Вулкан Этна на Сицилии

Вулкан Этна

Катания: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Катании
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (7)
    • Парки развлечений (1)
    • Рестораны и кафе (4)
    • ЖД вокзалы (1)
    • Фонтаны (1)
    • Храмы, соборы, мечети (2)
    • Замки, дворцы (1)
    • Аэропорты (1)
    • Театры (1)
    • Туристические офисы (1)
  • Забронировать отель в Катании
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Катании
  • Советы о Катании
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Катании

Автобус Из Катании автобус № 607 фирмы AST (Catania — Nicolosi — Etna) ежедневно в 8:15 с платформы около ж.д. вокзала.
Автострада Из Таормины по А18, поворот направо у Giarre, затем в сторону S.Venerina, Zafferana Etnea. Далее по автотрассе SP92. Или из Таормины через Zafferana Etnea. Из Катании на Nicolosi, оттуда по автотрассе SP92. Северный маршрут (EtnaNord): автомагистраль Мессина-Катания до съезда Fiumefreddo di Sicilia, потом через Piedimonte Etneo и Linguaglossa до Piano Provenzana.

Действующий вулкан Этна находится на востоке острова Сицилия, на побережье, неподалеку от городов Мессина и Катания. Этна является самым высоким действующим вулканом в Европе.

Согласно данным Национального музея естественной истории США, в 2018 году высота Этны составляет 3295 метров над уровнем моря, что означает, что Этна в 2,5 раза выше итальянского вулкана Везувий и на 481 м ниже японского вулкана Фудзияма. Высота вулкана может меняться в результате извержений: с 1942 года Этна выросла на 26 м.

Этна является стратовулканом, то есть состоит из множества слоев затвердевшей лавы, вулканического пепла и пыли. Для стратовулкана характерны периодические взрывные извержения, и Этна считается одним из самых активных вулканов в мире, на 10 месте по мощности. В среднем раз в 150 лет в результате извержения Этны разрушается какой-то поселок.

Почва вокруг Этны очень плодородна, поскольку насыщенна минералами и микроэлементами, содержащимися в остывшей лаве и вулканическом пепле. Поэтому, несмотря на постоянную опасность извержения, жители окрестностей активно выращивают апельсины, гранаты, лимоны и грецкие орехи, а в низинах разбиты виноградники, поставляющие ягоды для производства знаменитого сицилийского вина.

В 2013 году международная комиссия включила Этну в список Всемирного Наследия ЮНЕСКО. А в 1981 году региональные власти Палермо учредили вокруг вулкана Этна национальный заповедник.

Вулкан Этна расположен в месте соединения двух тектонических плит: Африканской и Евразийской. Африканская плита постепенно смещается, погружаясь под Евразийскую, и ее края плавятся в глубине земных недр. А Евразийская плита в результате этого движения поднимается, так возникли горы Сицилии.

В местах соприкосновения этих плит возникли трещины, из которых порой изливается расплавленная магма: так появились вулканы Этна, Везувий, Санторини и вулканы Липарских островов. По подсчетам ученых, Этна образовалась около полмиллиона лет назад.

От вулкана периодически отламываются огромные части. Так, примерно 6 тысяч лет назад в море обрушился восточный склон Этны, вызвав гигантское цунами в разных местах Восточного Средиземноморья. А результаты обвала вершины Этны около 2 тысяч лет назад теперь слабо заметны, потому что поверх трещины натекла лава в результате следующих извержений.

Извержения Этны

До сегодняшнего времени известно о примерно 200 извержениях Этны. Первое доказанное извержение зафиксировано в 1226 до нашей эры.

Бывало так, что извержение приносило даже пользу: в 396 до н. э. благодаря активности Этны Катания и Сиракузы были спасены от карфагенян, пытавшихся захватить эти города.

Крупное извержение в 44 до нашей эры сопровождалось таким выбросом пепла, что потемнело даже небо над Римом и белокаменные здания были заметно испачканы. Солнечные лучи еле пробивались через эту пылевую завесу и во всем средиземном регионе в тот год наблюдались плохие урожаи. А в 122 году Этна разрушила почти весь город Катания.

В современное время извержения вулкана приводили к разрушению подъемника, автострады, также из-за большого количества пепла в воздухе не раз приходилось закрывать международный аэропорт Катании.

Опасные признаки

Сицилийцы сызмальства знают признаки приближающейся опасности. Цвет дыма над вулканом может подсказать, когда от вулкана следует держаться подальше. Белый дым безопасен, красный предвещает извержение вулкана в ближайшие дни или недели. Синий дым означает реальную угрозу извержения.

Кратеры

На склонах Этны постоянно образуются и исчезают боковые кратеры. В среднем их количество колеблется от 200 до 400. Несколько раз в год из какого-то кратера извергается лава. Когда лава застывает, в кратере формируется прочная пробка, поэтому в следующий раз прорыв лавы возникает в новом месте.

Экскурсии

Купить экскурсии по Италии, в том числе и на вулкан Этна, можно уже будучи на месте, в местных турфирмах или заказав заранее, с помощью сервиса «Эксперты. Туристер.Ру».

Погода на Этне

Туристам стоит учесть, что на высоте гораздо холоднее, чем в низине. Перепад температуры может составлять 10–13 градусов, но из-за ветра или влажности погода может ощущаться как еще более холодная. На вершине горы бывает сильный ветер, дождь или туман. Предсказать, будет ли хорошая погода на вершине очень сложно: она может поменяться за несколько минут.

Тем, кто собирается подниматься по южному склону, на сайте с метеопрогнозами нужно выбрать Nicolosi (CT) или Zafferana Etnea (CT) в провинции Catania. А туристам, собирающимся путешествовать по северному склону, нужно ориентироваться на населенный пункт Linguaglossa (ME) в провинции Messina.

Веб-камеры

В ожидании путешествия к Этне можно полюбоваться красотой вулкана, воспользовавшись веб-камерой из города Мессина, панорамной камерой в городе Катания и веб-камерой, установленной около кратера, на станции канатной дороги.

Легенды

Издревле люди придумывали объяснения вулканическим проявлениям. По одной легенде под горой томится бессмертный гигант Энкелад, придавленный в битве богиней Афиной, и периодически пытается выбраться, тогда происходит извержение вулкана.

Другая легенда гласит, что в горе скрыты закованные в оковы гиганты, которые воевали с олимпийцами с целью отомстить за гибель братьев-титанов.

Вулкан считался местом жительства бог огня Гефест. Вергилий писал об одноглазых циклопах, обитающих в пещерах Этны, а около горы жила нимфа Этна.

Как добраться

На Сицилию можно добраться самолетом, следующим в один из четырех международных аэропортов острова (Палермо, Катания, Трапани и Комизо). Также туристы могут приехать на Сицилию из Рима, воспользовавшись самолетом (около часа), поездом (примерно 11 часов), автомобилем (12–12 часов) или паромом вместе с личным автомобилем (порядка 14 часов).

До Этны

Вокруг Этны ездит поезд Circumetnea, на который можно сесть на вокзале Борго (Borgo) в Катании. С него можно полюбоваться видами, но добираться до Этны с помощью этого поезда неудобно.

Этот круговой железнодорожный маршрут протяженностью 111 км работает уже третий век, с 1898 года. За три часа поезд делает множество остановок и прибывает на конечную станцию в прибрежном городе Рипосто (Riposto). Пассажиры могут выходить из поезда на остановках и потом садиться на следующий поезд, сохраняя билет.

До вулкана Этна удобно добираться на арендованном автомобиле либо с экскурсией. Ближе всего ехать из Катании.

Автобусом

Есть также возможность самостоятельно приехать из Катании городским автобусом № 607 фирмы AST (Catania — Nicolosi — Etna). Билетная касса компании AST находится в многоэтажном здании слева от железнодорожного вокзала Катании. Касса начинает работу в 06:30.

Автобус до Этны отправляется раз в день, в 8:15, с платформы напротив железнодорожного вокзала Катании и через 2 часа приезжает на южный склон горы (Etna Sud). Обратный рейс от Этны в Катанию отправляется в 16:30.

Горнолыжная база на высоте 1900 метров называется Рифуджо Сапиенца (Rifugio Giovanni Sapienza), сюда приезжает большинство экскурсий и автомобилистов.

На этой площадке расположена крупная парковка (0,8 евро в час, 4 евро в день), кафе и магазины, в которых продаются сувениры из лавы и пензы, а также сицилийский мед. На этой высоте тоже есть на что посмотреть: поблизости от парковки виден потухший боковой кратер Сильвестри, названный в честь ученого-вулканолога.

Канатная дорога

С базы Рифуджо Сапиенца можно подъехать на фуникулере до базы Ла Монтаньола, на высоту 2500 метров, поэтому тут работают кассы. Стоимость подъема — 30 евро, проезд можно оплатить картой. Также можно купить за 65 евро комплексный билет, оплатив и фуникулер, и последующий подъем на вездеходе. Билеты постоянно дорожают, цены на фуникулер можно уточнить на официальном сайте.

Режим работы канатной дороги

  • Зимний сезон (с декабря по март) — ежедневно с 09:00 до 15:45;
  • Летний сезон (с апреля по ноябрь) — ежедневно с 09:00 до 16:15.

На площадке Монтаньола ощутимо прохладнее, чем внизу. Тут работает кафе и пункт проката теплой одежды (куртки и ботинки, примерно 2 евро за комплект).

Туристы могут подняться на автобусе еще выше, на высоту 2900 метров. Эти горные автобусы ходят довольно часто, раз в 10–15 минут. Там можно посмотреть несколько новых кратеров.

Автомобилем

На собственном или арендованном в аэропорту Катании или Палермо автомобиле нужно ехать из Таормины в сторону Катании по автостраде А18, повернув направо у коммуны Джарре (Giarre) и двигаясь по указателям в сторону коммун Санта-Венерина (S.Venerina), затем Дзафферана-Этнеа (Zafferana Etnea). После этого заблудиться невозможно: наверх идет только одна дорога SP92, она хорошего качества и довольно безопасна.

Двигаясь из Катании, нужно держать курс на поселок Nicolosi. Оттуда на высоту 1900 м на южном склоне Этны ведет вполне безопасная дорога SP92.

В навигатор нужно ввести координаты: 37.700868, 14.998991 — это автопарковка на высоте 1900 м. Экономные туристы советуют бесплатно припарковать автомобиль за рестораном недалеко от кратера.

Также можно добраться на Этну восточным маршрутом, от Таормины, через деревню Дзафферана Этнеа (Zafferana Etnea). Этот путь тоже ведет к площадке с фуникулером Rifugio Sapienza. Эта дорога не так удобна, порой она довольно узкая.

Северный маршрут к Этне (EtnaNord) ведет по автостраде A18, затем через коммуну Пьедимонте-Этнео и Лингуаглосса на горнолыжную базу Пиано Провенцана (1810 м). На автомобиле нужно ехать по автомагистрали Мессина-Катания от съезда Fiumefreddo di Sicilia, после чего 15 минут ехать до коммуны Лингуаглосса, а затем следовать далее, в направлении соснового леса.

Пешком

Туристы могут подниматься к Этне самостоятельно, но желательно не отходить от дорог либо нанять гида, ведь Этна может быть опасна. Путешественники могут распечатать карты, однако их точность очень приблизительна, ведь после извержений меняется рельеф местности.

Близко к самому главному кратеру подойти не получится: на месте дежурит охрана, защищающая любопытствующих от несчастных случаев.

Подъем пешком подходит не для всех: разреженный горный воздух может вызывать одышку. От подъема на высоту рекомендуется воздержаться тем, кто испытывает проблемы с давлением крови, сердцем и страдающим астмой.

Велосипедом

Опытные туристы утверждают, что подъем на велосипеде не обладает особыми преимуществами: велосипедист будет ехать примерно со скоростью пешехода.

Вулкан Этна на google-панораме

Сицилия: Вулкан Этна (часть 1)

Сразу скажу, что с поездкой на вулкан Этна нам очень повезло. Обстоятельства сложились так, что лучше и не пожелаешь. Подготовка, конечно, тоже играет немаловажную роль, но против капризов природы устоять тяжело. А она была к нам в этот день благосклонна.

В этой статье Вы узнаете:

  • чем выгоден вид на Этну из номера отеля;
  • подают ли в отеле Villa Linda на ранний завтрак «заморскую икру – баклажанную»;
  • можно ли проложить русло для лавы;
  • как на Этне называется канатная дорога;
  • сколько можно сэкономить денег, если подняться на Этну своим ходом.

Теперь обо всем по порядку. Итак… То была знатная эпопея.

О важности хорошей погоды на Этне

Прогноз погоды обещал на этот день ясную погоду, а это очень важно для поездки на Этну. Дело в том, что за те несколько дней, что мы уже провели на Сицилии, не было случая, чтобы весь день над Этной было ясное небо. Даже не так – небо над Этной прояснялось очень редко. Причем чаще всего это случалось в утренние часы.

Отсюда вставала проблема – какой смысл отправляться на Этну, если вокруг ничего не будет видно. В принципе, мы рассматривали вариант организованной экскурсии от турагентства или от транспортной компании Interbus (см. статью Планирование экскурсий по Сицилии (часть 1)). Во втором случае даже цена была более менее приемлемая (35 евро). Но экскурсию надо заказывать как минимум за день, а то и за два. Т.е. в то время, когда еще неизвестно, какая будет погода на вершине, а, следовательно, есть ли вообще смысл приобретать эту экскурсию. Отзывов о таких «туманных» экскурсиях в Интернете достаточно.

Здесь нам помогло наличие бесплатного Интернета в отеле (всегда можно посмотреть свежий прогноз погоды) и расположение нашего номера (видно Этну). Решено было отправляться на Этну только в случае благоприятного прогноза погоды и безоблачной видимости вершины Этны с утра. По погоде с конкретным днем определились. Поскольку выезд по плану предполагался ранний, то нужно было порешать проблему с завтраком. Из отзывов следовало, что сухой паек в отеле не дают, а предлагают поесть в более раннее время.

Собственно, с таким предложением мы и подошли на ресепшен часов в 8 вечера предшествующего поездке дня. Поскольку автобус на Катанию отправлялся в 6:55, то была озвучена просьба приготовить нам что-нибудь поесть в 6 часов утра. Нет проблем – наш заказ записали. О том, что представляло собой «что-нибудь», поговорим позже, а пока продолжим цепочку событий.

Редко используемый автобусный маршрут

Следующий шаг состоял в том, чтобы освежить в голове заранее подготовленный план действий. Основным пунктом этого плана следовало бы считать посадку в автобус, который следует из Катании на Этну. Событие это нечастое, поскольку происходит один или два раза в день.

Нам нужен был автобус с отправлением из Катании в 8:15. Контрольное обращение к Интернету дало неутешительный результат – на сайте транспортной компании этот автобус отсутствовал, как, впрочем, и само наименование пункта, в который мы собирались – Etna Sud. Проблема. Помню, что и раньше этот рейс был обнаружен мной не сразу, но сейчас такие сюрпризы были совсем ни к чему.

В связи с этим был подготовлен к использованию план B. А именно – при неудачном поиске автобуса в Катании можно будет провести запланированную также заранее экскурсию по Катании. А на Этну тогда поедем позже в составе организованной экскурсии. На том и порешили.

Наступило утро… Взгляд на Этну обнадежил – на небе ни одного облачка.

Ранний завтрак в отеле Villa Linda

Пришли на завтрак. Подробно останавливаюсь на этом вопросе, поскольку хотелось бы сказать еще несколько добрых слов в адрес отеля Villa Linda.

Ведь какой-то отель может предоставлять «фешенебельное» обслуживание, но прокалываться по мелочам. Здесь же отношение к клиентам самое что ни на есть высшей пробы.

Ну, сначала, что собой представляло «что-нибудь» поесть. В этот день предлагались «пoчки заячьи верченые, гoлoвы щучьи с чеснoкoм, икра черная, красная…». В общем, абсолютно все то же самое, что и во время обычного завтрака за исключением огурцов-помидоров и фруктов. Правда, из выпечки были только кексы, но это тоже немало. Багет еще теплый. Но окончательно нас добило, когда сотрудник, занимающийся подготовкой завтрака (он же в это время дежурил на ресепшен) принес лично нам на тарелке два горячих слоеных пирожка и два круассана с повидлом. Это был почти шок. Мы чуть не прослезились. Зачтено!

Дополнительные транспортные риски по пути на Этну

Идем дальше. По пути на автобусную остановку созрел еще один план. Поскольку с автобусом Катания-Этна имеются вопросы, то не отправиться ли нам прямо сегодня на организованную экскурсию на Этну.

Отправление от Реканати в 8:20, билеты продают в автобусной кассе. Проблема виделась в том, что скорее всего экскурсии надо заказывать накануне, а не покупать в день экскурсии. Но попробовать-то можно. Однако, этому плану суждено было существовать ровно пять минут, т.е. столько времени, сколько занимает путь от отеля до автостанции. По прибытии на место выяснилось, что касса автостанции работает с 8:45. А если кто-то уезжает раньше, то билет можно приобрести у водителя. Говорят, что это дороже. Ну, заодно и проверим.

Итак, пока идем по основному плану. Расписание утверждало, что Интернет врет по меньшей мере на 5 минут. Автобус должен отправиться в 6:50, хорошо, что пораньше пришли. Но, видимо, Интернет тоже не дурак. Он учитывает еще какие-то дополнительные обстоятельства. Короче, автобус появился в 7:05 (цена билета, кстати, такая же, как в кассе), что ставило под сомнение наш и без того хлипкий план.

Дальше – больше. Как мы поняли, это самый ранний автобус в Катанию, который ходит только по будним дням и подвозит людей на работу. Короче, этот автобус не проследовал сразу на скоростную платную трассу, а начал собирать людей «по деревням» в округе Джардини Наксос. Ну, а когда он после сбора всех тружеников еще к тому же в 7:30 остановился для пропуска поезда на железнодорожном переезде, мы поняли, что на сегодня Катания – это скорее всего самое реалистичное место для нас. Но не те мы люди, чтобы сдаваться. Решили биться до конца…

Вот мы и вышли на маршрут

На автовокзале в Катании были в 8:00. Времени на поиск кассы компании AST не оставалось, поэтому решили брать штурмом сам автобус (если он в принципе существует) сразу на платформах компании. И тут удача нам улыбнулась, причем сразу в двойном размере – автобусов с надписью Этна нашли сразу два. Один был пустой, а в другом сидело человек 15. Причем водитель собирал по платформам и других любителей вулканов. Справедливости ради надо сказать, что повезло бы даже еще более не сдающимся, чем мы, поскольку водитель ждал опоздавших дополнительно 15 (. ) минут и двинулся в путь в 8:30.

Объявленный ценник приятно удивил – 6,6 евро туда-обратно. Путь, правда, предстоял длительный – судя по расписанию, 3 часа 15 минут. Причем, как заранее было почерпнуто из Интернета, с пересадкой в селении Николози. О том, что нужно будет ждать в Николози 20-25 минут, сказал и кондуктор. А какой у нас выбор?

Кстати, это была единственная поездка по Сицилии на автобусе, во время которой в салоне присутствовал кондуктор. Обычно, билеты продает водитель, но здесь может быть свою роль играет гористая местность и серпантины. Не зря же в Николози предусмотрена такая длительная остановка для отдыха (в основном, как мы понимаем) водителя. Кстати, по ходу дела выяснилось, что это именно остановка следующего из Катании автобуса, а не пересадка на другой автобус.

Дорога к подножию вулкана

Немного о том, что собой представляли эти «3 часа 15 минут». Автобус пособирал людей в Катании и неторопливо прибыл в Николози в 9:05 (по расписанию). Кондуктор еще раз объявил, что автобус будет здесь стоять 20-25 минут. За это время можно успеть осмотреть всю центральную часть Николози. Она представлена собором, несколькими небольшими магазинами и кафе, а также большим камнем в парке около автобусной остановки с мозаичным изображением одного из видов Николози. В 9:30 автобус двинулся дальше.

Вот тут уже начались серпантины и поля застывшей лавы. Смотрится завораживающе – сила природы безгранична. Если присмотреться немного внимательнее, то просматривается в этих нагромождениях и участие человека. Явно видно, что здесь «немного» поработали тяжелой горной техникой.

Как мы поняли, суть работ сводилась к тому, чтобы проложить приемлемые русла для будущих лавовых рек. Иногда горная дорога ограничена с двух сторон стеной метра 3 в высоту, сложенной из каменных блоков. Так вот в местах пересечения дороги с предполагаемым руслом лавы – этой стены нет. Типа, протекайте, куда Вам надо, только нас не трогайте. Т.е. подготовка к катаклизмам на всякий случай проводится нешуточная.

Да и какие могут быть шутки, если иногда по дороге попадаются роскошные виллы с садами в окружении лавовых полей, а в одном месте из лавы торчит только крыша бывшего дома. Про этот дом часто пишут в отзывах. Более того, около этого места организована стоянка автомобилей, и народ наведывается посмотреть на это печальное зрелище. Правда, некоторые пытаются ходить по этой полуразрушенной крыше, рискуя еще больше усугубить последствия той давней катастрофы.

Не доезжая до нижней станции фуникулера из автобуса вышли одна велосипедистка (удивляюсь, но лет 45-47) и два пешеходника с рюкзаками. Эти двинули по своим маршрутам. Вообще, велосипедистов всю дорогу попадалось очень много. Причем некоторые, как мы поняли, решили все делать «по чесноку», т.е. двинули в путь с уровня моря, т.е. с пляжа в Катании. Кто-то немного подъехал на автобусе, кто-то побольше. Но в фуникулер с велосипедом точно не пустят.

Нижняя станция фуникулера

Проникнувшись суровостью здешних мест, прибыли на площадку нижней станции фуникулера. Произошло это в 10:15. Сразу уже буду оглашать и высоты.

Площадка нижней станции находится на высоте 1910 метров над уровнем моря. Вообще говоря, называть это место площадкой, будет некоторым упрощением. На самом деле, это такое нехилое пространство с автобусной и автомобильной стоянкой, массой магазинов и ресторанов, а также многочисленных лотков и торговых фургонов. Часть торговых точек сосредоточена около станции фуникулера, остальные – около кратеров Сильвестри. Про эти кратеры разговор будет немного позже, а сейчас по нашей программе.

Зашли на станцию фуникулера. Как и пишут в Интернете, здесь имеется одна немаловажная деталь, на которую некоторые не обращают внимания, торопливо перемещаясь в сторону касс. Имеется в виду большой монитор, который, так сказать, в прямом эфире демонстрирует то, что происходит на верхней станции фуникулера. Это очень важно, поскольку если там плохая видимость, то еще надо крепко подумать прежде, чем покупать билет на фуникулер. Опять же, немного повторюсь. Все называют эту конструкцию фуникулером, хотя с научной точки зрения такой агрегат правильнее было бы называть канатной дорогой. Ну, если слово «фуникулер» благозвучнее, то пусть так и будет. Не буду и я переиначивать.

Итак, в 10:15 монитор показывал отличную солнечную погоду наверху. Должен при этом сделать некоторое уточнение – погоду на верхней станции фуникулера (это уже высота 2500 метров). Но не на самой верхней точке вулкана, куда предоставляется возможность добраться каждому желающему.

На верхней станции фуникулера можно сесть на автобус-джип и подняться до высоты 2920 метров. А вот уж какая погода на этой самой точке Вы сможете узнать только воочию, т.е. поприсутствовав на этой точке лично. Отсюда уже и до самой вершины Этны рукой подать (высота 3340 метров), если, конечно, горные спасатели Вас не заметят. Однако, жизнь, что называется, дороже. Если уж не лава, то газ сделает свое дело.

Экономическая составляющая покорения Этны

Сейчас пришла мысль, что, возможно, погоду на самой верхней точке не показывают намеренно (технических проблем с этим не может быть никаких), чтобы не отпугивать людей. Ведь, как показывает практика (по крайней мере наша), на вершине Этны очень часто имеются облака, в то время как ниже их нет. Вы можете сказать – так ведь люди могут подняться только до верхней станции фуникулера, если выше плохая погода.

А вот тут уже вступают в силу экономические и психологические принципы. Сначала оглашаю ценники: фуникулер – 30 евро, автобус-джип – 23 евро, проводник – 9 евро. Так Вы хотите сказать, что организаторы мероприятия при плохой погоде на самом верху готовы взять 30 евро за фуникулер, но отказаться от 32 евро с человека за остальные услуги? Думаю, что экономические законы говорят о другом. Далее мысль не буду развивать.

Теперь к психологии. Когда человек подходит к кассе нижней станции фуникулера, он чувствует себя очень крутым покорителем вершин. А даже если не чувствует, то не знает всех подробностей подъема на Этну. А даже если знает, то может не знать нужных языков. В связи с этим народ, не долго думая, берет полный набор услуг по списку, т.е. платит сразу 62 евро. При этом некоторые одеты абсолютно по пляжному: футболка, шорты, шлепки…

На этом немного остановимся и отдышимся – наверху последнее будет делать несколько сложнее. Ну, и сразу скажу, что пляжная одежда для подъема на Этну не очень подходит. Даже очень жарким летом. Подробности в следующий раз.

Источники:
http://tuturist.ru/articles/otdyh-za-granicej/siciliya-vulkan-etna-chast-1/
http://guruturizma.ru/vulkan-parikutin-v-meksike/

Ссылка на основную публикацию