Реальная жизнь владивостока

«Число мигрантов нужно увеличить на порядок» (о том, как решить демографические проблемы региона)

— Большой Владивосток со статусом субъекта федерации становится более привлекательным для инвесторов. Для Дальнего Востока необходим особый миграционный режим, обеспечивающий в короткие сроки предоставление гражданства соотечественникам, проживающим за рубежом. Для Дальнего Востока, потерявшего 2 млн человек, абсолютный рост численности населения должен стать первоочередной задачей. За пределами России — больше 20 млн соотечественников. Кто-то рискнул, приехал — и до сих пор завидует французу, которому оформили гражданство в считаные дни… С 2002 года процессами миграции управляет МВД, для которого любой приехавший — потенциальная угроза, криминал. Но опыт прошедшего чемпионата мира по футболу показал: отступили от правил — мир не рухнул, миграционная волна нас не накрыла. То есть, с одной стороны, решение вопросов миграции может быть передано гражданскому ведомству, с другой — предоставление гражданства соотечественникам должно стать привлекательным.

Понятно, что управление миграционными потоками — дело рискованное, и внедрять новые правила сразу на всей территории страны непросто. Приняли законы, обеспечивающие льготные условия для инвесторов (ТОРы, свободный порт Владивосток, дальневосточный гектар), — почему бы такой же льготный закон не принять для мигрантов, отработав его на ограниченной территории (скажем, Владивостокской агломерации). Потом распространить его действие на Дальний Восток, а там и на всю Россию.

Нам обещают сотни тысяч новых рабочих мест, но никто не говорит о том, кто их займет. Нынешнего населения явно недостаточно. Власти Приморского края утверждают: вакантных рабочих мест в 3–4 раза больше, чем число незанятых в производстве. Ситуацию можно изменить только за счет мощного вливания извне. Чтобы территория стала привлекательной для соотечественников, здесь необходимо наращивать инфраструктурный потенциал. Серьезно отстает все, что связано с жильем, дорогами, инженерными коммуникациями. Набирает обороты туризм, но здесь, как нигде, требуется большое количество рабочих рук, которых нет!

Изменить ситуацию можно было бы, увеличив на порядок число трудовых мигрантов из-за рубежа. Но время упущено, источники дешевой рабочей силы, которые казались бесконечными, иссякли. Китай, Южная Корея сегодня конкурируют с нами за среднеазиатских рабочих. Это еще один аргумент в пользу пересмотра миграционной политики. Дальнему Востоку необходимо внедрение механизма целевого организованного набора трудовых мигрантов под конкретные инфраструктурные проекты. Поставив перед регионами Дальнего Востока задачу за 10 лет довести обеспеченность жильем до уровня выше среднероссийского, повысить количество и качество дорог, закрыть проблемы с мостовыми переходами и т. п., мы поймем, каких и сколько мигрантов нам нужно.

Климат Владивостока

Климат во Владивостоке мягкий, по сравнению с Хабаровском. Зима морозная и сухая, снег может быть редкостью, а может выпасть в таком количестве, что весь город стоит колом.

Один мой знакомый шутил «Скоро я отправлю вопрос в программу «Что? Где? Когда?» и выиграю 100%. А вопрос такой «В каком городе России снег не убирают никогда, он сам тает и освобождает город от заторов?».

Незадолго до моего приезда во Влад, выпал снег и весь город превратился в ледовый городок))) На улицах было скользко, узко, у машин появились снежные гаражи. Моя подруга осталась ночевать на работе, потому что добраться домой ей не удалось. В 2007 году я попала в такой снегопад и мы весь день сидели дома, потому что дверь подъезда не открывалась.

Зима 2018-2019 была сухой, снег выпал всего два или три раза и быстро растаял. Лето 2018 года было солнечным и ярким, а вот в 2019 были дожди, тайфуны и ясных дней было мало.

Весна ранняя, осень поздняя. Но период с мая по июнь всегда дождь или морось сопровождается туманом.

Про работу во Владивостоке

Работы во Владивостоке много, но и шараг тоже достаточно. Шарагами я называла компании, которые «продавали» людям пылесосы, очистители воды, какие-либо косметические и стоматологические услуги. Ходила к ним на собеседования для раскачки.

Пока мы жили в районе автовокзала было очень удобно добираться до центра на электричке, всего 15 минут и я в на месте. Но стоило переехать на Варяг и время на дорогу увеличилось: без пробок примерно 1:00-1:10, в дни тайфуна я добиралась 3:00-3:30 часа. Иногда работодатели могут отказать кандидату, потому что он живет на Садгороде или Весенней.

Работа есть! Ее много и она разная, главное фильтровать, что самое интересное. По факту всегда узнаешь, когда начинаешь работать и разговаривать с сотрудниками, а дальше принимать решение оставаться или нет.

Живя во Владивостоке, я поняла, что нет ничего страшного в частой смене работы, она должна нравится и приносить удовольствие. И если что-то не нравится, а мириться ты не хочешь/не можешь, надо уходить! Я три раза уходила в никуда и находила работу быстро, поэтому уверенно могу сказать: работа во Владивостоке есть!

«Амурской области нужен выход к морю» (о корректировке границ дальневосточных регионов)

— В ноябре в Институте социально-политических исследований РАН в Москве я предложил обсудить вопрос о субъектах Дальнего Востока.

Площадь Хабаровского края — около 800 тысяч кв. км. Три его северных района составляют свыше половины края, а живет в них всего 10,5 тысяч человек. От Хабаровска до Охотска — 1600 км. Как часто там бывают губернаторы?

Чукотский автономный округ по площади равен Приволжскому федеральному округу, куда входят 14 субъектов федерации и четыре города с населением больше миллиона. На Чукотке же едва насчитывается 50 тысяч человек (в городе Арсеньеве — больше). Когда-то Чукотка входила в состав Магаданской области. Возможно, стоит вернуться к этому варианту. А если сюда присоединить два северных района Хабаровского края — Аяно-Майский и Охотский, получается 1,5 млн кв. км с населением около 200 тысяч человек — «Колымский край» с одинаковыми природными условиями, редким населением и центром в Магадане. Это позволит эффективнее формировать региональный бюджет, развивать всепогодные виды транспорта: вертолеты, самолеты, экранопланы, дирижабли и т. д.

Еще один северный район Хабаровского края — Тугуро-Чумиканский — логично вписывается в территорию Амурской области, обеспечивая ей выход к морю. Чем сегодня заняты гидростроители Зейской и Бурейской ГЭС? А ведь сохраняет актуальность проект приливно-отливной электростанции в районе Шантарских островов — энергетический центр, который позволит осваивать пока малодоступные территории. Север Дальнего Востока богат месторождениями — это наш второй Урал. Но его освоение сдерживает дефицит электроэнергии. Изменение границ между субъектами открывает перспективы для Амурской области, а северу Дальнего Востока дает мощный импульс экономического развития.

Что теряет Хабаровский край? Три северных района. Но в его состав давно пора включить (точнее — вернуть) Еврейскую автономную область. От автономии ЕАО ничего не выигрывает, тогда как в составе Хабаровского края у этой территории появляется шанс.

— А что вы думаете о странной, учитывая транспортную разорванность, идее объединить Приморье и Сахалин?

— «Там рыба, и здесь рыба» — аргумент слабый. Так и до объединения с Камчаткой можно дойти… Ответ Владимира Путина на вопрос, присоединять Сахалин к Приморью или нет, еще раз убеждает меня в неопределенности государства в отношении стратегии на востоке страны. Президент сказал, что это «внутреннее дело двух регионов». Но что первично — государственная политика либо интересы частного бизнеса или живущего здесь населения? Если целесообразность территориальных преобразований обоснована не только бюджетной эффективностью или военной необходимостью, но и улучшением социально-экономической ситуации, то так и нужно объяснить людям. А когда им говорят: вы там сами решайте… Понятно, почему сахалинцы выступили против объединения с Приморьем: им никто не объяснил, зачем это.

Чемпионат по зимней рыбалке на Сахалине. Фото: ИА PrimaMedia

— Вот и хабаровчане были против переноса центра ДФО во Владивосток, что тоже понятно: Владивостоку это едва ли что-то даст, а Хабаровску грозит провинциализацией… Выходит, государство самоустраняется, отдавая решение подобных вопросов на откуп коммерческим или политическим группам влияния, способным срежиссировать региональный референдум в своих частных интересах? И кстати: какой смысл был в переводе Бурятии и Забайкальского края из-под крыла Сибирского федерального округа — в состав Дальневосточного?

— Для врио губернатора Забайкалья Александра Осипова, бывшего первого замглавы Минвостокразвития и одного из авторов идеи территорий опережающего развития, важно получить такие же льготные режимы для привлечения инвесторов, которые действуют на территории Дальнего Востока. — А что мешает просто распространить действие ТОРов на Забайкалье без изменения границ федеральных округов?

— А что мешает просто распространить действие ТОРов на Забайкалье без изменения границ федеральных округов?

— Ничего не мешает, обсуждается же сегодня режим ТОРов для некоторых центральных районов России. Кроме того, вспомним, что во многих перспективных документах Забайкалье рассматривалось вместе с Дальним Востоком.

Цены на продукты и общественный транспорт

В самом начале пути, я не задумывалась, какая цена жизни будет в Питере. На тот момент я уже стала студенткой, и меня не волновали вопросы финансов, так как мне помогали родители. На втором курсе я стала обеспечивать себя самостоятельно. Тогда я научилась планировать свои средства и начала понимать цену деньгам.

Сравнивая цены на основные повседневные нужды современного человека во Владивостоке и Санкт-Петербурге, может показаться, что жить во Владивостоке дешевле, но это не так.

Да, проезд дешевле: цена 1 поездки в метро Санкт-Петербурга 45 рублей, трамвай и автобусы — 34-40 рублей. Стоимость проезда во Владивостоке следующая: поездка на трамвае обойдется в 15 рублей, на автобусе в 23 рубля.

С продуктами все обстоит иначе. Рассмотрим цены на основные продукты питания в двух городах.

Цены на продукты питания во Владивостоке, в рублях:

  • Молоко- 80
  • Яйца  -70
  • Хлеб — 25
  • Курица, 1 кг- 230
  • Сыр, 1 кг — 400
  • Картофель, 1 кг — 50
  • Крупы- 1кг, 40

Цены на основные продукты питания в Санкт-Петербурге, в рублях:

  • Молоко- 45
  • Яйца – 42
  • Хлеб-17
  • Курица, 1 кг- 150
  • Сыр, 1 кг -300
  • Картофель, 1 кг-25
  • Крупы, 1 кг- 25

Такая разница цен кажется незначительной, но в повседневной жизни она ощущается.

При этом зарплаты во Владивостоке ниже. Средняя зарплата по Владивостоку составляет 55000 рублей, а в Санкт-Петербурге 57000 рублей.

Жители северной столицы имеют больше возможностей приобщаться к культурным ценностям, более развитую инфраструктуру, путешествовать по Европе и Прибалтике по ценам ниже, чем жители из других регионов России. По сосредоточению культурных центров Санкт-Петербург превосходит Москву в 2,5 раза.

Преимуществом же Владивостока является близость к странам АТР. Восточная медицина среди дальневосточников пользуется доверием и популярностью.

«При существующей стратегии население и дальше будет убегать» (о перспективах Дальнего Востока)

— Есть ощущение хаоса: государство вспомнило о Дальнем Востоке, но не понимает, что с ним делать, и совершает какие-то стихийные движения. Дальний Восток похож на машину без водителя, мчащуюся по ночной дороге неведомо куда. Поневоле вспомнишь Госплан и пятилетки: вот когда с целеполаганием было все в порядке.

— Меня беспокоит ситуация с Национальной программой развития Дальнего Востока на период до 2025 года и с перспективой до 2035 года, которую готовит хабаровское ФАНУ «Востокгосплан».

Иностранные участники Восточного форума деликатно нас спрашивают: вы сами-то чего хотите, есть у вас цель, что вы сами хотите здесь сделать? Похоже, у нас пока такого ответа нет…

Ощущение хаоса: государство вспомнило про Дальний Восток, но не понимает, что с ним делать. Фото: ИА PrimaMedia

У Дальнего Востока есть три коренные проблемы, которые необходимо решить и которые не будут решены в рамках 12 нацпроектов, объявленных президентом в 2018 году. Самая сложная — выбор стратегического направления развития региона. Вторая — все, что связано с пространственной организацией. Третья — за счёт каких источников обеспечить рост населения. Некоторые идеи в части пространственной организации и демографии я сформулировал. Остановлюсь на первом вопросе. Я утверждаю: в рамках существующей стратегии развития региона население и дальше будет отсюда убегать. Сохранение ресурсно-сырьевой специализации Дальнего Востока делает даже немногочисленное население — избыточным. Изменить ситуацию можно только в том случае, если коренным образом изменить направление экономического развития с перспективой по меньшей мере на ближайшие полвека.

Важнейшая задача для России — выстраивание взаимодействия со странами АТР. Но — принципиальный вопрос: мы встраиваемся в арьергард уже сложившихся международных альянсов и выполняем функцию сырьевого придатка — либо у нас есть потенциал, который обеспечит нам лидерские позиции? Для такой постановки вопроса пока еще есть основания. Имеются сферы деятельности, где сохраняется мировой авторитет России. Они могли бы стать приоритетными для развития дальневосточной экономики. Прежде всего это все, что связано с Мировым океаном; освоение космоса; культурное взаимодействие. Если это заявить в качестве приоритетов Национальной программы развития Дальнего Востока, то будет понятен характер интеграционных процессов в этой части планеты, понятно, какие ресурсы Дальнего Востока будут востребованы, какие производства необходимо создавать. А главное — мы получим ответ: зачем здесь нужен рост численности населения. Станет ясно, зачем и какой свободный порт нужен, кого и в чем нужно опережать и в какой последовательности решать поставленные задачи. Да и инвесторы наконец смогут понять, куда мы их зазываем.

Восток — дело тонкое. Фото: ИА PrimaMedia

Сложившиеся товарно-денежные отношения ограничивают возможности мирового сообщества в решении многих проблем. Есть задачи, которые даже самые развитые страны самостоятельно решить не могут. Возможно, этим объясняется расширяющийся круг участников Восточного экономического форума: от нас ждут ответа — кроме нас, его не может предложить никто. Не конкуренция и завоевание новых рынков, не торговые союзы и «дружба» против кого-то, а объединение усилий для решения общих задач. Если речь идет о космосе, то специализация одних на обеспечении телекоммуникационных связей, а других на мониторинге изменений климата и прогнозах урожайности. Кто-то готовит программу высадки на Луну, кто-то — полеты на Марс… О Тихом океане мы знаем меньше, чем об обратной стороне Луны. Вот где можно объединять усилия! Не на почве торговли, когда даже в братских, казалось бы, отношениях с Белоруссией возникают непреодолимые препятствия. Нужно формировать платформы для взаимодействия между государствами в тех сферах, где можно избежать конфронтации. Ориентироваться не на конкуренцию, а на сотрудничество.

— Звучит похоже не то на конвергенцию по Сахарову, не то на победу коммунизма во всем мире…

— Но именно к этому движется человеческое сообщество. История помнит фултонскую речь Черчилля, Бреттон-Вудскую систему, Богорскую декларацию… А теперь нужен Владивостокский призыв — начать интеграцию на принципиально новой основе! Я понимаю, что в этом есть некоторый идеализм, но это тот путь, который позволяет уйти от конфронтационных отношений. Это и есть настоящая перезагрузка. Если пойти таким путем, можно будет серьезно изменить ситуацию вообще в мире.

Цены и зарплаты: сколько тратят и получают во Владивостоке


Адель Ким, координатор арт-резиденции, из Волгограда:

«Самое дорогое во Владивостоке (относительно региональных городов европейской части страны) — продукты и недвижимость. Цены на продукты могут быть выше, чем в Москве. Цены на аренду однокомнатных квартир стартуют где-то в районе 20 тысяч рублей, двухкомнатных — 25–30 тысяч рублей и выше.

Обычно на день мне хватает 500–1500 рублей: проезд до 150, обед 200–300 рублей, плюс иногда выходы вечером. При интенсивной работе образ жизни становится достаточно аскетичным — просто нет времени тратить деньги на развлечения. Еще здесь чувствуется недостаток в больших торговых центрах и разнообразии брендов одежды и обуви.

Насколько мне известно, средней по городу считается зарплата 40 тысяч рублей, и ее недостаточно, чтобы оплачивать самые базовые потребности — аренду жилья, продукты и транспорт. Думаю, зарплата порядка 70–100 тысяч позволила бы не переживать о завтрашнем дне и делать небольшие накопления».


Евгения Омельченко, библиотекарь, приехала из Донецка, Украина:

«Комфортно выйти из дома с 500 рублями на одного, это если не покупать всякие мелочи. Средняя зарплата в городе — 20–22 тысячи, и это еще неплохо. Однако, чтобы хорошо жить (это по моим меркам, так как мне нужно не очень много), нужно получать 45–50 тысяч на одного».


Любовь Хмелевская, журналист-обозреватель, из Холмска, о. Сахалин:

«Я трачу в рабочий день около 400–500 рублей: кофе, транспорт, обед. Но можно тратить и меньше, если пить кофе дома и обедать дешевле. Красивый букет роз покупала за 3000 рублей, пакет молока беру за 80 — можно найти дешевле, но это будет плохое молоко.

Думаю, чтобы достойно жить во Владивостоке, надо зарабатывать минимум 50 тысяч рублей. Но в среднем зарплата здесь 30–35 тысяч. Это очень мало с такими ценами на продукты и жилье. Не понимаю, как люди живут на эти деньги».


Марина Ларюшина, менеджер по подбору персонала, развлекательный комплекс Tigre de Cristal:

«Мы как рекрутеры к вопросу зарплатных ожиданий подходим с точки зрения ценности кандидата на рынке труда. Чего вы стоите, когда называете ту или иную сумму? И когда к нам переезжают из других регионов, мы помогаем людям сориентироваться.

Прежде чем примут решение, кандидаты получают от нас информацию о городе и крае. Это базовые сведения о социальной инфраструктуре, краткая справка о городе. Мы даем ссылки на основные сайты, где можно снять жилье и указаны какие-то базовые цены. Это нужно для того, чтобы человек сопоставил, насколько его уровень жизни сопоставим с уровнем нашего города».

Слишком долго, слишком дорого

Причин такой ситуации несколько, и речь здесь не идет о какой-то нелюбви хабаровчан к Приморью (хотя соперничеству двух регионов уже много лет). Для начала, в Хабаровске уже имеется отлаженная инфраструктура. Для военных этот фактор первоочередное значение: по сути, сейчас вся оборона Дальнего Востока завязана именно на Хабаровском крае.

Перестройка этой системы несет определенный риск – прежде всего, снижение обороноспособности. А ведь Дальний Восток – пограничный регион. Еще одна проблема заключается в самом устройстве новой дальневосточной столицы.

«Во Владивостоке серьезная проблема с подходящими зданиями. Если в город переезжают много новых чиновников, их надо где-то разместить. Вариантов мало. Полпредство, вполне вероятно, разместится в кампусе ДВФУ. А остальные? Им придется строить здания. Однако встает другой вопрос: где строит? Расширяться городу некуда – разве что в сторону Артема. Не все согласятся работать на выселках. Кроме того, это очень долгое и дорогостоящее мероприятие», – рассказал политолог Даниил Ермилов.

Он отметил, что перенос столицы во Владивосток не принес дополнительных денег – ни городу, ни краю. По большому счету, это всего лишь изменение статуса, пока что ничем не подкрепленное. Соответственно, выделять деньги на масштабный переезд ведомств регион не готов, тем более в нынешнее непростое время. Так что скорее всего, в ближайшем будущем большинство руководителей дальневосточных ведомств и министерств останутся в Хабаровске.

Никакой конкретики

В администрации Приморского края рассказали, что в этом году ожидается переезд в столицу ДФО дальневосточного полпредства и посольства Белоруссии.

«Белорусские дипломаты сами попросили переехать во Владивосток этим летом. Мы ожидаем их в ближайшее время. А вот с полпредством пока еще не все ясно. Они обещали обосноваться в Приморье к сентябрю, но все пока в процессе. Вероятность того, что они успеют это сделать, не очень высокая», — пояснила представительница «белого дома».

Речь о переносе даты переезда пока не идет. По словам пресс-секретаря полпредства Тимура Чернышова, чиновники надеются завершить переезд этой осенью. «Наши планы пока не менялись. В настоящее время мы рассматриваем варианты зданий, в которых разместятся чиновники. Одно из них находится на территории кампуса ДВФУ, еще одно – ближе к центру Владивостока. Конкретики пока нет – ни по окончательному сроку, ни по количеству сотрудников, которые разместятся в Приморье», – отметил он.

Тимур Чернышов добавил, что резиденция Юрия Трутнева, безусловно, расположится в дальневосточной столице.

Сложнее дело обстоит с представителями силовых структур, спасателями и военными. Дело в том, что переезд во Владивосток – не обязательное, а добровольное мероприятие. Каждое ведомство само решает, где размещать руководство. Начальство Восточного военного округа, например, пока не горит желанием менять свою дислокацию, несмотря на многочисленные предложения.

То же самое можно сказать и про руководство дальневосточной Росгвардии. Однако, как пояснили в администрации Приморья, сейчас процесс сдвинулся с мертвой точки. Возможно, в ближайшем будущем командование Восточного округа национальной гвардии РФ действительно переберется во Владивосток.

Никуда не собирается переезжать и дальневосточное управление Генпрокуратуры. Как отмечают в ведомстве, этот вопрос рассматривается. Однако какой-то конкретики пока нет – одни планы.

Жилье

Цены на жилье в аренду или покупку неоправданно высокие. Их можно посмотреть на Фарпосте, они там реальные. Купить однушку на вторяке можно от 4 млн, а то и от 4,5 млн, двушки от 6-7 млн и выше. В центре Владивостока можно купить однушку от 6 млн, малосемейки продают от 3,4 млн.

Для сравнения: мамина однокомнатная квартира в Хабаровске на Строителе, Индустриальный район, стоит 3,7 млн.

В аренду жильё во Владивостоке тоже, на мой взгляд, дорого. Мы снимали гостинку (малосемейку) на Второй речке, в районе автовокзала за 21000. Она мне очень нравилась! Кухня и комната были раздельные, вид из окна квартиры на город, при хорошей погоде можно увидеть пилоны моста на Русский остров, вид с общего балкона на Амурский залив. Моя подруга снимает гостинку в доме коридорного типа за 20000 + свет + вода. Большая комната, в ней душ и туалет, кухня, «спальня», как говорит моя мама: «в одной комнате и кухня, и спальня, и ср….я».

Разброс цен от 13000 до 25000, все зависит от площади и никак не от ремонта и наличия мебели. Можно найти 10-метровый клоповник с бомжеватой мебелью, с деревянными окнами за 15000  + свет + вода. А можно снять 18 квадратов, с бюджетным ремонтом за 13000+счет+вода.

На квартиры разброс цен большой. Однокомнатные квартиры сдают от 25000 + вся коммуналка (5-6000) или только свет и вода, на усмотрение хозяина. В центре цены на однокомнатные от 30000.

Моя коллега нашла двукомнатную квартиру за 22000, свет, воду и остальную коммуналку оплачивала хозяйка, повезло! Квартира была очень хорошая: мебель, ремонт, адекватная хозяйка.

Можно снять с агентом, но они берут 100% стоимости квартиры + просмотр 200-300 рублей. Если указывают «комиссия в рассрочку» или «50-70-80%», не верьте! При заключении договора будут толдычить про 100% и «мы просто не успели обновить объявление».

Мы искали сами, долго и упорно, главное быть первым: первым позвонить, первым приехать. Залог не всегда просят, но для успокоения хозяина и себя стоит предложить, всякое на работе может случиться.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий