостоять экономическому шпионажу. Успехи в организации промышленного производства привели к тому, что многие короли и герцоги захотели позаимствовать секреты венецианцев. Однако на страже венецианского ноу-хау высилась арсенальная стена.

В эпоху расцвета Венеции, в 1570 году, закончилось строительство Новейшего арсенала, в котором кроме расширенных кораблестроительных доков находились большие склады и жильё для арсенальных рабочих. Кстати, теперь иностранным шпионам было сложно даже подкупить арсенального рабочего или мастера — ведь все они проживали на территории Арсенала, площадь которого достигла 24 гектаров. В это время в доках и мастерских трудились до пяти тысяч рабочих одновременно. Невиданный размах для XVI века!

Секрет морского могущества Венеции

А зачем же в Арсенале были нужны очень большие склады? Все просто: венецианцы придумали ещё одну хитрость. Содержать большой военный флот в мирное время довольно дорого. Для торговой республики гораздо выгоднее, если моряки найдут себе применение на купеческих кораблях, которые будут торговать по всему Средиземноморью и, следовательно, пополнять городскую казну.

Но что же делать в случае внезапной войны? Ведь нельзя в мгновение ока достать из кармана новый флот?

Как оказалось — можно: для этого изобрели систему резервного флота.

Она успешно применялась в Венеции до самого падения республики в конце XVIII столетия. Устройство её было следующим: Арсенал производил боевые корабли, доводил их до состояния «почти готово» и в таком виде отправлял на склад.

Венецианский арсенал на карте 1724 года

Если вдруг начиналась война (или же венецианский флот терпел большое поражение, после которого требовалось пополнить число кораблей), двери арсенального склада раскрывались и оттуда доставали готовые галеры. Их надо было лишь проконопатить, просмолить и оснастить пушками, хранившимися на соседнем складе. Так буквально за пару недель венецианский флот мог получить пополнение до ста кораблей. Именно столько галер старался сохранить в резерве Арсенал.

Конечно, как только со склада изымались галеры, на верфи немедленно закладывались новые. Ведь корабельный резерв всегда должен гарантировать боеспособность венецианского флота.

Имя Арсенала даже увековечили в линейном корабле.

В первой половине XVIII века в венецианском флоте состоял семидесятипушечный корабль «Мадонна дель Арсенале», названный в честь одноимённого храма, который построили специально для работников этого предприятия.

Последние века Арсенала

Даже в XVII и XVIII веках, когда венецианцы уже начали строить не только галеры, но и линейные корабли, пригодные к океанскому плаванию, система резерва всё ещё сохранялась. Если в море находился десяток линейных кораблей, то 20-30 обязательно хранились на складе в почти что построенном виде. Правда, в XVIII веке Венеция уже не воевала, положившись на нейтралитет, систему международных альянсов и успехи собственной дипломатии.

Так что значительная часть линейного флота республики десятилетиями хранилась на складах Арсенала. Её уничтожила наполеоновская армия, оккупировавшая Венецию.

Бучинторо (церемониальная галера венецианских дожей) XVIII века на картине Франческо Гварди. И такую красоту французы не пожалели.

После французской оккупации Венеция досталась австрийцам, которые немедленно восстановили Арсенал. Даже в начале XIX века средневековые венецианские технологии оказались крайне необходимыми.

Австрия нуждалась в собственном корабельном производстве, и тут помощь Арсенала пришлась очень кстати.

После того как Италия объединилась, Арсенал превратился в крупное судостроительное предприятие, производившее современные корабли для королевского флота.

Сейчас Арсенал уже не делает корабли. Там находится военно-морской музей Италии: в огромных ангарах проводятся выставки, и на всей территории древнего гиганта судостроения ведутся активные реставрационные работы.

Так закончилась история Венецианского арсенала — самого гениального промышленного изобретения Средневековья. Он опередил время на столетия и продемонстрировал всему миру, что даже один город может успешно сражаться с большими империями.

Венецианский арсенал — гордость жителей города

Могучие древние башни не сверкают огнями современного освещения, не звенят от звуков мелодий. На них не увидеть часовых. Только плеск волн отражается в мрачных стенах величественного комплекса, сыгравшего важную роль в истории Венеции. Её самые главные страницы охраняет знаменитый Венецианский арсенал.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

Туристы, для которых Венеция давно стала любимым местом для путешествий, обязательно придут к этим древним стенами, послушают историю огромной судоверфи, основанной в XII столетии.

История Венецианского арсенала

Появившийся в IX веке город Венеция, всегда являлся стратегическим центром торговых отношений между Востоком, Европой. Расположенный на многочисленных островах Адриатического моря, он всегда был знаменит мостами, каналами, протоками, формирующими условия жизни горожан. Лакомый кусочек земли, созданный природой, надо было защищать от врагов. Участие в крестовых походах, войнах требовало создания мощных боевых кораблей. Может быть, поэтому трудолюбивые жители города считаются первопроходцами кораблестроения в мире. Их инженерная мысль дала возможность изменить технологию строительства судна, используемую древними римлянами. Впервые появился единый стандарт требований к военному судну, предложен конвейерный метод производства.

Для производства надёжных военных кораблей было создано комплексное предприятие, объединяющее в себя кузницы, мастерские, судоверфь, оружейные склады. Уже в XVI веке они ежегодно спускали на воду одно судно. Первый галеон предназначался для монтажа морских пушек. Проанализировав ошибки, изменив конструкции узлов, специалисты арсенала быстро создали настоящую плавучую крепость, названную Бучинторо. Её плавучую копию можно увидеть сейчас среди предложений музея. Со временем в технологии выпуска 20 галер, длиной около 40 м за день было продумано всё до последней мелочи. Кажется, что чья-то невидимая сила наполняет судно всем необходимым во время его плавного передвижения по главному каналу.

Все постройки арсенала окружены стеной, длиной около трёх км, имеющей два входа. Один для судов, другой вход на суше для рабочих. Кстати, число рабочих в лучшие времена предприятия достигало 16 тыс. человек. Для того времени это значение считалось очень большим, каждый пятый житель города работал на арсенале. Представление о мощи древней судоверфи формируется во время организованных круговых маршрутов вокруг Венеции. Идея соединить мелкие мастерские по строительству судов в универсальный комплекс была предложена в 1104 году дожем Вальером Орделаффо. Полвека понадобилось для её реализации. В дальнейшем комплекс зданий постоянно расширялся, дополнялся современными цехами, разноплановыми производствами, например, по выпуску оружия. Исторически строительство арсенала имело три этапа, связанных с улучшением производства, внедрением новых технологий, материалов.

Первый этап работы арсенала связан с удовлетворением требований к кораблям во времена крестовых походов. Золотые столетия XIV-XVI в жизни арсенала создали условия для обновления комплекса, открытия второго этапа в его деятельности. На верфи стройными рядами засверкали многочисленные торговые, военные суда. Появился Новый Арсенал. Очередное расширение комплекса началось в 1473 году. Новейший арсенал строился долго. Финансовые трудности страны, постоянно участвующей в войнах, мешали строительству. Необъяснимые взрывы на огромных пороховых складах резко осложняли строительство. Вместе с арсеналом разрастался город, появлялись жилые районы, создавалась инфраструктура будущей Венеции.

Все работы на судоверфи, ставшей знаменитой в разных странах, проводились под строгим контролем властей. Начальником над рабочими был «Верховный Адмирал». Он имел неограниченные права над рабочими, называемыми «Могучие арсеналотти». Круглосуточно в мастерских раздавался грохот, лязг в атмосфере дыма смолы, сажи. Для создания мачт, руля, обшивки использовали многочисленные породы древесины, привозимой из разных мест. Например, руль изготавливался из ореха, кабестаны из вяза, обшивка из пихты, киль, палуба из дуба, который предварительно 10 лет вымачивался в воде. Постепенно количество судов достигло 80 штук в день. Страна стала продавать суда, имея большую прибыль. Но приход Наполеона изменил ситуацию, разгромив арсенал, захватив корабли, разрушив «город в городе». Восстановить арсенал полностью не получилось. Сегодня этот комплекс стал достопримечательностью Венеции, подчиняется военному флоту Италии.

Здания Арсенала

Со стороны суши узнают старинное архитектурное строение по классическим воротам в форме триумфальной арки. Построенные по разработке Порта Маньи в 1460 году, в знак победы над Турцией, они надёжно скрывают территорию арсенала, внося дополнительную таинственность в его атмосферу. Двойные пелястры, крылатые львы, привезённые из Греции в 1687 году, множество классических статуй на мраморных плитах встречают туристов у входа в арсенал. На Пирейском льве и сейчас видна скандинавская надпись, написанная средневековым шрифтом в 11 веке. Арочные ворота считаются первым архитектурным строением классического стиля в Венеции.

Армия Наполеона частично разрушила ворота. Их восстановили, но в начале XX столетия основную часть верфей арсенала перенесли в частные владения. В здании зернохранилища комплекса долгое время функционировал интересный Морской музей. Сейчас он находится в другом месте. В его экспозициях отражена доблестная история венецианского флота. О старинных моделях кораблей, (например, Буцинтавра), лодок, грузовых судов можно услышать интересные истории, увидеть их, представить труд рабочих на масштабном производстве.

Второй вход в виде морских ворот для судов построен в 1687 году. Украшают его две величественные башни. Они соединяются самым древним деревянным мостом, сохранившимся в настоящее время.

Вход на территорию арсенала без специального разрешения запрещался всегда. В прежние времена получали его у инквизиции после уплаты госпошлины. Делили деньги между собой писцы арсенала, ведущие строгий учёт входящих. Сейчас комплекс не выполняет свои первоначальные задачи. В роли памятника архитектуры используются стены, башни, ворота. Гавань служит морским портом Венеции.

Где находится и как добраться до Венецианского арсенала

Находится достопримечательность Венеции в её восточной части. Это район Кастелло. Арсенал разделяет его на две половины. Рядом расположена остановка вапоретто «Arsenale». Можно воспользоваться маршрутом 41/42 через Сан-Пьетро. Адрес комплекса: Castello, 30122. Музей комплекса не работает в воскресенье. В обычные дни режим работы с 9.00 до 13.00. Школьники посещают музей без оплаты. Стоимость входного билета взрослым составляет 1.55 €.

Сейчас на территории комплекса проводятся культурные мероприятия, ежегодная выставка искусства стиля модерн, фестивали Венеции. Развиваются проекты по реконструкции всех строений арсенала и использования их в роли современного развлекательного центра. Может быть когда – нибудь оживут башни, появятся часовые, стражники, напоминая о жизни, бурлившей здесь в древности.

Венецианский Арсенал

Читать далее

Рим. Что посмотреть за 3 дня

Гуляя по улицам сестьере Кастелло, вы то и дело будете натыкаться на высокие кирпичные стены, которые укрывают от взора довольно большую территорию. То там, то здесь эта массивная стена с острыми зубчиками наверху будет вам встречаться, сопровождать какое-то время, исчезать из виду и появляться вновь.

Если же придётся плыть на вапоретто вокруг Венеции, то, оказавшись со стороны Фондаменте Нове, вы проплывёте мимо огромной стены, чем-то напоминающей стены Московского Кремля. Размеры ее так внушительны, что в принципе небыстро плывущее вапоретто идёт вдоль неё около 10 минут. Где-то в середине стены есть большая выемка, видимо, для выхода лодок и небольших судов в лагуну, тут можно успеть просмотреть широкую акваторию внутри.

Со стороны Славянской набережной ровный и довольно широкий канал приведёт вас к роскошным воротам с двумя башнями, перед которыми расположился деревянный островерхий мост, а вход слева украшен большим количеством статуй. Пространство за башнями закрыто мостиком, что наведён за ними: видно только, что вся территория там в основном покрыта водой, виднеются какие-то постройки, деревья, но что дальше, неизвестно.

Это всё — Арсенал. Территория Арсенала занимает, пожалуй, большую часть Кастелло. И это не случайно, поскольку венецианский Арсенал, с исторической точки зрения, кузница венецианской морской мощи, а стало быть, и мощи политической, и коммерческой. Огромная корабельная верфь, сделавшая Венецию Венецией, давала работу каждому десятому жителю города, практически каждый из которых был первоклассным специалистом в своём деле — плотником, канатчиком, кузнецом. На содержание Арсенала тратились немалые деньги, гостям его показывали, как чудо, как диковинку, из числа рабочих (их называли «арсеналотти») составляли охрану дожа. После печально знаменитого пожара 1574 года, когда сильно пострадал Дворец Дожей, заседания Большого Совета Светлейшей Республики Венеции проходили именно в Арсенале. То есть значение Арсенала для Венеции переоценить сложно.

Сегодня Арсенал, как верфь, не используется. Большая часть его территории в запустении. Часть цехов и пакгаузов используется под мероприятия Венецианской Биеннале искусств, которая проводится по нечётным годам. Какая-то часть территории закрыта для посещений, поскольку принадлежит Министерству обороны и используется в качестве морской базы.

Как добраться до Арсенала

Вапоретто №№ 1, 4.1 и 4.2. останавливаются у «Arsenale». Выйдя с дебаркадера, поверните направо и пройдите немного вперёд, до моста через канал, впадающий в лагуну. Перейдите мост, поверните с него налево и идите прямо. Через пять-шесть минут ходьбы перед вами вознесутся ввысь башни главного входа Арсенала — парадной Porta Magna.

Арсенал закрыт для посещений. Попасть на его территорию можно только при осмотре выставок Биеннале, проводящихся в его помещениях. Для этого нужно смотреть афишу Биеннале. Вот сайт: labiennale.org.

В качестве компенсации Арсенал предлагает осмотр экспозиции Военно-морского музея, который располагается рядом с Арсеналом, прямо у спуска с моста, после которого вы повернули к главным воротам. Сайт музея: www.marina.difesa.it.

Музей открыт ежедневно с 8:45 до 17:00 (касса закрывается в 16:30), билет стоит 5 евро.

И ещё одна хитрость. Существует сайт «Друзья музеев Венеции»: www.amicideimuseivenezia.it. Обратившись к ним, можно узнать, а потом и заказать экскурсию по территории Арсенала. Информация об этом есть на сайте самого Арсенала: arsenale.comune.venezia.it (открыта как раз та страница, где речь идёт об организации экскурсий).

Что смотреть в Арсенале

Пока нет возможности ходить по территории Арсенала, остаётся наслаждаться видом Porta Magna. В дословном переводе — Великая Дверь. На самом деле, это так, потому что к моменту создания проекта этого входа (автор проекта Якопо Беллини) Арсенал был уже широко известен по миру. Поэтому архитектору Антонио Гамбелло пришлось создавать ворота, соответствующие репутации комплекса.

Как сэкономить в Венеции

Эти ворота считаются первым ренессансным строением в Венеции. С 1460 года украшают они город. Фигуры львов у входа привезены из Греции в 1687 году. Сам вход выполнен в виде триумфальной арки, над которой располагается рельеф с изображением Крылатого Льва Святого Марка. Вокруг входа установлено несколько классических статуй. Есть также и бюст Данте Алигьери, который в незапамятные времена побывал в Венеции, посетил Арсенал и отразил свои впечатления в одной из песен «Божественной комедии» (часть I, «Ад»). Башни, венчающие водный вход в Арсенал, возведены в XVII веке.
Если всё же вам удастся проникнуть на территорию Арсенала, то вы сможете увидеть верфи, пакгаузы, склады, всю акваторию Арсенала, где создавали мощнейший венецианский флот, где делали оружие, где кипела жизнь и работа.

История Арсенала

Годом основания Арсенала считается 1104-й, хотя первая верфь на этом месте была построена ещё в VIII веке. Тогда она была одной из семи верфей в городе. Это сразу и изначально было большущее комплексное предприятие, созданное для постройки и оснастки боевых кораблей. Венецианская республика активно участвовала в Крестовых походах, флот её бороздил моря средиземноморской акватории, хозяйничал в Адриатике. В предприятия Арсенала входили не только верфи, но и кузницы, склады, оружейные и многие другие мастерские.

Арсенал занимал и занимает большую территорию в районе Кастелло. По сути, он достигает в итоге двух противоположных берегов. Арсенал имел два входа: сухопутный для рабочих и водный для судов. Сухопутный располагался там, где он существует и по сей день: ворота Porta Magna, видные со Славянской набережной, и есть этот вход. Водный расположен тут же рядом: это ровный длинный канал от лагуны, позволявший галерам входить в акваторию Арсенала.

В 1326 году верфь расширили, построив Arsenale Nuovo. Того требовала военная и политическая обстановка: театр боевых действий Венеции расширился, к тому же шло активное противостояние с Генуей. Арсенал выпускал теперь в четыре раза больше галер. К тому же Арсенал получил монополию на строительство торговых судов для городской коммуны. В тот же период в цехах Арсенала начали отливать пушки. В 1473 году заложили Arsenale Nuovissimo, строительство продолжалось почти сто лет, до 1570 года. Венецианские мастера-корабельщики произвели техническую революцию своего времени. Они отказались от технологий Древнего Рима, когда корабль строился, начиная с корпуса. Венецианцы решили строить сперва «оболочку» корабля, начиняя его всеми остальными частями. Они стандартизировали конструкцию кораблей, разделили изготовление частей по узким специалистам, и процесс пошёл так, что в день с верфей сходило по кораблю.

В лучшие свои времена Арсенал обеспечивал работой порядка 16 тысяч человек.

Во время захвата Венеции Наполеоном Арсенал подвергся обстрелу и был частично разрушен. В конце XIX века итальянское правительство вложило немалые суммы, чтобы превратить его в морскую базу, но Арсенал уже не мог соответствовать требованиям времени. Сегодня он лишь частично выполняет функции морской базы. Большинство его территорий заброшено.

Подпишитесь на нашу рассылку

Два раза в неделю мы рассылаем дайджест с обновлениями. Без спама.

Портал путешествий | Путеводители | Заказ экскурсий Online

Online путеводители по странам мира. Фото, описание, полезная информация

Арсенал Венеции

Начиная с 1104 года, весь военно-морской флот Венеции строился в Венецианском Арсенале. Правительство Венеции высоко ценило Арсенал, и его рабочие пользовались множеством прав и привилегий. Специальная стража охраняла здания Арсенала и патрулировала почти 3-х километровую кирпичную стену весьма похожую на крепостную.

Сборочная система кораблей в Арсенале была самой современной в средние века и напоминала современный конвейер. Известный случай, что когда Венецию посетил король Франции Генрих Третий, дож Альвизе Мочениго чтобы произвести впечатление на короля приказал построить боевую галеру в течение того времени пока король завтракал. И рабочие Арсенала справились с задачей.

Арсенал в Венеции, гравюра 18 века

Эта демонстрация возможностей Арсенала наглядно показывала способность Венеции быстро производить военные корабли. В 16 веке, в преддверии очередной войны с Турцией верфи Арсенала действительно производили в течение ста дней по одной галере в день.

Сегодня Арсенал, как и сотни лет, тому назад является собственностью военного флота Италии.

Венецианский Арсенал. Статуя льва

Возле входа в Арсенал, выполненного в 1460 году архитектором Антонио Гамбелло, находятся статуи двух львов, которые в 1687 году были вывезены адмиралом Франческо Морозини из Пирея в Венецию.

На плече одного из львов есть надпись на древнем языке викингов, которая была сделана в 11 веке наемником, воевавшим за византийского императора.

Другой лев более древний. Он был привезен в Пирей с острова Делос, а уже затем попал в Венецию.

Морской музей Венеции

Морской исторический музей Венеции находится в здании бывшего зернохранилища Арсенала.

Морской Музей в Венеции

На первом этаже музея можно осмотреть залы, посвященные артиллерии и фортам Венецианской республики. Специальный зал отведен адмиралу Анджело Эмо, который был последним знаменитым командующим венецианского флота.

На втором этаже выставлены впечатляющие экспонаты, включая огромный шелковый флаг Морозини и карты Средиземного моря 17 века.Однако наибольшей популярностью в музее пользуются копии кораблей Венеции. Самый популярный экспонат – модель Бучинторо, церемониального судна дожей.

Экспонат Морского музея — Лодка дожа.

В музее также находится бронзовый колокол, который в течение столетий возвещал об начале и конце рабочего дня в Арсенале.

Венецианский Арсенал на карте

Венецианский Арсенал

Одной из самых впечатляющих достопримечательностей Венеции является огромная старинная судоверфь Арсенал. Здесь созидался некогда венецианский флот – гордость и краса Венецианской республики. Расположенная в одном из исторических районов города, бывшая корабельная верфь привлекает и сегодня туристов оригинальной архитектурой и масштабами грандиозных сооружений.

Из истории

Венеция. Арсенал разделяет район Кастелло (восточная часть Венеции) на две части. Комплекс для сооружения и оснащения боевых галер был воздвигнут в 1104г. по указанию дожа О. Фальера. В состав исполинского сооружения входили помимо судоверфей, кузницы, различные склады и мастерские (в том числе – по изготовлению оружия). Только благодаря мощи Арсенала, город имел возможность отражать нападения своих бесчисленных врагов. Производственный комплекс обслуживали 16 тысяч человек. Система сборки кораблей напоминала чем-то современный конвейер. За каждую область производства при возведении корабля отвечали отдельные специалисты, почти все производственные процессы были автоматизированы. Арсенал (Венеция) производил суда не только для своей республики, но и на заказ.

Архитектурный ансамбль

Арсенал отличался силой инженерной мысли и славился архитектурными достижениями. Торжественные башни из красного кирпича являются и сегодня опознавательными знаками комплекса. Между ними протекает широкий канал, берега которого соединяет высокий мост. Арсенал имел два входа. Один предназначался для рабочих по суше, а другой служил морскими воротами для судов. Порта Манья — главные ворота Венеции (Арсенала) (пешеходный вход), построенные по проекту знаменитого архитектора Я. Беллини в 15 веке, были первым местным сооружением в стиле ренессанс. Роскошная композиция сохранилась до нынешних времен и включает, помимо арки, сидящих перед входом каменных львов. Львы были вывезены из Греции в конце 17 века адмиралом Франческо Морозини. На мраморных плитах вокруг центральной композиции располагаются грациозные статуи в виде мужских и женских фигур.

Прошлое и настоящее

Венецианский Арсенал привлекает не только любителей архитектурных ценностей. В одном из ранее принадлежавших ему зданий размещается Музей истории кораблестроения. Самыми популярными экспонатами музея являются макеты старинных кораблей, среди которых выделяется галера “Бучинторо”. С нее дож бросал раз в году в море золотой перстень, символически обручаясь с Адриатикой. Венецианский Арсенал сегодня является одним из центров проведения ежегодной известной выставки модернистского искусства Венецианское Биеннале. Без Венецианского Арсенала невозможно представить многовековую историю итальянского города Венеция. Древняя корабельная верфь во многом определяет облик этого дивного города.

Источники:
http://planetofhotels.com/italiya/veneciya/venecianskiy-arsenal
http://pikabu.ru/story/tayna_velikogo_arsenala_kak_venetsiya_prevzoshla_ves_mir_5990148
http://guruturizma.ru/venecianskij-arsenal/
http://dorogi-ne-dorogi.ru/veneciya/arsenal.html
http://travels.co.ua/rus/italy/veneto/arsenal.html
http://russo-italia.ru/place/venetsianskiy-arsenal
http://guruturizma.ru/vera-taganova-ya-pereexala-na-pxuket-i-zarabatyvayu-bolshe-chem-v-pitere/

Ссылка на основную публикацию