Зарплата работников ржд в 2020 году: сколько зарабатывают начальники, машинисты и проводники

Что такое РЖД?

РЖД — это государственная компания, которая является главным перевозчиком на сети российских железных дорог, а также владельцем инфраструктуры общего пользования. Была основана в 2003 году на базе МПС СССР. На данный момент главой компании является Олег Валентинович Белозёров, который занял должность после того, как Якунин наконец-то её освободил. Владимир Иванович за время правления стал лицом коррупции. Сейчас в РЖД числится более 800 тыс. сотрудников, хотя в 2020 было около 700 тыс. А чистая прибыль за прошлый год составила 53 млрд. рублей.

Сейчас инфраструктура РЖД постелилась по всей России. Вокзалы есть даже в небольших посёлках, например, в Мучкапе, а это настоящая глухомань в пригороде Воронежа. Если даже там есть жизнь, то на других планетах и подавно, но к ним РЖД ещё не добрались.

Подробно о РЖД смотрите в этом ролике:

Какие категории льгот есть в РЖД

Какие категории льгот есть в РЖД

Коллективный договор предусматривает три категории льгот:

  • Соцпакет, полностью оплачиваемый работодателем.
  • Соцпакет с долевым участием, оплачиваемый частично работодателем, а частично работником (пенсионером).
  • Компенсируемый соцпакет — это определенный перечень социальных услуг, которые оплачиваются работником (пенсионером), а затем ему работодателем возмещаются понесенные затраты.

Социальные льготы

Это те льготы для работников РЖД, которые напрямую защищают сотрудников и их семьи.

В нем перечислены обязательства РЖД:

  • Детям с 14 до 24 лет, чьи родители погибли от несчастного случая на производстве, оплачивается учеба в средних и/или высших профессиональных учебных заведениях.
  • Близкие погибшего пользуются поддержкой при покупке жилья, а дети могут пользоваться детскими садиками предприятия.
  • Погибшим или утратившим здоровье от террористического акта при исполнении своих служебных обязанностей, оплачивается лечение, а также полный комплекс реабилитационных мероприятий, включая психологическую и психотерапевтическую поддержку.

Какая зарплата у начальника

  В зависимости от направления деятельности организации, места дислокации предприятия и функций должностного лица, показатели заработной платы могут сильно отличаться. Начальники мелких государственных учреждений зарабатывают от 25 до 50 тысяч рублей. К таковым нужно относить руководителей ЖКХ, станций метрополитена, мелкий предприятий, отделов. Начальники крупных предприятий и государственных корпопраций-монополистов получают заработные платы в миллионах рублей. Так, например:

  • средняя зарплата начальников Газпрома — 10 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника РЖД — около 9 миллионов рублей в месяц;
  • средняя зарплата начальника Почты России — около 10 миллионов рублей в месяц.

Хронология принятия решения о выплате

Предложение об этом высказывалось профсоюзным органом РЖД достаточно давно, но все это время оставалось без внимания. В декабре 2019 года встретилось руководство Российского профсоюза железнодорожников и ОАО «РЖД». Одним из вопросов встречи стало стимулирование работников железнодорожного транспорта и промышленности. Оказалось, что мнения руководства обеих, по сути, разных организаций совпадают – работников РЖД нужно в этом году поощрить, причем не просто премией, а нормальной денежной суммой. Так и появилось решение о 13 зарплате в РЖД в 2019 году.

Во время встречи единого решения, несмотря на схожую позицию по этому вопросу так и не было принято. Тем не менее руководство ОАО «РЖД» обещало подумать над тем, как правильно выплатить эту сумму своим работникам. Окончательное решение от сотрудников держалось в тайне до последнего момента. Ходило немало слухов, но официальную позицию никто не озвучивал. И вот после новогодних всероссийских каникул решение наконец-то было доведено до сотрудников Российских железных дорог.

Сущность тринадцатой зарплаты

Руководство ответило, что 13 зарплата – эта и есть та же самая премия, только в большем размере. Также было разъяснено, за исключением некоторых категорий работников. Целью 13 зарплаты является не только премией, а служит и для повышения авторитета на РЖД.

Зарплата начальника

Заработная плата начальников любого уровня — предмет зависти его подчиненных. Сколько бы не зарабатывал начальник, его сотрудники все равно посчитают, что этот доход не может считаться заслуженным. Довод о том, что на руководителе лежит максимальная ответственность за все, что происходит на предприятии — слабое утешение.  Но из чего складывается такая зарплата начальника? Помимо «голого» оклада, на счетах начальников оседает еще и большое количество надбавок. При этом, если оклад зафиксирован в документах, то премию директор может назначать себе самостоятельно. В муниципальных организациях размер премии директора, как ежемесячной, так и ежеквартальной, не зависит от результатов хозяйственной деятельности предприятия. В большинстве частных компаний, премия начальника строго привязана к экономическим показателям его подчиненных.

Достоинства и недостатки профессии

Со времен образования железной дороги в Российской империи профессия машиниста являлась очень престижной и высокооплачиваемой.

В Советском Союзе данная профессия не потеряла всех этих преимуществ и также являлась среди рабочих железнодорожных профессий одной из самых прибыльных и привлекательных. Однако после распада СССР элитарность профессии резко снизилась, стать машинистом в начале и середине 90-х хотели не многие.

На сегодняшний день интерес к данной профессии очень вырос, так же, как и заработная плата. Работая в системе железнодорожного транспорта, можно получить большой ряд преимуществ перед другими профессиями не только в части уровня заработной платы (которая ежегодно индексируется), но и в части социального пакета работодателя.

Преимуществами данной профессии являются:

  • возможность повышения квалификации работника, соответственно – повышение заработка;
  • ежегодная индексация заработной платы;
  • льготный стаж, возможность выхода на пенсию в более ранний срок;
  • ежегодный медицинский осмотр;
  • большой пакет социальных гарантий, например: ежегодный оплачиваемый проезд поездами дальнего следования по РФ (в том числе и детям работника), оплачиваемый проезд поездами пригородного сообщения, санаторно-курортное лечение, ипотечное субсидирование, поддержка молодых специалистов и т.д.

В то же время данная профессия имеет свои недостатки:

  • высокая ответственность за жизнь пассажиров, перевозимые грузы и исправность локомотива;
  • ненормированная рабочая смена и сверхурочная работа;
  • высокая вредность и напряженность труда;
  • необходимость знания устройства и работы подвижного состава, большого количества инструкций, распоряжений и приказов.

Зарплата начальника и подчиненного

Совсем недавно в России начал действовать закон о зарплатах начальников, в соответствии с которым, доходы руководителя и подчиненных вступают в прямую зависимость друг с другом. Теперь, исходя из поправок в Трудовом кодексе, доход руководителя не может быть выше зарплаты подчиненного более чем в восемь раз. Как гласит закон о зарплате начальника и подчиненного, если доход сотрудника муниципального предприятия равен 30 тысячам рублей, то превышение зарплаты начальника до показателя в 240 тысяч рублей грозит увольнением.  При этом, разница в зарплате начальника и подчиненного остается чрезмерно высокой в сравнении с аналогичными показателями в западной Европе. Например, в Германии, начальник зарабатывает лишь на 30 процентов больше подчиненного.

Сколько получает начальник поезда в России?

Владимир Никитин, начальник Департамента по организации, оплате и мотивации труда (ЦЗТ):

– В ОАО «РЖД» приступили к реализации дорожной карты по разработке и внедрению новой системы оплаты труда на базе грейдов, которую в компании утвердили в июле. С чем связано решение пересмотреть действующую систему оплаты?
– Действующей в компании корпоративной системе оплаты труда работников филиалов и структурных ОАО «РЖД» 13 лет. Это логично и мотивационно правильная выстроенная система. Но рынок труда меняется – появляются новые профессии, а стремительная цифровизация труда приводит к изменениям трудовых функций сотрудников, требований к их квалификации, уровню навыков и знаний. Соответственно, должна изменяться и их стоимость на рынке труда.
Для повышения адаптивности действующей системы оплаты, её способности быстро реагировать на изменения рынка в настоящее время изучается возможность перехода на новые принципы оплаты – по грейдам (грейдирование означает ранжирование должностей по принципу их значимости для компании через единый набор критериев. – Ред.). Именно для этого была разработана дорожная карта. Отмечу, что внедрение грейдов – это основной тренд в развитии системы оплаты труда в мире. В нашей стране впервые система грейдов была введена российском подразделении компании DHL в 1984 году. Сейчас грейды применяются в «Роснефти», Сбербанке, «Росатоме» и других крупных компаниях. – Что включает в себя дорожная карта?
– Дорожная карта содержит 18 последовательных шагов. На первом этапе нам необходима проверка штатных расписаний. Нужно обеспечить верификацию должности и трудовой функции, проверить, соответствует ли закреплённый в нормативе функционал выполняемым должностным обязанностям. Это очень важный этап, и его необходимо выполнить качественно, чтобы впоследствии не допустить перекосов в присвоении грейдов.
Следующий шаг – систематизация должностей или их унификация. Здесь в процесс оценки включается принадлежность должности к филиалу, её место в иерархии – центральный или региональный уровень либо уровень структурного подразделения

Обращаю внимание, что переход на систему оплаты труда по грейдам рассматривается только для работников категорий «руководители», «специалисты» и «служащие». Третий шаг – распределить должности по грейдам и соответственно присвоить им диапазоны окладов

И самое главное – после выполнения вышеперечисленных мероприятий выполнить расстановку всех работников на унифицированные должности по грейдам.
Потребуется провести сверку фактической заработной платы и заработной платы потенциальной по каждому сотруднику. Это самый кропотливый этап работы. Снижения заработной платы быть не должно.
Результаты этой работы будут доложены руководству компании для принятия окончательного решения по изменению системы оплаты труда в ОАО «Российские железные дороги». Мы понимаем, что любые изменения, любой выход из зоны комфорта (перемены в области оплаты труда – это сильный стресс для каждого из работников, независимо от его производственного статуса) должны пройти чётко, ровно, без перекосов.
Ещё раз повторю, наша обязанность – не допустить потерь в заработной плате работников при переходе на новую систему отплаты труда. Всё должно быть чётко организовано, разъяснено, ничего не упущено. Это наша ответственность. Именно для структурирования процесса перехода как по временным отрезкам, так и по содержанию сформирована дорожная карта. – Кому отведена главная роль в исполнении дорожной карты?
– Как я уже сказал, вовлечённость профессионалов компании в исполнение карты очень обширная. Ведущая роль отведена рабочим группам, которые созданы как на железных дорогах, так и в филиалах. Это важный акцент: именно командная работа позволит охватить все возникающие вопросы, обеспечить высокую экспертизу при реализации. Нам нужна «критическая масса» вопросов, чтобы понять, все ли нюансы нами учтены, все ли охвачены.
На полигонах дорог данную работу возглавляют службы управления трудовыми ресурсами и организационной структурой – именно они выступают центрами коммуникаций, компетенций и экспертизы для сотрудников региональных дирекций и структурных подразделений филиалов, расположенных в границах дорог. Нужно отметить высокую активность коллег – они засыпают нас вопросами, а это значит, что они так же, как и мы, нацелены на качественный результат.
Беседовала Мария Абдримова

От чего зависит размер заработной платы

Зарплата работника РЖД зависит от многих факторов. Назовем некоторые из них.

  1. Тип перевозок. Рабочий персонал пассажирского поезда получает больший оклад, чем бригада грузового поезда.
  2. Вид поезда. Машинист электропоезда с новой системой получает гораздо больше, чем сотрудник, работающий на старых поездах.
  3. Длина маршрута. Машинисты, совершающие длительные поездки, получают зарплату выше.

Таким образом, машинист с тяжелыми условиями работы будет заслуженно получать оклад намного выше, чем обычный машинист на маршруте между городами.

Зарплата по квалификации

Российские железнодорожники имеют право на получение максимальной з/п. Для этого они должны соответствовать следующим критериям:

  1. Наличие среднего специального образования.
  2. Хорошее здоровье.
  3. Успешное завершение стажировки.

Зарплата в зависимости от стажа

Есть три категории квалификации машиниста в зависимости от его стажа. Это влияет также и на то, какими поездами может управлять тот или иной человек.

Конкретно, эти категории стажа выглядят следующим образом:

  1. Третий класс. Присваивается через 2 года после окончания учебного заведения. При этом эти два года нужно постоянно водить локомотив или электричку.Преимущественно, выпускникам ВУЗов доверяют водить мелкие грузовые поезда на небольших расстояниях.
  2. Второй класс. Присваивается через два года после того, как машинист электрички или локомотива получил третий класс. Опять же, для этого нужна постоянная практика. С такой квалификацией человек уже может водить пассажирские поезда, но пока что тоже на небольшие расстояния.
  3. Первый класс. После трех лет постоянной практики машиниста второго класса ему автоматически присваивается первый. С такой квалификацией можно водить пассажирские и любые другие поезда на самые далекие расстояния.

Именно от этого и зависит уровень заработной платы. Приведенная выше информация о том, сколько в среднем получает машинист поезда, касается, в основном, третьего и второго класса. Практически во всех регионах РФ машинист тепловоза или любого другого вида железнодорожного транспорта может получить до 100 000 рублей.

Сколько зарабатывает машинист поезда в отдельных странах мира

Очевидно, что в странах Европы и Америки заработки машинистов намного больше, но то же самое относится и к требованиям, предъявляемым к специалистам, не говоря уже о более современной и постоянно обновляемой технике.

Справочно: при курсе евро в 72,7 руб. и доллара США – в 62,6 руб., действовавших на конец мая 2018 года, заработная плата российского машиниста поезда составляет порядка 930 доллара или 800 евро.

В маленьком городке с крупным железнодорожным узлом это одна из самых престижных и высокооплачиваемых работ, и заработок машиниста электровоза высшей категории в 20 000 гривен для него совсем неплохо. Средний заработок при этом куда ниже, порядка 6 500 гривен, а с минимальным опытом и классом – вообще, 2 500 гривен.

Машинисты здесь могут зарабатывать в среднем 740 белорусских руб. Для новичков 300 руб. – минимальный порог. Для высококлассных мастеров своего дела установлен максимум в 2 963 белорусских руб.

Актуальной профессия машиниста локомотива или метро будет оставаться еще долгие годы. Тем, кто остановил выбор на ней, стоит понимать, что эта работа подразумевает тяжелый труд. Но, независимо от того, какая заработная плата установлена у него сегодня, она будет только расти с годами профессиональной деятельности.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий