Вилла Адриана в Тиволи

Содержание

Вилла Адриана в Тиволи

Прекрасная Италия, романтичная, звонкоголосая, страстная и гостеприимная, с давних пор манит к себе людей со всего света. Великие художники, певцы, композиторы приезжали и приезжают сюда вдохновляться красотой природы и учиться мастерству у щедро одарённых талантом коллег. Колыбель великих римских императоров, родина знаменитых мастеров живописи, пения, кино сохранила уникальные памятники прошлого. Одной из таких культурно-исторических достопримечательностей является Вилла Адриана в Тиволи, неповторимый архитектурно-ландшафтный шедевр 2 в. н. э., внесённый в число объектов Всемирного наследия.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История строительства

Даже по оставшейся 5-й части построек можно судить о масштабах строительства резиденции для самого прогрессивного из римских императоров Адриана. Он любил путешествовать в сопровождении художников, делающих зарисовки понравившихся императору сооружений. В результате у него возникла идея увековечить своё имя в необыкновенном архитектурном комплексе – так на площади 300 га появилась вилла Адриана.

Спокойное уединённое место Тиволи было выбрано у склонов Тибуртинских гор (30 км от Рима) Император сам проектировал план и детали будущей резиденции – приюта для философских размышлений и погружения в себя. На осуществление проекта ушло 20 лет (117-138 г) практически до самой кончины Адриана.

Архитектура

Различные строения возводились из известняка, добываемого в Тибуртинских горах. На обширной территории разбили роскошные сады, обустроили живописные пруды, выстроили храм, театр, академию, музей, служебные помещения, термы. Множество художественных элементов украшало здания снаружи и внутри. На ипподроме проходили конные состязания. Весь комплекс обнесли высокими крепостными стенами, мощь которых можно ощутить и сегодня. На площади в 1 кв. км возвели 30 объектов, представлявших Грецию, Египет, Азию на основе впечатлений Адриана.

Смешение архитектурных стилей и направлений явило миру настоящие архитектурные шедевры. Из Греции доставлялись античные статуи знаменитых мастеров, часть которых сохранилась до наших дней. Территория резиденции делилась на несколько зон: личное пространство императора (Большие Перистили), дома для свиты, гостевые помещения, служебные и административные постройки. Расположение на склоне позволило соорудить множество фонтанов и бассейнов, используя природный наклон для поступления воды.

Что посмотреть

Сегодня от прежнего «римского Версаля» осталась лишь 5-я часть былого великолепия. Беспощадное время, многовековые раскопки изуродовали архитектурно-ландшафтный шедевр. Несколько столетий он находился в полном забвении, превращаясь в безмолвные руины. В 1400 году (эпоха Возрождения) сюда нанёс визит папа Пий II, увидевший, по его выражению, логовище змей. После этого начались раскопки и последующие исследования. Уникальные находки сейчас хранятся в разных музеях мира.

Но и сегодня здесь есть что посмотреть, чтобы прочувствовать грандиозные масштабы и художественную ценность некогда прекрасного объекта. Посетить тематический музей – дело чести каждого туриста. Полюбоваться водоемами, колоннадами, затейливыми архитектурными деталями можно, прогуливаясь по развалинам древних храмов, библиотек, бань. Поднявшись на панорамную террасу, можно увидеть восхитительные пейзажи. Пойкиле, Ченто Камерелле, Большие и Малые Термы, Претория, Морской театр и другие руинированные объекты поражают воображение.

Пойкиле

Одно из самых грандиозных сооружений на вилле воспроизводит знаменитый афинский памятник «Пойкиле». Он представлял собой прямоугольный перистиль с закруглёнными углами (площадка длиной 232 м. и шириной 97 м, окружённая стенами и колоннадой) До наших дней сохранились фрагменты стен высотой 9 м с сетчатой кирпичной кладкой. Посредине находился бассейн прямоугольной формы (сейчас он очищен и заполнен водой).

Вокруг бассейна располагался, вероятно, ипподром. Комплекс Пойкиле включал в себя помещения для рабов, обслуживающих виллу – «сто комнаток». Они были красиво оформлены, с мозаичными полами, украшенными геометрическими узорами. В северо-восточном угле Пойкиле был сооружён Зал философов (храм стоиков), куда вели 4 боковых входа. На его центральной стене вырезано 7 ниш, предназначавшихся, видимо, для статуй 7 древних мудрецов.

Вплотную к Залу философов примыкало здание круглой формы – Морской театр, выстроенное в 117 г., о чём свидетельствует клеймо на кирпиче. Рядом зиждился эллипсовидный перистиль с ионическими мраморными колоннами, внутри которого был вырыт облицованный мрамором канал 5-метровой ширины. Посредине канала находился островок в виде эллипса, куда вёл мостик, поворачивающийся на оси. Здесь любил отдыхать Адриан, проводя время за чтением свитков.

Малые термы

Проводимые в 20-х годах 20 века раскопки обнаружили несколько строений, объединённых по стилю и архитектуре в комплекс. К ним вела подземная дорога, идущая от Ченто Камерелле (сто комнатушек для рабов) Археологами был сделан вывод, что это римские термы. При тщательном обследовании их условно обозначили как Малые и Большие термы, разделённые двором.

Малые термы предназначались для купания женщин. В сводчатом помещении, украшенном колоннами, ещё сохранились остатки отопительной системы 2-х видов: с сухим горячим воздухом и влажным паром. В стенах видны углубления, в которых устанавливались ванны с водой разной температуры. В отдельных местах сохранились фрагменты плиточного пола.

Вдоль стен купального зала располагались каменные сиденья-ложи, где отдыхали купальщицы после парной. Сегодня остались фрагменты таких лож. Остатки перегородок свидетельствуют о наличии помещений для различных процедур: массажей, обтираний, масок.

Большие термы

Более просторные строения с большими залами предназначались для мужчин. По сути, это был целый комплекс, где купание сочеталось с занятиями спортом, философскими беседами, чтением и т д. Круглый зал, освещаемый окнами, вероятно, служил парильней. Солнечный свет, проникая сквозь окна, нагревал песок на полу, повышая температуру в помещении.

Судя по руинам, здесь был спортивный зал (палестра), в котором мужчины соревновались в скорости, борьбе, выполняли различные упражнения, как это было в традиционных римских банях. После процесса очищения тела скребком начинались водные процедуры. Там, где стенные ниши, сохранившиеся до сих пор, служили шкафами для одежды, была раздевалка.

Процесс купания начинался с парилки (комнаты для потения), затем шло расслабление и погружение в горячие ванны (капидариум). В тепидариуме, служащем переходом к холодным ваннам, мужчины готовились принимать холодные ванны. Можно сделать вывод о великолепии оформления Больших терм по остаткам росписи на штукатурке.

Канопа

Не менее знаменитое сооружение виллы – Канопа. Это бассейн прямоугольной формы (119Х18 м), расположенный между 2-мя холмами в узкой ложбине. Со всех сторон его окружала изящная колоннада с установленными между колоннами грациозными скульптурами. Прекрасный ансамбль посвящён памяти Антиноя, красавца-фаворита Адриана. В 130 г. он утонул, купаясь в Ниле в окрестностях города Каноп.

В одном конце бассейна сохранилось строение – абсида (Серапиум), вероятно, служившее храмом, посвящённым богу Серапису. В центре абсиды видно углубление, где была установлена статуя Сераписа. В нишах боковых стен, предположительно, находились статуи других богов Египта. Антиноя после смерти также обожествили как воскресающего бога.

По описанию Поля Гиро, автора книг о древнем Риме, из храма-абсиды по мраморным ступеням вытекала вода, спускаясь каскадами через ряд бассейнов, расположенных поочерёдно на разных уровнях, и стекала в водоём овальной формы. Через него можно было пройти по красивому мостику к другому краю главного бассейна.

Музей Канопы

По соседству с оливковой рощей в зданиях древних трактиров, ограничивающих долину, расположен тематический Музей Канопы. В нём находятся экспонаты, которые остались здесь после расхищений на заброшенной вилле. Знаменитые статуи Дискобол, Диана Версальская и 300 других шедевров рассредоточены по разным музеям мира. Найденные при раскопках скульптуры работы греческих, римских, египетских мастеров нашли своё место в этом музее, чтобы стать наглядной иллюстрацией искусства ваяния древности.

Среди уникальных раритетов есть дорические и ионические колонны, различные столбы и опоры. Большой интерес вызывают 4 кариатиды, поражающие виртуозностью исполнения. Нельзя не восхититься величественностью статуй Венеры, Меркурия и Марса. Впечатляет экспрессивная фигура мраморного крокодила. Здесь много копий, сделанных римскими мастерами с греческих скульптур: Нил, Тибр, Венера Книдская, Амазонки и др.

Золотая площадь

Недалеко от Музея Канопы зиждятся руины обзорной башни, откуда император наблюдал за звёздами. Она была сооружена рядом с личными апартаментами Адриана, центром которых является Золотая площадь. Она представляла собой атриум длиной 61 м, шириной 51 м, окружённый двумя рядами ионических колонн. На южном конце площади был обустроен Зал аудиенций – роскошно оформленное помещение 8-угольной формы.

Сохранившая часть колонн и фрагменты украшений стен свидетельствуют о богатых живописных интерьерах зала, где проходили важные встречи. Для большего удобства зал соединили с покоями императора крытой галереей. Насколько роскошным было убранство Золотой площади можно судить по остаткам пола, отделанного цветным мрамором в виде выразительных орнаментов.

На площади в отдельном скромном здании находились вигилиевские казармы (вигилии – ночные стражи) Как объект досуга был оборудован рыбный бассейн, от которого остались фрагменты полуразрушенных колонн, прямоугольная чаша и следы ограждения. От Зала дорических пилястр, где заседал суд, осталось 6 квадратных колонн с рельефной штукатуркой. Здание библиотеки, делившееся на римскую и греческую, окружал большой сад с интересными фонтанами.

Интересные факты

Одно из уникальных античных сооружений – Морской театр частично восстановили на средства богатого итальянца. Предприимчивый бизнесмен использует фото удивительной виллы на острове в рекламных целях, привлекая внимание туристов. Остов круглого строения, в центре которого видны остатки фундаментов небольших помещений и колонн, омываемый водами канала, выглядит очень романтично.

Чтобы величайший памятник Римской эпохи продлил свою жизнь, архитекторы, инженеры и скульпторы создали реконструкцию виллы в виде объёмного макета, максимально точно воспроизведя все объекты шедевра. Сегодня можно посмотреть мини-копию виллы Адриана, макет которой установлен в небольшом домике рядом с автопарковкой. В 2010 г. здесь снимали документальный фильм «Новости о раскопках». Но ещё осталось немало тайн, скрытых поросшей оливами забвения землёй.

Время работы и цены на билеты

Потрясающий музей под открытым небом принимает посетителей с 9 утра и закрывается за 1,5 часа до наступления темноты. Точное время закрытия зависит от времени года. 1 января, 1 мая, 25 декабря – выходные.

Цены на билеты варьируются следующим образом:

  • Общая стоимость билета – 8 €, граждане Евросоюза – 4 €;
  • Март-октябрь – билеты для школьников – 1€.
  • Апрель-октябрь (ежегодная выставка) – 11€, льготный (дети, пенсионеры) – 7€. 1-е воскресенье каждого месяца – вход б/п.

Экскурсии

Если вы хотите сделать посещение Виллы Адриана увлекательным путешествием в легендарное прошлое, стоит это сделать с опытным гидом. Самостоятельный осмотр величественных руин не даст яркого представления о величии и грандиозности памятника. В сопровождении гида, изучившего в тонкостях все хитросплетения объектов, вы получите истинное наслаждение, погружаясь в далёкую историю.

С его помощью сможете оценить масштаб и уровень зодчества римской эпохи, восхититься силой художественного искусства создателей архитектурного шедевра. Вы можете заранее выбрать экскурсию, познакомиться с резюме гида, с отзывами других туристов о нём и согласовать с ним все детали по предстоящей экскурсии.

Где находится и как добраться

Вилла находится в 4 км от г. Тиволи в 30 км от Рима. Учитывая огромный туристический интерес, из Рима часто отправляется общественный транспорт. Самый распространённый способ приехать в Тиволи (Тибур) – электричка, отправляющаяся ежечасно с вокзала Тибуртин. Несколько раз в день ходит электричка с вокзала Термини. С вокзала на вокзал можно добраться на метро. От вокзала в Тиволи на виллу каждые 15-20 минут ходят комфортабельные автобусы N 4. Если вы не стеснены в финансах, самый удобный способ, когда вас из отеля забирает гид, отвозит и привозит назад.

Вилла Адриана в Тиволи

Вилла Адриана (Villa Adriana) в Тиволи – одна из самых примечательных античных построек на территории региона Лацио (Lazio). Строение относится к II веку нашей эры. Несмотря на полуразрушенное состояние, привлекает размахом архитектурного замысла и совершенством его воплощения.

История создания

Римскому императору Адриану (Publius Aelius Traianus Hadrianus), знаменитому философу античности, была ненавистна роскошь и сутолока дворца на Палатинском холме. Требовался уголок для уединенных размышлений и занятий науками на лоне природы.

Так возникла идея построения загородной резиденции. Место для нее было выбрано неподалеку от городка Тибур (Tibur), ныне Тиволи (Tivoli), и манило прелестным ландшафтом и умиротворяющей тишиной, милой сердцу императора-философа. Землей владела по наследству супруга Адриана – Вибия Сабина. Ранее здесь находилась усадьба II-I века до нашей эры. Атриум старой виллы было решено сохранить, другие помещения император перестроил и расширил в соответствии со своими предпочтениями.

Строительство началось в 118 г. и продолжалось до самой смерти Адриана в 134 г. Легенда гласит, что проект своей виллы правитель разработал самостоятельно. Теперь уже сложно установить, так ли было на самом деле, но его активное участие в этом деле очевидно.

Резиденция включает более 30 объектов, все они носят названия провинций Римской империи, посещенных Адрианом.

Превыше всего император ценил свой покой, благодаря чему вилла имеет разветвленную систему подземных ходов для прислуги и телег с припасами. Адриан не хотел, чтобы голоса прислужников и скрип тележных колес беспокоили его семейство и гостей.

Сооружения виллы

Первоначальная площадь виллы составляла 300 га, из которых сооружения занимали 1 кв. км. На сегодняшний день сохранилась только пятая часть комплекса. Мы не знаем доподлинно, в честь каких именно провинций называл строения своей виллы привередливый император. Точно идентифицирована лишь Канопа (Canopus), остальное – предположения исследователей, не подтвержденные строгими доказательствами.

Основным строительным материалом виллы служил местный известняк тибуртин. Для арок и других архитектурных элементов использовалась плинфа – тонкоплиточный кирпич толщиной 2,5 см. Непосредственно к вилле ведут два пути: кипарисовая аллея и асфальтированная дорога неподалеку от старого сада с оливковыми деревьями.

Печиле

Печиле (Pecile) – прямоугольная площадь размерами 232 на 97 м, расположенная за мощной девятиметровой стеной недалеко от входа. Когда-то была окружена стеной с изящными двусторонними портиками, которые сейчас разрушены почти полностью. В центре площади находится небольшой пруд. Не исключено, что сооружение являлось имитацией древнегреческого стадиона. К Печиле примыкает Ченто Камерелле (Cento Camerelle) – «сто комнатушек» для рабов, обслуживавших императорское семейство и гостей.

Подземная дорога

В нижней части Ченто Камерелле найдена подземная дорога, ведущая к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme), отделенным друг от друга небольшим двориком.

Исследователи предполагают, что Термы предназначались для раздельного купания мужчин и женщин.

В банных помещениях сохранились остатки систем отопления двух типов – сухого (нагретый воздух) и влажного (горячий пар). Площадка рядом с Большими Термами – палестра – предназначалась для упражнений в борьбе и фехтовании. Здесь же находился закрытый зал для игры в мяч.

Претория

Позади Больших Терм располагается Претория – многоэтажное помещение для императорской гвардии. Это наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы.

Канопа

Прототипом Канопы (Canopo) является египетское поселение Каноб (ныне Абукир), где утонул Антиной, фаворит императора. Это самый интересный из объектов усадьбы, представляет собой пруд размерами около 100 на 20 м, украшенный по периметру скульптурами и колоннами (не сохранились). Около Канопы был построен Серапеум – имитация египетского храма Сераписа. Со свода Серапеума можно насладиться отличным видом на Термы и Канопу с рядом раскидистых пиний.

Музей Канопы

Музей Канопы располагается в античных зданиях трактиров (tabernae), окружающих ее долину справа. Содержит небольшую коллекцию древнегреческих статуй и римских слепков, жемчужина которой – копия статуи Венеры Книдской.

Золотая площадь

Золотая площадь, расположенная в северо-восточной части виллы, представляет собой просторный атрий с двойным портиком, открытая часть которого состояла из шестидесяти гранитных и мраморных колонн. На одной стороне ее находится имперский зал с хорошо сохранившимся куполом на восьми мраморных колоннах и вестибюль с изысканными мозаиками пола.

Морской Театр

Морской Театр (Teatro Marittimo) отличается затейливой архитектурой – круглое помещение на круглом острове, обрамленном водным каналом и стеной цилиндрической формы с круглой колоннадой. Мосты, ведущие к острову, управлялись только изнутри. Предполагается, что здание на острове использовалось для уединения императорского семейства, поэтому его часто называют Островной виллой.

Дальнейшая судьба

Адриан предпочел поселиться в загородной усадьбе, отсюда и правил империей до заката своих дней. Его потомки не увлекались философией, поэтому использовали ее только как летнюю резиденцию. В конце III в. вилла была отреставрирована императором Диоклетианом (Aurelius Valerius Diocletianus), позднее Константин Великий (Flavius Valerius Aurelius Constantinus) вывез отсюда некоторые произведения искусства для своего дворца в Константинополе. В VI в. остготы и византийцы разбивали здесь походные лагеря, вилла разрушалась и приходила в запустение. В средние века жители Тиволи использовали ее в качестве источника строительных материалов для своих домов.

Впервые археологические раскопки были проведены лишь в XVI в., тогда же по приказу кардинала Ипполито II (Ippolito II d’Este) с усадьбы было вывезено множество статуй и мраморных колонн для украшения виллы д’Эсте в Тиволи. В XVIII в. часть виллы Адриана принадлежала графу Джузеппе Феде (Giuseppe Fede), который высадил кипарисы, растущие там до сих пор. С 1870 г. вилла является государственной собственностью Италии, с 1999 г. – объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Интересные факты

  • Портики виллы были умышленно занижены, чтобы император, человек небольшого роста, мог чувствовать себя высоким и величественным.
  • Здесь было найдено множество ценнейших античных статуй – Антиной (Antinous, Капитолийский музей), Диана-охотница (Diana, Лувр), Дискобол (Diskobolos, Британский музей).
  • На территории виллы проводились съемки фильма «Новости о раскопках» (2010 г.).

Как добраться

Вилла Адриана находится в 4 км от Тиволи. Добраться можно автобусом №4, идущим от центральной площади города. Расписание автобусов вывешено на сайте www.cattivoli.com.

  • Проще и познавательней – заказать индивидуальную экскурсию из Рима – вас заберут из отеля и покажут все виллы в Тиволи, расскажут интересные факты и довезут обратно.
  • Пошаговая инструкция, как добраться из Рима в Тиволи за 3 евро.
  • Если желаете добираться самостоятельно, самый быстрый и комфортный способ – заказать трансфер у Сержио Рим-Тиволи за 60 евро, время в пути около 45-60 минут.

Время работы и билеты

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты. Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро). С марта по октябрь проводятся экскурсии для школьников по 1 евро с человека. В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный. Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.

Ciao,bella Италия.

Вилла Адриана в Тиволи

Любой архитектор, создав такой шедевр, как Пантеон, должен был почить на лаврах, но император Адриан и стоящий за ним в тени архитектор Аполлодор не давали себе отдыха. Словно бы видя в жизни единственную цель – строить, они выдвигали все новые и новые проекты, и среди них самый грандиозный – императорская вилла в Тибуре (современный город Тиволи). Ее часто называют «римским Версалем», хотя было бы справедливей называть Версаль «французским Тибуром».

Вилла мыслилась как воплощение лучших достижений человеческой культуры. На почву Италии должно было быть перенесено самое замечательное из того, что видел император во время своих путешествий, чтобы он, не покидая Италии, чувствовал себя живущим то в Афинах, то в Александрии. Вилла, в отличие от Пантеона, строилась не для потомства, а для себя. Она должна была стать своего рода заповедником красоты в мире, который был враждебен и чужд.

Ее территория составляла более одного квадратного километра, что сопоставимо с размерами знаменитого города Помпей. Виллу начали строить в 117 году, но основные строительные работы велись в 118-138 годах. Император Адриан сам руководил строительством, однако окончание работ он так и не увидел, многое было завершено только после его смерти.

Что же представлял собой император Адриан? Он получил власть в 41 год, после смерти императора Траяна. Это был мужчина высокий, видный, в полном расцвете сил, неутомимый пехотинец и отличный всадник, неустрашимый и ловкий охотник, сразивший копьем не одного крупного зверя и даже льва.

Изображения Адриана на монетах и статуях говорят о правильных, мужественных чертах лица, густых, ухоженных волосах и бородке. Его бородка стала потрясением для современников, ведь он первым из императоров отрастил ее. Все предыдущие цезари старательно брились в полном соответствии с древнеримской модой, а после Адриана, наоборот, на протяжении целых двух столетий, государи Рима носили бороды, разумеется, разной длины и всевозможных видов, в зависимости от моды и собственных вкусов. Почему же именно Адриан столь решительно нарушил традицию? Ведь в его время бородатыми были лишь интеллектуалы, как бы мы выразились теперь, то есть профессора, философы, писатели, а также служители разных культов. В том-то и дело, ведь, отпуская бороду, Адриан стремился показать всем, что он прежде всего интеллектуал. И он действительно был таковым, хотя прослужил в армии не один год, с самых юных лет, и, будучи офицером, всегда отлично справлялся со своими обязанностями, что отличало его и впоследствии в любой должности военного.

Адриан не просто увлекался поэзией, но и любил ее, а также искусство в целом, философию, риторику, мистику, все таинственное и древнее, а больше всего древнегреческую культуру. Он сам писал стихи, составлял речи, писал прозаические произведения, в том числе написал и автобиографию, к сожалению, не дошедшую до нас. А также рисовал, создавал скульптуры, набрасывал эскизы построек. Император желал быть первым и оригинальным чуть ли не во всех областях культуры и искусства.

Очень любил путешествовать. Он правил империей 21 год, и половину этого срока провел в путешествиях. Ни один из его предшественников не мог в этом с ним сравниться. И в прежние времена цезарям не раз приходилось отправляться в дальние края, но делалось это всегда вынужденно и главным образом для ведения войн. Адриан первым из императоров понял, насколько важно государю собственными глазами увидеть, чем живут провинции, как бы далеко они ни были от столицы империи. Вот он и стал последовательно знакомиться с жизнью провинций, лично проводя инспекции, причем делал это обстоятельно, глубоко и всесторонне, посещая не только города, но и военные лагеря.

Трудности путешествий не отпугивали Адриана, он испытывал удовольствие, познавая новые страны, и с интересом знакомился с тем, что было до сих пор ему неизвестно. У него всегда находилось время и силы познавать новое, то, что он считал достойным внимания, будь то чудеса природы или невиданные произведения искусства и архитектуры. И что интересно, Адриановы инспекции повсеместно оставили след в истории, сохранившей нам свидетельства пребывания императора в самых разных местах Римской империи в виде построек, статуй, надписей и монет, которые чеканили отдельные города в память пребывания у них высокого гостя.

Лучше всего Адриан чувствовал себя в Афинах в окружении прекрасных произведений искусства и замечательных памятников старины, чья родословная уходила в далекое, легендарное прошлое Античности. Тут жили Сократ и Перикл, Платон и Аристотель, Софокл и Демосфен. Греческим языком Адриан овладел еще в детстве, он был пленен культурой Древней Греции, прекрасно знал историю страны, ее литературу, был подлинным ценителем культурных ценностей этой колыбели европейской цивилизации.

Адриана считают одним из величайших государственных деятелей в истории не только Римской империи, но и человечества. Прославился он не великими завоеваниями, покорением новых земель и присоединением их к империи, но прежде всего как мудрый и дальновидный правитель, многое сделавший для укрепления отечества. Это способствовало укреплению экономики страны и благосостоянию ее граждан. Своей главной целью Адриан считал сохранение мира. Этого приоритета своей внешней и внутренней политики он придерживался во все годы своего правления.

Никто из римских цезарей не сравнится с ним по количеству построенных зданий, крепостей, акведуков, мостов, водопроводов и различных ирригационных сооружений, а также проведенных дорог. Доказательством его разносторонней строительной деятельности являются в наши дни лишь внушительные руины, сохранившиеся в разных уголках на территории бывшей огромной Римской империи, в разных ее провинциях. Разумеется, больше всего их можно видеть в самом Риме. Из наиболее заметных архитектурных шедевров Вечного города, возведенных по велению Адриана, назовем самые главные – Крепость Святого Ангела, каменный мост Святого Ангела, Пантеон, храм богинь Венеры и Ромы на римском Форуме ( со стороны Колизея).

И так, в окрестностях Рима, в обширном парке вырос целый комплекс виллы Адриана – местопребывания императора, уставшего от постоянных поездок и государственных забот. Впрочем, Адриану стоило немалых трудов и средств по обустройству этого райского уголка по своему вкусу. В основу положена воистину императорская идея.

Вилла Адриана строилась как неприступная крепость с высокими стенами. Их мощь можно оценить и сейчас, прогуливаясь в районе Палестры и Темпейской долины. На виллу вели несколько дорог, которые тщательно охранялись. К тому же вилла была поделена на несколько зон: личные покои императора, доступ куда был строго ограничен; помещения для гостей и свиты; служебные постройки, в которых размещалась многочисленная прислуга.

Многое в композиции виллы определялось ландшафтом местности. Построенная на склоне холмов, она ориентирована приблизительно с севера на юг. То, что вилла была построена на склоне, позволило использовать природный наклон местности при устройстве бесчисленных фонтанов и бассейнов, украшавших сады и здания. В плане вилла представляет собой четыре группы сооружений: так называемая зона Больших перистилей (где находились жилые апартаменты императора), Печиле, Каноп и Академия. Каждая из них была четко организована вокруг своего центра.

Это воспроизведение поразившего императора был храм Сераписа в египетской Александрии, на канале Нила. Он использовался, вероятно, не только как святилище, но и как летний триклиний для пиров на открытом воздухе или для спектаклей.

Зарисовка Пиранезе показывает, насколько еще в конце XVIII в. был богат этот памятник.
Раскопки, начатые в 1951 г. под руководством Ауриджемы и продолженные Р. Види,
восстановили облик древнего Канопы. Канал вновь был наполнен водой. Были восстановлены древние скульптуры, представляющие большую художественную ценность.

Вилла Адриана внесена в 2001 году в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО как наиболее сохранившийся образец императорской виллы и александрийского сада, типичного для Рима времён империи.

Вилла открывается в 9:00, закрывается за полтора часа до наступления темноты.
Стоимость билета 8 евро, граждан Евросоюза – 4 евро, в период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь) – 11 евро (льготный 7 евро).
В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.
Выходные дни – 1 января, 1 мая и 25 декабря.
Официальный сайт виллы Адриана: www.villa-adriana.net

Источники :
А.И.Немировский – В лабиринтах археологии
А.Кравчук – Галерея римских императоров




Новые предложения каждый день: отелей, апартаментов, вилл и не только. на любой бюджет!

Вилла Адриана

Можно только представить, какой была вилла во времена императора Адриана. Большая территория, много строений, зелени, прудов, цветов. Это был небольшой город со всем необходимым для императора. Сегодня сохранилась лишь пятая часть того масштаба и великолепия.

В двадцати пяти километрах от Рима стоит небольшой город Тиволи. В окрестностях городка сохранился архитектурный комплекс II века н.э. – античная вилла императора Адриана (Villa Adriana).

История создания виллы

Эта вилла была задумана Адрианом как место уединения, душевного отдыха от суеты многолюдного Рима. Император был деятельным человеком – политиком, оратором, искусным охотником, архитектором-самоучкой. Виллу он проектировал сам, а построена она была в 118-134 годах.

Будучи увлечённым путешественником, Адриан решил воссоздать на площади в 1 кв.км многие чудеса, которые ему довелось видеть в поездках по миру. В комплекс вошло около тридцати различных строений, копирующих в миниатюре уголки Греции, Египта, загадочной Азии. Названия этих построек повторяли имена мест, которые запомнились императору; в их облике смешалось множество архитектурных стилей и направлений.

На виллу привозили статуи работы греческих мастеров. Некоторые из античных пластических произведений сейчас установлены на территории виллы, самые ценные выставлены в Музее Канопы. Значительную часть скульптур Константин I вывез в Константинополь, многие из них были расхищены варварами в VI веке.

Комплекс возводили из местного известняка. Строения были расположены на разных уровнях на известняковой террасе, которая постепенно переходила в долину. Император хотел покоя, но для обслуживания виллы требовалось участие множества слуг. Чтобы не нарушать покой властителя суетой, для прислуги были проложены подземные коридоры.

Что можно посмотреть на вилле сегодня

Сохранилась прогулочная площадь Печиле (Pecile) с бассейном в центре, которая когда-то была окружена стеной с изящными портиками.

Ченто Камерелле (Cento Camerelle) примыкает к Печиле. Это «сто комнатушек» для рабов, которые обслуживали императорское семейство и гостей.

В нижней части Ченто Камерелле проходила подземная дорога, которая вела к Большим (Grandi Terme) и Малым Термам (Piccole Terme). Бани разделял небольшой дворик, так как они предназначались отдельно для мужчин и женщин.

За Большими Термами находится Претория, наиболее хорошо сохранившаяся часть виллы. Это многоэтажное помещение для императорской гвардии.

Морской театр или Островная вилла – изящный островок, окружённый колоннадой и кольцевидным каналом (император любил уединяться на этом острове).

Пережил века атрий Золотая Площадь, увенчанный парусным куполом. Остались фрагменты библиотеки, залы для торжеств и приёмов, храмы.

До сих пор на территории виллы существуют древние искусственные пруды и каналы, в том числе – легендарный водоём Канопа (Canopo). Сооружение напоминает египетское поселение Каноб около современного Абукира, в котором утонул Антиной – фаворит императора (на территории виллы было найдено несколько статуй, изображающих Антиноя). Вдоль водоёма помещены слепки 4-х кариатид и 2-х силенов.

Туристы могут увидеть остатки Греческого театра, широкий канал, ведущий вдоль всей территории к храму Сераписа, старинный оливковый сад и кипарисовую аллею, посаженную в VIII веке.

Грандиозная территория античного ансамбля, яркие архитектурные формы и великолепное скульптурное оформление сделали виллу Адриана уникальным памятником римской культуры. Из трёхсот гектаров, которые занимали строения и сады, сохранилась лишь пятая часть. Комплекс разрушен временем и людьми. Объект Villa Adriana внесён в реестр ЮНЕСКО.

Время работы

Вилла Адриана открыта ежедневно с 09:00.
Время закрытия — за 1,5 часа до наступления темноты.

Выходные дни – 25 декабря, 1 января, 1 мая.
Точную информацию смотрите на сайте.

Билеты

Полный билет — €8;
льготный — €4.

В период проведения ежегодной выставки (с апреля по октябрь)
полный — €11;
льготный — €7.

В первое воскресенье каждого месяца вход бесплатный.

Как доехать

Ехать от вокзала Термини в Тиволи на поезде чуть больше 1 час. Поезда от вокзала Тибуртина отправляются чаще и ехать около 1 часа. Ваша остановка — Tivoli.

Билеты можно купить в вокзальных автоматах, в газетных киосках или на сайте железных дорог Италии. Не забудьте их прокомпостировать в автоматах, расположенных в начале платформ. Действительны они в течение 6 часов с момента компостирования.

Как я экономлю на отелях до 20%?

Все очень просто – ищите не только на букинге. Я предпочитаю поисковик RoomGuru. Он ищет скидки одновременно на Booking и на 70 других сайтах бронирования.

Тиволи за один день: вилла Адриана и вилла д’Эсте

А замечательная вилла кардинала Ипполито II д’Эсте, созданная в 1550 г., очарует вас своими рукотворными и природными красотами, многочисленными фонтанами, создающими здесь атмосферу далёкого прошлого.

Вилла Адриана

Вилла Адриана занимает столь обширную территорию и может похвастаться столь великолепной сохранностью, что по праву считается самой знаменитой виллой в окрестностях Рима. Кроме того, благодаря уцелевшим постройкам виллу можно назвать одним из наиболее удивительных и важных памятников древнеримской архитектуры.

Начало её строительства, вероятно, приходится на 126 г. н.э., после возвращения императора Адриана (правил в 117-138 гг. н.э.) из долгой поездки по восточным провинциям. Именно это путешествие вдохновило императора на то, чтобы воспроизвести на своей вилле те места и здания, которые сильнее всего поразили его: афинские лицей, академию и расписной портик Стоа Пойкиле, Канобский рукав в дельте Нила, Темпейскую долину в Фессалии.

Хотя вилла Адриана построена на традиционных схемах римских загородных особняков, её структура отражает и увлечение своего хозяина архитектурой: по ней видно, как император давал волю своим творческим наклонностям и выработал не одно новаторское архитектурное решение. После смерти Адриана вилла перешла во владение его наследников, которые отреставрировали и украсили её.

Упадок виллы начался при императоре Константине (правил в 306-337 гг. н.э.), который вывез часть хранившихся здесь предметов искусства в Константинополь. Во время варварских набегов усадьба подверглась полному опустошению, а в средневековье жители города Тиволи использовали её как источник стройматериалов. Начиная с эпохи Возрождения, изучением руин виллы стали заниматься многие знаменитые художники; кое-кто из них не преминул даже оставить здесь автограф. С XIX в. начались раскопки и реставрация согласно научным критериям. Модель-реконструкция виллы представлена в начале обзорного маршрута. Первым его этапом является просторный портик Печиле (созданный по образцу афинского Стоа Пойкиле), в центре которого находится сад и бассейн; здесь можно было подолгу гулять на солнце или в тени.

Из северо-восточного угла Печиле можно перейти в Зал Философов — просторное помещение с нишами, где, вероятно, находилась библиотека.

Далее следует «Островная вилла» или «Морской театр» — круглое здание, окружённое колоннадой. Посередине расположен окружённый каналом островок, куда вели четыре мостика, а на нём — небольшая вилла с различными помещениями и термальным оборудованием. Предполагается, что здесь императору нравилось уединяться, посвящая себя любимым занятиям: музыке, поэзии и живописи.

К югу от «Морского театра» расположен термальный комплекс с солнечным отоплением: несколько помещений с бассейнами для холодной и тёплой воды соединены с большим кругам залом, который также занят бассейном; под землёй находилась система отопления, а в стенах было пять широких окон, чтобы солнечный свет свободно проникал внутрь и согревал помещения терм. В центральном бассейне, вероятно, парились или принимали песочные ванны.

С восточной стороны Печиле расположен двор — учёные полагают, что здесь был нимфей — и несколько построек, среди которых банкетный зал. Чуть дальше находятся Малые и Большие термы. Там хорошо сохранились все стандартные для таких античных комплексов помещения: спортивная площадка под открытым небом, раздевалки, бассейны для горячей и холодной воды.

За этими комплексами вы увидите небольшую искуственную долину — узкую и длинную: это так называемый Каноб, воспроизводящий природу дельты Нила неподалёку от Александрии. В центре вы увидите бассейн, окружённый колоннами, а в глубине — полукруглый монументальный фонтан и храм Сераписа с египетскими скульптурами и статуями Антиноя — юноши-фаворита императора, погибшего в Египте при загадочных обстоятельствах.

Вернувшись назад, можно пройти через Преторию и Казарму охранников (оба помещения, возможно, были попросту складскими), после чего вы окажетесь у императорского дворца. Здесь находились четыре основных группы построек: Золотая площадь, Дорический атрий, Дворцовый перистиль и Библиотечный двор.

Золотая площадь состоит из большого двора, обнесённого портиком с колоннами и окружённого группой помещений, расположенных вокруг большого восьмиугольного пространства (где, возможно, проводились летние банкеты). Дорический атрий — это просторный зал с портиком; возможно, когда-то он был двухэтажным. Через Дворцовый перистиль вы можете пройти в Библиотечный двор; здесь вокруг портика с колоннами коринфского ордера расположены различные постройки. С одной стороны находятся комнаты для гостей, а в глубине двора стояли два здания, где предположительно были латинская и греческая библиотеки.

Отсюда можно подняться к Павильону Темпе с панорамной террасой — трёхэтажному сооружению, откуда открывается вид на долину внизу, спроектированному по образцу знаменитой Темпейской долины в Фессалии. Дальше, за маленькой рощей, расположен домик Феде, построенный в XVIII в. поверх нимфея, и небольшой театр на 500 мест для частных спектаклей, которые ставились для императора и его приближённых.

Контакты

Адрес: Вилла Адриана, Тиволи
Официальный сайт: www.villaadriana.beniculturali.it

Вилла д’Эсте

Вилла д’Эсте — шедевр итальянского садово-паркового искусства и объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, известная своим потрясающим ансамблем фонтанов, нимфеев, гротов, гидравлических приспособлений и музыкальных устройств, который послужил образцом для многих европейских садов и парков эпохи маньеризма и барокко.

Сад виллы д’Эсте — это прежде всего часть великолепного ландшафтного, художественного и исторического контекста Тиволи. Он расположен на участке, богатом оврагами, пещерами и водопадами, где много тысяч лет шла война между камнем и водой. Мощные сооружения и нагромождения террас напоминают Висячие сады Семирамиды — одно из семи чудес света древнего мира, а водопроводные конструкции, включающие в себя подземный туннель, свидетельствуют о инженерных познаниях древних римлян.

Кардинал Ипполито II д’Эсте, разочарованный тем, что не был избран папой, решил создать виллу с размахом, достойным дворов Феррары, Рима и Фонтенбло, возродив великолепие соседней виллы Адриана. В 1550 г. он стал правителем Тиволи и в тот же год придумал разбить сад на крутом склоне здешней долины, однако полноценный архитектурный проект виллы появился лишь в 1560 г. Его авторами стал художник, археолог и архитектор Пирро Лигорио, а воплощать задуманное взялся придворный зодчий Альберто Гальвани.

Над украшением залов дворца работали ведущие представители римского искусства периода позднего маньеризма: Ливио Агрести, Федерико Дзуккари, Дуранте Альберти, Джироламо Муциано, Чезаре Неббья и Антонио Темпеста. К моменту смерти кардинала (1572 г.) обустройство виллы было почти завершено.

С 1605 г. кардинал Алессандро д’Эсте распоряжается провести новые работы, чтобы отреставрировать и восстановить гидравлические системы и садовую растительность, а также внести некоторые новшества в структуру сада и в ансамбль фонтанов.

Ещё один этап работ был проведён в 1660-70 гг., и примечателен он тем, что участие в нём принял сам Джан Лоренцо Бернини.

В XVIII в. из-за отсутствия должного обслуживания вилла пришла в упадок, а с переходом её во владение дома Габсбургов ситуация стала ещё хуже. Сад постепенно зарос, фонтаны были отключены и вышли из строя, а коллекцию античных статуй, собранная ещё в эпоху кардинала Ипполито, разделили и увезли в различных направлениях.

В таком состоянии вилла пребывала вплоть до середины XIX в., когда кардинал Густав фон Гогенлоэ, взявший её в долгосрочную аренду у герцогов Моденских в 1851 г, инициировал работы по восстановлению комплекса. В скором времени усадьба снова стала центром культурной жизни: с 1867 по 1882 гг. в гости к кардиналу не раз приезжал музыкант Ференц Лист (1811-1886 гг.), сочинивший здесь «Фонтаны виллы д’Эсте» для фортепиано. Здесь же, в 1879 г., Лист отыграл один из своих последних концертов.

Вилла императора Адриана – памятник наследия ЮНЕСКО

Вилла Адриана – это широко раскинувшийся археологический комплекс времен Римской империи в районе города Тиволи.

Находится в собственности Италии, и управляется Центральным Музеем Лацио. Входит в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

История создания

Вилла Адриана создавалась в соответствии с римской архитектурной традицией, и проходила в три этапа – 118-121 годах, 125-128 и 134-138 годах. Располагается на краю известняковой террасы, что идет от Тибуртинских гор.

На данный момент сохранилась лишь 1/5 часть от первоначальных 300 гектаров площади виллы. В ее состав входило около 30 зданий, разбросанных по всей площади.

Огромный архитектурный комплекс, состоящий из бань, дворцов, театров, арок и спортивных залов стал своеобразной репродукцией всех тех мест, которые впечатлили Адриана за время его поездок. Известно также, что каждому из зданий, император Адриан давал и названия тех городов, которые он посетил.

Во времена своего правления, Адриан и его преемники использовали виллу в качестве своей летней резиденции, но спустя некоторое время перестали ей пользоваться, абсолютно о ней позабыв.

Архитектура

Вилла была построена в лучших традициях римской архитектуры, на участке, принадлежавшем жене Адриана.

Вилла была построена на склоне, что позволило использовать это при сооружении и устройстве многочисленных фонтанов и бассейнов, украшавших архитектуру.

Наиболее высоко лежащие точки Академия и Золотая Площадь лежат на высоте 100 метров над уровнем моря.

Задумка построения виллы оказалась такова, что главный центральный вход располагается в самой низкой точке местности, а потому истинные размеры виллы оказываются скрыты для глаз посетителя. Систематические археологические раскопки на вилле никогда не проводились, однако именно отсюда произошли одни из наиболее известных античных статуй: Капитолийские Кентавры, Дискобол, Диана Версальская, Капитолийский Антиной.

Наибольший интерес с точки зрения инженерии, является сложнообразованная форма внутреннего пространства центрального вестибюля, в которой представлено чередование полукруглых и одновременно прямоугольных ниш.

Предназначение виллы Адриана

Вилла представляла собой четыре группы сооружений, а именно: зону Больших перистилей (жилые апартаменты императора), Пойкиле, Каноп и Академию.

Основной идеей ее создание было место для отдыха с уникальным набором произведений искусства различных культур и цивилизаций. К примеру, по желанию императора на участке были воспроизведены и некоторые известные места греческого мира – Темпейская долина, простиравшаяся у отрогов Олимпа.

Так во времена постройки виллы сюда доставлялись как копии, так и подлинники известных на тот момент произведений искусства – разнообразных фресок, скульптур, кариатид.

Помимо своего основного предназначения – места отдыха и уединения, тут также были созданы библиотека, сады, музеи, башни, храмы, и многое другое.

Вилла сегодня

После Адриана вилла служила загородной резиденцией нескольким императорам, но в период падения Римской империи была заброшена и пришла в негодность. Сегодня она является образчиком императорской виллы и александрийских садов, и внесена в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Территория виллы и всех сооружений привлекает сюда миллионы туристов со всего мира, несмотря на полуразрушенное состояние – ведь это воплощение невероятного архитектурного замысла и совершенства его воплощения.

Отзывы

Ничего лучше, чем посещение Виллы Адриана в Италии быть не может.

Данная вилла имеет большую протяжность и много мест, где можно прогуляться в отличии от виллы “Де Эсте”.

Многие, кто решает выбраться на эксурсию из Рима, едут в небольшой городок на западе – Тиволи, известный своей виллой Д’Эсте. И немногие знают, что чуть дальше находится другая вилла, намного более старая и менее сохранившаяся, но так же включенная в наследие Юнеско. Это вилла Адриана, вилла императора Адриана, который оттуда правил Римской Империей.

На территории виллы частично сохранились разные античные строения: термы, строения для рабов, храмы, несколько водоемов, окаймленные статуями и постройками. Во всем чувствуется размах и величие. Кажется, как люди без техники и современных знаний могла построить такие величественные здания, где все продумано до мелочей. Смотришь на кладку этих мелких кирпичиков, каждый идентичен другому, и думаешь, сколько жизней рабов было положено на строительство этой виллы.

Чтобы обойти всю виллу не спеша, устроив небольшой перерыв с перекусом, вам может понадобиться примерно около четырех часов. Советую еду и воду захватить с собой, хотя на вилле можно встретить фонтанчики с питьевой водой. Летом не забывайте головные уборы. А детям – коляску, так как дорожки хоть и не выложены ни камнем, ни асфальтом, но передвигаться довольно легко.

Как добраться

Автобус

COTRAL направление Roma Tivoli.

Roma – Tivoli via Prenestina (рекомендуется для посещения Виллы Адриана, расстояние до входа около 300 м.) Отправление каждые 50 минут от автовокзала при станции метро Ponte Mammolo.

Roma – Tivoli via Tiburtina или autostrada. Приходит на центральную площадь Тиволи, но для посещения Виллы Адриана не удобен – до входа в Виллу больше 2 км по провинциальной и пыльной улице. Отправление каждые 15 минут от автовокзала при станции метро Ponte Mammolo.

Билеты можно купить в киосках на станции, стоимость 1,50 (но цены в Риме могут повышаться).

Обязательно учитывайте, что в воскресенье и праздники (FESTIVO) количество рейсов значительно сокращается.

Поезд

От вокзала Термини: отходит прямой поезд до Тиволи в 9.05 воскресенье включительно. Время в пути 1 час. Билет 2.60 покупается на станции или в киосках.

От вокзала Тибуртины: примерно каждые полчаса от путей EST1 или EST 2. Расписание можно проверить здесь: www.trenitalia.it

Полезная информация

  • Адрес: Largo Marguerite Yourcenar, 1, 00010 Tivoli RM, Италия
  • Как добраться: Автобус №4 от центральной площади города Тиволи
  • Телефон: +39 0774 530203

Привет!
Меня зовут Андрей, и я рад видеть вас на этом сайте.
Я люблю путешествовать, а в блоге делюсь своими впечатлениями, советами и прочими полезными заметками.

Понравилась статья? Поделитесь ей!

Буду очень благодарен, если вы оцените статью:

Вилла Адриана

Вилла Адриана (Villa Adriana)

Вилла Адриана — это поразительные руины и одновременно один из самых эффектных примеров римского сада. Она была построена для императора Адриана в Тиволи, неподалеку от Рима, в начале II века.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

На участке земли площадью 0,75 кв. км Адриан в уменьшенном виде воспроизвел те места и памятники, которые за время длительных путешествий по империи произвели на него самое сильное впечатление. Сам император умер через четыре года после завершения строительства виллы, и она стала летней резиденцией всех его преемников и заброшена при императоре Константине, в IV в. переселившемся в Византию.

В Средние века Виллу Адриана использовали в качестве каменоломни, однако уже в эпоху Возрождения здесь производили раскопки, правда, систематическое археологическое исследование начали проводить только с 1870 г., -после того как поместье перешло в руки государства.

У входа на виллу – модель первоначальной императорской резиденции – самой, вероятно, большой подобной постройкой Античности.

В конце кипарисовой аллеи посетители прежде всего видят Печиле, где когда-то находились портики, окружавшие прямоугольный бассейн, место напоминает портик стоиков в Афинах.

Самым необычным зданием на вилле был, скорей всего, круглый Театр Мариттимо. В действительности это вовсе не театр, а маленькая вилла, возведенная на искусственном острове, которую, по легенде, император особенно любил.

Восточнее – библиотечный двор Кортиле делле Библиотеке. К императорскому дворцу Палаццо-Империале примыкает Пьяцца-д’Оро, прямоугольная площадь, окруженная портиком.

В юго-западной части виллы расположены малые и большие термы: и сегодня этот запутанный лабиринт с мощным сводом прекрасно демонстрирует высочайшее умение римлян возводить своды.

Южнее расположена Канопа, названная в память о египетском городе Канопосе. Она напоминает о святилище Сераписа (один из богов эллинистического мира) в Александрии; это водоем длиной 240 м, окруженный арками, опирающимися на колонны.

На холме над ним – храм Сераписа в форме полумесяца. В маленьком музее демонстрируются остатки скульптурных украшений и другие археологические находки.

Источники:
http://italy4.me/lazio/tivoli/villa-adriana.html
http://www.ciao-bellaitalia.com/2015/11/Villa-Adriana-v-Tivoli.html
http://holidaygid.ru/villa-adriana/
http://latuaitalia.ru/where-to-go/tivoli-za-odin-den-villa-adriana-i-villa-d-este/
http://italyinsider.ru/villa-adriana
http://wikiway.com/italia/tivoli/villa-adriana/
http://paikea.ru/v-kakom-rayone-bangkoka-luchshe-ostanovitsya/

Ссылка на основную публикацию