Ввп польши

Калькулятор инфляции

Оперировать цифрами, показывающими экономическое состояние в разных странах, нужно корректно. Для этого мы можем использовать «калькулятор инфляции», который находится на веб-сайте Министерства финансов Польши. Тут есть небольшая проблема, так как программа ориентирована на польский злотый, а Всемирный банк конвертировал PLN в доллары США. Поэтому приходится корректировать данные с учетом курса валют.

Согласно показаниям калькулятора инфляции, в 2014 году 910 долларов США соответствовали эквиваленту 321 доллара в 1995 году. Это означает, что реальный рост расходов за 20 лет составил 63%. Мнения многих поляков подтверждают эту оценку. Люди говорят, что за эти годы слишком мало изменилось в системе здравоохранения.

В Германии номинальное увеличение расходов на здравоохранение было подобным реальному приросту в Польше и составляло скромные 73% за тот же период (1995-2014). Однако это не должно служить утешением для Польши, поскольку в 1995 году расходы на здравоохранение ее западного соседа в расчете на душу населения были почти в 16 раз выше. Другими словами, 20 лет назад немцы уже получали хорошее медицинское обслуживание, поэтому их прогресс в этой области должен быть медленнее. Германия тратит на 1% меньше, чем Польша, на здравоохранение, так как ее доля в таких расходах в ВВП составляет 5,4%. Нынешним польским новорожденным придется ждать до конца XXI века, прежде чем расходы на здравоохранение на душу населения в этих двух странах достигнут одинакового уровня. Такое станет возможным при следующих условиях:

  • Все цифры будут приведены к общему знаменателю.
  • Количество жителей останется без изменений.
  • Будут заморожены курсы валют и цены.
  • Доля расходов на здравоохранение останется на постоянном уровне в обеих этих странах.
  • Разница в темпах экономического роста останется на нынешнем уровне.

Доля частного потребления в ВВП Польши составляет около 60%. В течение одного года поляки должны потратить более 6 млрд долларов. В масштабах густонаселенной страны это не очень большая сумма, так как она составляет всего лишь 70,2 долларов на человека в год.

Создание условий для развития страны и ее экономики является одним из самых важных видов деятельности. Польша должна продолжать свои усилия и бороться за каждый процентный пункт экономического роста. Другие страны (Германия, Франция, Япония, США, Швеция) пока могут почивать на лаврах.

Экономическое развитие Польши

Экономическое развитие страны на данном этапе зачастую связано с интенсивностью роста рынка услуг. В Польше предпринимаются попытки по повышению эффективности транспорта, внешней и внутренней торговли, строительства, бытовых услуг.

Экономические преобразования в стране начались с начала девяностых годов под влиянием политики «шоковой терапии», подразумевающей отпускание цен. На первом этапе в стране наблюдался кризис и резкое уменьшение всех совокупных показателей хозяйственной деятельности. Инфляция национальной валюты составила почти 600 процентов.

Резкий переход к рынку привел к негативным последствиям, однако, стимулировал развитие многих сфер и отраслей экономики. Прежде всего, это привело к реструктуризации производства. К середине девяностых годов производительность труда в промышленности резко возросла. Например, судостроение за несколько лет увеличило свои доходы, а также вывело страну в пятерку востребованных судостроителей мира.

Большое внимание уделялось развитию частной собственности, которая является одной из основ рыночного развития. Повсеместная приватизация способствовала бурному росту доходов от коммерческого сектора экономики

На текущий момент польским правительством поддерживается дальнейшая либерализация экономики, формирование рынка, свобода предпринимательства. Выбран курс на равновесное развитие, который включает в себя:

  • обеспечение экономического роста;
  • стабилизацию макроэкономической деятельности и процессов;
  • повышение общего уровня жизни населения.

Идентификатором экономического развития можно назвать интенсивность инвестиционной деятельности, а также создание привлекательной инвестиционной среды для иностранных капиталистов. С момента перехода к рыночным отношениям в Польше наблюдаются положительные тенденции в данной области развития.

Замечание 2

Таким образом, польская «шоковая терапия» привела к положительным трансформациям национальной экономической системы. Произошли положительные изменения в социально-экономической жизни общества, возросли уровень и качество жизни населения.

Внешняя торговля и FDI

С крахом основанного на рубле Совета экономической взаимопомощи торговый блок в 1991, Польша переориентировала свою торговлю. Уже в 1996 70% его торговли были с членами ЕС. Соседняя Германия — главный торговый партнер Польши сегодня. Польша присоединилась к Европейскому союзу в мае 2004. Перед этим это способствовало региональной интеграции и торговле через Central European Free Trade Agreement (CEFTA), которое включало Венгрию, Чешскую Республику, Словакию и Словению.

Польша — член-учредитель Всемирной торговой организации. Как член Европейского союза, это применяет общий внешний тариф к товарам из других стран включая Соединенные Штаты. Импорт главной Польши — средства производства, необходимые для промышленного переоборудования и для производства входов. Экспорт страны также включает оборудование, но высоко разносторонне развит. Самый успешный экспорт — мебель, натуральные продукты и мясо, моторные лодки, легкие самолеты, деревянные продукты, повседневная одежда, обувь и косметика. Германия — безусловно крупнейший импортер экспорта Польши с 2013. В сельскохозяйственном секторе крупнейшие накопители за границей включают копченую и свежую рыбу, прекрасный шоколад, и молочные продукты, мясо и специализированные хлеба, с обменным курсом, способствующим росту экспорта. Продовольственный экспорт составил 62 миллиарда злотых в 2011, увеличившись на 17% с 2010. Большая часть польского языка экспортирует в США. получите тарифные преимущества под Обобщенной Системой Предпочтений (GSP) программа.

Польша менее зависит от внешней торговли, чем большинство других центральноевропейских и восточноевропейских стран, но ее объем торговли с Европой все еще существенный. В 2011 объем торговли (экспорт плюс импорт) с еврозоной как доля ВВП составлял 40%, удвоение с середины 1990-х. 30% экспорта Польши в Германию и еще 30% к остальной части Европы. Было существенное увеличение экспорта Польши в Россию. Однако, в августе 2014, экспорт фруктов и овощей в Россию упал существенно после его политически мотивированного запрета Москвой.

Прямые иностранные инвестиции (FDI) были в 40% ВВП в 2010, удвоения по уровню в 2000. Большая часть FDI в Польшу прибывает из Франции, Германии и Нидерландов. У польских фирм в свою очередь есть иностранные инвестиции прежде всего в Италии и Люксембурге. Большинство внутренних FDI находится в производстве, которое делает его восприимчивым к экономическим колебаниям в исходных странах.

ОАЭ стали крупнейшим торговым партнером Польши в арабском мире, Роман Чалацзкиевич, польский Посол в ОАЭ, сказал Новости о Заливе.

Польский закон довольно благоприятен в отношении иностранных предпринимателей. Правительство предлагает инвесторам различные формы государственной помощи, такие как: налог БЕЛОРУЧКИ на уровне 19% и инвестиционных стимулах в 14 Особых экономических зонах (среди других: освобождение подоходного налога, освобождение от налогов недвижимости, конкурентоспособные цены на землю), несколько промышленников и технологических парков, возможность извлечь выгоду из структурных фондов ЕС, существующих производств и greenfield местоположений. Согласно Национальному банку Польши (NBP) уровень притока FDI в Польшу в 2006 составил €13,9 миллиардов.

Согласно отчету Эрнст энд Янг, разряды Польши, 7-е в Мире с точки зрения инвестиционной привлекательности. Однако европейский обзор привлекательности Эрнст энд Янг 2010 года сообщил, что Польша видела 52%-е уменьшение в создании рабочих мест FDI и 42%-е уменьшение в числе проектов FDI с 2008. Согласно ОЭСР (www.oecd.org) отчет, в 2004 поляки были одной из самых твердых рабочих стран в Европе. Все же способность установить и вести дело легко была причиной для экономической трудности; 2010 Всемирный экономический форум оценил Польшу около основания стран-членов ОЭСР с точки зрения ясности, эффективности и нейтралитета правовых рамок, используемых фирмами, чтобы уладить споры.

Динамика ВВП России по годам?

Для того, чтобы проследить рост ВВП в 2019 году, можно понаблюдать за динамикой развития с периода развала СССР. В представленной таблице отражены показатели с 1990 года по настоящее время.

Таблица. ВВП России по годам (реальный):

Год Реальный ВВП, млрд. долл. Темпы роста ВВП, в процентах
1990 570,4 -5
1991 541,9 -5
1992 463,3 -14,5
1993 423 -8,7 
1994 369,3 -12,7
1995 354,1 -4,1
1996 341,3 -3,6
1997 346,1 1,4
1998 327,6 -5,3
1999 348,4 6,3
2000 383,4 10
2001 402,9 5,1
2002 422 4,7
2003 452,8 7,3
2004 485,3 7,2
2005 516,2 6,4
2006 558,3 8,2 
2007 606 8,5 
2008 637,8 5,2 
2009 587,9 -7,8 
2010 614,4 4,5 
2011 640,6 4,3
2012 662,6 3,4 
2013 671,3 1,3 
2014 675,3 0,6 
2015 649,6 -3,8 
2016 656,6 1,1 
2017 666,5 1,5
2018 679,2 1,9
2019 (прогноз) 690 1,6

На приведённом периоде можно чётко проследить динамику ВВП. На экономическое положение нашей страны сильно повлиял не только распад СССР, но и дефолт, случившийся в 1998 г. В тот момент реальный показатель ВВП снизился на 5% по отношению к показателю 1997 г. Снижение его продлилось до 1999 г. После этого произошли выборы президента, власть перешла к В.В.Путину. С первого взгляда рост ВВП связан именно с этим событием. Однако истинной причиной является увеличение цен на нефть, а также эффект низкой базы. Из-за резкого повышения курса доллара по отношению к национальной валюте РФ (это произошло в 2014-2015 гг.) объём ВВП снова сократился.

График. Динамика ВВП России:

График. Темпы роста ВВП России:

Металлургия

Металлургическая промышленность Польши делится на чёрную и цветную отрасли.

Чёрная металлургия.

За последние годы страна провела обширную модернизацию своих производств, что подняло промышленность на новый уровень, улучшило качество выпускаемой продукции и, соответственно, её объём. Сегодня Польша выпускает более 20 миллионов тонн проката. Для производства металла страна добывает и использует собственные залежи угля. Центры производства – Варшава, Гданьск, Познань.

Цветная металлургия.

Здесь можно выделить горнодобывающую отрасль. По запасам и добыче медной руды, серебра и серы страна занимает одно из ведущих мест в мире, по запасам полиметаллов, в Европе. По производству меди Польша занимает третье место в Европе и десятое в мире. Промышленность сосредоточена в южных воеводствах.

Обувное производство

Польша производит модную и комфортную мужскую и женскую обувь. В списках брендовых польских производителей такие фирмы, как: Nessi, Szydlowski, Sala, Kanewski, Marco, Acord, Badura, Best But, Simen, Mariaz. Обувь польского производства прекрасно зарекомендовала себя и на внутреннем рынке страны, и в странах Европы.
Производители польской обуви работают на новых линиях оборудования, закупленного в других странах для модернизации внутреннего производства, на предприятиях работает квалифицированный, обученный персонал, проводится постоянный контроль за качеством на всех этапах производства. Все это обеспечивает польскую продукцию необходимыми для конкурентной позиции на рынке особенностями — надежность, невысокая стоимость и комфорт. Время сломанных каблуков и супинаторов давно в прошлом.
Материалы для производства закупаются в соседних европейских странах. Например, кожу для производства обуви возят из Италии и Испании.
Мягкие отделочные материалы, гибкая подошва, делают изделия удобными.
Польская обувная продукция отличается сравнительно невысокой ценой. При этом, как уже говорилось, для ее изготовления поставляется высококачественное сырьё стран европейского союза. Дело в том, что у польских производителей нет такой известности как у именитых брендов, поэтому ставить высокую стоимость за неизвестное имя не приходится.

Фармацевтическая отрасль

Производство фармацевтической продукции, так же, занимает ведущие места в экономике Польши. Благодаря своей положительной динамике в развитии, эта отрасль вышла, по данным компании “Business Monitor International”, на второе место по обороту и привлекательности рынка. По аналитическим прогнозам, развитие этой отрасли на конец 2017 года, будет более пяти процентов, а оборот составит порядка девяти млрд евро. Акцент фармацевтической отрасти делается, в основном, на производство генериков. Генерик – это лекарственное средство, у которого химический состав такой же, как у оригинала, обладающее такой же эффективностью, но не имеющее патента.

Доходы населения

Оплата труда

С 1 января 2018 года минимальный размер оплаты труда (брутто) в месяц составляет 2100 злотых или 502 евро. С 1 января 2019 года минимальный размер оплаты трyдa (брутто) в месяц составляет 2250 злотых или 522,14 евро. С 1 января 2020 МРОТ составляет 2600 злотых (600 евро) в месяц и 17 злотых (3,92 евро) в час. С 1 января 2021 МРОТ составляет 2800 злотый (630,55 евро) в месяц и 18,30 злотый (4,12 евро) в час.

По состоянию на 1 января 2019 года средний размер оплаты труда в Польше составляет 5071,25 злотых (1180,16 евро, брутто), и 3600 злотых (837,78 евро, нетто).

Индекс Кейтца (отношение МРОТ к средней зарплате) по состоянию на 1 января 2019 года составляет около 44,4 %. По состоянию на апрель 2019 года средний размер оплаты труда в Польше составляет 5186 злотых (1211,96 евро, брутто), и 3680 злотых (860,02 евро, нетто).; в 2020 году составит 49,7 %, согласно прогнозируемой средней заработной платы в Польше; в 2021 году составит 53,2 %, согласно прогнозируемой средней заработной платы в Польше.

С 1 октября 2019 года подоходный налог в Польше снижен с 18 до 17 %.
С 1 августа 2019 года в Польше отменён подоходный налог для работников младше 26 лет, если заработок работника меньше 85 528 злотых (около €20 000) в год, это затронет около 2 миллионов молодых работников в Польше.

Пенсии

С 1 октября 2017 года в Польше вступил в действие закон, который снизил возраст выхода на пенсию для мужчин до 65 лет, а для женщин — до 60 лет.

С 1 марта 2019 года в Польше минимальная пенсия составляет 1100 злотых (255,92 евро, брутто) и 934,60 злотых (217,42 евро, нетто). С 1 марта 2020 года в Польше минимальная пенсия составляет 1200 злотых (280,79 евро, брутто) и 1000,70 злотых (234,16 евро, нетто).

Социальные льготы и пособия для населения

Ежемесячное пособие на ребёнка по состоянию на 2019 год составляет — 500 злотых (116,33 евро, нетто) за первого ребёнка из малоимущих семей и 500 злотых (116,33 евро, нетто) за второго ребёнка и каждого последующего. С 1 июля 2019 года ежемесячное пособие за первого ребёнка и каждого последующего составляет 500 злотых (116,33 евро, нетто).

Сравнение ВВП Польши и стран-лидеров

  • ВВП США
  • ВВП Китая
  • ВВП Японии
  • ВВП Германии
  • ВВП Франции
Валовый внутренний продукт (ВВП) Польши и стран-лидеров, млрд.долл., 1970-2011 гг.
Год Польша США Китай Япония Германия Франция
1970 28 1025 92 203 209 146
1971 31 1113 99 229 242 164
1972 34 1225 112 304 290 201
1973 40 1369 137 412 386 261
1974 45 1486 142 458 431 282
1975 48 1623 161 498 475 356
1976 53 1809 152 560 503 367
1977 59 2014 172 689 581 405
1978 67 2276 214 968 717 500
1979 62 2544 263 1007 853 605
1980 58 2768 307 1071 920 690
1981 55 3104 294 1184 775 605
1982 67 3228 295 1100 752 575
1983 77 3507 315 1200 746 550
1984 77 3900 317 1276 702 522
1985 72 4185 309 1364 709 543
1986 75 4425 304 2021 1013 759
1987 65 4699 330 2449 1256 918
1988 70 5061 413 2971 1356 1001
1989 83 5440 460 2973 1354 1007
1990 65 5755 404 3058 1714 1244
1991 84 5943 424 3485 1809 1245
1992 92 6292 500 3796 2064 1373
1993 94 6614 641 4350 2007 1297
1994 108 7031 583 4779 2148 1368
1995 139 7359 757 5264 2523 1572
1996 157 7784 892 4643 2437 1573
1997 157 8279 985 4262 2157 1421
1998 173 8741 1045 3857 2178 1469
1999 168 9301 1101 4369 2131 1456
2000 171 9899 1193 4667 1886 1326
2001 190 10234 1317 4095 1881 1338
2002 198 10590 1456 3918 2007 1452
2003 217 11089 1651 4229 2424 1792
2004 253 11798 1943 4606 2726 2056
2005 304 12564 2284 4552 2766 2137
2006 342 13315 2787 4363 2903 2256
2007 425 13962 3494 4378 3324 2582
2008 529 14219 4532 4880 3624 2832
2009 431 13864 5051 5033 3299 2625
2010 469 14447 5739 5459 3280 2560
2011 514 14991 7204 5870 3604 2776
ВВП на душу населения в Польше и в странах-лидерах, долларов, 1970-2011 гг.
Год Польша США Китай Япония Германия Франция
1970 861 4893 113 1957 2674 2876
1971 945 5266 118 2178 3087 3206
1972 1028 5744 131 2851 3692 3897
1973 1199 6363 156 3812 4909 5021
1974 1337 6844 158 4183 5478 5386
1975 1413 7407 176 4494 6038 6756
1976 1546 8180 163 5000 6396 6928
1977 1706 9020 182 6094 7392 7611
1978 1919 10096 223 8487 9131 9358
1979 1759 11176 271 8757 10877 11277
1980 1630 12044 312 9240 11751 12806
1981 1531 13377 295 10135 9920 11176
1982 1847 13780 292 9345 9648 10568
1983 2103 14828 307 10122 9591 10056
1984 2085 16332 305 10694 9036 9493
1985 1935 17357 292 11368 9127 9823
1986 2003 18173 283 16764 13023 13657
1987 1727 19108 302 20236 16108 16431
1988 1852 20376 372 24466 17327 17823
1989 2188 21686 408 24402 17218 17841
1990 1708 22717 353 25014 21669 21937
1991 2201 23232 365 28402 22711 21859
1992 2405 24362 425 30817 25709 24008
1993 2453 25360 539 35179 24800 22591
1994 2815 26686 485 38510 26357 23738
1995 3621 27632 624 42286 30795 27176
1996 4089 28894 727 37199 29647 27094
1997 4090 30366 796 34071 26201 24386
1998 4509 31672 837 30776 26448 25113
1999 4382 33301 874 34804 25880 24782
2000 4465 35041 940 37122 22903 22456
2001 4965 35840 1031 32527 22832 22529
2002 5179 36711 1132 31083 24347 24291
2003 5681 38068 1276 33515 29388 29775
2004 6627 40121 1494 36469 33033 33929
2005 7965 42329 1747 36015 33511 35035
2006 8960 44448 2120 34500 35173 36756
2007 11129 46188 2644 34605 40283 41817
2008 13842 46621 3412 38563 43941 45605
2009 11268 45059 3784 39770 40034 42037
2010 12253 46546 4279 43142 39853 40773
2011 13421 47882 5440 46404 43864 42649
Динамика темпов роста ВВП Польши и стран-лидеров, %, 1971-2011 гг.
Год Польша США Китай Япония Германия Франция
1971 110.7 108.6 107.6 112.8 115.8 112.3
1972 109.7 110.1 113.1 132.8 119.8 122.6
1973 117.6 111.8 122.3 135.5 133.1 129.9
1974 112.5 108.5 103.6 111.2 111.7 108
1975 106.7 109.2 113.4 108.7 110.2 126.2
1976 110.4 111.5 94.4 112.4 105.9 103.1
1977 111.3 111.3 113.2 123 115.5 110.4
1978 113.6 113 124.4 140.5 123.4 123.5
1979 92.5 111.8 122.9 104 119 121
1980 93.5 108.8 116.7 106.4 107.9 114
1981 94.8 112.1 95.8 110.6 84.2 87.7
1982 121.8 104 100.3 92.9 97 95
1983 114.9 108.6 106.8 109.1 99.2 95.7
1984 100 111.2 100.6 106.3 94.1 94.9
1985 93.5 107.3 97.5 106.9 101 104
1986 104.2 105.7 98.4 148.2 142.9 139.8
1987 86.7 106.2 108.6 121.2 124 120.9
1988 107.7 107.7 125.2 121.3 108 109
1989 118.6 107.5 111.4 100.1 99.9 100.6
1990 78.3 105.8 87.8 102.9 126.6 123.5
1991 129.2 103.3 105 114 105.5 100.1
1992 109.5 105.9 117.9 108.9 114.1 110.3
1993 102.2 105.1 128.2 114.6 97.2 94.5
1994 114.9 106.3 91 109.9 107 105.5
1995 128.7 104.7 129.8 110.1 117.5 114.9
1996 112.9 105.8 117.8 88.2 96.6 100.1
1997 100 106.4 110.4 91.8 88.5 90.3
1998 110.2 105.6 106.1 90.5 101 103.4
1999 97.1 106.4 105.4 113.3 97.8 99.1
2000 101.8 106.4 108.4 106.8 88.5 91.1
2001 111.1 103.4 110.4 87.7 99.7 100.9
2002 104.2 103.5 110.6 95.7 106.7 108.5
2003 109.6 104.7 113.4 107.9 120.8 123.4
2004 116.6 106.4 117.7 108.9 112.5 114.7
2005 120.2 106.5 117.6 98.8 101.5 103.9
2006 112.5 106 122 95.8 105 105.6
2007 124.3 104.9 125.4 100.3 114.5 114.5
2008 124.5 101.8 129.7 111.5 109 109.7
2009 81.5 97.5 111.5 103.1 91 92.7
2010 108.8 104.2 113.6 108.5 99.4 97.5
2011 109.6 103.8 125.5 107.5 109.9 108.4


| | | | | | | |

Дефицит единения

Бюджетный спор между Варшавой и Брюсселем разворачивается на фоне протестов в Польше против решения властей о запрете абортов. Ранее Конституционный суд Польши подтвердил запрет на прерывание беременности в случае выявления у плода тяжёлых нарушений развития. Этот шаг властей спровоцировал массовые протесты, выступления возмущённых граждан продолжаются.

Впрочем, эксперты сомневаются, что Варшава и Брюссель дойдут в своём противостоянии до серьёзной конфронтации. По мнению Алексея Кузнецова, сейчас ЕС постарается найти какой-то компромисс. Это позволит каждой из стороны заявить, что она победила в споре.

«Что же касается перспектив выхода Польши из ЕС, то такая вероятность близка к нулю», — добавил эксперт.

  • Протесты против решения властей по вопросу абортов в Польше, 18 ноября 2020 г.
  • Reuters

Похожей точки зрения придерживается и Александр Тэвдой-Бурмули. По словам эксперта, активность Польши и её протест против политики ЕС не может подорвать единство союза, поскольку польская сторона сейчас сама испытывает дефицит единства.

«Польское правительство внутри страны подвергается серьёзной критике, многие слои общества возмущены решением по абортам. Сейчас правительство представляет не всю страну, а лишь чуть более половины населения. Скорее всего, Варшава добьётся какого-то формального компромисса с Брюсселем», — считает аналитик.

При этом упрёки Варшавы в адрес европейских партнёров не имеют под собой существенных оснований, полагает эксперт. Дело в том, что правопорядок Евросоюза предполагает, что, если какая-то страна не соблюдает условия нахождения в союзе, к ней могут применяться санкции. Обычно это урезание субвенций, пояснил Тэвдой-Бурмули.

«И этот рычаг влияния на Польшу и Венгрию в любом случае сохраняется у Евросоюза. Сама же Польша Евросоюз не покинет, поскольку она не выживет без дотаций из европейского бюджета», — подытожил эксперт.

Объем ВВП в других странах

Страна Период Факт. значение Пред. значение

Австрия

2019 446
млрд. USD
456

Ирландия

2019 389
млрд. USD
383

Люксембург

2019 71.1
млрд. USD
70.92

Испания

2019 1394
млрд. USD
1420

Исландия

2019 24.19
млрд. USD
25.74

Норвегия

2019 403
млрд. USD
434

Беларусь

2019 63.08
млрд. USD
60.03

Бельгия

2019 530
млрд. USD
543

Болгария

2019 67.93
млрд. USD
66.2

Хорватия

2019 60.42
млрд. USD
60.99

Кипр

2019 24.56
млрд. USD
24.96

Чехия

2019 246
млрд. USD
245

Дания

2019 348
млрд. USD
356

Эстония

2019 31.39
млрд. USD
30.75

Еврозона

2019 13336
млрд. USD
13662

Европейский Союз

2019 15593
млрд. USD
15932

Финляндия

2019 269
млрд. USD
276

Франция

2019 2716
млрд. USD
2788

Германия

2019 3846
млрд. USD
3950

Греция

2019 210
млрд. USD
218

Венгрия

2019 161
млрд. USD
158

Италия

2019 2001
млрд. USD
2086

Латвия

2019 34.12
млрд. USD
34.31

Литва

2019 54.22
млрд. USD
53.46

Македония

2019 12.69
млрд. USD
12.63

Мальта

2019 14.79
млрд. USD
14.6

Молдова

2019 11.96
млрд. USD
11.46

Черногория

2019 5.49
млрд. USD
5.51

Нидерланды

2019 909
млрд. USD
914

Польша

2019 592
млрд. USD
587

Португалия

2019 238
млрд. USD
241

Румыния

2019 250
млрд. USD
242

Россия

2019 1700
млрд. USD
1670

Сербия

2019 51.41
млрд. USD
50.6

Словакия

2019 105
млрд. USD
106

Словения

2019 53.74
млрд. USD
54.03

Швеция

2019 531
млрд. USD
555

Швейцария

2019 703
млрд. USD
705

Турция

2019 754
млрд. USD
771

Украина

2019 154
млрд. USD
131

Великобритания

2019 2827
млрд. USD
2861

Монако

2018 7.19
млрд. USD
6.43

Лихтенштейн

2016 6.21
млрд. USD
6.27

Албания

2019 15.28
млрд. USD
15.15

Босния и Герцеговина

2019 20.05
млрд. USD
20.18

Республика Косово

2019 7.93
млрд. USD
7.94

Сектора

Основной

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство нанимает 12,7% рабочей силы, но вносит 3,8% в валовой внутренний продукт (ВВП), отражая относительно низкую производительность. В отличие от промышленного сектора, сельскохозяйственный сектор Польши остался в основном в частных руках в течение десятилетий коммунистического правления. Большинство прежних совхозов теперь сдано в аренду арендаторам фермера. Отсутствие кредита препятствует усилиям продать бывшие государственные сельхозугодья. В настоящее время 2 миллиона частных ферм Польши занимают 90% всех сельхозугодий и составляют примерно тот же самый процент полного сельскохозяйственного производства. Фермы небольшие — 8 гектаров в среднем — и часто фрагментируемый. Фермы с областью чрезмерные 15 га составляли 9% общего количества ферм, но покрытия 45% полной сельскохозяйственной области. Более чем половина всех домашних хозяйств фермы в Польше производит только для их собственных потребностей с мало, если таковые имеются, коммерческие продажи.

Польша — нетто-экспортер обработанных фруктов и овощей, мяса и молочных продуктов. Процессоры часто полагаются на импорт, чтобы добавить внутренние поставки пшеницы, фуражного зерна, растительного масла и еды белка, которая вообще недостаточна, чтобы удовлетворить внутренний спрос. Однако Польша — ведущий производитель ЕС картофеля и ржи и является одним из крупнейших производителей в мире сахарных свекол и тритикале. Польша также — значительный производитель рапса, зерна, боровов и рогатого скота.

Польша — крупнейший производитель и экспортер яблок во всем мире, превосходный Китай.

Исторически, горнодобывающая промышленность в Польше была обширна, особенно в Силезии.

Вторичный

Производственные отрасли промышленности

Перед Второй мировой войной промышленная база Польши была сконцентрирована в угле, ткани, химической, оборудование, утюг и стальные сектора. Сегодня это распространяется на удобрения, нефтехимические вещества, станки, электрическое оборудование, электронику, производство автомобилей и судостроение.

Промышленная база Польши пострадала значительно во время Второй мировой войны, и много ресурсов были направлены к реконструкции. Социалистическая экономическая система, наложенная в конце 1940-х, создала большие и громоздкие экономические структуры, управляемые под трудной центральной командой. Частично из-за этой системной жесткости, экономика выступила плохо даже по сравнению с другими экономическими системами в Центральной Европе.

В 1990 правительство Mazowiecki начало всестороннюю программу реформы, чтобы заменить централизованную административно-командную экономику ориентированной на рынок системой. В то время как результаты в целом были впечатляющими, много крупных принадлежащих государству промышленных предприятий, особенно рельс, горная промышленность, сталь, и оборонные сектора, остались стойкими к изменению и уменьшению массы, требуемому выжить в основанной на рынке экономике.

Фармацевтика

Общей стоимостью польского рынка аптеки в 2008 была PLN 24,1 миллиарда, на 11,5% больше, чем в 2007.

Продаваемый без рецепта рынок лекарств, который составляет приблизительно одну треть текущей рыночной стоимости, стоил PLN 7,5 миллиардов в 2008. Эта стоимость включает наркотики и ненаркотики, такие как пищевые добавки, косметика, одежда, зубные материалы, диагностические тесты и медицинские устройства. Рынок лекарств, отпускаемых по рецепту, стоил PLN 15,8 миллиардов.

Преобразовывая страну к рыночной экономике во время 1992–97, правительство приватизировало некоторые банки, повторно использовало для своей выгоды остальных и ввело правовые реформы, которые сделали сектор конкурентоспособным. Эти реформы, и здоровье и относительная стабильность сектора, привлекли много стратегических иностранных инвесторов. В начале 2009 у банковского сектора Польши были 51 внутренний банк, сеть 578 кооперативных банков и 18 филиалов банков принадлежащих иностранному владельцу. Кроме того, у иностранных инвесторов были контрольные пакеты акций почти в 40 коммерческих банках, которые составили 68% банковского капитала. Банки в Польше реагировали на финансовый кризис 2009, ограничивая предоставление, повышение процентных ставок и укрепление балансовых отчетов. Впоследствии, сектор начал предоставлять снова с увеличением больше чем 4%, ожидаемых в 2011.

Национальный доход

В 1950–1970-е годы в стране происходил значительный экономический
рост. В 1960-х годах ежегодный прирост национального дохода составлял
6,2%, в начале 1970-х – 8,1%. Однако с 1974 из-за мирового экономического
кризиса и увеличения внешней задолженности рост стал замедляться. После
1978, особенно в 1980–1981, экономический и социально-политический кризис
вызвал резкий спаду производства. Среднегодовое его снижение в 1978–1981
составляло 6,5%. В 1980-х годах наступил застой, а в 1990 ВВП резко сократился
(на 11,6%) за счет спада выпуска промышленной продукции на 22%. Во всех
остальных секторах экономики в 1990 произошло уменьшение объема производства
– от 14,5% в строительстве до 0,4% в сфере услуг. В 1991 ВВП сократился
на 7,4%. В феврале 1992 объем промышленного производства снизился на 41%
по сравнению с его средним объемом в 1989. Со второй половины 1992 в экономике
наметились положительные сдвиги. С 1994 ежегодный прирост ВВП достиг 6,3%,
в 1997 – 6,9%.

В 1997 ВВП Польши составил 135,8 млрд. долл., или 6406
долл. на душу населения. В 1998 национальный доход вырос на 6,3%, объем
инвестиций на цели развития – на 22,8%, суммарные вложения иностранных
капиталов – на 25 млрд. долл. Промышленность давала 40% ВВП; сфера услуг
– 54%, сельское хозяйство – 6%. Если в 1989 на частный сектор приходилось
18% ВВП, то в 1996 – 65%, в том числе 52% стоимости всей промышленной
продукции, более 90% продукции розничной торговли, сельского хозяйства,
автотранспорта и строительства. Число частных предприятий в Польше увеличилось
с 0,5 млн. в 1988 до 1,8 млн. в 1995, а предприятий с участием иностранного
капитала – с 1,6 тыс. в 1988 до 25 тыс. в 1996.

Организация производства. В 1990 был принят закон о приватизации,
который предусматривал преобразование государственных предприятий в акционерные
общества и компании с ограниченной ответственностью; было учреждено министерство
по делам собственности. Процесс приватизации крупных предприятий шел медленно
и противоречиво из-за того, что ее проекты проходили через исполнительные
органы власти воеводства и должны были получать одобрение директоров и
коллективов предприятий. К концу 1996 была осуществлена приватизация лишь
1895 крупных предприятий из 8841, существовавших в 1989. Более успешно
шла малая приватизация: к 1990 частному сектору были переданы 35 тыс.
малых предприятий. В 1990 правительство объявило программу «массовой приватизации»
для нескольких сотен самых крупных государственных предприятий; однако
к реализации этой программы не приступали вплоть до 1996 из-за многочисленных
поправок и дополнений. В основе этой приватизации лежала раздача гражданам
ваучеров, которые представляли собой акции на собственность в 15 национальных
инвестиционных фондах, между которыми распределялись акции приватизируемых
предприятий. К концу ноября 1996 этой программой было охвачено 90% населения.

Рост ВВП в Польше

Недавний рост ВВП (по сравнению с той же самой четвертью предыдущего года):

Исторические ежегодные данные

  • Общее количество 1991 −7.0%
  • Общее количество 1992 2.6%
  • Общее количество 1993 3.8%
  • Общее количество 1994 5.2%
  • Общее количество 1995 7.0%
  • Общее количество 1996 6.2%
  • Общее количество 1997 7.1%
  • Общее количество 1998 5.0%
  • Общее количество 1999 4.5%
  • Общее количество 2000 4.3%
  • Общее количество 2001 1.2%
  • Общее количество 2002 1.4%
  • Общее количество 2003 3.9%
  • Общее количество 2004 5.3%
  • Общее количество 2005 3.6%
  • Общее количество 2006 6.2%
  • Общее количество 2007 6.8%
  • Общее количество 2008 5.1%
  • Общее количество 2009 1.7%
  • Общее количество 2010 3.9%
  • Общее количество 2011 4.3%
  • Общее количество 2012 2.0%
  • Общее количество 2013 1.6%

Страны не из Евросоюза

Неслучайно Германии уделяют больше внимания, чем той же Испании. ФРГ – главный «локомотив» европейской экономики. Но мир глобален, и рассматривать одного основного игрока без привязки к другим, значит значительно снизить наглядность. Поэтому нужно указать и на динамику ВВП в США и Китае.

Соединенные Штаты – рекорд падения

Таких жутких данных Америка еще не демонстрировала. Даже Великая депрессия 1930-х никогда не приводила к такому резкому снижению за столь короткий период. За II квартал 2020 года ВВП США упал на 33%.

Но… «Не спешите вы их хоронить». Ужас, транслируемый многими мировыми СМИ из-за состояния американской экономики, затмевает один важный нюанс. Методики расчета ВВП в ЕС и США принципиально разные.

Раньше этот способ помогал США демонстрировать «бумажный» рост ВВП ошеломляющими темпами. Но он же сыграл с ними злую шутку при падении. Минус 32,9% за II квартал 2020 года. Однако если бы подсчет осуществлялся методикой, принятой в ЕС, падение составило бы всего 9,5% (эти данные мы и будем использовать в сравнительном анализе), что значительно лучше Германии, и несильно, но лучше, чем обстоят дела в Польше.

Китайская Народная Республика

Все, что мы знаем о Китае – это то, что Китай хотел бы, чтобы мы знали о нем. Достаточно закрытая политическая система не может не отражаться и на экономических показателях. КНР просто предоставляет данные о себе, а остальному миру остается верить им. Так же поступим и мы.

По официальной статистике, ВВП Китая во II квартале 2020 года вырос на 11,5% (3,2% в годовом выражении). В принципе, логика здесь есть. Проблемы с COVID-19 начались в КНР раньше, но раньше и завершились. Экономика Китая стала раньше восстанавливаться. К тому же, для этой страны снижение темпов роста – это уже своего рода «падение».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий