«методичка для вожатого детского оздоровительного лагеря»

Вожатые, дорога в лагерь

40 минут тряски в автобусе, и я в городе, в колледже. Увидев родные лица однокурсниц и поняв, что я не одна такая с недовольным фейсом, выдохнула с облегчением. Вначале нам сказали, что мы поедем в комфортабельном автобусе, так как нас 20 человек, но вместо этого за нами приехала маршрутка. Мы, бедные 19-летние детки, кое-как залезли в эту маршрутку на 17 или 18 мест, поверх нас оказались наши чувалы, в общем, было тяжело и дышать, и двигаться, а говорить даже не хотелось. Дверь закрыта, а нас ждали чудесные 200 км, или же 4 часа поездки в лагерь.

Как ехали, рассказывать не буду, скажу одно: было всего одно окно, дальше понимаете, думаю, каково нам было.

Добравшись кое-как, с опозданием на час, мы наконец-то вышли из парилки, и не важно было, куда мы приехали. Увидев вывеску «Добро пожаловать в летний оздоровительный лагерь!» мы перекрестили и боялись сделать шаг в эти чудные ворота, но нужно было идти

С ужасным настроением, с уставшим видом, измученные мы дождались администрацию.

Первое вожатское собрание, после которого мы еще больше хотели вернуться домой, было совсем не весёлым. Нас загружали всякой информацией и штрафами — да, про штрафы мы запоминали лучше, ведь это наши денежки. В общем, идя расселяться по корпусам, мы рыдали.

Разложив свои вещи, поделив кровати и полки, чуть не подравшись, где кто будет спать, девочки 19 лет пошли осматривать комнаты своих подопечных. Ничего особого там не было: 4 кровати, душ, туалет и розетки.

Поняв, что завтра тут будут дети, и их будет много, очень много, мы решили чем-нибудь их порадовать. Думаете: «Какие хорошие вожатые, готовятся самостоятельно к приезду деток». Ага, нас заставили это делать в час ночи! Т.е. мы уставшие после дороги должны были вырезать что-нибудь оригинальное, положить деткам на кровати, и чтобы там были надписи типа: «Мы вас ждали», «Вы лучшие», «Мы рады вашему приезду». В общем, нам пришлось выжать из себя все эти милости и создать праздник. Создавали мы его недолго, нам хватило часа, и в два ночи, дорыдав последние слёзки, уснули.

Возвращение в детство

Вадим Чистяков только что прилетел в родной город из Всероссийского детского центра «Орленок». «Как тебе смена в лагере?» — тут же спрашиваю его я. «Она была не такой насыщенной,как в предыдущие года, — отвечает он, — но эти дни прошли так же ярко и замечательно».

К сожалению,работа вожатым у Вадима близится к завершению. Он уже студент 4-го курса,а по правилам педагогического отряда «Ювента» после окончания университета его боец автоматически «выпускается» из объединения и не может больше ездить на смены в детские лагеря.

Исторический факт:

Идея первого детского лагеря зародилась в 1876 году в Швейцарских Альпах. Пастор Герман Вальтер Бион открыл аналог современного детского лагеря,основной целью которого было духовное и физическое воспитание.

В конце XIX века в России существовали детские оздоровительные колонии,которые работали по принципу смен. На летнее время детей из наименее благополучных и неимущих семей вывозили в отдаленные села,где им помогали в оздоровлении и закалке.

Само же название профессии появилось только в 1922 году,когда вожатым стали называть руководителя пионерского отряда.

Вожатый Вадим Чистяков

Предоставлено altapress.ru

По наблюдениям Вадима,на эту работу чаще всего те идут люди,которые сами,будучи детьми,отдыхали в детском лагере и влюбились в его атмосферу. Повзрослев и хорошо зная устройство детского центра,они готовы нести ответственность за других. «То есть вожатство позволяет вновь вернуться в детский лагерь,даже если ты уже взрослый?» — уточняю я. «Да,только ответственности больше», — смеется Вадим. Так было и с командиром «Ювенты» Анной Яковлевой.

Анна Яковлева,
командир педагогического отряда «Ювента»:

Выбор лагеря

Я очень грубо поделю лагеря на несколько подгрупп и после опишу особенности работы в каждом из них:

  1. Лагерь государственный

а)с хорошим финансированием, жесткими мерами наказания в случае нарушения дисциплины (например: курения, распития алкогольных напитков, систематическое нарушение распорядка дня), отличными з/п (15-17 тыс.руб), свежим питанием (т.е. волос/таракана в супе не встретите), новой инфраструкторой. Примером могут выступать лагеря от крупных компаний, лагеря федерального уровня, лагеря с громким именем и многолетней репутацией.

б)с плохим финансированием или очень жадным директором. Ярким примером может быть большая часть лагерей Краснодарского края в Анапе. Зарплаты в 2000-4000 тысячи, рассыпающиеся корпуса, отсутствие реквизита и канцелярии, ощущение, что САНПиН не заглядывал туда со времен СССР.

  1. Лагерь частный

а)дорогой, часто с изучением языка, интересной программой; в отряде до 15 человек, чаще еще меньше, индивидуальный подход, проходят в пансионатах за городом или за границей (популярные направления: Финляндия и Венгрия, Словакия, Латвия, Литва, реже – Франция и Италия.

б)представленный десятком туристических фирм, для семей со средним/высоким достатком семей, хорошая инфраструктура, еда, условия проживания, отсутствие строгих правил и их соблюдения (популярные направления: Болгария, Мальта)

Сразу решите для себя, какие цели от этой работы вы преследуете (одни из основных):

  1. Получить профессиональный опыт;
  2. Просто получить опыт работы с детьми (то есть не важны условия/зарплата/место);
  3. Желание поработать за границей.

Если первую – я за МОСГОРТУР. Самый известный их лагерь СОК “Радуга”, Камчия в Болгарии.

И не потому что я большой патриот государственных лагерей, просто, повторюсь, у них самый квалифицированный состав и стандарт к работе. Вы будете иногда даже не работать, а вкалывать, но и отдача будет колоссальной. Только в таких лагерях можно проникнуться культурой и духом детского лагеря, узнать о традициях, легендах, о кодексе чести вожатого, что такое поддержка от чистого сердца и как согревает песня под гитару у общего костра. Приятный бонус, что труд ценится и на зарплату можно съездить отдохнуть. Не только МОСГОРТУР можно отнести к таким лагерям; “Орленок“, “Артек“, “Океан“, лагеря Правительства Москвы, компаний “Газпром“, “Уралнефть” и мн.др.

Если желание поработать вожатым отмечено пунктом в голове, хочется попробовать, что это, есть способности и не хочется сидеть дома, то можно поехать в любой лагерь, который приглашает на работу – Подмосковье, Краснодарский край, лагеря в областях России. Поймите правильно, я не пишу, что все лагеря, расположенные в этих местах плохие, а отношение к работникам, как минимум скотское, директора ездят на дорогих машинах из средств, выделенных на улучшение этого самого лагеря. Где-то хуже, где-то лучше. Где-то вы будете спать в палатке на футбольном поле без коврика, где-то будет горячий душ, где-то будет план-сетка смены с мероприятиями, где-то мероприятиями станет только пара дискотек, где-то не будет даже красок, чтобы оформить отрядный уголок, где-то на вас еще накричат, что вы не привезли всю канцелярию сами из дома. Предугадать можно лишь пообщавшись с вожатыми с прошлых смен. Есть прекрасные лагеря

Возможно, вы спросите, как же “плохие” лагеря еще существуют? Ответ прост – всем педагогам нашей необъятной страны нужно где-то проходить практику.

Дела вожатские

Вожатая МПО «Аврора» Маргарита Малетина:

– В детстве я ездила в лагеря шесть раз. Мне очень нравилась работа вожатых, как они с нами играли, обучали, и я себе сказала, что обязательно стану вожатой, вот всё и получилось!

Что касается денег… Это всего лишь бумажки! В лагерь едешь за впечатлениями, улыбками детей, смехом. На каждой смене учишься чему-то новому, находишь новых друзей. Это большая практика для меня, как будущего педагога!

Сложность, с которой сталкивался, наверное, каждый вожатый, – это ребёнок-«бандит» в отряде. Был такой мальчишка, который хулиганил каждый день, потом мы нашли к нему подход, и в конце смены он даже стал лучшим спортсменом.

Иногда я приезжаю работать в лагерь вместе с сестрой-двойняшкой. Очень забавно, когда дети удивлённо смотрят на нас обеих на сцене, когда здороваются по нескольку раз, думая, что ещё не виделись.

Вожатая педотряда «Ювента» Алёна Василец:

Статья по теме

Вход воспрещен. Насколько безопасны детские площадки в Алтайском крае?

– Мне кажется, что желание стать вожатым у всех появляется после того, как ты ребёнком съездил в детский лагерь и увидел там своих весёлых, озорных, добрых вожатых. Всегда хотелось быть, как они. Я эту мечту пронесла до университета, осуществив на 1-м курсе.

О летнем заработке не может быть и речи. Работа в лагере это нечто необъяснимое. Ты тщательно готовишься к смене, потом приезжают дети, и с первых минут уже любят тебя, а ради этого мы и ночами не спим, и готовим номера, мероприятия. Самое главное в работе – быть на «одной волне» с детками, понимать все их проблемы, помогать и просто поддерживать. А они в свою очередь отблагодарят тебя своим: «Спасибо за смену! Ты – лучший вожатый! Я тебя никогда не забуду! Я люблю тебя!».

Мы к ним привязались

На вторую неделю мы свыклись со всем, что происходило, и старались держаться, так как валерьянка закончилась, а кофе закончилось еще раньше. Мы работали, играли, угождали, учили, журили, участвовали, лечились, пели, танцевали, учились чему-то новому, открывали в себе разные таланты, в общем, круто проводили время.

Последняя неделя тянулась, дети почувствовав, что скоро домой, начали сносить крышу всему лагерю. Были попытки бежать в «Страну чудес», как рассказал один мальчик, которого я поймала возле выхода из лагеря. Произошел такой диалог:

— Ты куда собрался?

— Куда-то.

— Так, расскажи, пожалуйста, что у тебя случилось, может, я тебе смогу помочь?

— Нет, я иду искать «Страну чудес».

Озадачившись ответом, отвела его в корпус, спросила у напарницы, что будем делать, а она расхохоталась и сказала, что «Страна чудес» — это какая-то игра, которую придумали дети, правда, правил никто не знает.

Неделя тянулась, а дети съезжали с планки «пиратов, крушащих всё подряд» до «мамонтёнка, который хочет к маме». Стараясь подарить любовь детям, на протяжении всей смены мы незаметно к ним очень привязались. Да, пускай мы не спали из-за них, крышевали их, ручались головой за них перед их родителями, нас ругало начальство из-за их поведения, но мы их сильно полюбили. Это были наши дети, и за них мы готовы были порвать всех и вся. Мы с детьми стали бандой, положительной.

В последние дни, хоть и распорядок был четкий, мы большую часть времени проводили за беседами. Разговаривали о лагере, смеялись, придумывали шутки, да и просто развлекались все вместе.

В предпоследний день, стоя в орлятском кругу, мы с напарницей разрыдались, хоть и дали друг другу обещание, что плакать не будем. Нам было сложно представить, что завтра в корпусе будет тихо, никого не будет в комнатах. Дети плакали вместе с нами. Они подходили после этого круга, обнимали и говорили, как они нас любят и, главное, за что.

Ко мне подошел обниматься не только мой отряд, но и ребята из других отрядов. Во время смены мне удалось пообщаться чуть ли не с каждым ребёнком, и это происходило невзначай. Кто-то сидел горевал на лавочке о расставании с любимым, кто-то не хотел переводится в другой отряд, кто-то убегал от вожатой, кто-то грустил о несчастной любви и многое другое. И в эти моменты я не могла пройти мимо. С теплыми объятиями, с улыбкой, с облегчением на душе, с новыми позитивными мыслями ребята уходили по корпусам.

Я ничего особого не делала и не говорила, просто выслушивала и как-то быстро подбирала хорошую цитату из книг либо совет. Они уж сами решали, то ли слушать, то ли развернуться и уйти снова в себя. Все выбрали первый вариант. Они доверяли мне и слушали очень внимательно, а после ни одного из них я не видела с поникшими лицами.

От слов, которые говорили мне ребята, я таяла и плакала. Настолько не хотела уезжать и оставлять рябят.

Лагерь закончился, как и моя педагогическая летняя практика, и сказав в самом начале самой себе: «Я сюда больше ни ногой», собираюсь на последнюю смену в этот прекрасный лагерь. И думаю, что валерьянку брать не придётся.

Кому повезло, кому не очень

Про летний отдых мы спросили и у самих ребят, чем им нравится такой отдых и всегда ли везёт детям на вожатых?

Лия , 12 лет:

– В лагерях я была уже 4 раза. Этим летом я попала в отряд с двумя вожатыми. Я была командиром отряда, поэтому вожатые часто просили меня сделать что-то, иногда даже когда у меня кружилаcь голова, приходилось бегать по всему отряду, лагерю, чтобы предупредить, например, о начале подготовки к вечернему мероприятию. Мне повезло, у меня были хорошие вожатые, они помогали нам всегда. К ним можно было просто зайти в вожатскую и выговориться обо всём, что тебя беспокоит, попросить совета. В лагере была и старшая вожатая, но её работой я была разочарована. Например, однажды мы подготовили очень хорошее выступление, а итоговых баллов нам начислили мало. Оказалось, что та самая старшая вожатая во время нашего выступления уходила: в оценочных листах стояли её нули для нас! Обидно. Разве так можно? А в соседнем отряде вожатая всегда была на нервах. Да, ей дети достались не подарок, она была вынуждена успокаивать их только криком.

Статья по теме

Законно и безвредно? Алтайские родители против сотовой вышки на крыше школы

Софья, 12 лет:

– Я люблю отдыхать в лагере, уже шесть раз в них была! В этом и прошлом году вожатые были молодые и, следовательно, с ними было очень даже интересно общаться. Можно было обсудить абсолютно все интересующие вопросы и любые темы. Но в этом году мне программа лагеря не понравилась, и без хороших вожатых пребывание в лагере было бы вообще невыносимым…

В наше время сочинение «Как я провёл лето» – явление редкое. Однако долг любого вожатого, чтобы каждый ребёнок, который отдыхал в летнем лагере, при необходимости смог бы написать такое сочинение. И желательно – полное приятных впечатлений и позитивных эмоций. До свиданья, Лето! Скорее бы ты вернулось!

Игры на внимательность/ развивающие игры

Игра «3-13-33» (возрастная категория 12-17 лет)

Играющие образуют круг. Задача игроков: после того как вожатый назовет одно из чисел, входящих в название игр, ребята должны выполнить определенное упражнение. Например, названо число 3 – все хлопают в ладоши, 13 – приседают, 30 – маршируют на месте. Можно условиться и о любых других упражнениях.

Вожатый называет эти числа не по порядку, при этом еще и хитрит, растягивает первые слоги: «Три-и-надцать», «Три-и-идцать», «Три-и-и-и-и», и после окончания слова делает еще отмашку рукой. Сначала играют медленно, потом темп игры ускоряется. Кто ошибется и среагирует на названное число неправильно, тот делает шаг вперед и продолжает игру вне общего строя, совершит вторую ошибку – еще шаг вперед, третью – ещё.

Игра «Да, нет, черное и белое – не говорить» (возрастная категория 15-17 лет)

Вожатый зачитывает стишок:

Вам прислали сто рублей.

Что хотите, то купите,

Чёрный с белым не берите,

«Да» и «нет» не говорите.

Затем вожатый начинает беседу с одним из участников, задавая коварные вопросы, например:

— Вы, конечно, знаете, какого цвета трава? (По правилам отвечать «Да» нельзя, иначе придется отдать вожатому фант)

— Знаю, — должен ответить находчивый игрок. Но вожатый задает все новые и новые вопросы:

— А какого цвета небо? Какого цвета снег?

— Небо голубое. Снег белый. Ой, я ошибся. Про снег надо сказать: такого цвета как мел.

Вожатый старается подловить игроков, если это удаётся, забирает у игрока фант, когда фантов набирается достаточное количество, их разыгрывают, часто договариваются, не смеяться при любых вопросах и ответах. Засмеявшийся отдаёт фант.

Игра «Себе-Соседу» (возрастная категория 7-17 лет)

Дети встают в круг. Левую руку держат вытянутой вперед, вверх открытой ладошкой, правую – вниз ладошкой щепоткой (будто что-то в ней держат). На слово «себе» дети правой рукой как будто что-то вкладывают в свою левую руку. На слово «соседу» – правой рукой «вкладывают» что-то в левую руку соседа справа. Все одновременно выполняют движения и произносят: «Себе – соседу». На самом деле по кругу передается небольшой предмет (монетка или камешек.). Вожатый (в центре круга) должен заметить, у кого монетка. Когда это ему удается, он и игрок, у которого найдена монетка, меняются местами.

Игра «Поход» (возрастная категория 14-17 лет)

Участники встают в круг. Первый участник называет свое имя и предмет, который он берет с собой в поход, например: «Меня зовут Паша, я беру с собой фонарик, пожалуйста».

Всем участникам необходимо догадаться о том, что после названия предмета необходимо добавлять слово «пожалуйста». Кто догадался, того ведущий берет в поход. И так до тех пор, пока все не скажут правильно.

Игра «Радиоэфир: Первый – второму» (возрастная категория 14-17 лет)

Играющие сидят в кругу. Перед началом игры они должны рассчитаться по порядку номеров. Затем один из участников объявляет, кому посылает свое сообщение, например, «Первый-Десятому!». Десятый перехватывает инициативу и передает дальше сообщение, например, «Десятый – Седьмому». И так далее. Если кто-то из играющих ошибается, путается или обращается к номеру «соседа», т.е. «Второй», не может обратиться к «Первому» и «Третьему», ему придумывается новый позывной, и он уже с новым позывным играет, и к нему так же обращаются, например, «Первый – Золушке».

Если ошибся второй раз, то к позывному добавляют второе слово, например, «Золушка Московская».

Игра «Брито-стрижено» (возрастная категория 7-17 лет)

Вожатый напоминает детям о сказке, в которой жена назло мужу всё делала наоборот, и говорит, что игра будет в чём-то такой же: все движения ведущего игрокам нужно будет выполнять наоборот, например, если ведущий поднимает руку вверх, дети опускают свою вниз. Другой вариант: ведущий разводит руки – игроки соединяют их вместе; ведущий быстро взмахивает рукой справа налево – участники медленно ведут рукой слева направо. Игрок, который ошибся, становится ведущим.

Если нет опыта, а хочется

Из наблюдений – если у вас нет опыта, но вы твердо решили поработать ближайшим летом в лагере, я советую уже начинать поиски. Вакансии размещают тут:

  • www.forum.planerochka.org/index.php?showforum=24

Если заграницу хочется, а на деток плевать – масса тур.фирм отправляет их в Болгарию, Турцию. Молодежь едет резвиться в дали от родителей, последние который год подряд оплачивают новую путевку, потому что там “классно”. Вопроса, что именно, у более взрослых  представителей рода человеческого почему-то не возникает. А классного много – и текила с немцами в барах, в которые отвозит начальство лагеря, отсутствие режима и правил на практике. Все лишь с одной целью – на следующий год ребенок снова должен уговорить родителей купить ему путевку в этот лагерь. Чем бы дитя не тешилось, лишь бы … (с) При этом ответственность за жизнь детей по-прежнему на вожатых.

Совесть не дает спокойно смотреть на вышеизложенное?

Есть другой вариант — интересные программы, дорогие путевки, занятия конным спортом и иностранным языком, мастер-классы, бонусом – экскурсии, поездки. Минусом, если его так можно назвать, большое количество избалованных детей, родителям многих из которых до них нет дела. С одной стороны это тонкая работа психолога. С другой, с легкой руки босса потакание и выделение от других быстро переходит во вседозволенность. И полноценной работы как психолога, педагога практически не возможно. Не забываем – дети должны вернутся. Опыт, навыки, желание – вы должны сверкать этим, если хотите работать в хорошем частном лагере.

Ссылки, которые от ветят на вопрос как стать вожатым и их хочется порекомендовать:

  1. www.albatross.lv – лагерь “Альбатрос” в Латвии
  2. www.soyuz.sk/kontakty/nabor-i-podgotovka-personala/
  3. www.vk.com/club312530 – лагерь “Союз” в Словакии
  4. www.camps.ru – детские лагеря России, по названию ищем сайт понравившегося лагеря, в контактах – мейл, отсылаем резюме
  5. www.compasscamp.com – детские лагеря в Европе, разнотематические программы
  6. www.vk.com/club67435495
  7. www.ostwest.ru/news/17630/ – школа вожатых и работа в лагерях с группами от тур.фирмы Ост-вест. С одной стороны не была на лекциях этой компании, с другой – работа с ними была четкой, без сбоев, с круглосуточной поддержкой. Ост-вест не первый год на рынке, им можно доверять.

Профессия вожатого – это кладезь знаний, совершенствования, многогранности и многофункциональности. Это работа и в то же время состояние души. Без души в этом деле никак. Вожатый – это целый свет в одном человеке, который зажигает новые огни.

Обязанности

До того как стать вожатым в лагере, нужно понять, что предполагает эта работа. Фактически это круглосуточное общение и поддержка детей. На самом деле это вряд ли можно назвать отдыхом, даже если лагерь расположен на берегу теплого моря. Это настоящая работа, к тому же непростая. Вожатые занимаются в основном воспитательной и организационной работой: следят за чистотой комнат и организуют уборку, помогают персоналу лагеря, принимают участие в планировании и реализации различных мероприятий как на уровне отряда, так и в по всему лагерю. Кроме того, именно вожатый несет ответственность за детей, когда они выходят за территорию. В общем и целом это связующее звено между администрацией и отдыхающими. Но это формально.

На деле же вожатый может стать фактическим лидером в группе, человеком, к которому каждый ребенок будет идти, чтобы попросить совета или поделиться мыслями. Именно от этого человека зависит, каким будет отдых ребенка: скучным или насыщенным. Кстати, одной из задач вожатого является отслеживание психологического климата внутри отряда. Тех, кто не ладит, бывает необходимо расселить и наоборот. Поэтому еще до того, как стать вожатым в лагере, нужно хорошо подумать, получится ли справиться с такой нагрузкой.

Создание должностной инструкции

Стандартный вариант инструкции построен по нормативам делового документооборота, определяющим его структуру и содержание.

Структура документа:

  • Общие положения.
  • Профессиональные функции.
  • Ответственность за возможные нарушения.
  • Трудовые права.

К этим базовым разделам могут добавляться и вспомогательные, где прописываются аспекты, на которые хочет обратить внимание конкретный работодатель. Наиболее востребованные дополнительные части:

Наиболее востребованные дополнительные части:

  • Особенности профессиональных связей.
  • Должностная специфика.
  • Критерии оценки эффективности (KPI).

Основным требованием к содержанию инструкции является отсутствие противоречий с пунктами трудового договора и действующим законодательством. Она должна конкретизировать и разъяснять положения, уже прописанные в трудовом договоре.

Внимание! Инструкция, как официальный документ, должна содержать расшифровку подписей, дату составления, реквизиты работодателя и другие обязательные атрибуты

Общая часть

Вводный раздел, где даны основные аспекты профессиональной деятельности сотрудника:

  • Уровень квалификации.
  • Профессиональные навыки.
  • Порядок кадровых решений.
  • Другие требуемые характеристики.

Особо значимы практические умения, которые должны обеспечивать решение задач, описанных в следующем разделе, на высоком уровне. Так, для вожатого могут потребоваться, в зависимости от особенностей оздоровительного лагеря, спортивные достижения или знания иностранного языка.

Внимание! Требования к персоналу для работы с детьми имеют свою специфику, которая обозначена в ст. 351.1 ТК, о чем следует отдельно упомянуть в разделе

Функции

Ключевая часть инструкции, в которой находится подробный список должностных обязанностей. Их можно разбить на три части:

  • Профессиональные — обязательны для специалистов у любых работодателей.
  • Вспомогательные — которые могут различаться под влиянием размеров организации-работодателя, количества профильных специалистов, трудовой политики и других моментов.
  • Базовые — соблюдение норм трудовой дисциплины, положений законодательства и другие функции, которые обязательны для любых профессий.

Внимание! Для создания раздела может применяться профстандарт 01.007, утвержденный Минтрудом 25.12.18, а также положения Единого квалификационного справочника (ЕКС), определяющие характеристики работников сферы образования

Ответственность

Здесь даны основные нарушения, за которые может быть наказан сотрудник. Поскольку степень наказания, как и обстоятельства привлечения работника к ответственности, описаны в соответствующих Кодексах, то формулировки в разделе даются в общей форме, с минимумом конкретики.

Права

Перечень прав стандартен для схожих позиций: от получения нужной информации до внесения предложений по улучшению трудовых процедур. Содержимое раздела может быть расширено, если работодатель предлагает сотруднику какие-то особые возможности. Так, для ряда профессий можно добавить льготы по питанию или профподготовке за счет нанимателя.

Должностная инструкция для вожатого, на котором лежит дополнительная ответственность за детей, должна в обязательном порядке согласовываться со специалистами: юристом, воспитателями, главой отдела кадров. Лишь после согласования содержания с ними документ может быть подписан главой учреждения. Сам вожатый подписывает инструкцию в процессе найма, соглашаясь с её положениями.

Карьера

Разумеется, работать только на опыт, зная, что никаких перспектив в этой области нет, совершенно неинтересно. Но это не совсем так. Даже у вожатых есть надежда на карьерный рост.

Для начала стоит сказать о том, что работа на этой должности может быть включена в педагогический стаж, что может быть существенным при расчете трудовой пенсии.

Кроме того, существует такая должность, как «старшая вожатая», как правило, в школах, а не в лагерях, что еще ближе к работе учителя. Преимуществом перед преподавательской деятельностью в данном случае является необязательность высшего профильного образования, а также опыта. Старший вожатый занимается общей организацией учебного процесса и всесторонним развитием воспитанников, а также контролем их безопасности.

Со временем, разумеется, можно выйти на еще более высокий уровень. Получив соответствующее образование, можно продолжить педагогическую деятельность, совмещая ее с воспитательной. Выбор профессии зависит от многих факторов, а вожатый — прекрасная попытка самоопределения, которая позволит оценить свои силы и умения в деле взращивания следующих поколений и развития их талантов.

«Только нам можно!»

Быть вожатым – сложная и ответственная работа. Каждый день может преподнести что-то новое, интересное, а может и сложное, ведь уследить за всеми и стать детям надёжным другом – задача не из простых. Мы решили узнать у вожатых о мотивации (вряд ли у неё есть материальный аспект, о зарплатах в сфере образования будущие педагоги уж точно знают,  – ред.) и о том, что им особенно запомнилось.

– Желание стать вожатой появилось ещё тогда, когда я, будучи маленькой, сама отдыхала в лагерях, – вспоминает опытная вожатая Анжела Дяченко. – Мне очень нравилось смотреть за вожатыми: как они между собой балдели, как проводили вечёрки! Конечно, эта работа не для заработка. Это другое. Особенные эмоции, свой мир, который мы сами создаём. Всех ребятишек я помню, и они оставили определённый след в моём сердце. Очень приятно смотреть на тех, кто стал уже совсем большим, но для меня дети всегда останутся малышами.

Новость по теме

Детский лагерь отдыха «Парус» работал по программе «Театр профессий»

Скажу, что эта работа не из лёгких. Приходилось, например, больной, при температуре под 40 градусов вставать и идти будить детей на зарядку. Но были и забавные случаи. Когда я работала с самыми маленькими детьми 6-7 лет, мы однажды возвращались с вечернего мероприятия. Вдруг меня поднимает на руки мальчишка из старшего отряда. Вы бы видели, какая реакция была у моих детей, они всей толпой побежали за этим мальчиком с криками: «Отпусти. Это наша вожатая! Её никому нельзя трогать и обнимать! Только нам!».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий