Совет европы

2007[править]

23 января 2007 на сессии ПАСЕ в Страсбурге была принята резолюция «Угроза использования энергопоставок в качестве инструмента политического давления». Автор резолюции — эстонский депутат Марко Михельсон, представляющий в ПАСЕ Народную партию Эстонии.

Россия подвергнута критике в резолюции за используемые ею методы решения энергетических споров с соседними странами, которые вызывают сомнение в отношении её надежности как поставщика энергоресурсов.

В этой связи в резолюции упоминаются «газовые конфликты» России с Украиной и Грузией в начале 2006 года, с Белоруссией в начале 2007 года. В выступлениях депутатов также упоминалось намерение Госдумы применить энергетические санкции в отношении Эстонии (январь 2007).

Необходимость рассмотрения вопроса об энергетической безопасности вызвана растущей зависимостью энергетики Европы от ископаемого топлива, в основном нефти и газа, которая, как ожидается, к 2030 году составит 60 %. Уже в 2006 году страны Евросоюза получали 27 % импортируемой нефти из России. Россия поставляет и 25 % потребляемого в ЕС газа. По историческим причинам, особенно велика зависимость от российских энергоресурсов в странах Восточной и Центральной Европы. Именно поэтому в резолюции была подчёркнута «необходимость стабильных и приемлемых экономических отношений в энергетическом секторе между основными европейскими энергоэкспортёрами, Российской Федерацией и остальными европейскими странами, зависящими от импорта российских энергоносителей».

ПАСЕ высказалась за создание общеевропейского аналитического центра для осуществления диалога об энергобезопасности в Европе. Она также призвала к ратификации Россией Энергетической хартии и подписание транзитного протокола.

Доклад об угрозе жизни и свободе выражения мнения журналистовправить

25 января в Страсбурге был заслушан доклад «Угрозы жизни и свободе выражения мнения журналистов» (автор — британский депутат Эндрю Макинтош). В докладе была высказана озабоченность ПАСЕ «многочисленными нападениями и угрозами жизни и свободе слова журналистов в Европе» в 2006 и в январе 2007, при этом отдельно были упомянуты убийства армянского журналиста Гранта Динка в Турции и Анны Политковской в России. Один из пунктов резолюции гласит: «Национальные парламенты должны следить за криминальными расследованиями и признавать ответственность властей не только за отсутствие расследования, но и за отсутствие результатов, например, российский парламент в отношении убийства Анны Политковской».

Новые представители России в Совете Европыправить

В январе 2007 новым постоянным представителем России при СЕ назначен бывший заместитель министра иностранных дел Александр Алексеев.

В марте 2007 новым уполномоченным России при Страсбургском суде стала Вероника Милинчук.

  1. обратный перевод с английского

Цели

Дата вступления
Австрия Австрия 16 апреля 1956
Азербайджан Азербайджан 25 января 2001
Албания Албания 13 июля 1995
Андорра Андорра 10 ноября 1994
Армения Армения 25 января 2001
Бельгия Бельгия 5 мая 1949
Болгария Болгария 7 мая 1992
Босния и Герцеговина Босния и Герцеговина 24 апреля 2002
Великобритания Великобритания 5 мая 1949
Венгрия Венгрия 6 ноября 1990
Германия Германия 13 июля 1950
Греция Греция 9 августа 1949
Грузия Грузия 27 апреля 1999
Дания Дания 5 мая 1949
Ирландия Ирландия 5 мая 1949
Исландия Исландия 7 марта 1950
Испания Испания 24 ноября 1977
Италия Италия 5 мая 1949
Кипр Кипр 24 мая 1961
Латвия Латвия 10 февраля 1995
Литва Литва 14 мая 1993
Лихтенштейн Лихтенштейн 23 ноября 1978
Люксембург Люксембург 5 мая 1949
Македония Македония 9 ноября 1995
Мальта Мальта 29 апреля 1965
Молдавия Молдавия 13 июля 1995
Монако Монако 5 октября 2004
Нидерланды Нидерланды 5 мая 1949
Норвегия Норвегия 5 мая 1949
Польша Польша 26 ноября 1991
Португалия Португалия 22 сентября 1976
Россия Россия 28 февраля 1996
Румыния Румыния 7 октября 1993
Сан-Марино Сан-Марино 16 ноября 1988
Сербия Сербия 3 апреля 2003
Словакия Словакия 30 июня 1993
Словения Словения 14 мая 1993
Турция Турция 9 августа 1949
Украина Украина 9 ноября 1995
Финляндия Финляндия 5 мая 1989
Франция Франция 5 мая 1949
Хорватия Хорватия 6 ноября 1996
Черногория Черногория 11 мая 2007
Чехия Чехия 30 июня 1993
Швейцария Швейцария 6 мая 1963
Швеция Швеция 5 мая 1949
Эстония Эстония 14 мая 1993

Глава I Устава Совета Европы посвящена целям, которые преследует Совет Европы, и состоит из единственной статьи. В ней, в частности, говорится следующее:

«а) Целью Совета Европы является осуществление более тесного союза между его членами для защиты и продвижения идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие их экономическому и социальному прогрессу.

b) Эта цель будет преследоваться через посредство органов Совета путём рассмотрения вопросов, представляющих общий интерес, заключением соглашений, проведением совместных действий в экономической, социальной, культурной, научной, юридической и административной областях, равно как и путём защиты и развития прав человека и основных свобод».

Постепенно СЕ сосредоточился на правовых и правозащитных вопросах. Сегодня его цель определяется как построение Европы без разделительных линий, основывающейся на принципах демократии, прав человека и верховенства закона (правового государства). Деятельность его направлена, прежде всего, на обеспечение и защиту прав человека, будь то гражданские, политические, экономические, социальные или культурные права, то есть деятельность Совета Европы охватывает все сферы жизни человека. Однако экономическими и военно-политическими вопросами организация не занимается.

Структура


Страсбург, Совет Европы

Комитет министров

Является руководящим органом. Состоит из министров иностранных дел всех стран-членов и собирается на сессии один раз в год. Страны-председатели Комитета министров меняются каждые полгода по принципу ротации в алфавитном порядке. Деятельность Комитета подразумевает: подготовку и заключение конвенций и соглашений; принятие рекомендаций государствам-членам; принятие бюджета; прием новых государств-членов; выработку программ сотрудничества и содействия странам Восточной и Центральной Европы; контроль за выполнением решений Европейского суда по правам человека. Еженедельно проводятся заседания Комитета на уровне постоянных представителей (послов). Под руководством Комитета действует несколько десятков экспертных органов, которые готовят выносимые для принятия Комитетом тексты.

Парламентская ассамблея

Основная статья: Парламентская ассамблея Совета Европы

Консультативный орган. Состоит из представителей парламентов всех государств-членов. Пять наиболее крупных государств, включая Россию, имеют в ПАСЕ 18 членов, минимальное представительство — 2 члена от государства. Национальная делегация должна включать представителей всех политических партий, представленных в парламенте, и соответствовать требованию сбалансированного представительства мужчин и женщин. Ассамблея проводит четыре сессии в год (по одной неделе каждая) и принимает резолюции и рекомендации на основе докладов, которые готовятся депутатами.

Европейский суд по правам человека

Основная статья: Европейский суд по правам человека

Европейский суд по правам человека контролирует выполнение Конвенции, принимая к рассмотрению жалобы по её нарушению. Суд состоит из судей по числу стран — участников Конвенции, однако при этом число судей одного гражданства не ограничено. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы и имеют срок полномочий девять лет.

Судьи в своей работе представляют не страну-члена, а исключительно интересы Суда. При этом их независимость и беспристрастность обеспечивается в частности запретом на любую деятельность, несовместимую с постоянным характером их работы в рамках Суда. Срок полномочий судей ограничивается достижением ими возраста 70 лет.

Председатель Суда избирается на пленарных заседаниях. Суд разделен на четыре Секции, наполнение которых должно представлять различные правовые системы государств — участников Конвенции и учитывать географический и половой признак.

Консультативные органы

Венецианская комиссия

Основная статья: Венецианская комиссия

Консультативный орган по конституционному праву, созданный при Совете Европы в 1990 году. С 2002 года участвовать в работе комиссии могут и страны, не входящие в СЕ. Комиссия располагается в Страсбурге, но пленарные сессии проходят в Венеции. Официальное название — Европейская комиссия за демократию через право.

Конгресс местных и региональных властей Европы

Основная статья: Конгресс местных и региональных властей Европы

Консультативный орган, представляющий местные и региональные власти. Делегация каждой страны в Конгрессе состоит из равного числа представителей регионов и органов местного самоуправления.

Секретариат обслуживает политические органы СЕ и осуществляет ряд других функций в интересах Организации. В структуре Секретариата выделяются подразделения, обслуживающие основные органы (ПАСЕ, КМСЕ, ЕСПЧ, Конгресс), административно-координационные (Генеральный политический директорат, Директорат стратегического планирования, бюджетные, кадровые и т. п. службы) и тематические подразделения (Генеральный директорат по правам человека и правовым вопросам, Генеральный директорат по социальной сплоченности, Генеральный директорат по культуре, образованию, молодёжи и спорту). Секретариат Комитета министров состоит из 26 сотрудников. Его возглавляет Секретарь Комитета министров, ранг которого соответствует Генеральному директору. Секретариат обслуживает встречи на уровне министров и заседания постоянных представителей.

Сферы сотрудничества

Сферы сотрудничества

Соглашением 2005 года предусматривалось осуществлять стратегическое партнёрство через формирование четырёх общих пространств («дорожные карты»):

  • экономического;
  • внутренней безопасности и правосудия;
  • внешней безопасности;
  • науки и образования.

Идею ОЕЭП предложил Романо Проди в 2001 г. на саммите ЕС — Россия. Но до настоящего времени эта идея не может быть осуществлена, так как между ЕС и Россией не существует даже зоны свободной торговли.

В практическом плане это должно было вылиться в сближение экономик России и Евросоюза, углубление совместного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью, терроризмом, незаконной миграцией, а в перспективе — и в отмену визового режима.

Общее пространство внешней безопасности предполагало наращивание сотрудничества сторон в решении международных проблем.

По статистике, на Евросоюз приходится половина объёма внешней торговли России, а государства-участники этой организации являются крупнейшими прямыми инвесторами в российскую экономику.

В 2003 году товарный обмен между РФ и Евросоюзом (с учётом новых его членов, вступивших в ЕС в 2004) достиг 92 млрд евро. Из Европы в РФ поступают преимущественно машины и оборудование, готовая промышленная продукция, товары широкого потребления. ЕС — главный для России источник современных технологий.

Россия в основном выступает в роли поставщика энергоресурсов. Доля «Газпрома» в поставках природного газа в Западную Европу составляет 25 %. Эстония, Литва, Латвия и Словакия практически полностью зависят от российского газа, а Венгрия, Польша и Чехия — на две трети и более. Что касается нефти, то Россия поставляет в ЕС 44 % от её общего импорта. Следует, однако, иметь в виду, что по существующим документам ЕС государства-члены обязаны диверсифицировать импорт — что неминуемо приведёт к снижению российского экспорта энергоносителей в Европу и необходимости для России выходить на новые рынки сбыта.

1996[править]

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года. Это был период подготовки к президентским выборам, и вступление в СЕ рассматривалось руководством страны как международное признание правильности проводимого курса. При вступлении Парламентская ассамблея СЕ сформулировала перед Россией ряд обязательств. Главным образом они касались ратификации европейских конвенций, приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами и политических взаимоотношений с соседними странами. По прошествии десятилетия некоторые из принятых Россией обязательств кажутся абсурдными (например, требование отказаться от понятия «Ближнее зарубежье»), но в тот период российское руководство было нацелено на вступление в Совет Европы любой ценой.

Итак, Россия при вступлении в СЕ обязалась:

— ратифицировать ЕКПЧ и основные протоколы к ней (выполнено);

— ратифицировать Протокол № 6 об отмене смертной казни в мирное время (не выполнено);

— ратифицировать Европейскую конвенцию о запрещении пыток, Рамочную конвенцию о защите национальных меньшинств, Европейскую хартию местного самоуправления (выполнено), Европейскую хартию региональных языков и языков меньшинств (только подписана), изучить вопрос о ратификации Европейской социальной хартии (только подписана);

— ратифицировать конвенции о выдаче, взаимной правовой помощи по уголовным делам, об отмывании преступных доходов (выполнено), о передаче осуждённых (готовится ратификация);

— ратифицировать Генеральное соглашение о привилегиях и иммунитетах СЕ (выполнено);

— разрешать международные споры исключительно мирными средствами;

— урегулировать остающиеся нерешёнными вопросы границ на основе международного права (сохраняется проблема с пограничным договором с Эстонией);

— вывести войска из Молдавии (российские власти считают, что полное выполнение этого обязательства будет зависеть от хода переговоров по Приднестровью, сейчас там остался незначительный контингент – несколько сотен человек);

— выполнить обязательства по Договору об обычных вооружённых силах в Европе (ДОВСЕ);

— отказаться от выделения среди зарубежных стран зоны особого влияния под названием «Ближнее зарубежье»;

— урегулировать проблему возврата культурных ценностей в другие европейские страны;

— без промедления вернуть собственность религиозных организаций;

— быстро разрешить все проблемы, связанные с собственностью других государств, в особенности с иностранными архивами, вывезенными в СССР в ;

— снять ограничения на зарубежные поездки лиц, обладающих государственными секретами;

— обеспечить, чтобы применение Конвенции СНГ о правах человека не влияло на применение Европейской конвенции о правах человека;

— привести законодательство о ФСБ в соответствие с европейскими стандартами и, в частности, лишить ФСБ права иметь собственные следственные изоляторы (последний пункт выполнен);

— принять закон об альтернативной гражданской службе;

— снизить и по возможности искоренить дедовщину в Вооружённых силах;

— продолжать правовую реформу с целью приведения законодательства в соответствие с европейскими стандартами;

— сотрудничать с другими странами в деле предотвращения или снижения вреда от экологических и технологических бедствий;

— полноценно сотрудничать с СЕ в деле мониторинга выполнения этих обязательств;

— строго соблюдать положения международного гуманитарного права, в т. ч. применительно к вооружённым конфликтам на своей территории;

— добросовестно сотрудничать с международными гуманитарными организациями и предоставить им возможность работать на территории России.

На церемонии вступления Россию представлял министр иностранных дел Евгений Примаков. В тот же день он сдал на хранение грамоту о ратификации Устава Совета Европы и поставил свою подпись под основополагающими конвенциями, включая ЕКПЧ.

На равных началах

По словам официального представителя внешнеполитического ведомства Марии Захаровой, Россия заинтересована в продолжении конструктивного сотрудничества в Совете Европы, однако приходится констатировать наличие глубокого институционального кризиса в СЕ, вызванного дискриминационными решениями ПАСЕ в отношении российской делегации.

«Вместе с представителями конструктивно настроенных стран-членов предпринимаем целенаправленные усилия на площадке комитета министров Совета Европы в целях урегулирования сложившейся ситуации», — заявила Захарова в ходе брифинга 8 ноября.

Дипломат выразила надежду, что европейские партнёры разделяют позицию Москвы о равенстве всех государств-участников в уставных органах Совета Европы.

23 октября российская Межведомственная комиссия по делам Совета Европы согласовала дальнейшие шаги Москвы по урегулированию кризиса. За основу был принят принцип всестороннего соблюдения требований устава СЕ всеми его членами.

По словам главы комитета Совета Федерации по международным делам Константина Косачёва, большая часть парламентского сообщества осознаёт «тупиковость пути агрессивного меньшинства», которое фактически держит ПАСЕ в заложниках своих политических игр.

Также по теме


Лавров назвал причину кризиса в Совете Европы

Глава МИД России Сергей Лавров в ходе пресс-конференции с министром иностранных дел Испании Жозепом Боррелем объяснил, чем вызвана…

«Наша позиция остаётся последовательной и чёткой — добиваться исключения из правил самой возможности лишить любую делегацию правомочий по содержательным мотивам», — подчеркнул Косачёв.

В конце октября сенатор также сообщил, что российская делегация «совершенно точно» не намерена запрашивать полномочия для участия в работе ПАСЕ на 2019 год. При этом председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин 2 ноября заявил, что возвращение российской делегации к работе в ПАСЕ возможно в том случае, если в парламентской ассамблее «возобладает здравый смысл».

В свете сложившегося кризиса в отношениях России и СЕ член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Безпалько в беседе с RT указал на двойственность европейской и в принципе западной политики. Эксперт полагает, что обеспокоенность Ягланда может быть связана с тем, что с выходом России из структур Совета Европы будут создаваться какие-то новые структуры и Страсбург потеряет возможность влиять на Москву в рамках этих организаций.

В свою очередь, преподаватель факультета государственного управления МГУ Павел Тарусин напомнил, что площадка ПАСЕ позволяла в некоторой мере влиять на происходящие в России процессы, в том числе через страсбургский суд.

Вместе с тем собеседник RT констатировал, что невозможно сразу остановить кампанию, которая последние четыре года разворачивалась против России в информационной среде на дипломатическом и экономическом уровне. 

«Возникла проблема. С одной стороны, надо удержать Россию, чтобы иметь каналы разговора с нами, в какой-то мере договариваться, влиять на нас, узнавать нашу позицию и корректировать её. С другой стороны, общественное мнение Европы имеет антироссийскую направленность и не даёт возможности перейти на рельсы сотрудничества с Россией», — пояснил эксперт.

Он полагает, что российская дипломатия действует очень трезво, сдержанно и прагматично, пытаясь удержать западных партнёров от крайних шагов, которые не выгодны ни России, ни Европе.

«Мы не встаём в позу обиженного мальчика: вот нас не принимают, тогда мы уйдём, громко хлопнув дверью. Мы до последнего пытаемся поддерживать диалог, искать какие-то развязки, находить компромиссы. Но само устройство ПАСЕ, его внутренний регламент не даёт такой возможности», — подытожил Тарусин.

Старая дружба

Бывший вице-председатель ПАСЕ Владимир Лукин напомнил, что Россия с конца прошлого века является членом Совета Европы. 

Главная потеря, по его оценке, — это ЕСПЧ. «В основном, это очень позитивный орган, который направлен на то, чтобы в спорах между гражданами различных стран были выявлены те случаи, когда государство недостаточно уважает права граждан, которые содержатся во всеобщей Декларации прав человека, подписанной членами СЕ», — отметил он. 

Если происходит выявление нарушений, то граждане получают определённую компенсацию. Кроме того, существует принцип того, что по многим вопросам должны быть проведены дополнительные расследования и судебные действия. Соответственно, всего этого граждане будут лишены. 

Здание ЕСПЧGuenter Fischer/imagebroker.com/Global Look Press

Как пояснил News.ru политолог, директор по научной работе Фонда развития и поддержки международного дискуссионного клуба «Валдай» Фёдор Лукьянов, для политики государства будет мало последствий в случае выхода РФ из Совета Европы. 

Для практических же задач, которые решают СК, МВД и другие ведомства, ничего хорошего от выхода из СЕ, по его мнению, не будет. Членство в СЕ позволяло добиваться новых стандартов в этой сфере.

Что касается ЕСПЧ, то политизированных случаев довольно мало, оценивает политолог. Дискуссия идёт вокруг них, но между тем есть много обычных граждан, которые не удовлетворены правосудием, а обращение в ЕСПЧ — это чисто процессуальный вопрос. И ЕСПЧ — хорошая возможность для российских граждан. 

«ПАСЕ — орган публичной политики, там не столько работают, сколько декларируют. Слово за слово и дошло до такого. Плохо выходить из СЕ, поскольку это единственный орган, который имеет практическое значение — повышение стандартов жизни граждан», — говорит он.

Однако сейчас возник политический тупик, виной тому — парламентский кризис и позиция Украины, и компромисса пока нет и не предвидится. 

Лукьянов считает, что такая ситуация плохо скажется и на Совете Европы. И тут дело даже не в деньгах, членских взносах, которые перестанет платить Россия, а в том, что это орган, который включает все значимые европейские страны, включая Турцию и Россию. 

«От выхода РФ из СЕ потеряет и Совет Европы, но и Россия, конечно, ничего не приобретёт», — подытожил эксперт.

В свою очередь, общественный деятель Максим Шевченко в комментарии News.ru предположил, что если выход РФ из СЕ ограничит юрисдикцию ЕСПЧ, то это «будет очень плохо, потому что многие граждане только в европейском суде находят справедливость, обжалуя решения коррумпированных российских судов». 

«Это жертвы чеченских войн, незаконно уволенные люди. ЕСПЧ является конечной инстанцией, которая выносит бескомпромиссные решения, в то время как к российскому правосудию доверия нет», — сказал Шевченко.

Четырехлетнее противостояние с Россией

Любопытный и унизительный спектакль разыгрался на прошлой неделе в Страсбурге на заседании Совета Европы. Европейские парламентарии решили изменить правила организации, что позволит завершить четырехлетнее противостояние с Россией и предупредить ее выход.

Эта история настолько специфичная, что лучше всего описать ее на примере. Представьте школьный футбольный матч, на котором печально известный всем хулиган и нарушитель правил в бешенстве убегает после удаления с площадки. Спустя некоторое время этот нарушитель, который по совместительству еще и самый беспринципный игрок, занимает боковые линии, настаивая, что он вернется и продолжит игру лишь в том случае, если правила игры изменятся и наказания будут отменены. Большинство игроков его поддерживают. Некоторые не самые сильные игроки недовольны такими заявлениями, но их мнение игнорируется. Им говорят, что такие изменения пойдут на пользу матчу, и уверяют, что склонность нарушать правила на поле уменьшится, если за этим не будет наказания. В итоге игрок возвращается, и игра продолжается.Фактически то же самое случилось на прошлой неделе, когда в жалкой попытке примирения Совет Европы «вырвал свои последние зубы и подарил их России», чтобы удержать ее.

Владимир Лукин в 1996—2000 годы возглавлял парламентскую делегацию Российской Федерации в Совете Европы. Фото euro-ombudsman.org

Свое начало эта история берет в 1996 году, когда Россию приняли в Совет Европы. Организация с 70-летней историей, созданная после Второй мировой войны с целью достижения «единства его членов в вопросах безопасности и осознания идеалов и принципов, которые являются их общим наследием». Центральное место как в Европейской конвенции по правам человека, так и Европейском суде по правам человека — продвижение прав человека, демократии и верховенства закона.

Основатели — страны Западной Европы с общими ценностями, но с падением железного занавеса организация резко расширилась на страны Восточной Европы. Принятие России не получило единого одобрения всех членов. Многие говорили о том, что Россия не готова к вступлению и даже не особо склонна уважать и следовать стандартам и правилам организации. Противники принятия России боялись размывания общих стандартов и подрывания надзирательной функции Совета.

Однако эти сомнения были проигнорированы. Риск заключался в том, что в то время лучше было держать Россию поближе к себе, «под присмотром». Дорога может быть неровной и тернистой, но пока всеобщая демократия смутно виднеется в качестве пункта назначения, попытка пройти этот путь вместе стоит того. Но эта логика становилась все более напряженной. Кажется, что сегодня вопрос направления и конечной цели этого пути беспокоит организацию намного меньше, чем вопрос о том, достаточно ли широка сама дорога, чтобы по ней смогли пройти все желающие.

Причиной недавнего разрыва с Россией стало присоединение Крыма в 2014 году и вмешательство в дела Восточной Украины. Фото assembly.coe.int

Критика

В последние годы Совет Европы подвергается критике за слабую реакцию на нарушения, совершенные его членами. Так, Human Rights Watch с 2014 года заявляли о происходящем в Азербайджане «систематическом преследовании правозащитников и диссидентов, свидетельствующем о полном пренебрежении обязательствами перед Советом Европы». Аналогичным образом, European Stability Initiative продемонстрировала как в 2013 году на Парламентской ассамблее Совета Европы был забаллотирован вопрос о политзаключенных в Азербайджане.

Обе правозащитные организации призвали Совет Европы предпринять конкретные действия, чтобы продемонстрировать возможность и готовность вернуться к «изначальной миссии по защите и гарантированию прав человека».

История

Проблемы

В то же время, по состоянию на 2004, переговоры по наполнению четырёх пространств практическим содержанием продвигаются медленно. Наибольших успехов стороны достигли в формировании общего экономического пространства.

Что касается вопросов внутренней и внешней безопасности, то расширение ЕС, осуществлённое в 2004 году, вызвало к жизни новые проблемы, при этом отношения с Россией были низведены Евросоюзом до ранга отношений с так называемыми государствами «непосредственного соседства», куда также попали страны Северной Африки, Украина, Молдавия, Грузия и т. д.

С расширением ЕС в 2004 году негативное отношение к России в штаб-квартире ЕС усиливается. Показательной стала проведённая 10 октября встреча глав МИД 11 стран — членов ЕС (Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Эстония, Латвия, Литва, Дания, Швеция, Финляндия и Австрия), на которой было выдвинуто требование поднять роль «малых стран» во внешней политике ЕС, а более конкретно — ужесточить политику ЕС в отношении России.

Новым объектом критики с сентября 2004 стали предложения президента России Владимира Путина по государственному переустройству России.

Претензии России к ЕС касаются:

  • предложений ЕС о ведении диалога с Россией в рамках программы «Новое партнерство» — единого плана сотрудничества ЕС с граничащими с ним государствами, что ставит Россию на уровень североафриканских государств;
  • неурегулированности вопросов перевозки грузов и пассажиров между основной территорией России и Калининградской областью;
  • ущемления прав крупных русскоязычных меньшинств в Латвии и Эстонии; отсутствие поддержки русского языка в ЕС;
  • политике сдерживания внешнеполитического влияния России, главным образом на постсоветском пространстве и в Сирии;
  • отказ ЕС вводить безвизовый режим для туристических поездок;

Претензии ЕС к России касаются:

  • нарушений прав человека и гражданских свобод (в том числе в Чечне);
  • существования российских военных баз внутри признанных ЕС и ООН границ Грузии, Молдавии и Украины, существующих вопреки воле правительств этих стран;
  • вмешательства России в конфликты на постсоветском пространстве (приднестровский конфликт, грузино-абхазский конфликт, южноосетинский конфликт, крымский кризис, война на Донбассе);
  • нарушение территориальной целостности Грузии и Украины в их признанных ЕС и ООН границах (признание независимости Абхазии и Южной Осетии и присоединение Крыма);
  • заниженных внутрироссийских цен на энергоносители по сравнению с экспортными ценами;
  • взимания Россией компенсационных выплат с иностранных авиакомпаний за использование ими беспосадочного транссибирского маршрута, не имеющее аналогов в мировой практике.

Следует заметить, что большая часть претензий ЕС к России относится к внутренним делам России или отношениям России с третьими странами, а не к собственно отношениям России и ЕС.

Европейский парламент

  • 3 июня 2015 года Европарламент ограничил свободный доступ в ассамблею российским дипломатам в ответ на российский «черный список» в отношении 89 европейских граждан. Исключение сделано лишь для постоянного представителя России при Евросоюзе Владимира Чижова. Другие российские дипломаты также смогут посещать Европарламент, однако им будет необходимо запрашивать пропуск на каждый визит.
  • 10 июня 2015 года Европейский парламент принял резолюцию, в которой призывает «критически пересмотреть» отношения Евросоюза с Россией и больше не считать Россию стратегическим партнером Евросоюза.

Россия остается лидером по количеству неисполненных решений Европейского суда

Победа России значительна, поражение Совета Европы также существенно. Ценой удержания России в рядах Совета стало снижение авторитета власти. Каковы преимущества? Есть мнение, что членство России станет проверкой на ее стремление к авторитаризму, а защита, предоставляемая Европейским судом по правам человека, поможет достигать справедливости для граждан. Это утверждение было аргументом ряда российских неправительственных организаций.

Тем не менее подтверждение этого заявления незначительно. Россия выплатила огромные компенсации, но тем не менее остается лидером по количеству неисполненных решений Европейского суда по правам человека. Некоторые из этих вопросов касаются вопиющих нарушений. В 2015 году был принят закон, по которому Российский конституционный суд мог объявить постановления Страсбурга несоответствующими Конституции Российской Федерации.

Ухудшится ли ситуация с правами человека в России, если она не будет членом Совета Европы? Возможно. Возможно, что нет. Но вопрос в том, сможет ли Совет Европы в своем положении сейчас повысить уважение прав человека в России?

«Мемориал», одно из наиболее уважаемых независимых обществ по защите прав человека в России, предупредил, что «односторонние уступки при полном отсутствии изменений в российской позиции неизбежно закончатся разрушительными процессами для международных механизмов. И в конце концов это навредит и самой стране». Это принесет неудобства не только россиянам, но и гражданам всех стран, где поддерживается и поощряется авторитарный режим правления.

Совет Европы сейчас стоит на распутье, и Россия не единственная страна, которая относится к правилам и устоям организации с презрением. Фото expert.ru

Уход России из Совета Европы не тот исход, к которому нужно стремиться

Но защита и сохранение его основных принципов является более важной целью. Совет Европы сейчас стоит на распутье, и Россия не единственная страна, которая относится к правилам и устоям организации с презрением

Всего год назад независимое расследование окончательно доказало то, что давно было известно и давно игнорировалось: Азербайджан действительно покупал голоса и «влияние» в ПАСЕ. Это расследование стимулировало несколько мелких реформ ряда процедур, но абсолютно без последствий для Азербайджана. Если страны-нарушители смогут доказать, что их правонарушения ничего не значат, то это произойдет потому, что другие страны сделали такой же вывод. Однако окончательным последствием этого случая станет потеря влияния Совета Европы. И Совет опасно близок к такому исходу. Это будет позор. И большая ошибка.

Джон Далхусен, openDemocracy

Перевела Элина Медведева

ОбществоВласть

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий