Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге

Содержание

Зимний дворец Петра I

Санкт-Петербург: полезная информация

  • Информация о городе
  • Карта Санкт-Петербурга
  • Куда сходить
    • Достопримечательности (257)
    • Музеи (105)
    • Фестивали, праздники, шоу (6)
    • Замки, дворцы (20)
    • Храмы, соборы, мечети (22)
    • Парки (25)
    • Парки развлечений (18)
    • ЖД вокзалы (5)
    • Автовокзалы (2)
    • Площади (6)
    • Небоскребы (1)
    • Мосты (13)
    • Магазины и ТРЦ (12)
    • Театры (43)
    • Рестораны и кафе (46)
    • Аэропорты (1)
    • Водопады (1)
    • Горнолыжные курорты (5)
    • Зоопарки (3)
    • Озера (18)
    • Пляжи (13)
    • Порты (2)
    • Речные вокзалы (1)
    • Рынки (1)
    • Заповедники (1)
    • Спортивные сооружения (1)
    • Галереи (1)
    • Центры активного отдыха (1)
    • Пивные (1)
    • Пабы (1)
    • Учебные заведения (2)
    • Клубы, концертные площадки (2)
    • Фонтаны (1)
  • Забронировать отель в Санкт-Петербурге
  • Поиск и бронирование дешевых авиабилетов
  • Отзывы туристов
  • Фотографии Санкт-Петербурга
  • Советы о Санкт-Петербурге
  • Вопрос-ответ
  • Экскурсии в Санкт-Петербурге

Метро Ст. «Адмиралтейская» (900 м) фиолетовая линия, ст. «Невский проспект» (1,1 км) синяя линия, ст. «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия
Автобус Ост. «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
Троллейбус Ост. «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11

Зимний дворец Петра I, расположенный по адресу Дворцовая набережная, 32, был построен архитектором Доменико Трезини в 1719–1722 году.

Дворец является восстановленной резиденцией Петра I. Вернемся в 1712 год. Для царя Руси построен двухэтажный дом (свадебный подарок Александра Меншикова на венчание Петра Алексеевича и Екатерины Алексеевны), очень скромно украшен и совершенно не похож на дворец.

Через несколько лет Петр, совершив путешествие по Европе, решил перестроить сооружение и превратить в царские покои. Для этой цели нанят архитектор И. С. Маттарнови. Комнат стало больше, фасады смотрят на Неву и Зимнюю канавку, появились пилястры и всевозможные украшения. Царь был очень заинтересован в технических новшествах по этому во дворце появилась проливная канализация, центральное отопление, холодная и горячая вода, подавалась по трубам. Проходит еще несколько лет, и архитектор Доменико Трезини возводит третий Зимний Дворец по приказу царя, оставив прежнее строение западным крылом нового здания. Император любил свой дворец, жил там последние годы до смерти и скончался в 1725 году — предположительно, от воспаления легких.

Императрица Екатерина II после смерти Петра приказала создать роскошную резиденцию и Эрмитажный театр на месте дворца Петра. Цокольный и первый этажи использовались как несущие конструкции, остальное полностью перестроено.

В 1825 году власть перешла к Николаю I, он отдал приказ найти палаты последнего царя всея Руси, в которых он жил и работал. Но поиски так и не увенчались успехом.

В 1970-е годы ученым-археологам удалось отыскать те самые жилые помещения, которые чудесным образом сохранила императрица Екатерина I в. память об усопшем супруге. Для воссоздания комнат, покоев, интерьеров подняли все имеющиеся архивы (финансовые отчеты, планы, документы, чертежи), которые хранились в Москве и Петербурге. Оказалось, что покои царя были прямо под сценой Эрмитажного театра.

Во время реставрации на фрагментах каменной кладки были найдены частицы краски, ее использовали и для окрашивания нового фасада, воссоздав оригинальный цвет. С 1992 года во дворце работает музей.

Основные экспозиции

Первым экспонатом является воссозданный фрагмент парадного двора — пять арок и мостовая. На мостовой расположены золотые карнавальные сани в виде дракона и коляска, на которой царь катался по аллеям Петергофа .

Далее путь лежит в подвал со стеклянной стеной, через которую можно увидеть настоящие вещи, найденные при раскопках археологами (трубки для курения, предметы быта, посуда, личные вещи Петра I).

Следующее сохранившееся помещение — рабочий кабинет. Петр предпочитал работать стоя, он создал эскиз высокой конторки (для удобства при своем высоком росте), которую изготовили на заказ. В углу расположился небольшой камин, расписанный разными фрагментами пейзажей.

Токарня — в ней находится инструменты и станок царя. Стены украшают картины с кораблями (они принимали участие в экзаменации). Император сам лично проверял знания моряков.

Столовая — очень скромная по размерам, как и все помещения Зимнего дворца Петра I. Царь не любил больших комнат (их площадь составляет всего 16–21 кв. м). В центре стол со стульями, два окна с низкими подоконниками, украшенные царскими шторами, между окон большие золотые часы, стены с дорогими гобеленами, по углам иконы.

Фрагменты стен, старой штукатурки, кирпичной кладки, деревянных перекрытий, гравюра церемонии прощания с Петром, множество портретов, старинные рисунки. Все комнаты можно наблюдать через окна и дверные проемы, так как Зимний Дворец невелик по площади.

На лестнице расположен экран и постоянно идет видео с исторической справкой, длится всего 10 минут, но очень информативно, стоит остановиться и посмотреть, много интересных фактов рассказано доступным языком.

После смерти Петра с его тела сняли гипсовые слепки, по которым скульптор Растрелли воссоздал фигуру царя — руки и ноги из дерева на шарнирах, чтобы можно было менять положение, из натуральных волос хозяина сшили парик (волосы остались со времен Персидского похода в 1722 году, когда царя постригли из — за сильной жары), воск имитирует кожу лица и рук. Копия этой фигуры гордо восседает на троне, можно рассмотреть каждую деталь и оценить рост и пропорции первого Всероссийского Императора. Когда стоишь перед ним, захватывает дух от понимания всего величия этого человека не только физически, но и морально.

Стоимость входного билета в Зимний дворец Петра I 2019 году

Если вы хотите посетить Эрмитаж и обособленные объекты (Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода) в один день, то можно приобрести единый билет в главном здании — стоимость 700 рублей. Необходимо учесть, что весь комплекс такой экскурсии очень энергозатратен, для этого есть точно такой же билет, но действует он 2 дня — стоимость 1020 рублей. Также можно приобрести отдельный билет в Зимний дворец — стоимость 300 рублей.

Входной билет для российского гражданина в четыре раза дешевле, чем для иностранного, поэтому желательно взять с собой российский паспорт, пенсионное удостоверение или студенческий билет.

Бесплатно — дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России, необходимо иметь подтверждающий документ.

Перед визитом уточните стоимость билетов в службе поддержки по адресу info@hermitageshop.com, по телефону +7 (812) 429-74-07 или на официально сайте.

Время работы Зимнего дворца Петра I

  • Вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10:30 — 18:00
  • Среда, пятница: 10:30 — 21:00
  • Понедельник — выходной

Отдельный вход в Главный музейный комплекс через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной) открыт для

  • посетителей с интернет-билетами или подарочными картами;
  • членов творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ;
  • членов ICOM

Лучше посетить ближе к вечеру, во дворцее меньше людей. На просмотр уходит примерно 30 — 40 минут, за это время можно неспеша все обойти и посмотреть, почувствовать дух времени Петра I и царской семьи. Пусть дворец и небольшой, но впечатлений море.

Как добраться

До Дворцовой площади можно добраться на метро — Станция «Адмиралтейская» (900 м пешком) фиолетовая линия, станция «Невский проспект» (1,1 км.) синяя линия, станция «Гостиный Двор» (1,6 км) зеленая линия.

  • На автобусе — остановка «Дворцовая площадь», № 7, 10, 24, 191
  • На троллейбусе — остановка «Дворцовая площадь», № 1, 7, 10, 11
  • На маршрутном такси — остановка «Дворцовая площадь», № К28, К90, К252

От аэропорта Пулково нужно доехать до станции метро «Московская» (синяя линия) — это просто, все автобусы и маршрутные такси идут к этой станции, до «Невского проспекта» (синяя линия) вы доберетесь без пересадок. Выйти следует на канал Грибоедова и пройти по Невскому проспекту в сторону Адмиралтейства, справа покажется арка Генерального штаба, которая выводит на Дворцовую площадь. От Московского вокзала вам нужно попасть на зеленую линию. Для этого переходите на станцию «Маяковская», зеленая линия. Через одну остановку вы доберетесь на станции «Гостиный двор», зеленая линия, которая так же, как и «Невский проспект», синяя линия, выходит на канал Грибоедова. От Финляндского вокзала нужно проехать две остановки по красной линии до станции «Площадь Восстания», переходите на «Маяковскую» и добираетесь до «Гостиного двора». От Балтийского и Витебского вокзалов проезжаете одну остановку до станции «Технологический институт» красная линия, пересаживаетесь на синюю линию, и проехать две остановки до станции «Невский проспект». От Ладожского вокзала, станция «Ладожская», желтая линия, две остановки до станции «Площадь Александра Невского», пересесть на зеленую линию и проехать две остановки до станции «Гостиный двор».

Еще Санкт-Петербурге удобно пользоваться приложениями такси — Uber, Gett, Яндекс. Такси и другими.

Если вы решили приехать на автомобиле, то парковаться можно на улице Миллионной, ближе к Мраморному дворцу или на Аптекарском переулке (от него идти чуть дальше, чем от Миллионной).

Как пройти к Зимнему Дворцу Петра I

Когда вы окажетесь на Дворцовой площади, пересекаете ее и выходите напротив Эрмитажа, нужно обойти его с правой стороны вдоль Зимней канавки и повернуть направо, пятьдесят метров и перед вами деревянные двери — вход в Зимний дворец. Тут самое главное ее не пропустить, неприметный вход.

Вид на Зимний дворец Петра I (Эрмитажный театр) со стороны Дворцовой набережной от Google-maps:

Стоит посмотреть своими глазами на эти грандиозные и удивительные сооружения, а так же все можно запечатлеть на память (фото и видеосъемка разрешена и бесплатна).

Зимний дворец Петра I: видео

Первый Зимний дворец Петра I – Эрмитажный театр

Архитекторы: Кваренги Д.
Год постройки: 1783-1787
Стиль: Классицизм

Первый Зимний дворец Петра I – Эрмитажный театр Классицизм

Театр для придворных представлений

1783-1787 – арх. Дж. Кваренги

конец XYIII – начало XIX в. – изменение внешнего и внутреннего облика

1893-1898 – арх. Красовский Александр Федорович – реставрационные и ремонтные работы

В 1708 г. на участке был построен небольшой деревянный дворец Петра I, названный Зимним.

К 1711 г. на месте деревянного появилось двухэтажное каменное здание в стиле петровского барокко.

Это здание перестраивалось в 1716-1720 гг. по проекту Г. И. Маттарнови, и в 1726-1727 гг. – по проекту зодчего

В первом Зимнем дворце жил и скончался Петр I.

При Елизавете Петровне дом отдается лейб-гвардии Преображенскому полку.

При Екатерине II (с 1766 г.) здание переходит в ведение Дирекции императорских театров. Она отдает указ о строительстве нового театра.

Екатерина II, которую называли “Семирамидой”, проявляла большой интерес к театру, и сама писала исторические драмы и комедии.

Зубов. Первый Зимний дворец
Петра I. 1716 г.

Свадьба Петра I и Екатерины.
1712 г. Гравюра. А.Ф.Зубова.

(Зодчий. Пг., 1914 N 13.)

1914: Объявлен конкурс на проект памятника Петру I в здании, где он провел последние годы своей жизни и умер/
(Зодчий. Пг., 1914 N 13., nikspb )

Проект осуществил арх. Д. Кваренги в 1783-1787 гг.

Часть стен старого дворца была включена в новое здание.

Под зрительным залом сохранился фрагмент жилого корпуса, именовавшийся при жизни царя “малыми палатками” (арх. Г. Маттарнови, 1716-1720) и состоящий из нескольких комнат, принадлежавших лично Петру I. Кроме того, в двух этажах театра по Зимней канавке сохранились двенадцать жилых покоев императрицы Екатерины I (арх. Д. Трезини, 1726-1727). (по данным Peterburg2.ru)

Над рустованным цоколем фасад здания украшен неглубокой лоджией с десятью колоннами коринфского ордера. По бокам слегка выступают ризалиты со скульптурным убранством.

Здание соединялось с Большим Эрмитажем аркой, переброшенной через Зимнюю канавку (1770-е гг., арх. Ю. М. Фельтен).

В помещениях над аркой было устроено фойе театра.

Отделку интерьеров произвел в 1904 г. арх. Л.Н.Бенуа.

Фасад здания театра и переходной
галереи-фойе.

Эрмитажный театр.
Рис. П. Гонзаго. 1790-е гг.

Эрмитажный театр и Дворцовая
набережная у Зимней канавки.
Лит. К.П. Беггрова.
1820-1830-е гг.

Дворцовая набережная
у Эрмитажного театра.
Карл Беггров.1824 г.

Зрительный зал сделан в духе античных амфитеатров. Стены декорированы трехчетвертными колоннами коринфского ордера. В нишах – статуи Аполлона и девяти муз, сверху – барельефные медальоны. Скульптурное убранство выполнено К. Альбани. Интерьеры сохранились в первоначальном виде.

В театре долгое время размещался лекторий Эрмитажа.

Надпись на доске: “В этом доме жил архитектор

Джакомо Кваренги с 1809 по 1817 год”

Гранит 1967 арх. В. Д. Попов ([ 134 ] С. 344)

Надпись на доске: “В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед, академик Иосиф Абгарович Орбели”.

Гранит 1963 арх. В. Д. Попов ([ 134 ] С. 205)

Бюллетень Ленгорисполкома, № 11, 1963.

Об установлении мемориальной доски академику Орбели И. А.

В связи с 75-летием со дня рождения известного советского востоковеда, академика Иосифа Абгаровича Орбели Исполком Ленгорсовета разрешил Институту народов Азии Академии наук СССР установить на доме № 32 по Дворцовой набережной мемориальную доску академику Иосифу Абгаровичу Орбели.

Утвержден следующий текст мемориальной доски: «В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед – академик Иосиф Абгарович Орбели». ( v3p1s4 )

Зал Эрмитажного театра в день
парадного спектакля в честь
прибытия персидского шаха
13 мая 1889 г. рис. К.Брожа

Проект фойе театра.
Перспектива.
Бенуа Л. Н. 1902 г.

Современный вид. [17]

“Зодчий”, 1902, Вып.49, Л.56

“Зодчий”, 1902, Вып. 49, Л. 57

Плафон. “Зодчий”, 1902, Вып.48, Л.58
(добавил miraru1

1934 г.
(добавил Ладада)

Поговорим о Первом Зимнем дворце Петра I постройки 1711 г. Воровитый Меншиков, заглаживая очередную вину перед царем, выстроил для него дворец на Дворцовой набережной и поднес Петру как свадебный подарок (царь-пустодом играл свою свадьбу в феврале 1712 г. уже в своем дворце). Здание перестраивали столько раз, что удивительно, как уцелели фундаменты, часть 1-го этажа и часть фасада, выходящая на Зимнюю канавку. Оставим спорить ученым, что там осталось от проекта Фонтана, что от Трезини, Маттарнови. Но есть сохранившиеся планы и чертежи фасадов, гаванца, даже регулярного садика во дворе. Археологические раскопки дали изразцы российской и голландской работы, аналоги которым есть лишь в. Монплезире и Меншиковском дворце, а большинство встретилось впервые. Ну как? Эрмитажники пошли на частичное воссоздание сохранившихся стен и интерьера (см. сайт Эрмитажа). (Ботамар)

В это доме жил архитектор Джакомо Кваренги с 1809 по 1817 год. (мемориальная доска)

В этом доме с 1948 по 1961 год жил выдающийся советский востоковед, академик Иосиф Абгарович Орбели. (мемориальная доска) (1963, арх. Попов В. Д., гранит)

Зимний дворец , Малый Эрмитаж , Старый и Новый Эрмитаж , Эрмитажный театр образуют единый уникальный дворцовый комплекс.

1965: Музей Эрмитаж Гос. Мин. культуры СССР – Дворцовая наб., 34, общежитие – Дворцовая наб., 32.([ 108 ]. C. 127)

Фото yuri.sedunov, 10.2011.

Фойе Эрмитажного театра.
Расположено в галерее
над Зимней канавкой.

Фойе Эрмитажного театра.
Одна из росписей потолка.
Фото – Виктор М, 02.2014.

Парадный двор Первого
Зимнего дворца Петра I.

Конторка.
Фото – d7161, 16.06.2010.

Фойе Эрмитажного театра
к. 225

к. 225
Фото – С. Васильев

В холле лестницы.

Фото – люблюпитер, 05.2015.

Фото – Виктор М, 03.04.2014.

Фото – люблюпитер, 12.2014.

Фото – люблюпитер, 10.08.2016.

Оцените: (61 голос)

1942 г. : Органами НКВД расстрелян Игнатовский В.С.(1875-1942), ученый,

профессор ЛГУ, проживавший – наб. 9-го Янв.(Дворцовая наб.), 32.
” Игнатовский Владимир Сергеевич (08(20).03.1875–13.01.1942) — математик, физик, специалист в области оптической техники; член-корреспондент АН СССР (1932).
В 1930–1932 гг. научный сотрудник Государственного оптического института. С 1936 г. сотрудник НИИ математики и механики ЛГУ. С февраля 1938 г. одновременно профессор кафедры дифференциальных и интегральных уравнений, позднее профессор кафедры теоретической механики математико-механического факультета ЛГУ. Арестован 6 ноября 1941 г УНКВД ЛО по обвинению в «шпионско-вредительской деятельности». 13 января 1942 г. приговорен к ВМН. Расстрелян. Реабилитирован 28 мая 1955 г.”
P.S. Обвинялся в создании антисоветской организации, именуемой «Комитетом общественного спасения», преследовавшей цель «изменения существующего политического строя и реставрации капитализма при помощи немецких оккупантов», состоявшей из 32 человек.
Дело было сфальцифицировано работниками УНКВД — И.К.Альтшуллером, С.Ф.Заниным, И.А.Кожемякиным, С.И.Огольцовым, И.В.Подчасовым и другими, в 1950-х гг. после расследования все они были “уволены из органов ГБ, лишены пенсий и льгот”
(Лит-ра:
1.Документы о ленинградских ученых, репрессированных в годы Великой Отечественной войны.
Ссылка: http://www.alexanderyakovlev.org/almanah/inside/almanah-intro/1016684 -дата обр. 18.12.17)
2.Список абонентов ЛГТС. 1940. С.82. )

М.Б. Пиотровский рассказал в СМИ о намерении Эрмитажа вернуть исторический цвет обивки зрительного зала.

Зимний дворец Петра I

В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец

Этот дворец не сохранился, но в конце XX века во время реконструкции Эрмитажного театра были воссозданы некоторые интерьеры Зимнего дворца Петра I и открыт музей.

На набережной Невы в 1712 году были выстроены Свадебные палаты Петра I. В 1716-1719 годах архитектор Георг Маттарнови возводил рядом Новый Зимний дворец для императора. После смерти Маттарнови его дело продолжил Николай Гербель, в 1719-1722 годах серьезно расширивший дворец и превративший его в поистине царское жилище. Дворец стал самым торжественным в Санкт-Петербурге. В нем Петр I скончался в 1725 году.

После во дворце жила Екатерина I, Петр II, Дворец готовили и для Анны Иоанновны, но та предпочла палаты Апраксина (на месте нынешнего Зимнего дворца). Здание петровского дворца стало служебным корпусом. Именно в нем в 1734 году разместили анцевальную школу Ж.-Б. Ланде, ныне превратившуюся в Академию Русского балета имени А. Я. Вагановой. В конце XVIII столетия на этом месте был выстроен Эрмитажный театр.

В 1970—1980-х годах сохранившиеся части дворца были выявлены архитекторами Государственного Эрмитажа. Часть помещений была воссоздана и ныне доступна для осмотра.

Классический балет есть замок красоты…

Маршрут рассказывает об одном из самых чудесных явлений, которое можно лицезреть в Санкт-Петербурге – знаменитейшем русском балете. Многие ценители с разных концов мира приезжают в наш город специально, чтобы посетить Мариинский или Михайловский театры. Мы приглашаем пройтись по улицам города, чтобы увидеть места, где люди, прославившие русский балет на весь мир, учились, трудились, жили, нашли место вечного успокоения.

Беринг в Петербурге

Новый экскурсионный маршрут по местам, связанным с русским мореплавателем Витусом Берингом.

Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге

Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге сохранился лишь частично. Это уникальный архитектурный образец начала XVIII века, некогда бывший основной доминантой Невской Набережной, а сегодня ставший одной из составляющих музейного комплекса Эрмитажа.

Приятный бонус только для наших читателей — купон на скидку при оплате туров на сайте travelata.ru до 30 ноября:

  • AF500guruturizma — промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFTA2000Guru – промокод на 2 000 руб. для туров в Таиланд от 100 000 руб.
  • AF2000KGuruturizma – промокод на 2 000 руб. для туров на Кубу от 100 000 руб.

На сайте onlinetours.ru вы можете купить ЛЮБОЙ тур со скидкой до 3%!

А еще много выгодных предложений от всех туроператоров вы найдете на сайте level.travel. Сравнивайте, выбирайте и бронируйте туры по лучшим ценам!

История строительства

Идея возведения уютного дома для царской семьи впервые была реализована ещё в 1712 году, когда между Миллионной улицей и частично завершённой Набережной Невы были возведены Свадебные палаты. Впрочем, они не в полной мере соответствовали вкусу монарха. Постепенно Набережная расширялась к северу, и стало возможным возвести личную резиденцию, которая в большей степени соответствовала бы характеру царя. С этого и началась довольно трагичная цепочка событий, которая приводит нас к существующему сейчас Зимнему дворцу Петра I, так мало напоминающему оригинальный дом правящей семьи.

Первый этап

В далёком 1715 году, когда Пётр Великий рассматривал возможность возведения строения напротив Зимней канавки, которая тогда существовала преимущественно на бумаге, на месте современного Зимнего дворца не было даже фундаментов. За воплощение в реальность желания великого государя взялся Маттарнови, который подготовил проект Зимнего дома и даже возвёл западный фасад. Впрочем, он не слишком соответствовал статусу Петра I и напоминал скорее дом какого-то довольно обеспеченного бюргера, рустованный и украшенный пилястрами максимально аскетичного дорического ордена. Про монарший титул будущего владельца напоминали разве что аллегоричные скульптуры, которые уютно устроились в традиционном треугольном фронтоне. Постройку венчала корона.

Впрочем, исходный проект так и не был до конца воплощён. Помешало этому, как ни странно, возвращение самого государя из Европы в 1718 году. Он привёз с собой новые идеи и новое видение своего Зимнего дома. В чертежи внесли значительные правки и вскоре начали отделку внутренних помещений. Если верить эскизам самого главного архитектора, в интерьере преобладала мебель из дуба, а стены были отделаны красным мрамором. Лестницы и полы также были выполнены из дуба, подражая французскому стилю.

По задумке монарха в комплекс домика входили не только жилые помещения, но также эллинг, то есть помещение, которое обычно используется для проведения ремонтных работ или постройки, к примеру, дирижаблей. Но, во времена Великого реформатора последних ещё не было, а настоящей страстью монарха было море, потому в эллинге находился парусный ботик Петра. Дому принадлежала небольшая гавань, а для супруги Петра был разбит небольшой внутренний садик с фонтанами.

Новые Зимние набережные палаты

Строительство не было доведено до конца. Его пришлось временно прервать, так как Георг Маттарнови, который вёл этот проект, внезапно для всех скончался. Между тем из спланированного им были завершены только фундаменты и западная часть строения. Для продолжения работ был призван Николай Гебель, который взялся уже за центральную и восточную части дворца. Парадные залы, оформление которых было крайне помпезным, выходили на Неву. Чтобы западный фасад, выполненный в «бюргерской» стилистике, не выбивался из общего настроения, западный фасад был выполнен в таком же духе, в то время как центр был чисто барочным.

В его дизайне отчётливо чувствовалось сильное римское влияние. Чем-то он напоминал торжественную красоту триумфальной арки римских царей. При этом не исчезло и немецкое влияние, которое более отчётливо отпечаталось в облике центрального картуша с усложнёнными очертаниями и несколькими аллегоричными фигурами, которые символизировали власть Петра Великого.

Ещё при жизни Петра Зимний дворец увидел одни из самых пышных пиров в Первопрестольной: обручение его любимицы Анны и герцога Голштинского, большой осенний пир 1723 года, который провели в недавно завершённом Кавалерском зале, и прочие мероприятия. Некоторые торжества заканчивались ярчайшими фейерверками на льду Невы. Здесь же – в Зимнем дворце – Пётр Первый скончался. Его «Печальной» залой стал Большой зал, где в своё время проходило обручение его дочери.

Многие культурологи считают, что с возведением Зимнего дворца Петра I отыграл похоронный марш по скромным царским жилищам. Теперь именно Зимний дворец стал самым помпезным сооружением возводимого тогда Петербурга. Кроме того, архитектор старался создавать его, учитывая атмосферу, в которой была застроена оставшаяся часть Невы. Благодаря его стараниям дворец сумел органично влиться в общий образ Набережной. Таким образом, были заложены основы ансамблевого зодчества, центром которого всё ещё остаётся Северная столица.

Зимний дворец Екатерины I

Восхождение нового монарха повлекло за собой восхождение новой звезды на арене архитектурных изысканий. Такой звездой стал Доменико Трезини, которому было поручено в максимально сжатые сроки расширить дворец в сторону Большой Немецкой улицы. Работа предстояла масштабная, так как по указанию императрицы была засыпана гавань, а все постройки, кои казались ей разрозненными, предстояло снести для последующего возведения длинного двухэтажного здания с ритмическим членением фасадов, которое характерно для архитектуры Петербурга того времени.

Завершиться это объединение должно было созданием помпезной парадной арки, для въезда в большой двор. Впрочем, изменения оказались слишком масштабными, и Екатерина не смогла в полной мере насладиться ими, погибнув до окончания строительства.

Расположение

Многим может показаться, что место для возведения Зимнего дворца было выбрано практически случайно. Какими мотивами нужно было руководствоваться, чтобы решиться построить дворец прямо посреди домов далеко не самых богатых жителей Петербурга? Ответ довольно прост. Именно отсюда открывалась лучшая панорама Северной столицы с величественной Невой, стрелкой Васильевского острова и Малой Невой, которая впоследствии впадала в море.

Открытие в XX веке

После смерти Екатерины I Зимний дворец Петра Великого постепенно начал приходить в упадок. Анна Иоанновна, хотя и перевезла двор из Москвы обратно в Северную столицу, была мало озабочена вопросами сохранности этого удивительного архитектурного питомника и предпочла остановиться в доме Апраксина. Старый Зимний дворец начали использовать от случая к случаю, пока в конце восемнадцатого века не наступил тот самый критический момент в его истории – Зимний дворец было решено снести, чтобы на его месте возвести ещё более великолепный Эрмитажный театр Джокамо Квареги. Казалось бы, тут и следовало бы поставить точку в жизнеописании этого некогда сверкающего всеми огнями места, но обстоятельства сложились по-иному.

Николай I предпринял попытку обнаружить тот самый Большой зал, где погиб первый хозяин Зимнего дворца, но это предприятие оказалось провальным. Впоследствии, уже в последней трети XX века был предпринят ещё ряд попыток обнаружить фрагменты Зимнего дворца. На этот раз удача оказалась на стороне искателей, и вскоре стало ясно, что Кваренги из-за недостаточно большого запаса времени не стал уничтожать старый дворец полностью. Так, отдельные помещения цокольного и первого этажей оказались погребены под сценами. Постепенно открывали всё новые и новые помещения: часть парадного двора, несколько «Малых палаток», которые возводились ещё при Петре, и даже сам кабинет монарха.

В последнем превосходно сохранились камин и печь, оформленные в голландском стиле. Обстановка также почти не пострадала. Это позволило исследователям получить многочисленные артефакты, которые стали частью коллекций Эрмитажа. Последней крупной находкой стали покои Екатерины I, возведённые Трезини. Двенадцать так же хорошо сохранившихся помещений были разбросаны вдоль Зимней канавки.

Работа предстояла действительно кропотливая, так как исследователи и архитекторы не ограничились пассивным изучением переписок, чертежей и эскизов. Открытия помещений им также показалось недостаточно. Мастера начали слой за слоем снимать слои штукатурки, чтобы обнаружить медальоны, руст и остатки краски, которая ложилась на стены во времена проведения первых работ по оформлению Зимнего дворца.

Помещения и интерьеры

Некоторые интерьеры и помещения были восстановлены, другие тщательно воссозданы на основе документов, воспоминаний и чертежей. В них как раз и расположилась постоянная экспозиция, которая включает в себя некоторые личные вещи Петра I, токарный станок, некоторые инструменты для плотницкой работы. Гости дворца могут в полной мере проникнуться богатством царившей в Старом Зимнем дворце атмосферы: голландские панно, дубовые ставни и искусные переплёты окон, наборные паркеты. Можно посетить следующие залы: кабинет, столовую, токарню и парадный двор.

Интерьер кабинета украшают полотна Моммерса. Некоторые мелочи, типа янтарной шкатулки, подаренной монарху в одном из путешествий прусским королём, солнечных и механических часов, английской конторки, позволяют составить более чёткое представление о личности царя. Жемчужиной парадного двора являются карнавальные сани, а также садовая коляска монарха. Последняя считается едва ли не самым редким примером прогулочного экипажа, характерного для петровской эпохи.

Время работы и цены на билеты

Зимний дворец Петра Великого открыт для посещения с 10:30 до 18:00 по вторникам, четвергам, субботам и воскресениям. Понедельник является выходным днём. В среду и пятницу туристы могут наслаждаться экспозициями с 10:30 до 21:00. Вне зависимости от дня кассы закрываются на час раньше самого дворца. Девятое мая также является выходным днём.

Есть два варианта приобретения билетов. В первом случае булет будет стоить порядка 600-700 рублей, но по нему вы сможете попасть во все составляющие Эрмитажа. Если же вы планируете сфокусировать своё внимание только на Зимнем дворце, у вас есть возможность приобрести билет за 300 рублей. Студенты и курсанты могут пройти во дворец бесплатно. То же касается и детей. Есть и ещё одна возможность увидеть галереи Зимнего дворца, не заплатив ни копейки. Первый четверг каждого месяца является днём свободного посещения комплекса.

Где находится и как добраться

Зимний дворец располагается по адресу Дворцовая набережная, дом 32. До дворца довольно просто добраться, так как он располагается в самом начале Невского проспекта. В непосредственной близости находится станция метро Адмиралтейская. Стоит иметь в виду, что вход в Зимний дворец выглядит довольно непримечательно. Чтобы обнаружить его придётся обогнуть Эрмитаж по правую сторону (направо, если смотреть на фасад Эрмитажа). Затем пройтись вдоль печально известной питерской Зимней канавки, чтобы очутиться на Набережной. Вы вряд ли пропустите нужный фасад – коричневатый на фоне светло голубых стен.

Дворец Петра Первого

Зимний дворец императора Петра Первого в Санкт-Петербурге находится на красивой Дворцовой набережной реки Невы. Сейчас это очень интересный музей, находящийся в маленьком аккуратном особнячке, здесь же располагается и Эрмитажный театр. Зимний дворец Петра Великого не столь разрекламированная достопримечательность города Санкт Петербурга, несмотря на то, что находится очень близко к Эрмитажу. А жаль, что не все туристы знают об этом месте, ведь тут находится интересное место Санкт-Петербурга – тщательно восстановленная зимняя резиденция российского самодержца Петра Первого, где расположилась уникальная мемориальная экспозиция, ему посвященная.

Петр Алексеевич Романов – это очень значимый русский царь, а с 1721 года и первый император Российской Империи, великий реформатор, талантливый полководец, мудрый государственный деятель, прирожденный дипломат, оставивший яркий след в истории нашей страны. Фактически, Петр I правил Россией с 1689 по начало 1725 года. Этот государь не любил сидеть без дела, у него всегда была масса занятий, помимо управления страной. Но при всем своем величии, этот человек не был требователен и капризен к бытовым условиям.

Самый первый дом, возведенный для проживания русского царя, построили в 1711 году, это и был Зимний дворец Петра I. Его самодержцу подарил близкий друг Александр Меншиков, чтобы загладить вину за вскрывшийся очередной факт воровства государственной собственности. Это сооружение было свадебным подарком Петру. Здесь в начале 1712 года прошла царская свадьба. Трудно сказать, что скромная постройка была достойной для проживания царской семьи, ведь на фоне шикарных дворцов Петербурга она выглядела довольно убого. Это здание много раз подвергалось перестройкам, от него, на данный момент оригинальными остались только фундамент, частично первый этаж и кусок фасада, выходящий на Зимнюю канавку.

Император Петр, некоторое время путешествующий по Европе, вернувшись домой, принял решение создать что-то более похожее на дворец. Он пригласил архитектора Маттарнови, приказав ему расширить сооружение, увеличить число комнат и залов. Но через несколько лет было принято решение о следующей перестройке дворца, ее было поручено произвести архитектору Трезини, а второй дворец стал частью совершенно нового здания. Уже окончательно, Зимний дворец Петра Первого потерял свой первоначальный облик, а также изменил интерьеры, при императрице Екатерине Второй, приказавший соорудить тут Эрмитажный театр. Когда к власти пришел император Николай Первый, он приказал найти первые палаты царя Петра среди застройки, но это никому не удалось.

И лишь в семидесятые года прошлого столетия ученые-археологи отыскали те первые помещения, где проживал и работал император Петр Первый. Было принято решение о воссоздании уникальных интерьеров, царских комнат, для чего были подняты кипы старинных документов, чертежей, планов, финансовых отчетов о строительстве, которые нашлись в городских петербургских и московских архивах.

Таки образом, отыскались чудом сохранившиеся жилые покои императора Петра Первого, построенные в 1719 году. Раньше, их еще называли «малыми палатками», и лишь благодаря тому, что их, в память об усопшем муже решила сохранить императрица Екатерина Первая, мы можем прикоснуться к этой исторической эпохе и личности царя. Во время возведения здания театра, эту часть бывшего Зимнего дворца Петра использовали как фундамент, при этом, личные царские покои находились прямо под сценой, в своей изначальной планировке.

Император Петр очень любил свою зимнюю резиденцию, потому что отсюда открывался великолепный вид на реку Неву, а он обожал водную стихию. Кроме того, из окон бывшего Зимнего дворца Петра Первого был отлично виден весь город и Петропавловская крепость Санкт-Петербурга.

Как мы уже говорили, Дворец Петра Первого – интересное места Санкт-Петербурга, где теперь работает музей. Приехав сюда, туристы могут увидеть оригинальную часть фасада исторического здания дворца, в котором просматриваются арочные конструкции, в количестве пяти штук. От 1725 года в здании сохранились первые этажи пары галерей, кроме того, видны фрагменты первой кирпичной кладки и штукатурки. Сегодня фасад музея покрашен в оригинальный цвет, который был найден при реставрационных работах на фрагментах камней, вход во дворец оформлен клинкерными кирпичами.

В этом музее, с 1992 года работает постоянная экспозиция, а увлеченные экскурсоводы рассказывают посетителям массу интересных фактов об этом российском царе, его жизни, правлении, реформах, победах. На данный момент существует пять воссозданных царских интерьеров, которые на самом деле существовали во время жизни царя Петра I: кабинет, столовая, токарня, сенцы, чулан истопника.

Заходя в этот музей, туристы попадают в воссозданный дворцовый двор, где стоят оригинальные сани, по форме сходные с драконом, их император использовал во время карнавалов. А еще, тут находится коляска царя, на ней он катался по аллеям петергофских парков.

Во время посещения музея туристы попадают в подвал здания, там сквозь перегородку из стекла они могут видеть аутентичные дворцовые своды и арки, а также исторические реликвии, обнаруженные в ходе археологических раскопок: курительные трубки императора, посуду, предметы быта.

Интересен и рабочий кабинет царя, с маленьким камином, высокой конторкой, под стать огромному росту императора, ее изготавливали на заказ по эскизу самолично нарисованному Петром. В это конторке множество ящичков, там император хранил чертежи, документы, прочие нужные бумаги.

В токарном помещении вы увидите станок российского царя, инструменты, которыми он работал. Стены украшают картины, где нарисованы корабли, причем, нужны они были не только для красоты и оформления интерьера, они являлись экзаменационным материалом для будущих моряков, чью готовность к службе и уровень полученных знаний Петр Первый предпочитал проверять лично.

Увидеть портреты семьи царя Петра Первого можно в отдельном музейном зале: изображение жены – Екатерины, сына – Алексея, его супруги, внука – Петра Второго, второй дочери Петра и Екатерины – Анны. Обязательно рассмотрите гравюру, написанную на тему прощания с усопшим императором Петром Первым.

Царь, имевший крепкое здоровье, умер в пятьдесят три года, в своих личных покоях, по официальной версии от воспаления легких. Хотя, некоторые царедворцы поговаривали, что он болел сифилисом, кто-то утверждал, что виной всему был мочевой камень, другие намекали, что, возможно, царь умер не своей смертью. Сразу после смерти с тела сняли гипсовые слепки, по которым знаменитый скульптор Растрелли воссоздал императорскую фигуру. Руки, ноги сделали их древесины, их оснастили шарнирами, что позволяло придавать фигуре желаемое положение, а открытые части тела императора и его лицо воздали из воска, голову покрыл парик, который сделан из самых настоящих волос императора, они некогда были сострижены и сохранены. Эту фигуру Петра Первого из воска сделали в 1725 году. Теперь в музее можно увидеть ее копию, усаженную на трон одного из залов музея Зимнего дворца Петра Первого.

Конечно, говоря о сооружении – «дворец», не стоит думать, что он большой, особенно удивляют довольно маленькие по площади комнаты императора: они противоречат нашему пониманию о размерах царских зал. Все оригинальные помещения посетители осматривают сквозь окна, проемы дверей, и этого вполне достаточно, чтобы проникнуться духом того времени. Но, желательно посещать дворец не с самостоятельной экскурсией, а взять гида, так можно получить больше информации, задать интересующие вас вопросы. Конечно, знакомство с дворцом и можно совершать и самому, читая пояснения и описания, которые вам выдадут, но это будет уже не тот эффект.

Зимний дворец императора Петра Первого является совершенно уникальным архитектурно-мемориальным памятником этому великому правителю России, который непременно стоит посетить, приехав в Санкт-Петербург, чтобы лично увидеть, как жил, работал, правил этот государственный деятель. Приятный бонус для посетителей – в Зимнем дворце-музее Петра разрешено делать фото.

Адрес Зимнего дворца Петра I: город Санкт-Петербург, Дворцовая набережная, дом 32.

Как добраться до Зимнего дворца Петра Первого в Санкт Петербурге: дворец находится в городском центре около метро Адмиралтейская, в начале Невского проспекта, ориентир Дворцовая площадь. Чтобы попасть внутрь дворца Петра, нужно обойти здание Эримитажа по правой стороне и двигаться вдоль Зимней канавки.

Режим работы Дворца Петра Санкт-Петербурге: – понедельник – выходной день; – вторник, четверг, суббота, воскресенье – с половины одиннадцатого до шести вечера, кассы закрываются в пять часов вечера; – среда, пятница – с половины одиннадцатого до девяти вечера, кассы закрываются в восемь часов вечера. Выходные праздничные дни: первое января, девятое мая.

Цена входного билета для россиян и граждан республики Беларусь: взрослый – четыреста рублей, он является единым входным билетом в Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, и будет действителен в течение всего дня. Но, если вы хотите попасть только в один из перечисленных музеев, то билет обойдется в триста рублей, приобретая его, предупреждайте кассира, что вам не нужен комплексный билет.

Дворец Петра Первого можно посетить и совершенно бесплатно – в первый четверг каждого нового месяца. В остальные дни музей могут посетить бесплатно: дети, школьники, студенты, любого гражданства, пенсионеры – россияне. Но только, если вы сможете подтвердить право на льготу документально: паспорт, пенсионное удостоверение, студенческий билет. Цена билета для иностранных граждан – шестьсот рублей.

Поделиться ссылкой на статью с друзьями в соцсети:

Зимний дворец Петра I в Санкт Петербурге фото

Зимний дворец Петра I в Санкт-Петербурге построен на Дворцовой набережной Невы в небольшом старинном здании, где в данный момент расположен Эрмитажный театр. Зимний дворец Петра первого мало известная достопримечательность Санкт Петербурга, расположенная непосредственной близости от Эрмитажа. Это восстановленная резиденция – музей, в которой жил и работал самодержец Российской империи Пётр Первый Великий.

  • история Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге
  • основные экспозиции Зимнего дворца Петра I Эрмитажа в Санкт Петербурге
  • как добраться до Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге
  • режим работы и билеты в Зимний дворец Петра I Эрмитажа Санкт Петербург
  • другие филиалы Эрмитажа в Санкт Петербурге

История Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге

Петр Алексеевич Романов родился в 1672 году в Москве. В 1689 году, после нескольких лет ссылки в период регентства царевны Софьи, подавления стрелецкого бунта и смерти сводного брата, стал полноправным царём Руси, а с 1721 и первым императором Российской Империи. Реформатор и полководец, государственный деятель и дипломат, искусный ремесленник и инженер, основатель академий и музеев, градостроитель и промышленник – Пётр Первый стал ярчайшей фигурой в истории и политике России. Годы фактического правления Петра I продлились с 1689г. до зимы 1725 года. Из-за бурной и разнообразной деятельности император значительно ослабил своё крепкое здоровье. От чего умер Пётр I доподлинно неизвестно, но основная версия — воспалением лёгких, которым он заболел в январе.
Первый дворец для царя, а точнее сказать дом, был построен в 1712 году.

Первый дворец для царя, а точнее сказать дом. С фото музея Эрмитаж

Это была довольно скромная постройка, совершенно непохожая на нынешние великолепные петербургские дворцы. Через несколько лет, после поездки в Европу, Пётр решил перестроить свои покои и нанял для этой цели архитектора Маттарнови. Помещений стало больше, фасады были обращены на Неву и прорытую к тому времени Зимнюю канавку. При очередной перестройке, возглавляемой архитектором Трезини, второй дворец становится частью нового здания.

Зимний дворец Петра с фото музея Эрмитажа

Зимний дворец Петра I, его внешний и внутренний вид, был окончательно утрачен ещё во времена Екатерины Великой, которая возвела на его месте Эрмитажный театр. Первые попытки отыскать застроенные палаты предпринял император Николай Первый, но успехом они не увенчались.
Только в 70ые годы XX века помещения, в которых жил и трудился Пётр, удалось отыскать в ходе проведения уникальных археологических работ. Для воссоздания интерьеров и комнат были собраны всевозможные документы, чертежи и планы, финансовые бумаги из архивов Санкт-Петербурга и Москвы. Удивительным образом сохранились жилые комнаты Петра 1719 года постройки, названные «малыми палатками», которые в память о муже не тронула Екатерина I. При строительстве театра эта часть здания послужила фундаментом, личные покои царя лежали буквально под сценой, сохранилась их изначальная планировка.
Место для постройки здания Пётр выбирал лично. Только на первый взгляд кажется, что царские палаты неожиданно приютились среди обычных домов, на самом деле из этой точки открывается прекрасный вид на Неву, убегающую к морю, к водной стихии, так любимой Петром. Хорошо был виден и весь Петербург того времени, а также Петропавловская крепость.

Основные экспозиции Зимнего дворца Петра I Эрмитажа в Санкт Петербурге

Фасад исторического здания сохранил пять арочных конструкций. Уцелели первые этажи двух галерей 1725 года постройки. Можно рассмотреть некоторые фрагменты старинной кирпичной кладки стен и даже части штукатурки. Фасад современного музея выкрашен в цвет, обнаруженный во время реставрации на кусочках краски, а вход выложен клинкерным кирпичом. Первое, что встречает в музеи это воссозданный двор дворца.

Воссозданный двор дворца

В воссозданном дворе дворца установлены карнавальные сани, имеющие очертания дракона, и коляска, на которой Пётр устраивал прогулки по паркам Петергофа.

Сани и коляска Петра1

Постоянная экспозиция музея была открыта для посетителей в 1992 году. Опытные экскурсоводы расскажут, в каком году правил Пётр I, какие реформы совершил, как создавался его музей. Всего было воссоздано пять личных интерьеров, существовавших в годы правления Петра I: кабинет, столовая, токарня, сенцы и чулан истопника.

Столовая Зимнего дворца Петра I

Посещение музея начинают с подвала, где через стеклянную перегородку можно рассмотреть сохранившиеся своды и арки старинного дворца. Найденные при раскопках трубки, посуда и другие реликвии тоже представлены посетителям.
В рабочем кабинете располагался небольшой камин. Пётр трудился стоя. Необычайно высокая конторка,

Фото конторки Петра 1

изготовленная на заказ по личному эскизу, даёт возможность представить, какого невероятного роста был император. В ящиках конторки хранились всевозможные бумаги и чертежи.
В токарной расположился личный станок царя и его инструменты.

Токарный станок Петра первого

На стенах развешаны картины с изображениями кораблей. Они служили не только предметом любования, но и экзаменационным пособием для моряков, уровень знаний которых император проверял лично.
Царская семья запечатлена в серии портретов, размещенной в отдельном зале музея. Это портреты супруги императора Екатерины, сына Алексея и его жены, сына Петра Второго и дочери Анны. Стоит обратить внимание и на гравюру, изображающую прощание с умершим императором. Он скончался в своих покоях.
После смерти Петра с его тела были сняты слепки из гипса. По ним архитектор и скульптор Растрелли воссоздал фигуру Петра. Деревянные руки и ноги оснастили шарнирами, чтобы была возможности придать фигуре разное положение, а открытые части тела и лицо выполнили из воска. Уникальный парик был создан из состриженных когда-то настоящих волос Петра. «Восковая персона» была окончена в 1725 году. Сейчас копия удивительной фигуры восседает на троне в одном из помещений музея.

Фото восковая персона Петра I

Зимний дворец Петра первого не большой по площади, а исторические комнаты где жил Петр 1 не соответствуют простором в нашем понимании дворца. Поэтому все помещения осматриваются через окна и дверные проёмы, но это не сколько не ухудшает восприятие быта того времени. Осмотр музея делать лучше с экскурсоводом, так как читать все предложенные описания, а их много и на нескольких языках, как правило лень, и получается, что часть информации проходит мимо.

Осмотр экспозиции токарня Зимний дворец Петра 1

Зимний дворец Петра I – уникальный архитектурно-мемориальный памятник. Его можно посетить в любое время года, чтобы узнать в каком году правил Пётр I, увидеть своими глазами, в какой обстановке жил и как работал, выяснить, от чего умер Пётр I, великий основатель Санкт-Петербурга, переломивший ход российской истории. В музеи Зимний дворец Петра можно сделать фото / фотографии.

Как добраться до Зимнего дворца Петра I в Санкт Петербурге

Добраться до Зимнего дворца Петра первого Эрмитажа в Санкт Петербурге легко, так как дворец Петра 1 расположен в центре города рядом с метро Адмиралтейская в самом начале Невского проспекта на Дворцовой площади. Над станцией метро Адмиралтейская расположен торговый комплекс Адмирал и в нём на 6 этаже расположен исторический театр-макет «Петровская Акватория».
Зимний дворец Петра I расположен по адресу: Санкт Петербург Дворцовая наб, д. 32

Маршрут до музея синего цвета, красного цвета маршрут до музея Главного штаба.

Что бы попасть в Зимний дворец Петра 1, необходимо обойти Эримитаж с правой стороны, если смотреть на главный вход Эрмитажа и пройти вдоль Зимней канавки.

Зимняя канавка Санкт Петербург

И по дороге в музей или обратном пути обратить внимание на странный кусок фасада, на здании, отмеченный синим прямоугольником на фото, это кусочек фасада Зимнего дворца Петра.

Вход в музей располагается с Дворцовой набережной

Режим работы и билеты в Зимний дворец Петра I в Санкт Петербурге

Режим / время работы Зимнего дворца Петра первого Эрмитажа Санкт Петербурге следующий:

вторник, четверг, суббота, воскресенье 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:00)
среда и пятница 10:30 — 21:00 (кассы работают до 20:00)
понедельник, 1 января и 9 мая — выходной день
График работы и цены на билеты в Эрмитаж по состоянию на июнь 2016

Стоимость входных билетов для граждан России и республики Беларусь

Для взрослых посетителей 400 рублей

это единый входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты (Главный музейный комплекс Эрмитаж, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I) и действует в течение дня.

Если Вы планируете в это день посетить только один из музеев (Эрмитаж или Главный Штаб или Зимний дворец Петра I), то стоимость билета составит 300 руб. При покупки данного билета необходимо предупреждать кассира иначе кассир продаст комплексный билет.

Первый четверг каждого месяца — день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей.

Бесплатно посещают: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры — граждане России.

Обязательно имейте паспорт, если пенсионер обязательно пенсионное удостоверение, студенты студенческий билет, при отсутствии документов даже Россиянам придется покупать билет как иностранцам по 600 руб., но иногда удаётся убедить кассира, что мы свои.

Официальный сайт Эрмитажа : www.hermitagemuseum.org

А где Пётр жил до постройки Зимнего дворца Петра? На этот вопрос вы найдёте ответ если прочитаете пост о музеи Домик Петра 1 в Санкт Петербурге. Домик был первым гражданским зданием построенное в новом городе.

Зимний дворец Петра I

Долгое время считалось, что зимний дворец Петра был полностью разрушен, когда начали строить Эрмитажный театр. Позже из документов, которые были обнаружены в 70-е годы прошлого столетия, стало известно, что когда Кваренги по заданию Екатерины II начал строить Эрмитажный театр, то он не стал разрушать всё, что было на этом месте. Не из любви к старине. А просто сроки были сжатые, денег было не так много. Поэтому всё, что можно было использовать для нового здания, например, некоторые стены, было использовано. То, что не мешало новому зданию, было оставлено, а остальное разрушено.
В 1986 году внутри здания Эрмитажного театра проводились раскопки. На те открытия, которые были сделаны никто не рассчитывал. Под Эрмитажным театром был зимний дворец Петра I. Это была настоящая сенсация. Кажется, в 1992 году реставрация была закончена, дворец стал доступен для посетителей. Лене была поручена методическая работа, она участвовала в подготовке экспозиции, разрабатывала экскурсии.

Последние лет десять Лена меня периодически спрашивала, почему я до сих пор не была во дворце, рассказывала как там интересно, ненавязчиво по-отечески журила меня. Мне было стыдно, но всё как-то не могла собраться туда пойти. Каждый первый четверг месяца в Эрмитаже бесплатный день. Это нигде не афишируется, даже на сайте нет этой информации. Об этом написано только в одном месте, где-то в углу рядом с кассами оооочень мелким шрифтом. Накануне первого марта я позвонила Лене и сообщила, что собираюсь пойти на выставку ?Ломоносов и Елизаветинское время?. И если у неё будет перерыв между экскурсиями, то мы могли бы посидеть, поболтать и выпить кофе. А Лена мне и говорит, что как раз в этот четверг у неё в 11 утра будет экскурсия для школьников по зимнему дворцу Петра I, и что я могу присоединиться. И я присоединилась. На экскурсии мы видели то, что осталось от зимнего дворца и расширенного (Екатериной I) зимнего дворца.

Дворец, который называли малые палатки, главным фасадом выходивший на Неву, строился в несколько этапов по проектным чертежам Г.И. Маттарнови с 1716 по 1723 г. В стенах этого дворца Петр I провел последние годы своей жизни и скончался здесь в 1725 г. Дворец был серого цвета. Кроме того на Зимней канавке был гаванец, чтобы можно было оставлять там лодки. Такие же гаванцы строились в то время у всех зданий:

Работы по расширению Зимней резиденции в 1726-1727 не коснулись Малых палаток, так как Екатерина I пожелала сохранить свои прежние комнаты, равно как и покои супруга в неприкосновенности. Анне Иоанновне дворец показался тесным, поэтому были куплены соседние участки, и Растрелли существенно расширил дворец. Кроме того всё было выкрашено в желтый цвет.

Сначала мы спустились в цокольный этаж. Раньше у нас все дома строились на погребах. Через стеклянную дверь, за которую не пускают, видны сводчатые перекрытия петровского времени. Собственно сейчас во многих домах в таких сводчатых цокольных этажах открыты кафе или лавки. Во время раскопок здесь были обнаружены фрагменты курительных трубок, голландских плиток, глиняных плошек-светильников и фарфоровой посуды начала XVIII века. В стене погреба были раскрыты два узких окна с коваными решетками, выходивших некогда на парадный двор Зимнего дворца.
Затем мы поднялись на верх и попали в парадный двор. Двор располагается под сценой Эрмитажного тетра. Три правые арки принадлежали центральному ризалиту третьего расширенного дворца (1720-1723), выходившему во двор. Над ними в петровское время находились окна Кавалерского зала, в котором зимой 1725 года проходила церемония прощания с Петром I. Вскоре после смерти царя к ризалиту были пристроены двухэтажные галереи (1725-1726). Из них сохранились только две на уровне первого этажа. А вообще стена была длиной 68м.
Двор выложен кирпичом в елочку по аналогии с подлинным фрагментом, обнаруженным во время раскопок. Так мостили в Голландии в XVIII веке. Другая часть двора, расположенная выше и выложенная булыжником, относится уже к средине XVIII века. Дело в том, что за кирпичной кладкой нужно следить, ухаживать. А с булыжником всё гораздо проще. Сейчас тротуар находится почти на два метра выше первоначальной кирпичной мостовой. Такова высота культурного слоя, образовавшегося за триста лет существования Петербурга.

На дворе представлены подлинная парадная прогулочная коляска Петра I и карнавальные сани. Сани вырезаны из одного куска дерева в виде дракона. Хвост дракона служил местом для кучера. Изготовлены сани в Польше:

Посмотрели двор и пошли разглядывать малые платки. Это был двухэтажный жилой флигель, где находились личные апартаменты царской семьи. Перед палатками, вдоль прорытого в 1719 году канала Зимней канавки был разбит партерный садик с фонтаном и устроена гавань (гаванец). Сейчас окна выходят на стену театра (слева на фото стена черного цвета). С учетом пожеланий Петра I, не любившего жить в просторных помещениях с высокими потолками, сами Палатки и комнаты в них невелики по размерам. Здание имело красную черепичную крышу, его фасады были окрашены в серый цвет:


После этого мы перешли к осмотру комнат. Из семи личных покоев царя только пять сохранили свою планировку. Воссозданы интерьеры Токарни, Конторки и Столовой, а также Чулан истопника и Сени. Две комнаты, выходившие окнами на канал, оказались ?перерезанными? кирпичной стеной театра.

Сначала заглядывали через окна, потом вошли внутрь, стояли у входа в каждую комнату, и Лена всё очень подробно рассказывала. Первая угловая комната это Токарня Петра I. Окна с мелкой расстекловкой, на полу паркет, комнаты небольшие, потолки невысокие. Сохранившаяся печь и стены облицованы при воссоздании интерьера плиткой с росписью кобальтом. Украшает интерьер морской пейзаж голландского художника Адама Сило. Смотрим в окно:

Боковой токарно-копировальный станок и более 150 резцов происходят из знаменитой петровской Токарни. В экспозиции можно видеть мемориальные вещи, принадлежавшие Петру I: трость-аршин, защитные очки-пенсне и шкатулку-сейф – подарок польского короля Августа II Cильного.

Лена рассказывала, что у Петра было много тростей. В Эрмитаже есть пять тростей. И все они были с какой-нибудь второй функцией. Мы увидели две трости. Одна сделана из испанского камыша с костяным набалдашником. Внутри трости секрет (квадратный в сечении деревянный аршин). На его грани нанесены деления распространённых в Европе линейных мер: английского, датского и шведского футов, а также русского аршина. Внутри навершия другой трости находится зрительная труба.
Мне ещё хотелось бы добавить вот что. Модная голландская плитка стоила безумных денег. Пётр позволил себе сделать облицовку плиткой в несколько рядов до окон. У обычных вельмож в то время была какая-нибудь одна из парадных комнат отделана такой плиткой в один ряд вдоль пола. А зато у Меншикова было много комнат, в которых такой плиткой были отделаны не только стены, но и потолки. Вот для сравнения одна из комнат и потолок во дворце Меншикова:

После Токарни заглянули в окно Кабинета. И тут дети увидели собачку у камина. Больше детей уже ничего не интересовало. Собачка мигом выросла до размеров слона. Лене пришлось призвать детей к порядку. Про собачку тоже пришлось рассказать. Эта собачка принадлежала лично Петру I. Когда она умерла, из неё сделали чучело. Считается, что это левретка. С другой стороны Лена говорит, что первых двух собак породы левретка в Россию привез барон Димсдейл, который привил оспу внукам Екатерины II. Екатерина II очень любила свою левретку Лизетту, сохранилось много изображений императрицы вместе с этой собачкой. Так я и не разобралась с собачкой у камина. Потом стали разглядывать Кабинет.

В кабинете Петра I сохранились печь и камин. Реставраторами восстановлена изразцовая отделка на голландский манер. Интерьер украшают карта Балтийского моря и живописные полотна: “Вид Нового моста в Париже” (Х. Моммерс) и “Портрет Петра I” (Питер ван дер Верф). Конторка Петра I была изготовлена в Англии по его чертежу. На ней можно видеть зрительную трубу, солнечные и механические часы, чернильницу, песочницу, а также янтарную шкатулку, подаренную Петру I прусским королем Фридрихом Вильгельмом I.

Потом вошли внутрь, посмотрели Сени и Чулан истопника. Остановились в дверях Столовой. Комнату украшают фламандская шпалера и картины голландских художников XVII в. На столе – китайское фарфоровое блюдо, голландской работы хрустальный кубок с гравировкой, ведерко-холодильник из Аугсбурга с бутылкой вина, найденной при раскопках во дворце. Между окон – часы английской работы (Торнтон ) с миниатюрным портретом Петра I. С обеих сторон циферблата есть два маленьких циферблатика. Можно открыть стеклянную крышу, поставить стрелку на определенную цифру. К часам прилагается список мелодий, затем нужно дернуть за верёвку, тогда часы исполнят ту мелодию, что была выбрана.

Потом мы посмотрели “Восковую персону”. Сразу после смерти императора К.Б. Растрелли снял с его лица гипсовую маску и сделал слепки с кистей рук и ступней ног. По этим слепкам и маске им была создана “Восковая персона” (1725). “Персона” одета в костюм из личного гардероба Петра I, кресло изготовил петербургский мастер П. Федоров. Вероятно, восковая фигура была создана по желанию Петра и должна была находиться в императорской резиденции.

Лена подробно рассказала нам про создание Персоны, потом о смерти и похоронах Петра I, так как именно в этом здании на втором этаже была процедура прощания. Потом можно было задавать вопросы.

Мне экскурсия очень понравилась. Понравилось, что детям было интересно, что по ходу экскурсии они всё время наперебой задавали вопросы. Лена отвечала, только если сначала они поднимали руку, перебивать себя не позволяла. Лена вовлекала детей, задавала им вопросы, хвалила за правильные ответы. Дети живо на всё реагировали. Лене всё время удавалось удерживать внимание детей, хотя экскурсия длилась более часа.
Вечером, когда вернулась домой, мне позвонила расстроенная Лена. Она рассказала, что когда дети вернулись в школу (а это были дети из частной школы), то из этой школы позвонила директор и пожаловалась заведующему, что экскурсия была плохая, неинтересная, слишком короткая и экскурсовод не отвечала на вопросы. Лена сказала, что это практически первый случай в её практике. Такое иногда случается, но очень редко.
Во время экскурсии я фотографировала, а также записывала на диктофон отдельные фрагменты. Всё это переслала Лене.

Источники:
http://www.citywalls.ru/house804.html
http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196986/
http://guruturizma.ru/zimnij-dvorec-petra-i-v-sankt-peterburge/
http://puteshestvie.net/sights/703-dvorec-petra-pervogo.html
http://albinatour.ru/spb-zimnij-dvorec-petra.html
http://amsmolich.livejournal.com/48992.html
http://wikiway.com/russia/sankt-peterburg/zimniy-dvorets/

Ссылка на основную публикацию