Федеративные республики: список, история и интересные факты

Внутреннее самоуправление

Республики России имели практически неограниченную самостоятельность. Их законы могли даже противоречить федеральным. Главы республик не всегда подчинялись Москве. В некоторых случаях это приводило к необузданности местных властей. Может быть, именно поэтому некоторые регионы России в конце прошлого столетия перенесли тяжелейший кризис, а другие сумели выстоять и даже показать экономическую стабильность в лихие 90-е. Однако Владимир Путин значительно урезал независимость республик и определил превосходство федерального законодательства над местными законопроектами.

Руководители республик теперь назначаются президентом России, но при этом претендент должен быть одобрен парламентом административной единицы.

Практически все республики России пережили период активных сепаратистских движений. Где-то они были мощными, например, в Чечне, где-то — совсем незаметными. Активная деятельность по расколу страны происходила в Якутии, Татарстане, Башкортостане. Но все конфликты удалось урегулировать мирным путем.

Как правильно писать “в республикЕ” или “в республикИ”?

Например развлекательные заведения республики Алтай или развлекательные заведения республике Алтай

Магазины в республике Алтай или Магазины в республики Алтай

развлекательные заведения республики Алтай

Магазины в республике Алтай

Cклонение слова «Республика» по падежам: именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный. В множественном и единственном числе.

Единственное число:Падеж: Вопрос: Слово:именительный Кто, что? республикародительный Кого, чего? республикидательный Кому, чему? республикевинительный Кого, что? республикутворительный Кем, чем? республикойпредложный О ком, о чём? республике

Множественное число: Падеж: Вопрос: Слово:именительный Кто, что? республикиродительный Кого, чего? республикдательный Кому, чему? республикамвинительный Кого, что? республикитворительный Кем, чем? республикамипредложный О ком, о чём? республиках

Важно знать о склонении слов:

Склонение существительных.Изменение имён существительных по падежам характеризуется изменением их окончаний, которые называются падежными формами. Всего в русском языке существует шесть падежей, каждый из которых имеет свой вспомогательный вопрос.

Для того, чтобы определить падеж имени существительного, нужно попробовать задать к нему один из вспомогательных вопросов.

Также существуют несклоняемые имена существительные, т. е. те, которые имеют во всех падежах одну и ту же форму. К несклоняемым относятся как имена нарицательные (например, “кофе” или “какао”), так и имена собственные (например, “Гёте”).

Как правило, несклоняемыми существительными оказываются слова, заимствованные из иностранных языков. Они могут относиться ко всем трем родам.

Склонение имен числительных.Склонение числительных не имеет единого образца, оно представлено несколькими типами:

1. Числительное один склоняется как прилагательное в единственном числе: один — одного (новый — нового).2. Числительные от пяти до десяти и числительные на -дцать и -десят склоняются как существительные 3-склонения. У числительных на -десят два окончания, так как изменяются обе части: пятидесяти, пятьюдесятью.3. Числительные сорок, девяносто, сто, полтора и полтораста, изменяясь по падежам, имеют только две формы: именительный и винительный падежи — сорок, девяносто, сто, полтора, полтораста; родительный, дательный, творительный, предложный падежи — сорока, девяноста, ста, полутора, полутораста.4. Числительные от двухсот до четырехсот и от пятисот до девятисот склоняются по особому типу.5. Собирательные числительные также склоняются по особому типу. Числительные оба, обе имеют два разных варианта склонения.6. Простые порядковые числительные склоняются как прилагательные: первый (новый) — первого (нового). У сложных порядковых числительных только одно окончание. У составных порядковых числительных изменяется только последняя часть.7. У дробных числительных при склонении изменяются обе части.

Склонение прилагательных.Склонение прилагательных – это изменение их по родам, падежам и числам.

Однако не все прилагательные изменяются и по родам, и по числам, и по падежам. Краткие прилагательные не изменяются по падежам, а прилагательные в форме простой сравнительной степени вообще не склоняются.

Для того, чтобы правильно склонять имена прилагательные, нужно знать их падежные вопросы в обоих числах.

Важно понимать, что окончание прилагательного можно проверить окончанием вопроса. Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/34458518

Источник статьи: http://otvet.mail.ru/question/34458518

Выборы

В либеральных демократиях президент избирается либо непосредственно народом, либо косвенно, в парламенте или сенате. Как правило, в президентской и парламентско-президентской форме управления президент избирается непосредственно народом или косвенно, как это делается в Соединённых Штатах. В этой стране президент официально избирается коллегией выборщиков, избранной государством посредством прямого голосования избирателей. Косвенные выборы президента через коллегию выборщиков соответствуют концепции республики в качестве одной из систем непрямых выборов. По мнению некоторых политологов, прямые выборы придают бо́льшую легитимность избранному президенту и делают более весомым его участие в политической системе. Тем не менее, это понятие легитимности отличается от декларированного в Конституции Соединённых Штатов, которая определяет легитимность президента США в результате подписания Конституции девяти государств о том, что прямые выборы необходимы для легитимности избираемого президента, а также противоречит духу , суть которого фактически является результатом появления в данном манифесте предложения, обеспечивающего избирателям из небольших штатов (государств) немного большего представительства в президентских выборах, чем у представителей более крупных штатов (государств).

В государствах с парламентской системой, как правило, президент избирается парламентом. Эта система непрямых выборов подчиняет президента парламенту, а также ограничивает легитимность президента и превращает большинство президентских полномочий по сути в резервные возможности, которые могут быть реализованы только в редких, практически исключительных, обстоятельствах. Однако существуют и исключения, когда избранный президент имеет полномочия только в осуществлении официальных церемоний, например, в Ирландии.

Российская Федерация[править | править код]

Конституция Российской Федерации 1993 года установила в России республиканскую форму правления.

Баланс властей организован так, что Президент единолично формирует Правительство РФ. При этом Государственная Дума, которая никак не влияет ни на Президента, ни на работу Правительства, вынуждена давать свое согласие на назначение Председателя Правительства под угрозой роспуска. Это приводят «к тому, что законодательная власть в России оказывается в подчиненном положении по отношению к исполнительной и разделение властей существенно нарушается». Такая форма правления характеризуется, как супер-президентская республика. Однако некоторые российские юристы высказывают мнение, что само наличие процедуры дачи согласия на назначение Председателя Правительства в Конституции говорит о смешанной республике. Такие исследователи обозначают российскую республику либо как президентско-парламентскую либо как полупрезидентскую — данная дилемма является дискуссионной в науке российского конституционного права.

Президент Российской Федерации формирует Правительство Российской Федерации и решает вопрос о его отставке (ч.2 ст.117). Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации (ч. 1 ст. 111) и вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии (ч. 3 ст. 117).

Однако, в случае трёхкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111). Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу (ч. 3 ст. 117).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания (ч. 3 ст. 109), в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации (ч. 5 ст. 109), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации (ч. 4 ст. 109).

Президент Российской Федерации может быть отрешён от должности Советом Федерации на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтверждённого заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

В конце 2008 года в российскую конституцию была внесена поправка, усилившая[источник не указан 1931 день] подотчётность правительства парламенту. Согласно ей Правительство России обязано представлять Государственной Думе отчёты о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.

Виды

В зависимости от распределения полномочий между руководителем государства и премьер-министром, классифицируют разновидности республик:

  1. президентскую;
  2. парламентскую;
  3. смешанную.

Типы современных республик дают представление об организации государственных систем управления.


Формы правления

Парламентская

Узнать, что такое парламентская республика, помогает определение парламентаризма. Парламентаризм (определение) – это форма организации государственной власти путем представительства граждан в выборном органе. Зачатки таких государств появились в 18 веке, когда место среди господствующих классов прочно заняла буржуазия. При указанном типе республики парламенту принадлежат ведущие позиции в системе управления и законотворчества. В его компетенции:

  • право избрания президента и отстранения его от власти путем импичмента;
  • формирование кабинета министров (правительства) и контроль за его деятельностью;
  • принятие государственного бюджета.

В парламентском государстве основные рычаги управления находятся в руках премьер-министра. Президенту отводятся исключительно представительские функции. Он представляет страну на международном уровне, утверждает законы, принятые парламентом. Однако реальной силы не имеет.

Эта форма выигрывает за счет максимального применения принципа демократизации. Опасность представляет раздробленный многопартийный парламент, провоцирующий кризисы власти.

Наиболее известные примеры парламентских государств – Германия, Италия, Израиль, Индия.


Парламентская республика

Президентская

Большинство современных республик являются президентскими (около 130). Полнота власти сосредоточена в руках президента, обладающего широкими полномочиями. Ему принадлежит право формирования кабинета министров (правительства), руководство вооруженными силами. Он выступает от лица страны на международной арене. В компетенцию главы государства входит:

  • принятие решения о роспуске парламента;
  • нормотворчество;
  • ветирование парламентских постановлений, в том числе, касающихся принятия законов.

Кардинальное отличие президентского типа республики от парламентского заключается в том, что правительство неподотчетно парламенту и не зависит от его действий. Права ветвей власти жестко регламентированы. Преимущества президентского правления состоят в последовательном осуществлении программы действий, стабильности политической обстановки. Главную опасность представляет усиление господства одного человека, внедрение культа личности.

Первым в мире государством, возглавляемом президентом, стали США в 1787 г. После распада колониальной системы в 50-70-х гг. 20 века многие страны избрали для себя данную форму. Президентскими республиками в настоящее время являются Бразилия, Финляндия, Мексика.

Смешанная

Смешанная разновидность включает типы: президентско-парламентский и парламентско-президентский. Смешанная республика – это форма правления, которая совмещает черты двух основных видов.

Для нее характерно:

  • Существование постов президента и премьер-министра.
  • Избрание руководителя государства через всеобщие выборы.
  • Отчетность правительства перед парламентом.
  • Возможность роспуска парламента по указу президента.

Объем имеющихся у главы полномочий не совпадает с мерой его ответственности, что позволяет ему уклоняться от ответа за принятые решения. Это пагубно отражается на доверии народа к властным структурам.

Смешанные республики — Франция, Польша, Россия, Украина, Армения, Литва.


Смешанные республики

Виды республик и их признаки

Республика (от латинского «общественное дело»)- форма правления, при которой верховная власть принадлежит выборным органам власти, избираемым населением на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями.

Парламентская республика — форма правления, при которой верховная власть принадлежит парламенту.

Президентская республика — форма правления, при которой высшим должностным лицом в государстве является президент, соединяющий в своих руках функции главы государства и главы правительства.

Признаки парламентской республики:

1) правительство формируется парламентом и несёт перед ним ответственность;

2) президент не может быть главой правительства;

3) если парламент выносит вотум недоверия правительству, то оно уходит в отставку;

4) президент обычно избирается парламентом;

5) назначение в правительство получают только депутаты партии, получившей большинство мест в парламенте;

6) членов правительства назначает лидер партии парламентского большинства.

Признаки президентской республики:

1) президент избирается всенародным голосованием;

2) членов правительства назначает президент;

3) президент свободен в выборе кандидатур на правительственные посты.

Признаки полупрезиденткой (смешанной) республики

1) парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом;

2) президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока;).

Признаки РФ, как полупрезидентской республики:

В РФ в случае трёхкратного отклонения представленных Президентом кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы. Также когда Президент не согласен с решением Государственной Думы о вотуме недоверия Правительству, если Государственная Дума в течение трёх месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу).

Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после её избрания, в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации), а также с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

Положительные черты республиканской формы правления: наличие общественного контроля за властью, разделение властей.

Отрицательные черты республиканской формы правления: столкновение интересов социальных групп, порождающее конфликты.

По политическому признаку

Различаются государства и по политическому признаку.

Демократические

Демократия — тип политического режима, который основан на методе коллективного принятия решений с равным воздействием участников процесса на его исход.

Для демократического государства требуется обеспечения ряда прав для каждого члена общества, например, политическое и социальное равенство, свобода, права человека, право на самоопределение и законность.

Существуют разновидности демократии:

Олигархическая. Крупные собственники позволено принимать непосредственное участие в управлении государством, а также гарантирует им гражданские права. Избирательное право подвержено в данном случае имущественным ограничениям. Олигархическая демократия схожа с плутократией, где правящий класс населения проводит политику зачастую в интересах крупного капитала.

Эгалитарная. Цель данной разновидности — достижение политического равенства. Подразумевает равное участие в политических процессах, равные права, равное представительство, равный доступ к значимым для политики ресурсам.

Социалистическая

Данная разновидность демократии фокусирует свое внимание на воле народа, предполагает ликвидацию социальных классов и преимущественно государственную собственность на средства производства. Термин был закреплен от 1919 года Программой Российской Коммунистической Партии, а в конце 1940-х годов был введен термин «Народная демократия», что была разновидностью социалистической демократии.

Либеральная

Также называется буржуазная или конституционная. Основана на ряде положений: верховенство права, влияние граждан на принятие решений, общественный компромисс, мирная смена власти при проведении выборов, правление с согласия народа, система сдержек и противовесов для предотвращения произвола со стороны большинства народа, гарантии гражданских, политических и социальных прав, гарантии прав оппозиции.

Имитационная. Проявляется в ряде атрибутов власти народа, но фактически влияние населения на процесс принятия политических решений крайне мал. Часть граждан лишена избирательного права, избранные представители не определяют всю политику, исполнительная власть подчиняет себе законодательную и судебную власть, система правосудия не обеспечивает соблюдения конституционных принципов. 

Авторитарные

Авторитаризм — тип политического режима, который основан на сильной централизованной власти одного лица (президент, монарх, премьер-министр) или группы лиц (партия).

Сохраняется экономическая, гражданская и духовная свобода граждан. При данном политическом режиме в качестве методов управления государство очень редко применяются массовые репрессии, отсутствует террор, а доминирует командное и административное управление. Силовые структуры подконтрольны государству и зачастую используются в политических целях против оппозиционных сил, средства массовой информации берутся под контроль государства, СМИ необходимо сохранять лояльность к режиму, возможна цензура. Лидеры авторитарных государств не принимают мнения, отличные от их позиции, в том числе и от народа, их маловероятно сменить.

Тоталитарные

Тоталитаризм — тип политического режима, который основа на абсолютном (тотальном) контроле государства во всех отраслях общественной и частной жизни.

Данное понятие появилось в начале 1920-х и предназначалось для режима Муссолини. В то время тоталитарному государству были свойственны неограниченные полномочия власти, уничтожение конституционных прав и свобод населения, репрессии в отношении тех, кто мыслит иначе и милитаризация общественной жизни. В политологии при данном политическом типе власть стремится к полному контролю общества и ставит задачу контролировать всю жизнь населения. Оппозиция при любой ее форме пресекается или подавляется государством.

Немного истории

Во времена существования Российской империи автономных образований не существовало, происходило жесткое подчинение центру — Петербургу. Первые автономии начали появляться только после падения самодержавия в 1917 году. Когда на большей части территории государства уже закончилась гражданская война, республики России начали возникать на территории бывшей империи. Хотя на территории среднеазиатских владений автономии появились сразу после Февральской революции — летом 1917 года, например, Кокандская и Туркестанская автономии.

Что касается районов уже образованных, эти процессы стали происходить только к 1920 году и позже. Автономию своим территориям уже давала РСФСР — Россия. Удмуртская республика была одной из первых, хотя изначально называлась Вотской автономной областью. Столицей является город Ижевск.

В Российской федерации не происходит крупных национальных и конфессиональных выступлений. Черным пятном на все времена останется Чеченская операция. Но нужно понимать, что в тех событиях активное участие принимали внешние силы, которые толкали местных националистов на получение так называемой независимости.

Типы государства, их ключевые признаки

Советская республика

Те, кто вырос в СССР, как Отче наш знают все «15 республик – 15 сестер» своей Родины. Этому детей учили начиная с Букваря.

РСФСР, Украина, Белоруссия, Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Узбекистан, Киргизия, Казахстан, Таджикистан, Латвия, Литва, Эстония и Молдавия – эти 15 сестер знал наизусть каждый советский ребенок.

Советская республика – это форма государственного правления, характерная для стран социалистического лагеря. Основной орган власти – советы, в разных странах они могут именоваться по-разному (ассамблеи, собрания и проч.).

Один из характерных признаков – это отсутствие разделения власти на исполнительную и законодательную. Такая форма государства громко провозглашает демократические принципы, но фактически это тоталитаризм с формальными выборами народных депутатов и жестким подавлением всякого инакомыслия. Одной из разновидностей можно назвать народно-демократическую республику.

Лучше Маяковского про такие республики и не скажешь:

«Чего кипятитесь?Обещали и делим поровну:Одному – бублик, другому дырка от бублика.Это и есть демократическая республика».

В.В. Маяковский, пьеса «Мистерия-буфф», 1918 г.

Парламентские республики

Здесь главная роль в управлении страной отводится парламенту. Всей полнотой власти он наделяет главу правительства. Президент парламентской республики, как правило, очень сильно ограничен в полномочиях и каждое свое решение обязан согласовывать с парламентом. Разумеется, все определяет конкретная конституция. Однако в парламентских странах премьер всегда известнее президента, а за рубежом премьер-министра порой ошибочно принимают за президента.

Стоит сказать, что такая форма государственного устройства на сегодня наиболее приближена к идеалам демократии и ограничивает единоличную власть. Впрочем, частенько это мешает быстро принимать решения и законы. Парламентская республика — самая распространенная форма государственного устройства в Европе.

Типология по государственному строю Часть света Страны Глава страны
Президентские республики Азия Абхазия (частично признанная), Азад Кашмир (частично признанная), Азербайджан, Восточный Тимор, Грузия, Индия, Индонезия, Йемен, Казахстан, Кипр, Северный Кипр (частично признанное), Китайская Республика Тайвань, Республика Корея (Южная Корея), Лаос, Мальдивы, Союз Мьянма, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Филиппины, Южная Осетия (частично признанная) Президент
Африка Ботсвана, Ангола, Бенин, Габон, Буркина Фасо, Гвинея, Бурунди, Джибути, Гамбия, Гана, Гвинея-Бисау, Замбия, Зимбабве, Камерун, Кения, Коморы, ДР Конго, Кот д’Ивуар, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Мозамбик, Намибия, Нигер, Нигерия, Руанда, Сан-Томе и Принсипи, Сьерра-Леоне, Сейшельские острова, Сенегал, Судан, Объединенная Республика Танзания, Тунис, Того, Уганда, ЦАР, Экваториальная Гвинея, Чад, ЮАР, Эритрея, Южный Судан
Америка Аргентина, Многонациональное государство Боливия, Бразилия, Боливарианская республика Венесуэла, Гаити, Кооперативная Республика Гайана, Гватемала, Гондурас, Доминиканская республика, Коста-Рика, Содружество Доминика, Колумбия, Мексика, Парагвай, Никарагуа, Панама, Сальвадор, Перу, Соединенные Штаты Америки, Суринам, Уругвай, Чили, Эквадор
Европа Беларусь, Донецкая народная (непризнанная), Луганская народная республика, Арцах (Нагорный Карабах), Приднестровье (непризнанная), Российская Федерация, Румыния, Турция, Украина, Франция
Океания Кирибати, Маршалловы Острова, Федеративные штаты Микронезии, Палау
Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий