Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Содержание

Зимний дворец

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец – парадная резиденция дома Романовых, построенная в середине XVIII века в Санкт-Петербурге по приказу императрицы Елизаветы. Эффектное барочное здание стало первым в комплексе строений, образующих современный Эрмитаж. Главный фасад Зимнего дворца выходит на Дворцовую площадь – самую посещаемую достопримечательность Северной столицы.

Сэкономь на путешествии!

История Зимнего дворца

Императрица Елизавета, желая превзойти роскошь дворцов европейских монархов, приказала обер-архитектору Бартоломео Растрелли построить грандиозное здание в центре Санкт-Петербурга. В 1754 году проект Зимнего дворца, выдержанный в пышном барочном стиле, был утвержден. В дальнейшем в него внесли некоторые изменения, приближавшие барочные вольности к строгим стандартам классицизма. Масштабное строительство не было завершено в царствование Елизаветы, и первой полновластной хозяйкой Зимнего дворца стала только Екатерина II. При ней продолжались работы по обустройству внутренних помещений. Так, был оформлен Большой Тронный зал, известный как Георгиевский. С 1764 года Екатерина начала собирать коллекцию живописи Эрмитажа и заказывать архитекторам строительство дополнительных зданий в непосредственной близости от Зимнего дворца. В дальнейшем они будут объединены системой переходов в дворцовый комплекс.

Первый дворец — Свадебные палаты Второй дворец — Зимний дворец Петра I Третий дворец — дворец Анны Иоанновны Первоначально окраска Зимнего дворца имела жёлтые оттенки, как у Версаля и Шёнбрунна

При Николае I работа над интерьерами Зимнего дворца была продолжена. В 1837 году из-за неисправности дымохода в здании произошел страшный пожар, уничтоживший историческое убранство залов – проекты Кваренги, Росси, Монферрана. Кроме того, необходимо было оборудовать юго-западное крыло второго этажа под покои для собиравшегося жениться наследника престола – Александра II. Большинство работ этого периода выполнено Василием Стасовым и Александром Брюлл овым.

В 1904 году, при Николае II, Зимний дворец уступил право называться императорской резиденцией Александровскому дворцу в Царском Селе. Здание продолжало использоваться в музейных целях. С началом Первой мировой войны часть коллекций была вывезена в Москву, а просторные залы отдали под госпитали. После Февральской революции Зимний дворец стал местом заседаний Временного правительства. Именно здесь, в Малой столовой на втором этаже, во время Октябрьского переворота были арестованы его министры. Через неделю все коллекции были объявлены государственной собственностью и Зимний дворец официально стал частью музейного комплекса «Эрмитаж». Во время Второй мировой все коллекции были эвакуированы на Урал. С осени 1945 года Зимний дворец в Санкт-Петербурге принимает посетителей в обычном режиме. Сейчас здесь хранятся археологические собрания, работы художников и скульпторов, произведения декоративно-прикладного искусства стран Азии, Англии и Франции.

В середине XIX века в окраске дворца появились красные оттенки Пожар в Зимнем дворце Фасад, обращённый к Неве

Архитектурные особенности здания

К моменту получения заказа Растрелли уже воздвиг в Санкт-Петербурге два Зимних дворца, но их размеры и убранство залов не соответствовали высокому статусу императорской резиденции. Новое здание, по требованию Елизаветы, отличалось высотой потолков и характерной для барокко пышностью декора – лепнины, скульптур, позолоты, драпировок из дорогих тканей. Фасад Зимнего дворца украсили два яруса белоснежных колонн с золотой лепниной. Расстояния между колоннами разные – так архитектор, умело используя игру света и тени, создал сложный ритмический рисунок. Места на крыше заняли патинированные античные статуи, вазы, сюда же были водружены символы российской государственности. Кстати, зеленовато-голубыми фасады стали только в наше время. Исторически стены были желтовато-песочные, позднее их красили в более насыщенные желтые и коричневые тона.

Размеры Зимнего дворца

Елизавета настаивала на том, что высота Зимнего дворца должна составлять 22 м, – размеры для Санкт-Петербурга беспрецедентные. В результате здание превысило заданную планку на еще 1,5 м. Фасад, обращенный к Неве, вытянут на 210 м, адмиралтейская сторона чуть короче – 175 м. Впоследствии Николай I позаботился о том, чтобы в столице не появилось конкурентов дворцу, ограничив высоту новых зданий.

Всего в Зимнем дворце было более 1000 помещений – для официальных церемоний, для хранения коллекций, личные покои императора и наследников престола и их свиты и огромное количество подсобных помещений для обслуживания нужд проживающих здесь людей.

Экскурсии по Зимнему дворцу

За один раз осмотреть все залы Зимнего дворца крайне затруднительно, поэтому туристам следует заранее продумывать маршруты. На первом этаже представлены археологические коллекции, собранные со всех уголков бывшего Советского Союза. С архитектурной точки зрения интересны апартаменты дочерей Николая I, расположенные в крыле, выходящем на Неву. На втором этаже расположены залы, ставшие визитной карточкой Зимнего дворца: Тронный, Большой, Петровский – и частные помещения членов императорской семьи, в которых экспонируются предметы западноевропейского искусства. Третий этаж посвящен Азии.

Расчистка исторической окраски Скрепа, несущая карниз. 1752 г.

Залы первого этажа

Нижний этаж не так популярен среди посетителей, как второй, однако и здесь в каждом зале содержатся уникальные экспонаты, добытые археологами.

Личные покои дочерей императора

Бывшие апартаменты дочерей Николая I в Зимнем дворце отданы под археологическую коллекцию. В передней – находки эпохи палеолита, в светлой Готической гостиной со стрельчатыми арками и средневековыми растительными рельефами – неолит и ранняя бронза. Декор «Гостиной с амурами» появился в 50-е годы XIX века. Архитектор Штакеншнейдер не поскупился на толстощеких амуров: младенцы с крылышками спрятались в арках, рельефы с их изображениями украсили потолок. Сейчас в этих декорациях хранится коллекция древностей эпохи бронзы. В рабочем кабинете Ольги Николаевны, будущей королевы Вюртемберга, архитектор действовал гораздо деликатнее: тонкие золотые изгибы в верхней части потолочных сводов оттеняют артефакты бронзового века. Рядом расположены простые помещения без декора, отданные под скифские археологические коллекции оружия, керамики, украшений.

Фрагмент фасада Зимний дворец

Помещения гауптвахты

От «женского» крыла Кутузовский коридор со скромными колоннами ведет гостей Зимнего дворца мимо бывшей гауптвахты, ныне отданной под залы искусства народов Алтая и других регионов Сибири. Здесь хранится самый древний в мире ковер с ворсом, сотканный в IV-III вв. до н. э. В середине коридор выходит в вестибюль Салтыковского подъезда, выдержанный в том же стиле, из него ведут двери в залы древнего алтайского и тувинского искусства, кочевых племен Южной Сибири.

Собрание среднеазиатских и кавказских древностей

Кутузовский коридор приводит посетителей в юго-западное крыло, посвященное искусству Средней Азии доисламского периода. Здесь собраны буддийские святыни, фрагменты настенной росписи, ткани, предметы быта, серебро, каменные изваяния, элементы декора зданий из Согдианы и Хорезма. В другом конце крыла – залы, посвященные культуре Кавказа. Наибольшую ценность представляют артефакты, оставшиеся от государства Урарту. Они были найдены под руководством академика Бориса Пиотровского, бывшего директора музея, отца нынешнего, Михаила Пиотровского. Рядом выставлены прекрасно сохранившиеся драгоценные ткани из осетинской Мощевой Балки – важной кавказской точки Шелкового пути. Дагестанские залы демонстрирует бронзовые котлы тонкой работы, оружие и вышивку медной нитью, выполненную в XIX веке. Волжская Булгария, государство «Золотой орды» на территории современного Поволжья, представлено в Зимнем дворце серебряными и золотыми украшениями и оружием, расписной подглазурной керамикой. В закавказских залах можно увидеть грузинское средневековое оружие, предметы религиозного культа, армянскую книжную миниатюру и фрагменты архитектурных сооружений.

Ближний Восток и Северная Африка

В противоположном крыле расположен зал культуры Пальмиры, древнего сирийского города, руины которого серьезно пострадали во время недавних военных действий на территории этой страны. В собрании Эрмитажа – погребальные стелы, таможенная документация, выбитая на камне. В зале Месопотамии можно увидеть подлинные клинописные таблички Ассирии и Вавилона. Сводчатый Египетский зал, переделанный в 1940 году из Главного буфета Зимнего дворца, находится перед переходом в здание Малого Эрмитажа. Среди шедевров собрания – каменная статуя царя Аменехмета III, созданная почти 4000 лет назад.

Второй этаж Зимнего дворца

Северо-восточное крыло второго этажа временно закрыто – его коллекции переехали в здание Главного штаба. Рядом с ним расположен Большой тронный, или Георгиевский зал Зимнего дворца, созданный по проекту Джакомо Кваренги и переделанный после пожара Василием Стасовым. Каррарский мрамор, уникальный паркет из 16 пород древесины, обилие колонн с бронзовой позолотой, зеркала и мощные светильники призваны привлечь внимание к стоящему на возвышении трону, заказанному в Англии еще для императрицы Анны Иоанновны. Огромное помещение переходит в сравнительно небольшой Аполлонов зал, соединяющий Зимний дворец с Малым Эрмитажем.

Военная галерея Зимнего дворца

Большая парадная анфилада

Попасть в Тронный зал можно по Военной галерее 1812 года, содержащей работы Джорджа Доу и художников его мастерской – более 300 портретов российских генералов, участников Наполеоновских войн. Дизайнером галереи стал архитектор Карло Росси. С другой стороны галереи – анфилада парадных залов. Гербовый зал Зимнего дворца, созданный по проекту Стасова, содержит символику российских губерний и цельные каменные чаши из авантюрина. Петровский, или Малый тронный зал, задуманный Монферраном и восстановленный Стасовым, посвящен Петру I. Его стены декорированы бордовым лионским бархатом, шитым золотом, потолок покрыт золотыми рельефами. Трон был заказан для императорской семьи в конце XVIII века. Белый Фельдмаршальский зал хранит западноевропейские фарфоровые изделия и скульптуру.

А. Ладюрнер. Гербовый зал Зимнего дворца. 1834 г.

Невская анфилада

Аванзал – первый в ряду парадных помещений, выходящих на Неву. Главная его достопримечательность – французская ротонда с 8 малахитовыми колоннами, поддерживающими бронзовый позолоченный купол – была поставлена здесь в середине прошлого века. Через Аванзал открывается вход в самое большое помещение Зимнего дворца – Николаевский зал, с коринфскими колоннами и монохромной росписью потолка. В нем нет постоянной экспозиции, организуются только временные выставки. С противоположной стороны Николаевского зала – белоснежный Концертный зал с парными коринфскими колоннами и античными рельефами. К Невской анфиладе примыкает портретная галерея Романовых, хранящая портреты членов императорской семьи, начиная с Петра I.

Часть северо-западного крыла временно закрыта, в том числе служивший столовой Арапский зал с греческим декором. Ждет гостей Ротонда – просторный круглый зал с прямоугольными и круглыми коринфскими колоннами, простым круговым балконом во втором ярусе, потолком с выемками-кессонами, украшенными рельефами. Особенно эффектен пол с круговыми инкрустациями ценных пород древесины. Идущие от Невской анфилады к покоям наследника престола небольшие залы, выходящие в Темный коридор, отданы под предметы искусства XVIII века.

Личные покои императора и императрицы

Император Николай I не жалел средств на интерьеры, поэтому каждое помещение личных покоев представляет собой настоящий шедевр дизайнерского искусства. Малахитовую гостиную Александры Федоровны украшают изумрудно-зеленые вазы, колонны, камин. Богато орнаментированный пол и резной потолок прекрасно гармонируют с выставкой – предметами декоративно-прикладного искусства. Рядом расположена Малая столовая, оформленная в стиле рококо. Для кабинета императрицы выбрана мебель Гамбса – лучшего мастера этой эпохи. Эскизы мебели для соседнего зала делал архитектор Карло Росси. Курительная комната императора поражает восточной пышностью и яркими красками. С именем Николая II в Зимнем дворце связано не так много залов – последний император предпочитал другие резиденции. Сохранилась его библиотека с высокими окнами в стиле английской готики и резным камином, имитирующая средневековое книгохранилище.

Интерьеры русских домов в Зимнем дворце

В императорском крыле обустроены помещения, воспроизводящие интерьеры городских зажиточных домов XIX – начала ХХ века. Неорусский стиль представлен предметами мебели 1900-х годов со сказочными фольклорными мотивами. В бывшей Адъютантской стоит оригинальный ясеневый гарнитур в стиле модерн. Строгий неоклассический интерьер оживляет светлый портрет княгини Юсуповой. «Второе» рококо середины XIX века не менее пышно, чем образцы столетней давности. «Помпейская столовая» с мебелью Гамбса отсылает зрителя к археологическим находкам. Готический кабинет оформлен мебелью из усадьбы Голицыных-Строгановых, воспроизводящей формы европейского рыцарского средневековья – резные спинки и подлокотники кресел, мрачные тона древесины. Будуар – бывшая уборная Александры Федоровны c яркой расписной мебелью 40-50-х гг. XIX века. Гостиная усадебного дома с белыми колоннами демонстрирует строгий классический интерьер.

Покои будущего императора Александра II и его жены

В юго-западной части второго этажа Зимнего дворца расположены покои Александра II, обустроенные в те времена, когда он был наследником престола и готовился к свадьбе. В архитектурном отношении примечательны комнаты, которые занимала будущая императрица Мария Александровна: Зеленая столовая с пышным декором в стиле рококо, Белый зал со множеством рельефов и скульптур, Золотая гостиная со сложным лепным орнаментом, наборным паркетом и яшмовым камином, Малиновый кабинет с текстильными обоями, Синяя спальня с золотыми колоннами.

Белый зал Золотая гостиная

Собрание западноевропейского искусства

В крыле наследника престола и в анфиладе, посвященной победе в войне 1812 года, хранятся картины и произведения декоративно-прикладного искусства Великобритании и Франции: работы Рейнолдса, Гейнсборо, Ватто, Буше, Греза, Фрагонара, Лоррена, знаменитый бюст Вольтера, выполненный Гудоном. В юго-восточном крыле расположен выдержанный в благородных бело-голубых тонах, сочетающий элементы готики и классицизма Александровский зал с коллекцией изделий из серебра. Рядом с ним – Большая церковь, спроектированная Растрелли в стиле барокко. Пикетный зал, где разводили дворцовый караул, временно закрыт.

Большая церковь Александровский зал

Третий этаж

Функционирующие залы третьего этажа в Зимнем дворце отданы под исламское искусство Ближнего востока, Византии, государства гуннов, Индии, Китая, Японии. Среди наиболее ценных экспонатов – находки из «Пещеры 1000 будд», древняя китайская мебель и керамика, буддистские реликвии, сокровища Тибета.

Информация для туристов

Как добраться

Официальный адрес Зимнего дворца в Санкт-Петербурге: Дворцовая площадь, 2. Ближайшая станция метро – «Адмиралтейская», от нее нужно пройти чуть более 100 м на север. Остановка автобусов «Дворцовая набережная» расположена к западу от Зимнего. Внутри дворца предусмотрены подъемники для инвалидов-колясочников и лифты. Заходить в музей необходимо через главный турникет.

Зимний дворец — архитектурная жемчужина музея Эрмитаж

Кто же не знает главную достопримечательность Санкт-Петербурга – Зимний дворец, или, как его называют иначе, Эрмитаж. Крупнейший, один из самых известных дворцов в Европе, с 1762 года и практически до самой Октябрьской революции он служил основной резиденцией российских императоров. Монументальный и нарядный, он сочетает в себе очарование разных эпох и хранит историю многих поколений. Если вы находитесь в Северной столице или планируете ее посетить, выделите время на Зимний – вы никогда не пожалеете о своем выборе.

Немного истории

Не все знают, но нынешнее здание Зимнего дворца – не первое и даже не второе, а…пятое! Над ним с 1754 8 лет трудился знаменитейший итальянский архитектор Бартоломео Расстрелли. Вместе с прилегающей к нему Дворцовой площадью, Эрмитаж представляет собой восхитительный архитектурный ансамбль.

Каждый из Зимних – это отдельная эпоха. Первый дворец построили между Невой и Миллионной улицей, недалеко от Петропавловской крепости. Это был относительно простой, двухэтажный дом, возведенный на участке, который был личной собственностью Петра Первого. Сегодня здесь располагается здание Эрмитажного театра. Единственными его украшениями были кровля, покрытая черепицей и добротное резное крыльцо. Строение так и называли – Зимний дом. Здание, которое называют первым Эрмитажем, появилось аж в 1712 году – это был подарок Петру на свадьбу от лучшего друга, соратника и губернатора столицы Александра Меньшикова.

Второй дворец строили по приказу уже самого Петра Первого. Большое переустройство затеяла Анна Иоанновна, которая считала старую постройку недостаточно большой для своих потребностей. Проект, предложенный Растрелли – это были 70 парадных залов, более 100 спален, помещения для развлечений, охраны, слуг. Фасад здания должен был выходить на реку, Адмиралтейство и Дворцовую площадь. Чтобы воплотить идею в жизнь, пришлось скупить соседние дома, принадлежащие придворной знати. Дворец еще несколько раз строился и расширялся при Елизавете Петровне, но итог все равно не удовлетворял императрицу. В итоге, было решено построить дворец заново, для чего построили четвертый Зимний, временный. Небольшое здание на реке Мойке, на углу Невского, построили в 1755, а через 7 лет разобрали за ненадобностью.

То великолепие, которое видят туристы сегодня – это пятый дворец. На тот момент он должен был стать самым высоким и большим зданием Петербурга: три этажа, 1500 комнат, 60 тысяч квадратов площади. Как уже упоминалось, автором проекта был Растрелли.

Зимний дворец сегодня

Императрица Елизавета Петровна, затеявшая строительство, не дожила до его окончания. Полностью закончены стены и внешняя отделка были при Петре Третьем, однако внутреннее убранство – эта заслуга эксцентричной Екатерины Второй, которая свергла с престола своего мужа. Она отстранила итальянца от отделочных работ, поручив внутренние интерьеры французам – Фельтену и Ринальди. Потом здание еще несколько раз перестраивали – был сломан старый театр, достроены покои для фаворита императрицы – графа Орлова, галерея, которая позволяла посетителям Эрмитажа миновать покои монархов. К слову, именно императрица Екатерина положила начало Эрмитажу – государственному музею. Первыми картинами он наполнился в 1764 году когда ценные произведения искусства были переданы российской короне немцами в счет долга. Позднее коллекция пополнялась другими шедеврами, а также работами членов императорской семьи.

Особенности архитектуры, чем примечателен Зимний дворец

1084 комнаты, 117 лестниц, длина фасада 210 метров со стороны Невы и 175 метров сос троны Адмиралтейства – это все Зимний. Долгое время он оставался самый высоким зданием в Санкт-Петербурге: согласно указу Николая Первого в столице того времени нельзя было строить дома выше 23,5 метров а именно такова высота Зимнего дворца от фундамента до крыши).

Это огромный, пышный дворец, состоящий из четырех флигелей. Шикарная отделка помещений и характерный ландшафтный дизайн прилегающих садов и парков, многочисленные каналы и фонтаны – все это великолепие сейчас доступно для посещения.

Несколько интересных фактов об архитектуре Зимнего дворца, которые вы наверняка не знали:

  • после пожара 1812 года во дворце пришлось полностью восстанавливать крышу, для чего впервые в строительстве массово использовали железные конструкции. Железные стропильные фермы и балки были изготовлены Александровским заводом только при помощи ковки и литья;
  • большинство стен дворца сохранились еще со времен Растрелли;
  • во 19 веке здание отапливалось уникальной системой: печи располагались в подвалах, а в жилые комнаты попадал только чистый нагретый воздух (праобраз современной системы кондиционирования);
  • в Зимнем дворце была канализация – Растрелли предусмотрел коллектор, который перенаправлял нечистоты в Неву. Это решение было весьма необычным для той эпохи;
  • сегодняшняя цветовая гамма дворца неоригинальная. Изначально стены Эрмитажа были окрашены в теплый оттенок охры, затем – меняет оттенки на красный, позднее терракотовый. Тот цвет, который мы знаем, был установлен в 1945-1947 годах. Историки, к слову, настаивают на возвращении оригинального цвета фасада, который будет полностью соответствовать замыслу архитектора;
  • металлические вазы под карнизом здания изначально были каменными.

Посещение Зимнего дворца

К сожалению, почти ничего из оригинального Эрмитажа не дошло к на в первозданном виде. Однако, принципы планировки остаются те же. Если вы хотите посетить резиденцию русских императоров, помните: за один день и даже неделю его не обойти. Поэтому, перед визитом желательно определиться, что хочется посмотреть и куда наведаться. Желательно перед посещением наведаться на официальный сайт музея — hermitagemuseum.org.

Что посмотреть в Зимнем дворце?

Несмотря на то, что коллекции музея не раз распродавались, терялись, часть экспонатов разграбили, некоторые были повреждены в войну, сегодня их насчитывается больше 3000000. Три миллиона, вдумайтесь! Даже если уделить каждому только одну минуту, придется провести в музее 10 лет! Здесь хранятся такие шедевры, как «Мадонна с младенцем»,

Мадонна с младенцем

коллекция картин Рембранта (в том числе знаменитая «Блудный сын»),

коллекция голландской живописи, Завтрак Веласкеса и другие.

Но посетителям будет интересно не только художественное наследие. Не стоит забывать, что Зимний еще и долгое время служил резиденцией российских императоров. Здесь сохранились будуары, гостиные, столовые, бальные залы, с интерьерами, мебелью, предметами быта, которыми пользовались монаршие особы.

В Зимнем дворце даже выставлены предметы одежды и украшения императорской семьи. В частности, если купить экскурсию по Зимнему Петра I, можно посмотреть на его восковую копию, выполненную в полный рост. В будуаре императрицы хранятся отреставрированные платья, а в царских кладовых выставлены драгоценности короны Романовых.

Кроме непосредственно посещения главного дворца туристы могут купить экскурсию еще в четыре здания комплекса Эрмитажа – Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж (где располагались покои царской семьи), Новый Эрмитаж (предназначенный для размещения обширной императорской коллекции предметов искуссва) и Эрмитажный театр. Традиционный маршрут обязательно начинается с Иорданской лестницы – это действительно пышное и элегантное творение в духе барокко. Основные коллекции, схема расположения выставок представлены на официальном сайте Эрмитажа. Но, чтобы не заблудиться в Зимнем дворце, можно запомнить несколько основных правил «навигации»:

  • коллекция импрессионистов находится на последнем этаже перед Октябрьской лестницей. Именно здесь хранится Моне «Дама в саду Сент-Адресс», а также работы Гогена, Сезана Ренуара, Дега;
  • часть первого этажа возле Октябрьской лестницы посвящена скифской культуре. Здесь можно увидеть хорошо сохранившиеся украшения, оружие, предметы быта;
  • на 2 этаже в залах 151 и 153 находится коллекция портретов династии Романовых;
  • на этом же этаже, в залах 272-292 выставлено прикладное искусство Франции, в частности, знаменитая керамика Сен-Поршер;
  • за портретной галереей русских царей, в залах 187-176 второго этажа, размещены инсталляции, демонстрирующие русский быт начала 19 века, а также дореволюционного периода 20 века;
  • нидерландские живописцы скрываются за Тронным залом;
  • культура Востока представлена на последнем этаже. В частности, в залах 359-367 размещены уникальные буддистские фрески;
  • «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта» выставлены на обозрение в зале 214 второго этажа;
  • В зале 254 хранится коллекция Рембранта – вторая по величине в мире после музея имени художника в Амстердаме.

Как работает музей?

Как работает музей

Здание Зимнего дворца располагается на Дворцовой площади. Музей открыт для посетителей с половины одиннадцатого утра до шести часов вечера, а по средам и пятницам – до девяти часов. Выходной – понедельник.

Отдельный вход в Главный музейный комплекс через непосредственно Шуваловский проезд (с Миллионной улицы либо с Дворцовой набережной) открыт для таких граждан:

  • посетители с интернет-билетами или подарочными картами;
  • члены творческих союзов художников, архитекторов, дизайнеров РФ;
  • члены ICOM.

Стоимость билетов составляет от 400 до 700 рублей, пенсионеры и учащиеся могут знакомиться с его сокровищами бесплатно. Кроме того, 7 декабря и в первый четверг каждого месяца музей открывает для всех желающих свои двери и демонстрирует экспозиции бесплатно.

Гид по Петербургу

Что посмотреть и куда сходить в Культурной Столице

Зимний дворец

Музеи Санкт-Петербурга

Краткое описание

Зимний дворец – это одно из главных украшений Санкт-Петербурга, бывшая императорская резиденция. Сегодня посетить памятник истории и архитектуры может любой желающий. Постройка в самом центре культурной столицы входит в состав государственного музейного комплекса Эрмитаж.

История

Зимний дворец или бывшая парадная резиденция дома Романовых это одна из главных достопримечательностей Северной столицы.
История постройки начинается со времен правления Петра I.

В 1711 году по велению основателя Санкт-Петербурга появилось первое здание Зимнего дворца

По его распоряжению между улицей Миллионной и главной водной артерией города – рекой Невой появился двухэтажный дом. В качестве подарка на бракосочетание Петра с Екатериной Алексеевной Меньшиков распорядился о том, чтобы деревянное здание построили заново — в камне. К 1712 году здание свадебных палат возводили на прежнем месте.

Новое здание Зимнего Дворца Петр приказал водворить в 1716 году. Работы велись под руководством зодчего Маттарнови. К 1720 году строительство завершилось, и царская семья могла свободно проживать во дворце в зимний период. Благодаря предназначению дворца за ним закрепилось название Зимний. В 1725 году в стенах дворца скончался первый российский император Петр I.

В правлении Анны Иоанновны состоялось переустройство резиденции по проекту Растрелли. В 30-е годы XVIII века место для застройки было увеличено, и постройка существенно преобразилась. У нового здания появилось 4 фасада. Новая постройка отличалась размахом, в здании насчитывалось 100 спален и 70 парадных залов.

Четвертое здание дворца стало временным и использовалось на этапе возведения главной царской резиденции. Его строительство велось с 1754 по 1755 год. Постройка между рекой Мойкой и Невским проспектом просуществовала семь лет.

Во время правления Елизаветы Петровны началось формирование современного Зимнего дворца. Созданием царской резиденции занимались лучшие зодчие страны:

  • Б. Растрелли
  • А. Ринальди
  • Ю. Фельтен
  • Ж. Валлен-Деламот
  • И. И. Бецкой

Отделкой жилой площади в 60 000 м 2 занимались Старов и Кваренги. В общей сложности во дворце насчитывается 1084 комнат. Самыми известными парадными залами бывшей императорской резиденции стали залы:

  • Большой тронный
  • Фельдмаршальский
  • Малый тронный
  • Гербовый
  • Военная галерея
  • Александровский
  • Белый
  • Золотая гостиная
  • Малиновый кабинет
  • Будуар
  • Синяя спальня
  • Концертный
  • Николаевский

Большинство интерьеров не удалось сохранить до наших дней.

Зимой 1837 года Зимний дворец охватил пожар. Огонь не удавалось потушить в течение трех дней. За это время он практически полностью уничтожил все внутреннее убранство, было утрачено большое количество мебели и картин. Восстановительные работы под руководством Стасова продолжались три года.

История Зимнего дворца была насыщена событиями. По прямому назначению его начали использовать с 1762 года, с этого времени он неоднократно становился участником важных событий в жизни страны:

  1. 1880 год – покушение на императора Александра II, взрыв в ходе террористического акта
  2. 1905 год – расстрел мирной демонстрации
  3. 1917 год – использование залов под квартиру временного правительства
  4. 1917 год – штурм дворца, ознаменовавший начало революции
  5. С первой половины XX века залы начинают использоваться для хранения музейной коллекции

Архитектура

Строительство нынешнего, пятого по счету Зимнего дворца – одного из главных украшений города на Неве началось в 1754 году. Проект разработал Бартоломео Франческо Растрелли, зодчий создавал доминанту центрального района города. Архитектор проектировал каждый фасад с учетом окружения. По фасаду длина постройки также различалась:

  • Со стороны Невы — 210 м
  • Со стороны здания Адмиралтейства – 175 м

При строительстве выдающегося памятника в стиле барокко впервые использована схема дома-блока. Постройка состоит из четырех массивных объемов, соединенных между собой корпусами- галереями.

Каждый фасад разделен на две части по горизонтали. Нижняя часть состоит из цокольного и первого этажа, украшенного колоннами ионического ордена. Верхнюю часть фасадов украшают колонны более пышного ордера, что подчеркивает важность последних этажей.

Силуэт здания усложняют статуи и вазы, установленные на балюстраде крыши.

Общая площадь помещений дворца составила 60 тысяч м 2 .

Внутреннее убранство

После пожара 1837 года внутреннее убранство Зимнего дворца практически не сохранилось. До наших дней уцелели несущие стены и галерея первого этажа. Работами по реконструкции занимались архитекторы Стасов, Брюллов и Штауберт. Главные парадные залы сохранили свой первоначальный стиль. Стасов сделал ряд изменения в военной галерее Зимнего дворца 1812 года. Она была увеличена в длину, исчезли арки. Существенные изменения претерпели личные покои правящих особ. Брюллов сделал акцент на функциональность. Каждое помещение получило различное стилевое решение. В создании интерьера использованы различные приемы:

  • Готика
  • Неогреческий стиль
  • Неоренессанс

Восстановительные работы длились всего два года, открытие произошло в 1839 году.

Музей

Осенью 1917 года резиденция Романовых получила статус музея. Постройка входит в ансамбль большого музейного комплекса Эрмитаж.

Ежегодно осмотреть коллекцию живописи и предметов декоративно прикладного искусства приезжает более 4 миллионов туристов

В его стенах регулярно проходят экскурсионные программы. Одиночные посетители могут попасть на обзорную экскурсию по главному музейному комплексу в любой день кроме понедельника. На выбор гостей предложены:

  • Авторские тематические программы для взрослых или для родителей с детьми
  • Тематические экскурсии по экспозициям

Группы школьников или дошкольников могут приобрести абонемент для знакомства с основной коллекцией Эрмитажа.

Современные технологии позволяют осмотреть залы Зимнего дворца, не покидая стен собственного дома. На официальной странице государственного Эрмитажа работает специальная программа Виртуальный тур. С ее помощью любой желающий сможет составить общее впечатление об интерьерах бывшей императорской резиденции. Достаточно навести курсор на отдельные экспонаты и всплывает информационное окно с указанием общих сведений о музейном предмете.

Режим работы в 2019 году

  • Понедельник – выходной
  • Вторник – с 10.30 до 18.30
  • Среда – с 10.30 до 21.00
  • Четверг – с 10.30 до 18.00
  • Пятница – с 10.20 до 21.00
  • Суббота, воскресенье – с 10.30 до 18.30

Стоимость билетов в 2019 году

  • комплексный входной билет – 700 рублей
  • комплексный входной билет для жителей Белоруссии и России – 400 рублей
  • пенсионеры, школьники, студенты, курсанты, инвалиды — бесплатно

Где находится

Адрес

Дворцовая Набережная, 32

Метро

Адмиралтейская, Невский проспект

Как добраться

При выходе с адмиралтейской станции нужно повернуть налево, затем направо на Невский проспект. Перейти Невский и пройти через триумфальную арку на дворцовую площадь.

Интересные факты

Зимний дворец это одно из главных украшений города. За свою историю постройка успела побывать императорской резиденцией, военным госпиталем, местом для заседаний Временного правительства и стало одним из пяти главных зданий государственного музейного комплекса Эрмитаж. Во время Отечественной войны в бывшей царской резиденции находилось 12 бомбоубежищ. Здание серьезно пострадало во время военных действий, в постройку попало 17 снарядов и 2 авиабомбы. После войны удалось быстро восстановить дворец, работы длились всего 1,5 года.

Сегодня в стенах Эрмитажа официально работает около 50 котов. Необычные сотрудники берегут бесценные экспонаты от посягательства крыс и мышей. Первого апреля в музее официально устраивают для животных праздник.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Зимний дворец был построен для Елизаветы Петровны по проекту Франческо Бартоломео Растрелли в 1754-1762 годы и до 1917 года оставался главной императорской резиденцией. Это четвертый по счету каменный Зимний дворец.

В первой трети XVIII века для Петра I на Дворцовой набережной, на том месте, где ныне находится Эрмитажный театр, был построен Зимний дворец. Он не сохранился, но в конце XX века во время реконструкции Эрмитажного театра были воссозданы некоторые интерьеры Зимнего дворца Петра I и открыт музей.

В годы правления императрицы Анны Иоанновны возникла потребность строительства новой императорской зимней резиденции. Место было выбрано на Дворцовой набережной, так чтобы главный фасад дворца был обращен к Адмиралтейству. Строительство второго Зимнего дворца по проекту Ф.Б.Растрелли завершилось в 1735 году.

После вступления на престол Елизаветы Петровны прежняя резиденция расширялась и перестраивалась, но казалась новой императрице слишком скромной. В 1752 году было принято решение о строительстве нового более роскошного Зимнего дворца с большим количеством залов. На время строительства Елизавета Петровна переселилась во Временный деревянный Зимний дворец, который был построен по проекту Растрелли и занимал большой участок на Невском проспекте – от реки Мойки до Большой Морской улицы (не сохранился).

Когда Растрелли проектировал третий по счету каменный Зимний дворец, предполагалось при его строительстве использовать здания, построенные на этом месте раньше. В частности, дворец генерал-адмирала Ф.М.Апраксина, возведённый еще в Петровское время на этом участке набережной Невы.

Первый проект Ф.Б.Растрелли не был осуществлен. Следующий проект архитектора был одобрен 16 июня 1754 года-эту дату принято считать началом строительства четвертого Зимнего дворца. Строительство было завершено в 1762 году, но работа над внутренним убранством продолжалась.

Здание имеет четкий логический план – близкий к квадрату прямоугольник, усложненный крупными ризалитами (выступами) по углам. Здесь должны были расположиться самые важные дворцовые интерьеры. В северо-западном – Тронный Зал, в северо–восточном – главная лестница (Иорданская, или Посольская), в юго-восточном – церковь, в юго-западном – театр. По второму, парадному этажу, ризалиты предполагалось связать торжественно-решенными анфиладами залов. Строительство велось в период наивысшего расцвета пышного стиля барокко (Елизаветинское, или Растреллиевское барокко) .

Главным входом служили парадные ворота южного фасада, которым придан вид широкой трех- пролетной триумфальной арки. За ними шел огромный двор, окруженный дворцовыми корпусами. Парадный вход вел и в северный корпус, вытянутый вдоль берега Невы. В интерьерах дворца многочисленные зеркала создавали эффект расширения пространства, так же обильно для украшения помещений использована была позолота и многочисленные декоративные элементы. Первоначально фасады дворца были песочного цвета, на фоне которого золотились декоративный элементы.

Елизавета Петровна скончалась в декабре 1761 года, на престол взошел ее племянник, голштинский принц Петр III. Затем произошел дворцовый переворот 28 июня 1762 года, который привел к власти его супругу Екатерину II.

1760-е годы оказались переломными и в искусстве. На смену пышному барокко пришел более рациональный стиль-классицизм. Франческо Растрелли вышел в отставку и уехал за границу. Декоративно-отделочные работы в Зимнем дворце продолжались по проектам других архитекторов. В конце XVIII-начале XIX века во дворце работали мастера классицизма (Ю.М.Фельтен, Д.Кваренги, К.И.Росси, О.Монферран и др.)

Во времена правления Екатерины II набережная Невы со стороны Зимнего дворца оделась в гранит и получила название-Дворцовая.

Огромный пожар 1837 года уничтожил практически все интерьеры дворца. Восстановительными работами руководили архитекторы В.П.Стасов и А.П.Брюллов.

Сегодня замыслам Ф.Б.Растрелли в Зимнем дворце отвечают: Главный вестибюль, галерея первого этажа (справедливо носит имя зодчего), Иорданская лестница и дворцовая церковь, восстановленные В.П.Стасовым без значительных изменений .

Фасады Зимнего не повторяют друг друга, они сохраняют прежний свой облик. Чередующиеся ризалиты, трехчетвертные колонны, размещенные в два яруса. На углах многочисленных выступов колонны собираются пучками, перебегая с одной фасадной поверхности в другую. Скульптура и вазы над карнизом, словно размывают верхнюю границу здания. Разнообразные по рисунку наличники окон и многочисленный лепной декор украшающие проемы по периметру. Все эти черты делают Зимний дворец ярчайшим примером пышного и беспокойного барокко.

В первой половине XIX века территория перед южным фасадом дворца была урегулирована, постепенно к 1840-м годам здесь сформировался архитектурный ансамбль главной площади Санкт-Петербурга – Дворцовой.

Помимо Зимнего дворца в ансамбль вошли: здание Главного Штаба, построенное по проекту К.И.Росси, а так же здание Штаба Гвардейского корпуса, созданное по проекту архитектора А.Брюллова. В 1834 году на Дворцовой площади торжественно был открыт монумент, посвященный победе русских войск в войне с Наполеоном-Александровская колонна, исполненный по проекту О.Монферрана.

Одновременно с созданием ансамбля Дворцовой площади, К.И.Росси создал мемориальную композицию, связанную с памятью об Отечественной войне 1812 года в здании Зимнего дворца. Галерея 1812 года решена в виде длинного зала, перекрытого сводом с фонарями верхнего света. На стенах галереи, открытой в 1826 году, были размещены 332 поясных портрета героев войны, выполненных художником Доу. Здесь же монументальные парадные изображения императора и полководцев.

После февральской революции 1917 года, в Зимнем дворце размещалось Временное правительство. После октябрьской революции 1917 года бывшая императорская резиденция была национализирована.

Со стороны Невы к Зимнему дворцу примкнули здания, входящие в ансамбль Эрмитажных зданий: Малый Эрмитаж, Большой (Старый Эрмитаж), Эрмитажный театр, а со стороны Миллионной улицы здание Нового Эрмитажа. Сегодня все эти шедевры мировой архитектуры вместе с Зимним дворцом входят в состав всемирно известного музея – Государственный Эрмитаж. Эрмитаж является одним из крупнейших музеев мира. Здесь хранится около 3 млн. памятников культуры и искусства с глубокой древности до наших дней; картины, графические листы, скульптуры, предметы прикладного искусства, монеты и медали.

Среди сокровищ Эрмитажа работы Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Ребрандта, Рубенса, Матисса, Пикассо и многих других. Мировую известность получили коллекции скифского золота и северопричерноморских древностей.

Если останавливаться у каждого экспоната хотя бы на 1 минуту, то для осмотра всех достопримечательностей придется потратить несколько лет.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Новопольский П.,Ивин М.Прогулки по Ленинграду-Гос.изд.детск.лит.РСФСР,.Л.,1959

Величественный Зимний дворец Санкт-Петербурга

Зимний дворец возвели в середине XVIII столетия в центре Санкт-Петербурге по желанию императрицы Елизаветы. Архитектором дворца был назначен Бартоломео Растрелли.

Зимний дворец – одни из популярнейших достопримечательностей Питера. Рассмотрим ее поближе с помощью фото и краткого описания.

Архитектура здания

Для украшения огромного дворца применяли следующие приёмы:

  • На фасаде здания в два яруса стоят белые колонны, покрытые золотистой лепниной. По замыслу архитектора они расположены на разном расстояние, чтобы с помощью игры и света создать замысловатый ритмический рисунок.
  • На крыше вместе с российским гербом красуются античные статуи и вазы.
  • Пышно и роскошно были убраны комнаты внутри. Их украшали скульптурами, статуэтками, богато украшали лепниной и драпировали дорогостоящими тканями.


В Зимнем Дворце оборудовали больше 1 тысячи комнат. Там проживало семейство императора, его свита и проводили официальные церемонии. Кроме того, было множество помещений, предназначенных для хозяйственных нужд, по обслуживанию проживающих там людей.

Многие считают, что Зимний дворец и Эрмитаж – это одно и то же. Отчасти они правы. Дворец является частью Эрмитажа. Зимний дворец и Дворцовая площадь являются красивейшим ансамблем, которым так любят любоваться туристы.

История

В 1754 году план грандиозного дворца, выполненный в роскошном стиле барокко, был представлен и согласован. В дальнейшем некоторые пышности снижены до строгих линий классицизма.

Во время её царствования приводили в порядок внутренние апартаменты, в том числе и Тронный зал, названный впоследствии Георгиевским. Дворец вплоть до 1904 года использовался в качестве императорской резиденции зимой.

С 1764 года императрица решила приобретать картины. По её приказу архитекторы составили проект для пристройки к Зимнему Дворцу ещё несколько зданий. Потом их соединили сложными переходами в один дворцовый комплекс.

В царствование Николая I оформление интерьеров внутренних покоев продолжались. Но 1837 году при сильном пожаре огонь уничтожил всё роскошные интерьеры залов. Пришлось из заново восстанавливать и оформлять на 2 этаже апартаменты для Александра II, который готовился к свадьбе. В основном авторами работ, выполненных в то время, был Василий Стасов и Александр Брюллов.

Николай I приказал, чтобы нигде в стране больше не строили дома выше Зимнего дворца.

В 1904 году по приказу Николая II роскошному зданию получил статус музея. А семейство августейшей особы переехало в другой дворец. В Первую мировую войну в Зимнем дворце оборудовали госпиталь, а часть живописных полотен перевезли в Москву.

Во время переворота во дворце работало Временное правительство. Там они и дождались своего ареста. Дальше вся коллекция и Дворец перешли в собственность государства, стали частью комплекса «Эрмитаж». Во время Отечественной войны коллекция хранилась за Уралом. Только после войны осенью Эрмитаж открыл двери для посетителей.

Экскурсия по Зимнему дворцу

Нужно заранее продумать, что нужно посмотреть.

На первом этаже находятся археологические находки, обнаруженные по всей России. Любопытно посмотреть комнаты дочерей Николая I, из них можно полюбоваться Невой. В передней части расположены находки палеолита.

Гостиная со стрельчатыми окнами украшена рельефами с изображением растительности. Потолок гостиной и арки богато увенчан толстощёкими амурами, крылатыми ангелочками. Здесь демонстрируются предметы неолита и раннего периода бронзы. Рядом находятся комнаты, где собраны керамика, украшение и оружие, привезённое из Скифии.

На втором этаже обустроены Тронный, Большой и Петровский залы, часть комнат, где проживала семья императора. Там экспонируются предметы искусства, произведённых в западной части Европы.

На третьем этаже расположены предметы, привезённые из Азии.

На бывшей гауптвахте собраны предметы народностей Алтая и Сибири. Среди экспонатов находится самый древний ковёр с ворсом. Его соткали ещё за 4-5 столетий до нашего времени.

Полезней самим посетить Зимний дворец.

  • Адрес: СПб, Дворцовая набережная, д.28. Ближайшая станция метро – Адмиралтейская. Можно прогуляться и от станции “Невский проспект”.
  • Режим работы: 10.30 – 18.00 (среда и пятница до 21 часа), выходной – понедельник.
  • Стоимость билетов в 2018 году: от 300 рублей.
  • Цены можно уточнить на официальном сайте в разделе “Билеты”.
  • Официальный сайт: http://www.hermitagemuseum.org

Полезные карты и видео

Посмотрите интерактивную карту с местоположением Зимнего дворца в Санкт-Петербурге:

Посмотрите видео о Зимнем дворце Санкт-Петербурга:

Зимние дворцы в Санкт-Петербурге – нескучная история

Если речь заходит о Зимнем дворце в Санкт-Петербурге, то, как правило, мы имеем в виду историческое здание на Дворцовой площади, в котором расположен Государственный Эрмитаж. Вместе с тем, это уже шестая резиденция российских императоров в Северной столице, а началась история Зимних дворцов еще при Петре Первом, за 50 лет до появления великолепного строения на Дворцовой площади.

Первый Зимний дворец

В 1711 году на берегу Невы архитектор Доменико Трезини построил небольшой дом для Петра, состоящий из центрального портала и двух боковых флигелей, это был «маленький домик голландской архитектуры» для корабельного мастера Петра Алексеева, как называл себя царь.

Строение было двухэтажным с высоким крыльцом, черепичной крышей и единственное, что его украшало, это были пилястры (выступы) по углам и наличники на окнах. Эту постройку часто называли Свадебными палатами, поскольку построенный дом был подарком губернатора Санкт-Петербурга Александра Меншикова к свадьбе Петра и Екатерины. Именно здесь прошел свадебный пир, а подтверждением этого является дошедшая до нас легенда.

Согласно преданию, через 12 лет после свадьбы, когда Петр узнал об измене своей жены, он подвел ее к зеркалу того зала, где праздновалась свадьба, и произнес: «Это зеркало венецианского стекла сделано из простых материалов, но может превратиться в прежнее ничтожество». После чего ударил по зеркалу тростью. Бывшая служанка и прачка Марта Скавронская намек поняла, но не растерялась и спросила: «А разве Ваш дом теперь стал красивее?».

Второй Зимний дворец для Петра

Первый дом Петра, выходящий на канавку, оказался тесным и в 1716 году архитектор Георг Маттарнови создал проект нового жилища для царской семьи. Место для него император выбрал сам – ближе к Неве, откуда открывается прекрасный вид на Стрелку Васильевского острова и просторы Невы. Дом, построенный к осени 1723 года, имел парадный вид, его фасады и залы были пышно украшены.

В этом доме в ночь с 27 на 28 января 1725 года Петр Первый скончался.

Надо отметить, что Петр был продвинутым человеком и все технические новинки, появлявшиеся в Европе, были реализованы в его доме. Во дворце были центральное отопление и проливная канализация, по свинцовым трубам подавалась горячая и холодная вода. Обслуживали царя всего 12 денщиков, причем, выбирал он их по смышлености и расторопности, а если они заслуживали, то выводил их в люди.

Зимний дворец Петра I, в котором жил и умер основатель Санкт-Петербурга – это уникальный памятник начала XVIII века, посетить который можно с экскурсией или самостоятельно. Вход в музей находится по адресу Дворцовая набережная 32. Административно относится к музею Эрмитаж. Среди прочего, здесь выставлена восковая фигура Петра, выполненная Карло Растрелли, и одетая в подлинный костюм и башмаки, а на голове можно увидеть подлинные волосы царя.

Во время Персидского похода в 1722 году было жарко и Петр постриг волосы, из которых был сделали парик. Его и использовал Растрелли для восковой персоны царя.

Третий Зимний дворец

После смерти Петра Великого Екатерина I приказала Трезини расширить дворец вдоль Миллионной улицы и таким образом строение приобрело форму огромного каре.

Четвертый Зимний дворец для Анны Иоанновны

Взошедшая на престол Анна Иоановна приказала Франческо Растрелли построить для нее новый дворец. Для строительства выбрали место также на левой стороне Невы, на месте Адмиралтейского дома Апраксина. Здание, построенное в 1733 – 1735 годах, было просторным, в нем было 70 комнат и театр, но планировка помещений была запутанной и неудобной.

Временный Зимний дворец для Елизаветы Петровны

Взойдя на престол, Елизавета Петровна посчитала, что старое здание не соответствует ее статусу и приказала Растрелли подготовить проект нового дворца. На время строительства было возведено деревянное красивое здание, состоящее из 100 комнат, на углу Невского проспекта и набережной реки Мойки. В этом доме в 1761 году и умерла Елизавета Петровна, а здание, простоявшее 10 лет, после смерти императрицы было разобрано.

Шестой Зимний дворец

Зимний дворец строился с 1754 по 1762 год, но Елизавета Петровна умерла, так и не увидев его завершенным. Монументальное здание на набережной Невы было возведено в стиле барокко, с обилием колонн и декоративных лепных деталей. Это было последнее и самое грандиозное творение Растрелли.

Оформление интерьеров завершалось при Петре III, а когда его свергли, захватившая власть Екатерина II отстранила Растрелли от работ, предоставив ему отпуск.

Архитектор уехал на год в Италию, но по возвращению ситуация не изменилась. Растрелли был самым ярким представителем стиля барокко, который в то время вышел из моды. Ему не давали важных заданий, у него не осталось заказчиков и вскоре он был уволен «в рассуждении старости и слабого здоровья» с назначением пенсиона в тысячу рублей в год.

Интересно, что архитектор трудился в течение 46 лет при многих императорах, но только Петр III за верную службу удостоил его званием генерал-майора и наградил орденом Святой Анны.

Более 100 лет в Санкт-Петербурге запрещалось строить дома выше Зимнего дворца. Чтобы увеличить количество этажей, но не нарушить закон, хитрые строители нашли выход – они делали козырек и надстраивали сверху 1-2 этажа мансард, возведение которых законом не запрещалось.

Пожар, случившийся в 1837 году повредил интерьеры, созданные великими мастерами Растрелли и Кваренги, Росси и Моферанном. На восстановление здание ушло два года.

Мы привыкли к светло-зеленому тону фасадов здания, а между тем, перед Первой Мировой войной строение было покрашено в красно-кирпичный цвет.

Одна из легенд объясняет этот курьез тем, что император Германии Вильгельм направил в Россию целый состав вагонов сурика для покраски кораблей, но чиновники краску забраковали и решили ей покрасить фасады города, а первой жертвой этой идеи стал Зимний дворец.

Зимний дворец на Дворцовой площади – это шестая и последняя резиденция представителей рода Романовых. Именно его брали штурмом во время Октябрьской революции в 1917 года, хотя, по мнению историков, это миф и никакого штурма не было. Ведь, вряд ли можно назвать штурмом холостые выстрелы «Авроры», после которых вооруженные люди без потерь ворвались во дворец, а главной заботой женского батальона и юнкеров, оборонявших здание, было не допустить расхищения ценностей.

Источники:
http://zimniy-dvorec.ru/
http://peterburg.guide/muzei/zimnij-dvorec/
http://www.hellopiter.ru/Winter_%20palace.html
http://karta-turizma.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/zimnij-dvorets-sankt-peterburga.html
http://www.spb-guide.ru/page_19973.htm
http://olegbaranovskyi.com/publ/turisticheskaja_ehnciklopedija/chudesa_sveta/zolotoj_khram_indija/192-1-0-409

Ссылка на основную публикацию